Комплексно- целевая программа "Одаренные дети"
рабочая программа по теме
В школе разработана и действует программа "Одаренные дети". Предлагаю её Вашему вниманию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплексно-целевая программа "Одаренные дети" | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Почепа Брянской области»
Программа "Одаренные дети"
Утверждено
решением педагогического совета
Протокол № 1
от 29.08 2012г.
Директор школы__________ /Цыганок С.И./
Приказ №138 от 01.09.2012г.
Комплексно-целевая программа
«Одаренные дети»
Сроки реализации программы:
2012-2015 учебный год.
Основание для разработки:
Закон РФ «Об образовании» от 24.12.2002 №176-ФЗ
с изменениями от 23.12.2003 №186-ФЗ.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Концепция работы с одаренными школьниками до 2015 года
«Одаренные дети Брянщины»
Основные разработчики программы:
Администрация МБОУ «СОШ №1»г.Почепа
1. Актуальность проблемы.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В основе школьной программы «Одаренные дети» лежит Закон РФ «Об образовании» от 24.12.2002 №176-ФЗ с изменениями от 23.12.2003 года «Одаренные дети Брянщины». Реализация данной программы предъявляет и высокие требования к школе.
- Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в Вузы.
- В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
- В школе должны быть свои традиции.
- Школа должна давать современное образование.
- В хорошей школе уважают личность ребенка, его развитие сопровождается через урок, через внеурочную деятельность и систему дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности.
Пояснительная записка
Основные идеи работы с одаренными детьми в школе:
- способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;
- одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;
- одарен каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одаренности и создать необходимые условия для ее развития и реализации, что обеспечивается специальными образовательными услугами, обогащенностью развивающей среды, включающей увлекающую ребенка деятельность, мотивацией его собственных активных усилий по совершенствованию своих способностей.
- в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы образовательная деятельность, содержательно, технологически и организационно обеспеченная;
- основополагающими элементами системы работы с одаренными детьми являются следующие: культивирование одаренности из общей среды; инклюзивное образование (ориентированное на особые потребности и организованное в пространстве общеобразовательной школы); обогащенная адаптивная образовательная среда, предоставляющая возможность проявления, развития и предъявления одаренностей и талантов, а также ресурсное обеспечение и управление всей этой деятельностью;
- деятельность педагога по выявлению, поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей, а значит и специальной профессиональной подготовки, при этом разный уровень одаренности требует разного уровня профессионализма педагога: педагога-исследователя, педагога-наставника, педагога-консультанта.
- Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений и других ведомств с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
3. Цели и задачи.
Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Задачи:
- Обновление нормативно-правовой базы работы с одаренными детьми ;
- Создание календарного плана мероприятий для участия в конкурсах различных уровней;
- Поддержка одаренных учащихся и их педагогов через введение системы поощрения их достижений;
- Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;
- Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных;
- Создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми.
4. Ожидаемые результаты реализации программы
- Создана нормативно-правовая база, регламентирующая работу с одаренными детьми в образовательном учреждении;
- Охвачены различными формами работы с одаренными детьми не менее 90% школьников;
- Разработать и реализовать летнюю программу дополнительного образования «Мир грёз» для детей художественной одарённости;
- Запланировано ежегодное повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми (1 педагог);
- Внесены изменения в Положение о стимулирующих надбавках для педагогов, работающих с одаренными детьми.
5. Содержание программы
1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одаренные дети»
1.1.Исполнение государственных принципов образования ст.Закона РФ «Об образовании»
1.2.Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.
1.3.Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.4.Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми.
1.5.Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми.
1.6.Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
1.7.Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.
1.8.Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Организационная деятельность школы
2.1.Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.
2.2.Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися.
2.3.Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой.
2.4.Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, спецкурсы, индивидуальные занятия) и внешкольного образования (ЦДТ, ДЮСШ и др.).
3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
3.1.Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков.
3.2.Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и республиканских олимпиадах.
3.3.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.
3.4.Участие в районных и республиканских конкурсах воспитательной направленности
4. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
4.1.Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживание результатов работы со способными учащимися.
4.2.Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
4.3.Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
6. Нормативно-правовая база
- Закон РФ «Об образовании» от 24.12.2002 № 176-ФЗ с изменениями от 23.12.2003 №186-ФЗ.
- Концепция работы с одаренными школьниками до 2015 года «Одаренные дети Красноярья»
- Положение о работе с одаренными.
- Положение по проведению школьных олимпиад.
- Положение о школьной конференции
- Положение о проведении предметной недели (декады)
- Устав НОУ
- Положение «Ученик года»
- Положение о клубе «Юнармеец»
- Приказ о назначении ответственных за работу с одаренными детьми
- Приказ об утверждении тем исследовательских работ
7. Этапы реализации
1 этап: диагностико-прогностический, методологический (2012-2013 годы)
Мониторинг одаренности.
Разработка
- критериев одаренности учащихся школы;
Выявление одаренных детей на ранних этапах развития;
Создание:
-творческой группы учителей по разработке критериев одаренности учащихся;
- банка данных по одаренным детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
- рекомендаций по работе с одаренными детьми;
- портфолио одаренных детей школы;
Организация:
- системы дополнительного образования;
- внеклассной работы по предмету;
- деятельности научного общества.
2 этап: деятельностный (2013-2014 годы)
- Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
- Внедрение метода проектов.
- Учет индивидуальных достижений.
- Проведение выставок детского творчества.
- Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий (2014-2015 года)
- Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.
- Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».
- Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.
8. Основные мероприятия программы
- Организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
- Приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работы с одаренными детьми;
- Приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одаренных детей.
- Подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников.
- Проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одаренными детьми.
План
мероприятий школы на 2012- 2013 учебный год в рамках концепции Российской национальной системы выявления и развития одаренных учащихся, молодых талантов по профессиональной ориентации талантливой молодежи.
№пп | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственный |
1 | -Диагностика, составление банка одаренных учащихся | Сентябрь 2012года | Кривошеев В.М. Панфилова Н.Г. Плюсова Н.С. |
2 | Размещение на территории школы средств социальной наружной рекламы (стенды, плакаты, т.д.) о талантливой молодежи | в течение2012-2013 года | Н.Г. Панфилова |
3. | Проведение исследований по проблеме выявления и обучения одаренных детей (школьников), | Предметные МО | Руководители МО |
4. | Организация участия в проектах детей, достигших успехов в определенной сфере творчества, в федеральных и региональных программах | в течение 2012-2013 учебного года | Панфилова Н.Г. |
5. | Проведение «Мастер – класса» со специалистами для педагогов, работающих с одаренными детьми и молодежью | Март 2013 года | Отдел образования |
6. | Выпуск школьной газеты, проведение радиолинеек о достижениях талантливых учащихся школы | в течение 2009 года | Н.Г. Панфилова |
7. | Проведение школьных предметных олимпиад, конференций, творческих и исследовательских конкурсов, т.д. | в течение 2012-2013 года | Кривошеев В.М. Панфилова Н.Г. Плюсова Н.С. |
8. | Участие в районных смотрах конкурсах, фестивалях, конференциях. -научно – технического творчества -художественно – эстетического творчества -спортивных достижений. -гуманитарных наук -историко – краеведческих -научно –исследовательских -туристических. | в течение 2012-2013 года | Н.Г. Панфилова |
9. | Участие в муниципальных и региональных этапах олимпиад, конкурсов, конференций, т.д. | в течение 2012-2013 года | Кривошеев В.М. Панфилова Н.Г. Плюсова Н.С. |
10. | Участие во всероссийских олимпиадах, исследовательских, творческих конкурсах, конференциях, т.д. | в течение 2012-2013 года | Кривошеев В.М. Панфилова Н.Г. Плюсова Н.С. |
11. | Организация адресной поддержки талантливой молодёжи (составление индивидуальных программ подготовки по отдельным предметам, обеспечение научных консультаций по предмету и т.д.) | в течение 2012-2013 года | Учителя-предметники |
12. | Привлечение педагогов ЦДТ, работников школы искусств к работе с одаренными детьми, создание микроцентров . | в течение 2012-2013 года | Н.Г. Панфилова |
15 | Организация системы работыдополнительного образования в школе для создания условий развития талантов учащихся. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности. | в течение 2012-2013 года | Н.Г. Панфилова |
16. | Контроль состояния работы с одаренными детьми в школе | в течение года | Кривошеев В.М. Панфилова Н.Г. Плюсова Н.С. |
9. Основные направления работы.
Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и облучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие способностей всех детей.
В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:
Интеллектуальное:
Работа школьного НОУ:
- Естественно-математическая секция;
- Историко-краеведческая секция;
- Информационно-коммуникативная секция;
- Гуманитарная секция;
- Школьные конкурсы, олимпиады, викторины, интеллектуальные игры;
- Подготовка к олимпиадам
- Предметный кружок «Компьютерный»
Творческое:
Художественно- эстетические кружки: «Юный художник», «Хоровая студия», «Мастерица», «Вокальное пение», «Соло- вокал», «Снимаем кино», Флористика
Спортивные:
Теннис, легкая атлетика, волейбол
Социальное (коммуникативное)
Школа «Лидер»
Туристско- краеведческое:
Кружок «Краевед»
10. Кадровое и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса
Подбор учителей, работающих с одаренными детьми, их профессиональная подготовка.
Наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков.
Создание дидактических, раздаточных материалов.
Приобретение дополнительных наглядных пособий.
Использование компакт-дисков по предметам.
Компьютерные учебные программы.
11. Формы проведения мониторинга реализации Положения о работе с одаренными детьми
- Наблюдение
- Общение с родителями
- Предметные олимпиады
- Общешкольная конференция достижений учащихся
- Предметные недели, декады
- Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми
- Внутришкольный контроль
- Творческие отчеты кружков, студий и спортивных секций
- Тематические конкурсы, выставки
- Факультативы
- НОУ
- Рейтинг «Наше участие»
12. Модель одаренного ребенка:
- Личность, здоровая духовно-нравственно и социально;
- Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
- Личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;
- Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
- Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
- Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
13. Участники реализации данной программы:
- Администрация школы (директор, заместители);
- Рабочая группа, состоящая из творчески работающих учителей ;
- Руководители школьных методических объединений;
- Учителя – предметники;
- Классные руководители;
- Руководители кружков и секций.
14. Используемая литература
1. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. – М.: Омега-Л, 2008.
2. Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. – Санкт-Петербург: Речь, 2009.
3. Касперская О. В. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми О. В. Касперская. – Волгоград: Учитель, 2011..
4. Монина Г. Б., Рузина М. С. Ох, уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность Г. Б. Монина, М. С. Рузина. – Санкт-Петербург: Речь, 2010. – 128
5. Шлакина Л. Г. Азбука для одаренных детей Л. Г. Шлакина – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
6. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей : программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н. В. Алексеева – Волгоград : Учитель, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная целевая программа "Музей космонавтики имени летчика-космонавта О.Г.Макарова"
Целевая программа представляет по которой работает музей Удомельской гимназии №3 имени О.Г.Макарова, содержит описаниецелей, задач, структуры Совета музея космонавтики, функционал поисковых и лекторск...
Комплексно-целевая программа организации каникулярного отдыха и занятости школьников «Ура, каникулы!»
Программа «Ура, каникулы!» направлена на развитие и совершенствование системы организации полезной и активной деятельности учащихся во время школьных каникул. Это управленческий документ, ...
Комплексно-целевая программа Здоровье
1. Автор – разработчик программы: Коваленко Наталья Николаевна 2. Номинация: «Физическая культура и здоро...
Комплексно - целевая программа отдыха и занятости детей и подростков "Каникулы"
Программа "Каникулы" направлена на организацию досуга школьников в период летних каникул, профилактику правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних.Каникулярный период деятельности создает ...
Комплексно-целевая программа профилактики безнадзорности, беспризорности и вредных привычек среди детей и подростков.
Программа отражает актуальность данного вопроса. Прилагается план реализации программы....
Комплексно-целевая коррекционно-оздоровительная ПРОГРАММА «Здоровые дети – будущее России»
Раскрывается опытно-экспериментальная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий....
Комплексно-целевая программа оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков "Каникулы"
Разработка и принятие программы «Каникулы» является важнейшим направлением в процессе целенаправленного педагогического воздействия на детей для организации неформального общения и самой р...