Методическая разработка занятия по теме «Технология вывязывания шерстяных носков»
методическая разработка (7 класс) по теме

 

 

 Занятие проводится с учащимися по образовательной программе «Декоративное вязание»1 года обучения. В этом учебном году группа из 15 человек сформирована в основном из детей 4-х кл., а также 5,7,10 кл. школ города Арзамаса  №1,3,16. Дети разновозрастные, набор в группу свободный. Способности у всех разные. Обучающиеся освоили 1 раздел программы – технику вязания на спицах, познакомились с плотными узорами. И мы приступаем ко 2 разделу « Технология изготовления вязаной одежды»: носки, варежки.

Это первое занятие 40 часовой темы: «Технология вывязывания шерстяных носков».

Тема занятия: «Разнообразие вязаных носков. Вывязывание контрольного образца. Расчёт петель для носка».

 

 

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_noski-1.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»

Методическая разработка занятия  по теме

«Технология вывязывания шерстяных носков»

в образовательном объединении «Декоративное вязание»

Тема занятия №1: « Разнообразие вязаных носков.

Вывязывание контрольного образца. Расчёт петель для носка. »

        Автор работы: Курмышова Елена Николаевна

педагог дополнительного образования

высшая квалификационная категория.

г. Арзамас-2012г.

Характеристика коллектива

Занятие проводится с учащимися по образовательной программе «Декоративное вязание»1 года обучения. В этом учебном году группа из 15 человек сформирована в основном из детей 4-х кл., а также 5,7,10 кл. школ города Арзамаса  №1,3,16. Дети разновозрастные, набор в группу свободный. Способности у всех разные. Обучающиеся освоили 1 раздел программы – технику вязания на спицах, познакомились с плотными узорами. И мы приступаем ко 2 разделу « Технология изготовления вязаной одежды»: носки, варежки.

Это первое занятие 40 часовой темы: «Технология вывязывания шерстяных носков».

 

Тема сегодняшнего занятия: «Разнообразие вязаных носков. Вывязывание контрольного образца. Расчёт петель для носка».

Цель занятия: Познакомить обучающихся с разнообразием вязаных шерстяных носков на примере ремесла Арзамасского р-на и зарубежных рождественских носков. Научить  правильно, определять плотность вязания и делать расчёт петель на носок.

Задачи: Образовательные

1.Воспроизведение в памяти обучающихся усвоенных ранее знаний, умений и навыков.

2.Научить правильно, определять плотность вязания, производить расчёт петель на носок.

Воспитательные

1.Воспитание аккуратности, усидчивости в достижении цели.

2.Воспитывать дружелюбие и уважительное отношение к старшим и к друг другу.

Развивающие

1.Формировать интерес обучающихся детей к промыслам родного края.

2.Умение применять школьные знания по отдельным предметам на занятии.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Форма организации учебного занятия: Рассказ педагога (мини-лекция), практическая работа.

Тип учебного занятия: Комбинированное занятие с элементами закрепления ранее полученных знаний, умений и навыков; усвоения новых знаний; применение их в творческой работе.

Хронометраж учебного занятия

1 занятие – 45 минут.

1.Организационный этап – 1 минута.

2.Подготовительный этап – 2 минуты.

3.Этап усвоения новых знаний (рассказ педагога; разнообразие вязаных носков) – 5 минут.

4.Этап проверки знаний и умений в практической деятельности (контрольный образец)  - 16 минут.

5.Физкультурная минутка – 1 минута.

6.Этап усвоения новых знаний. Закрепление материала в практической деятельности (плотность вязания по горизонтали и вертикали, расчёт петель на носок) – 10 минут.

7.Этап практической работы. Оформление новогодней подвески «носочек»(пятка, мысок) – 5 минут.

8.Этап оформления мини-выставки – 1 минута.

9.Рефлексивный этап – 3 минуты.

10.Этап информации о домашнем задании – 1 минута

Сложность занятия и конкретно для данной группы.

1.Так как обучающиеся в основном 4-х классов (10 лет),то в силу своих способностей они вяжут медленно, но с удовольствием. Поэтому я разрешила им начать работу дома.

2.В школе ими не изучен материал по математике «Деление и умножение целого числа на десятичное число». Мне на занятии необходимо будет это объяснить, если появиться  при измерениях десятичные числа (н-р: 6,5 см или 3,2 петли).

Характеристика оборудования учебного занятия

Шерсть,2 спицы №2-2,5,сантиметровая лента, линейка, карандаш, ластик, ножницы, скотч двусторонний, шнурок 20 см, заготовка из цветного картона (носочек),детали из самоклеящейся плёнки.

Выставка образцов вязаных шерстяных носков изготовленных в с.Красном, с.Кичанзино, с.Заречное, современные носки.

Выставка краеведческой литературы, архивных документов А.В.Карпов  «Кустарные промыслы в Арзамасском уезде».

Выставка исторических экспонатов: деревянные болваны  для расправки носков, стиральная доска, щётка с металлическими зубьями, веретено.

Иллюстрации из книги Г. Стиж « Весёлые носки»(пер. с англ. Е.Е.Зайцевой).

Схемы:  Разнообразие носков и их предназначение», « Провязывание лицевой петли  «бабушкиным» способом», «Провязывание изнаночной петли « бабушкиным» способом».

Наглядный материал: «Расчёт петель для носка», «Плотность вязания».

Образец изделия: новогодняя подвеска « носочек» (футляр для контрольного образца).

Техническое средство: магнитофон, инструментальная музыка.

Содержание учебного занятия

1.Организационный этап – Здравствуйте! Рассаживаемся по местам. Посмотрите на рабочие места, всё ли готово к занятию? Шерсть, спицы и т.д. Вопросов по оборудованию нет, итак, начинаем занятие. Занятие у нас сегодня необычное во 1-х – это к нам пришли гости, а во 2-х продолжительность занятия будет всего лишь 45 минут.

2.Подготовительный этап – Отгадайте загадку:

Всю жизнь ходят в обгонку,

А догнать друг друга не могут.

( Ноги)

-Да, правильно ноги. Ноги – это часть тела человека.

-А надо ли беречь ноги, ухаживать, заботиться о них?  ( Надо.  Ноги,  как и любая часть тела, требуют заботу и ухода).

- В чём заключается уход за ногами?

( 1. Содержать в чистоте. Ноги следует тщательно мыть каждый день. На грязных ногах

находятся микробы, которые  могут проникнуть в организм и вызвать заболевание.

2.Не бегать босиком по улице где валяются гвозди, битое стекло или другие предметы, которые могут поранить или занозить ногу.

3.Необходимо носить удобную обувь ( т. к. можно натереть мозоль, попадёт инфекция, можно лишится ноги).

4.В жаркий день нельзя бегать босиком по асфальту (он раскалён и можно обжечь ступни).

5. А зимой? Ноги замёрзли, а появился насморк (Зимой пальцы ног очень легко обморозить) .

-А чтобы этого не случилось необходимо одевать что?

-Как подсказку отгадайте загадку: Всегда шагаем мы вдвоём

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью.

( Носки )

-Выходя на улицу в холодный зимний день или отправляясь кататься на коньках, лыжах обязательно надевайте шерстяные носки и тёплые сапоги или ботинки.

Вывод: Шерстяные носки необходимы, как любая другая тёплая одежда зимой, н-р,

 свитер, шарф, шапочка. Так давайте научимся вязать шерстяные носки.

-И мы приступаем к изучению большой интересной темы  «Технология вывязывания шерстяных носков».

-Тема сегодняшнего занятия звучит так: « Разнообразие вязаных носков.  Вывязывание контрольного образца. Расчёт петель для носка».

( Обратите внимание в родительном падеже произносится и пишется не носок, а носков. Запомните.)

-Итак, мы сегодня познакомимся:

1. С разнообразием вязаных носков и их предназначением.

2. Вспомним « Чулочную вязку» и выполним контрольный образец.

3. Научимся определять плотность вязания, правильно снимать мерку с ноги, рассчитывать петли для носка своего размера.

4. Изготовим футляр для контрольного образца – новогоднюю подвеску « носочек».

3.Этап усвоения новых знаний.

-Эпиграф к занятию я взяла из толкового словаря В.И.Даля значение слова ремесло.

 «Ремесло – рукодельное мастерство, ручной труд,

работа и умение, коим добывают хлеб, самое

занятие, коим человек живёт, промысел его,

требующий более телесного, чем умственного

труда».

- Мы выяснили, что носки необходимы нам для сохранения здоровья. Для профилактики   ( т. е. чтобы не заболеть ) или для лечения  специально вяжут носки из шерсти собаки. Они оказывают действие на человека как согревающее и как массажирующее т. к. «колючие». Когда болят суставы ног, от простуды.

Из историко-краеведческой литературы известно, что село Красное и село Кичанзино (западная часть окраины г.Арзамаса) с 18 века и по сей день знамениты мастерами – вязальщицами, ремесло которых – это вязание носков, чулок и варежек.

Вязали 5-ю металлическими спицами тёплые, мягкие носочки. Детские, женские и мужские.

Просматривая архивный документ А.В.Карпова  «Кустарные промыслы в Арзамасском уезде» в разделе «Вязание носков, чулок и варежек в селе Красном и селе Кичанзино» я прочитала следующее (  Цитата см. архивный документ).

- Возник вопрос:  Как можно идти и вязать на 5 спицах,  да ещё и руками махать?

- Оказывается,  существует, но почти забыт инструмент – игла для вязания. Об этом инструменте нам подробно рассказала и научила вязать жительница с. Кичанзино Л.П.Толкачёва. Иглой вязали носки без пяток, работу начинали с мыска, а не с резинки как на 5 спицах.

Вяжут носки и в с. Заречном (  южная окраина г. Арзамаса ). На 5 спицах, а пятку вывязывают двойной чулочной вязкой. Покатова Екатерина Никитична жительница          с. Заречное  поделилась с нами технологией вывязывания оригинальных коротких носков. Если вы захотите такие связать, то у нас подробно описана технология изготовления вот в этой папочке.

-Обратите внимание, как красиво смотрится этот носок. Почему?  Кто знает? Кто как думает?

-Зависит от технологии изготовления. Т. е. после того, как связали шерстяные носки (из шерсти овцы ) их стирают с мылом на стиральной доске и расправляют на деревянных болванах. Затем с изнаночной стороны начёсывают щёткой с металлическими зубьями, чтоб были мягкими.

-Посмотрите в г. Арзамасе встречаются яркие красивые носки. Это привозные, н-р,  носки - джурабы из республики Дагестан, из Москвы машинной вязки.

-Современные вязальщицы придумали  сшитые по бокам носки. Это очень удобно. Изнашивается нижняя часть, её можно отпороть, перевязать, вновь пришить и носить дальше. Придумали для  удобства  подследники.

-Итак, по форме бывают:

1.Подследники

2.Короткие носки

3.Носки с резинкой выше щиколотки

4.Носки-гольфы  ( до колен ).

Теперь немного остановимся на носках декоративно – прикладного назначения ( т. е. для украшения жилья ).

-Посмотрите, какое разнообразие цветовых решений нам предлагает Гвен Стиж в своей книге «Весёлые носки».

1.Деревенский домик – стр.30

2.Чулок с подарками – стр.94

3.Мини – носочки – стр.118

4.Любимые животные – стр.52

-Итак, по оформлению носки бывают:

1.Одноцветные

2.Многоцветные (полосы, разноцветные детали )

3.С простым орнаментом ( 2 цвета ): вышитым, вывязанным.

4.Со сложным орнаментом ( более 2 цветов )

-Мы познакомимся с технологией вывязывания носков на простейшем примере – носки с невысокой манжетой 7 – 8 см , выполненной резинкой 1 х 1 (своего размера или в уменьшенном виде ( на 40 петель) ).

-Приготовлены спицы и пряжа – можно приступать к вязанию. Но не торопитесь. Сделайте ещё немаловажную предварительную работу – приготовьте контрольный образец. Не жалейте времени на это – оно сполна окупится: наверняка не придётся распускать вязанье из – за того, что число петель рассчитано неправильно, не та пряжа (н-р, рыхлая – рвётся ),не удобные спицы ( острые концы «впиваются» в пальцы.

- Перед тем как приступить к практической работе (вывязыванию контрольного образца ) давайте вспомним.

4. Этап проверки знаний в практической деятельности.

- Давайте вспомним: У меня в руках 2 образца. Посмотрите и скажите какое это вязание?

( 1 образец – «Платочное вязание»; 2 образец -  «Чулочное вязание» ).

- Какими петлями выполнено  «Платочное вязание»? ( Лицевыми  «классическим» способом ).

- Какими петлями выполнено   «Чулочное вязание»? ( Лицевыми и изнаночными  «бабушкиным » способом.

- Итак, мы вспомнили с вами  «чулочное вязание» и приступаем к вывязыванию контрольного образца.

От контрольного образца зависит успешное завершение работы.

Необходимо запомнить:

Во – первых – контрольный образец вывязывается подобранными для изделия (носков ) спицами и пряжей;

Во – вторых – на 2 спицы наберите 20 петель и провяжите 8 – 10 (15) рядов  «Чулочной вязкой», петли не закрывайте.

5. Физкультурная минутка ( см. приложение ).

6. Этап усвоения новых знаний. Закрепление материала в практической деятельности.

По контрольному образцу необходимо узнать плотность вязания. Плотность вязаного полотна определяют по вертикали и горизонтали. Плотность вязания по вертикали (Пв) –это число рядов в 1 см ( 1 кромочная = 2 рядам ). Плотность вязания по горизонтали (Пг) – это число петель в 1 см полотна. Чем толще нить и спицы, тем меньше петель приходится на 1 см вязаного полотна, т. е. тем меньше плотность вязания.

  1. Положите образец на плоскую, твёрдую поверхность (стол).
  2. Боковые стороны образца не должны заворачиваться.

Способ № 1 : определите (измерьте) количество сантиметров в ширине образца и разделите число петель образца ( включая кромочные ) на эту цифру – это и будет плотность вязания по горизонтали (Пг). Н-р, в образце 20 петель, ширина его 8 см.

Следовательно его плотность 20 : 8 = 2,5 петли на 1 см.

Если цифра получается дробной, то ни в коем случае не пренебрегайте десятыми долями, т.к. в итоге это приведёт к значительным ошибкам в расчётах.

Способ № 2 :положите на образец плоскую линейку и подсчитайте, сколько петель умещается в 1 см (н-р,в 1 см 2,5 петли ).

                                  Расчёт петель для носка.

  1. Измерьте объём ноги у щиколотки (н-р,23 см).
  2. По контрольному образцу узора основной части носка ( не манжеты ) определите плотность вязания ( н-р, 2,5 петли в 1 см ).
  3. Подсчитайте число петель, необходимое для начала работы ( н-р, 2,5 петли х 23 см = 57,5 петель).
  4. Число (57,5 петель) округлите до чётного в сторону увеличения. Удобнее если оно будет делиться на 4 без остатка (н-р, 60 петель, по 15 петель на каждую спицу ).

7. Этап практической работы. Оформление  новогодней подвески  «Носочек».

-Давайте оформим нашу новогоднюю подвеску : наметим пятку, мысок. В дальнейшем мы научимся вывязывать (формировать) пятку и убавлять петли на мыске носка.

- Прикрепим двухсторонним скотчем наш контрольный образец. По краю заготовки завязываем бантики из шерстяной нити. Прикрепим шнурок 20 см.

-Подвеска готова.

8.Этап оформления мини – выставки.

( Дети подходят к ёлке и прикрепляют свою новогоднюю подвеску  «Носочек»).

9. Рефлексивный этап.

- Спасибо ребята за урок. Мне понравилось, что вы проявили прекрасные знания и смекалку.

- Все получают красный клубочек в экран успеха.

- Спасибо нашим гостям, которые вместе с нами были на этом занятии, слушали нас, помогали нам.

- Что же нового вы сегодня на занятии узнали?

( 1.Получили информацию о разнообразии вязаных носков.

2.Узнали свою плотность вязания.

3.Расчитали петли на носок.

4.Выполнили новогоднюю подвеску «Носочек».)

-И последнее, нам необходимо украсить верхушку ёлки. Надо выбрать ниточку и привязать её к шарику из картона.

Жёлтый цвет – если вам занятие понравилось и у вас хорошее настроение. 

Красный цвет – средний вариант.

10. Этап информации о домашнем задании.

На следующее занятие принести 5 спиц и шерсть для вывязывания носков. Будем вывязывать манжету носка резинкой 1х1. Дома вспомните, пожалуйста, как она вяжется.

Список используемой литературы.

1.Максимова М.В. Азбука вязания часть 2,3 М., Легпромбытиздат,1991 г.

2.Стиж Г. Весёлые носки (пер. с англ. Е.Е.Зайцевой ) М., Эксмо,2006 г.

3.Карпов А.В. «Кустарные промыслы в Арзамасском уезде» ( архивный документ ).

4.Результаты исследовательской работы экспедиции  «Мой край родной» -2006 г.

5.Ковалько В.И. Школа физкультминуток  М.  «Вако»,2007 г. Мастерская учителя.

6.Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. М.Творческий центр «Сфера» 2001 г.



Приложение №1

Физкультурная минутка

Упражнение №1 Массаж для пальцев рук.

Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая.

Тоже сделайте с правой рукой. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами.

Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшают работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. То же самое делайте дома со стопами.

Упражнение №2 Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.

Упражнение №3 Голова – мяч.

Голова зевнула ,закрыла глаза и легла отдохнуть на правое плечо. «Ну, вот ещё?!» - фыркнуло правое плечо и подтолкнуло голову. Подскочила голова, осторожно приземлилась на левое плечо. И опять скачок – назад на правое плечо. Так летала голова с одного плеча на другое. Выспаться ей так и не удалось.

Упражнение №4 Любопытный нос.

Любопытный  нос был  всегда в курсе всех событий. И на этот раз он потянулся вперёд :  «Что там новенького?». Но не тут – то было, голова быстро вернула его на место. Но что может быть сильнее любопытства? Так они бегали друг за другом: вперёд – назад. Пока не надоело.

Упражнение № 5 Гимнастика для глаз.

90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения. Нагрузка на глаза огромная, а отдыхают они только во время сна. В целях профилактики нарушений зрения полезна всем гимнастика для глаз.

Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

  1. Зажмуривание изо всех сил глаз, а потом открыть их ( 3 – 5 сек. )
  2. Поглаживание закрытых век подушечками пальцев ( 10 сек. )
  3. Использование разного рода фигур и линий , по которым дети  « бегают» глазами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Методическая разработка по теме «Разработка урока музыки по технологии АМО в условиях внедрения ФГОС»

В рамках современных подходов к образовательному процессу одна из основных задач преподавателя состоит в том, чтобы помочь обучающимся обнаружить, проявить и развить то, что в них самих заложено, спос...

Методическая разработка урока материаловедения 6 класса "Шерстяные и шелковые ткани"

На уроках материаловедения в 6 классе можно использовать презентацию урока "Шерстяные и шелковые ткани". Представлена классификация волокон, способы получения шерстяных и шелковых волокон;  издел...

Методическая разработка модулей урока по технике "Шерстяная акварель"

Многолетней практикой доказано, что раннее развитие творческих способностей – это залог будущих успехов. Желание творить у ребенка безгранично, идет от самого сердца, а задача взрослого - помочь...

Методическая разработка урока по технологии 6 класс. Тема: Космос. Космические технологии.

В современном мире существуеи множество технологий. В предверии дня Космонавтики предлагаем детям поговорить о технологиях космоса, создать объект космических технологий....

Методическая разработка по теме" Разработка урока английского языка с применением технологии критического мышления".

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОс нового поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличии от традиционного урока, который я...