Программа
методическая разработка

Программа методической работы у учреждении дополнительного образования на 5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа методической работы муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества»

на 2010 – 2015 г.г. по проблеме

«Развитие познавательного интереса учащихся на основе личностно-ориентированного обучения».

Учителя, как местные светочи науки,
должны стоять на полной высоте
собственных знаний в своей специальности.
(Д.И. Менделеев) 

Актуальность проблемы.

Изменение социально-экономических условий в обществе привело к появлению качественно новых требований к образованию. Современному обществу необходима инициативная личность, обладающая такими качествами, как самостоятельность, ответственность, предприимчивость, способность к самореализации и саморазвитию. В законе РФ «Об образовании» отмечено, что «содержание образования должно ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…».  

Образование должно обеспечивать не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности, неповторимом своеобразии. Вполне очевидно, что жить в постоянно развивающемся, незавершенном мире может только творческая личность, не боящаяся быть незавершенной, готовая к риску развития, построения себя в мире и способная к творческому самовыражению.

Творческое самовыражение мы понимаем как способность человека к построению своего образа мира, своего мироощущения (в слове, изображении, музыке, действии и т.д.) и самого себя в этом мире. Это должно обеспечиваться образовательным процессом, основная функция которого – организация единого пространства познания и индивидуального развития.

Образование в настоящее время переживает кризис и наиболее общие черты проявления того кризиса:

  1. Рассогласование между потребностями общества, требованиями к профессиональной подготовке специалистов и уровнем их реальной подготовки.
  2. Несоответствие традиционных целей образования как познания мира через научно-организованную информацию и новых задач образования как приобщения человека к основным ценностям культурно-исторического развития общества.
  3. Нескоординированность двух основных составляющих образования: овладение социокультурным опытом предшествующих поколений и проживания человеком в онтогенезе собственного опыта жизнедеятельности в социуме.

Технология личностно-ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Актуальность этой технологии связана с изменением социально-культурных приоритетов во всех сферах общественного развития, в том числе образования. Для личностно-ориентированного образования более существенной является ориентация на ценности, чем на конечные цели т.е. важно каким быть, а не кем быть?

Проблема индивидуальных особенностей учащихся и возможностей учета их в учебно-воспитательном процессе не новая. Еще при индивидуальном обучении, широко применявшемся в школах древнего мира и средневековья, учителя сталкивались с тем, что ученики по-разному воспринимали, усваивали, запоминали учебный материал, проявляя не одинаковое отношение к учебным занятиям волевые усилия. Но тогда, когда у учителя был единственный ученик, находящегося вне коллектива, имелась возможность учитывать его индивидуальные способности. Но при развитии общества, эта система оказалась неприемлемой, нужно было обучать большое количество детей, появилась проблема индивидуального подхода к учащимся в обучении. Становление, развитие и разрешение ее происходило постепенно: от простых правил, требований учитывать индивидуальные способности учащихся до выделения их в соответствующий дидактический принцип.

Обучение может быть развивающим, если оно приспособлено к уровню развития и воспитания каждого учащегося. Это возможно с помощью дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса, т.е. с помощью личностно-ориентированной развивающей технологией.

Основная проблема данной работы вытекает из того объективно существующего противоречия между потребностью общества во всесторонне подготовленных к жизни личностях и недостаточной эффективностью системы школьного образования.

Объект методической работы – деятельность педагога дополнительного образования по управлению процессом обучения и воспитания.

Предмет методической работы – личностно-ориентированное образование, индивидуализация учебно-воспитательного процесса обучающихся.

 

Гипотеза методическлой работы.

Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития. «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.

Этапы методической работы.

2010-2011 год.

1. Изучение и анализ научно-педагогической литературы по проблеме, ознакомление педагогов с состоянием практики решения данной задачи, выявление основных проблем данной темы.

2. Определение содержания деятельности методического объединения и педагогов  в контексте методической деятельности.

2012-2014 годы.

1. Формирующая и констатирующая методическая работа. Внедрение достижений педагогической науки и практики.

2. Организация специальных занятий для педагогов методических семинаров, педагогических чтений.

2014-2015 год.

1. Обобщение и анализ полученных данных, выдвижение практических рекомендаций.

2. Оформление результатов деятельности, подведение итогов проделанной работы.

Методическая работа – это часть системы непрерывного образования педагогических кадров, ориентированная на достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса за счет:

  1. Повышения уровня подготовленности учителей к организации и ведению учебно-воспитательной работы
  2. Освоения ими наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся
  3. Обмена опытом между членами педагогического коллектива
  4. Развития навыков педагогического анализа
  5. Проведения творческих и экспериментальных исследований

При составлении  программы научно-методической работы учреждения были учтены и использованы следующие нормативные документы:

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Закон РФ «Об образовании»
  3. Типовое положение об учреждении дополнительного образования.
  4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
  5. Устав ОУ.
  6. Программа развития.
  7. Программы дополнительного образования.
  8. Локальные акты.

Цели методической работы: 

  1. Создать условия для личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития личности обучающегося,  для внедрения в практику личностно-ориентированных технологий, позволяющих наиболее полно реализоваться каждому учащемуся.
  2. Оказать помощь педагогам дополнительного образования в реализации принципов инновационных и методических приемов обучения и воспитания в рамках реализуемых программ дополнительного образования.
  3. Внедрить в практику работы учреждения  результаты научных исследований и достижений передового опыта.
  4. Создать условия для распространения опыта работы учреждения и педагогических работников на разных уровнях.
  5. Создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

Основные задачи научно-методической работы.

  1. Подготовить педагогов и обучающихся к участию в конкурсных мероприятиях различного уровня.
  2. Осуществить комплекс мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов дополнительного образования.
  3. Создать условия для аттестации педагогов дополнительного образования.
  4. Организовать и провести комплекс мероприятий, направленных на распространения опыта работы.
  5. Разработать программно-методическое обеспечение в помощь педагогам дополнительного образования.

Принципы методической работы.

Методическая работа строится на принципах открытости, партнерства, продуктивности.

  1. Принцип открытости заключается в сетевом взаимодействии по вертикали с областным автономным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Новгородский институт развития образования», сетевом взаимодействии по горизонтали с ОУ Демянского района и Новгородской области, свободном доступе к разноуровневым образовательным ресурсам Интернета.
  2. Принцип партнерства означает взаимодействие с советом учреждения и др. общественными организациями и учреждениями для организации внешней независимой экспертизы результатов работы педагогов ОУ.
  3. Принцип продуктивности предполагает:
  1. единое образовательное пространство, которое мотивирует педагога повышать профессиональный уровень;
  2. востребованный образовательный результат;
  3. высокое качество обученности обучающихся.

Ожидаемый образовательный результат

Планируемые результаты работы:

  1. коллективный педагогический опыт, преобразованный в инновационную систему;
  2. положительная динамика качества обученности обучающихся;
  3. востребованность знаний и компетенций обучающихся на практике и в качестве базы для продолжения образования.

Образовательные результаты деятельности для обучающихся:

  1. сформированные компетенции:
  1. коммуникативная – умение общаться (договариваться) с разными людьми, работать с устными и письменными текстами и др.;
  2. знаниевая – умение самостоятельно добывать информацию (знаю – умею – делаю);
  3. проектировочная – проектирование, моделирование, конструирование, эксперимент и т. д.;
  4. исследовательская – владение основными мыслительными операциями (анализ, синтез), умение вычленить проблему, обосновать ее, убедительно аргументировать, найти пути решения и др.;

2.  способность выпускников к самоопределению, выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий.

Образовательные результаты деятельности для педагогов:

  1. достаточный уровень обученности обучающихся успешное участие в конкурсных мероприятиях;
  2. овладение новыми технологиями и методиками, повышающими эффективность учебно-воспитательного процесса.
  3. повышение профессионального уровня, мотивация к эффективной профессиональной деятельности.

Методическое обеспечение осуществляется через следующие направления:

  1. Информационно-методическая помощь педагогическим работникам
  2. Работа методического объединения педагогов дополнительного образования
  3. Организация районного постоянно действующего семинара по повышению результативности участия в культурно-массовых мероприятиях
  4. Реализации образовательных программ
  5. Организация и проведение инновационной работы
  6. Выстраивание работы с одаренными и способными детьми

Формы методической работы.

  1. тематические педагогические советы;
  2. методическое объединение (2 раз в год);
  3. работа педагогов по самообразованию;
  4. предметные недели;
  5. творческие группы по внедрению инновационных технологий;
  6. разработка методических рекомендаций в помощь педагогу дополнительного образования;
  7. конкурс “Портфолио”;
  8. аттестация педагогов дополнительного образования;
  9. курсовая подготовка;
  10. педагогический мониторинг.

Схема деятельности методической службы муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества».

Кадровое направление деятельности предполагает подготовку педагогов к:

  1. рефлексии, анализу имеющегося педагогического опыта;
  1. освоению новых норм и образцов педагогической деятельности, направленных на совершенствование системы личностно-ориентированного обучения; создания ситуаций успеха для каждого обучающегося, развитие у обучающихся познавательной компетентности, самостоятельно приобретать и усваивать знания; на сохранение и улучшений здоровья учащихся;
  2. апробации системы мониторинга результативности;

Методические мероприятия для профессионального развития педагогов

В рамках создания единого образовательного пространства для профессионального развития педагогов проводятся следующие мероприятия:

  1. представление своего опыта – с целью преобразования отдельных экспериментов в совокупный инновационный опыт;
  2. творческие отчеты педагогов на заседаниях методического объединения;
  3. итоговое заседание методическая конференция, на которой выделяется новая проблема, планируется методическая работа на следующий учебный год.

Механизм  выполнения программы

В период анализа исходных данных определяются основные темы методической работы по годам:

2010 – 2011 год – «Развитие творческих способностей детей с использованием личностно-ориентированного обучения. Приемы и методы работы»

2011 – 2012 год  – «Модульное обучение. Новые педагогические технологии»

2012-2013 год – «Введение новых технологий в образовательный процесс на основе глубокой дифференциации обучения и индивидуального подхода»

Для реализации программы необходимо:

  1. Для решения методических проблем и обеспечения целостности и системности методической работы учреждения создать  инновационную методическую модель, состоящую из трех пространств.
  2. Определить основные направления методической деятельности:
  1. Управление системой повышения квалификации на основе проектно – программного подхода
  2. Методическое сопровождение профессионального развития, процесса самообразования через:
  1. инициацию;
  2. информирование;
  3. консультирование;
  4. координацию деятельности педагогов .
  1. Поддержка функционирования педагогов в рамках профессиональных норм:
  1. обновление теоретических знаний и практических навыков решения профессиональных задач в рамках специальности через обеспечение понимания предъявляемых требований в деятельности (нормативно – правовое обеспечение).
  2. накопление информационного ресурса:
  3. систематизация образовательных техник, приемов, методов и т.п.;
  4. систематизация дидактического материала;
  5. конструирование дидактических и методических средств;
  6. обеспечение доступности к информационным ресурсам.

Основные способы деятельности:

  1. Проблематизация.
  2. Проектирование деятельности по решению проблем.
  3. Моделирование – создание и «проживание» ситуаций.
  4. Исследование – понимание и поиск решения проблем, возникающих при осуществлении деятельности.
  5. Рефлексия – выделение и освоение рефлексивных действий, способов рефлексии.
  6. Самоопределение – осознание своего назначения, границ своих возможностей.

 

Предназначение и описание

 

Первый уровень пространства – организационно – управленческое пространство (по содержанию – это уровень стратегического  управления).

Ведущая роль в управлении методической работой в учреждении, как целостной системы, принадлежит методисту. Он координирует всю методическую работу, в которой функционирует МО педагогов дополнительного образования, постоянно действующий семинар. МО действует на принципах соуправления, т.к.  практически каждый педагог может участвовать в управлении, т.е. в деятельности по планированию, организации, руководству – как руководитель временной творческой группы.

Важное место в организационно-управленческом пространстве отводится информационному обеспечению каждого члена педагогического коллектива, что происходит в любой момент.

 

Второй уровень пространства – рефлексивное.

При построении модели был учтен немногочисленный состав педагогического коллектива, поэтому развернуть работу предполагается только одной рефлексивной группой, состоящей из 5 человек, что обеспечит эффективность.

 

Третий уровень пространства – образовательное.

 Предназначение – оно включает в себя как внутренний, так и внешний образовательный ресурс.

Внутренний ресурс включает в себя следующие структуры:

  1. Методическое объединение – данная группа постоянна по составу. МО ведет методическую работу по проблеме, организует внеклассную деятельность обучающихся, проводит анализ результатов образовательного процесса.

Работа  методического объединения планируется на основе анализа работы, диагностики методических потребностей педагогов, обогащение педагогического опыта педагогов учреждения. На заседаниях методического объединения педагоги рассматривают вопросы теории и методики преподавания, психолого-педагогического обеспечения  учебно-воспитательного процесса, аттестации выпускников учреждения, изучаются нормативные материалы и новые программы. Ведутся протоколы заседаний методических объединений. МО контролирует и обеспечивает участие учащихся в соревнованиях, конкурсах.

Руководитель МО: собирает документацию, отражающую  работу  МО;  собирает  банк педагогических разработок (методик, программ, технологий), направленных на реализацию концепции школы;

  1. Творческая  группа, проблемная группа – временная форма педагогического коллектива, работающего в режиме развития. Создается для решения определенной проблемы, может состоять от 2-х до всех членов коллектива. В группе выбирается руководитель, организующий разработку данной проблемы. Педагог в составе  ТГУ выполняет  работу по апробированию новых педагогических технологий, программ в соответствии со стратегией развития учреждения. По итогам работы готовятся рекомендации по использованию созданного опыта.

 

Внешний  ресурс представлен:

Муниципальным уровнем: районные МО

Областным уровнем: НРЦРО

Для реализации поставленных задач в учреждении на начало года имеется необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения, план  методической работы.

Формы методической работы: коллективные, групповые, индивидуальные.

      При планировании методической работы педагогический коллектив стремится отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, определенные в учреждении.

  1. тематические педагогические советы;
  2. повышение квалификации, педагогического мастерства кадров;
  3. работа МО;
  4. семинары-практикумы;
  5. разработка методических рекомендаций;
  6. педагогический мониторинг;
  7. аттестация;
  8. обобщение передового  педагогического опыта
  9. конкурсы .

С их помощью осуществляется реализация образовательных программ, обновление содержания образования через использование актуальных педагогических технологий.

Образовательный процесс простроен так, что каждый участник в любое время может освоить необходимое ему содержание, движение каждого педагогом в образовательном пространстве задается им самим посредством самообразования.

Основное внимание в методической работе уделяется оказанию действенной помощи каждому педагогу, формированию нового содержания образования, изучению и обобщению передового опыта педагогического опыта. Более эффективными  являются индивидуальные формы работы, потому что обеспечивают реализацию принципа свободы и права выбора, работают на формирование личностных мотивов, способствует выстраиванию индивидуальной траектории развития педагога.

Формы предъявления и обобщения передового педагогического опыта

  1. Показ опыта в форме открытых занятий, внеклассных мероприятий.
  2. Ознакомление педагогов с документальным обеспечением реализуемых нововведений.
  3. Составление краткого описания предъявленного опыта и создание информационной базы.
  4. Организация глубокого анализа до, в процессе и после внедрения новых форм, методов и технологий работы.
  5. Осуществление углубленного диагностирования по выявлению положительного эффекта от внедрения инноваций.
  6. Проведение семинаров, конференций, практикумов, организация консультаций, выставок.

Критерии оценки реализации программы

  1. Рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью.
  2. Положительный психолого-педагогический климат.
  3. Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
  4. Овладение современными методами воспитания.
  5. Хорошо организованный процесс воспитания.
  6. Положительная динамика качества воспитания.
  7. Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов.
  8. Своевременное распространение передового педагогического опыта.
  9. Постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности.
  10. Качественно организованная система повышения квалификации педагогов.

Формы повышения профессионального мастерства учителя

  1. самообразование;
  2. изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;
  3. рефлексия и анализ собственной деятельности;
  4. накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию;
  5. создание базы интересных приемов и находок на занятии;
  6. разработка собственных средств наглядности;
  7. самостоятельное проведение исследований;
  8. постоянная работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес для педагога;
  9. посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;
  10. персональные консультации;
  11. собеседования с администрацией;
  12. разработка авторского курса и учебного пособия.

Критерии успешности образовательного процесса

Психологические критерии:

  1. высокая оценка, которую учащиеся ставят учреждению в связи с ее привлекательностью для них;
  2. высокий профессиональный авторитет педагогов;
  3. общая положительная тональность отношений педагогов и учащихся в учреждении;
  4. уважительное отношение к учреждению со стороны родителей;
  5. творческий настрой педагогов;

Учебные критерии:

  1. возможность для каждого ученика найти себе интересного педагога, дело по душе, внимательное отношение к его проблемам;
  2. умение использовать возможности индивидуального, дифференцированного обучения;
  3. развитое умение педагогов применять различные современные методики преподавания.

Имеющееся оборудование и литературные фонды позволяют:

  1. Самостоятельную работу учителей с методической литературой и ТСО;
  2.   Консультации (индивидуальные и групповые) по методике обучения;
  3.  Заседания методического совета образовательного учреждения, постоянно действующих семинаров по проблемам педагогики и другие мероприятия.

Методический кабинет содержит все необходимые для работы материалы.  Педагог в любое время имеет доступ к нормативным документам, методическим материалам.

Приложение 2

Анкета №1
(проводится 1- 2 раза в год)
 

  1. Какие проблемы, какие трудности и недостатки мешают Вашей работе?
  2. Какие формы диагностики и контроля Вашей деятельности со стороны администрации Вам кажутся наиболее продуктивными?
  3. Какие формы помощи и поддержки со стороны администрации и коллег Вам необходимы и наиболее приемлемы?
  4. С кем из коллег вы хотели бы работать над определенной проблемой?
  5. Каких знаний и какой информации Вам не хватает? В каких семинарах- практикумах, тренингах Вы нуждаетесь?
  6. Какие исследования, эксперименты, методические разработки Вы хотели бы осуществить в этом учебном году?
  7. Чей и какой опыт по проблемам воспитательной работы Вы хотели бы изучить?
  8. Какие педагогические достижения Вы хотели бы показать коллегам?
  9. Какой общественно-педагогической деятельностью Вы хотели бы заниматься:
  1. - организация клуба
  2. - организация и проведение педагогического совета по предложенной вами теме
  3. - проведение научно-практического семинара по определенной теме и др.

Анкета №2

  1. С чем из своего опыта Вы могли познакомить коллег?
  2. Какие направления работы с учащимися особенно удаются?
  3. Какими методическими рекомендациями можете поделиться? (по организации определенных мероприятий, по работе с определенными группами детей, с родителями)
  4. С какими воспитательными технологиями Вы знакомы? Какие из них применяете в практике работы с группой?
  5. Что не получается в работе учащимися и почему?
  6. Испытываете ли затруднения при анализе (планировании) воспитательной работы (отдельных мероприятий)?
  7. Какие отношения с учащимися: хорошие, удовлетворительные, конфликтные?

 

Методическое объединение

  1. Направления деятельности

Директор

Постоянно действующий семинар

- праздники коллектива и детских объединений

  1. совместный отдых

Педагогический совет

Научно-исследовательская деятельность

Методист

Творческая группа

Опытно экспериментальная работа


- материальное и моральное стимулирование

-стимулирование профессионального роста

- выставки

- фестивали

  1. Конкурсы

- консультации

- семинар

  1. курсы повышения квалификации

Традиции коллектива

Социальная поддержка

Представление положительного педагогического опыта

Повышение квалификации и аттестация

Формы работы с педагогическими кадрами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...