ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
рабочая программа по теме
Предлагаемая программа рассчитана на обучение детей дошкольного возраста (с пяти или шести лет). Основной целью данной программы является воспитание музыкально-слуховых представлений, знакомство с простейшими ритмическими фигурами, а также развитие музыкальных исполнительских навыков и логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rannego_esteticheskogo_razvitiya._instrument-domra.docx | 33.21 КБ |
predprof_ansambl_gitara.docx | 76.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД
«Детская школа искусств
г. Нарьян-Мар»
Рабочая программа группы раннего эстетического развития.
Инструмент – домра.
Выполнила преподаватель ДШИ
Кузьмина Н.В.
г. Нарьян-Мар
2011г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………..……...3
2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………...……………6
- КОНТРОЛЬ И УЧЕТ УСПЕВАИМОСТИ…………….. …………..7
- ПРИМЕРНЫЙ УРОВЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ДЛЯ ГРУППЫ
«СИНТЕЗ» В ТЕЧЕНИИ УЧЕБНОГО ГОДА ……………….........9
- СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ СБОРНИКОВ…………… .……..10
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа рассчитана на обучение детей дошкольного возраста (с пяти или шести лет). Основной целью данной программы является воспитание музыкально-слуховых представлений, знакомство с простейшими ритмическими фигурами, а также развитие музыкальных исполнительских навыков и логического мышления.
Методика данной программы рассчитана на то, чтобы музыкальные навыки усваивались детьми незаметно для них – через игру, творчество и занимательность заданий. Накопление знаний дается постепенно, при этом сохраняется баланс между ритмической и звуковысотной стороной, между эмоциональным восприятием музыки и теоретическими понятиями.
Весь курс рассчитан на один год, один академический час в неделю. Для того чтобы дети не утомлялись, на уроке происходит частая смена деятельности. Сюда необходимо отнести:
1. Музыкальные игры.
а) эхо – повтор ритмических последовательностей за преподавателем, хлопая их в ладоши;
б) попугай – пропевать музыкальные попевки из 3-8 нот на «ля-ля»;
в) музыкальный зоопарк – угадывание интервалов;
г) угадай мелодию – преподаватель играет на домре одну из пройденных пьес. Малыш ее угадывает по словам или поет нотками;
д) я - артист – с достоинством великого музыканта исполнять любимое произведение на домре (отрабатывая выход на сцену, поклон, исполнение пьески, поклон и уход со сцены).
2. Слушание музыки.
Разнообразие форм работы не дает детям скучать и поддерживает интерес к занятиям на домре.
Каждый последующий урок логическое продолжение предыдущего. Проверка каждого домашнего задания связывается с темой предыдущего урока.
Очень важно, чтобы воздействие искусства на человека начиналось как можно раньше, с детского возраста. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются затем на всю жизнь. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы» – предупреждал В.А. Сухомлинский.
Цель занятий искусством с детьми – пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству. Педагогика учит нас в процессе эстетического воспитания не ограничиваться лишь пассивным наблюдением; необходимо также и творческое проявление себя в искусстве, овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства.
В настоящее время одно из ведущих мест в системе музыкально – эстетического воспитания занимает русское народное инструментальное исполнительство.
Надо отметить высокий уровень исполнительства на домре и его рост, чему в значительной степени способствует включение домры в программы профессиональных музыкальных учебных заведений – школ, училищ и вузов, а также широкое распространение домры в сфере художественной самодеятельности.
В детских учреждениях низшего звена музыкально-образовательной системы (ДМШ, ДШИ) созданы условия для образования и воспитания подрастающего поколения исполнителей на русских народных инструментах, в том числе исполнителей на домре. Классы домры призваны способствовать распространению народной музыкальной культуры среди широких масс учащихся, воспитанию активных участников художественной самодеятельности, подготовке наиболее способных детей к поступлению в музыкальные училища. Педагог класса домры должен считать своей главной задачей – ознакомление ребят с традициями исполнительства на домре и других русских народных инструментах, приобщение их к истокам народной музыкальной культуры и пропаганде русской народной музыки.
Обучение игре на домре в группе «Синтез» ведется во взаимной связи с другими предметами (сольфеджио и слушание музыки).
В ходе занятий решаются задачи музыкально-воспитательного процесса, среди которых можно выделить:
- овладение элементарными навыками игры на балалайке;
- способствовать всестороннему; развитию эстетических взглядов и художественных способностей детей;
3) воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности и других качеств личности.
Индивидуальные занятия проводятся один раз в неделю по одному академическому часу. Привитие учащимся необходимых исполнительских навыков и умений происходит в процессе работы над различными по содержанию и характеру пьесками и попевками.
Успеваемость учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий.
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Однако, на первоначальном этапе, наряду с традиционной индивидуальной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые формы, при которых время урока целиком или какая-либо его часть используется на занятия с двумя, тремя учениками одновременно.
Большое значение для обогащения музыкальных представлений ученика, воспитания навыков ансамблевой игры имеет работа с концертмейстером.
Наряду с урочной формой могут использоваться и внеурочные формы занятий с учащимися: тематические собрания, посещение и обсуждение концертов, прослушивание аудио и видеокассет с записями своих выступлений, а также известных исполнителей, оркестров, посещение выставок, встречи с музыкальными деятелями, исполнителями, поэтами, художниками, композиторами; творческие встречи с коллективами общеобразовательных школ, представителями национальных обществ в рамках культурного обмена и т. д.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном (с учетом индивидуальной и коллективной форм музицирования) теплом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и желательно просмотра записей выступлений учащихся класса домры, известных исполнителей и коллективов. В связи с тем, что работа с учащимися по классу домры предусматривает совместную работу педагога класса с педагогом концертмейстером, необходимо иметь в кабинете хорошо настроенный инструмент (фортепиано). Воспитание эстетического вкуса неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что обеспечивается наличием в арсенале класса домры только хорошего качества.
Ввиду того, что физиология ребенка 5-6 лет не соответствует размеру инструмента, могут возникнуть некоторые трудности при обучении игре на балалайке. Поэтому планируя учебную работу по обучению игре на инструменте, педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Также умение преподавателя быть не только требовательным и последовательным в достижении намеченной цели, но и умение выступать перед доверчивыми малышами в роли волшебника, который со сказочной легкостью вводит ученика в удивительный мир музыки. Именно от самых первых уроков зависит будущее начинающего музыканта – будет ли он с желанием заниматься на инструменте или из-под палки.
- КОНТРОЛЬ И УЧЕТ УСПЕВАИМОСТИ
Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках, оценка выставляется не реже чем раз в два урока. По итогам четверти преподаватель выставляет оценку. По итогам года выставляется итоговая оценка.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
1) отношение ученика к учебе в ДШИ, а именно домашняя подготовка, систематичность посещения уроков, старание и прилежность;
2) оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;
Контрольный урок проводится в соответствии с действующим учебным планом в конце учебного года, на котором исполняется две разнохарактерные пьесы.
1. Оценка «отлично» выставляется за безупречное исполнение пьесы, которая исполнена наизусть ярко, убедительно и выразительно.
2. Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное хорошее исполнение, но допущены технические или ритмические неточности (т.е. небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемой пьесы).
3. Оценка «удовлетворительно» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы. Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению.
4. Оценка «неудовлетворительно» выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведении, слабое знание произведения наизусть, грубые технические.
4. ПРИМЕРНЫЙ УРОВЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ДЛЯ ГРУППЫ «СИНТЕЗ» В ТЕЧЕНИИ УЧЕБНОГО ГОДА
1) детская песенка-потешка «Андрей-воробей»;
2) русская народная песня «Как на тоненький ледок»;
3) русская народная песня «Заинька, попляши»;
4) русская народная песня «Во саду ли в огороде»;
5) украинская народная песня в обр. В. Якубовской «Красная коровка»;
6) Т. Захарьина «Маленький вальс»;
7) детская попевка «Два кота»;
8) детская песенка «Дроздок»;
9) русская народная песня в обр. Н. Римского-Корсокого «Уж как звали молодца»;
10) детская песенка «Василек»;
11) детская песенка «Колыбельная»;
12) русская народная песня в обр. Я. Степовой «Зайчик и лисичка»;
13) детская песенка-попевка «Динь-дон»;
14) детская песенка «Котята-поворята»;
15) Н. Метлов «Паук и мухи»;
16) М. Магиденко «Петушок»;
17) русская народная песня «Шуточная»;
18) русская народная песня «Вдоль да по речке»;
19) М. Красев «Елочка»;
20) башкирская народная песня «На лодочке»;
21) детская песенка «Кони»;
22) детская песенка «Осенний дождичек».
5. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ СБОРНИКОВ
1. Школа игры на трех струнной домре / Сост. А. Александров. М., 1988
2. Азбука домриста. Тетродь № 1 / Сост. И.Г. Дьяконова. М., 2004
3. Домра с азов / Сост. А. Потапова. СПб., 2003
4. Пьесы для маленьких музыкантов домристов в сопровождении фортепиано / Cост. С. Федоров. М., 2010
5. Хрестоматия Домриста. Трёхструнная Домра. / Сост. Н. Бурдыкина М., 2008
6. Лёгкие пьесы западно-европейских композиторов. Переложение для трехструнной домры и фортепиано / Сост. Г. Андрюшенков. СПб., 2007
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
УП.02. АНСАМБЛЬ
Шестиструнная гитара
г. Нарьян – Мар
2015 г.
Одобрено Методическим советом МБОУ ДОД «ДШИ г. Нарьян-Мара » ______________ (подпись) «___»____________2015 г. | Утверждаю И.о.директора МБОУ ДОД «ДШИ г. Нарьян-Мара» ______________ (подпись) «___»___________2015 г. |
Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Организация-разработчик:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств г. Нарьян-Мара»
Разработчики: Кузьмина Н.В., Пленина О.В. – преподаватели Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств г. Нарьян- Мара»
Рецензент:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рецензент:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
М.П.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Ансамбль (шестиструнная гитара)» разработана с учетом федеральных государственных требований на основе примерной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» по учебному предмету «Ансамбль» Института РОСКИ.
В общей системе профессионального музыкального образования коллективным видам музицирования отводится значительное место. В последние годы увеличилось число гитарных ансамблей как учебных, так и профессиональных. Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, трио, квартеты для гитары, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов. Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.
Данная программа разработана для ансамблей различных форм (дуэты,трио,квартеты, квинтеты) .
1.1 Срок реализации учебного предмета «Ансамбль (шестиструнная гитара)»
Реализация данной программы осуществляется с 1 по 8 классы (по образовательным программам ), включает требования дополнительного года обучения для поступающих в профессиональные образовательные учреждения: в 9 классе (по образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет) и в 6 классе (по образовательным программам со сроком обучения 5-6 лет).
1.2 Объем учебного времени
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль (шестиструнная гитара)»:
Таблица 1.Срок обучения – 8 (9)
Класс | 1-8 классы классы | 9 класс |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 330 | 132 |
Количество часов на аудиторные занятия | 165 | 66 |
Количество часов на внеаудиторные занятия | 165 | 66 |
Консультации (часов в неделю) | 2 | 2 |
Таблица 2 Срок обучения – 5 (6) лет
Класс | 1-5 классы | 6 класс |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 264 | 132 |
Количество часов на аудиторные занятия | 132 | 66 |
Количество часов на внеаудиторные занятия | 132 | 66 |
Консультации | 2 | 2 |
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.
1.3 Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
-мелкогрупповая(от 2 до 5 человек).
1.4 Цель учебного предмета
Развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.
Задачи:
-стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,
воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
-формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;
-расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым
репертуаром;
-решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся
разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться
в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
-развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),
артистизма и музыкальности;
-обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с
листа в ансамбле;
-приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и
публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования.
1.5 Обоснование структуры учебной программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
-распределение учебного материала по годам обучения;
-требования к уровню подготовки обучающихся;
-формы и методы контроля, система оценок;
-методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
1.6 Методы обучения
Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль (шестиструнная гитара)» зависит от:
возраста учащихся;
их индивидуальных способностей;
от количества участников ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
-словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала партий ансамбля);
-наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
-частично - поисковый (ученики участвуют в поиске решения поставленной
задачи);
-практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для проработки и последующая организация целого);
-прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
-индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с гитарным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на гитаре.
1.7 Описание материально - технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль (шестиструнная гитара)»
Материально - техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Техническое оснащение занятий:
аудитория для занятий; шестиструнная гитара (от 2 до 5штук); тюнер; подставки под ногу; пюпитры; стулья; стол.
II. Содержание учебного предмета
-Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам
2.1 Сведения о затратах учебного времени
Срок обучения – 8 (9) лет
Аудиторные занятия: с 1 по 3 класс - 0,5 часа в неделю, с 4 по 8 класс – 1 час в неделю, в 9 классе – 2 часа.
Таблица 3
Распределение по годам обучения | |||||||||
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Продолжительность учебных занятий( в неделях) | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия ( в неделю) | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Консультации ( часов) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Аудиторные занятия:1 класс – 0,5 часа в неделю, со 2 по 5 класс – 1 час в неделю, в 6 классе – 2 часа в неделю.
Таблица 4
Распределение по годам обучения | ||||||
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Продолжительность учебных занятий ( в неделях) | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные знанятия( в неделю) | 0,5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Консультации | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
-выполнение домашнего задания;
-подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармонии, театра, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2.2 Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
-сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в
ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию
исполнительского замысла;
-навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства, обусловленных художественным содержанием и
особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
2.3 Распределение учебного материала по годам обучения
Срок обучения – 8(9) лет
Первый класс ( 1 год обучения, 0,5 час в неделю)
На первом этапе формируется навык слушания партнера. В основе репертуара- простые пьесы, попевки. Занятия проводятся индивидуально с каждым учеником. Партнер в ансамбле- преподаватель. Объем каждой пьесы должен быть минимальным , музыкальный язык доступным, название- нести яркий образ, вызывать определенные ассоциации, способствовать возникновению музыкального образа. )
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября (зачет) – 1 пьеса по нотам,
Середина декабря ( контрольный урок) - 1 пьеса наизусть,
Начало апреля (контрольный урок) – 1 пьеса по нотам,
Конец мая (зачет) - 1 пьеса по нотам.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для
исполнения
1. р.н.п. « Как под горкой, под горой»
2. р.н.п. « Жил- был у бабушки серенький козлик»
3. Й.Кюффнер « Анданте»
4. А.Виницкий « Этюд»
5. А. Виницкий « Дождик»
6. Д. Кабалевский « Ёжик»
7. В.Донских « Мышкины гости»
Второй класс ( 2 год обучения , 0,5 часа в неделю)
Повторение материала , пройденного в прошлом году, закрепление навыков игры мелодической линии, умение держать равномерную пульсацию. Учащийся должен научиться не только исполнять свою партию, но и слышать мелодию , исполняемую партнером. )
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября ( зачет) – 1 пьеса по нотам,
Середина декабря (контрольный урок) - 1 пьеса наизусть,
Начало марта (контрольный урок) – 1 пьеса по нотам,
Начало апреля (зачет) - 1 пьеса наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для
исполнения
1. Л.Моцарт « Бурре»
2. р.н.п. « Ты пойди , моя коровушка , домой»
3. В. Шаинский « Кузнечик»
4. Й.Кюффнер « Экосез»
5. Е.Поплянова « Колыбельная луны»
6. А.Виницкий « Пьеса»
Третий класс ( 3 год обучения , 0,5 час в неделю)
Расширение репертуара, усложнение технической стороны исполнительства. Появление более сложного ритмического рисунка и аккомпанемента. Практикуется игра со счетом для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения.
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября ( контрольный урок) – 1 пьеса по нотам,
Середина декабря(контрольный урок)-1 пьеса наизусть,
Начало марта ( контрольный урок) – 1 пьеса по нотам,
Начало апреля (зачет) - 1 пьеса наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для
исполнения
1. р.н.п. « В низенькой светелке» ( обр. А Иванова-Крамского)
2. Й.Кюффнер « Анданте»
3. Г Гладков « Песенка друзей»
4. М.Ракомора обр. В Колосова « Мазурка»
5.польский народный танец « Мазурка»
6.р.н.п. « Мой костер» ( аккомп.)
7. Б Мокроусов « Одинокая гармонь» ( аккомп.)
Четвертый класс (4год обучения, 1 час в неделю)
На этом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки. За год ученики должны пройти 4-5 произведения. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте, или академическом концерте.
В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:
Конец октября (контрольный урок) – 1 пьеса по нотам,
Середина декабря (зачет) - 1 пьеса наизусть,
Начало марта ( контрольный урок) – 2 пьесы по нотам,
Начало апреля (зачет) - 1 пьеса наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения
1.Бетховен Л. Менуэт. Переложение К. Хрусталева
2.Бирт Ч. Отнеси меня к луне
3.Винницкий А. Цикл «Колядки»:
Mizerna cicha
Wsrod nocnej ciszy
Cicha noc
Przybiezeli do Betlejem
4.Выйду ль я на реченьку. Русская народная песня. Обработка Е. Ларичева
5.Галл Л.Де. Duo facile
6.Донауров С. Романс «Я встретил вас». Обработка Д. Лермана
7.Дюарт Дж. Ковбои
8.Зашумiла лiщинонька. Украинская народная песня в обработке Н. Леонтовича, переложение Н. Михайленко
9.Испанский танец. Обработка Д. Лермана
10.Карулли. Ф. Аллегретто
11.Карулли Ф. Рондо для дуэта гитар
12.Карулли Ф. Романс
13.Кюффнер Й. Полонез
14. Ф Карулли « Аллегретто»
15.Кюффнер Й. Taniec turolski
16.Кюффнер Й.Ecossaise
17.Ой, да ты калинушка. Русская народная песня. Обработка А. Холминова
18.Скарлатти Д. Соната. Переложение О. и Е. Раковых
19.Рехин И. Венгерский танец (подражание Б. Бартоку)
20.Хачатурян А. Андантино. Переложение Р. Мелешко
Пятый класс (5 год обучения, 1 час в неделю)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования, а именно над:
- умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
- умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
- умением совместно работать над динамикой произведения;
- умением анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.
В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:
Конец октября ( контрольный урок) – 1 пьеса по нотам,
Середина декабря (зачет) - 1 пьеса наизусть,
Начало марта ( контрольный урок) – 2 пьесы по нотам,
Начало апреля (зачет) - 1 пьеса наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для
исполнения
1.Ерзунов В. Круиз
2.Ерзунов В. Менуэт
3.Ерзунов В. Фламинго
4.Кабалевский Д. Серенада Дон-Кихота
5.Кватромано А. Венесуэльский вальс «Отъезд». Ред. А. Людоговский
6.Козлов В. Баркарола для принцессы
7.Козлов В. Старая шарманка
8.Козлов В. Марш Гулливера
9.Козлов В. Танец капризных марионеток
10.Красивое небо. Мексиканская народная песня. Обработка В. Калинина
11.Кубинский народный танец
12.Кюффнер Й. Вальс
13.Кюффнер Й. Andante con moto
14.Скамеечка. Мексиканская народная песня. Обработка В. Калинина
15.Сор Ф. Мелодия
16.Роч П. Хабанера
17.Рыбкин Е. Осень
18.Рыбкин Е. Рок-н-ролл 70-х
19.Рыбкин Е. Хорошее настроение
20.Хабанера Обр. К. Генца.
21.Харисов В. Аллеманда
Шестой класс (6 год обучения, 1 час в неделю)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом – правильным распределением звука между партиями. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.
В течение года ученики должны сыграть 6 пьес:
Конец октября ( контрольный урок) – 2 пьесы по нотам,
Середина декабря (зачет) - 1 пьеса наизусть,
Начало марта ( контрольный урок) – 2 пьесы по нотам,
Начало апреля (зачет) - 1 пьеса наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для
исполнения.
1.Бах И.С. Менуэт. Обработка Д. Лермана
2.Берковский В., С. Никитин. Под музыку Вивальди. Обработка В. Колосова
3.Грибоедов А. Вальс. Обработка В. Колосова
4.Зеленые рукава. Старинная английская песня. Обработка М. Кулижникова
5.Ивановичи И. Вальс «Воспоминание». Обработка В.Колосова
6.Карулли Ф. Ларгетто
7.Козлов В. Весёлые горошины
8.Кюффнер Й. Романс
9.Кюффнер Й. Andante mosso
10.Ламзин И.. А. Сёмочкин. Рождественская капель
11.Поплянова Е. Милонга
12.Россини Дж. Серенада из оперы «Севильский цирюльник»
13.Санта Лючия. Итальянская народная песня. Обработка В. Калинина
14.Цфасман А. Неудачное свидание
15.Чазаретта А. Аргентинский
16.Что-то звон. Русская народная песня. Обработка В. Калинина
Седьмой класс (7 год обучения, 1 час в неделю)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение художественно-творческих задач. Развитие музыкального мышления. Работа над агогикой. Воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.
В течение года ученики должны сыграть 6 пьес:
Конец октября ( контрольный урок) – 2 пьесы по нотам,
Середина декабря (зачет) - 1 пьеса наизусть,
Начало марта ( контрольный урок) – 2 пьесы по нотам,
Начало апреля (экзамен) - 1 пьеса наизусть
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для
исполнения.
1.Абреу З. Шоринхо
2.Анидо М. Л. Аргентинская мелодия
3.Гильермо Г. Испанское каприччио
4.Глинка М. Сомнение
5.Карлтон Д. Джа-да
6.Кюффнер Й. Polowanie
7.Легран М. Буду ждать тебя. Инструментовка Е. Алешникова
8.Поплянова Е. Танго
9.Равель М. Прелюдия. переложение О. и Е. Раковых
10.Ромеро Л. La tipica
11.Роджерс Р. Голубая луна. Инструментовка Е. Алешникова
12.Рыбкин Е. Весеннее утро. Обработка М. Кулижникова
13.Рыбкин Е. Маленький ковбой. Обработка М. Кулижникова
Восьмой класс (8 год обучения, 1 час в неделю)
Продолжается работа по совершенствованию навыков игры в ансамбле, расширяется кругозор и представления учащихся о композиторах, писавших музыку для ансамбля шестиструнной гитар. Оценка, полученная на зачете, выставляется в свидетельство об окончании школы.
В течение года ученики должны сыграть 6 пьес:
Конец октября ( контрольный урок) – 1 пьеса по нотам,
Середина декабря (зачет) - 2 пьесы наизусть,
Начало марта ( контрольный урок) – 1 пьеса по нотам,
Начало апреля (зачет) - 2 пьесы наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для
исполнения.
1.Альберт М. Чувства. Инструментовка М. Кулижникова
2.Бах И.С. Инвенция. Переложение Э. Шварц-Рейфлингера
3.Вебер К.М. Менуэт
4.Дворжак А. Славянский танец
5.Карулли Ф.. Аллегро
6.Кюффнер Й. Рондо
7.Пермамбуко Х. Бразильский танец
8.Полет кондора. Чилийская народная мелодия. Обработка М. Кулижникова
9.Поплянова Е. Милонга
10.Поплянова Е. Танго
11.Поплянова Е. Румба
12.Рыбкин Е. Western. Инструментовка М. Кулижникова
13.Соколовский Н. Полька. Инструментовка М. Кулижникова
14.Харисов В. Сюита.
15.Щербаков В. Белгородский хоровод
16.Щербаков В. Колыбельная
Девятый класс (9 год обучения, 2 часа в неделю)
В девятом классе продолжается совершенствование навыков коллективного музицирования и накопление ансамблевого репертуара.
В течение года ученики должны сыграть 6 пьес:
Конец октября ( контрольный урок) – 1 пьеса по нотам,
Середина декабря (зачет) - 2 пьесы наизусть,
Начало марта ( контрольный урок) – 1 пьеса по нотам,
Начало апреля (зачет) - 2 пьесы наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для
исполнения.
1.Л. Брауэр Л. Сюита «Крестьянская музыка»
2.Галл Л. Рондо
3.Ерзунов В. Анданте для скрипки, флейты и гитары
4.Ирадье С. Голубка
5.Испанский танец «Сальватор»
6.Карулли Ф. Адажио
7.Кюффнер Й. Марш
8.Ливада А. Праздник в честь Бильбо Бегинс
9.Ливада А. Песня короля Артура
10.Мориа П. Менуэт
11.Моцарт В.А. Аллегро
12.Понсе М. Интермеццо
13.Пьяццолла А. Империал
14.Шуберт Ф. Баркарола. Переложение В. Колосова
Срок обучения – 5(6) лет
Первый класс ( 1год обучения, 0,5 часа в неделю)
На первом этапе формируется навык слушания партнера. В основе репертуара- простые пьесы. Занятия проводятся индивидуально с каждым учеником. Партнер в ансамбле- преподаватель. Объем каждой пьесы должен быть минимальным , музыкальный язык доступным, название- нести яркий образ, вызывать определенные ассоциации, способствовать возникновению музыкального образа. )
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября (зачет) – 1 пьеса по нотам,
Середина декабря ( контрольный урок) - 1 пьеса наизусть,
Начало апреля (контрольный урок) – 1 пьеса по нотам,
Конец мая (зачет) - 1 пьеса по нотам.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для
исполнения
1. р.н.п. « Как под горкой, под горой»
2. р.н.п. « Жил- был у бабушки серенький козлик»
3. Й.Кюффнер « Анданте»
4. А.Виницкий « Этюд»
5. А. Виницкий « Этюд»
6. В. Шаинский « Кузнечик»
7. Й.Кюффнер « Экосез»
8. А .Виницкий « Пьеса»
9. Е. Крылатов « Колыбельная медведицы»
Второй класс (2 год обучения, 1 час в неделю)
На данном этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте, или академическом концерте.
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября (контрольный урок) – 1 пьеса по нотам,
Середина декабря ( контрольный урок) - 1 пьеса наизусть,
Начало марта (контрольный урок) – 1 пьеса по нотам,
Начало апреля (зачет) - 1 пьеса наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения.
1.Бах И.С. Маленькая ария
2.В низенькой светелке. Обработка А. Иванова-Крамского.
3.Вебер К.М. Романс для двух гитар
4.Вдоль да по речке. Русская народная песня. Обработка М. Кулижникова
5.Винницкий А. Маленькая баллада
6.Винницкий А. Цикл «Колядки» :
Jezus malusienki
Do szopy, hej, pasterze
Dzisiaj w Betlejem
Gdy sie Chrystus rodzi
7.Кабалевский Д. Наш край
8.Карулли Ф. Модерато
9.Карулли Ф. Пьеса
10.Карулли Ф. Пьеска для двух гитар
11.Кюффнер Й. Аллегретто
12.Кюффнер Й. Андантино
13.Кюффнер Й. Пастораль
14.Кюффнер Й. Рондо
15.Поплянова Е. Колыбельная луны
16.Рехин И. У меня хорошее настроение
17.Сор З. Анданте
18.Тащим балку по лесу. Русская народная песня. Обработка М. Кулижникова (14)
Третий класс (3год обучения, 1 час в неделю)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования : умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать, грамотно и чутко аккомпанировать партнеру. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.
В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:
Конец октября (контрольный урок) – 1 пьеса по нотам,
Середина декабря ( контрольный урок) - 1 пьеса наизусть,
Начало марта (контрольный урок) – 1 пьеса по нотам,
Начало апреля (зачет) - 1 пьеса наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для
исполнения.
1.Виницкий А. В цирке (5)
2.Винницкий А. Цикл «Колядки» (6):
Gdy sliczna Panna
Lulajze, Jezuniu
Medrcy swiata
3.Глинка М. Андалузский танец
4.Глушков П. Гуцулка. Переложение В. Вильгельми
5.Даргомыжский А. Романс «Я вас любил»
6.Дремлюга Н. Песня. Переложение В. Вильгельми
7.Иванов-Крамской А. Вариации Утушка луговая
8.Испанская народная песня
9.Карулли Ф. Анданте
10.Карулли Ф. Larghetto
11.Кюффнер Й. Анданте
12.Кюффнер Й. Полонез
13.Кюффнер Й. Taniec szkocki
14.Моцарт В. Вальс
15.По небу по синему. Русская народная песня. Обработка А. Иванова-Крамского
16.Рехин И. Доброе утро
17.Рехин И. Вечное движение
18.Я на камушке сижу. Русская народная песня. Обработка М. Кулижникова
19.Я посеяла, млада, младенька. Русская народная песня. Обработка А. Иванова-Крамского.
Четвертый класс (4 год обучения, 1 час в неделю)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом – правильным распределением звука между партиями. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.
В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:
Конец октября (контрольный урок) – 1 пьеса по нотам,
Середина декабря ( контрольный урок) - 1 пьеса наизусть,
Начало марта (контрольный урок) – 2 пьесы по нотам,
Начало апреля (зачет) - 1 пьеса наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения.
1.Бетховен Л.Менуэт. Переложение К. Хрусталева (24)
2.Бирт Ч. Отнеси меня к луне (16)
3.Винницкий А. Цикл «Колядки» (6):
Mizerna cicha
Wsrod nocnej ciszy
Cicha noc
Przybiezeli do Betlejem
4.Выйду ль я на реченьку. Русская народная песня. Обработка Е. Ларичева
5.Галл Л. Duo facile
6.Гладков Г. Песенка друзей из мультфильма «Бременские музыканты»
7.Донауров С. Романс «Я встретил вас». Обработка Д. Лермана
8.Дюарт Дж. Ковбои
9.Зашумiла лiщинонька. Украинская народная песня в обработке Н.Леонтовича, переложение Н. Михайленко
10.Испанский танец. Обработка Д. Лермана
11.Карулли Ф. Рондо для дуэта гитар
12.Карулли Ф. Аллегретто
13.Карулли Ф. Романс
14.Кюффнер Й. Полонез
15.Кюффнер Й. Taniec turolski
16.Кюффнер Й. Ecossaise
17.Ой, да ты калинушка. Русская народная песня. Обработка А. Холминова
18.Рехин И. Венгерский танец (подражание Б. Бартоку)
19.Скарлатти Д. Соната. Переложение О. и Е. Раковых
20.Хачатурян А. Андантино. Переложение Р. Мелешко
Пятый класс (5 год обучения, 1 час в неделю)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Развитие музыкального мышления. Работа над агогикой. Воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления. Оценка, полученная на зачете, выставляется в свидетельство об окончании школы.
В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:
Конец октября (контрольный урок) – 1 пьеса по нотам,
Середина декабря ( контрольный урок) - 1 пьеса наизусть,
Начало марта (контрольный урок) – 2 пьесы по нотам,
Начало апреля (экзамен) - 1 пьеса наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения.
1.Бах И.С. Менуэт. Обработка Д. Лермана
2.Ерзунов В. Фламинго
3.Ерзунов В Менуэт
4.Ерзунов В. Круиз
5.Кабалевский Д. Серенада Дон-Кихота
6.Красивое небо. Мексиканская народная песня. Обработка В. Калинина
7.Карулли Ф. Ларгетто
8.Кватромано А. Венесуэльский вальс «Отъезд». Ред. А. Людоговский
9.Козлов В. Баркарола для принцессы
10.Козлов В. Старая шарманка
11.Козлов В. Марш Гулливера
12.Козлов В. Танец капризных марионеток
13.Кубинский народный танец
14.Кюффнер Й. Романс
15.Кюффнер Й. Вальс
16.Кюффнер Й. Andante con moto
17.Россини Дж. Серенада из оперы «Севильский цирюльник»
18.Санта Лючия. Итальянская народная песня. Обработка В. Калинина
19.Скамеечка. Мексиканская народная песня. Обработка В. Калинина
20.Сор Ф. Мелодия
21.Роч П. Хабанера
22.Рыбкин Е. Рок-н-ролл 70-х
23.Рыбкин Е. Осень
24.Рыбкин Е. Хорошее настроение
25.Хабанера. Обр. К. Генца.
26.Харисов В. Аллеманда
27.Чтой-то звон. Русская народная песня. Обработка В. Калинина
Шестой класс (6 год обучения, 2 часа в неделю)
В шестом классе продолжается совершенствование навыков коллективного музицирования и накопление ансамблевого репертуара.
В течение года ученики должны сыграть 5 пьес:
Конец октября (контрольный урок) – 1 пьеса по нотам,
Середина декабря ( контрольный урок) - 1 пьеса наизусть,
Начало марта (контрольный урок) – 2 пьесы по нотам,
Начало апреля (зачет) - 1 пьеса наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для
исполнения.
1.Абреу З. Шоринхо
2.Анидо М.Л. Аргентинская мелодия
3.Бах И.С. Инвенция. Переложение Э. Шварц-Рейфлингера
4.Берковский В., С. Никитин. Под музыку Вивальди. Обработка В. Колосова
5.Гильермо Г. Испанское каприччио
6.Глинка М. Сомнение
7.Грибоедов А. Вальс. Обработка В. Колосова
8.Зеленые рукава. Старинная английская песня. Обработка М. Кулижникова
9.Ивановичи И. Вальс «Воспоминание». Обработка В.Колосова
10.Карлтон Д. Джа-да
11.Карулли Ф. Аллегро
12.Козлов В. Весёлые горошины
13.Кюффнер Й. Рондо
14.Кюффнер Й Polowanie
15.Кюффнер Й. Andante mosso
16.Ламзин И., А. Сёмочкин. Рождественская капель
17.Легран М. Буду ждать тебя. Инструментовка Е. Алешникова
18.Поплянова Е. Милонга
19.Поплянова Е. Танго
20.Равель М. Прелюдия. переложение О. и Е. Раковых
21.Ромеро Л. La tipica
22.Роджерс Р. Голубая луна. Инструментовка Е. Алешникова
23.Рыбкин Е. Весеннее утро. Обработка М. Кулижникова
24.Рыбкин Е. Маленький ковбой. Обработка М. Кулижникова
25.Цфасман А. Неудачное свидание
26.Чазаретта А. Аргентинский вальс
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;
- сформированный комплекс исполнительских знаний умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности гитары для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- наличие умений по чтению с листа ансамблевых произведений;
- наличие слухового контроля при ансамблевом музицировании;
- знание репертуара для ансамбля;
- знание профессиональной терминологии;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве участника музыкального коллектива;
- повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на
инструменте.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
4.1 Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого года. В 9 классе (со сроком обучения 8(9) лет) и в 6 классе (по образовательным программам со сроком обучения 5(6) лет) промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер.Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
время домашней работы; - темпы продвижения в освоении предмета.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе.
Каждая форма проверки может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических концертах и зачетах.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Ансамбль (шестиструнная гитара)».
4.2 Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 5
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественноосмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) |
3(«удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2(«неудовлетворительно») | комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. С учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных учащимися знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
5.1 Методические рекомендации педагогическим работникам
В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра, где партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, как в обязательной, так и в вариативной части объем самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль» составляет 1 час в неделю.
Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачетам, творческим конкурсам и другим мероприятиям.Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном классе. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие - средние, средние - старшие). В этом случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов ансамблевого произведения.При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество переложений для конкретного состава исполнителей. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка - залог успешных выступлений.В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.
5.2 Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю согласовывали друг с другом свои творческие намерения. Следует прорабатывать отмеченные в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
1.Ансамбли шестиструнных гитар. Сост. В. Колосов, М., Престо 1999
2.Ансамбли шестиструнных гитар. Сост. В. Колосов, М., Крипто-логос 1996
3.Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре., Музыка 1994
4.Брауэр Л. Сюита «Крестьянская музыка» , Музыка 1986
5.Винницкий А. Детский джазовый альбом Вып 1-2 M, 1999
6.Винницкий А. «Колядки» произведения для двух и трёх гитар Wyada Marcus 1994
7.Ерзунов В. Ансамбли для гитар М., Музыка, 1999
8.Журналы «Гитаристъ»
9.Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., Музыка 1977
10.Калинин А.Юный гитарист М, Музыка, 1997
11.Кошкин Н. «Кембриджская сюита» 1998
12.Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре, Часть 3Тороповъ 2004
13.Козлов В. Эхо бразильского карнавала, ансамбли для двух гитар. MPI 2003
14 Кулижников М. «Играем вместе» пьесы для дуэта гитар.- Белгород, Крестьянское дело, 2004
15.И.Рехин Альбом юного гитариста. Играем вместе – шесть дуэтов М. 1989
16.Пьесы для ансамбля гитар /автор инструментовок и составитель Е. Алешников/ Белгород, 1994
17.Произведения белгородских композиторов для ансамбля гитар /сост. Е Алешников/
18.Е.Поплянова. Произведения для ансамбля. Композитор 1994
19.Произведения для ансамблей гитар классических композиторов. Составитель Й. Поврозняк. Польша, 1999
20.Г Фетисов Избранные произведения для гитары М, - 2003
21.В.Харисов. Сюита.
23.Шестиструнна гiтара 2 класс «Музична Украiна» Киев, 1990
24.Шестиструнна гiтара 4 класс «Музична Украiна» Киев, 1990
25.Ю.Кузин. Чтение нот с листа на гитаре в первые годы обучения. Новосибирск.2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО программа по учебному предмету УП.02.АНСАМБЛЬ
В данной программе предпринята попытка развить музыкально-творческие способности учащегося на основеприобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.Основн...
Рабочая программа учебного предмета «Сольфеджио» по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» для обучающихся ДШИ Срок обучения – и 5(6) лет
Программа по сольфеджио для пятилетнего курса обучения, является авторской, основана на личном опыте работы с учётом требований ФГОС...
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО. 01. УП. 01 «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ» (аккордеон) ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «аккордеон», далее – «Специальность (аккордеон)», разработана на основе и с учетом федеральных...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» программа по учебному предмету по.01.уп.03. «Фортепиано» срок обучения 8 лет.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» программа по учебному предмету по.01.уп.03. «Фортепиано&raqu...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» программа по учебному предмету по.01.уп.03. «Фортепиано» срок обучения 5 лет.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» программа по учебному предмету по.01.уп.03. «Фортепиано&raqu...
Программа учебного предмета "Фортепианный ансамбль" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Народные инструменты"
Программа является частью дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», соответствует федеральным государстве...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методические рекомендации к 1 году обучения учебной программы «Гитара» в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Гитара»
laquo;Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога», - пишет А.Д.Артобалевская. С этим высказыванием трудно не согласиться. Моральный облик...