"Роль семейного творчества в эстетическом и нравственном воспитании школьников"
статья по теме
Роль семейного творчества в эстетическом и нравственном воспитании школьников.Сущность эстетического и нравственного воспитания в семье.Проблемы семейного воспитания и их причины.Условия, благоприятствующие развитию интереса ребенка к творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль семейного творчества в эстетическом и нравственном воспитании школьников».
Алкина Ирина Николаевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ «СОШ №12»
г. Ноябрьск
(слайд 1.) Роль семейного творчества в эстетическом и нравственном воспитании школьников. (слайд 2.)
Воспитание есть процесс социальный
в самом широком смысле. Воспитывает
всё: люди, вещи, явления, но прежде
всего и больше всего – люди. Из них
на первом месте – родители и педагоги.
А.С. Макаренко
Роль эстетического и нравственного воспитания в развитии и всестороннем формировании личности трудно переоценить. Уже в древности встречается мысль об элементах эстетики и красоты в деятельности и жизни человека. Видеть в труде созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир. (слайд 3)
Сущность эстетического и нравственного воспитания в семье - это организация разнообразной художественно-эстетической деятельности детей, направленной:
- на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни,
-на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов,
-на развитие творческих задатков и дарований в области искусства, творчества.
Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.
Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин: (слайд 4)
- однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сёстрами и братьями;
- молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается, остаются не востребованными их жизненный опыт, мудрость. Дети лишаются ласки, внимания бабушек и дедушек;
- основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отличают, что воспитывать ребёнка надо, пока он маленький, и «лежит поперёк лавки, а не вдоль»;
- происходящая урбанизация общества усилила анонимность общения детей и взрослых, особенно в крупных городах;
- осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей ;
- гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром телепередач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общении с детьми, то есть на их воспитание не остаётся времени;
С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного.У ребенка вырабатываются определенные отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, ребенок учиться видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его. А кто в это время является безусловным авторитетом в жизни? Конечно же родители, конечно семья. (слайд 5)
Проблема интереса принадлежит к числу наиболее важных для практической педагогики. Исследователи, занимающиеся ею, подчёркивают, что интерес содействует общему психическому и умственному развитию ребёнка, расширению его кругозора. Знания, приобретённые с интересом, оказываются более глубокими и разносторонними, они могут, с большим успехом быть использованы в самых разнообразных условиях. Увлечённость побуждает к самостоятельному приобретению новых знаний. Под его влиянием заметно изменяется весь характер деятельности. Она становится активной, творческой, радостной, углублённой. (слайд 6)
На занятиях в своем творческом обединении «Кокетка» я придаю пробуждению желания заниматься творчеством огромное значение. Наличие желания заниматься творчеством - это залог подлинного эстетического воспитания, а вместе с тем и формирование творческой личности.
На наш взгляд, семья и совместное творчество в семье играет огромную роль в воспитании нравственной и творческой личности , оказывает значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения творчеством и подготавливает благодатную почву для формирования нравственной, увлеченной и творческой натуры. (слайд 7)
Не менее важно создание дома благоприятного климата: родители должны показать детям, что их творческие произведения доставляют им радость, удовольствие – это вызывает у ребенка гордость, чувство собственной значимости, вызывают желание делать большие, хорошие дела, улучшают настроение. (слайд 8)
На этом этапе важно создать у детей определённый настрой, радостное ожидание, сделать эту радость «перспективной».каким образом? Да обыкновенным родительским участием. (пример)
Привязанность ребёнка к родителям и, главное его доверие, стремление к постоянным и интенсивным контактам с ними позволяют взрослым в процессе творческой организованной деятельности активно формировать и развивать у него интерес к подлинной красоте окружающего мира, окружающей действительности. (слайд 9)
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей будет успешной лишь в том случае, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.
Отец и мать, конечно, не против того, чтобы их сын или дочь развивались гармонично и вместе с общим образованием получали и дополнительное.
(слайд 10)
Это подтверждают ответы родителей в вопросе о необходимости дополнительного образования в анкете «Социальный престиж школы».
69 % родителей отметили, что в школе созданы все необходимые условия для дополнительного образования детей и организации их свободного времени.
58 % родителей признают важность дополнительного образования детей и поддерживают занятия в творческих объединениях школы, мотивируя это тем, что ребенок организован в свободное от учебы время, реализует и развивает творческие способности.
Не каждый родитель имеет в наше время возможность, точнее сказать располагает временем сводить своего ребенка скажем на выставку, в музей, на театр, хороший концерт. И тут на помощь приходят кружки дополнительного образования, и это очень хороший выход из положения. Но в действительности детям младшего школьного возраста очень нравится, очень хочется путешествовать вместе с родителями в таком необыкновенном и загадочной мире искусств.
Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.
(слайд 11)
Совместное с ребенком творчество способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их общения. (слайд 12)
С этой целью целесообразно проводить выставки семейных творческих работ. Могут проводится совместные творческие встречи, где рассказывают о семейных традициях, увлечениях, мастер-классы , к которым целесообразно привлекать и родителей).
Педагогу важно создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:
изготовление адресных сувениров к праздникам;
творческие работы, тематика которых связана с рассказом о своих близких;
рассказы о профессиях своих родителей;
творческие встречи с родителями, посвящённые их увлечениям;
организация выставок результатов труда родителей.
(слайд 13)
Эстетическое воспитание ставит своей целью научить каждого человека отличить прекрасное от уродливого, благородное и возвышенное от пошлого и вульгарного не только в искусстве, но и повсюду в окружающей нас среде. Иначе говоря, оно воспитывает в людях хороший эстетический вкус.
Если человек в детские и юношеские годы не найдёт возможности заявить о себе, самореализовать все свои растущие силы, способности, то он не проявит себя на пределе своих творческих способностей. Не реализуя себя полностью в играх, учёбе, спорте, в различных видах художественного, технического и других видов творчества, человек не мобилизует свои силы и способности, следовательно, не сможет развить себя. (слайд 14)
Так надо ли говорить, какая большая роль в данном вопросе отводится семье, о чём часто забывают родители, полагающие, что только школа должна сделать их детей людьми разносторонний развитыми. (слайд 15)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога в духовно-нравственном воспитании школьника
Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Стало всё заметней утрата нашим об...
Роль учителя русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников
В последнее время мы замечаем снижение интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы, падение интереса к чтению, а значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному оп...
Выступление на зональной научно-практической конференции «Роль предметов искусства в формировании духовно-нравственных ценностей школьников» Направление: «Роль педагога в воспитании нравственности» Через танец – к открытию души
Этот материал откроет, как искусство танца влияет на нравственное формирование и воспитание подрастающего поколения....
Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании школьников.
(статья на Шестаковские чтения)....
Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"
В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения и примеры использов...
Творчество – путь к самопознанию … Роль совместных детско-взрослых арт-проектов в реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников
Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает как в семье, так и в школе особо тёплую атмосферу....
Эстетическое и нравственное воспитание школьников посредством изучения японской поэзии
Данная работа помогает синтезировать элементы эстетического воспитания обучающихся с преподаванием русского, английского языков и литературы в школе на разных этапах обучения. Такой подход позволяет д...