Мастер-класс "Солнечные кони"
план-конспект урока (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Солнечные кони».
Задачи:
Обучения – способствовать воспитанию нравственных отношений к Родине, к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении наследия предков,
на основе создания традиционной народной игрушки из текстиля, формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное, применение полученных знаний на практике при выполнении творческой работы
Развития - способствовать развитию творческих способностей и эмоциональной сферы.
Воспитания - воспитывать уважение к обычаям и традициям своего народа, стимулировать интерес к русскому искусству, чувство ответственности за сохранение и развитие народных традиций.
Метод: объяснительно - иллюстративный, исследовательский.
Оборудование:
экран для показа слайдовой презентации, мультипроектор, ткань (лоскуты различного цвета), нитки.
ХОД МАСТЕР – КЛАССА:
Изучение культуры своего народа происходит в интенсивной познавательной деятельности учащихся, их активной креативности, самостоятельных исследованиях и открытиях.
Процесс постижения народной культуры – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами.
Академик Д. Лихачев утверждал: «Русское народное искусство, как и искусство любого народа, - это прежде всего мир особого отношения к своему труду, к своей деятельности вообще и жизни в целом. Мировоззрением народа является его трудовая деятельность, его быт, его обряды… от отношения всех к народному искусству зависит его судьба. Забота о народном искусстве всех народов нашей страны – это долг, счастливая и радостная обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины».
Народная культура – прошлое в настоящем, живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох. Она творит свой мир Красоты, живет своим идеалом Добра и Справедливости, развивается только по ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности.
Итак, народная культура – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, художественные идеи которого – неотъемлемая часть культуры Отечества.
Тема предлагаемого мастер – класса: «Солнечные кони». Он является частью цикла уроков, посвященных технологии изготовления традиционных народных кукол из ткани. Полный цикл уроков рассчитан на подростков, учеников средних и старших классов, но многие простейшие элементы, включенные в этот цикл, могут быть с успехом использованы на уроках с младшими школьниками.
I ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Назначение многих древних символов затерялось во времени, забылось, отошло в прошлое. Но символ коня на протяжении всей истории человечества остается одним из самых значимых символов.
С чем сегодня ассоциируется образ коня?
У многих народов мира конь был символом добра и счастья. Он был всегда связан с культом поклонения солнцу, дающему тепло и свет всему живому. Может быть, поэтому в оформлении русских деревенских изб так часто использовали солнечные знаки.
Какие божества неразрывно связаны с конями?
По поверью древних славян, главным солнечным божеством был Даждь – бог. Он каждый день объезжал небо на солнечной колеснице, запряженный белыми конями. Его появлению на небе предшествовало появление его сестры – Утренней Зари. Другая сестра – Вечерняя Заря.
Покровителем коней считался бог труда Овсень, который ежегодно возжегал солнечное колесо, даруя новый свет миру. У славянского бога огня Семаргла был златогривый конь с серебряной шерстью. Перун – бог грозы проносился по небосклону в колеснице, запряженный черными крылатыми конями.
II ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
А как мордовский народ относился к лошадям? Знаете ли вы о старинных обрядах?
Духовная культура мордвы в результате многовекового соседства и общения с русскими, жизни в одинаковых природных и социально-экологических условиях впитала в себя много общих черт в хозяйстве и культуре.
В XVIII веке моление о лошадях (лишме озкс) устраивали 1-го января. К нему пекли хлеб, напоминающий по форме лошадь. Его относили в конюшню и оставляли там до утра. Утром молились, а затем весь день катались на лошадях. В XIX веке оно слилось с крещенским молением покровителям двора и дома, где просили о благополучии всех домашних животных и птицы. К этому дню пекли хлеб, лепешки и пироги в виде животных и хозяйственных построек. В Ардатовском уезде Симбирской губернии хлеб в форме лошадиной головы клали в сосуд с овсом, а затем отдавали его лошадям. В Самарской губернии жертвенный хлеб и гусятину прятали в хлеву, чтобы их могли найти и съесть дети. После всех церемоний также катались на лошадях. Считалось, что в противном случае покровитель двора рассердится и не будет присматривать за ними, отчего они могут заболеть. Кроме того, в этот день проводилось «изгнание» шайтана, и лошади, по поверью, во время катания ломали ноги злым духам — порождениям шайтана.
Моления о лошадях совершали и летом: одно в начале лета — обычно на Вознесение, другое — в августе в день христианских покровителей лошадей Фрола и Лавра. Участвовали в них обычно только мужчины-главы домохозяйств, так как лошадь считалась «мужским» животным: они работали на конях и ухаживали за ними.
На протяжении веков конь был первым помощником и первым слугой человека. Хозяйственная роль коня в крестьянской жизни вытесняла из обрядов древние верования и символы. Но на протяжении многих веков сохранялась традиция изображать коней в русском народном искусстве: вышивке, резьбе, росписи и, конечно же, на детских игрушках. С изготовлением одной из великого множества игрушек-лошадок я вас и познакомлю.
В России поделки вязали в основном из ржаной соломы, потому что рожь была основной сельскохозяйственной культурой. Но использовали так же и пшеничную солому, камыш, мочало. Способ изготовления коньков зависел от вида применяемого материала. Мы с вами говорим сегодня о тряпичной лошадке.
Для работы потребуется: 6 прямоугольных льняных лоскутов ткани – три размером 18:28 см и три – 5:6 см; нитки красного цвета.
- Свернуть прямоугольные лоскуты ткани по длине в плотные жгутики.
- Закрепить у длинных жгутиков концы, стягивая их ниткой.
- Согнуть мордочку на расстоянии 3 – 3,5см, стянуть ее нитью. Сформировать голову лошадки.
- Сложить пополам короткие жгутики, охватывая шею лошадки. Поочередно стянуть ниткой каждый жгутик у основания. Сформировать гриву лошадки.
- Сложить пополам второй длинный жгутик. Охватывая им гриву лошадки, стянуть нитью, сформировать задние ножки.
- Ввести третий длинный жгутик между первым и вторым, сложить его пополам, образуя туловище лошадки, и стянуть нитью у передних ножек лошадки.
- Закрепить заднюю часть туловища, стягивая нитью задние ножки и хвост лошадки.
- Вытянуть уточные нити из хвоста и гривы.
- Украсить лошадку, накинув на нее попону из яркого кусочка ткани.
III ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
IV ПРИМЕНЕНИЕ - ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.
При подведении итогов проводится блиц - опрос учеников. Школьники отмечают ошибки, вносят свои предложения по корректировке ошибок, определяют пробелы, отмечают успешные результаты, оценивают уровень выполнения практической работы.
V ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Наверное, наши прабабушки и прадедушки не смогли бы объяснить происхождение символов, которые они по традиции использовали в своих обрядах, но они искренне верили в их волшебную силу. Поэтому, делая свои бесхитростные поделки, они строго следили за подбором цветов применяемого материала.
Белый цвет в поделках символизировал святыню, зеленый – жизнь, синий – тайну, красный – жертвенность. Желтый цвет – цвет тепла и любви, розовый – цвет детства. Удивительно, что такая богатая палитра проявилась и в нашей работе. Не правда ли, солнечные кони?!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-мастерская «Конь, он как человек. Он только не говорит, он только понимает…»
Урок - мастерская . 7 класс.Целевое назначение:Познакомить с рассказом Б.Васильева "Великолепная шестёрка", выявить нравственную актуальность темы милосердия в современном мире.Рассмотреть различное о...
Урок-исследование "Бабушкин пряник-светлая радость детства" по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"...
Городецкий конь
Городецкая роспись — уникальное в своем - роде явление. Ей свойственно переплетение символики с жанровыми изображениями, своеобразное воспроизведение быта. Большую известность Городецкому промыс...
Мастер-класс "Уходит конь – остается зеленое поле, уходит герой – остается его слава"
Данный мастер-класс был показан на конкурсе "Учитель года 2011" и посвящен Дню Героя Отечества...
Иван Степанович Конев, Маршал Советского Союза
презентация о нашем прославленном земляке Иване Степановиче Коневе...
Презентация "Кони" к стихотворению новосибирского поэта. Владимир Быченок "КОНИ"
Быченок, Владимир Алексеевич(р. 15. 03. 1939)Род. в г. Новосибирск в семье служащих. Окончил Новосибирский институт инженеров геодезии и картографии (1962). Бы...
Исследовательская работа " Удивительное животное - конь" (Конь в жизни бурят)
Исследовательская работа на тему "Удивительное животное - конь"...