Занятие по дополнительной образовательной программе "Микробиология для школьников" по теме: «Водоросли, их строение. Биологические особенности»
методическая разработка по теме
Занятие по дополнительной образовательной программе "Микробиология для школьников" по теме: «Водоросли, их строение. Биологические особенности» предполагает самостоятельное использование обучающимися ЦОР, ЭОР, а также самостоятельную работу с микроскопом. Для закрепления материала используется авторская интерактивная викторина "Водоросли".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 401.54 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
по дополнительной образовательной программе
«Микробиология для школьников»
Тема занятия: «Водоросли, их строение. Биологические особенности»
1. | Ф.И.О. | Заярнова Ольга Павловна |
2. | Место работы | МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов», г. Салехард |
3. | Должность | Педагог дополнительного образования |
4. | Объединение | Микробиология для школьников |
5. | Возраст детей | 11-15 лет |
6. | Раздел | Ботаника |
7. | Тема занятия | Водоросли, их строение. Биологические особенности |
8. | Продолжительность занятия | 2 часа |
Цели занятия:
1. Сформировать у обучающихся представление о строении водорослей и их отличии от водных растений;
2. Продолжить отрабатывать навыки и умения работы с микроскопом.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с разнообразием водорослей в природе и их значением для человека;
- Дать понятие о водорослях и водных растениях;
- Изучить строение одноклеточных и многоклеточных водорослей;
- Ознакомить с особенностями микроскопии фиксированных и свежеприготовленных микропрепаратов водорослей.
Развивающие:
- Развить познавательный интерес к изучению природы под микроскопом;
- Способствовать развитию мотивированного изучения курса ботаники в средней школе;
- Продолжить развитие умений и навыков работы с микроскопом.
Воспитательные:
- Воспитать аккуратность при микроскопии различных объектов;
- Формировать культуру исследования в области биологии;
- Воспитать самостоятельность при работе с микроскопом.
- Тип занятия: занятие по дополнительной образовательной программе
- Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в микрогруппах
- Необходимое оборудование: микроскопы, лабораторное оборудование, стаканы с живыми водорослями, мультимедийное оборудование, ноутбуки 10 шт.
- Структура и ход урока
Таблица №1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Орг.момент |
| Фронтальная форма работы. | 5 мин. |
2 | Введение | ЭОР №1 (1,2 слайд) | Демонстрация модуля, беседа по вопросам: 1.Что вы знаете о водорослях? 2.Где обитают водоросли? 3. Водоросли приносят пользу или вред? 4. Где и какие вы видели водоросли? | Фронтальная форма работы. | 10 мин. |
3 | Работа с новым материалом | ЭОР №1 | Изучение модуля | Самостоятельная работа с компьютером | 10 мин. |
ЦОР №2 ЦОР №3 | Демонстрация видео, обсуждение видеосюжетов | Фронтальная форма работы | 10 мин |
4 | Закрепление теоретического материала | ЦОР №4 | Инструктаж по работе с ЦОР №4 | Самостоятельная работа с компьютером | 5 мин. |
5 | Перерыв | 10 мин |
6 | Организационный момент по практике | Инструктаж по технике безопасности | Фронтальная форма работы | 5 мин |
7 | Работа с микроскопом | Работа в качестве тьютера | Самостоятельная работа с инструкционными картами и микроскопами | 20 мин |
8 | Подведение итогов практики | Собеседование | Фронтальная форма работы | 5 мин |
9. | Закрепление полученных знаний | ЦОР №5 (авторская интерактивная викторина «Водоросли» | Самостоятельная работа с компьютером | 5 мин |
10 | Рефлексия | Подведение итогов занятия | Фронтальная форма работы | 5 мин |
Приложение 1
К сценарию занятия : «Водоросли, их строение. Биологические особенности»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ ЗАНЯТИИ ЭОР и ЦОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР и ЦОР |
1 | ЭОР «Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей» | Модуль | Самостоятельная работа с модулем |
2 | ЦОР «Пресноводная водоросль– спирогира» . | Видеосюжет | Демонстрация |
3 | ЦОР «Морская водоросль – ламинария» 1,2 части | Видеосюжет | Демонстрация | http://tana.ucoz.ru/load/laminarija/229-1-0-3788 |
4 | ЦОР «Многообразие водорослей» | Презентация | Самостоятельная работа с ЦОР |
5 | ЦОР Авторская интерактивная викторина «Водоросли» (тест-тренажёр) | Презентация | Самостоятельная работа с викториной (тестом-тренажёром) |
Приложение 2
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
Тема практической работы: «Изучение водорослей по свежеприготовленным препаратам»
Оборудование: микроскопы, лабораторное оборудование, стаканы с живыми водорослями
Ключевые слова и понятия: водоросли, водные растения, фотосинтез, хламидомонада, хлорелла, «Черная борода», аквариумные водные растения (папоротник, валлиснерия, аванский мох)
Задание А
1.Поместите на предметное стекло каплю аквариумной воды.
2. Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении микроскопа.
3.Зарисуйте внешнее строение водоросли. Определите к какой группе относится водоросль (одноклеточные или многоклеточные)
Задание Б
1.Поместите на предметное стекло кусочек водных аквариумных растений (папоротника, валлиснерии, аванского мха)
2.Рассмотрите микропрепараты при малом увеличении микроскопа.
3.Зарисуйте внешнее строение водных растений и паразитирующую на них водоросль («черная борода»). Определите, к какой группе относится водоросль (одноклеточные или многоклеточные).
После завершения работы наведите порядок на рабочем месте и помойте руки с мылом!
Список литературы:
- Водоросли // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Водоросли, лишайники и мохообразные СССР. Под ред. Л. В. Гарибовой. — М.: Мысль, 1978
- Горбунова Н. П. Альгология. — М.: «Высшая школа», 1991
- Жизнь растений в 6-ти тт. Том 3. Водоросли. Лишайники. Под ред. А. А. Фёдорова. — М.: Просвещение, 1977
- В. А. Крыжановский, Г. Л. Билич. Биология. Полный курс. В 3-х тт. Том 2. Ботаника. — М.: ООО «Издательский дом „ОНИКС 21 век“», 2002
- Курс низших растений. Под ред. М. В. Горленко. — М.: «Высшая школа», 1981
- Малый практикум по низшим растениям. — М.: «Высшая школа», 1976
Интернет-источники:
2.http://tana.ucoz.ru/load/207-12-2
3.http://tana.ucoz.ru/load/laminarija/229-1-0-3788
4 http://tana.ucoz.ru/load/1/167-1-0-2235
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие к дополнительной образовательной программе "Туристы-проводники", тема: "Введение в программу"
Конспект открытого занятия по теме "Введение в образовательную программу". Открытое занятие было представленно на конкурсе профессионального мастерства "Сердце отдаю детям" ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/12/picture-202365-1360676526.jpg)
методическая разработка занятия по дополнительной образовательной программе объединения «Школа светофорных наук» для 4 класса «Запрещающие знаки»
В данной методической разработке «Запрещающие знаки» представлено занятие детей 2-го года обучения по образовательной программе «Школа светофорных наук», с использованием технических средств и электро...
Вводное занятие в дополнительную образовательную программу «КВН-театр»
План вводного занятия в дополнительную образовательную программу "КВН-театр". Занятие было проведено на Областном конкурсе педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" и получило в...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-448285-1478117834.jpg)
Рабочий лист к уроку: Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста и др. Особенности внешнего строения, биологические особенности выращивания,использование.
Рабочий лист к уроку естествознания 7 класс: Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста и др. Особенности внешнего строения, биологические особенности выращивания,использование....
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/27/picture-1259667-1595847433.jpg)
Конспект открытого занятия по дополнительной образовательной программе «Дизайн – студия «Акварель» Тема: «ЧУДО-ДЕРЕВО».
Открытое занятие предназначено для педагогов, а также воспитателей, которые работают с группой детей дошкольного возраста (1 уровень, 1 и 2 г.г. обучения)....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/19/picture-1329873-1618816627.jpg)
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/19/picture-1329873-1618816627.jpg)
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Техника низания
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Техника низания...