Кружок "Бумажные шедевры" (квиллинг)
методическая разработка по теме
Программа «Бумажные шедевры» помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kvilling.docx | 41.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
ПРОГРАММА
«БУМАЖНЫЕ ШЕДЕВРЫ»
Жукова Е.В.
Новокузнецк 2012
Содержание
Пояснительная записка.
Предполагаемые результаты.
Техническое оснащение занятий.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Учебно-тематический план.
Литература.
Пояснительная записка.
У детей с ограниченными возможностями здоровья свой Мир, но развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и моторики происходит так же, как и у здоровых детей. В условиях специально организованного обучения и воспитания у детей накапливается определённый жизненный опыт, эмоционально-эстетические впечатления, которые стимулируют ребят заниматься творчеством.
Социальная адаптация ребёнка с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых на него дефектом в области познавательной деятельности. Поэтому такого ребёнка нужно специально обучать всему, что для него будет жизненно необходимым. В основе социального благополучия любого человека лежит его успешность в труде, самостоятельность в быту и насыщенность в свободное время.
Программа «Бумажные шедевры» помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры.
Квиллинг – это простой и очень красивый вид ремесла. Приемы работы в данной технике очень просты и детям с ограниченными возможностями здоровья доступны для понимания. Обучение квиллингу детей с недостатками в развитии является актуальным в современных условиях и способствует совершенствованию возможностей сохранных и нарушенных анализаторов, овладению рациональными приемами их использования в практической деятельности, подготовке к самостоятельной жизни, общественно-полезному труду. Данная техника имеет ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно – прикладного искусства, таких как:
относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага и клей ПВА);
легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квиллинга (на основе зубочистки или пластмассовой трубочки);
легко доступные для усвоения приемы работы в данной технике, развивающие мелкую моторику;
большая возможность для самовыражения и проявления творческих способностей;
изделия в технике квиллинга высокохудожественны и гармонично сочетаемы в современном интерьере.
Умения, которые ребята приобретают на занятиях творческого труда, они с успехом применяют дома. Постепенно увлечение квиллингом становится любимым занятием в свободное время.
Творческие уроки формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у детей развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и педагогом.
Программа построена “от простого к сложному», предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Специфика работы Центра реабилитации детей с ограниченными возможностями способствует поэтапному усвоению материала. У детей есть возможность отработать полученные навыки работы с бумагой в домашних условиях. По возвращению в Центр продолжить осваивать технику квиллинга с усложнением заданий.
Программа является модифицированной на основе программ: «Волшебная бумага»(авт. Мячина С.В.), «Бумажные фантазии»(авт. Шабунина И.А.), «Волшебство квиллинга»(авт.Осипова В.А.)
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы - научить различным приёмам в работе с бумагой и технике выполнения изделий, подготовить воспитанников профессиональному самоопределению, стимулировать творческую деятельность одарённых детей.
Задачи программы:
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Образовательные:
Закреплять и расширять знания, полученные на занятиях трудового обучения, ИЗО и способствовать их систематизации.
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Бумажные шедевры ”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Организационно-методическое обеспечение программы
Программа “Бумажные шедевры ”, рассчитана на 2-4 года в зависимости от времени проживания ребенка в Центре. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не более 8 человек. В каждом этапе 4 занятия (4 часа). Полный курс программы рассчитан на 32 часа. Группа формируется из детей в возрасте от 5-15 лет.
Формы и методы занятий.
Формы занятий:
традиционные
комбинированные
практические занятия
лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Методы:
По способу организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
По уровню деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
По форме организации деятельности детей на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе воспитанники:
научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
познакомятся с искусством бумагокручения;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий необходимо иметь:
цветную бумагу,
картон белый и цветной,
клей (наилучшим является клей ПВА).
Инструменты:
шило, пинцет, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.
Дидактический материал:
Использование учебных пособий и книг.
Сценарии массовых мероприятий, разработка для досуга воспитанников.
Наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом.
Творческие работы, стенды и т. д.
Образцы изделий, узоров.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ в группе.
Оформление центра.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА учета результатов интеллектуальных умений (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого результата)
Фамилия, имя ребенка _____________________
Возраст__________________________________
Ф.И.О. педагога__________________________
Дата начала наблюдения___________________
Баллы: Не умею или умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).
№п/п | Этапы Показатели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Сосредоточенно работать над учебным материалом более или менее интересным | ||||||||
2. | Сосредоточенно работать, даже если твоя работа не будет иметь успеха | ||||||||
3. | Ответственно относиться к выполнению различных поручений на занятии | ||||||||
4. | Выполнять индивидуальные задания на занятии | ||||||||
5. | Выполнять задания вне занятий, т.е. дома. | ||||||||
6. | Организовывать работу других на занятии | ||||||||
7. | Помогать другим обучающимся по заданию педагога. |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА учета проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребенка ___________________________________________
Возраст________________________________________________________
Ф.И.О. педагога_________________________________________________
Дата начала наблюдения__________________________________________
Баллы:
Не умею (1).
Умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).
Проявление творческих способностей //этапы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Участие в проведении праздников, концертов | ||||||||
2. Участие в конкурсах | ||||||||
3.Работа по образцу. | ||||||||
4.Работа с внесением изменений. | ||||||||
5.Работа над своим вариантом. | ||||||||
6.Конструирование. | ||||||||
7.Владение техникой. | ||||||||
8. Придумывание композиций. | ||||||||
9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию. |
Учебно-тематический план занятий.
1 Этап.
№ п/п | Тема. | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. Материал – бумага. История развития квиллинга. | 1 |
2. | Вырезание полосок для квиллинга. | 1 |
3. | Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник» | 1 |
4. | Снежинка | 1 |
2 этап.
№ п/п | Тема. | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. Вырезание полосок для квиллинга. | 1 |
2. | Основные формы «завитки», «спирали в виде стружки». | 1 |
3. | Основные формы «глаз», «лист». | 1 |
4. | Создание сюжета открытки к празднику из готовых форм. | 1 |
3 этап
№ п/п | Тема. | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. Вырезание полосок для квиллинга. | 1 |
2. | Основные формы «завитки», «спирали в виде стружки», «глаз», «лист». | 1 |
3. | Основные формы «полукруг», «стрела» | 1 |
4. | Создание сюжета картинки из готовых форм. Групповая работа | 1 |
4 этап
№ п/п | Тема. | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. Вырезание полосок для квиллинга. Изготовление основных форм. | 1 |
2. | Изготовление бахромы для цветов. | 1 |
3. | Коллективная работа «Корзина с цветами» | 1 |
4. | Насекомые. Выставка работ. | 1 |
5 этап
№ п/п | Тема. | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. Вырезание полосок для квиллинга. Изготовление основных форм. | 1 |
2. | Птицы | 1 |
3. | Животные | 1 |
4. | Коллективная работа «В Африке» | 1 |
6 этап
№ п/п | Тема. | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. Вырезание полосок для квиллинга. Изготовление основных форм. | 1 |
2. | Рыбы | 1 |
3. | Коллективная работа «Подводный мир» | 1 |
4. | Викторина | 1 |
7 этап
№ п/п | Тема. | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с гофрированным картоном. Изготовление базовых форм. | 1 |
2. | Композиция из гофрированного картона | 1 |
3. | Занимательные игрушки | 1 |
4. | Выставка работ | 1 |
8 этап
№ п/п | Тема. | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. Вырезание полосок для квиллинга. Изготовление основных форм. | 1 |
2. | Человек | 1 |
3. | Коллективная работа «Веселые человечки в городе» | 1 |
4. | Творческая самостоятельная работа | 1 |
Литература
1. А.И. Быстрицкая. “Бумажная филигрань” 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008
2. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.Изд Мой мир 2008.
3. Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент», изд. «Ниола -Пресс», Москва 2008г
4. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – Изд.: Эксмо – Пресс, 2009.
5. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. Изд.: Мир книги, 2008.
Интернет-ресурсы:
1. http://community.livejournal.com/ru_quilling – квиллинг-сообщество в Ж.Ж
2. www.paperquillingart.com – сайт корейской квиллер-мастерицы Клер Сан Шуа
3. http://paper-studio.ru/gallery1.htm – галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества
4. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров»
5. http://www.flickr.com/groups/quillingcardsandcrafts/pool/ - галерея работ в технике бумагокручения.