Проект "За здоровый образ жизни"
методическая разработка по теме

 Павлова Марина Владимировна.

Разработка материалов по работе с учащимися, родителями и педагогами по проекту "За здоровый образ жизни"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-тренинг для родителей учащихся 

        


Цели:

  1. Раскрыть причины появления тревожности у детей.
  1. Убедить родителей в том, что "острый недостаток ласки в семье" - причина повышенной заболеваемости, агрессивности, тревожности, страхов, одиночества, жестокости, проституции у детей.
  2. Убедить родителей в том, что внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка.

Условия проведения

В кабинете стулья расставлены в виде эллипса или круга.

В тренинге принимают участие родители, преподаватели ДШИ,

завуч по учебной или воспитательной работе, директор.

Оборудование

Мяч, фломастеры, чистые листы бумаги, разноцветные бумажные лепестки.

Вступительное слово

Детские годы - самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых - родителей, учителей, воспитателей. Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Задача школы - раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени школьного возраста и убедить родителей в том, что неталантливых детей не бывает.

Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Родители искренне любят детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что ребенку нужны одежда, дом, еда, образование, любовь. Секрет любви к ближнему и к детям прост: это безусловная любовь, независящая от преходящих моментов (поступков, возраста и так далее). Нужно любить независимо ни от чего.

Нормы поведения, характер взаимоотношений между людьми, ценностные ориентации ребенок усваивает, прежде всего, в семье. Если его любят, с ним считаются, разговаривают, играют, то он открыт для общения, энергичен, любознательный, здоров, счастлив. У него активно происходит развитие интеллекта, чувств, воли. Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда.

Тип семьи и ее социально-экономический статус связаны с личностным развитием ребенка. Полная, неполная, материнская, отцовская, многодетная, альтернативная (отношения не оформлены юридически), маргинальная, студенческая и другие - с такими типами семей встречаются психологи в своей работе. По статистике, каждые две семьи из трех оказываются проблемными. По наблюдениям и результатам психологической диагностики можно констатировать у младших подростков высокий уровень тревожности.

Это проявляется в наличии отклонений в эмоциональном развитии, в общении (логоневрозы); страхов; агрессии, негативных эмоций (замкнутости). У детей низкий уровень саморегуляции. Как мы видим, картина печальная.

Наша прямая обязанность - выявить причины спада положительных эмоций у детей. Как при недостатке кислорода человек начинает задыхаться, так при дефиците ласки он болеет, становится нервным и раздражительным, у него случаются серьезные психические срывы. Часто это становится причиной болезней желудка, сердца, бессонницы и ослабления иммунитета. Мало того, "недоласканность" - одна из причин проституции, причем не ради наживы, а ради удовлетворения голода на прикосновения. Вы, наверное, замечали, что плачущий ребенок, который просит помощи, скачала, утыкается в подол матери ил и в ноги отца, а уже потом, немного успокоившись, начинает рассказывать о случившемся. Что делает взрослый человек в это время? Он гладит ребенка по голове, по спине. Это один из способов успокоить его. Важную роль играет частота поглаживания (40 движений в минуту), получается своеобразный массаж. Есть подтверждение, что после сеанса массажа дети гораздо лучше справляются с математическими задачами.

Многочисленные опыты показали, что те животные, которые получают регулярные "дозы" ласк, психологически устойчивее и смелее. Они быстрее развиваются, лучше соображают и реже болеют. Равнодушное отношение делает животное жестоким и трусливым. То же и с людьми. Больше всего от отсутствия ласки страдают дети. Даже если таких детей завалить игрушками, это не помогает: недоласканные дети не умеют играть. Ведь у них нет опыта проявления любви и заботы. А потому и со сверстниками они не находят общего языка, со злости ломают чужие игрушки, становятся неуправляемыми и могут даже ударить. Это так называемый "синдром детдомовских детей", которые не умеют правильно обнять, избегают взрослых. Такие дети часто болеют, тяжело переносят даже простуду. Из-за неумения выразить свои чувства они часто прибегают к агрессии. У психологов и психотерапевтов есть специальный диагноз: "острый недостаток ласки".

"Чтобы ребенок вырос здоровым и психически уравновешенным, нужно постоянно удовлетворять его потребность в нежных прикосновениях", говорят специалисты центра сексологии и сексопатологии. Когда мама инстинктивно гладит ребенка по голове, берет на руки, она даже не осознают всей значимости этих процедур: прикосновение матери не заменит никто и ничто. Если человек не познал в детстве любви и нежности, для него возможны, лишь два пути: он спрячется под маской агрессивности или будет всю жизнь стремиться компенсировать недостаток ласки. Такой, человек почти обречен вечно скитаться, "по рукам": он ненасытен, как Дон Жуан, и так же несчастен.

В Набережных Челнах есть детский сад, где создана "группа риска по проституции". Там собраны девочки, которые слишком рано были отданы в ясли, и у них зафиксирована острая потребность в ласке. Психологи считают, что существует большая вероятность, что эти дети вырастут, глубоко несчастными и даже в супружестве, будут искать удовлетворение на стороне. В детском саду делают все, для того чтобы этого не произошло. Недоласканная до шести лет девочка будет слушать мать только в период полового созревания, а потом станет совершенно безразличной как к ласковым прикосновениям, так и к выбору партнера. Все маньяки, которые проходили через экспертизы психиатров, сознались, что в детстве они не были нужны своим матерям. У одного из самых жестоких - знаменитого Молошенко - мать была проституткой. Когда он плакал, надрываясь до хрипоты, она демонстративно гуляла около дома. Этот маньяк никогда не играл со сверстниками. А уже в восемь лет стал охотиться с ружьем и считал удачным выстрел только в том случае, если успевал подбежать к агонизирующему животному. С тридцати лет он стал насиловать женщин.

Агрессивность отверженного становится единственным способом общения с миром и самим собой. Он жесток, потому что не знает ничего другого. Маньяк не мстит за свое несчастье: он социально опасный страдалец. И все потому, что его в детстве не ласкали. Чтобы ваш ребенок был психически и физически здоров, необходимо оберегать его от внутрисемейных разработок, неурядиц, чаще прислушиваться к нему, ставить себя на его место. Тогда у ребенка повысится успеваемость, улучшится соматическое здоровье, он будет психически уравновешенным и избавится от страхов. Он будет уметь сопереживать другим людям.

Любите, ласкайте своих детей!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Занятие начинается с ритуала, придуманного членами группы: все садятся в круг, берутся за руки и проговаривают вслух строчку из песни Юрия Визбора  "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались".

Упражнение 1. "Знакомство"

Ведущий. Представьте, что все мы лепестки цветка. Сядьте поближе друг к другу, закройте глаза и представьте себе, какой цветок у вас получится.

Членам группы предлагаются лепестки разного цвета. Участники выбирают тот лепесток, который им больше понравился, больше соответствует их настроению. На лепестке каждый записывает свое имя в той форме, в какой ему хочется. Потом все обращаются друг к другу по имени в течение всего занятия. В центре круга на полу выкладывается цветок с разноцветными лепестками-именами.

В конце игры каждый член группы объясняет, почему он выбрал лепесток именно такого цвета.

Упражнение 2. "Здравствуй, я рад (a) тебя сегодня видеть здесь... "

Ведущий предлагает продолжить фразу всем членам группы по очереди. Предлагается по кругу сказать друг другу что-то хорошее, приятное, обязательно от всей души.

В конце ведущий выясняет у участников, что они почувствовали, выполняя это упражнение.

Упражнение 3. "Нарисуй свой страх и победи его"

Ведущийг. Многие родители обеспокоены появлением страхов у детей. Надо отметить, что страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и другие), не является однозначно опасным и "вредным" для ребенка. Часто он защищает от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует поведение. Детский страх - это обычное явление для психического развития ребенка. В некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам. Ваша задача - не подшучивать над детскими страхами, не углублять их, загоняя в глубину детской души. Приобретение жизненного опыта и знаний, овладение методами саморегуляции позволит ребенку справиться со своим страхом, стать уверенным в себе. Родителям предлагается нарисовать свои страхи на листе ватмана. После этого психолог дает рекомендации родителям по проведению этого упражнения с ребенком.

Перед рисованием страхов с ребенком желательно поговорить, задавая ему такие вопросы: "Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли такое, когда ты сильно испугался?" и другие. Затем ему предлагается нарисовать свои страхи. Для этого необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования рекомендуется еще раз с ребенком поговорить о том, чего же он конкретно боится. После этого нужно взять ножницы и попросить его разрезать "страх" на мелкие кусочки. Когда страх разлетится на крошечные кусочки, покажите, что теперь его собрать невозможно. Положите эти мелкие кусочки в мешок, а мешок сожгите: вместе с ним "сгорает и страх, больше его никогда не будет. Упражнение следует повторить через 1-2 недели. Повторять его нужно до тех пор, пока просьба "нарисуй свой страх" не вызовет у ребенка недоумение.

Упражнение 4. "Ругаемся овощами"

Ведущий. Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов. Но, с другой стороны, перед нами несчастное существо, которое никто не понимает, не ласкает и не жалеет.

Детская агрессивность - признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение ребенка чего-то важного. Психолог предлагает членам группы поругаться, но не плохими словами, а названиями овощей: "Ты - огурец, а ты редиска", "Ты - морковка, а ты - тыква" и так далее.

Прежде чем поругать ребенка плохим словом, вспомните это упражнение.

Упражнение 5. "Сломанная кукла4

Ведущий. Нередко родителей тревожит несобранность детей, их излишняя активность. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психо-эмоционального напряжения, следствие какой-то детской проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное - научить его помогать самому себе, то есть познакомить его с методами саморегуляции. Выполните следующее упражнение. Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, ноги. Она вся разболталась. С ней не хотят играть. Потрясите всеми сломанными частями одновременно. А теперь собирайте, укрепляйте веревочки - медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите ее. Теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко. Выпрямите ноги. Все - куклу починили, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть! Предложите дома при необходимости это упражнение своему ребенку.

Упражнение 6. "На сегодняшнем занятии я..."

Все участники по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем занятии. Что особенно понравилось? Что хотелось бы сделать по-другому? Какие претензии есть к группе или к психологу? Свои высказывания начинают со слов: "На сегодняшнем занятии я..." Заканчивается занятие ритуалом: все берутся за руки и дарят друг другу самую добрую на свете улыбку.

После окончания практической части родители занимают свои места. Им предлагается выступить, задать вопросы присутствующим. Психолог рекомендует прочесть методическую литературу. Также предлагается выставка книг по проблеме "Помоги себе и своему ребенку".

Список использованных источников

  1. "Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы", №1, 1998, с. 22-31.
  1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
  2. "Школьный психолог", №44, 1998, с. 8-9

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Нам важно узнать, что вы считаете наиболее значительным для своего ребенка.

  1. Ф. И. О. родителей        
  2. Имя ребенка, возраст        
  1. Есть ли еще дети в семье (их возраст)
    Да        Нет        
  1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли вы книги на эту тему?

Да__________Нет___________Иногда____________

  1. Единодушны ли вы с супругом в вопросах воспитания ребенка?

Да__________Нет___________Иногда____________

  1. Кто, как вы считаете, ответственен за воспитание ребенка?

Семья_______Социальная среда___________Школа___________

  1. Ваш ребенок именно такой, о каком вы мечтали, или вам хочется во многом его изменить?

Да__________Нет___________Иногда____________

  1. Часто ли вы реагируете "взрывом" на поступки ребенка, а потом жалеете об этом?

Да__________Нет___________Иногда____________

  1. Вам случается просить прощение у ребенка за свое поведение?
    Да        Нет        Иногда        
  1.  Считаете ли вы, что понимаете внутренний мир ребенка?
    Да        Нет        

Приложение

Дополнительный материал: Плакаты, лозунги, слоганы к «Здоровье, потерянное в табачном дыму»

  1. Курение - наркотик, который вызывает никотиновую зависимость.
  2. Сигареты для курильщика - то же самое, что шприц для героинового наркомана.
  3. Курение - это 4720 различных вредных веществ.
  4. Каждый курящий в день обходится на 3$ дороже для медицины, чем некурящий.
  5. Я независим от табака!
  6. Курить - здоровье гробить!
  7. Курильщики умирают раньше.
  8. Курильщики болеют чаще, тяжелее и дольше.
  9. Откажитесь от курения!
  10. 1/3 всех пожаров происходит по вине курильщиков. Доказано статистикой.
  11. Человек, который рекламирует «Camel», умер от рака легких.
  1. Молодой человек, выкуривающий пачку сигарет в день, дышит так же, как человек, старший его на 20 лет, но некурящий.
  2. Каждый год во всем мире от курения умирает 2 500 000 человек. Это значит, что каждые 13 секунд умирает 1 человек.
  3. 98% смертей от рака гортани, 96% смертей от рака легких, 75% смертей от хронического бронхита и эмфиземы легких обусловлены курением.
  1. Целовать курящую девушку все равно, что целовать пепельницу.
  2. Если вы не курите, то лучше не начинайте, тогда проблем будет меньше.
  3. Вместе с дымом улетают ваши здоровье и деньги.
  4. Курение - один из врагов здоровья.
  5. Сигарета - коварный и непримиримый враг.
  6. Жизнь - одно мгновение. Зачем его укорачивать еще?
  7. Курить становится не модно!
  8. Избавимся от вредных привычек!
  9. Если человек удержался от курения до 25 лет, то курить он уже не пристрастится.
  10. Долой дымократию!
  1. «Курение - для бедных, черных, дураков и малолетних», - утверждают короли табачного бизнеса. А сами-то не курят.
  1. В семье, где курили родители, начинают курить 67% мальчиков и 78% девочек.
  2. Курящая мать - будущая убийца собственного ребенка.
  3. Курение - это не минутное удовольствие, а преступление перед собой.
  4. Курение - медленное самоубийство.
  5. Курение или здоровье? Решать тебе.
  6. Табачной дозой стресс не погасишь и проблему не решишь.



Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра

Тема - «В здоровом теле - здоровый дух»

Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности - его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

В учебных заведениях должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу преподавателей необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого - с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.

Внеклассные мероприятия проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

Внеклассные мероприятия осуществляются при участии всех учащихся группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких мероприятиях удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

  1. осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
  2. обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к выбранной теме;

-        предусматривается минимальное участие преподавателя.

Формирование положительной мотивации должно рассматриваться преподавателем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями.

Опыт преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что внеклассные мероприятия поддерживают интерес учащихся к учебе и повышают мотивацию учения.

С учетом возрастных особенностей учащихся нами было выбрано внеклассное мероприятие на тему «В здоровом теле — здоровый дух». Данное мероприятие посвящено актуальнейшей проблеме современности - здоровому образу жизни, основными составляющими которой являются:

1) отказ от курения;

  1. отказ от алкогольных напитков;
  2. отказ от наркотиков;
  3. отсутствие всевозможных заболеваний;
  4. занятия физкультурой и спортом;
  5. отказ от сквернословия.

Цель:

Формирование позиции противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям от наркотиков, алкоголя, курения и другим.

Задачи:

  1. пропаганда здорового образа жизни;
  2. поддержка и развитие у молодежи интереса к знаниям.

Оборудование:

  1. разноцветных кубика (размером 25x25x25), для каждой команды кубик определенного цвета.

Ход мероприятия:

В начале мероприятия участники делятся на 3 команды. Образовавшиеся команды придумывают себе название. Ведущий объясняет, что сегодняшние мероприятие посвящено актуальнейшей проблеме современности — здоровому образу жизни, основными составляющими которой являются:

1) отказ от курения;

  1. отказ от алкогольных напитков;
  2. отказ от наркотиков;
  3. отсутствие всевозможных заболеваний;
  4. занятия физкультурой и спортом;
  5. отказ от сквернословия.

Интеллектуальная игра «В здоровом теле - здоровый дух»(40-50мин.). Очки, набранные в этой игре, прибавляются к очкам, заработанным командами в 1 части. Музыкальное сопровождение: тихая, спокойная музыка, не отвлекающая участников во время обсуждения.

Правила игры:

Игра проводится в 4 тура. В каждом туре меняются правила и тематика вопросов. Задача участников: набрать наибольшее количество очков.

1 тур - Проводится индивидуально с каждой командой. Ведущий предлагает команде бросить кубик, который положит определить количество баллов за правильный ответ на предложенный вопрос.

Вопросы к первому туру «Бросай курить!»:

1. После второй мировой войны в США это вошло в моду. Заниматься этим в квартире или в офисе считалось обычным делом. Но в 1957 году медики доказали, что оно губительно воздействует на организм. Что же сегодня является объектом всеобщего осуждения американцев и причиной того, что злоупотребляющих этим не принимают на некоторые работы? (Курение)

2.        А.П. Чехов говорил: «Целовать курящую женщину всё равно, что...» Продолжите высказывание. (целовать пепельницу)

3.        Врачи считают, что это самое доступное из всех веществ, к которым у человека вырабатывается наркотическая привязанность. Что это? (Никотин)

2 тур - Проводится одновременно со всеми командами. Ведущий предлагает по команде всем выбросить кубики. Команда, выбросившая наибольшее количество очков, отвечает на вопрос, причем цена вопроса соответствует выброшенному числу. Остальные команды могут участвовать в этом туре за 1 очко. В этом туре предлагается 3 вопроса.

Вопросы ко второму туру «Наркотики, алкоголь - никогда!»:

1.        Как древние греки назвали бы человека, страдающего влечением к оцепенению? (Наркоманом: греч. Narke — оцепенение, mania - влечение)

  1. По мнению А.П. Чехова, водка, хотя и белая, но красит нос. А что она чернит? (Репутацию)
  2. В древнем Риме мужчина мог прогнать свою жену, если она изменила ему, сделала копии с ключей мужа, отравила своих детей или пила еще бродившее вино. Чтобы проверить, не злоупотребляла ли жена алкоголем, римляне изобрели красивый обычай, который так им понравился, что дошел до наших дней. Пользовались им все мужчины в доме, от мужа до двоюродных братьев. Что это за обычай? (Целовать женщину в губы)

3        тур - Проводится индивидуально с каждой командой. Ведущий предлагает каждой команде перед сбросом кубика сделать прогноз на будущий сброс. В случае правильного прогноза цена вопроса увеличивается до 10 баллов. Каждая команда в этом туре играет один раз.

Вопросы к третьему туру «Нам нестрашны никакие болезни!»:

  1. Врачи считают, что самая распространённая заразная инфекционная болезнь в мире - это насморк. А что считается самой распространённой в мире незаразной болезнью? (Кариес)
  1. Какая болезнь, по мнению греков, раскалывает ум и душу? (Шизофрения: греч. Shizo — раскалываю, рНгеп — душа, ум)
  1. Еще при царе Алексее Михайловиче при дворе существовал обычай, связанный со старинным взглядом на иностранца, как на человека «поганого», «нечистого». Допустив послов к целованию руки, царь затем проделывал то, что приводило иностранцев в большое смущение. А кто наиболее известен подобным «поступком»? (Наши врачи приветствовали бы подобное поведение, ибо царь после «целования» умывал руки, А задолго до него это же сделал Понтий Пилат.)

4        тур - Проводится индивидуально с каждой командой. Ведущий предлагает команде бросить кубик, который положит определить количество баллов за правильный ответ на предложенный вопрос.

Вопросы к четвертому туру «Если хочешь быть здоров — занимайся!»:

1.        Изобретатель этого предрекал своему детищу две области
применения - доставка почты и средство для похудения. Назовите
современный прообраз этого предмета.
(Велосипед)

  1. Очень долгое время на Олимпийских играх в Древней Греции был один единственный вид лёгкой атлетики. Какой? (Бег)
  2. В русский язык это слово пришло в конце 18 века из французского. Так  первоначально  называли  срочную  почту, доставлявшую письма, донесение специальными посылками, которые сменяли друг друга в пути в определённых пунктах. Назовите это слово, какое в наши дни получило иное значение. (Эстафета)

В конце игры подсчитываются очки. Команда, набравшая наибольшее количество очков, награждается.

Методические рекомендации к проведению мероприятия

Успех внеклассного мероприятия зависит в первую очередь от тщательности подготовки преподавателя. При подготовке внеклассного мероприятия преподаватель проводит тщательный отбор материала, места его проведения. В подготовку к внеклассному мероприятию в первую очередь входит определение ее цели и задач.

Педагогическая цель: активизировать участников мероприятия, расположить их к воспитательному воздействию. Преподаватель определяет, насколько его педагогический прогноз совпадает с реальностью относительно возможностей учащихся, их личностных качеств, уровня осведомленности по данной теме, эмоционального настроя, уровня активности, интереса и т.д. На этом этапе преподавателю требуется не только «зажечь» учащихся, но и определить, нужно ли ему внести коррективы по ходу игры.



Предварительный просмотр:

КУРЕНИЕ - КОВАРНАЯ ЛОВУШКА

Антиникотиновая тематика классного часа вполне оправданна. Именно курение приобретает характер «эпидемии», которая может охватить классный коллектив. В подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние сверстников. Поэтому профилактика курения должна учитывать эту особенность подростков. По мнению психологов, потребность в одобрении товарищей чаще всего и является главной причиной курения в этом возрасте.

Преодоление группового давления при вовлечении подростка в курение является основной в этом возрасте, а разъяснительная работа носит только вспомогательный характер.

Наиболее эффективными формами профилактики курения в подростковом возрасте ученые считают проведение дискуссий и ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с курением и давлением сверстников.

В предлагаемом сценарии отражены 2 эти формы.

Необходимый материал для дискуссии дает информационный блок. Важно, чтобы дискуссия помогла сформировать общее мнение класса: курение - вредная и опасная привычка.

Безусловно, проведение групповых дискуссий и ролевых игр должно проходить в обстановке непринужденности и взаимного доверия. Ни в коем случае нельзя «вызывать» к доске для участия в ролевой игре на основании того, что данный ученик курит. Детям нужно объяснить, что главное - это отработка умения побеждать в споре, не поддаваться на уговоры. Курение в этом случае является как бы случайной темой, выбранной для игры. Такой недирективный метод позволяет подросткам раскрыться полнее.

Таким образом, основные задачи профилактики курения в подростковом возрасте:

  1. Умение четко формулировать аргументы против курения.
  2. Умение противостоять давлению сверстников.

Как советуют психологи, профилактическая работа должна быть дифференцированной. С этой целью перед классным часом необходимо провести анкетирование учащихся, чтобы выявить целевые группы: курящие дети, скрывающие свое курение, и некурящие.

Цели: познакомить детей с фактами, свидетельствующими о вреде курения; способствовать выработке отрицательного отношения к курению, формированию установки на здоровый образ жизни; дать детям необходимые поведенческие приемы, позволяющие уклониться от вредного воздействия сверстников.

Подготовительная работа с детьми:

а) за несколько дней до классного часа предложить детям ответить на вопросы анонимной анкеты:

  1. Пробовали ли вы курить?
  2. Если «да», то в каком возрасте?
  3. Первую сигарету выкурили: а) один; б) с другом; в) в компании.
  4. Курю: а) для того, чтобы считать себя взрослым; б) за компанию; в) ради интереса.

Затем обработать результаты анкеты и подготовить информационный листок, который следует повесить на видном месте в классе. Пробовали курить - (количество). Первую сигарету выкурили: одни - (количество); с другом - (количество); в компании - (количество).

Курят, чтобы считать себя взрослыми - (количество).

Курят за компанию - (количество).

Курят ради интереса - (количество);

б)        предложить 2 ученикам сыграть роли врачей, чтобы зачитать советы курильщикам, которые решили бросить курить;

в)        предложить 6 ученикам (4 мальчика, 2 девочки) прочитать диалоги из сценария. Дети могут ограничиться предложенными репликами, могут добавить свои.

Оформление класса

Перед классным часом подготовить классную доску: а) написать тему: «Курение - коварная ловушка»; в) нарисовать таблицу (колонка «за» будет заполнена в ходе мероприятия):

«Курение - «за» и «против»

«Против»

«За»

Отнимает жизнь

Добавляет болезни

Отравляет организм

Ухудшает внешность

Вянет кожа

Сипнет голос

Желтеют зубы

Отнимает деньги

Отравляет некурящих

Мешает работе и бизнесу

Причина пожаров

Это немодно

Запрещено законом

(колонка «за» будет заполнена в ходе мероприятия):

План классного часа

  1. Информационный блок о вреде курения.
  2. Интерактивная беседа «Причины курения».
  3. Дискуссия «Что дает курение?»
  4. Выработка общего мнения о том, что такое курение.
  5. Ролевая игра «Умей сказать "нет"».
  6. Информационный блок «Советуют врачи».
  7. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Информационный блок о вреде курения

Классный руководитель (преподаватель). Сегодня мы поговорим о вреде курения. По результатам анкеты в нашем классе пробовали курить (называет количество). Большинство ребят первую сигарету выкурили с другом или в компании. Курят, чтобы считать себя взрослыми - (количество). Курят за компанию - (количество). Курят ради интереса - (количество). А как вы думаете, ребята, много ли людей на земле курят?

Дети высказывают предположения.

По подсчетам ученых, каждый третий человек на земле курит. А это значит, что некурящих людей на земле значительно больше, чем курильщиков.

Посмотрите на доску. На ней я записала основные доказательства против курения.

Курение отнимает жизнь. Курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет.

Курение добавляет болезни. Все органы человеческого тела страдают от табака.

Курильщики в 10-30 раз чаще умирают от таких болезней, как инфаркт, рак, язва желудка.

Для детей курение в 2 раза опаснее, чем для взрослых. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков полпачки. Иногда дети умирали после 2-3 сигарет, выкуренных подряд, от остановки сердца.

В табаке содержится 1200 ядовитых веществ. Самый страшный из них никотин, который по своей ядовитости равен синильной кислоте - смертельному яду.

Ученые, долгое время изучавшие курящих и некурящих школьников, пришли к выводу, что у курильщиков плохая память, слабое физическое здоровье, неустойчивая психика, они медленно думают, плохо слышат. Даже внешне курильщики отличаются от некурящих: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы.

Курение отнимает наши деньги, которые можно было бы потратить на что-то полезное. Ученые подсчитали, что каждый курильщик тратит в среднем по 2000 рублей в год на сигареты.

От курения страдают некурящие. Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщиками.

Курение мешает работе и бизнесу. Многие компании отказываются брать на работу курильщиков.

Курение становится причиной пожаров, от которых гибнут люди, уничтожаются материальные ценности.

Курение - это немодно. Сейчас в моде гладкая, ухоженная кожа, ослепительно белые зубы, спортивная фигура и крепкие мышцы. Европа и Америка отказываются от сигарет. Норвегия твердо решила стать некурящей нацией. На Западе молодежь занимается спортом, ведет здоровый образ жизни. Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить. День 31 мая объявлен как Всемирный день без табака.

В России приняты законы против курения. В нашей стране нельзя курить во Дворцах спорта, бассейнах, спортзалах, учебных и медицинских заведениях, санаториях, на курортах и транспорте.

1. Вопрос для повторения (Назовите системы организма?)

  1. Групповая работа учащихся.

Учащиеся делятся на группы. Каждая группа выбирает систему организма. Вопросы для обсуждения: (Какие органы в данной системе организма страдают от табакокурения? Учащиеся выделяют на рабочем листе органы, страдающие от табакокурения).

3. Обобщение представлений учащихся о влиянии табачного дыма на организм. Презентация «Мишени табака»

Мишень - сердце

Большое количество химических веществ попадает в кровь через легкие. Окись углерода (точно такая же, как в автомобильный выхлопе!) замещает часть кислорода в крови. Это вызывает недостаток кислорода во всех органах, в том числе и в мозге.

Эффект воздействия химических веществ, содержащихся в табачном дыме, на организм является основным фактором риска чтобы заболеть инфарктом миокарда и другими сердечными заболеваниями.

Развитию инфаркта миокарда (большей частью на фоне приступов стенокардии) способствуют, в том числе и курение. Основные проявления: длительный приступ острых сжимающих болей в центре или левой половине грудной клетки, ощущение страха, удушья, коллапс, повышение температуры, изменения в крови и на электрокардиограмме. Больной нуждается в экстренной госпитализации.

Мишень - эрекция

Британская медицинская ассоциация /БМА/ обнародовала данные общенационального исследования, согласно которому 120 тысяч мужчин в возрасте 30-50 лет страдают этим недугом. Однако лишь 12 процентов из них связали сексуальную дисфункцию с пристрастием к табаку. Большинство курильщиков даже и не подозревают об опасности.

Мишень - будущий ребенок

Влияет ли на здоровье будущего ребенка курение матери? Когда беременная женщина курит, ее ребенок находится в наполненном дымом лоне. Он кашляет, давится, его сердце бьется чаще. С не достатком кислорода его развитие замедляется.

Если женщина перестанет курить не позже, чем на 4-м месяце беременности, то риск рождения больного ребёнка с низким весом, являющимся причиной детских болезней и смерти, уменьшится. Известно, что подростки, рожденные у курящих матерей, более восприимчивы к болезням дыхательных путей, они ниже ростом и менее способны к учебе.

Может ли повлиять на здоровье ребенка пассивное курение будущей матери? Если мать вдыхает дым сигарет, ее ребенок получает столько же вредных веществ, как если бы она сама курила. Для сохранения здоровья ребенка вы обязаны избегать дыма. На работе ваша дирекция должна и выделять помещение для курения и запрещать курение в любых других местах.

Мишень - головной мозг

Никотин обладает определенными свойствами, благодаря которым человек привыкает к табаку, он, прежде всего, оказывает стимулирующее действие на нервную систему, что выражается в увеличении скорости реакции, усилении концентрации внимания, повышения уровня бодрствования. Замечательные, казалось бы эффекты. Есть у них только одно "но": они искусственны, противоестественны. А это может означать только одно: организм будет пытаться погасить их. Это называется "нейроадаптация". Стимуляция извне - торможение изнутри. Вы не замечали, что курильщики похожи на неврастеников? Они "разбалтывают" свою нервную систему. Живут от сигареты до сигареты. Курильщики готовы вспыхнуть не то чтобы по ничтожному, но по незначительному поводу. Сон курильщика всегда хуже, чем у человека его же типа, но некурящего. Курильщики "астенизированы" (нервно истощены) больше, чем другие. По американской статистике, они не выходят на работу в среднем на 6,5 дня больше, чем некурящие.

Мишень - кожные покровы

При курении ядовитые вещества, содержащиеся в табачном дыме, уменьшают эластичность кожных тканей, что вызывает дряблость кожи и возникновению морщин. Ногти и зубы приобретают желтый цвет.

Те же процессы, которые происходят в коже под влиянием курения, вызывая ее преждевременное старение, могут способствовать облысению. Под влиянием как краткосрочных, так и долгосрочных эффектов курения происходит спазм самых мелких сосудов, снабжающих кровью скальп. В волосах курильщиков обнаруживаются никотин и котинин. Когда эти вещества перерабатываются клетками волосяных мешочков, в ДНК этих клеток происходят мутации.

  1. Интерактивная беседа «Причины курения»

Классный руководитель (преподаватель). Ребята, факты, о которых мы здесь услышали, известны каждому курильщику. Что же заставляет их постоянно покупать сигареты? Давайте попробуем заполнить колонку «За» нашей таблички. Итак, почему же ваши сверстники курят?

Примерные ответы детей:

-        За компанию.

-        Из любопытства.

-        По незнанию.

-        Чтобы успокоить нервы.

-        Чтобы снять напряжение.

-        Чтобы казаться старше, взрослее.

-        Чтобы казаться современным.

-        Чтобы лучше работала голова.

  1. Дискуссия «Что дает курение?»

Классный руководитель (преподаватель). Как вы думаете, ребята, неужели курение обладает такой магической силой, что может сделать человека взрослым, современным, уравновешенным?

Примерные аргументы детей:

-        Нет, курящий ребенок все равно выглядит ребенком. Взрослый человек - тот, кто умеет отвечать за свои поступки.

-        Сигарета не делает человека современным. Курили люди и сто лет назад. А девушка с сигаретой выглядит не современно, а вульгарно.

-        И нервы табачный дым не успокаивает, наоборот, делает человека более раздражительным.

-        От курения голова работает хуже, ухудшается память.

Дети могут использовать аргументы колонки «Против» из таблицы.

Классный руководитель (преподаватель). Значит, люди скрывают от себя истинную причину курения. Давайте все-таки выясним, в чем же она состоит?

Я прочитаю цитату из книги английского врача Аллена Карра «Легкий способ бросить курить». Автор книги стал знаменитым, придумав свой способ избавления людей от курения. Он называет сигарету «коварной ловушкой». Вот как он объясняет, почему люди попадают в эту ловушку.

«Никотин - бесцветное, маслянистое вещество, содержащееся в табаке и вызывающее у курильщика зависимость. Этот наркотик вызывает самое быстрое привыкание из всех известных человечеству веществ: чтобы пристраститься к нему, может потребоваться лишь одна сигарета.

Каждая затяжка сигаретой поставляет через легкие в мозг небольшую дозу никотина, действующую намного быстрее, чем, например, доза героина, которую наркоман вводит в вену.

Если, куря сигарету, вы делаете 20 затяжек, вы получаете 20 доз наркотика».

Итак, истинная причина курения - это наркотическая зависимость.

Большинство курильщиков выкуривает одну пачку в день. Но, когда они начинали, то думали, что будут выкуривать не больше 5 сигарет в день и что смогут бросить в любой момент.

По словам ученых, половина курильщиков хочет бросить курить, но не может. Они попадают в зависимость от никотина.

IV.        Выработка общего мнения о том, что такое курение

Классный руководитель (преподаватель). Итак, ребята, давайте сделаем вывод о том, что такое курение и запишем его на доске.

Курение - это вредная и опасная привычка, коварная ловушка, никотиновая зависимость.

  1. Ролевая игра «Умей сказать "нет"».

Классный руководитель (преподаватель). Многие дети начинают курить под влиянием друзей. Им не хочется курить, но они не знают, как отказаться.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Умей сказать "нет"». В этой игре мы будем учиться отказываться оттого, чего мы не хотим делать.

К доске выйдут 2 ученика. Они разыграют сценку предложения закурить. Интересно посмотреть, кто лучше всех умеет уговаривать, кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться. Все остальные будут внимательно следить за диалогом и решат, кто победил в словесной дуэли.

Первый диалог подготовили Миша и Саша.

Преподаватель дает детям книгу, предлагая разыграть диалоги.

Диалог № 1

Миша. Давай закурим!

Саша. Я не могу.

Миша. Почему?

Саша. Родители увидят.

Миша. А мы отойдем за угол.

Саша. Мне нельзя, у меня сердце болит.

Миша. Ну ты же не умрешь от одной сигареты.

Саша. А я сигареты без фильтра не курю.

Миша. У меня с двойным фильтром.

Саша. Да я спички забыл.

Миша. У меня есть зажигалка.

Саша. Соседи из окон нас увидят.

Миша. А мы пойдем в подвал.

Саша молчит, не зная, что ответить.

Классный руководитель (преподаватель). Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом споре?

Дети считают, что победил Миша.

Как это ни странно, Саша, ни разу не сказал: «Я не хочу». А ведь этого было бы достаточно, чтобы Миша от него отстал. Ведь если Миша его друг, то он должен уважать его желания. Иначе, о какой дружбе речь. Отговорки Саши сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ, таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самое весомое, с вашей точки зрения, объяснение и настаивайте на нем.

А теперь другой диалог: Кати и Лены.

Диалог № 2

Катя. У меня есть сигареты, давай покурим.

Лена. Ой, нет, я не могу!

Катя. А почему?

Лена. От меня будет пахнуть табаком.

Катя. Ну и что?

Лена. Родители узнают.

Катя. А ты к ним не подходи.

Лена. Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака от меня убежала. Потому, что я курила.

Катя. А ты надушись.

Лена. Тогда родители обо всем догадаются.

Катя не знает, что еще предложить.

Классный руководитель преподаватель). Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом диалоге?

Класс считает, что победила Лена.

В этом диалоге Лена настаивала на одной версии, что родители ее разоблачат в любом случае. Если бы Катя продолжала настаивать, это было бы неуважением к семье Лены. Поэтому диалог прекратился. Теперь послушаем третий диалог: Сережи и Димы.

Диалог № 3

Сережа. На, кури.

Дима. Я не буду.

Сережа. А что тогда сюда пришел?

Дима. Просто так.

Сережа. Ну тогда иди отсюда.

Дима уходит.

Классный руководитель (преподаватель). Кто оказался сильнее в этом диалоге?

Дети затрудняются ответить.

В этой сценке вроде бы сильнее оказался Дима, но ему придется уйти и потерять уважение группы. Он мог бы сказать: «Уже бросил» или «Что-то сейчас не хочется», но рано или поздно нужно будет за-курить.

Давайте повторим этот диалог по-другому.

Диалог № 4

Сережа. На, кури.

Дима. Не хочу!

Сережа. Кури, за компанию!

Дима. Отстань, кури сам, если хочешь!

Сережа. А что тогда сюда пришел?

Дима. Захотел и пришел.'

Сереж а. Ну тогда иди отсюда.

Дима. Не хочу.

Классный руководитель (преподаватель). Вот сейчас Дима явно оказался (сильнее). Но так может вести себя только человек, уверенный в себе. Человек, которого уважают в группе. Грубое давление сверстники указывают чаще всего на тех, кого не очень уважают. А за что могут унижать?

Примерные ответы детей:

I - За спортивные достижения.

-        За силу.

-        За смелость.

-        За то, что хорошо разбирается в чем-то.

Классный руководитель. Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей? Психологи дают такие советы:

-        Просто сказать «нет» без объяснения.

-        Отказаться и объяснить причины отказа.

-        Отказаться и уйти.

-        Говорить как заезженная пластинка, на все уговоры отвечать «нет», «не буду».

-        Не обращать внимания на предложения закурить.

-        Постараться объединиться с кем-то, кто тоже не курит.

-         Постараться избегать курящих компаний.

VI.        Информационный блок «Советуют врачи» для тех,

кто решил бросить курить

Классный руководитель (преподаватель). Ребята, вы увидели, что в нашем классе, к сожалению, есть курильщики. Их имена всем вам известны. Может быть, после нашего классного часа кто-то из них захочет бросить курить, захочет вырваться из этой коварной ловушки. Мы должны понять, что это требует очень большого мужества и силы воли. И мы все должны помочь этим ребятам.

В России сейчас ширится движение «Некурящий класс», «Некурящая школа». Давайте и мы поборемся за это звание!

А тем, кто все-таки решил бросить курить, наши врачи дают советы.

К доске выходят «врачи».

«Врач 1 ». Итак, наступил намеченный день и вы больше не курите. Однако первые 5-7 дней нужно выполнять некоторые несложные рекомендации, чтобы отказ от курения протекал легче.

«Врач 2 ». Нужно пить больше жидкости: воды, соков, некрепкого чая с лимоном (лимон содержит витамин С, который особенно нужен тем, кто бросает курить).

«Врач 1 ». Впервые дни воздержитесь от курящей компании.

«Врач 2 ». Впервые дни ешьте больше кисломолочных продуктов.

«Врач 1 ». Каждый день съедайте ложку меда - он помогает печени очистить ваш организм от вредных веществ.

«Врач 2 ». Физкультура не только помогает отвлечься от курения, но и очищает дыхание.

«Врач 1 ». Ежедневно принимайте душ.

«Врач 2». Ломайте привычки: курите, например, в определенном месте, в определенное время, после определенных дел и т. д.

«Врач 1 ». Вам придется заводить новые «бездымные» привычки. Запишитесь в спортивную секцию.

«Врач 2 ». Все эти рекомендации нужны, чтобы впервые же дни как можно быстрее освободить организм от никотина и других вредных веществ.

  1. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель (преподаватель). Наш классный час подошел к концу. Как вы считаете, был ли полезным наш сегодняшний разговор? Что он дал вам?

Примерные ответы детей:

- Я узнал о том, что курение - это очень вредная и опасная привычка.

- Я узнал, как отказаться от предложения закурить и не обидеть друзей своим отказом.

- Я узнал способы, как очистить организм от вредных веществ.

- Я узнал, что курение - это наркотическая зависимость, а не просто развлечение.

- Узнал, что курение-это коварная ловушка, и ни в коем случае нельзя в нее попадать.

- Очень хочется, чтобы наш класс завоевал звание «Некурящий класс».



Предварительный просмотр:

  1. защиту ребёнка от других форм жестокого                                                 Памятка для родителей и преподавателей ДШИ
    обращения (ст.37)                                    «Жестокое обращение с детьми»
  2. меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой

    жестокого обращения (ст.39)

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

  1. за совершение физического и сексуального

    насилия, в том числе и в отношении

    несовершеннолетних (ст. 106-136)

  1. за преступления против семьи и

несовершеннолетних (ст. 150-157)

Семейный кодекс РФ гарантирует:

  1. право ребёнка на уважение его человеческого

достоинства (ст.54)

  1. право ребёнка на защиту и обязанности органа

опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)

  1. лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье

(ст 69)                  Жестокое обращение с детьми - это не только побои

  1. немедленное отобрание ребёнка при                                                    нанесение ран, сексуальные домогательства и другие
    непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)                           способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей                                   унижение, издевательства, различные формы пренебрежения,
обучающихся во всех образовательных учреждениях,                            которые ранят детскую душу.
на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и                                               Пренебрежение может выражаться в том, что

предусматривает административное наказание                                        родители не обеспечивают ребёнка необходимым

педагогических работников за допущенное физическое                         количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода.

                                                                                                                             Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со

или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)                       стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

                                                                                                        Жестокое        обращение        с детьми

                                                                                                                      (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18лет)

включает в себя любую форму плохого обращения,                нарушается его эмоциональное состояние и появляется

допускаемого родителями (другими членами семьи),                              угроза его здоровью или развитию,

опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями,                          К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка

представителями органов правопорядка.                                                   относятся:

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:                 • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка                                 

Физическое  насилие - преднамеренное  нанесение                                питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи

физических повреждений.                                                                          • отсутствие   должного   внимания   и   заботы, в результате

Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение                       чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая

ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные                                 Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

действия со взрослыми с целью получения последними                        Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия

удовлетворения или выгоды.                                                                     «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19),        

Психическое      (эмоциональное)       насилие       -                            а также устанавливает:        

периодическое, длительное или постоянное психическое                     - обеспечение в максимально возможной степени здорового        

воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности                         развития личности (ст.6)        

и приводящее к формированию патологических черт                           - защиту от произвольного или незаконного вмешательства         

характера.                                                                                                      в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и        

К психической форме насилия относятся:                                               репутацию (ст. 16)        

  1. открытое неприятие и постоянная критика ребёнка                         - обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
  2. угрозы в адрес ребёнка в словесной форме                                       - признание права каждого ребёнка на уровень жизни,
  3. замечания, высказанные в оскорбительной форме,                                 необходимый для физического, умственного, духовного,
    унижающие достоинство ребёнка                                                              нравственного и социального развития (ст.27)
  4. преднамеренная физическая или социальная изоляция                        - защиту ребёнка от сексуального посягательства(ст.34)
    ребёнка
  5. ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
  6. однократное грубое психическое воздействие, вызывающее

          у ребёнка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие

Элементарной заботы о ребенке, в результате чего        



Предварительный просмотр:

Работа  с педагогическим коллективом - Просвещение,

консультации для педагогов с детьми из алкогольных семей

Семья - важнейший фактор нормального развития ребёнка. Но в случаях грубых семейных дисфункций (пьянство, алкоголизм родителей) именно она становится фактором, провоцирующим возникновение различных по тяжести расстройств у детей.

Случается, что родители (или один из них) ведут непристойный образ жизни, но по-своему любят своего ребёнка и эмоциональная связь между ними остаётся сильной. В этой ситуации необходимо делать всё возможное, чтобы сохранить семью для ребёнка, поскольку это ещё один из шансов изменения самих родителей, поддержания детско-родительских отношений.

Ребёнок, имеющий пьющих родителей (или одного), к сожалению, идентифицирует себя с ними, так как они значимые для него взрослые. Важно, чтобы у такого ребёнка были ещё 1-2 значимых взрослых, идентифицируя себя с которыми он мог всё-таки успешно развиваться.

Для полноценного развития необходимо учится жить в непредсказуемых ситуациях, вырабатывать механизмы адаптации в быстро и неадекватно меняющихся условиях. Полноценным развитие бывает тогда, когда контакты с внешним миром имеют диалогический характер. Наладить диалог с ребёнком - актуальная задача педагогического коллектива ДШИ.

У детей пьющих родителей чаще и быстрее возникает алкогольная зависимость. Один из методов ранней профилактики - обеспечение ребёнку широкого спектра положительных эмоций, так как у таких детей острый дефицит позитивных переживаний. Проявление чувств позволяют ребёнку овладеть положительным эмоциональным опытом: дети чувствуют и переживают так, как это делают окружающие его взрослые. В пьющей семье дети или заброшены, или часто наказуемы и биты. Эпизодические проявления неустойчивой родительской любви не могут сформировать у ребёнка чувства защищённости и безопасности. Дети не получают в должной мере того человеческого тепла, которое формировало бы чувство безопасности ни в детском, ни в подростковом возрасте.

Поведенческие особенности детей из алкогольных семей.

В зависимости от ситуации в семье выделяют следующие особенности поведения несовершеннолетних:

  1. они берут на себя роль родителей, поэтому часто взрослеют;
  1. отмечается повышенный уровень конфликтности таких детей по причине частых семейных ссор («забияки» и «Драчуны»);
  2. поведение ребёнка (или детей) непредсказуемо, что вызвано соответствующими поступками родителей.

Дети из алкогольных семей очень часто не умеют общаться, взаимодействовать с другими из-за чего возникают различные сложности, их отношения носят конфликтный и проблематичный характер. Им трудно понимать людей, они не умеют регулировать дистанцию в отношениях друг с другом и с взрослыми. Нередко испытывают недоверие, руководствуясь негативными мотивами; сближение с другими людьми им порой кажутся угрожающим, как начало катастрофы. Их не покидает мысль, что их предадут, сделают больно, обидят.

Поведение ребёнка определяется тем, как сценарий выживания он для себя выстроил. Это может быть сценарий бунтаря, который вызывающим поведением обращает на себя внимание окружающих (компенсируя тем самым его недостаток в семье).

Другой сценарий преодоления трудностей для детей этой группы -приспособиться к реальности путём высмеивания и оскорбления окружающих, чтобы таким путём снять стрессовые нагрузки, провоцируемые жизнью в семье.

Некоторые дети выбирают сценарий ухода с поля зрения, стараясь не привлекать к себе внимания.

Так же часто дети могут играть и другие роли, это:

  1. «очень ответственные» - берут многое на себя, решают и действуют самостоятельно;
  2. «приспособленцы» - хорошо приспособились (адаптировались) к существующему положению и максимально его используют в своих интересах, извлекают пользу даже в критических ситуациях;
  3. «все устраивающие» («миротворцы) - пытаются действовать так, чтобы всем было хорошо, примиряя всех и всё в складывающейся ситуации;
  4. «негативисты» - ведут себя в основном агрессивно, стараясь таким образом отвлечь внимание от всей семьи, берут удар на себя.

У детей из алкогольных семей часто обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходности, тоски по лучшей жизни и семье. В школе они отличаются пассивностью, безразличием к происходящему. Они гораздо часто пребывают в состоянии страха и горя, страдают заниженной самооценкой, имеют проблемы с учёбой и поведением, могут вести себя не адекватно, подвержены депрессиям, нарушениям сна, ночным кошмарам.

Обычно у таких детей в школе достаточно часто бывают конфликты, которые заканчиваются пропусками уроков без уважительных причин, побегами из дома.

Можно условно разделить детей из алкогольных семей на следующие, достаточно непостоянные, динамичные группы:

  1. девочки (преимущественно), которые считают себя безупречными, вне критики, плохо переносящие замечания, предупреждения из-за неустойчивого поведения;
  1. дети, выглядящие беспомощными, проявляющие чрезмерную настороженность, пугливость, нежелание (возможно боязнь) что-либо делать;
  2. «странные» дети, с чертами депрессивности, замкнутости;
  3. Дети демонстративного поведения, которые ведут себя вызывающе с чертами недетского поведения, желающие постоянно быть в центре внимания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КУРЕНИЕ – КОВАРНАЯ ЛОВУШКА

Слайд 2

КУРЕНИЕ. «за» и «против» «против» «за» отнимает жизнь добавляет болезни отравляет организм ухудшает внешность вянет кожа сипнет голос желтеют зубы отнимает деньги мешает работе и бизнесу причина пожаров это немодно запрещено законом отравляет некурящих

Слайд 3

Что происходит при курении сигареты?

Слайд 4

Курение – это вредная и опасная привычка, коварная ловушка, никотиновая зависимость.

Слайд 5

Последствия курения

Слайд 14

Надеемся, что после просмотра этих слайдов «У вас не появится желание закурить»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...

Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...