Программа внеурочной деятельности "Подготовка к ОГЭ по информатике""
календарно-тематическое планирование по информатике и икт
Учебно-методическое и материально–техническое обеспечениеобразовательного процесса
УМК для учителя:
Информатика и ИКТ 9 классЧасть 1,2. Босова Л.Л. 20 19, 2020гг.
УМК для обучающихся:
Информатика и ИКТ 9 классЧасть 1,2. Босова Л.Л. 20 19, 2020 гг.
Ресурсы с применением ЭО и ДОТ:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_podgotovka_k_oge.docx | 44.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Новая Бекшанка»
муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор ……… /Л.А.Сывилькина/
Приказ № 128 от 30.08.2021 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Название программы «Подготовка к ОГЭ по информатике»
Направление развития личности обучающегося: общеинтеллектуальное
Класс 9
Срок реализации программы 1 год
Рабочую программу составила Окольнова Ирина Федоровна
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по информатике»
Личностные результаты:
1. Осознание этнической принадлежности, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и классе в целом.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.
- Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
- выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию;
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст;
- критически оценивать содержание текста.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
- Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение);
- принимать решение в ходе диалога;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации.
Предметные результаты:
- дальнейшее формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- углубление понятий представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- закрепление развития алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- развитие умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- углубление навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета, курса «Подготовка к ОГЭ по информатике»
- Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике»
1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике.
ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ОГЭ.
- Раздел 2 «Тематические блоки»
2.1. Тематический блок «Количественные параметры информационных объектов»
Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Кодирование и декодирование информации.
2.2. Тематический блок «Значение логического выражения»
Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Кодирование и декодирование информации. Логические значения, операции, выражения
2.3. Тематический блок «Формальные описания реальных объектов и процессов»
Элементы содержания: формализация описания реальных объектов и
процессов, моделирование объектов и процессов.
2.4. Тематический блок «Файловая система организации данных»
Элементы содержания: создание, именование, сохранение, удаление
объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система.
2.5. Тематический блок «Формульная зависимость в графическом виде»
Элементы содержания: математические инструменты, электронные таблицы.
2.6. Тематический блок «Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Алгоритмические конструкции.
2.7. Тематический блок «Кодирование и декодирование информации»
Элементы содержания: процесс передачи информации, источник и приемник информации. Кодирование и декодирование информации.
2.8. Тематический блок «Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции.
2.9. Тематический блок «Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции.
2.10. Тематический блок «Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья
2.11. Тематический блок «Анализирование информации, представленной в виде схем»
Элементы содержания: формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Диаграммы, планы, карты
2.12. Тематический блок «Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию»
Элементы содержания: базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных
2.13. Тематический блок «Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации»
Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Запись изображений и звука с использованием различных устройств. Запись текстовой информации с использованием различных устройств
2.14. Тематический блок «Простой линейный алгоритм для формального исполнителя»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании
2.15. Тематический блок «Скорость передачи информации»
Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации
2.16. Тематический блок «Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки»
Элементы содержания: обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья
2.17. Тематический блок «Информационно-коммуникационные технологии»
Элементы содержания: электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из
компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета)
2.18. Тематический блок «Поиск информации в Интернет»
Элементы содержания: компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги, поисковые машины, формулирование запросов.
2.19. Тематический блок «Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных»
Элементы содержания: таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисления по ним.
2.20.1 Тематический блок «Короткий алгоритм в среде формального исполнителя»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.
2.20.2 Тематический блок «Короткий алгоритм на языке программирования»
Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.
- Раздел 3. «Тренинг по вариантам»
3.1. Государственная итоговая аттестация по информатике.
Выполнение тренировочных заданий. Проведение пробного ОГЭ с последующим разбором результатов.
Тематическое планирование учебного предмета, курса «Подготовка к ОГЭ по информатике»
№ | Содержание учебного материала | Всего часов | Теория | Практика |
Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике | ||||
1 | Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике | 1 | 1 | |
Тематические блоки | ||||
2 | Количественные параметры информационных объектов | 1 | 1 | |
3 | Значение логического выражения | 1 | 1 | |
4 | Формальные описания реальных объектов и процессов | 1 | 1 | |
5 | Файловая система организации данных | 2 | 1 | 1 |
6 | Формульная зависимость в графическом виде | 1 | 1 | |
7 | Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд | 2 | 1 | 1 |
8 | Кодирование и декодирование информации | 1 | 1 | |
9 | Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке | 1 | 1 | |
10 | Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке | 2 | 1 | 1 |
11 | Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке | 2 | 1 | 1 |
12 | Анализирование информации, представленной в виде схем | 1 | 1 | |
13 | Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию | 1 | 1 | |
14 | Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации | 1 | 1 | |
15 | Простой линейный алгоритм для формального исполнителя | 1 | 1 | |
16 | Скорость передачи информации | 1 | 1 | |
17 | Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки | 2 | 1 | 1 |
18 | Информационно-коммуникационные технологии | 2 | 1 | 1 |
19 | Поиск информации в Интернет | 1 | 1 | |
20 | Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных | 2 | 1 | 1 |
21 | Короткий алгоритм в среде формального исполнителя | 2 | 1 | 1 |
22 | Короткий алгоритм на языке программирования | 2 | 1 | 1 |
Тренинг по вариантам | ||||
23 | Государственная итоговая аттестация по информатике | 3 | 3 | |
Итого | 34 | 15 | 19 |
Учебно-методическое и материально–техническое обеспечениеобразовательного процесса
УМК для учителя:
Информатика и ИКТ 9 классЧасть 1,2. Босова Л.Л. 20 19, 2020гг.
УМК для обучающихся:
Информатика и ИКТ 9 классЧасть 1,2. Босова Л.Л. 20 19, 2020 гг.
Ресурсы с применением ЭО и ДОТ:
- Сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/).
- Федеральный институт педагогических измерений (http://www.fipi.ru/).
- Сайт для подготовки к ОГЭ (http://sdamgia.ru/).
- Сайт Полякова К.Ю. (https://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm).
- Авторская мастерская Н.Д. Угриновича (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).
Техническое обеспечение:
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронных таблиц и системы управления базами данных.
- Звуковой редактор.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № по разделу | Тема урока (занятия) | Дата | |
План | Факт | |||
1. Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике | ||||
1 | 1.1 | Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике | ||
2. Тематические блоки | ||||
2 | 2.1 | Количественные параметры информационных объектов | 10.09.2020 | |
3 | 2.2 | Значение логического выражения | 17.09.2020 | |
4 | 2.3 | Формальные описания реальных объектов и процессов | 24.09.2020 | |
5 | 2.4 | Файловая система организации данных | 01.10.2020 | |
6 | Файловая система организации данных | 08.10.2020 | ||
7 | 2.5 | Формульная зависимость в графическом виде | 15.10.2020 | |
8 | 2.6 | Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд | 22.10.2020 | |
9 | 2.7 | Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд | 12.11.2020 | |
10 | 2.8 | Кодирование и декодирование информации | 19.11.2020 | |
11 | 2.9 | Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке | 26.11.2020 | |
12 | 2.10 | Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке | 03.12.2020 | |
13 | 2.11 | Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке | 10.12.2020 | |
14 | 2.12 | Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке | 17.12.2020 | |
15 | 2.13 | Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке | 24.12.2020 | |
16 | 2.14 | Анализирование информации, представленной в виде схем | 04.02.2021 | |
17 | 2.15 | Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию | 11.02.2021 | |
18 | 2.16 | Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации | 18.02.2021 | |
19 | 2.17 | Простой линейный алгоритм для формального исполнителя | 25.02.2021 | |
20 | 2.18 | Скорость передачи информации | 04.03.2021 | |
21 | 2.19 | Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки | 11.03.2021 | |
22 | 2.20 | Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки | 18.03.2021 | |
23 | 2.21 | Информационно-коммуникационные технологии | ||
24 | 2.22 | Информационно-коммуникационные технологии | ||
25 | 2.23 | Поиск информации в Интернет | ||
26 | 2.24 | Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных | ||
27 | 2.25 | Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных | ||
28 | 2.26 | Короткий алгоритм в среде формального исполнителя | ||
29 | 2.27 | Короткий алгоритм в среде формального исполнителя | ||
30 | 2.28 | Короткий алгоритм на языке программирования | ||
31 | 2.29 | Короткий алгоритм на языке программирования | ||
3. Тренинг по вариантам | ||||
32 | 3.1 | Государственная итоговая аттестация по информатике | ||
33 | 3.2 | Государственная итоговая аттестация по информатике | ||
34 | 3.3 | Государственная итоговая аттестация по информатике |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАПРОСОВ ДЛЯ ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ
Задачи на тему "Составление запросов поисковых систем с использованием логических выражений" включены в ЕГЭ по информатике и ИКТ (В12). Рассматривается решение задач нескольким...
Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Решение логических задач с построением таблиц истинности (А3,А10,B15)
Задачи по теме "Логика" включены в материалы Единого государственного экзамена в достаточно большом количестве. Большинство логических задач части А и части В достаточно удобно решать построением табл...
презентация "Подготовка к ГИА по информатике по теме: ЛОГИКА"
Представленный материал рекомендуется для закрепления и контроля знаний по теме: “ЛОГИКА” 9 класс. А также при подготовке к ГИА по информатике и ИКТ....
Подготовка к ЕГЭ по Информатике. Исполнители
в данной статье рассматриваются цикл задач с решениями по теме Исполнители....
Рабочая программа курсу внеурочной деятельности "Подготовка к ОГЭ по информатике"
Рабочая программа курсу внеурочной деятельности "Подготовка к ОГЭ по информатике"...