Развитие творческих способностей учащихся
методическая разработка по теме
Уважаемые коллеги. Добро пожаловать в творческую мастерскую класса баян. Сегодня вашему вниманию мы представляем работу над развитием творческих навыков учащихся. Эпиграфом к уроку выбраны слова Асафьева Б.В.:« Каждый, кто в каком-либо из искусств сумел создать хоть крупицу своего, будет чувствовать, любить и понимать это искусство глубже и органичнее как соучастник в строительстве».
Начнём с определения понятия творчество. В словаре С.И. Ожегова слово «творчество» определяется как « создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей». А если обратимся к словарю В.Даля, то из множества значений этого слова можно выделить несколько основополагающих: «творить – это давать бытие, сотворять, созидать, создавать, производить, рождать». В широком смысле слова творчество можно представить как универсальную категорию, раскрывающую сущность высокого уровня развития человека. Иными словами, творчество – это родовая человеческая черта, указывающая на высшую форму деятельности людей, непременное условие совершенствования человечества.
Итак, творчество – это созидание, открытие нового
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnoystey_uchashchihsya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бутурлина Фидира Мансуровна
Преподаватель по классу баян
«КГКП школа искусств акимата Шемонаихинского района»
Авторская разработка открытого урока – работа в творческой мастерской
Тема: Развитие творческих способностей учащихся.
Цель работы: побуждение учащихся к творчеству, развитие музыкального мышления.
Задачи: воспитание творческой самостоятельности учащихся, формирование художественного вкуса, практического владения приёмами самостоятельного сочинительства.
Методическая цель: внедрение методов работы развития творческой инициативы учащихся.
Уважаемые коллеги. Добро пожаловать в творческую мастерскую класса баян. Сегодня вашему вниманию мы представляем работу над развитием творческих навыков учащихся. Эпиграфом к уроку выбраны слова Асафьева Б.В.:« Каждый, кто в каком-либо из искусств сумел создать хоть крупицу своего, будет чувствовать, любить и понимать это искусство глубже и органичнее как соучастник в строительстве».
Начнём с определения понятия творчество. В словаре С.И. Ожегова слово «творчество» определяется как « создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей». А если обратимся к словарю В.Даля, то из множества значений этого слова можно выделить несколько основополагающих: «творить – это давать бытие, сотворять, созидать, создавать, производить, рождать». В широком смысле слова творчество можно представить как универсальную категорию, раскрывающую сущность высокого уровня развития человека. Иными словами, творчество – это родовая человеческая черта, указывающая на высшую форму деятельности людей, непременное условие совершенствования человечества.
Итак, творчество – это созидание, открытие нового – источник материальных и духовных ценностей. Творчество – активный поиск ещё неизвестного, углубляющий наше познание, дающий человеку возможность по-новому воспринимать окружающий мир и самого себя. Разные люди находят различные решения проблем в соответствии со своими знаниями и опытом, характером и способностями, интересами и склонностями. Поэтому творчество так разнообразно. Особенно это относится к работе художника, поэта, музыканта, писателя, то есть тех, кто связан с художественной и поисковой деятельностью. Но, где бы ни возникала творческая задача и как бы она ни решалась, в процессе её реализации человек сам открывает свой способ действия, сам подбирает ключи к её выполнению.
Подбор по слуху.
Первый вид работы, который мы хотим вам представить, это подбор по слуху. Показывать эту работу мы будем с учащимся 4-го класса Артамоновым Виктором.
Выбор музыкального материала должен быть продуман педагогом заранее. Зная возможности ученика, учитывая его музыкальные данные необходимо предложить тот музыкальный материал, освоение которого не составит особого труда и напряжения. Мелодия или песня, предложенная ученику для подбора по слуху, должна быть понятна, доступна, должна нравиться ученику, и желательно, быть ему известна. Это может быть песня из известного кинофильма, мультфильма, или просто достаточно известная мелодия. Хорошо, если вы заранее обговорите тему подбора по слуху с родителями ученика, чтобы при работе дома они смогли бы напеть выбранную вами музыкальную тему. Сегодня мы покажем, как проходит процесс подбора по слуху песенки из известного мультипликационного фильма « День рождения кота Леопольда». Это песня Б. Савельева « Если добрый ты».
Обязательно педагог должен проиграть на инструменте предложенный музыкальный материал.
Определяем характер мелодии - спокойный, напевный. Мажорный или минорный лад? Минорный. О чём поётся в этой песенке? О таком чувстве человеческой души как доброта. Какое это чувство? Светлое, тёплое. Соответственно и слова и мелодия песенки светлые, тёплые, добрые. (Можно вместе с учеником пропеть слова песни.)
Начинаем подбирать мелодию песни на инструменте. Я предлагаю тональность, в которой Витя будет работать. Это ми-минор. И нота, с которой мы начинаем - это соль.
Разговор с учеником.
- Послушай движение мелодии первых четырёх нот. Слышишь, как мелодия уходит и возвращается снова на первую нотку? (Слушаем первую музыкальную фразу.)
- Да, я слышу опевание первой ноты.
- Попробуй на инструменте сыграть это движение мелодии.
(Ученик начинает подбирать на баяне.)
- Получилось?
- Да, получилось.
- А теперь мелодия уходит куда-то вниз. Слышишь? Как мы можем определить, насколько вниз ушла мелодия?
- Мы можем пойти по звукоряду вниз пока не найдём нужной ноты.
- Хорошо. Первая фраза подобрана. Давай послушаем мелодию дальше. Ты слышишь что-то знакомое? (Играю вторую фразу.)
- Да. Такое же движение мелодии, как и в первой фразе. Только начинаем её с другой нотки. Найди её.
- Правильно, это нота ми. Также опевая ноту ми мелодия опять уходит вниз.
- А теперь нужно услышать скачок на ноту, с которой начинается третья музыкальная фраза. ( Ученик ищет нужную ноту.)
- Знакомо ли тебе что-то в движении мелодии?
- Да. Движение мелодии сохраняется. (Подбираем прозвучавшую фразу.)
- А теперь что слышится в мелодии?
- Длинные нотки.
- А как далеки они друг от друга?
- Они находятся рядом. ( Ученик слушает и старается найти нужные звуки.)
Мы подобрали первую половинку мелодии песенки. Теперь нужно закрепить её в памяти, проиграв несколько раз. Нужно стараться играть без ошибок, что бы облегчить пальцам процесс запоминания. Не надо играть в быстром темпе. ( Ученик выполняет задание.)
- Теперь послушай вторую половину песни. Что ты можешь сказать?
- Движение мелодии не меняется кардинально. Первые две фразы сохраняют рисунок первой половины песни. (Ученик работает.)
- А что мы слышим дальше?
- Поступенное движение мелодии вверх, и затем скатываемся вниз по звукам трезвучия.
- Как заканчивается мелодия? Слышишь напряжение в звучащей ноте?
Это напряжение доминантового звука, который нужно разрешить в тонику. (Я радуюсь ученику, слышащему требование доминантового звука разрешиться в тонику.) Ученик находит нужные ноты.
Закрепление подобранного музыкального материала необходимо.
Подбор аккомпанемента.
- Какие основные функции мы встречаем в пьесах повсеместно?
- Тонику, субдоминанту и доминанту.
- Звучание скольких функций мы слышим в первой половине песни?
- Двух.
- А можешь сказать каких?
- Да. Сначала звучит тоника, а затем доминанта.
- Правильно. Попробуем применить их на практике. Нужно всё время внимательно слушать, что у тебя получается. (Ученик пробует играть двумя руками.) В процессе подбора аккомпанемента выясняем, что доминантсептаккорд во второй и третьей фразах звучит красивее, чем простая доминанта.
- Как заканчивается первая половина песенки?
- Доминантсептаккорд разрешается в тонику.
- Правильно. Давай сыграем всё, что подобрали. Послушаем, и постараемся запомнить. (Ученик играет.)
- Что же за функция звучит в пятой фразе? Здесь происходит отклонение в тональность третьей ступени. Через ми септаккорд мы спускаемся на ля минор, через ре септаккорд – на соль мажор. А теперь через субдоминанту ля минор мы возвращаемся в основную тональность ми минор. И через доминантовый септаккорд, который разрешается в тонику минор, происходит закрепление основной тональности.
- Чтобы уложить в памяти проработанный материал нужно поиграть его несколько раз, стараясь играть без ошибок. Темп исполнения медленный.
Переход к процессу транспозиции начинаем тогда, когда я уверенна, что ученик хорошо освоил музыкальный материал.
Транспонирование.
Транспонирование или транспозиция (в переводе с латинского – переставлять, перемещать) заключается в перенесении музыкального произведения или его части в новую тональность.
Транспонирование является одним из действенных методов развития музыкальных способностей: оно развивает музыкальный слух, память. Транспонирование позволяет глубже ощутить возможности инструмента, способствует укреплению важной для музыканта связи между слухом и движениями пальцев.
Существует два способа транспонирования музыкального произведения:
1) письменное перенесение произведения из одной тональности в другую. А затем разучивание его в новой тональности;
2) транспонирование по слуху или по нотам непосредственно на инструменте.
Какой же из этих двух способов предпочтительнее? – Несомненно, второй. Так как именно такое транспонирование всесторонне развивает музыкальные способности и необходимо в работе баяниста.
- Хорошо. Работаем по принципу от простого к сложному. Транспонировать будем, сохраняя позицию игры. Т.е. на клавиатуре баяна мы перемещаем руку на кнопку выше, либо ниже. В какой тональности мы окажемся, если спустимся вниз на кнопку баяна правой рукой?
- Правильно, в соль миноре. А с какой ноты начинаем играть в соль миноре?
- Правильно, с си бемоля. Пожалуйста, попробуй сыграть в новой тональности. Старайся не смотреть на клавиатуру баяна. Можно представлять, что играешь в хорошо выученной, первой тональности, ми минор. (Ученик играет.)
Работа с партией левой руки.
- Так же поработаем, начиная игру правой руки с ноты до диез. А затем с нотки ми. ( Ученик отмечает, что в каждой новой тональности песня звучит по-разному, меняет свою окраску.)
Чтобы добиться безошибочной игры нужно поиграть, отработать песню в каждой тональности.
Импровизация.
Импровизация – это особый вид художественного творчества, при котором сочинение музыки происходит во время её исполнения. В детском музыкальном творчестве использование импровизации – перспективный приём для воспитания интереса к музыке и накопления музыкально-творческого опыта. Это посильное музыкальное творчество детей, их собственное сочинение музыки и её исполнение в заданном музыкой ритме, темпе, характере. Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, учит появлению новых интонаций, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает музыкально-слуховые представления.
Занимаясь развитием творческих способностей учащихся, я предлагаю ученику как-то украсить мелодию, раскрасить её своими красками. Для начала - заполнить пространство длинных нот в конце музыкальных фраз.
- Что здесь можно предложить – давай подумаем. Мы выяснили в начале подбора мелодии, что характер мелодии спокойный, напевный. Значит и украшения мелодии должны быть спокойными. Как ты думаешь, подходят ли к нашей мелодии быстрые пассажи из шестнадцатых нот, или например толстые, тяжёлые аккорды?
- Думаю, нет.
- Правильно думаешь. А давай обратимся к словам нашей песни. О чём они нам рассказывают?
- «Дождик босиком по земле прошёл».
- Речь идёт о дождике. Это как раз то, что нам надо. Небольшой дождик. А если мы, как капельки дождя, пройдём по звукам трезвучий? Давай попробуем это на первой фразе. (Ученик пробует.)
- Тебе нравиться?
- Да.
- Тогда пробуем дальше. Только капельки у дождя мелкие, попробуй сыграть основную мелодию легато, а капельки дождя стаккато. (Ученик пробует.)
- А если учесть, что дождик маленький, то можно предположить, что он прозрачный. А как мы можем сделать наши нотки прозрачными?
- Играть капельки в более высокой октаве.
- Правильно. Пробуем. (Ученик увлечённо работает.)
- Витя, тебе нравится, как мы придумали украсить звучание песни?
- Да, эти украшения подходят к нашей мелодии.
- Что ж, я рада. И надеюсь, ты доработаешь этот музыкальный материал, и порадуешь своей игрой своих родных и знакомых.
Очень важно не перегрузить ученика выдумками. Пусть украшение будет незамысловато – важно, чтобы ученик его понял и принял. Если возникнет желание придумать что-либо ещё, тогда можно и продолжить. Но если ученику достаточно одного варианта – можно остановиться и на этом. Главное, чтобы ученик проявил свою инициативу.
Сочинение вариаций.
Одной из важнейших задач современной музыкальной педагогики является всемерное развитие инициативы и творческой самостоятельности учащихся. Высшая форма их проявления – сочинение музыки. Наиболее доступным способом приобщения учащихся к творчеству может стать сочинение вариаций.
Вариационный принцип развития глубоко коренится в народной музыке. Приёмами варьирования пользовались и крупнейшие композиторы-классики, особенно когда они обращались к народной теме в своём творчестве. И в наши дни метод вариационного развития, совершенствуясь и обогащаясь всё новыми приёмами, является одним из важнейших в композиторской практике.
Основная цель работы заключается в побуждении учащихся к творчеству, которое в свою очередь, направлено на развитие музыкального мышления и формирование художественного вкуса. Сам процесс работы над овладением приёмами варьирования немыслим без творческого воображения и фантазии. Опыт показывает, что, овладев простейшими приёмами варьирования, учащийся не останавливается на достигнутом, а стремиться к поискам новых приёмов.
Одним из важнейших условий в работе с учащимися является то, что задание должно быть целенаправленным и небольшим по объёму.
Что же такое вариация?
Вариация – (изменение) – видоизменение музыкальной темы, мелодии или её сопровождения.
Вариация - многократное повторение основной мелодии с некоторыми её изменениями.
С учеником 4-го класса Цыкуновым Владом мы представляем вашему вниманию работу по сочинению вариаций на тему песни «Добрый жук» композитора Спадевекиа.
Для начала прослушаем тему песни в исполнении Влада. (Ученик играет.)
В первом варианте обработки мелодии мы завуалируем основную тему, применяя так называемые терцовые звуки и секундные соотношения, которые, как я уже заметила, так нравятся Владу. И если первые три мотива звучат двойными нотами, то четвёртый мотив мы оставили без изменений. Повтор предложения звучит также, лишь изменим третий мотив – и он будет звучать одноголосно. В куплете, после нисходящего движения мелодии вниз, соберём в аккорд сначала звуки тонического трезвучия, а затем и доминантсептаккорда. В повторе, как и в припеве, третий мотив проведём одноголосно.
Вторую вариацию на тему песни «Добрый жук» мы оформили длительностями шестнадцатых нот. Поступенное движение мелодии на октаву от ми первой октавы до ми второй октавы сменяется скачками си – фа-соль. Затем поступенное движение от фа первой октавы до фа второй октавы сменяется скачками по звукам тонического трезвучия – ми- до- соль. Второе предложение является повторением первого, лишь окончание оформлено – до-ми-до.
Второй музыкальный материал, которой нам хочется вам показать, это песня «Кабы не было зимы» муз. Крылатова, слова М.Пляцковского, из мультфильма « Зима в Простоквашино». Это песня очень нравится Владу, и он с большим удовольствием работает над ней, придумывая разные варианты исполнения. Послушаем исполнение песни. (Ученик играет).
Исходя из характера, настроения песни мы начинаем обработку темы. Какой характер песни? О чём в ней поётся? Вспомним текст.
« Кабы не было зимы
В городах и сёлах
Никогда б не знали мы
Этих дней весёлых.
Не кружила б малышня
Возле снежной бабы
Не петляла бы лыжня
Кабы, кабы, кабы».
Весёлый и задорный характер текста песни напоминает нам кутерьму детворы у снежных городков, лепку снежной бабы, катание на коньках и лыжах, предновогоднее настроение. Мы представляем морозные деньки, красные носы у ребятишек, которые, скатившись с горок, вновь и вновь карабкаются на неё. Они скатываются и по одному, и, уцепившись друг за друга, кто-то успевает оттолкнуться, а кого-то уже столкнули. А, там внизу скатившись, сбивают с ног не успевших отойти. И вот все вместе они валятся в одну большую кучу, и не поймёшь теперь, где, чьи руки-ноги. Вот такое весёлое настроение песни подсказывает нам, в каком направлении следует двигаться в нашем сочинении.
Итак, чтобы изобразить всю эту кутерьму, чем мы вооружаемся? Конечно, шестнадцатыми длительностями. Они помогут нам создать нужное настроение в нужном темпе. Определимся, какие аккорды сопровождения будут у нас в работе. Си септаккорд - ми минор, ре септаккорд - соль мажор. Это первое предложение. По звукам названных аккордов, используя приём арпеджирования, начинаем игру на инструменте.
Послушай первый звук. Он проскальзывает у тебя невнятно, а ведь он главный, первый в каждой цепочке. Чтоб тебе стало понятно, как играть это место, давай представим такую ситуацию. Ты на верхушке снежной горки, и тебе нужно съехать вниз. Что тебе нужно сделать?
Оттолкнуться.
Конечно, нужно хорошо оттолкнуться. Вот решение нашей проблемы: для того, чтобы отчётливо сыграть арпеджио из четырёх звуков, нужно оттолкнуться от первой нотки. Пробуем. Получилось? Да, получилось. Ещё нужно показать стремление доминанты разрешиться в тонику, т.е. развитие музыкальной мысли. Вот здесь мысль начинается, здесь она развивается, вот сюда она стремиться и приходит. Конечно, чистоту исполнения нужно отрабатывать в медленном темпе. И, дальше, когда мы используем звуки ля минора – ми минора, си септаккорда – ми минора, пользуемся такими же приёмами игры.
Кроме игры шестнадцатыми мы можем использовать игру аккордами. Это второй вариант исполнения песни. Посмотрим в работе.
Собираем в аккорд звуки трезвучий: сначала это си ре диез фа диез, затем си ми соль. Дальше ре фа диез ля, затем ре соль си. И далее по тексту.
Таким образом, у нас получились две вариации на тему песни «Кабы не было зимы». Прослушаем тему и две вариации в исполнении Влада.
Наибольший результат в формировании навыков варьирования достигается в процессе систематических занятий, проводимых под руководством педагога, который определяет качество выполняемого домашнего задания, объясняет новый материал, разбирает ошибки. Следует помнить, что не количество вариаций делает произведение интересным, а качество сочинения и, конечно же, качество исполнения сочинённых вариаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.
В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....
Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.
Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье
презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».
Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...
Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.
Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий по истории...
Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.
Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...