лекция
материал по теме
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ»
На данном уроке учащиеся знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), которые следует раскрывать как память народа.
Разговор строится таким образом, чтобы учащиеся поняли, что в основе мышления наших далеких предков, их взаимоотношений с природой лежала яркая образность, поэтичность, что древние люди в своем стремлении отгородиться от злых сил и привлечь силы добра пользовались системой заклинаний, которые приобретали вид схематических изображений, символических знаков.
Говоря о языке орнамента как своеобразной системе письменности, в которой каждый знак несет определенный смысл, педагог может предложить учащимся стать на некоторое время на место древнего человека и попытаться выразить свои представления о мире с помощью языка изобразительных символов, используя точки и линии.
Слова, которые произносит учитель, необходимо перевести на язык образных знаков (солнце, дождь, засеянная пашня, дерево, лес, река, радуга, избы и т. п.), а затем выстроить их орнаментально в целостную картину мира (небо, земля, подземно-подводный мир). Метод сравнения помогает увидеть в рисунках ребят сходство. Подводя итоги задания, дети осознают изобразительный знак не как изображение, а как обозначение, как символ, выражающий определенный смысл, понятный всем.
Солярная орнаментика. |
После этого задания учащимся легче будет расшифровать смысл отдельных элементов орнамента, изображенного на древнем глиняном сосуде («прочесть» орнамент) (учебник, с. 11). Мысли древнего человека-земледельца были проникнуты заботой об урожае, от которого зависела жизнь его рода. «Пусть прольется дождь» — таков заклинательный смысл древнего орнамента.
Знакомя детей с древними образами, необходимо показать их в широком ряду вариативных решений, в разных материалах и технике исполнения: в росписи и резьбе по дереву, в орнаментах народной вышивки, в народной глиняной игрушке и т. п. Взять, к примеру, образ коня. Конь — первый помощник крестьянина-земледельца. В представлениях народа он олицетворял плодовитость и человека, и животных. Разнообразные пластические решения одного и того же образа в народном искусстве обогащают восприятие школьников, помогают острее почувствовать особенность языка крестьянского прикладного искусства:
— конь на крыше избы — знак солнца, под защитой которого находится крестьянская семья;
— двуглавые кони в каргопольской игрушке — олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие);
— образ всадника на коне — освободитель весны от зимних оков, в устном фольклоре этот мотив воплотился в образе Егория Храброго, отмыкающего землю;
— «конюх» — тверской деревянный ковш с конскими головами — воплощение поэтической легенды о дневном и подземном солнце;
— узорные пряники «козули» в виде коня, которые архангелогородцы пекли на Рождество, — символ молодого, нарождающегося солнца;
— изображения коней, всадников в вышивке на полотенце — олицетворение стихий, подвластных матери сырой земле.
В процессе восприятия образа древней богини (матери-земли) необходимо обратить внимание учащихся на пластическую трансформацию этого образа в древо и, напротив, на неуловимое сходство образа древа с образом Великой Богини, подводя под них общую содержательную основу.
В верованиях древних славян древо жизни смыкалось с образом Великой Богини, так как материнство отождествлялось с идеей бесконечного воспроизводства вида, которое было заложено именно в жизненном цикле дерева.
В итоге беседы учащиеся осознают специфику формы и цвета прежде всего как з н а к а, который не изображает конкретную реальность, а именно обозначает ее, символизируя определенную идею, связанную с земледельческим укладом наших далеких предков, с обожествлением солнца, неба, земли, от которых зависела их жизнь.
Полученные представления о древних образах народного искусства находят воплощение при выполнении практического задания.
В практической части урока могут быть использованы различные методические варианты решения данной темы.
Можно предложить детям выполнить задание непосредственно в творческой тетради (тетрадь, с. 6) — найти к предложенным реальным изображениям декоративно-обобщенные решения в нескольких вариантах. Это задание — на понимание принципа декоративного обобщения — ребята могут начать на уроке, а закончить дома. При этом основной акцент переносится на пластическое решение традиционного образа (в узорах народной вышивки, росписи и резьбе) и украшение его поля орнаментальным рисунком (тетрадь, с. 7). Например, используя прием «сгущения» или «разряжения» красных пересекающихся линий-«нитей» при украшении поля фигуры, учащиеся могут создать оптический эффект тонового богатства красного цвета, сделать работу более выразительной. Красный доминирующий цвет в вышивке может быть дополнен другими цветами.
Выполняя рисунок по мотивам народной резьбы, лучше всего воспользоваться сангиной, которая поможет передать теплоту дерева.
В процессе выполнения задания решаются задачи композиционного, пластического построения образа, передачи орнаментального богатства, колористической целостности поля фигуры.
В конце урока учитель предлагает детям найти и принести в класс на следующий урок материал с изображением деревянного резного узорочья русских изб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекции о здоровом образе жизни и нравственности
Курс лекций о здоровом образе жизни и нравственности для учащихся...
Лекция по теме "НТР" 10 класс
Лекция к уроку по теме "НТР" 10 класс...
лекция и презентация по теме Мировое хозяйство 10 класс
Лекция и презентация к лекции к уроку по теме "Мировое хозяйство" 10 класс...
Лекция и презентация по географии 10 класс "НТР и МХ"
Лекция и презентация по теме "Влияние НТР на МХ" 10 класс...
Лекция и презентация 10 класс "Факторы размещения"
Лекция и презентация по теме "Факторы влияющие на размещение Мирового хозяйства" В лекции содержатся тестовые задания по теме "НТР и МХ"...
Материал для лекции "Телекоммуникационные технологии в системе общего образовани
Современная образовательная политика России определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которой главной является обеспечение современного качества образования на основе сохранени...
Лекция по обществознанию "Понятие смешанной экономики"
Лекция для учащихся старших классов....