Развитие компетенций учащихся на уроке специальности класс баян
методическая разработка на тему
Из многочисленных определений понятия «компетентность» я выбрала определение доктора педагогических наук, академика Международной педагогической академии Хуторского Андрея Викторовича.
В его работе «Технология проектирования ключевых и предметных компетенций» компетентность - это владение учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kompetenciy_uchashchihsya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Бутурлина Фидира Мансуровна
Преподаватель по классу баян
«КГКП школа искусств акимата Шемонаихинского района»
Практическая работа
c учащимися класса
на районном семинаре
секция - отделение народных инструментов
Тема: «Развитие компетенций учащихся
на уроке специальности класс баян».
План
1.Представление темы выступления
2.Характеристика учащегося
3.Практический показ
1. Из многочисленных определений понятия «компетентность» я выбрала определение доктора педагогических наук, академика Международной педагогической академии Хуторского Андрея Викторовича.
В его работе «Технология проектирования ключевых и предметных компетенций» компетентность - это владение учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
2.Абуталипов Арман учащийся 3 класса - специальность баян. Характеризуется как творчески мыслящий ученик, планирующий после окончания школы искусств продолжить свое обучение в колледже искусств г.Усть-Каменогорска.
Сегодня мы представим вам работу по развитию компетенций учащегося.
В этом учебном году в класс баян пришел брат Армана Кайсар. Ему 7 лет, и он очень хочет научиться играть на баяне как старший брат. Арман дома занимается с младшим братом и учит его исполнять на баяне маленькие детские песенки, которые Кайсар играет пока только правой рукой. В его планах - игра с младшим братом в ансамбле. В связи с этим мы выбрали две музыкальные пьесы, которые Арман довольно хорошо исполняет сам. И решили заниматься подбором второй партии посильной для младшего братишки.
3. Первое произведение - украинская песня «Пидманула, пидвила». Веселый, задорный характер песни пришелся по душе обоим братьям. Для изучения теоретического материала хорошо подошло методическое пособие «Простейшие приемы варьирования на баяне или аккордеоне» Москва «Музыка» 1989г., автор В.Н.Мотов. После изучения способов варьирования я посоветовала Арману выбрать те виды работ, которые ему наиболее понятны и приемлемы для выполнения работ. Мы остановились:
1. на элементарном одноголосии – ведении основных ноток темы на фоне исполняемой темы песни.
2. на ведении темы на фоне арпеджирования основных функций.
3. на исполнении форшлагов на первую долю каждого такта.
Основная работа по изучению написанной для Кайсара партии, велась мной на уроках специальности и совместной домашней работе братьев. Надо отметить, что родители мальчиков с первой же минуты поддержали инициативу ансамблевой игры, и всячески их поощряли и вдохновляли. За что им огромное спасибо.
Не все получалось сразу, потребовалось терпение обоих мальчиков, и ансамбль зазвучал. Когда были выучены партии, и папа услышал совместную игру своих детей, это вдохновило его взять в руки гитару, и присоединиться к дуэту. Так зазвучал семейный ансамбль. Не могу сказать – трио, по причине того, что иногда к детям и отцу присоединялась мама. Она либо пела, либо играла на каком-нибудь шумовом инструменте.
Второе произведение – русская народная песня «Калинка». Песня разучивалась Арманом по системе буквенного обозначения. Когда она зазвучала в его руках, было принято решение написать партию для младшего брата.
Необходимо отметить, что все записи велись в черновом варианте, несколько раз переделывались то по сложности сочиненной партии, то по причине неграмотной музыкальной записи. Кстати сказать, чтобы оформить грамотную музыкальную запись, Арман изучал методическое пособие А.Варфоломоса «Музыкальная грамота для юных баянистов и аккордеонистов» выпуск 4, г.Ленинград «Музыка» 1990г.
По окончании черновой работы все записи были переписаны начисто для представления на сегодняшнем семинаре. В нижеследующей таблице в краткой форме перечислены действия ученика в ходе проделанной работы, а также умения, приобретаемые в процессе деятельности. Если отследить определения Хуторского А.В., мы увидим, какие компетенции развиваются у учащегося в ходе проделанной творческой работы.
Действия ученика | Приобретаемые умения |
1. Изучение литературы | Работа с источником информации |
2. Осмысление изученного теоретического материала | Отбор нужной информации |
3.«Предслышание» задуманного | Развитие музыкального мышления |
4. Выбор способов работы | Способность анализировать |
5. Запись нот | Грамотная музыкальная запись (звуковысотность, ритм и т.д.) |
6.Обучение единомышленника | Работа в ансамбле |
7.Осознание результата своего труда | Способность анализировать, прогнозировать свою деятельность |
Название компетенции | Умения |
Ценностно-смысловые компетенции | - формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности; -осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм. |
Учебно-познавательные компетенции | - ставить цель и организовывать её достижение, - организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности; - ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; -выбирать условия проведения наблюдения или опыта; - выступать устно и письменно о результатах своего исследования |
Социо-культурные компетенции | -владеть эффективными способами организации свободного времени; - действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой; - владеть элементами художественно-творческих компетенций слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, и др. |
Коммуникативные компетенции | - владеть способами взаимодействия с окружающими; - уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; - владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), - владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения |
Информационные компетенции | - владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, - самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, - ориентироваться в информации, уметь выделять главное и необходимое. |
Компетенции личностного самосовершенствования | - освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; - владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств. |
Таким образом, мы видим приобретаемые качества ученика, его личностное отношение к творческой деятельности, и что самое главное - умение применять освоенный материал в практической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа как способ развития коммуникативных компетенций учащихся на уроках французского языка.» Тема урока: «Мой друг»
Урок-обобщение по теме: «Мой друг».Представляю урок французского языка для начальной школы "В рамках новых ФГОС".Второй год обучения французскому языку....
Масстер - класс «Работа с анимированной картой на уроках истории как средство развития компетенций учащихся».
Масстер - класс «Работа с анимированной картой на уроках истории как средство развития компетенций учащихся»....
Педагогический совет "Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся"
Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, я считаю, что современный педагог призван решать задачи, требующи...
Практико-значимая работа по теме "Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся".
Зависимость развития компетенций ученика от уровня компетенции учителя....
Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»
Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...
Статья на тему «Компетенции учителя – основа успешного развития компетенций учащихся»
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходил...
Методический доклад "Развитие самостоятельного мышления на уроках специальности с учащимися младших и средних классов"
Методический доклад "Развитие самостоятельного мышления на уроках специальности с учащимися младших и средних классов"...