образовательная программа студии "Маги"
методическая разработка (5 класс) по теме

Левенец Светлана Васильевна

 

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр детского творчества»     

 

 

 

 

                                                                                                      

 

                                                                                    Утверждаю

                                                             Директор ЦДТ

                                                                                     ___________Н. В. Чугулёва

                                                                                           16. 09. 01 г.

                                                                                           

 

 

 

 

 

П Р О Г Р А М М А

деятельности

студии «Маги»

«Из простой бумаги мастерим как маги»

 

 

 

 

                                                                                         Возраст 7-10 лет

                                                                                         Трехгодичная

 

 

 

 

 

Педагог дополнительного

образования Левенец С. В.

 

 

 

 

 

Большеречье, 2001 г.

Пояснительная  записка

Направленность образовательной программы – художественно – эстетическое направление.

   Бумага и картон - очень распространённые и недорогие материалы. Их  можно купить в магазине или использовать обложки старых тетрадей, коробки, обрезки бумаги, остающиеся от производства на многих предприятиях.

    Изготовление изделий из бумаги и картона способствует эстетическому развитию детей, дети привыкают к аккуратности и бережному отношению к материалу. При этом поделки находят широкое применение в жизни детей. Это подарки родителям, различные пособия для школы.

    Кроме получения определенных знаний и практических умений, важно познакомить учащихся с физическими, механическими и технологическими свойствами бумаги, с видами бумаги, картина, с переработкой этих материалов в изделиях и с некоторыми другими сведениями. Все это расширяет общий кругозор школьников. Усвоение необходимых сведений  о бумаге и картоне помогает детям правильно и осознанно выполнять технологические процессы, не допускать ошибок, добиваться лучшего качества работы, помогает подбирать для того или иного изделия бумагу и картон нужного качества и вида.

     Для всех видов технологического труда необходимо выполнение чертежно-измерительных работ,  а первоначальные умения в этом учащиеся как раз получают при обработке бумаги и картона.

    Хорошо освоив приемы работы по выклейке папье-маше, можно сделать много самых разнообразных полезных и красивых изделий. Из папье-маше выклеивают игрушки для украшения новогодней ёлки и просто игрушки, различные декоративные тарелки, тарелочки и вазы, и  даже целый  чайный сервиз. Изделия из папье-маше используют как бутафорию при оформлении школьного спектакля. Любителям кукольного театра можно выклеивать из папье-маше головки кукол - персонажей для спектаклей.

      Создание игрушек, сувениров и других изделий из папье-маше, бумаги и  солёного теста приближается к художественному конструированию, способствует развитию эстетических чувств и художественных наклонностей детей.

    Практическое применение изделий из папье-маше, бумаги  и  солёного теста  достаточно широко и способствует решению и других  воспитательных задач. Создавая вещи учебного и бытового назначения, игрушки, персонажи для кукольного  театра, подарки и сувениры, учащиеся убеждаются в практической значимости их труда.

    Работа с папье-маше не ограничивается, как правило, приемами выклейки. Эта работа охватывает значительно больший круг навыков и различных трудовых процессов. Чтобы сделать какое - либо изделие из папье-маше, необходимо изучить способы приготовления клея, глины, соленого теста, различных грунтовок, научиться лепить из глины, пластилина, соленого теста, уметь грунтовать, научиться со вкусом расписывать красками изделие.

   Занятия по выклейке папье-маше, соленым  тестом и бумаге  развивают творческие способности, фантазию, вырабатывают художественный вкус, воспитывают настойчивость, прилежание, аккуратность, знакомят с практическими применением различных материалов и инструментов, дают много полезных навыков, которые пригодятся каждому.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

Новизна программы «Из простой бумаги мастерим как маги» состоит в том, что в процессе обучения воспитанники получают знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, правилах лепки, рисования, аппликации.

Педагогическая целесообразность объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Специальные задания на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Отличительной чертой данной программы от других программ является то, что она расширяет не только кругозор, но и творческие возможности детей, стимулирует к творческому поиску над решением поставленной задачи, развивает художественный вкус.

         Учитывая индивидуальные особенности развития детей, местные условия, интересы школьников, руководитель кружка в ходе учебно - воспитательной работы может по отдельным темам вносить сокращение или увеличение материала по некоторым темам.

     Студия постоянного состава. Занимаются дети 2 - 5 классов. Программа рассчитана на 3 года обучения, 1 год - 216 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

      Цель: развитие художественного и эстетического вкуса у ребенка.

Задачи студии: 1 . развивать индивидуальные склонности ребенка, учить               

                    планировать сваю трудовую деятельность, осуществлять

                     собственные замыслы, совершенствовать умения и 

                     навыки;

                2. расширять общий кругозор детей, их значения о                                    материалах, инструментах; 

                3. воспитывать дружбу, товарищество,                            дисциплинированность, взаимопомощь, любовь к труду,

                    организованность, чувство коллективизма.

Задачи в области формирования личностной культуры:

- формирование основ нравственного самосознания личности;

- формирование понимания нравственного смысла социально ориентированной и общественно-полезной деятельности;

- укрепление у младшего подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств, трудолюбия;

- формирование ценностного отношения к здоровью.

 

Задачи в области формирования социальной культуры:

- осознание себя как члена коллектива студии, территориально-культурной общности, российской гражданской нации;

-развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками, старшими и младшими;

- формирование первичных навыков успешной социализации;

- укрепление доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, приобретение опыта оказания помощи;

- обучение навыкам позитивного общения, формирование навыков разрешения конфликтов, проблем общения, освоение навыков культуры поведения.

 

 

Оценка достижения результатов деятельности:

Данная программа способствует формированию у обучающихся следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

 

Личностные результаты:

- формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально-значимом труде;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе общественно полезной, творческой и других видов деятельности;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты:

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки,  принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формирование и развитие эстетического мышления.

 

Планируемые результаты реализации программы:

Планируемые результаты реализации программы студии «Флоренталь» ориентированы на достижение  первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов.

 

Результаты первого уровня: Приобретение обучающимися социальных знаний ( об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о способах действий). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет организация взаимодействия обучающегося с педагогом.

У обучающихся  будет сформирована внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе, селу, области.

Выпускник получит возможность для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

 

Результаты второго уровня: Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( природа, Отечество, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

У обучающихся будут сформированы:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;

- уважительное отношение к иному мнению, истории, культуре других народов;

Выпускник получит возможность для формирования:

- навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- эмпатии как понимания чувств  других людей.

 

Результаты третьего уровня: Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

У обучающихся будут сформированы навыки:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Выпускник получит возможность для формирования:

- самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установки на здоровый образ жизни.

 

    Программа занятий студии «Маги» составлена с учетом:   

·     всестороннего развития личности, возрастных и индивидуальных      

особенностей детей;

·     сознательности, творческой активности и самостоятельности ребенка при руководящей роли педагога;

·     систематически и последовательности в овладении знаниями, умениями и  навыками;

·     доступности в обучении;

наглядности;

·     рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной  работы.

Уровень мастерства и конечный результат хорошо виден в конце обучения.

 Учащиеся могут:

·     знать способ выклейки изделий из папье-маше, виды бумаги, технологию изготовление бумаги, историю возникновение бумаги, папье-маше, развитие папье-маше;

·     владеть приемами работы, изготавливая дополнения к выклеенным изделием;

·     уметь изготавливать соленое тесто, знать его качества, свойства, приемы вылепливания изделий;

·     самостоятельно контролировать некоторые этапы работы над изделием;

·     видеть результат своего кропотливого труда;

·     участвовать в выставках.

 

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа занятий кружка:

1. Программа кружков для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.

2. Перспективный план работы ЦДТ.

3. Должностная инструкция руководителя студии.

4. Конвенция о правах ребенка.

5. Инструкция по технике безопасности при работе с ножницами.

6. Документы и материалы по профилю студийной  работы.

 Программа обучения начинается с вводного занятия.

Педагогические принципы, положенные в основу программы:

·         принцип сотрудничества – совместная деятельность педагога и детей;

·         принцип совместного развития детей, педагога, образовательной среды;

·         принцип демократизации – право выбора;

·         принцип гуманизации – ценность общекультурного человеческого достоинства;

·         принцип наглядности – широкое использование наглядных пособий, технических средств;

  • принцип актуальности – максимальная приближенность содержания программы к реальным условиям жизни.                     

 

 

 Методы обучения,  используемые на занятиях:

рассказ,

беседа,

объяснение,

викторины,

наблюдения,

 

показ,

инструктаж,

схемы,

практическая работа.

 

 

 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СТУДИИ «МАГИ».

   Мы составили тематический план студии трехгодичного обучения, опираясь на принцип: от простого к сложному.

 

1 год обучения.

№, п/п

Т е м а

В том

числе

теория.

В том

числе

практика

Всего

часов

1

Вводное занятие.

3

-

3

2

Ознакомление с основами композиции, цветоведения.

3

3

6

3

Ознакомление с орнаментами, композицией Гжели и Жостовской росписи.

3

3

6

4

Изготовление изделий из папье-маше под роспись: тарелочка, поднос.

3

12

15

5

Выполнение росписи изделий.

-

6

6

6

Знакомство с бумажной массой, техникой ее изготовления, работой с ней.

3

3

6

7

Изготовление изделий  при помощи бумажной массы: кроликов, карандашниц, бус, браслетов, роспись изделий.

3

33

36

8

Лепка рельефа из бумажной массы на блюде и кашпо с изображением растительного и животного орнамента. Выполнение росписи изделий.

3

18

21

9

Знакомство с православными праздниками, в том числе с Пасхой и писанками.

3

-

3

10

Изготовление писанок  и утки для них; роспись изделий.

6

18

24

11

Работа с соленым тестом: цветы, фрукты, подсвечников, плоские украшения, выполненные с помощью шаблона, кольца и подковы, медальоны. Украшения со специями и бисером, косы и венки, подставочка со свечой, рождественские украшения.

3

51

54

12

Аппликационные картины, журнальные вырезки.

3

18

21

13

Поделки из спичек.

3

12

15

 

                                                 итого

39

177

216

 

 

 

 

 

 

2 год обучения.

 №, п/п

Тема

В том

числе

теория.

В том числе практика

Всего часов.

1.

Вводное занятие.

3

-

3

2.

Работа с натуры: лепка овощей, фруктов, шкатулки, вазы, блюда, для овощей и фруктов.

6

9

15

3.

Изготовление вылепленных изделий из папье-маше.

6

37

43

4.

Линя и пятно - выразительные средства графики.

3

-

3

5.

Знакомство с росписью Палеха.

3

-

3

6.

Изготовление изделий из основы - форма электрическая лампочка.

3

6

9

7.

Изготовление копилки «свинья».

3

12

15

8.

Ознакомление с азами театра: кукольный, марионетки, театра масок.

3

-

3

9.

Изготовление марионеток, кукольного театра, масок.

3

 

49

52

10.

 

Работа с соленым тестом. Зверюшки зодиака, новогодние сердечки и веночки, семья свинок, тестяные тарелки, большие подсвечники.

3

34

37

11.

Поделки из спичек.

-

12

12

12.

Картины, сплетенные из бумажных полос. 

Вьетнамские силуэтные картинки.

3

18

21

 

                                              итого

39

177

216

 

3 год обучения.

№, п/п

Тема.

В том

числе

теория.

В том

числе

практика.

Всего

часов.

1.

Вводное занятие.

3

-

3

2.

Ознакомление с цветочным орнаментом.

3

3

6

3.

Изготовление матрешек, чайного сервиза, вазы; роспись изделий.

6

39

45

4.

Знакомство с орнаментом Хохломы.

3

3

6

5.

Изготовление набора хохломской посуды (кастрюля, чашка, ложка, ковш); роспись изделий.

6

52

58

6.

Изготовление объемной маски на основе воздушного шарика, дополнение из бумажной массы; роспись.

3

15

18

7.

Работа с соленым тестом. Картины из соленого теста, тестяные куклы, панно.

3

39

42

8.

Поделки из спичек.

-

15

15

9.

Филигранные картины, картины – витражи.

3

20

23

 

                                                 итого

30

186

216

Содержательная характеристика курса.

 

1 год обучения.

1. Вводное занятие. Ознакомление с работой кружка. Техника безопасности, правила поведения на занятии. Просмотр образцов изделий, которые будем изготавливать в этом году. Дежурство по уборке помещения. 3 часа.

2. Ознакомление с основами композиции, цветоведения. Работа по образцу, составление «цветовой» радуги, смешивание цветов. 6 часов.

3. Ознакомление с орнаментами, композицией Гжели и Жостовской росписи

Центр народного ремесла - село Раменское. Орнамент Гжели, характерные особенности орнамента. Композиционный принцип Гжельской росписи. Демонстрация изделий народных мастеров, открыток, изделий кружковцев, изготовленных ранее, показ фильма. Приемы росписи: краски только синие и его оттенки, сочные мазки, четкие линии и росчерки, штрихи.

Центр народного промысла - деревня Жостово Мытищевского района Московской области. Орнамент Жостова, характерные особенности орнамента. Композиционные принципы Жостовской росписи. Демонстрация изделий народных мастеров, открыток, изделий кружковцев, показ фильма. Приемы росписи: цветочные мотивы набивных ситцев ивановских фабрик и лукутинской миниатюры. Изображаются букеты, фрукты на металлических подносах. 6 часов.

4. Изготовление изделий из папье-маше под роспись: тарелочка, поднос. Показ техники выполнения изделий: 1-й слой - на воду, последующие - на клейстер. Наклеивать нужно последовательно. После снятия, изделие нужно довести до конечного результата: выровнять и обклеивать края, загрунтовать. 15 часов.

5. Выполнение росписи изделий. Роспись изделия. Выявление неточностей при исполнении росписи и их исправление. 6 часов.

6. Знакомство с бумажной массой, техникой ее изготовления, работой с ней. Рассказ о бумажной массе, как ее изготавливать. Показ образцов изделий, оформленных бумажной массой. 6 часов.

7. Изготовление изделий при помощи бумажной массы: кроликов, карандашниц, бус, браслетов, росписи изделий. Внешние особенности кролика (длинные уши, небольшой круглый хвост, мордочки немного вытянуты). Окраска может быть разнообразной: от черного до белого, бывают пятнистые. Используя бросового материала в работе - это второе рождение предмета, коробки, ветки и т. д. Что можно изготовить из бросового материала. Способы и приемы изготовления. 36 часов.

8. Лепка рельефа из бумажной массы на блюде и кашпо с изображением растительного и животного орнамента. Выполнение росписи изделий. Переработка реальных форм в стилизованное скульптурное изображение, понятие о рельефе. Объяснение заданий: 1) передача в рисунке общего объема в пространстве; 2) весовое соотношение предметов; 3) конструктивное построение объема; 4) пластичное выражение объема; 5) выполнение животных с передачей их характеров и повадок. 21 час.

9. Знакомство с православными праздниками, в т. ч.. Пасхой и писанками. Краткие сведения из истории православных праздников в России изготовлении писанок. Демонстрация иллюстраций писанок. Изучение кистевых приемов письма, писанок. Развитие навыков и умений кистевой росписи на основе изучения наиболее характерных элементов. 3 часа.

10. Изготовление писанок и утки для них; роспись изделий. Цвета росписи  писанок. Фон и его значение в росписи. Показ образцов, фрагментов росписи. 24 часа.

11. Работа с соленым тестом: цветы, фрукты, подсвечники, плоские украшение, выполненные с помощью шаблона, кольца, подковы, медальоны, украшения со специями и бисером, косы и венки, подставочка со свечой, рождественские украшения. Показ иллюстраций, схем, задача: развивать фантазию детей. Познакомить с приготовлением соленого теста, его свойствами и качествами. Роспись вылепленных изделий, украшение их специями, бисером, шишками, мхом и т. д. 54 часа.

12. Поделки из спичек. Показ иллюстраций, схем, объяснение последовательности работы по схемам. Изготовление колодца, лавочки, стола, стула, стремянки. ТБ при работе с клеем и ножом. 15 часов.

13. Аппликационные картины, журнальные вырезки. Беседа об аппликационных картинах и журнальных вырезках. Объяснение, что это такое. Показ иллюстраций, образцов. Материалы, инструменты. Последовательность изготовления аппликационных картин «Яблоневая ветвь» и журнальной вырезки на свободную тему. ТБ при работе ножницами, клеем. 21 час.

 

2 год обучение.

1. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы на учебной год. Показ изделий, которые будем выполнять. Ознакомить с техникой безопасности. 3 часа.

2. Работа с натуры: лепка овощей, фруктов, шкатулки, вазы, блюда для овощей и фруктов. Задачи: развитие наблюдательности и чувства объемного изображения, развитие глазомера и чувства пропорции. Показ образцов и иллюстраций. 15 часов.  

3. Изготовление выполненных изделий из папье-маше, повторение техники вылепливания способом папье-маше. Разрезание изделия и склеивание его. Грунтовка изделия. Роспись овощей и фруктов из папье-маше, шкатулки, вазы, блюда. Добиваться сходства по окраске с настоящими овощами, фруктами. Цветовые сочетания в орнаментах, основные элементы, составляющие орнамент. Зарисовка цветочного орнамента на черном, белом фоне, обобщение мелких деталей цветочного орнамента. Черный цвет изделия и его значение для создания выразительности орнамента.  43 часа.

4. Линия и пятно - выразительные средства графики. Понятие «контур» и «силуэт». Просмотр репродукций, иллюстраций в книгах материалов для рисования линий, пятном и техника работы ими. Кисть и ее изобразительный язык, перо, фломастер, палочка, уголь, мел. 3 часа.

5.  Знакомство с росписью Палеха. Стиль Палеха, композиционный принцип росписи. Демонстрация изделий народных мастеров, открыток, изделий кружковцев, показ фильма. Приемы росписи: плавные линии, реальное изображение природы, людей, в основном праздничные картины, пейзажи. 3 часа.

6. Изготовление изделий из основы - форма электрическая лампочка. После того, как изделие выклеено, просушено, снято с основы, загрунтовано, перед детьми ставится учебно-трудовая задача: путем незначительных изменений, добавлений и раскраски превратить полученную заготовку в какой-нибудь интересный и полезный предмет. Например: груша, вазочка, карандашница, луковица, неваляшка, графин, гриб, головки сказочных персонажей. 9 часов.

7. Изготовление копилки «свинья». Повторение техники выклейки папье-маше. При помощи дополнений получается свинья-копилка. 15 часов.

8. Ознакомление с азами театра: кукольный, марионетки, театра маски. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусства. Рассказ о театре кукол. Рассказ о марионетках. Родина марионеток - Италия. Особенности марионеток - точность в имитации человеческого жеста. 3 часа.

9. Изготовление марионеток, кукольного театра, маски. Рассказ о марионетках в России. Показ открыток, иллюстраций, куклы-марионетки. Объяснение выполнения работы. Сложность изготовления маски - вылепливания ее из соленого теста, а затем обклеивание. Рассказ об африканских, греческих и других масках. 52 часа.

10. Работа с соленым тестом. Зверюшки зодиака, новогодние сердечки и веночки, семья свинок, тестяные тарелки, большие подсвечники. Самостоятельное приготовление соленого теста. Вспомнить составляющие ингредиенты теста. Показ иллюстраций, схем. Самостоятельная работа со схемами. Роспись изделий из соленого теста. 37 часов.

11. Поделки из спичек. Показ иллюстраций, схем. Вместе с детьми определяется последовательность работы по схемам. Изготовление садового инструмента, лодки, собаки, подсолнуха, елки. ТБ при работе с клеем, ножом. 12 часов.

12. Картины, сплетенные из бумажных полос, вьетнамские силуэтные картины. Рассказ о вьетнамских силуэтных картинах, чем отличаются от обычных силуэтных картин. Показ иллюстраций, образцов. Беседа о картинах, сплетенных из бумажных полос.  Показ иллюстраций, образцов. Материалы, инструменты. Последовательность изготовления картин. Изготовление вьетнамской силуэтной картины «Парусник» и картины, сплетенной из полос бумаги «Яблоко». ТБ при работе ножницами, клеем. 21 час.

 

 

3 год обучения

1. Вводное занятие. План занятий и задачи кружка на учебный год. Показ изделий, изготовление которых было выполнено ранее. Техника безопасности. 3 часа.

2. Ознакомление с цветочным орнаментом. Цветовые сочетания в орнаментах. Основные элементы, составляющие орнамент. Зарисовка элементов росписи Семеновских, Полхов - Майданских, матрешек Крутца. Различие цветочного орнамента разных областей. 6 часов.

3. Изготовление матрешек, чайного сервиза, вазы; роспись изделий. Закрепление техники выклейки способом папье-маше. Наклеивать нужно последовательно. После снятия изделия, склеить его аккуратно, выровнять края, загрунтовать. При использовании росписи изделий выявлять неточности и исправлять их. 45 часов.

4. Знакомство с орнаментом Хохломы. Центр промысла - Хохломы. Орнамент Хохломы, характерные особенности орнамента. Композиционные принципы хохломской росписи. Достижение стилевого единства, выбор главного композиционного центра, ритм в композициях Хохломских  мастеров. Демонстрация изделий народных мастеров, открыток, зарисовок, изделий кружковцев, показ фильма.

Два характерных приема росписи: роспись «верховая», роспись «под  фон». Разновидность письма «под фон» - Кудрина. 6 часов.

5. Изготовление набора хохломской посуды (кастрюля, чашка, ложка, ковш); роспись изделий. Повторение техники выклейки папье-маше. Разрезание изделия и склеивание его. Грунтовка, роспись набора «под Хохлому». 58 часов.

6.  Изготовление объемной маски на основе воздушного шарика, дополнение из бумажной массы; роспись. Знакомство с еще одним способом выклейки  папье-маше - обклеивание шарика. Снятия с основы готовой формы путем сдутия шарика, дополнение на маске выполняется из бумажной массы, грунтовка, роспись: чем ярче, необычнее, тем лучше.18 часов.

7. Работа с соленым тестом. Картины из соленого теста, тестяные куклы, панно. Показ иллюстраций. Закрепить знания о соленом тесте, его свойствах, качествах, приемах вылепливания и высушивания. В основном самостоятельная работа над картинами, куклами, панно. 42 часа.

8. Поделки из спичек. Показ иллюстраций, схем. Объяснение детьми  последовательности работы по схемам. Изготовление домика, забора, петуха, телеги, лошади, кошки. Составление композиции «Деревенский двор» из изготовленных за 3 года поделок. ТБ при работе с клеем, ножом. 15 часов.

9. Филигранные картины, картины – витражи. Беседа о филиграни, или квилинге, о витражах. Показ иллюстраций, образцов. Материалы и инструменты. Последовательность изготовления картин. Изготовление филигранной картины «Жар - птица», картины – витража «Избушка Бабы Яги». ТБ при работе ножницами, клеем. 23 часа.

Обеспечение программы:

    Успешная реализация программы зависит от средств обеспечения.

Методическая база:

1. Методическая литература для теоретических и практических занятий.

2. Разработка открытых уроков.

3. Литература и печатные изделия в помощь учащимся для самостоятельной работы.

Дидактическая база:

1. Образы изделий.

2. Схемы выклейки изделий способом папье-маше.

3. Схемы вылепливания изделий из соленого теста.

Материально - техническая база:

1. Помещение.

2. Рабочие места.

3. Необходимый инструмент и материалы.

Каждому учащемуся необходимо иметь:

1. Кисти широкую и узкую.

2. Краски.

3. Карандаши.

4. Клейстер.

5. Газету.

6. Соленое тесто.

7. Бумагу.

Финансовая база:   

1. Родительская поддержка.

2. Помощь спонсоров.

3. Выставки - продажи.

Образовательный процесс программы опирается на следующие методы и приемы обучения:

·         практические – учебно-производительный труд, упражнение, моделирование;

·         наглядные – иллюстрации, демонстрация натуральных объектов, изобразительных пособий;

·         вербальные – инструктаж, объяснение;

·         проектные - создание  творческих проектов;

·         психологические и социологические - разработка, проведение и анализ анкеты, психологические тесты.

Методы и приемы развития творческих способностей и воспитания:

·         демократический стиль взаимоотношений педагога с воспитанниками, поощрение стремления к самостоятельной деятельности и независимости суждений, уважение свободы выбора области применения своих сил и методов достижения цели;

·         индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей обучаемого;

·         создание творческого климата и творческих ситуаций на занятиях, условий для воплощения конкретных творческих идей;

·         позитивный пример педагога творческого поведения, широкого круга интересов и умений, активной жизненной позиции, энтузиазма.

 

 

 

 

                      

 

 

Оценка эффективности программы:

Диагностика и отслеживание результативности программы является важным звеном образовательного процесса. Контроль проводится в течение года.

Вид контроля.

Методы.

Формы.

1. Предварительный (выявле

ние уровня знаний, умений, навыков).

Собеседование.

Индивидуальная.

2. Текущая проверка в процессе изучения темы.

Опрос по теме.

Индивидуальная.

3. Периодическая проверка в конце каждого раздела.

Выставка.

Индивидуальная.

Итоговая (годовая) проверка и учет полученных знаний.

Отчетная выставка.

Индивидуальная.

 

  

 

 

 

 

Система поощрения:

Виды поощрения.

Методы.

Формы.

Моральное.

Словесные.

Оценка педагога.

 

Наглядные.

Личная выставка.

 

Практические.

Участие в мероприятиях  ЦДТ.

Материальное.

Награждение

Индивидуальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательно-воспитательная работа:

 

Задачи.

Дела студии по решению поставленных задач.

Сроки.

1. Воспитательная работа.

- Знакомство учащихся с историей, культурой, искусством района.

 

 

 

- Участие в мероприятиях и выставках.

 

 

Экскурсия в музей,

экскурсия в «Старину сибирскую».

Посещение выставки прикладного творчества в День поселка.

Декада открытых дверей в ЦДТ

Семейная гостиная.

Новогодние утренники.

Выставка.

Творческий отчет ЦДТ.

 

 

Декабрь.

Ноябрь.

 

Август.

 

 

Сентябрь

 

Февраль.

Декабрь.

Март.

Май.

2. Общественно - полезная работа.

Изготовление сувениров в призовой фонд.

В течение года.

3. Работа по созданию и развитию коллектива.

Коллективное обсуждение плана работы кружка.

Подведение итогов работы кружка.

Сентябрь.

 

Май.

4. Работа с родителями.

Приглашать родителей на мероприятия, проводимые в ЦДТ.

Работа с родителями.

В течение года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для педагога:

1. Алянский Ю. Азбука театра, - Ленинград: Дет. Лит-ра, Ленинградское отделение, 1990.

2. Бусева-Давыдова И. Л. Игрушки Крутца, - М.: Дет. Лит-ра, 1991.

3. Газарян С. С. Прекрасное - своими руками. - М. Дет. Лит-ра, 1986.

4. Левина М. 365 кукол со всего света.- М.: Рольф, 2000.

5. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги.-Ярославль,  «Академия, К.», 1998.

6. Рэй Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. - М.: Изд. Дом «Россмен», 1996.

7. Своими руками. Сборник в помощь кружкам «Умелые руки». - М., Молодая гвардия, 1958.                                   

8. Своими руками. Сборник в помощь кружкам «Умелые руки». - М., Молодая гвардия, 1958.                                   

9. Щеглова А.В. Бумажные картины: папье – маше, декупаж, трехмерные панно. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

10. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино./гл. ред, В. А. Володин/.- Аванта +, 2001.

11. Энциклопедия символов, знаков, эмблем./ сост. В. Андреева и др. - М.: Локид; Миф, 2000.

12. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки; Авт. Сост. Н. Г. Юрина.-М.: ООО Фирма «Издательство АТС»; ЗАО Изд. Дом «Семейная библиотека», 1999.

 

Список литературы для детей:

1.     Кабаченко С. Поделки из спичек. – М.: Эксмо, 2008.

2.     Рэй Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- М.: изд. Дом «Россмен», 1996.

3.     Своими руками. Сборник в помощь кружкам «Умелые руки».- М.: Молодая гвардия, 1958.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon studiya_magi_levenec_s.v.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр детского творчества»      

                                                                                                       

                                                                                    Утверждаю

                                                             Директор ЦДТ

                                                                                     ___________Н. В. Чугулёва

                                                                                           16. 09. 01 г.

                                                                                           

П Р О Г Р А М М А

деятельности

студии «Маги»

«Из простой бумаги мастерим как маги»

                                                                                         Возраст 7-10 лет

                                                                                         Трехгодичная

Педагог дополнительного

образования Левенец С. В.

Большеречье, 2001 г.

Пояснительная  записка

Направленность образовательной программы – художественно – эстетическое направление.

   Бумага и картон - очень распространённые и недорогие материалы. Их  можно купить в магазине или использовать обложки старых тетрадей, коробки, обрезки бумаги, остающиеся от производства на многих предприятиях.

    Изготовление изделий из бумаги и картона способствует эстетическому развитию детей, дети привыкают к аккуратности и бережному отношению к материалу. При этом поделки находят широкое применение в жизни детей. Это подарки родителям, различные пособия для школы.

    Кроме получения определенных знаний и практических умений, важно познакомить учащихся с физическими, механическими и технологическими свойствами бумаги, с видами бумаги, картина, с переработкой этих материалов в изделиях и с некоторыми другими сведениями. Все это расширяет общий кругозор школьников. Усвоение необходимых сведений  о бумаге и картоне помогает детям правильно и осознанно выполнять технологические процессы, не допускать ошибок, добиваться лучшего качества работы, помогает подбирать для того или иного изделия бумагу и картон нужного качества и вида.

     Для всех видов технологического труда необходимо выполнение чертежно-измерительных работ,  а первоначальные умения в этом учащиеся как раз получают при обработке бумаги и картона.

    Хорошо освоив приемы работы по выклейке папье-маше, можно сделать много самых разнообразных полезных и красивых изделий. Из папье-маше выклеивают игрушки для украшения новогодней ёлки и просто игрушки, различные декоративные тарелки, тарелочки и вазы, и  даже целый  чайный сервиз. Изделия из папье-маше используют как бутафорию при оформлении школьного спектакля. Любителям кукольного театра можно выклеивать из папье-маше головки кукол - персонажей для спектаклей.

      Создание игрушек, сувениров и других изделий из папье-маше, бумаги и  солёного теста приближается к художественному конструированию, способствует развитию эстетических чувств и художественных наклонностей детей.

    Практическое применение изделий из папье-маше, бумаги  и  солёного теста  достаточно широко и способствует решению и других  воспитательных задач. Создавая вещи учебного и бытового назначения, игрушки, персонажи для кукольного  театра, подарки и сувениры, учащиеся убеждаются в практической значимости их труда.

    Работа с папье-маше не ограничивается, как правило, приемами выклейки. Эта работа охватывает значительно больший круг навыков и различных трудовых процессов. Чтобы сделать какое - либо изделие из папье-маше, необходимо изучить способы приготовления клея, глины, соленого теста, различных грунтовок, научиться лепить из глины, пластилина, соленого теста, уметь грунтовать, научиться со вкусом расписывать красками изделие.

   Занятия по выклейке папье-маше, соленым  тестом и бумаге  развивают творческие способности, фантазию, вырабатывают художественный вкус, воспитывают настойчивость, прилежание, аккуратность, знакомят с практическими применением различных материалов и инструментов, дают много полезных навыков, которые пригодятся каждому.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

Новизна программы «Из простой бумаги мастерим как маги» состоит в том, что в процессе обучения воспитанники получают знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, правилах лепки, рисования, аппликации.

Педагогическая целесообразность объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Специальные задания на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Отличительной чертой данной программы от других программ является то, что она расширяет не только кругозор, но и творческие возможности детей, стимулирует к творческому поиску над решением поставленной задачи, развивает художественный вкус.

         Учитывая индивидуальные особенности развития детей, местные условия, интересы школьников, руководитель кружка в ходе учебно - воспитательной работы может по отдельным темам вносить сокращение или увеличение материала по некоторым темам.

     Студия постоянного состава. Занимаются дети 2 - 5 классов. Программа рассчитана на 3 года обучения, 1 год - 216 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

      Цель: развитие художественного и эстетического вкуса у ребенка.

Задачи студии: 1 . развивать индивидуальные склонности ребенка, учить                

                    планировать сваю трудовую деятельность, осуществлять

                     собственные замыслы, совершенствовать умения и  

                     навыки;

                2. расширять общий кругозор детей, их значения о                                    материалах, инструментах;  

                3. воспитывать дружбу, товарищество,                            дисциплинированность, взаимопомощь, любовь к труду,

                    организованность, чувство коллективизма.

Задачи в области формирования личностной культуры:

- формирование основ нравственного самосознания личности;

- формирование понимания нравственного смысла социально ориентированной и общественно-полезной деятельности;

- укрепление у младшего подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств, трудолюбия;

- формирование ценностного отношения к здоровью.

Задачи в области формирования социальной культуры:

- осознание себя как члена коллектива студии, территориально-культурной общности, российской гражданской нации;

-развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками, старшими и младшими;

- формирование первичных навыков успешной социализации;

- укрепление доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, приобретение опыта оказания помощи;

- обучение навыкам позитивного общения, формирование навыков разрешения конфликтов, проблем общения, освоение навыков культуры поведения.

Оценка достижения результатов деятельности:

Данная программа способствует формированию у обучающихся следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

Личностные результаты:

- формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально-значимом труде;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе общественно полезной, творческой и других видов деятельности;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки,  принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формирование и развитие эстетического мышления.

Планируемые результаты реализации программы:

Планируемые результаты реализации программы студии «Флоренталь» ориентированы на достижение  первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня: Приобретение обучающимися социальных знаний ( об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о способах действий). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет организация взаимодействия обучающегося с педагогом.

У обучающихся  будет сформирована внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе, селу, области.

Выпускник получит возможность для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Результаты второго уровня: Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( природа, Отечество, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

У обучающихся будут сформированы:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;

- уважительное отношение к иному мнению, истории, культуре других народов;

Выпускник получит возможность для формирования:

- навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- эмпатии как понимания чувств  других людей.

Результаты третьего уровня: Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

У обучающихся будут сформированы навыки:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Выпускник получит возможность для формирования:

- самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установки на здоровый образ жизни.

    Программа занятий студии «Маги» составлена с учетом:    

  1. всестороннего развития личности, возрастных и индивидуальных      

особенностей детей;

  1. сознательности, творческой активности и самостоятельности ребенка при руководящей роли педагога;
  2. систематически и последовательности в овладении знаниями, умениями и  навыками;
  3. доступности в обучении;

наглядности;

  1. рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной  работы.

Уровень мастерства и конечный результат хорошо виден в конце обучения.

 Учащиеся могут:

  1. знать способ выклейки изделий из папье-маше, виды бумаги, технологию изготовление бумаги, историю возникновение бумаги, папье-маше, развитие папье-маше;
  1. владеть приемами работы, изготавливая дополнения к выклеенным изделием;
  1. уметь изготавливать соленое тесто, знать его качества, свойства, приемы вылепливания изделий;
  1. самостоятельно контролировать некоторые этапы работы над изделием;
  1. видеть результат своего кропотливого труда;
  1. участвовать в выставках.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа занятий кружка:

  1. Программа кружков для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
  2. Перспективный план работы ЦДТ.
  3. Должностная инструкция руководителя студии.
  4. Конвенция о правах ребенка.
  5. Инструкция по технике безопасности при работе с ножницами.
  6. Документы и материалы по профилю студийной  работы.

 Программа обучения начинается с вводного занятия.

Педагогические принципы, положенные в основу программы:

  1. принцип сотрудничества – совместная деятельность педагога и детей;
  2. принцип совместного развития детей, педагога, образовательной среды;
  3. принцип демократизации – право выбора;
  4. принцип гуманизации – ценность общекультурного человеческого достоинства;
  5. принцип наглядности – широкое использование наглядных пособий, технических средств;
  6. принцип актуальности – максимальная приближенность содержания программы к реальным условиям жизни.                      

 Методы обучения,  используемые на занятиях:

рассказ,

беседа,

объяснение,

викторины,

наблюдения,

показ,

инструктаж,

схемы,

практическая работа.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СТУДИИ «МАГИ».

   Мы составили тематический план студии трехгодичного обучения, опираясь на принцип: от простого к сложному.

1 год обучения.

№, п/п

Т е м а

В том

числе

теория.

В том

числе

практика

Всего

часов

1

Вводное занятие.

3

-

3

2

Ознакомление с основами композиции, цветоведения.

3

3

6

3

Ознакомление с орнаментами, композицией Гжели и Жостовской росписи.

3

3

6

4

Изготовление изделий из папье-маше под роспись: тарелочка, поднос.

3

12

15

5

Выполнение росписи изделий.

-

6

6

6

Знакомство с бумажной массой, техникой ее изготовления, работой с ней.

3

3

6

7

Изготовление изделий  при помощи бумажной массы: кроликов, карандашниц, бус, браслетов, роспись изделий.

3

33

36

8

Лепка рельефа из бумажной массы на блюде и кашпо с изображением растительного и животного орнамента. Выполнение росписи изделий.

3

18

21

9

Знакомство с православными праздниками, в том числе с Пасхой и писанками.

3

-

3

10

Изготовление писанок  и утки для них; роспись изделий.

6

18

24

11

Работа с соленым тестом: цветы, фрукты, подсвечников, плоские украшения, выполненные с помощью шаблона, кольца и подковы, медальоны. Украшения со специями и бисером, косы и венки, подставочка со свечой, рождественские украшения.

3

51

54

12

Аппликационные картины, журнальные вырезки.

3

18

21

13

Поделки из спичек.

3

12

15

                                                 итого

39

177

216

2 год обучения.

 №, п/п

Тема

В том

числе

теория.

В том числе практика

Всего часов.

1.

Вводное занятие.

3

-

3

2.

Работа с натуры: лепка овощей, фруктов, шкатулки, вазы, блюда, для овощей и фруктов.

6

9

15

3.

Изготовление вылепленных изделий из папье-маше.

6

37

43

4.

Линя и пятно - выразительные средства графики.

3

-

3

5.

Знакомство с росписью Палеха.

3

-

3

6.

Изготовление изделий из основы - форма электрическая лампочка.

3

6

9

7.

Изготовление копилки «свинья».

3

12

15

8.

Ознакомление с азами театра: кукольный, марионетки, театра масок.

3

-

3

9.

Изготовление марионеток, кукольного театра, масок.

3

49

52

10.

Работа с соленым тестом. Зверюшки зодиака, новогодние сердечки и веночки, семья свинок, тестяные тарелки, большие подсвечники.

3

34

37

11.

Поделки из спичек.

-

12

12

12.

Картины, сплетенные из бумажных полос.  

Вьетнамские силуэтные картинки.

3

18

21

                                              итого

39

177

216


3 год обучения.

№, п/п

Тема.

В том

числе

теория.

В том

числе

практика.

Всего

часов.

1.

Вводное занятие.

3

-

3

2.

Ознакомление с цветочным орнаментом.

3

3

6

3.

Изготовление матрешек, чайного сервиза, вазы; роспись изделий.

6

39

45

4.

Знакомство с орнаментом Хохломы.

3

3

6

5.

Изготовление набора хохломской посуды (кастрюля, чашка, ложка, ковш); роспись изделий.

6

52

58

6.

Изготовление объемной маски на основе воздушного шарика, дополнение из бумажной массы; роспись.

3

15

18

7.

Работа с соленым тестом. Картины из соленого теста, тестяные куклы, панно.

3

39

42

8.

Поделки из спичек.

-

15

15

9.

Филигранные картины, картины – витражи.

3

20

23

                                                 итого

30

186

216

Содержательная характеристика курса.

1 год обучения.

  1. Вводное занятие. Ознакомление с работой кружка. Техника безопасности, правила поведения на занятии. Просмотр образцов изделий, которые будем изготавливать в этом году. Дежурство по уборке помещения. 3 часа.
  1. Ознакомление с основами композиции, цветоведения. Работа по образцу, составление «цветовой» радуги, смешивание цветов. 6 часов.
  1. Ознакомление с орнаментами, композицией Гжели и Жостовской росписи

Центр народного ремесла - село Раменское. Орнамент Гжели, характерные особенности орнамента. Композиционный принцип Гжельской росписи. Демонстрация изделий народных мастеров, открыток, изделий кружковцев, изготовленных ранее, показ фильма. Приемы росписи: краски только синие и его оттенки, сочные мазки, четкие линии и росчерки, штрихи.

Центр народного промысла - деревня Жостово Мытищевского района Московской области. Орнамент Жостова, характерные особенности орнамента. Композиционные принципы Жостовской росписи. Демонстрация изделий народных мастеров, открыток, изделий кружковцев, показ фильма. Приемы росписи: цветочные мотивы набивных ситцев ивановских фабрик и лукутинской миниатюры. Изображаются букеты, фрукты на металлических подносах. 6 часов.

  1. Изготовление изделий из папье-маше под роспись: тарелочка, поднос. Показ техники выполнения изделий: 1-й слой - на воду, последующие - на клейстер. Наклеивать нужно последовательно. После снятия, изделие нужно довести до конечного результата: выровнять и обклеивать края, загрунтовать. 15 часов.
  1. Выполнение росписи изделий. Роспись изделия. Выявление неточностей при исполнении росписи и их исправление. 6 часов.
  2. Знакомство с бумажной массой, техникой ее изготовления, работой с ней. Рассказ о бумажной массе, как ее изготавливать. Показ образцов изделий, оформленных бумажной массой. 6 часов.
  3. Изготовление изделий при помощи бумажной массы: кроликов, карандашниц, бус, браслетов, росписи изделий. Внешние особенности кролика (длинные уши, небольшой круглый хвост, мордочки немного вытянуты). Окраска может быть разнообразной: от черного до белого, бывают пятнистые. Используя бросового материала в работе - это второе рождение предмета, коробки, ветки и т. д. Что можно изготовить из бросового материала. Способы и приемы изготовления. 36 часов.
  4. Лепка рельефа из бумажной массы на блюде и кашпо с изображением растительного и животного орнамента. Выполнение росписи изделий. Переработка реальных форм в стилизованное скульптурное изображение, понятие о рельефе. Объяснение заданий: 1) передача в рисунке общего объема в пространстве; 2) весовое соотношение предметов; 3) конструктивное построение объема; 4) пластичное выражение объема; 5) выполнение животных с передачей их характеров и повадок. 21 час.
  5. Знакомство с православными праздниками, в т. ч.. Пасхой и писанками. Краткие сведения из истории православных праздников в России изготовлении писанок. Демонстрация иллюстраций писанок. Изучение кистевых приемов письма, писанок. Развитие навыков и умений кистевой росписи на основе изучения наиболее характерных элементов. 3 часа.
  6. Изготовление писанок и утки для них; роспись изделий. Цвета росписи  писанок. Фон и его значение в росписи. Показ образцов, фрагментов росписи. 24 часа.
  7. Работа с соленым тестом: цветы, фрукты, подсвечники, плоские украшение, выполненные с помощью шаблона, кольца, подковы, медальоны, украшения со специями и бисером, косы и венки, подставочка со свечой, рождественские украшения. Показ иллюстраций, схем, задача: развивать фантазию детей. Познакомить с приготовлением соленого теста, его свойствами и качествами. Роспись вылепленных изделий, украшение их специями, бисером, шишками, мхом и т. д. 54 часа.
  8. Поделки из спичек. Показ иллюстраций, схем, объяснение последовательности работы по схемам. Изготовление колодца, лавочки, стола, стула, стремянки. ТБ при работе с клеем и ножом. 15 часов.
  9. Аппликационные картины, журнальные вырезки. Беседа об аппликационных картинах и журнальных вырезках. Объяснение, что это такое. Показ иллюстраций, образцов. Материалы, инструменты. Последовательность изготовления аппликационных картин «Яблоневая ветвь» и журнальной вырезки на свободную тему. ТБ при работе ножницами, клеем. 21 час.

2 год обучение.

  1. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы на учебной год. Показ изделий, которые будем выполнять. Ознакомить с техникой безопасности. 3 часа.
  2. Работа с натуры: лепка овощей, фруктов, шкатулки, вазы, блюда для овощей и фруктов. Задачи: развитие наблюдательности и чувства объемного изображения, развитие глазомера и чувства пропорции. Показ образцов и иллюстраций. 15 часов.  

3. Изготовление выполненных изделий из папье-маше, повторение техники вылепливания способом папье-маше. Разрезание изделия и склеивание его. Грунтовка изделия. Роспись овощей и фруктов из папье-маше, шкатулки, вазы, блюда. Добиваться сходства по окраске с настоящими овощами, фруктами. Цветовые сочетания в орнаментах, основные элементы, составляющие орнамент. Зарисовка цветочного орнамента на черном, белом фоне, обобщение мелких деталей цветочного орнамента. Черный цвет изделия и его значение для создания выразительности орнамента.  43 часа.

4. Линия и пятно - выразительные средства графики. Понятие «контур» и «силуэт». Просмотр репродукций, иллюстраций в книгах материалов для рисования линий, пятном и техника работы ими. Кисть и ее изобразительный язык, перо, фломастер, палочка, уголь, мел. 3 часа.

  1.  Знакомство с росписью Палеха. Стиль Палеха, композиционный принцип росписи. Демонстрация изделий народных мастеров, открыток, изделий кружковцев, показ фильма. Приемы росписи: плавные линии, реальное изображение природы, людей, в основном праздничные картины, пейзажи. 3 часа.
  1. Изготовление изделий из основы - форма электрическая лампочка. После того, как изделие выклеено, просушено, снято с основы, загрунтовано, перед детьми ставится учебно-трудовая задача: путем незначительных изменений, добавлений и раскраски превратить полученную заготовку в какой-нибудь интересный и полезный предмет. Например: груша, вазочка, карандашница, луковица, неваляшка, графин, гриб, головки сказочных персонажей. 9 часов.
  2. Изготовление копилки «свинья». Повторение техники выклейки папье-маше. При помощи дополнений получается свинья-копилка. 15 часов.
  3. Ознакомление с азами театра: кукольный, марионетки, театра маски. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусства. Рассказ о театре кукол. Рассказ о марионетках. Родина марионеток - Италия. Особенности марионеток - точность в имитации человеческого жеста. 3 часа.
  4. Изготовление марионеток, кукольного театра, маски. Рассказ о марионетках в России. Показ открыток, иллюстраций, куклы-марионетки. Объяснение выполнения работы. Сложность изготовления маски - вылепливания ее из соленого теста, а затем обклеивание. Рассказ об африканских, греческих и других масках. 52 часа.
  5. Работа с соленым тестом. Зверюшки зодиака, новогодние сердечки и веночки, семья свинок, тестяные тарелки, большие подсвечники. Самостоятельное приготовление соленого теста. Вспомнить составляющие ингредиенты теста. Показ иллюстраций, схем. Самостоятельная работа со схемами. Роспись изделий из соленого теста. 37 часов.
  6. Поделки из спичек. Показ иллюстраций, схем. Вместе с детьми определяется последовательность работы по схемам. Изготовление садового инструмента, лодки, собаки, подсолнуха, елки. ТБ при работе с клеем, ножом. 12 часов.
  7. Картины, сплетенные из бумажных полос, вьетнамские силуэтные картины. Рассказ о вьетнамских силуэтных картинах, чем отличаются от обычных силуэтных картин. Показ иллюстраций, образцов. Беседа о картинах, сплетенных из бумажных полос.  Показ иллюстраций, образцов. Материалы, инструменты. Последовательность изготовления картин. Изготовление вьетнамской силуэтной картины «Парусник» и картины, сплетенной из полос бумаги «Яблоко». ТБ при работе ножницами, клеем. 21 час.

3 год обучения

  1. Вводное занятие. План занятий и задачи кружка на учебный год. Показ изделий, изготовление которых было выполнено ранее. Техника безопасности. 3 часа.
  2. Ознакомление с цветочным орнаментом. Цветовые сочетания в орнаментах. Основные элементы, составляющие орнамент. Зарисовка элементов росписи Семеновских, Полхов - Майданских, матрешек Крутца. Различие цветочного орнамента разных областей. 6 часов.
  3. Изготовление матрешек, чайного сервиза, вазы; роспись изделий. Закрепление техники выклейки способом папье-маше. Наклеивать нужно последовательно. После снятия изделия, склеить его аккуратно, выровнять края, загрунтовать. При использовании росписи изделий выявлять неточности и исправлять их. 45 часов.
  4. Знакомство с орнаментом Хохломы. Центр промысла - Хохломы. Орнамент Хохломы, характерные особенности орнамента. Композиционные принципы хохломской росписи. Достижение стилевого единства, выбор главного композиционного центра, ритм в композициях Хохломских  мастеров. Демонстрация изделий народных мастеров, открыток, зарисовок, изделий кружковцев, показ фильма.

Два характерных приема росписи: роспись «верховая», роспись «под  фон». Разновидность письма «под фон» - Кудрина. 6 часов.

  1. Изготовление набора хохломской посуды (кастрюля, чашка, ложка, ковш); роспись изделий. Повторение техники выклейки папье-маше. Разрезание изделия и склеивание его. Грунтовка, роспись набора «под Хохлому». 58 часов.
  1.  Изготовление объемной маски на основе воздушного шарика, дополнение из бумажной массы; роспись. Знакомство с еще одним способом выклейки  папье-маше - обклеивание шарика. Снятия с основы готовой формы путем сдутия шарика, дополнение на маске выполняется из бумажной массы, грунтовка, роспись: чем ярче, необычнее, тем лучше.18 часов.
  2. Работа с соленым тестом. Картины из соленого теста, тестяные куклы, панно. Показ иллюстраций. Закрепить знания о соленом тесте, его свойствах, качествах, приемах вылепливания и высушивания. В основном самостоятельная работа над картинами, куклами, панно. 42 часа.
  3. Поделки из спичек. Показ иллюстраций, схем. Объяснение детьми  последовательности работы по схемам. Изготовление домика, забора, петуха, телеги, лошади, кошки. Составление композиции «Деревенский двор» из изготовленных за 3 года поделок. ТБ при работе с клеем, ножом. 15 часов.
  4. Филигранные картины, картины – витражи. Беседа о филиграни, или квилинге, о витражах. Показ иллюстраций, образцов. Материалы и инструменты. Последовательность изготовления картин. Изготовление филигранной картины «Жар - птица», картины – витража «Избушка Бабы Яги». ТБ при работе ножницами, клеем. 23 часа.

Обеспечение программы:

    Успешная реализация программы зависит от средств обеспечения.

Методическая база:

  1. Методическая литература для теоретических и практических занятий.
  2. Разработка открытых уроков.
  3. Литература и печатные изделия в помощь учащимся для самостоятельной работы.

Дидактическая база:

  1. Образы изделий.
  2. Схемы выклейки изделий способом папье-маше.
  3. Схемы вылепливания изделий из соленого теста.

Материально - техническая база: 

  1. Помещение.
  2. Рабочие места.
  3. Необходимый инструмент и материалы.

Каждому учащемуся необходимо иметь:

  1. Кисти широкую и узкую.
  2. Краски.
  3. Карандаши.
  4. Клейстер.
  5. Газету.
  6. Соленое тесто.
  7. Бумагу.

Финансовая база:   

  1. Родительская поддержка.
  2. Помощь спонсоров.
  3. Выставки - продажи.

Образовательный процесс программы опирается на следующие методы и приемы обучения:

  1. практические – учебно-производительный труд, упражнение, моделирование;
  2. наглядные – иллюстрации, демонстрация натуральных объектов, изобразительных пособий;
  3. вербальные – инструктаж, объяснение;
  4. проектные - создание  творческих проектов;
  5. психологические и социологические - разработка, проведение и анализ анкеты, психологические тесты.

Методы и приемы развития творческих способностей и воспитания:

  1. демократический стиль взаимоотношений педагога с воспитанниками, поощрение стремления к самостоятельной деятельности и независимости суждений, уважение свободы выбора области применения своих сил и методов достижения цели;
  2. индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей обучаемого;
  3. создание творческого климата и творческих ситуаций на занятиях, условий для воплощения конкретных творческих идей;
  4. позитивный пример педагога творческого поведения, широкого круга интересов и умений, активной жизненной позиции, энтузиазма.

                       

Оценка эффективности программы:

Диагностика и отслеживание результативности программы является важным звеном образовательного процесса. Контроль проводится в течение года.

Вид контроля.

Методы.

Формы.

  1. Предварительный (выявле

ние уровня знаний, умений, навыков).

Собеседование.

Индивидуальная.

2. Текущая проверка в процессе изучения темы.

Опрос по теме.

Индивидуальная.

3. Периодическая проверка в конце каждого раздела.

Выставка.

Индивидуальная.

Итоговая (годовая) проверка и учет полученных знаний.

Отчетная выставка.

Индивидуальная.

   

Система поощрения:

Виды поощрения.

Методы.

Формы.

Моральное.

Словесные.

Оценка педагога.

Наглядные.

Личная выставка.

Практические.

Участие в мероприятиях  ЦДТ.

Материальное.

Награждение

Индивидуальная.

Образовательно-воспитательная работа:

Задачи.

Дела студии по решению поставленных задач.

Сроки.

1. Воспитательная работа.

- Знакомство учащихся с историей, культурой, искусством района.




- Участие в мероприятиях и выставках.



Экскурсия в музей,

экскурсия в «Старину сибирскую».

Посещение выставки прикладного творчества в День поселка.

Декада открытых дверей в ЦДТ

Семейная гостиная.

Новогодние утренники.

Выставка.

Творческий отчет ЦДТ.



Декабрь.

Ноябрь.


Август.



Сентябрь


Февраль.

Декабрь.

Март.

Май.

2. Общественно - полезная работа.

Изготовление сувениров в призовой фонд.

В течение года.

3. Работа по созданию и развитию коллектива.

Коллективное обсуждение плана работы кружка.

Подведение итогов работы кружка.

Сентябрь.


Май.

4. Работа с родителями.

Приглашать родителей на мероприятия, проводимые в ЦДТ.

Работа с родителями.

В течение года.

Список литературы для педагога:

  1. Алянский Ю. Азбука театра, - Ленинград: Дет. Лит-ра, Ленинградское отделение, 1990.
  2. Бусева-Давыдова И. Л. Игрушки Крутца, - М.: Дет. Лит-ра, 1991.
  3. Газарян С. С. Прекрасное - своими руками. - М. Дет. Лит-ра, 1986.
  4. Левина М. 365 кукол со всего света.- М.: Рольф, 2000.
  5. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги.-Ярославль,  «Академия, К.», 1998.
  6. Рэй Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. - М.: Изд. Дом «Россмен», 1996.
  7. Своими руками. Сборник в помощь кружкам «Умелые руки». - М., Молодая гвардия, 1958.                                    
  8. Своими руками. Сборник в помощь кружкам «Умелые руки». - М., Молодая гвардия, 1958.                                    
  9. Щеглова А.В. Бумажные картины: папье – маше, декупаж, трехмерные панно. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  10. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино./гл. ред, В. А. Володин/.- Аванта +, 2001.
  11. Энциклопедия символов, знаков, эмблем./ сост. В. Андреева и др. - М.: Локид; Миф, 2000.
  12. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки; Авт. Сост. Н. Г. Юрина.-М.: ООО Фирма «Издательство АТС»; ЗАО Изд. Дом «Семейная библиотека», 1999.

Список литературы для детей:

  1. Кабаченко С. Поделки из спичек. – М.: Эксмо, 2008.
  2. Рэй Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- М.: изд. Дом «Россмен», 1996.
  3. Своими руками. Сборник в помощь кружкам «Умелые руки».- М.: Молодая гвардия, 1958.

                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...