Кружок "Бумажные шедевры" (квиллинг)
методическая разработка по теме

Жукова Елена Валерьяновна

Программа «Бумажные шедевры» помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kvilling.docx41.78 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

ПРОГРАММА

 «БУМАЖНЫЕ ШЕДЕВРЫ»

Жукова Е.В.

Новокузнецк 2012

Содержание

Пояснительная записка.

Предполагаемые результаты.

Техническое оснащение занятий.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Учебно-тематический план.

Литература.

Пояснительная записка.

У детей с ограниченными возможностями здоровья свой Мир, но развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и моторики происходит так же, как и у здоровых детей. В условиях специально организованного обучения и воспитания у детей накапливается определённый жизненный опыт, эмоционально-эстетические впечатления, которые стимулируют ребят заниматься творчеством.

Социальная адаптация ребёнка с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых на него дефектом в области познавательной деятельности. Поэтому такого ребёнка нужно специально обучать всему, что для него будет жизненно необходимым. В основе социального благополучия любого человека лежит его успешность в труде, самостоятельность в быту и насыщенность в свободное время.

Программа «Бумажные шедевры» помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры.

Квиллинг – это простой и очень красивый вид ремесла. Приемы работы в данной технике очень просты и детям с ограниченными возможностями здоровья доступны для понимания. Обучение квиллингу детей с недостатками в развитии является актуальным в современных условиях и способствует совершенствованию возможностей сохранных и нарушенных анализаторов, овладению рациональными приемами их использования в практической деятельности, подготовке к самостоятельной жизни, общественно-полезному труду. Данная техника имеет ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно – прикладного искусства, таких как:

относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага и клей ПВА);

легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квиллинга (на основе зубочистки или пластмассовой трубочки);

легко доступные для усвоения приемы работы в данной технике, развивающие мелкую моторику;

большая возможность для самовыражения и проявления творческих способностей;

изделия в технике квиллинга высокохудожественны и гармонично сочетаемы в современном интерьере.

Умения, которые ребята приобретают на занятиях творческого труда, они с успехом применяют дома. Постепенно увлечение квиллингом становится любимым занятием в свободное время.
Творческие уроки формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у детей развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и педагогом.

Программа построена “от простого к сложному», предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Специфика работы Центра реабилитации детей с ограниченными возможностями способствует поэтапному усвоению материала. У детей есть возможность отработать полученные навыки работы с бумагой в домашних условиях. По возвращению в Центр продолжить осваивать технику квиллинга с усложнением заданий.

Программа является модифицированной на основе программ: «Волшебная бумага»(авт. Мячина С.В.), «Бумажные фантазии»(авт. Шабунина И.А.), «Волшебство квиллинга»(авт.Осипова В.А.)

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы - научить различным приёмам в работе с бумагой и технике выполнения изделий, подготовить воспитанников профессиональному самоопределению, стимулировать творческую деятельность одарённых детей.

Задачи программы:

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Развивать пространственное воображение.

Образовательные: 

Закреплять и расширять знания, полученные на занятиях трудового обучения, ИЗО и способствовать их систематизации.

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

Обучать различным приемам работы с бумагой.

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.


Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Бумажные шедевры ”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Организационно-методическое обеспечение программы

Программа “Бумажные шедевры ”, рассчитана на 2-4 года в зависимости от времени проживания ребенка в Центре. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не более 8 человек. В каждом этапе 4 занятия (4 часа). Полный курс программы рассчитан на 32 часа. Группа формируется из детей в возрасте от 5-15 лет.

 

Формы и методы занятий.

Формы занятий:

традиционные

комбинированные

практические занятия

лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. 

Методы:

По способу организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

По уровню деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

По форме организации деятельности детей на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Ожидаемые результаты 

В результате обучения по данной программе воспитанники:

научатся различным приемам работы с бумагой;

будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга; 

научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

познакомятся с искусством бумагокручения;

овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий необходимо иметь:

цветную бумагу,

картон белый и цветной, 

клей (наилучшим является клей ПВА).

Инструменты:

шило, пинцет, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
Дидактический материал:

Использование учебных пособий и книг.

Сценарии массовых мероприятий, разработка для досуга воспитанников.

Наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом.

Творческие работы, стенды и т. д.

Образцы изделий, узоров.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ в группе.

Оформление центра.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА учета результатов интеллектуальных умений (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого результата)

Фамилия, имя ребенка _____________________

Возраст__________________________________
Ф.И.О. педагога__________________________

Дата начала наблюдения___________________

Баллы: Не умею или умею иногда (2).

Умею с чьей-то помощью (3).

Умею, но в зависимости от сложности материала (4).

Умею всегда (5).

№п/п

Этапы

Показатели

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Сосредоточенно работать над учебным материалом более или менее интересным

2.

Сосредоточенно работать, даже если твоя работа не будет иметь успеха

3.

Ответственно относиться к выполнению различных поручений на занятии

4.

Выполнять индивидуальные задания на занятии

5.

Выполнять задания вне занятий, т.е. дома.

6.

Организовывать работу других на занятии

7.

Помогать другим обучающимся по заданию педагога.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА учета проявления творческих способностей

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________

Возраст________________________________________________________

Ф.И.О. педагога_________________________________________________

Дата начала наблюдения__________________________________________

Баллы:
Не умею (1).

Умею иногда (2).

Умею с чьей-то помощью (3).

Умею, но в зависимости от сложности материала (4).

Умею всегда (5).

Проявление творческих способностей //этапы

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Участие в проведении праздников, концертов

2. Участие в конкурсах

3.Работа по образцу.

4.Работа с внесением изменений.

5.Работа над своим вариантом.

6.Конструирование.

7.Владение техникой.

8. Придумывание композиций.

9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.

Учебно-тематический план занятий.

1 Этап.

п/п

Тема.

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Техника безопасности. Материал – бумага. История развития квиллинга.

1

2.

Вырезание полосок для квиллинга.

1

3.

Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник»

1

4.

Снежинка

1

2 этап.

п/п

Тема.

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Техника безопасности. Вырезание полосок для квиллинга.

1

2.

Основные формы «завитки», «спирали в виде стружки».

1

3.

Основные формы «глаз», «лист».

1

4.

Создание сюжета открытки к празднику из готовых форм.

1

3 этап

п/п

Тема.

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Техника безопасности. Вырезание полосок для квиллинга.

1

2.

Основные формы «завитки», «спирали в виде стружки», «глаз», «лист».

1

3.

Основные формы «полукруг», «стрела»

1

4.

Создание сюжета картинки из готовых форм. Групповая работа

1

4 этап

п/п

Тема.

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Техника безопасности. Вырезание полосок для квиллинга. Изготовление основных форм.

1

2.

Изготовление бахромы для цветов.

1

3.

Коллективная работа «Корзина с цветами»

1

4.

Насекомые. Выставка работ.

1

5 этап

п/п

Тема.

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Техника безопасности. Вырезание полосок для квиллинга. Изготовление основных форм.

1

2.

Птицы

1

3.

Животные

1

4.

Коллективная работа «В Африке»

1

6 этап

п/п

Тема.

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Техника безопасности. Вырезание полосок для квиллинга. Изготовление основных форм.

1

2.

Рыбы

1

3.

Коллективная работа «Подводный мир»

1

4.

Викторина

1

7 этап

п/п

Тема.

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с гофрированным картоном. Изготовление базовых форм.

1

2.

Композиция из гофрированного картона

1

3.

Занимательные игрушки

1

4.

Выставка работ

1

8 этап

п/п

Тема.

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Техника безопасности. Вырезание полосок для квиллинга. Изготовление основных форм.

1

2.

Человек

1

3.

Коллективная работа «Веселые человечки в городе»

1

4.

Творческая самостоятельная работа

1

Литература


1. А.И. Быстрицкая. “Бумажная филигрань” 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008
 
2. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.Изд Мой мир 2008.
 
3. Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент», изд. «Ниола -Пресс», Москва 2008г
 
4. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – Изд.: Эксмо – Пресс, 2009.
 
5. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. Изд.: Мир книги, 2008.

Интернет-ресурсы:

1. http://community.livejournal.com/ru_quilling – квиллинг-сообщество в Ж.Ж 
2. www.paperquillingart.com – сайт корейской квиллер-мастерицы Клер Сан Шуа
 
3. http://paper-studio.ru/gallery1.htm – галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества

4. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров» 
5. http://www.flickr.com/groups/quillingcardsandcrafts/pool/ - галерея работ в технике бумагокручения.