"Роль семейного творчества в эстетическом и нравственном воспитании школьников"
статья по теме

Алкина Ирина Николаевна

Роль семейного творчества в эстетическом и нравственном воспитании школьников.Сущность эстетического и нравственного воспитания в семье.Проблемы семейного воспитания и их причины.Условия, благоприятствующие  развитию интереса ребенка к творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль семейного творчества в эстетическом и нравственном воспитании школьников».

Алкина Ирина Николаевна,

 педагог дополнительного образования

 МБОУ «СОШ №12»

г. Ноябрьск

(слайд 1.)         Роль семейного творчества в эстетическом и нравственном воспитании школьников.        (слайд 2.)

                     

                                                          Воспитание есть процесс социальный

                                                         в самом широком смысле. Воспитывает

                                                         всё: люди, вещи, явления, но прежде  

                                                         всего и больше всего – люди. Из них

 

                                                         на первом месте – родители и педагоги.

                                                                             

                                                                                                  А.С.  Макаренко 

        Роль эстетического и нравственного  воспитания в развитии и всестороннем формировании личности трудно переоценить. Уже в древности встречается мысль об элементах эстетики и красоты в деятельности и жизни человека. Видеть в труде созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.                     (слайд 3)

              Сущность эстетического и нравственного воспитания в семье - это организация разнообразной художественно-эстетической деятельности детей, направленной:

- на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни,

-на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов,

-на развитие творческих задатков и дарований в области искусства, творчества.

             Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

              Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:       (слайд 4)

- однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сёстрами и братьями;

- молодые семьи имеют возможность отделиться  от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается, остаются не востребованными их жизненный опыт, мудрость. Дети лишаются  ласки, внимания бабушек и дедушек;

- основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отличают, что воспитывать ребёнка надо, пока он маленький, и «лежит поперёк лавки, а не вдоль»;

- происходящая  урбанизация общества усилила анонимность общения детей и взрослых, особенно в крупных городах;

- осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей ;

- гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром телепередач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общении с детьми, то есть  на их воспитание не остаётся времени;

             С раннего  детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного.У ребенка вырабатываются определенные отношения  к природе, труду, общественной жизни, быту, ребенок учиться видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его. А кто в это время является безусловным авторитетом в жизни?  Конечно же родители, конечно семья.                                                                                                      (слайд 5)

               Проблема интереса принадлежит к числу наиболее важных для практической педагогики. Исследователи, занимающиеся ею, подчёркивают, что интерес содействует общему психическому и умственному развитию ребёнка, расширению его кругозора. Знания, приобретённые с интересом, оказываются более глубокими и разносторонними, они могут, с большим успехом быть использованы в самых разнообразных условиях. Увлечённость побуждает к самостоятельному приобретению новых знаний. Под его влиянием заметно изменяется весь характер деятельности. Она становится активной, творческой, радостной, углублённой.           (слайд 6)                                

            На занятиях в своем творческом обединении «Кокетка» я  придаю пробуждению желания заниматься творчеством  огромное значение. Наличие желания заниматься творчеством - это залог подлинного эстетического  воспитания, а вместе с тем и формирование творческой личности.

      На наш взгляд, семья и совместное творчество в семье играет огромную роль в воспитании нравственной и творческой личности , оказывает  значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения творчеством  и подготавливает благодатную почву для  формирования нравственной, увлеченной и творческой натуры.                                                                                                   (слайд 7)

      Не менее важно создание дома благоприятного климата: родители должны показать детям, что их творческие произведения доставляют им радость, удовольствие – это вызывает у ребенка гордость, чувство собственной значимости,  вызывают желание делать большие, хорошие дела, улучшают настроение.                                                                                            (слайд 8)

              На этом этапе важно создать у детей определённый настрой, радостное ожидание, сделать эту радость «перспективной».каким образом?  Да обыкновенным родительским участием. (пример)

      Привязанность ребёнка к родителям и, главное его доверие, стремление к постоянным и интенсивным контактам с ними позволяют взрослым в процессе творческой  организованной  деятельности активно формировать и развивать у него интерес к подлинной красоте окружающего мира, окружающей действительности.                                                                                   (слайд 9)

                 

                 Совместная деятельность педагогов, родителей и детей будет успешной лишь в том случае, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Отец и мать, конечно, не против того, чтобы их сын или дочь развивались гармонично и вместе с общим образованием получали и дополнительное.

                                                                                                                    (слайд 10)                                                                                

                    Это подтверждают ответы родителей в вопросе о необходимости дополнительного образования в анкете «Социальный престиж школы».

 

69 % родителей отметили, что в школе созданы все необходимые условия для дополнительного образования детей и организации их свободного времени.  

58 % родителей признают важность дополнительного образования детей и  поддерживают занятия в творческих объединениях школы, мотивируя это тем, что ребенок организован в свободное от учебы время,  реализует и развивает творческие способности.

       Не каждый родитель имеет в наше время возможность, точнее сказать располагает временем сводить своего ребенка скажем на выставку, в музей, на театр, хороший концерт. И тут на помощь приходят кружки дополнительного образования, и это очень хороший выход из положения. Но в действительности детям младшего школьного возраста очень нравится, очень хочется путешествовать вместе с родителями в таком необыкновенном и загадочной мире искусств.

 Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.

                                                                                                   (слайд 11)

            Совместное с ребенком творчество способствует  единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их общения.                                                             (слайд 12)

      С этой целью целесообразно проводить выставки семейных творческих работ. Могут проводится совместные творческие встречи, где рассказывают о семейных традициях, увлечениях, мастер-классы , к которым целесообразно привлекать и родителей).

     Педагогу важно создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:

 изготовление адресных сувениров к праздникам;

 творческие работы, тематика  которых связана с рассказом о своих близких;

 рассказы о профессиях своих родителей;

 творческие встречи с родителями, посвящённые их увлечениям;

 организация выставок результатов труда родителей.

                                                                                                                   (слайд 13)

                   Эстетическое воспитание ставит своей целью научить каждого человека отличить прекрасное от уродливого, благородное и возвышенное от пошлого и вульгарного не только в искусстве, но и повсюду в окружающей нас среде. Иначе говоря, оно воспитывает в людях хороший эстетический вкус.

Если человек в детские и юношеские годы  не найдёт возможности заявить о себе, самореализовать все свои растущие силы, способности, то он не проявит себя на пределе своих творческих способностей. Не реализуя себя полностью в играх, учёбе, спорте, в различных видах  художественного, технического и других видов творчества, человек не  мобилизует свои силы и способности, следовательно, не сможет развить себя.                                              (слайд 14)

       Так  надо ли говорить, какая большая роль в данном вопросе  отводится семье, о чём часто забывают родители, полагающие, что только школа должна сделать их детей людьми разносторонний развитыми.  (слайд 15)                                                  

 

                                                   Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в духовно-нравственном воспитании школьника

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Стало всё заметней утрата нашим об...

Роль учителя русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников

В последнее время мы замечаем снижение интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы,  падение интереса к чтению, а значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному оп...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Творчество – путь к самопознанию … Роль совместных детско-взрослых арт-проектов в реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников

Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает как в семье, так и в школе особо тёплую атмосферу....

Эстетическое и нравственное воспитание школьников посредством изучения японской поэзии

Данная работа помогает синтезировать элементы эстетического воспитания обучающихся с преподаванием русского, английского языков и литературы в школе на разных этапах обучения. Такой подход позволяет д...