образовательная программа студии "Флоренталь" (ст. гр.)
методическая разработка (9 класс) по теме

Левенец Светлана Васильевна

 

 

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр детского творчества»

 

 

РАССМОТРЕНО

 Протокол методического совета

 МОУ ДОД «Центр детского творчества»

 №1 от 30.09.2011 г.

 

 

 

                                                          «УТВЕРЖДАЮ»

                                                        Директор МОУ ДОД

                                                        «Центр детского творчества»

                                                         ____________  Л.Г.Иванова

 

 

 

                                                                  

 

Программа

деятельности студии «Флоренталь»

«ФИТОДИЗАЙН И АРОМАТЕРАПИЯ»

 

 

                                                              Возрастной состав обучающихся: 13-16 лет

                                                 Продолжительность обучения: 3 года

 

 

                                                                               Составитель: Левенец Светлана Васильевна,        педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Центр детского творчества»

 

 

 

 

 

Большеречье, 2011 г.

 

Пояснительная записка

Направленность образовательной программыэколого-биологическое направление.

Слово «флористика» происходит от имени древнеримской богини цветов, весны и юности – Флоры. Интересные пейзажи, натюрморты,  портреты, сложные композиции из комбинаций цветов, листьев, соломы и других материалов живой природы любовно и с большим мастерством могут быть созданы без кисти и красок и как бы в новом виде продолжают новую, вторую жизнь.

Создавая композицию из засушенных цветов, люди воплощают своё страстное желание сохранить то, что вернуть уже невозможно.

С любовью и гордостью мы приносим в дом собранные нами сокровища, чтобы потом они дарили радость нам и другим: это выращенные нами лекарственные травы, заплетенные в косу собственноручно выращенный садовый лук, буковые орешки и еловые шишки, колоски, множество травинок и цветов…

Очарование создания произведений из засушенных цветов как раз и состоит в том, что это позволяет развивать фантазию и чувство вкуса, научиться видеть и находить в лесу, в поле, на лугу  красивое и необычное и создавать нечто приятное и привлекательное, а не бежать в магазин, чтобы за деньги купить что-либо готовое.

Флористика широко применяется в многогранной деятельности человека, она доступна всем – вне зависимости от возраста, пола,  профессии и других различий. Поскольку занятия флористикой способствуют самосовершенствованию, самовыражению и самоутверждению, целесообразно начинать их с дошкольного возраста и постигать это искусство на протяжении всей жизни.

Актуальность. В проходящих реформах во всех сферах жизни большая роль отводится эстетическому воспитанию. Одним  из действенных средств является искусство флористики. Растения и цветы и созданные из них художественные композиции вызывают у людей восхищение и радостные эмоции, желание самим из природного материала создавать красоту. За последние годы в различных изданиях печатались работы отдельных художников-флористов, во многих городах России успешно проходят выставки их произведений. Ширится сеть кружков, где любители прекрасного могут знакомиться с этим искусством.

Трудно переоценить значение приобщения к творчеству детей и подростков для их эстетического и экологического воспитания. Занятия флористикой воспитывают художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, рождает желание оберегать и сохранять её.

Природа создала растения удивительной формы и раскрасила их всеми цветами богатой палитры. Удачно используя этот природный материал, легко сделать оригинальные работы.

Новизна программы «Фитодизайн и ароматерапия» состоит в том, что знакомит с новой технологией изготовления изделий из природного и бросового материала, которая доступна каждому ребенку.

Педагогическая целесообразность – формирование знаний по флористике, биологии и экологии – один из способов развития у детей любви к природе, экологической культуры, навыков к самостоятельному творчеству.

Отличительной особенностью данной программы является тот факт, что для детей работа с цветами и другим природным материалом становится способом выразить личные эмоции, собственные понятия о красоте и дизайне. Свободное творчество позволяет создавать волшебную атмосферу праздника для каждого, кто наслаждается красотой истинного чуда природы – цветами.

Занятия студии «Флоренталь» состоят из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает рассказ, объяснение руководителя студии  по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Программой предусматривается экскурсии в парк, дендрарий, на луг, в картинную галерею.

Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приемы сбора и засушивания растений.

Особое внимание в работе кружка должно быть уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.

Учитывая индивидуальные особенности развития детей, местные условия, интерес студийцев, руководитель студии  в ходе учебно-воспитательной работы может по отдельным темам вносить сокращения или увеличение материала по некоторым темам.

Студия постоянного состава. Занимаются дети 7-11 классов. Программа рассчитана на 216 часов – 1 год. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

Цель: Обеспечение необходимых условий для эстетического и экологического воспитания ребенка.

Задачи студии:

1.     познакомить детей с различными приемами засушивания растений, их хранения, с видами композиций;

2.     развивать фантазию и чувство вкуса, научить видеть и находить в природе красивое и необычное, и создавать нечто приятное и привлекательное;

3.     развивать самосовершенствование, самовыражение, самоутверждение;

4.     воспитывать желание сами из природного материала создавать красоту, художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, желание оберегать и сохранять ее.

 

Задачи в области формирования личностной культуры:

- формирование основ нравственного самосознания личности;

- формирование понимания нравственного смысла социально ориентированной и общественно-полезной деятельности;

- укрепление у младшего подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств, трудолюбия;

- формирование ценностного отношения к здоровью.

 

Задачи в области формирования социальной культуры:

- осознание себя как члена коллектива студии, территориально-культурной общности, российской гражданской нации;

-развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками, старшими и младшими;

- формирование первичных навыков успешной социализации;

- укрепление доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, приобретение опыта оказания помощи;

- обучение навыкам позитивного общения, формирование навыков разрешения конфликтов, проблем общения, освоение навыков культуры поведения;

- формирование экологической культуры.

 

 

Оценка достижения результатов деятельности:

Данная программа способствует формированию у обучающихся следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

 

Личностные результаты:

- формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально-значимом труде;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе общественно полезной, творческой и других видов деятельности;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты:

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки , принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формирование и развитие экологического мышления.

 

Планируемые результаты реализации программы:

Планируемые результаты реализации программы студии «Флоренталь» ориентированы на достижение  первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов.

 

Результаты первого уровня: Приобретение обучающимися социальных знаний ( об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о способах действий). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет организация взаимодействия обучающегося с педагогом.

У обучающихся  будет сформирована внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе, селу, области.

Выпускник получит возможность для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

 

Результаты второго уровня: Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( природа, Отечество, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

У обучающихся будут сформированы:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;

- уважительное отношение к иному мнению, истории, культуре других народов;

Выпускник получит возможность для формирования:

- навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- эмпатии как понимания чувств  других людей.

 

Результаты третьего уровня: Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

У обучающихся будут сформированы навыки:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Выпускник получит возможность для формирования:

- самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установки на здоровый образ жизни.

 

Программа занятий студии «Флоренталь» составлена с учетом:

·        всестороннего развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

·        сознательности, творческой активности и самостоятельности ребенка при руководящей роли педагога;

·        систематичность и последовательность в овладении знаниями, умениями и навыками;

·        доступность в обучении;

·        наглядности;

·        рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Уровень мастерства и конечный результат хорошо виден в конце обучения. Учащиеся могут:

·        знать особенности, свойства засушиваемых растений;

·        владеть приемами засушивания растений различными способами;

·        самостоятельно контролировать некоторые этапы работы над изделием;

·        видеть результат своего труда;

·        участвовать в выставках ЦДТ, областных и районных конкурсах.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа занятий студии:

1.     Программа кружков для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.

2.     Перспективный план работы ЦДТ.

3.     Должностная инструкция руководителя студии.

4.     Конвенция о правах ребенка.

5.     Инструкция по техники безопасности при работе ножницами, колющими предметами.

6.     Документы и материалы по профилю студийной работы.

Педагогические принципы, положенные в основу программы:

·         принцип сотрудничества – совместная деятельность педагога и детей;

·         принцип совместного развития детей, педагога, образовательной среды;

·         принцип демократизации – право выбора;

·         принцип гуманизации – ценность общекультурного человеческого достоинства;

·         принцип наглядности – широкое использование наглядных пособий, технических средств;

  • принцип актуальности – максимальная приближенность содержания программы к реальным условиям жизни.                     

 

Тематический план студии «Флоренталь»

 

1 год обучения

№, п/п

Тема

Количество часов

Всего

В т.ч. теория

В т.ч. практика

1.

Вводное занятие.

3

-

3

2.

Заготовка и подготовка растений, веток, шишек и т.д. для композиций.

6

21

27

3.

Искусство аранжировки.

9

24

33

4.

Стили, цветовые сочетания.

3

39

42

5.

Виды букетов. Составление букетов.

3

48

51

6.

Стили садово-паркового искусства.

6

-

6

7.

Основы плетения из сухих трав.

3

24

27

8.

Лекарственные травы.

3

6

9

9.

Цветочные чудо - коллажи.

3

12

15

1

 

Основы построения флористического костюма.

3

-

3

Всего:

42

174

216

 

 

2 год обучения

№, п/п

Тема

Количество часов

Всего

В т.ч. теория

В т.ч. практика

1.

Вводное занятие.

3

-

3

2.

Заготовка и подготовка растений и др. композиций.

6

21

27

3.

Изготовление ваз, корзиночек для композиций, аксессуары для украшения композиций.

3

24

27

4.

Основные композиции: композиции-наколки, шары, деревья, венки, сердца, пирамиды, косы.

6

48

57

5.

Водоемы, их устройство и оформление.

6

-

6

6.

Альпинарий. Цветники.

12

-

12

7.

Лекарственные травы.

6

24

30

8.

Плетение из сухих трав, бересты.

6

36

42

9.

Стильный коллаж.

3

12

15

 

Всего:

51

165

216

 

3 год обучения

№, п/п

Тема

Количество часов

Всего

В т.ч. теория

В т.ч. практика

1.

Вводное занятие.

3

-

3

2.

Заготовка и подготовка растений  для композиций.

6

21

27

3.

Цветы из ткани.

3

24

27

4.

Декорирование помещений.

6

36

42

5.

Необычные композиции.

3

24

27

6.

Устройство садовых дорожек и площадок. Применение малых архитектурных форм в озеленение. Составление проекта озеленения определенного участка.

12

12

24

7.

Лекарственные травы.

9

-

9

8.

Картины из сухих цветов, соломки.

3

24

30

9.

Плетение из сухих трав.

3

12

15

 

Коллаж в интерьере.

3

12

15

 

Всего:

51

165

216

 

 

Содержательная характеристика курса.

I год обучения.

 

1.     Вводное занятие.  Обсуждение плана работы на год. Техника безопасности при работе с ножницами. 3 часа.

2.     Заготовка и подготовка растений, веток, шишек и т.д. для композиций. Экскурсия на луг, в лес, в парк, сбор растений, веток, шишек, листьев, грибов. Знакомство с различными способами засушивания растений, цветов: в осушителе, под прессом, в подвешенном и лежачем положении и т.д. 27 часов.

3.     Искусство аранжировки. Цветы, легенды и поэзия, инструменты и оборудование для аранжировки; вазы: форма, высота, виды крепления; настенные, изготовление ваз из природного материала; изобразительные средства в аранжировке: линия, цвет, форма, баланс, равновесие, контраст, доминанты; икебана как уникальное явление мировой культуры: история, основная прямостоячая форма, основная наклонная форма и их варианты, свободный стиль икебаны, знакомство со схемами, составление икебаны. 33 часа.

4.     Стили, цветовые сочетания. Знакомство с массивным, линейным, линейно-массивным, параллельным и смешанным стилями, их отличия и особенность. Выполнение композиций в различных стилях. Показ иллюстраций. Знакомство с монохроматическими, аналогическими, контрастными, полихроматическими цветовыми сочетаниями, их отличие друг от друга, особенности. Выполнение композиций в различных цветовых сочетаниях. Показ иллюстраций. Выполнение композиций в коробках и объемно. Подбор растений и аксессуаров. 42 часа.

5.     Виды букетов. Составление букетов. Знакомство с видами букетов: в форме полукруга, пирамиды, свободной формы, закрытые букеты в стиле бидермейер, букеты в деревенском стиле, фантаритные букеты. Показ иллюстраций. Объяснение приемов изготовления. Составление букетов разных видов. 51 час.

6.     Стили садово-паркового искусства. Знакомство со стилями: регулярный, ландшафтный, смешанный, утилитарные сады, декоративные сады. Беседа, показ иллюстраций, особенности каждого стиля и типа. 6 часов.

7.     Основы плетения из сухих трав. Беседа – плетение: начало начал. Знакомство со способами обработки растений для плетения. Плетение косичек из соломы. Показ приемов плетения. 27 часов.

8.     Лекарственные травы. Сказания о лекарственных растениях. Лекарственные травы и коренья. Знакомство с лекарственными травами, их свойствами лечебными и ароматическими, их применением в медицине и косметике. Показ иллюстраций, зарисовка растений. 9 часов.

9.     Основы построения флористического костюма. Беседа: Что такое флористический костюм? Какие бывают: из сухоцветов, из живых цветов, с элементами растительного и засушенного материала. Показ иллюстраций. 3 часа.

10.      Цветочные чудо – коллажи. История коллажа. Художественные принципы. Материалы, инструменты. Фактуры. Техника работы. Стили коллажей. ТБ при работе ножницами, пинцетом, клеем.15 часов.

 

II год обучения.

 

1.     Вводное занятие. Обсуждение плана работы на год. Техника безопасности в работе с ножницами, пинцетом, спицей. 3 часа.

2.     Заготовка и подготовка растений и др. для композиций. Экскурсия в лес, парк, на луг. Некоторые растения дети засушивают самостоятельно. 27часов.

3.     Изготовление ваз-корзиночек для композиций, аксессуары для украшения композиций. Беседа: Что такое аксессуар? Показ иллюстраций. Объяснение приемов изготовления аксессуаров, корзиночек для композиций. 27 часов.

4.     Основные композиции: композиции - наколки, шары, деревья, венки, сердца, пирамиды, косы. Показ иллюстраций. Объяснение приемов изготовления. Выполнение композиций. 57 часов.

5.     Водоемы, их устройство и оформление. Что такое декоративный водоем, пруд, каскад, бассейн, фонтан, мини-водоем, горный источник, ручей, их устройство и оформление. Прибрежное и водное оформление водоемов в парках, плавучие клумбы, водные сады. 6 часов.

6.     Альпинарий. Цветники. Принципы строительства и устройства, ассортимент растений и агротехника. Устройство цветников: разбивка цветников, элементы цветочного оформления и виды цветников: клумбы рабатка, бордюры, солитеры, партеры, миксбордюры, группы, массивы, рокарии; принцип подбора растений, подбор растений, приемы оформления: перголы, трельяжи, беседки, вазы, переносные контейнеры,  балконные ящики; современные приемы оформления озеленяемых объектов; цветоводство открытого грунта: однолетники: общая характеристика, классификация по декоративным особенностям, особенности и способы выращивания, применение основных летников; группа «Сухоцветы»; двулетники: биологическая характеристика, способы размножения, выращивания, представители. 12 часов.

7.     Лекарственные травы. Изготовление ароматических свечей, мыла с травами. Показ техники изготовления свечей, мыла разной формы, окраска парафина, мыла. Показ образцов. Соусы, приправы, специи, пряности. 30 часов.

8.     Плетение из сухих трав, бересты. Показ приемов обработки сухих трав и бересты. Плетение из 1, 2 и 3 жгутов, плетение панно из бересты, хлебницы, лаптей. Объяснение способов и приемов плетения, показ. 42 часа.

9.     Стильный коллаж. Беседа о стилях коллажей. Рассказ о стильном коллаже. Материалы и инструменты. Техника создания коллажей. Паспарту и рамы. ТБ при работе ножницами, пинцетом, клеем. 15 часов.

 

III год обучения.

 

1.     Вводное занятие. Обсуждение плана работы кружка на год. Техника безопасности в работе ножницами, пинцетом, спицей. 3 часа.

2.     Заготовка и подготовка растений для композиций. Экскурсии в парк, лес, на луг. Засушивание растений различными способами. Сортировка растений, которые дети заготовили самостоятельно в течение летних каникул. 27 часов.

3.     Цветы из ткани. Инструменты, материалы, основные приемы изготовления, сборка. Показ иллюстраций. Изготовление цветочных композиций.27 часов.

4.     Декорирование помещений. Принципы размещения растений в помещениях, приспособления и устройства для оформления интерьеров. Комнатные растения, которые лучше использовать для озеленения того или иного помещения. Показ иллюстраций. Изготовление композиций для различных помещений. Давать детям больше самостоятельности. 42 часа.

5.     Необычные композиции. Показ иллюстраций. Подготовка основы – «ежа». Подбор растений, предметов. Выбор композиции. Изготовление композиции. 27 часов.

6.     Устройство садовых дорожек и площадок. Применение малых архитектурных форм в озеленении. Составление проекта озеленения определенного участка. Общая характеристика дорожек и площадок, устройство, уход за садовыми дорожками и площадками, их ремонт. Современные формы малой архитектуры, значение и их виды, устройство наиболее рациональных малых архитектурных форм; использование малых архитектурных форм в насаждениях различного пользования. Составление проекта: принципы планирования, проектно-сметные работы, подбор декоративных растений, очистка территории, устройство дренажа, водоснабжения, канализации и освещения, разбивка участка в соответствии с проектом; ассортимент плодово-ягодных культур, особенности их размещения;   вертикальное озеленение в зеленом строительстве. 24 часа.

7.     Лекарственные травы. Использование лекарственных трав в оформлении травяного ароматического сада и сада пряных и лекарственных трав, их особенности размещения и назначение. Лечебные настойки, мази, бальзамы. Натуральная косметика в домашних условиях. 9 часов.

8.     Картины из сухих цветов, соломки. Техника воплощения замысла. Цвет, акцент, контраст, фон. Этапы создания композиции. Показ иллюстраций, схем. Выполнение декоративного панно, букета, натюрморта, пейзажа, орнамента. Подбор материала по текстуре. 30 часов.

9.     Плетение из сухих трав. Закрепление знаний по обработке сухих трав. Оплетка бутылей и стеклянных банок. Плетение фигурок из соломы. 15 часов.

10.                      Коллаж в интерьере. Особенности размещения коллажа в интерьере. Мебель и аксессуары. Коллажи к праздникам. Инструменты и материалы. Последовательность работы. ТБ при работе ножницами, пинцетом, клеем. 15 часов.

 

Обеспечение программы:

Успешная реализация программы зависит от средств обеспечения.

 

Методическая база:

1.     Методическая литература для теоретических и практических занятий.

2.     Разработка открытых уроков.

3.     Литература и печатные издания в помощь обучающимся для самостоятельной работы.

 

Дидактическая база:

1.     Образцы композиций, картин.

2.     Образцы приемов засушивания растений.

3.     Схемы плетения.

4.     Иллюстрации.

 

Материально-техническая база:

1.     Помещение.

2.     Рабочие места.

3.     Необходимый материал и инструмент.

 

Каждому учащемуся необходимо иметь:

1.     Засушенные разными способами цветы, растения, листья.

2.     Пинцет с тонкими и гладкими браншами для удерживания тонких лепестков растений.

3.     Миниатюрные прямые ножницы.

4.     Прямые ножницы (большие).

5.     Клей резиновый «Б» или «А», «Феникс», «Момент», «Бутекс».

6.     Картон.

7.     Пластмассовая или металлическая спица для нанесения клея.

 

Финансовая база:

1.     Родительская поддержка.

2.     Помощь спонсоров.

3.     Выставки-продажи.

 

 

Образовательный процесс программы опирается на следующие методы и приемы обучения:

·         практические – учебно-производительный труд, упражнение, моделирование;

·         наглядные – иллюстрации, демонстрация натуральных объектов, изобразительных пособий;

·         вербальные – инструктаж, объяснение;

·         проектные - создание  творческих проектов;

·         психологические и социологические - разработка, проведение и анализ анкеты, психологические тесты.

Методы и приемы развития творческих способностей и воспитания:

·         демократический стиль взаимоотношений педагога с воспитанниками, поощрение стремления к самостоятельной деятельности и независимости суждений, уважение свободы выбора области применения своих сил и методов достижения цели;

·         индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей обучаемого;

·         создание творческого климата и творческих ситуаций на занятиях, условий для воплощения конкретных творческих идей;

·         позитивный пример педагога творческого поведения, широкого круга интересов и умений, активной жизненной позиции, энтузиазма.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка эффективности программы

 

Диагностика и отслеживание результативности программы является важным звеном образовательного процесса. Контроль проводится в течение года.

Вид контроля

Методы

Формы

Предварительный (выявление уровня знаний, умений, навыков)

Собеседование

Индивидуальная

Текущая проверка в процессе изучения темы.

Опрос по теме

Индивидуальная

Периодическая проверка в конце каждого раздела.

Выставка

Индивидуальная

Итоговая (годовая) проверка и учет полученных знаний, умений и навыков.

Отчетная выставка, конкурсы районные и областные.

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

Система поощрения

 

Виды поощрения

Методы

Формы

Моральное

Словесные, наглядные, практические

Оценка педагога, личная выставка, участие в мероприятиях ЦДТ, областных конкурсах

Материальное

Награждение

индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

Образовательно-воспитательная работа

 

№, п/п

Задачи

Дела cтудии по решению поставленных задач

Сроки

1.

Воспитательная работа.

1. Знакомство учащихся с историей, культурой, искусством района.

2. Участие в мероприятиях и выставках.

 

 

Экскурсия в музей.

Экскурсия в картинную галерею. Посещение выставки цветов в День поселка.

Декада открытых дверей в ЦДТ.

Семейная гостиная.

Новогодние утренники.

Областной конкурс «Цветочная мозаика».

Выставки.

Творческий отчет ЦДТ.

 

 

Ноябрь

Февраль

Август

 

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Февраль

 

Март

Май

2.

Общественно-полезная работа.

Изготовление сувениров в призовой фонд.

В течение года

3.

Работа по созданию и развитию коллектива студии.

Коллективное обсуждение плана работы кружка.

Поведение итогов работы кружка.

Сентябрь

 

Май

4.

Работа с родителями.

Приглашать родителей на мероприятия, проводимые в ЦДТ.

Работа с родителями.

В течение года.

 

 

В течение года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для педагога

 

1.     Анисимова А. Домашняя флористика. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2004.

2.     Аристамбекова Н., Иофина И. Мозаика из гальки и укладка дорожек. – М.: «Рипол классик», 2005.

3.     Блэклок Д. Букеты и композиции. Практические советы по аранжировке живых цветов. – М.: ЗАО «Фитон +», 2003.

4.     Витвицкая М.Э. Икебана, аранжировка, флористика: Искусство составления букетов. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»», 2007.

5.     Гитун Т.В. Лекарственные травы и коренья. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007.

6.     Голубева Н. Аппликации из природных материалов. – М.: «Культура и традиции», 2002.

7.     Д-р Хессайон Д.Г. Все об аранжировке цветов. – М.: «Кладезь-Букс», 1999.

8.     Крысько Н.А., Нехорошева Г.В. Стильный коллаж: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. – 2006.

9.     Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. – М.: Высш. Шк., 1992.

10.                     Немова М. Стилистика сада. – М: ЗАО «Фитон +», 2001.

11.                     Немова М. Стилистика сада. – М: ЗАО «Фитон +», 2001.

12.                     Соловьева А.С.  Искусство флористики. Цветочная живопись. – Мн.: Беларусь, 2002.

13.                     Солод Л.Е. Цветочные чудо – коллажи: уникальные украшения для дома и дачи. – М.: Эксмо, 2006.

14.                     Стецюк В. Картины из сухих цветов. Составление композиций из засушенных растений. – М.: «АСТ – Пресс», 2002.

15.                     Федотова М. Цветы из ткани. – М.: Культура и традиции, 2001.

16.                     Флористика. Букеты с композициями из засушенных цветов. – М.: «Внешсигма», «АСТ», 2000.

17.                      Шевырева Н.А., Коновалова Т.Ю. Сухоцветы. Аранжировка, ассортимент, техника. – М.: ЗАО «Фитон +», 2002.

 

 

 

 

Список литературы для детей

 

1.     Бегония Р. Школа флористики. – М.: Эксмо, 2007.

2.     Бридлав Грета. Натуральная косметика в домашних условиях / Пер. с англ. Е. Дворецкой. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.

3.     Гитун Т.В. Предметы интерьера и сувениры из сухих трав и цветов. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.

4.     Лечебные настойки, мази, бальзамы.- СПб.: Лениздат; «Ленинград», 2006.

5.     Павлова Е. Аранжировка интерьера комнатными цветами. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.

6.     Полунина В.Н. Гербарий: Составление композиций и орнамента. – М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2001.

7.     Соусы. Приправы, специи, пряности. – СПб.: Ленинградское издательство, 2008.

8.     Сухие цветы: 100 идей для украшения вашего дома. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2003.

9.     Федотов Г. Плетение из сухих трав. – М.: «Эксмо», 2005.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_floristika_st._gr._levenec_s.v.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр детского творчества»

РАССМОТРЕНО

 Протокол методического совета

 МОУ ДОД «Центр детского творчества»

 №1 от 30.09.2011 г.

                                                             «УТВЕРЖДАЮ»

                                                           Директор МОУ ДОД

                                                           «Центр детского творчества»

                                                               ____________  Л.Г.Иванова

                                                                   

Программа

деятельности студии «Флоренталь»

«ФИТОДИЗАЙН И АРОМАТЕРАПИЯ»

                                                              Возрастной состав обучающихся: 13-16 лет

                                                 Продолжительность обучения: 3 года

                                                                               Составитель: Левенец Светлана Васильевна,        педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Центр детского творчества»

Большеречье, 2011 г.

Пояснительная записка

Направленность образовательной программы – эколого-биологическое направление.

Слово «флористика» происходит от имени древнеримской богини цветов, весны и юности – Флоры. Интересные пейзажи, натюрморты,  портреты, сложные композиции из комбинаций цветов, листьев, соломы и других материалов живой природы любовно и с большим мастерством могут быть созданы без кисти и красок и как бы в новом виде продолжают новую, вторую жизнь.

Создавая композицию из засушенных цветов, люди воплощают своё страстное желание сохранить то, что вернуть уже невозможно.

С любовью и гордостью мы приносим в дом собранные нами сокровища, чтобы потом они дарили радость нам и другим: это выращенные нами лекарственные травы, заплетенные в косу собственноручно выращенный садовый лук, буковые орешки и еловые шишки, колоски, множество травинок и цветов…

Очарование создания произведений из засушенных цветов как раз и состоит в том, что это позволяет развивать фантазию и чувство вкуса, научиться видеть и находить в лесу, в поле, на лугу  красивое и необычное и создавать нечто приятное и привлекательное, а не бежать в магазин, чтобы за деньги купить что-либо готовое.

Флористика широко применяется в многогранной деятельности человека, она доступна всем – вне зависимости от возраста, пола,  профессии и других различий. Поскольку занятия флористикой способствуют самосовершенствованию, самовыражению и самоутверждению, целесообразно начинать их с дошкольного возраста и постигать это искусство на протяжении всей жизни.

Актуальность. В проходящих реформах во всех сферах жизни большая роль отводится эстетическому воспитанию. Одним  из действенных средств является искусство флористики. Растения и цветы и созданные из них художественные композиции вызывают у людей восхищение и радостные эмоции, желание самим из природного материала создавать красоту. За последние годы в различных изданиях печатались работы отдельных художников-флористов, во многих городах России успешно проходят выставки их произведений. Ширится сеть кружков, где любители прекрасного могут знакомиться с этим искусством.

Трудно переоценить значение приобщения к творчеству детей и подростков для их эстетического и экологического воспитания. Занятия флористикой воспитывают художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, рождает желание оберегать и сохранять её.

Природа создала растения удивительной формы и раскрасила их всеми цветами богатой палитры. Удачно используя этот природный материал, легко сделать оригинальные работы.

Новизна программы «Фитодизайн и ароматерапия» состоит в том, что знакомит с новой технологией изготовления изделий из природного и бросового материала, которая доступна каждому ребенку.

Педагогическая целесообразность – формирование знаний по флористике, биологии и экологии – один из способов развития у детей любви к природе, экологической культуры, навыков к самостоятельному творчеству.

Отличительной особенностью данной программы является тот факт, что для детей работа с цветами и другим природным материалом становится способом выразить личные эмоции, собственные понятия о красоте и дизайне. Свободное творчество позволяет создавать волшебную атмосферу праздника для каждого, кто наслаждается красотой истинного чуда природы – цветами.

Занятия студии «Флоренталь» состоят из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает рассказ, объяснение руководителя студии  по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Программой предусматривается экскурсии в парк, дендрарий, на луг, в картинную галерею.

Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приемы сбора и засушивания растений.

Особое внимание в работе кружка должно быть уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.

Учитывая индивидуальные особенности развития детей, местные условия, интерес студийцев, руководитель студии  в ходе учебно-воспитательной работы может по отдельным темам вносить сокращения или увеличение материала по некоторым темам.

Студия постоянного состава. Занимаются дети 7-11 классов. Программа рассчитана на 216 часов – 1 год. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

Цель: Обеспечение необходимых условий для эстетического и экологического воспитания ребенка.

Задачи студии:

  1. познакомить детей с различными приемами засушивания растений, их хранения, с видами композиций;
  2. развивать фантазию и чувство вкуса, научить видеть и находить в природе красивое и необычное, и создавать нечто приятное и привлекательное;
  3. развивать самосовершенствование, самовыражение, самоутверждение;
  4. воспитывать желание сами из природного материала создавать красоту, художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, желание оберегать и сохранять ее.

Задачи в области формирования личностной культуры:

- формирование основ нравственного самосознания личности;

- формирование понимания нравственного смысла социально ориентированной и общественно-полезной деятельности;

- укрепление у младшего подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств, трудолюбия;

- формирование ценностного отношения к здоровью.

Задачи в области формирования социальной культуры:

- осознание себя как члена коллектива студии, территориально-культурной общности, российской гражданской нации;

-развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками, старшими и младшими;

- формирование первичных навыков успешной социализации;

- укрепление доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, приобретение опыта оказания помощи;

- обучение навыкам позитивного общения, формирование навыков разрешения конфликтов, проблем общения, освоение навыков культуры поведения;

- формирование экологической культуры.

Оценка достижения результатов деятельности:

Данная программа способствует формированию у обучающихся следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

Личностные результаты:

- формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально-значимом труде;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе общественно полезной, творческой и других видов деятельности;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки , принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формирование и развитие экологического мышления.

Планируемые результаты реализации программы:

Планируемые результаты реализации программы студии «Флоренталь» ориентированы на достижение  первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня: Приобретение обучающимися социальных знаний ( об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о способах действий). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет организация взаимодействия обучающегося с педагогом.

У обучающихся  будет сформирована внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе, селу, области.

Выпускник получит возможность для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Результаты второго уровня: Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( природа, Отечество, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

У обучающихся будут сформированы:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы;

- уважительное отношение к иному мнению, истории, культуре других народов;

Выпускник получит возможность для формирования:

- навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- эмпатии как понимания чувств  других людей.

Результаты третьего уровня: Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

У обучающихся будут сформированы навыки:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Выпускник получит возможность для формирования:

- самостоятельно составлять алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установки на здоровый образ жизни.

Программа занятий студии «Флоренталь» составлена с учетом:

  1. всестороннего развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  2. сознательности, творческой активности и самостоятельности ребенка при руководящей роли педагога;
  3. систематичность и последовательность в овладении знаниями, умениями и навыками;
  4. доступность в обучении;
  5. наглядности;
  6. рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Уровень мастерства и конечный результат хорошо виден в конце обучения. Учащиеся могут:

  1. знать особенности, свойства засушиваемых растений;
  2. владеть приемами засушивания растений различными способами;
  3. самостоятельно контролировать некоторые этапы работы над изделием;
  4. видеть результат своего труда;
  5. участвовать в выставках ЦДТ, областных и районных конкурсах.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа занятий студии:

  1. Программа кружков для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
  2. Перспективный план работы ЦДТ.
  3. Должностная инструкция руководителя студии.
  4. Конвенция о правах ребенка.
  5. Инструкция по техники безопасности при работе ножницами, колющими предметами.
  6. Документы и материалы по профилю студийной работы.

Педагогические принципы, положенные в основу программы:

  1. принцип сотрудничества – совместная деятельность педагога и детей;
  2. принцип совместного развития детей, педагога, образовательной среды;
  3. принцип демократизации – право выбора;
  4. принцип гуманизации – ценность общекультурного человеческого достоинства;
  5. принцип наглядности – широкое использование наглядных пособий, технических средств;
  6. принцип актуальности – максимальная приближенность содержания программы к реальным условиям жизни.                      

Тематический план студии «Флоренталь»

1 год обучения

№, п/п

Тема

Количество часов

Всего

В т.ч. теория

В т.ч. практика

1.

Вводное занятие.

3

-

3

2.

Заготовка и подготовка растений, веток, шишек и т.д. для композиций.

6

21

27

3.

Искусство аранжировки.

9

24

33

4.

Стили, цветовые сочетания.

3

39

42

5.

Виды букетов. Составление букетов.

3

48

51

6.

Стили садово-паркового искусства.

6

-

6

7.

Основы плетения из сухих трав.

3

24

27

8.

Лекарственные травы.

3

6

9

9.

Цветочные чудо - коллажи.

3

12

15

1

Основы построения флористического костюма.

3

-

3

Всего:

42

174

216

2 год обучения

№, п/п

Тема

Количество часов

Всего

В т.ч. теория

В т.ч. практика

1.

Вводное занятие.

3

-

3

2.

Заготовка и подготовка растений и др. композиций.

6

21

27

3.

Изготовление ваз, корзиночек для композиций, аксессуары для украшения композиций.

3

24

27

4.

Основные композиции: композиции-наколки, шары, деревья, венки, сердца, пирамиды, косы.

6

48

57

5.

Водоемы, их устройство и оформление.

6

-

6

6.

Альпинарий. Цветники.

12

-

12

7.

Лекарственные травы.

6

24

30

8.

Плетение из сухих трав, бересты.

6

36

42

9.

Стильный коллаж.

3

12

15

Всего:

51

165

216

3 год обучения

№, п/п

Тема

Количество часов

Всего

В т.ч. теория

В т.ч. практика

1.

Вводное занятие.

3

-

3

2.

Заготовка и подготовка растений  для композиций.

6

21

27

3.

Цветы из ткани.

3

24

27

4.

Декорирование помещений.

6

36

42

5.

Необычные композиции.

3

24

27

6.

Устройство садовых дорожек и площадок. Применение малых архитектурных форм в озеленение. Составление проекта озеленения определенного участка.

12

12

24

7.

Лекарственные травы.

9

-

9

8.

Картины из сухих цветов, соломки.

3

24

30

9.

Плетение из сухих трав.

3

12

15

Коллаж в интерьере.

3

12

15

Всего:

51

165

216

Содержательная характеристика курса.

I год обучения.

  1. Вводное занятие.  Обсуждение плана работы на год. Техника безопасности при работе с ножницами. 3 часа.
  2. Заготовка и подготовка растений, веток, шишек и т.д. для композиций. Экскурсия на луг, в лес, в парк, сбор растений, веток, шишек, листьев, грибов. Знакомство с различными способами засушивания растений, цветов: в осушителе, под прессом, в подвешенном и лежачем положении и т.д. 27 часов.
  3. Искусство аранжировки. Цветы, легенды и поэзия, инструменты и оборудование для аранжировки; вазы: форма, высота, виды крепления; настенные, изготовление ваз из природного материала; изобразительные средства в аранжировке: линия, цвет, форма, баланс, равновесие, контраст, доминанты; икебана как уникальное явление мировой культуры: история, основная прямостоячая форма, основная наклонная форма и их варианты, свободный стиль икебаны, знакомство со схемами, составление икебаны. 33 часа.
  4. Стили, цветовые сочетания. Знакомство с массивным, линейным, линейно-массивным, параллельным и смешанным стилями, их отличия и особенность. Выполнение композиций в различных стилях. Показ иллюстраций. Знакомство с монохроматическими, аналогическими, контрастными, полихроматическими цветовыми сочетаниями, их отличие друг от друга, особенности. Выполнение композиций в различных цветовых сочетаниях. Показ иллюстраций. Выполнение композиций в коробках и объемно. Подбор растений и аксессуаров. 42 часа.
  5. Виды букетов. Составление букетов. Знакомство с видами букетов: в форме полукруга, пирамиды, свободной формы, закрытые букеты в стиле бидермейер, букеты в деревенском стиле, фантаритные букеты. Показ иллюстраций. Объяснение приемов изготовления. Составление букетов разных видов. 51 час.
  6. Стили садово-паркового искусства. Знакомство со стилями: регулярный, ландшафтный, смешанный, утилитарные сады, декоративные сады. Беседа, показ иллюстраций, особенности каждого стиля и типа. 6 часов.
  7. Основы плетения из сухих трав. Беседа – плетение: начало начал. Знакомство со способами обработки растений для плетения. Плетение косичек из соломы. Показ приемов плетения. 27 часов.
  8. Лекарственные травы. Сказания о лекарственных растениях. Лекарственные травы и коренья. Знакомство с лекарственными травами, их свойствами лечебными и ароматическими, их применением в медицине и косметике. Показ иллюстраций, зарисовка растений. 9 часов.
  9. Основы построения флористического костюма. Беседа: Что такое флористический костюм? Какие бывают: из сухоцветов, из живых цветов, с элементами растительного и засушенного материала. Показ иллюстраций. 3 часа.
  10.  Цветочные чудо – коллажи. История коллажа. Художественные принципы. Материалы, инструменты. Фактуры. Техника работы. Стили коллажей. ТБ при работе ножницами, пинцетом, клеем.15 часов.

II год обучения.

  1. Вводное занятие. Обсуждение плана работы на год. Техника безопасности в работе с ножницами, пинцетом, спицей. 3 часа.
  2. Заготовка и подготовка растений и др. для композиций. Экскурсия в лес, парк, на луг. Некоторые растения дети засушивают самостоятельно. 27часов.
  3. Изготовление ваз-корзиночек для композиций, аксессуары для украшения композиций. Беседа: Что такое аксессуар? Показ иллюстраций. Объяснение приемов изготовления аксессуаров, корзиночек для композиций. 27 часов.
  4. Основные композиции: композиции - наколки, шары, деревья, венки, сердца, пирамиды, косы. Показ иллюстраций. Объяснение приемов изготовления. Выполнение композиций. 57 часов.
  5. Водоемы, их устройство и оформление. Что такое декоративный водоем, пруд, каскад, бассейн, фонтан, мини-водоем, горный источник, ручей, их устройство и оформление. Прибрежное и водное оформление водоемов в парках, плавучие клумбы, водные сады. 6 часов.
  6. Альпинарий. Цветники. Принципы строительства и устройства, ассортимент растений и агротехника. Устройство цветников: разбивка цветников, элементы цветочного оформления и виды цветников: клумбы рабатка, бордюры, солитеры, партеры, миксбордюры, группы, массивы, рокарии; принцип подбора растений, подбор растений, приемы оформления: перголы, трельяжи, беседки, вазы, переносные контейнеры,  балконные ящики; современные приемы оформления озеленяемых объектов; цветоводство открытого грунта: однолетники: общая характеристика, классификация по декоративным особенностям, особенности и способы выращивания, применение основных летников; группа «Сухоцветы»; двулетники: биологическая характеристика, способы размножения, выращивания, представители. 12 часов.
  7. Лекарственные травы. Изготовление ароматических свечей, мыла с травами. Показ техники изготовления свечей, мыла разной формы, окраска парафина, мыла. Показ образцов. Соусы, приправы, специи, пряности. 30 часов.
  8. Плетение из сухих трав, бересты. Показ приемов обработки сухих трав и бересты. Плетение из 1, 2 и 3 жгутов, плетение панно из бересты, хлебницы, лаптей. Объяснение способов и приемов плетения, показ. 42 часа.
  9. Стильный коллаж. Беседа о стилях коллажей. Рассказ о стильном коллаже. Материалы и инструменты. Техника создания коллажей. Паспарту и рамы. ТБ при работе ножницами, пинцетом, клеем. 15 часов.

III год обучения.

  1. Вводное занятие. Обсуждение плана работы кружка на год. Техника безопасности в работе ножницами, пинцетом, спицей. 3 часа.
  2. Заготовка и подготовка растений для композиций. Экскурсии в парк, лес, на луг. Засушивание растений различными способами. Сортировка растений, которые дети заготовили самостоятельно в течение летних каникул. 27 часов.
  3. Цветы из ткани. Инструменты, материалы, основные приемы изготовления, сборка. Показ иллюстраций. Изготовление цветочных композиций.27 часов.
  4. Декорирование помещений. Принципы размещения растений в помещениях, приспособления и устройства для оформления интерьеров. Комнатные растения, которые лучше использовать для озеленения того или иного помещения. Показ иллюстраций. Изготовление композиций для различных помещений. Давать детям больше самостоятельности. 42 часа.
  5. Необычные композиции. Показ иллюстраций. Подготовка основы – «ежа». Подбор растений, предметов. Выбор композиции. Изготовление композиции. 27 часов.
  6. Устройство садовых дорожек и площадок. Применение малых архитектурных форм в озеленении. Составление проекта озеленения определенного участка. Общая характеристика дорожек и площадок, устройство, уход за садовыми дорожками и площадками, их ремонт. Современные формы малой архитектуры, значение и их виды, устройство наиболее рациональных малых архитектурных форм; использование малых архитектурных форм в насаждениях различного пользования. Составление проекта: принципы планирования, проектно-сметные работы, подбор декоративных растений, очистка территории, устройство дренажа, водоснабжения, канализации и освещения, разбивка участка в соответствии с проектом; ассортимент плодово-ягодных культур, особенности их размещения;   вертикальное озеленение в зеленом строительстве. 24 часа.
  7. Лекарственные травы. Использование лекарственных трав в оформлении травяного ароматического сада и сада пряных и лекарственных трав, их особенности размещения и назначение. Лечебные настойки, мази, бальзамы. Натуральная косметика в домашних условиях. 9 часов.
  8. Картины из сухих цветов, соломки. Техника воплощения замысла. Цвет, акцент, контраст, фон. Этапы создания композиции. Показ иллюстраций, схем. Выполнение декоративного панно, букета, натюрморта, пейзажа, орнамента. Подбор материала по текстуре. 30 часов.
  9. Плетение из сухих трав. Закрепление знаний по обработке сухих трав. Оплетка бутылей и стеклянных банок. Плетение фигурок из соломы. 15 часов.
  10.  Коллаж в интерьере. Особенности размещения коллажа в интерьере. Мебель и аксессуары. Коллажи к праздникам. Инструменты и материалы. Последовательность работы. ТБ при работе ножницами, пинцетом, клеем. 15 часов.

Обеспечение программы:

Успешная реализация программы зависит от средств обеспечения.

Методическая база:

  1. Методическая литература для теоретических и практических занятий.
  2. Разработка открытых уроков.
  3. Литература и печатные издания в помощь обучающимся для самостоятельной работы.

Дидактическая база:

  1. Образцы композиций, картин.
  2. Образцы приемов засушивания растений.
  3. Схемы плетения.
  4. Иллюстрации.

Материально-техническая база:

  1. Помещение.
  2. Рабочие места.
  3. Необходимый материал и инструмент.

Каждому учащемуся необходимо иметь:

  1. Засушенные разными способами цветы, растения, листья.
  2. Пинцет с тонкими и гладкими браншами для удерживания тонких лепестков растений.
  3. Миниатюрные прямые ножницы.
  4. Прямые ножницы (большие).
  5. Клей резиновый «Б» или «А», «Феникс», «Момент», «Бутекс».
  6. Картон.
  7. Пластмассовая или металлическая спица для нанесения клея.

Финансовая база:

  1. Родительская поддержка.
  2. Помощь спонсоров.
  3. Выставки-продажи.

Образовательный процесс программы опирается на следующие методы и приемы обучения:

  1. практические – учебно-производительный труд, упражнение, моделирование;
  2. наглядные – иллюстрации, демонстрация натуральных объектов, изобразительных пособий;
  3. вербальные – инструктаж, объяснение;
  4. проектные - создание  творческих проектов;
  5. психологические и социологические - разработка, проведение и анализ анкеты, психологические тесты.

Методы и приемы развития творческих способностей и воспитания:

  1. демократический стиль взаимоотношений педагога с воспитанниками, поощрение стремления к самостоятельной деятельности и независимости суждений, уважение свободы выбора области применения своих сил и методов достижения цели;
  2. индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей обучаемого;
  3. создание творческого климата и творческих ситуаций на занятиях, условий для воплощения конкретных творческих идей;
  4. позитивный пример педагога творческого поведения, широкого круга интересов и умений, активной жизненной позиции, энтузиазма.

Оценка эффективности программы

Диагностика и отслеживание результативности программы является важным звеном образовательного процесса. Контроль проводится в течение года.

Вид контроля

Методы

Формы

Предварительный (выявление уровня знаний, умений, навыков)

Собеседование

Индивидуальная

Текущая проверка в процессе изучения темы.

Опрос по теме

Индивидуальная

Периодическая проверка в конце каждого раздела.

Выставка

Индивидуальная

Итоговая (годовая) проверка и учет полученных знаний, умений и навыков.

Отчетная выставка, конкурсы районные и областные.

Индивидуальная

Система поощрения

Виды поощрения

Методы

Формы

Моральное

Словесные, наглядные, практические

Оценка педагога, личная выставка, участие в мероприятиях ЦДТ, областных конкурсах

Материальное

Награждение

индивидуальная

Образовательно-воспитательная работа

№, п/п

Задачи

Дела cтудии по решению поставленных задач

Сроки

1.

Воспитательная работа.

1. Знакомство учащихся с историей, культурой, искусством района.

2. Участие в мероприятиях и выставках.



Экскурсия в музей.

Экскурсия в картинную галерею. Посещение выставки цветов в День поселка.

Декада открытых дверей в ЦДТ.

Семейная гостиная.

Новогодние утренники.

Областной конкурс «Цветочная мозаика».

Выставки.

Творческий отчет ЦДТ.



Ноябрь

Февраль

Август


Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Февраль


Март

Май

2.

Общественно-полезная работа.

Изготовление сувениров в призовой фонд.

В течение года

3.

Работа по созданию и развитию коллектива студии.

Коллективное обсуждение плана работы кружка.

Поведение итогов работы кружка.

Сентябрь


Май

4.

Работа с родителями.

Приглашать родителей на мероприятия, проводимые в ЦДТ.

Работа с родителями.

В течение года.



В течение года.

Список литературы для педагога

  1. Анисимова А. Домашняя флористика. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2004.
  2. Аристамбекова Н., Иофина И. Мозаика из гальки и укладка дорожек. – М.: «Рипол классик», 2005.
  3. Блэклок Д. Букеты и композиции. Практические советы по аранжировке живых цветов. – М.: ЗАО «Фитон +», 2003.
  4. Витвицкая М.Э. Икебана, аранжировка, флористика: Искусство составления букетов. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»», 2007.
  5. Гитун Т.В. Лекарственные травы и коренья. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007.
  6. Голубева Н. Аппликации из природных материалов. – М.: «Культура и традиции», 2002.
  7. Д-р Хессайон Д.Г. Все об аранжировке цветов. – М.: «Кладезь-Букс», 1999.
  8. Крысько Н.А., Нехорошева Г.В. Стильный коллаж: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. – 2006.
  9. Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. – М.: Высш. Шк., 1992.
  10. Немова М. Стилистика сада. – М: ЗАО «Фитон +», 2001.
  11. Немова М. Стилистика сада. – М: ЗАО «Фитон +», 2001.
  12. Соловьева А.С.  Искусство флористики. Цветочная живопись. – Мн.: Беларусь, 2002.
  13. Солод Л.Е. Цветочные чудо – коллажи: уникальные украшения для дома и дачи. – М.: Эксмо, 2006.
  14. Стецюк В. Картины из сухих цветов. Составление композиций из засушенных растений. – М.: «АСТ – Пресс», 2002.
  15. Федотова М. Цветы из ткани. – М.: Культура и традиции, 2001.
  16. Флористика. Букеты с композициями из засушенных цветов. – М.: «Внешсигма», «АСТ», 2000.
  17.  Шевырева Н.А., Коновалова Т.Ю. Сухоцветы. Аранжировка, ассортимент, техника. – М.: ЗАО «Фитон +», 2002.

Список литературы для детей

  1. Бегония Р. Школа флористики. – М.: Эксмо, 2007.
  2. Бридлав Грета. Натуральная косметика в домашних условиях / Пер. с англ. Е. Дворецкой. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
  3. Гитун Т.В. Предметы интерьера и сувениры из сухих трав и цветов. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.
  4. Лечебные настойки, мази, бальзамы.- СПб.: Лениздат; «Ленинград», 2006.
  5. Павлова Е. Аранжировка интерьера комнатными цветами. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
  6. Полунина В.Н. Гербарий: Составление композиций и орнамента. – М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2001.
  7. Соусы. Приправы, специи, пряности. – СПб.: Ленинградское издательство, 2008.
  8. Сухие цветы: 100 идей для украшения вашего дома. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2003.
  9. Федотов Г. Плетение из сухих трав. – М.: «Эксмо», 2005.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...