Комплексно- целевая программа "Одаренные дети"
рабочая программа по теме

В школе разработана и действует программа "Одаренные дети". Предлагаю её Вашему вниманию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Почепа Брянской области»

Программа "Одаренные дети"

                                             Утверждено

                                                                                          решением педагогического совета

                                                  Протокол № 1

                                                   от 29.08 2012г.

 Директор  школы__________ /Цыганок С.И./

                                                                                                      Приказ №138 от 01.09.2012г.

Комплексно-целевая программа

         «Одаренные дети»

Сроки реализации программы:

2012-2015 учебный год.

Основание для разработки:

Закон РФ «Об образовании» от 24.12.2002 №176-ФЗ

 с изменениями от 23.12.2003 №186-ФЗ.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Концепция работы с одаренными школьниками до 2015 года

«Одаренные дети Брянщины»

Основные разработчики программы:

Администрация МБОУ «СОШ №1»г.Почепа

                                         1. Актуальность проблемы.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В основе школьной программы «Одаренные дети» лежит Закон РФ «Об образовании» от 24.12.2002 №176-ФЗ с изменениями от 23.12.2003 года «Одаренные дети Брянщины». Реализация данной программы предъявляет и высокие требования к школе.

  1. Это школа,  где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в Вузы.
  2. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
  3. В школе должны быть свои традиции.
  4. Школа должна давать современное образование.
  5. В хорошей школе уважают личность ребенка, его развитие  сопровождается   через урок,  через внеурочную деятельность и систему дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности.

Пояснительная записка

Основные идеи  работы с одаренными детьми в школе:

  1. способны все дети,  только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;
  2. одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка,  внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;
  3. одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации,  что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей.
  4. в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы  образовательная деятельность,  содержательно,  технологически и организационно обеспеченная;
  5. основополагающими элементами системы  работы с одаренными детьми являются следующие: культивирование одаренности из общей среды; инклюзивное образование (ориентированное на особые  потребности и  организованное в пространстве общеобразовательной школы); обогащенная адаптивная образовательная среда, предоставляющая возможность проявления, развития и предъявления одаренностей и талантов,  а также ресурсное обеспечение и управление всей этой деятельностью;
  6. деятельность педагога по выявлению,  поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей,  а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя,  педагога-наставника,  педагога-консультанта.
  7. Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений и других ведомств с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

3. Цели и задачи.

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Задачи:

  1. Обновление нормативно-правовой базы работы с одаренными детьми ;
  2. Создание календарного плана мероприятий для участия в конкурсах различных уровней;
  3. Поддержка одаренных учащихся и их педагогов через введение системы поощрения их достижений;
  4. Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;
  5. Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных;
  6. Создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми.

4. Ожидаемые результаты реализации программы

- Создана нормативно-правовая  база, регламентирующая работу с одаренными детьми в образовательном учреждении;

  1. Охвачены различными формами работы с одаренными детьми не менее 90% школьников;
  2. Разработать и реализовать летнюю  программу дополнительного образования «Мир грёз» для детей художественной  одарённости;
  3. Запланировано ежегодное повышение квалификации  кадров по работе с одаренными детьми (1 педагог);
  4. Внесены изменения в Положение о стимулирующих надбавках для педагогов, работающих с одаренными детьми.

5. Содержание программы

1.     Методические требования к организации и практической реализации программы «Одаренные дети»

1.1.Исполнение государственных принципов образования ст.Закона РФ «Об образовании»

1.2.Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.

1.3.Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.

1.4.Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров,  работающих с одаренными детьми.

1.5.Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми.

1.6.Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми  учащимися, принятие  необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

1.7.Обогащение и распространение опыта педагогов,  работающих с одаренными детьми.

1.8.Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

2.       Организационная деятельность школы

2.1.Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.

2.2.Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися.

2.3.Организация методической работы с педколлективом,  обеспечение учебно-методической литературой.

2.4.Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы,  спецкурсы, индивидуальные занятия) и внешкольного образования (ЦДТ, ДЮСШ и др.).

3.       Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных  образовательных областей или предметов.

3.1.Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов,  учащихся через формирование факультативов, спецкурсов,  кружков.

3.2.Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и республиканских олимпиадах.

3.3.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

3.4.Участие в районных и республиканских конкурсах воспитательной направленности

4.       Наблюдение, контроль за выполнением программы.

4.1.Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации  и отслеживание результатов работы со способными учащимися.

4.2.Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

4.3.Проведение школьных и классных конференций, конкурсов,  творческих отчетов.

6.       Нормативно-правовая база

  1. Закон РФ «Об образовании» от 24.12.2002 № 176-ФЗ с изменениями от 23.12.2003 №186-ФЗ.
  2. Концепция работы с одаренными школьниками до 2015 года «Одаренные дети Красноярья»
  3. Положение о работе с одаренными.
  4. Положение по проведению школьных олимпиад.
  5. Положение о школьной конференции
  6. Положение о проведении предметной недели (декады)
  7. Устав НОУ
  8. Положение «Ученик года»
  9. Положение о клубе «Юнармеец»
  10. Приказ о назначении ответственных за работу с одаренными детьми
  11. Приказ об утверждении тем исследовательских работ

7.       Этапы реализации

1 этап: диагностико-прогностический, методологический (2012-2013 годы)

Мониторинг одаренности.

Разработка

- критериев  одаренности учащихся школы;

Выявление одаренных детей на ранних этапах развития;

Создание:

-творческой группы учителей по разработке критериев одаренности учащихся;

- банка данных по одаренным детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

- рекомендаций по работе с одаренными детьми;

- портфолио одаренных детей школы;

Организация:

- системы дополнительного образования;

- внеклассной работы по предмету;

- деятельности научного общества.

2 этап: деятельностный (2013-2014 годы)

- Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

- Внедрение метода проектов.

- Учет индивидуальных достижений.

- Проведение выставок детского творчества.

- Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

3 этап: констатирующий (2014-2015 года)

- Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.

- Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».

- Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.

8. Основные мероприятия программы

  1. Организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
  2. Приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе,  развивающих работы с одаренными детьми;
  3. Приобретение научной и учебно-методической литературы,  необходимой для творческой и исследовательской деятельности одаренных детей.
  4. Подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников.
  5. Проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одаренными детьми.

План

мероприятий школы на 2012- 2013 учебный год в рамках концепции Российской национальной системы выявления и развития одаренных учащихся, молодых талантов по профессиональной ориентации талантливой молодежи.

№пп

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный

1

-Диагностика, составление банка одаренных учащихся

Сентябрь 2012года

Кривошеев В.М.

Панфилова Н.Г.

Плюсова Н.С.

2

Размещение на территории школы средств социальной наружной рекламы (стенды, плакаты, т.д.) о талантливой молодежи

в течение2012-2013 года

Н.Г. Панфилова

3.

Проведение исследований по проблеме выявления и обучения одаренных детей (школьников),

Предметные МО

Руководители МО

4.

Организация участия в проектах детей, достигших успехов в определенной сфере творчества, в федеральных и региональных программах

в течение 2012-2013 учебного года

Панфилова Н.Г.

5.

Проведение «Мастер – класса» со специалистами для педагогов, работающих с одаренными детьми и молодежью

Март 2013 года

Отдел образования

6.

Выпуск школьной газеты, проведение радиолинеек о достижениях талантливых учащихся школы

в течение 2009 года

Н.Г. Панфилова

7.

Проведение школьных  предметных олимпиад, конференций, творческих и исследовательских конкурсов, т.д.

в течение 2012-2013  года

Кривошеев В.М.

Панфилова Н.Г.

Плюсова Н.С.

8.

Участие в  районных смотрах  конкурсах, фестивалях, конференциях.

-научно – технического творчества

-художественно –     эстетического творчества

-спортивных достижений.

-гуманитарных наук

-историко – краеведческих

-научно –исследовательских

-туристических.

в течение 2012-2013 года

Н.Г. Панфилова

9.

Участие в муниципальных и региональных этапах олимпиад, конкурсов, конференций, т.д.

в течение 2012-2013 года

Кривошеев В.М.

Панфилова Н.Г.

Плюсова Н.С.

10.

Участие во всероссийских олимпиадах, исследовательских, творческих конкурсах, конференциях, т.д.

в течение 2012-2013 года

Кривошеев В.М.

Панфилова Н.Г.

Плюсова Н.С.

11.

Организация адресной поддержки талантливой молодёжи (составление индивидуальных программ подготовки по отдельным предметам, обеспечение научных консультаций по предмету и т.д.)

в течение 2012-2013 года

Учителя-предметники

12.

Привлечение педагогов ЦДТ, работников школы искусств к работе с одаренными детьми, создание микроцентров .

в течение 2012-2013 года

Н.Г. Панфилова

15

Организация системы работыдополнительного образования в школе для создания условий развития талантов учащихся. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

в течение 2012-2013 года

Н.Г. Панфилова

16.

Контроль состояния работы с одаренными детьми  в школе

в течение  года

Кривошеев В.М.

Панфилова Н.Г.

Плюсова Н.С.

9. Основные направления работы.

Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и облучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие способностей всех детей.

В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:

Интеллектуальное:

Работа школьного НОУ:

- Естественно-математическая секция;

- Историко-краеведческая секция;

- Информационно-коммуникативная секция;

- Гуманитарная секция;

- Школьные конкурсы, олимпиады, викторины, интеллектуальные игры;

- Подготовка к олимпиадам

- Предметный кружок «Компьютерный»

Творческое:

Художественно- эстетические кружки: «Юный художник», «Хоровая студия», «Мастерица», «Вокальное пение», «Соло- вокал», «Снимаем кино», Флористика

Спортивные:

Теннис, легкая атлетика, волейбол

Социальное (коммуникативное)

Школа «Лидер»

Туристско- краеведческое:

Кружок «Краевед»

10. Кадровое и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

Подбор учителей, работающих с одаренными детьми, их профессиональная подготовка.

Наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов,  учащихся через формирование факультативов,  спецкурсов, кружков.

Создание дидактических,  раздаточных материалов.

Приобретение дополнительных наглядных пособий.

Использование компакт-дисков по предметам.

Компьютерные учебные программы.

11. Формы проведения мониторинга реализации Положения о работе с одаренными детьми

  1. Наблюдение
  2. Общение с родителями
  3. Предметные олимпиады
  4. Общешкольная конференция достижений учащихся
  5. Предметные недели, декады
  6. Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми
  7. Внутришкольный контроль
  8. Творческие отчеты кружков,  студий и спортивных секций
  9. Тематические конкурсы, выставки
  10. Факультативы
  11. НОУ
  12. Рейтинг «Наше участие»

12. Модель одаренного ребенка:

  1. Личность, здоровая  духовно-нравственно и социально;
  2. Личность,  способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
  3. Личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;
  4. Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
  5. Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами,  воспринимающая и другого человека как личность, имеющую  право на свободу выбора, самовыражения;
  6. Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

13. Участники реализации данной программы:

  1. Администрация школы (директор, заместители);
  2. Рабочая группа,  состоящая из творчески работающих учителей ;     
  3. Руководители школьных методических объединений;
  4. Учителя – предметники;
  5. Классные руководители;
  6. Руководители кружков и секций.

14. Используемая литература

1. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты  под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. – М.: Омега-Л, 2008.

2. Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание  Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. – Санкт-Петербург: Речь, 2009.

3. Касперская О. В. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми  О. В. Касперская. – Волгоград: Учитель, 2011..

4. Монина Г. Б., Рузина М. С. Ох, уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность  Г. Б. Монина, М. С. Рузина. – Санкт-Петербург: Речь, 2010. – 128

5. Шлакина Л. Г. Азбука для одаренных детей  Л. Г. Шлакина – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

6. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей  : программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н. В. Алексеева – Волгоград : Учитель, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная целевая программа "Музей космонавтики имени летчика-космонавта О.Г.Макарова"

Целевая программа представляет по которой работает музей Удомельской гимназии №3 имени О.Г.Макарова, содержит описаниецелей, задач, структуры Совета музея космонавтики, функционал поисковых и лекторск...

Комплексно-целевая программа организации каникулярного отдыха и занятости школьников «Ура, каникулы!»

Программа «Ура, каникулы!» направлена на развитие и совершенствование системы  организации полезной и активной деятельности учащихся во время школьных каникул. Это  управленческий документ, ...

Комплексно-целевая программа Здоровье

1.      Автор – разработчик программы: Коваленко Наталья Николаевна 2.      Номинация: «Физическая культура и здоро...

Комплексно - целевая программа отдыха и занятости детей и подростков "Каникулы"

Программа "Каникулы" направлена на организацию досуга школьников в период летних каникул, профилактику правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних.Каникулярный период деятельности создает ...

Комплексно-целевая программа профилактики безнадзорности, беспризорности и вредных привычек среди детей и подростков.

Программа отражает актуальность данного вопроса. Прилагается план реализации программы....

Комплексно-целевая коррекционно-оздоровительная ПРОГРАММА «Здоровые дети – будущее России»

Раскрывается опытно-экспериментальная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий....

Комплексно-целевая программа оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков "Каникулы"

Разработка и принятие программы «Каникулы» является важнейшим направлением в процессе целенаправленного педагогического воздействия на детей для организации неформального общения и самой р...