Технология разработки и алгоритм оформления программы развития ОУ, УДОД.
методическая разработка по теме

Работа предназначена для  зам. по научно-методической работе, методистов образовательных учреждений и в частности для учреждений дополнительного образования, занимающихся разработкой и созданием Программ развития образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГМО методистов УДОД г. Волжска 03.02.2012г.

Фокеева Г.Г. методист МОУ ДОД ДТД и М

г. Волжска, Республики Марий Эл

 ТЕХНОЛОГИЯ   РАЗРАБОТКИ И АЛГОРИТМ ОФОРМЛЕНИЯ

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.

По материалам:

Методического  пособия для руководителей образовательных учреждений. Как разработать программу развития школы. В.С.Лазарев, М.М. Поташник.

Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы; под ред. А.М. Моисеева, Москва, 2001 г.

Заместитель директора школы  по  научно-методической работе. Функции, полномочия,

технология деятельности  А.М.Моисеев, О.М. Моисеева.

 

                                                                                                                                        Справка:

текст коричневого цвета - для информации, из  текста Программы убираем;

текст синего цвета - это примерно, меняем на свое

текст черного цвета оставляем.

СУТЬ ПРОГРАММЫ Программа развития образовательного учреждения — главный  стратегический документ образовательного учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим своей  жизнедеятельности.

      Программа Развития рассчитана на системное преобразование ОУ и призвана в обязательном порядке определить:

а) исходное, достигнутое состояние школы как системы;

б) образ желаемого будущего состояния ( модель нового ОУ);

в)необходимый и достаточный алгоритм действий перехода из нынешнего состояния в запланированное


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ


В программе Развития   выделяют вспомогательные  и основные элементы.

  вспомогательные:

1.Оформление титульного листа.

2.Краткую аннотацию документа.

3.Информационную справку о школе.

4.Приложенния.

Основные разделы структуры программы:

Аналитико-прогностическое обоснование:

данные об анализе и прогнозе изменений внешней среды и социального заказа школы;

данные об анализе состояния и тенденции изменения  школьной системы, достигнутых результатах, сильных сторонах, конкурентных преимуществах;

результаты проблемно-ориентированного анализа школы;

совокупность приоритетных проблем школы.


2 Концепция желаемого будущего состояния школы.


3.Стратегия и тактика перехода (перевода) школы в желаемое состояние.

 

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ВКЛЮЧАЕТ СЕМЬ ОСНОВНЫХ ПРОЦЕДУР:


  Подготовку информационной справки о школе;

  Проблемный анализ состояния школы;

  Формирование концепции новой школы;

  Разработку стратегии и задач перехода к новой школе;

  Определение целей первого этапа построения новой          школы;

   Разработку плана действий;

  Экспертизу программы.


ТРЕБОВАНИЯ  К  ПРОГРАММЕ

  Актуальность;

  Прогностичность;

  Рациональность;

  Реалистичность;

  Целостность;

  Контролируемость

 Чувствительность к сбоям.


Согласована

 Руководитель  МУ  «Отдел образования Администрации городского округа  

«Город ………..»


 __________________  Ф.И.О.

« _______» ______________    201_ г.

 Утверждаю

Директор МОУ ДОД наименование ОУ по Уставу


  ______________      Ф.И.О.

« _______»  ____________    201_ г.

 Согласована

с профсоюзным комитетом

наименование ОУ

 

Протокол № _____

от « _____» ____________ 201 _ г.

Принята

на педагогическом  совете

Протокол №  _______

от « _____» ____________ 201_ г.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Муниципального образовательного учреждения дополнительного

 образования детей  наименование ОУ по Уставу

   «тема инновационной деятельности»

на  201_– 201_г.г.

Проверена

Заведующая УМЦ МУ  «Отдел образования Администрации городского округа  «Город ………»


________________       Ф.И.О.


« _______»     ____________     201_ г.

                                                                        Город

                                                                        Регион (республика)

                                                                           

Содержание

 

Паспорт программы……………………………………………………………………………………………………………………………….

Основные индикативные показатели ..................................................................................................................................................................


I.

I.1.

Пояснительная записка   

Информационно - аналитическая часть

Историческая справка о ОУ  ……………………………………………………………………………………………………………………….

I.2.

Информационная справка о деятельности ОУ……………………………………………………………………………….................................

I.3.

Анализ и итоги  реализации Программы Развития ОУ (предыдущей)…………………………………………………......................................

II.

Проблемный анализ ……………………………………………………………………………………………………………………………….

III.

Концепция развития ОУ  как системы ................................................................................................................................................................

IV.

Стратегия и тактика перехода в новое состояние. Цель, задачи …………………………………………………………............................

V.

План действий……………………………………………………………………………………………………………………………………...

Список использованной литературы ……………………………………………………………………………………………………….......


№1


№2

№3


№4  

№5


№6

Приложения:

Итоги и анализ реализации Программы  Развития ОУ за предыдущий период. Проблемно-ориентированный анализ работы ОУ за предыдущий учебный год

Кадры: мониторинг,  статистика, динамика.

Воспитательно-образовательный  процесс: информационная карта  образовательных программ (ОП) ДОД; мониторинг,  статистика, динамика.

Социум: мониторинг, статистика, динамика.

Материально-техническая база: информационная карта  МТБ ОУ;  информационная карта оснащения воспитательно образовательного процесса ТСО.

Методическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ОУ.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Полное наименование программы

Программа Развития Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ОУ на……г.г. «……тема………….»

Основания для разработки программы

Конвенция о правах ребенка . 15 сентября 1990 г.;

Федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;

Федеральный закон от 08.05.2010 года № 83-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных

( муниципальных)  учреждений;

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей № 233 от 07.03.1995 (с учетом  постановления Правительства РФ  от 22.02.1997г. № 212, от 08.08.2003 № 470. от 01.02.2005 № 49 № 752 от  07.12 2006 г.. от 10.03.2009 № 216);

Закон  Республики Марий Эл от 09.11.2005 № 42-3 «О системе профилактики  безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в Республике Марий Эл» правонарушений

Закон Республики Марий Эл «О регулировании отношений в сфере образования на территории Республики Марий Эл». 09.04.2001г.;

Закон Республики Марий Эл от 03.08. 2010 года № 33-З « О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл « О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл» в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

Постановление Администрации городского округа «Город Волжск»  от 25.03.2011г. № 336 « Об изменении типа  муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дворец творчества детей  и молодежи г. Волжска.

Устав Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи г. Волжска ( новая редакция). (Постановление Администрации  городского округа «Город Волжск» № 1811 от 29.11.2011г. «Об утверждении Устава Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи г. Волжска» Республики Марий Эл ( в новой редакции)

Заказчик  Программы

Администрация ОУ(  наименование по Уставу)

Основные разработчики программы

Директор ОУ, ФИО

методисты:  ФИО

педагоги дополнительного образования:  ФИО

Исполнители программы  

Администрация ОУ

Педагоги ОУ

Субъекты воспитательно-образовательного процесса

Цель программы

ЦЕЛЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ  ТОЛЬКО ТОТ  ОБРАЗ ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА, КОТОРЫЙ ЗАДАН ОПЕРАЦИОНАЛЬНО:
-
Результат сформулирован, назван, представлен настолько конкретно ( т.е.охарактеризован количественно или описан качественно),  что  его достижение можно проверить, сравнить цель и результат;

- Названо время достижения цели.

- Если хотя бы одно из названных  требований  отсутствует, значит, используемое понятие целью не является, а является намерением,  направлением стремления, приложения сил и т.п.

Задачи программы

Задачи вытекают из цели.

Период  и этапы реализации программы

I этап (2012 – 2013 гг.) – подготовительный

1.Разработка и приведение в соответствие с нормативно-правовой базой документации по приносящей  доход деятельности и платным дополнительным образовательным услугам.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, создание базы методического сопровождения.

3. Мониторинг реализации программы развития, анализ, коррекция.

II этап (2014 – 2015 г.г.) – организационно-внедренческий

1.Создание инфраструктуры развития МОУ ДОД ДТД и М г. Волжска как бюджетного учреждения:

- кадровая политика,

- финансово-экономическая политика,

- научно-методическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса.

2.Мобильность предоставления дополнительных образовательных услуг в соответствии с муниципальным заданием, соц. заказом.

3.Мониторинг реализации программы развития, анализ, коррекция.

III этап (2016 г.) – аналитико-обобщающий

1.Анализ и оценка эффективности  реализации программы развития ОУ за период 2012 – 2016 гг.

2.Корректировка и завершение моделирования системы развития ОУ.

3.Разработка Программы развития учреждения на новый период. 

Объем и источники финансирования

Бюджетные средства сколько 

привлеченные средства сколько 

 Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы

Результаты деятельности

2012г.

2016г.

Сохранность контингента



Количество обучающихся



Количество воспитанников, принявших участие в проектно-конкурсной деятельности



Доля победителей  от общего числа участников мероприятий различного уровня



Общее количество рецензированных программ



Общее количество авторских программ



Доступность

Общий охват дополнительным образованием детей из семей категории СОП  



Общее количество объединений



Ресурсы

Систематическое поступление финансовых средств на внебюджетный счет МОУ ДОД ДТД и М



Доля педагогов, имеющих  квалификационную категорию, в общем числе педагогов



Оснащение  УВП объединений  техническими средствами обучения



Система организации контроля реализации Программы

 Ежеквартальный мониторинг реализации программы развития ОУ;

 Отчет об исполнении подпрограмм на 31.12 т/г; на 31.05.т/г

Основные направления реализации программы

Система управления;

кадровая политика;

научно-методическая деятельность и воспитательно-образовательный процесс. Реализация Государственных образовательных проектов;

социальный заказ;

финансово-экономическая политика и материально-техническая база.

Ф.И.О. должность, телефон руководителя программы

 

Постановление об утверждении программы.  

Решение Педагогического Совета МОУ ДОД ДТД и М  - Протокол №    от  

Решение Профсоюзного комитета МОУ ДОД ДТД и М  - Протокол №   от

 

Решение заседания Экспертного Совета

Дата защиты, орган, № протокола

 

ОСНОВНЫЕ ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ  

Параметры

2012  

2013  

2014  

2015  

2016  

Результаты деятельности

Сохранность контингента

Количество обучающихся

Количество воспитанников, принявших участие в проектно-конкурсной деятельности

Доля победителей и призёров от общего числа участников региональных, федеральных мероприятий

Количество  программ, по которым проводится обучение  

Общее количество программ с региональным компонентом

Общее количество рецензированных программ

Общее количество авторских программ

Доступность

Общий охват дополнительным образованием детей из семей категории СОП  

Общее количество объединений

Ресурсы

Систематическое поступление финансовых средств на внебюджетный счет МОУ ДОД ДТД и М

Доля педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию от общего числа педагогов

Общее количество  педагогов, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства

Оснащение  УВП объединений  техническими средствами обучения

Структурное решение программы развития    вытекает из модели,  определяющей:

Исходное состояние  ОУ;

Проблемный анализ  ОУ;

Образ  желаемого будущего  ОУ;

Состав и структуру действий  по переходу от настоящего к будущему ОУ;

    и представляет собой:

Паспорт программы;

Пояснительную записку: информационно-аналитическая часть, проблемный анализ  

Концептуальную часть;

Формирование цели и задач;

Программу мероприятий по реализации программы развития   (практическая часть).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I. Информационно- аналитическая часть

  I.1.Историческая справка о   ОУ  

1.2. Информационная справка о деятельности образовательного учреждения за последние 3 года.

 1.2.1.Общие сведения  об ОУ  

Полное наименование ОУ в соответствии с Уставом

Сокращенное наименование                               


   

Юридический адрес  

 

Фактический адрес   

Телефон   

E-mail:

Адреса объединений, работающих

на базе учреждений социума

Банковские реквизиты   

Учредитель 

Орган местного самоуправления – администрация  городского округа  

Место регистрации Устава    

 Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Марий Эл 19.11.2011г.

Регистрационное свидетельство  

Лицензия   

Свидетельство о  государственной аккредитации      

Государственный статус:

Тип   

Вид   

Категория


Образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дворец творчества детей и молодежи,

категория высшая

Информация о руководителях          

Директор   

Главный бухгалтер  

Зам. директора по АХЧ

Зам. По УВР

Методисты:

Воспитательно-образовательная  работа  

Научно-методическая  работа

Детское движение

Туристко-краенведческая деятельность




Ф.И.О.

1.2.2.Педагогический состав  

Характеристика педагогических кадров. Кадровые ресурсы.

Количество учителей и степень укомплектованности ОУ  необходимыми специалистами, соотношение основных работников и совместителей

Данные о квалификации педагогов и их личных достижениях

качественный и возрастной состав педколлектива;

Краткое описание системы работы с педагогическими кадрами

I.2.3.Социум:  

Характеристика социального окружения  МОУ ДОД ДТД и М и характер его влияния на ОУ.



Связь с социальной средой


Социальная характеристика жителей микрорайона











Характеристика социального статуса семей воспитанников МОУ ДОД ДТД и М



 


Социальное положение родителей воспитанников МОУ ДОД ДТД и М


Взаимодействие с семьёй

ОУ  расположен в относительно экологически чистом, отдаленном от промышленных предприятий микрорайоне.  

Социальные объекты микрорайона:

Описание роли ОУ   в социуме, в территориальной образовательной системе Место и роль ОУ в районе ( опорная, базовая. Экспериментальная)   

Сотрудничество, социальное партнерство

Количество жителей микрорайона   . человек, в том числе детей 1876, из них:


К-во

детей

Общее к-во

 0  - 1 год

 1 – 7 лет

7-16 лет

 н/организованные

инвалиды








Примерное  количество  потенциальных потребителей услуг дополнительного образования составляет   ?  человек.

       В Микрорайоне насчитывается   ? семей, в том числе: полных -  ? %, не полных -  ? % , малообеспеченных –  ? %, многодетных -   ? %, семей СОП -      %.

   В социально-опасном положении по микрорайону   находится  ? семей, в них 47 родителей и ? детей. На учете в КДН  состоят ? несовершеннолетних. В  ИДН - ?

несовершеннолетних из 25 семей.

Количество полных, неполных и многодетных семей,

воспитывающих детей инвалидов,

количество малообеспеченных  семей,

количество семей, воспитывающих детей-инвалидов,

детей-сирот,  

количество детей, имеющих родителей инвалидов

( рабочие, служащие, безработные и др.  

      категории), их образование

1.2.4..Характеристика воспитательно - образовательного процесса и его организационно- педагогическое обеспечение

особенности учебного плана и содержание программ:


Учебный план учреждения, регламентирующий образовательный процесс.

Описание особенностей организации образовательного процесса, преемственности уровней содержания образования, форм организации деятельности, педагогических технологий, системы промежуточной и конечной аттестации детей.

Психолого-педагогическое и методическое обеспечение реализации в учреждении образовательных программ дополнительного образования детей.

Управление реализацией программы через мониторинг

В ОУ  функционируют 10 направленностей:

    МОУ ДОД ДТД и М ведет воспитательно-образовательную деятельность   по  10 направленностям, реализуя 47    образовательных программ дополнительного образования детей, в том числе  1 типовую, 46- модифицированных.

            Из  51 образовательной программы дополнительного образования детей, имеющихся в наличии в МОУ ДОД ДТД и М  - 47  ОП ДОД  модифицированные, 4 типовые; программы имею различный срок реализации, в том числе рассчитаны:

на 1 год обучения       – 21 ОП ДОД;

на два года обучения –    6 ОП ДОД;

на три года обучения – 16 ОП ДОД;

на четыре года обучения  - 3 ОП ДОД;

на пять  лет обучения       - 4 ОП ДОД.



   программно - методическое обеспечение и

особенности

воспитательно-образовательного процесса




























Характеристика контингента




Режим работы и порядок набора в творческие объединения








     

 




 Мониторинг и диагностика результатов воспитательно-образовательной деятельности


Инновационная деятельность МОУ ДОД ДТД и М




Методическая служба МОУ ДОД ДТД и М



 


Направленность

ОП ДОД

Общ

к-во

Образовательная область

 (направление)

Общееколичество

К-во

ТО





Всего

Тип

Авт.

Модиф.


1.

Художественно - эстетическая  


Прикладное творчество









Изобразительное творчество









Хореография









Вокал









Театр









Обучение игре на гитаре






2

Физкультурно-спорт.


Спортивные танцы






3

Спортивно – технич..


Шахматы






4

Эколого-биологическая


нет






5

Туристско-краеведческ.


Краеведение









Туризм






6

Военно-патриотическая  


В
К «Защитник»






7

Культурологическая  


Духовно-нравственное воспитание









Культура и традиц. Народ. Поволжья






8

Социально-педагогическая  



Школа раннего развития









ОБЖ Профилактика ДТП









Детское движение









Волонтерская деятельность









Социальная работа  









Журналистика









Проф.ориентация









Досуговые программы






9

Естественно - научная  


Английский язык






10

Научно-техническая  


Информатика






ИТОГО:








       В  МОУ ДОД ДТД и М функционирует 47 объединений, в которых занимаются 1835 учащихся, возраст  воспитанников от 3 до 18 лет:


    ДТД и М работает в течение всего календарного года, шесть дней в неделю с 8.00 до 19.00, согласно расписанию, составляемому с учетом создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей:

в период учебного года с 15 сентября по 31 мая  учебные занятия   от  10 до 40 минут в соответствии с  санитарными правилами и нормами по учреждению дополнительного образования детей, с 10 минутными перерывами между занятиями, с наполняемостью групп  в количестве 12-15 детей;

 в период летних каникул в соответствии с досуговой программой «Каникулы. Лето…» для детей проводятся культурно - досуговые тематические и развлекательные мероприятия, осуществляется реализация социальных проектов.

    Прием детей в учреждение осуществляется на добровольной основе, не зависимо от наличия у детей специальных способностей. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их..

    При приёме в спортивные и  хореографические объединения требуется медицинское заключение о состоянии здоровья.      


Описание подходов к диагностике результатов образования

Диагностика результатов воспитательно-образовательной деятельности в МОУ ДОД ДТД и М ведется на основе визуальной субъективной оценки педагогов и не имеет под собой научно-методического обоснования. Мониторинг усвоения программного материала проводится  в форме визуального наблюдения педагогов по уровню выполнения практических заданий, частоте и результативности участия в выставочных, конкурсных, проектных и фестивальных мероприятиях. Педагоги проводят диагностику познавательной активности детей, уровня  усвоения предметных знаний   общеучебных навыков

     Инновациями для МОУ ДОД ДТД и М является активное вовлечение детей и педагогов  в проектно-конкурсную деятельность; реализация образовательных и социальных проектов среди воспитанников ДТД и М и на территории города; развитие волонтерского движения. Волонтеры отряда «Счастливый билет» развернули добровольческую деятельность, получившую высокую оценку  на федеральном и международном уровне.


особенности научно-методической деятельности учреждения; реализуемые проекты;  

инновационная деятельность (тема, описание продуктов, программы, методики, конкурсы, статус инновационной  деятельности, эффекты, полученные от инновационной деятельности);

характеристика инновационных процессов в ОУ ( без оценки качества) основные направления;

реализация национальных образовательных проектов НОИ Наша новая школа, Образование.

1.2.5..Материально-техническая база

Финансовое обеспечение и его источники



Состояние материально-технической базы ОУ  

Сведения о материально-технической базе ОУ и ее состоянии

Количество учебных кабинетов и лабораторий, мастерских, наличие столовой (медицинского, психологического и др.), библиотеки, актового и спортивного залов, стадиона, спортивной площадки.

Фонд библиотеки,( в том числе учебной, методической, научно-популярной, справочной, художественной литературы)

Наличие технических средств обучения Материально-техническая оснащенность образовательного процесса (компьютеры, библиотечный фонд и т.д.).

1.2.6.Охрана жизни и здоровья детей

        В течение 2011-2012 учебного года систематически проводилась целенаправленная работа по охране труда, жизни и здоровья  воспитанников и сотрудников. В  результате  в прошедшем учебном году, не было зарегистрировано случаев травматизма. В Учреждении:

неукоснительно соблюдались общие санитарно-гигиенические условия;          

выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей реализовывались  в полной мере в соответствии

      с тематическим планом работы;

в полной мере выполнялись требования техники безопасности по охране труда;

педагоги в работе с детьми применяют здоровьесберегающие технологии и личностно-ориентированный подход.

1.2.7.Итоги воспитательно-образовательного процесса


Результативность образовательной системы


Результаты воспитательной работы

 Уровень обученности школьников по предметам и по классам за последние три учебных года:

Результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

Данные об успешности выполнения обучающимися срезовых контрольных работ;

Данные об участии обучающихся в предметных одимпиадах, научно-практических конференциях

участие обучающихся в творческих конкурсах и т.п.;

Результативность образовательного процесса (возможные критерии: индивидуальное развитие и учебные достижения учащихся, результаты ЕГЭ и ГИА, участие в олимпиадах и различных конкурсах, участие в реализации социальных. Проектов и т.д.).

Характеристика внеурочной воспитательной системы:

Оценка воспитательной деятельности за последние три года:

Оценка педагогами и родителями состояния и результатов воспитательной работы в образовательном учреждении. Оценка активности обучающихся в жизни школы и и класса.

Данные об обучающихся и семьях, находящихся в социальтно-опасном положении, и о системе профилактической работы с ними.

1.2.8.Традиции

ОУ

      В системе воспитательно-образовательного процесса:

День знаний  «Дворец собирает друзей»;

открытие учебного года в школе раннего развития «Здравствуй школка,  мы пришли!»;

день открытых дверей в клубе «Друг»;

новогодние благотворительные акции волонтеров для детей категории СОП;

организация городских фестивалей «Рождество Христово», « Светлое Христово Воскресение»;

День защиты детей «Здравствуй, лето!»;

Летний лагерь «Дружный двор».

      В трудовом коллективе:

новогодние посиделки;

празднование Дня защитника Отечества;

празднование международного женского дня 8 марта;

участие в городском спортивном мероприятии «Лыжня России»;

участие в спартакиаде работников образования;

организация и проведение весенних субботников.

I.2.9..Конкурентное преимущество  ОУ

1.Профессиональные умения и способности педагогического коллектива организовывать и проводить массовые тематические праздники.  

2.Два направления социально-педагогической направленности:

Школа раннего развития – пользуется  большим спросом у населения города;

Детское движение и волонтерская деятельность – воспитанники  объединения тиражируют свой  опыт работы на федеральном уровне.  В 2011-2012 учебном году  приняли участие в международной конференции в Женеве.

           

I.2.10.Характеристика управляющей системы

Структура управления оОУ сведения об администрации и особенностях управления. Система управления ОУ (как изменилось количество работников и качество их работы, как менялся функционал, органы общественного управления). (таблица в том числе)

I.3. АНАЛИЗ И ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МОУ ДОД ДТД и М 2008 -2012 г.г.

       В процессе работы над Программой  Развития 2008 – 2012г.г. коллектив МОУ ДОД ДТД и М     стремился реализовать     цель  ….

  О результатах выполнения поставленных целей и задач можно судить по ниже представленному анализу:

Проблема

Пути решения, задачи

Ожидаемый результат

Результат

Дальнейшие действия по решению данной проблемы

Что сделано

Что не удалось Причины

1

2

3

4

5

6

1.Система управления

 

2.Кадровая политика

3.Материально-техническая база

4. Социальный заказ

5. Методическая служба. Инновационная деятельность

6.Воспитательно-образовательный процесс

7. Реализация государственных образовательных проектов

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ

ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ КАЖДОГО КОНКРЕТНОГО ОУ НЕВОЗМОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ БЕЗ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО АНАЛИЗА ЕЁ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  Цель это не только образ желаемого результата, но и результата возможного.

 Поэтому раньше, чем будут определены актуальные потребности и найдены возможности их удовлетворения, цель сформулированной быть не может. Могут быть желания, намерения, потребности и т.д., но не цели.

В результате анализа должно быть  ясно, что требуется изменить, чтобы  ОУ в будущем могло лучше, чем в настоящем выполнять свои функции.

 Степень конкретности ответа на этот вопрос должна быть достаточной для перехода к поиску идей решения проблем.

           Чтобы усилия по реализации программы дали максимально  полезный эффект,   на вопрос «что нужно изменить?» нужно ответить так, чтобы выделить  наиболее значимые проблемы,  т.е. такие решение которых даст максимально полезный эффект.

        Базовые данные о микросоциуме  ОУ вносятся затем в информационную справку об  ОУ.

А констатация выводов о развитии общей ситуации и примерного социального  заказа на обозримое будущее в краткой форме вносится в текст программы. Развития.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В  ОУ ДОЛЖЕН ОБЕСПЕЧИВАТЬ: полноту и операциональность выделения значимых проблем;

конкретность определения проблем ( уровень структурированности проблем должен быть таким, чтобы можно было переходить к поиску идей их решения без дальнейшего расчленения проблем на более мелкие части;

обоснованность оценок значимости выделенных проблем;

Прогностичность анализа -  это ориентированность анализа не только на требования настоящего, но и прогнозируемого будущего (обычно анализ начинают со сравнения того, что хотят достичь

 с результатами последнего года ( это так сказать анализ статистики). А сравнивать нужно желаемое с тем, что достигнуто и с тем что нужно получить в будущем, т.е. учитывая тенденции развития общества и школы

Анализ состояния и прогноз тенденций изменения значимой для  УДОД  внешней социальной среды


 

Основные направления стратегии социально-экономического развития города, района;

Положение ОУ в районной системе образования;

Что относится к широкой социальной среде нашего ОУ?

Как она влияет на    ОУ и как эти влияния могут измениться?

Что относится к ближайшей непосредственной среде нашего ОУ?

Какие субъекты,  источники социального заказа  ОУ имеют место?

Данные анализа и прогноза.  

данные об анализе и прогнозе изменений внешней среды и социального заказа школы;

Выводы об условиях жизнедеятельности  ОУ и главных влияниях среды на  ОУ в будущем..

Базовые данные о микросоциуме школы вносятся затем в информационную справку о школе. А констатация выводов о развитии общей ситуации и примерного социального  заказа на обозримое будущее в краткой форме вносится в текст программы Развития.

Анализ состояния и прогноз тенденций изменения образовательных потребностей, адресуемых  УДОД социального заказа


 

С каким социальным заказом сталкивалось ОУ в прежние годы? Как она с ним  справлялась?

Какие новые источники социального заказа появились в последнее время?

Какие образовательные запросы предъявляют сегодня ( и могут предъявить в ближайшем будущем) разные заказчики?

На какие ( и чьи?) образовательные потребности школа должна ориентироваться в первую очередь и почему?

Перспективы и проблемы развития городской, районной системы образования в контексте стратегии социально- экономического развития;

описание образовательных интересов, потребностей детей, родителей, социума

Данные анализа и прогноза.

Выводы об исходном социальном заказе

данные об анализе состояния и тенденции изменения системы,

Базовые данные о микросоциуме школы вносятся затем в информационную справку о школе. А констатация выводов о развитии общей ситуации и примерного социального  заказа на обозримое будущее в краткой форме вносится в текст программы Развития.

Анализ состояния и прогноз тенденций изменения ресурсных возможностей внешней среды  УДОД в свете нового социального заказа


Анализ состояния и прогноз тенденций изменений в ресурсном обеспечении  УДОД

Соотнесение нового заказа и ресурсных возможностей  ОУ по его выполнению.

Учебный план учреждения, регламентирующий образовательный процесс.

Описание особенностей организации образовательного процесса, преемственности уровней содержания образования, форм организации деятельности, педагогических технологий, системы промежуточной и конечной аттестации детей.

Психолого-педагогическое и методическое обеспечение реализации в учреждении образовательных программ дополнительного образования детей.

Управление реализацией программы через мониторинг.

Выводы о социальном заказе, принимаемом к исполнению

Данные анализа и прогноза

Анализ и оценка достижений передового опыта, конкурентных преимуществ  УДОД за период, предшествовавший нынешнему инновационному циклу развития


Статистический анализ деятельности ОУ

оценка состояния педагогического процесса и условий для его развития;

Анализ и оценка достижений и конкурентных преимуществ  ОУ.

Данные анализа и оценки.  

Вывод о главных достижениях школы за   прошлые годы и достоинствах лежащих в их основе

Данные о достигнутых результатах, сильных сторонах, конкурентных преимуществах.

всей ценности ориентировки анализа школы на ее проблемы не менее важно выявить в анализе позитив:

достижения школы;

сильные стороны в ее деятельности;

элементы передового опыта;

точки роста;

свои конкурентные преимущества.


      Этот анализ помогает сосредоточить внимание на таком важном   вопросе, как выявление индивидуальности школы.

    О пользе анализа результатов «в плюсе» приходится специально напоминать потому, что, как нередко выясняется, многие коллективы ничего толком не могут скачать о том, что же в история школы является предметом их законной гордости, от какого своего наследия ни в коем случае не надо отказываться, вступая на путь развитии.

Логика анализа


при проблемном анализе после фиксации достигнутых результатов следует один вопрос: «Что в этих результатах нас сегодня уже не удовлетворяет и должно быть изменено?», а при анализе достижений ОУ другой вопрос: «Какими из этих результатов мы вправе гордиться?»

  Даже если вчерашние результаты в завтрашних условиях потеряют свой блеск, это не отрицает  необходимости отметить собственные достижения.

1.Какие результаты можно «записать себе в актив» поднимаются и учитываются данные успеваемости за ряд лет, поступления выпускников школы в вузы, результаты олимпиад и конкурсов и т.п.

2.Благодаря каким образовательным процессам и связям между ними достигнуты эти результаты выявляются наиболее сильно преподаваемые предметы, успехи в межпредметной интеграции, в связях обучения и воспитания, основного и дополнительного образования и т.д.

3.Благодаря каким ресурсам стало возможным эффективное построение образовательных процессов методично выявляются такие факторы успеха, как высокий профессионализм и мотивированность конкретных педагогов, сплоченность коллектива, развитая учебно-материальная база, удачные разработки в сфере нового содержания образования по ряду предметов и т.д.

4.Благодаря каким успехам в обеспечивающей деятельности удалось добыть и ввести в действие эти ресурсы?

5.В какой мере достигнутые результаты были обеспечены эффективной работой системы внутришкольного управленияотмечаются оправдавшие себя структурные построения аппарата управления, разумная технология и стиль планирования, организации, руководства, контроля и т.д.


       Помимо психологического (и даже психотерапевтического) смысла анализ достижений способствует и накоплению коллекции сильных аргументов для различных инстанций, которые могут решать вопросы обоснованности планов, проектов и амбиций школы. Поэтому материалы обсуждения в рамках этого микроэтапа могут включаться:

а)        в информационную справку о школе (в весьма краткой форме);

б)        в специальный раздел программы, говорящий о том, с чем школы подошла к нынешнему этапу развития;

в)        в концепцию новой школы как обоснование выбора новой модели школы (кстати, другим источником такого обоснования служат данные социального заказа населения).


Анализ и оценка инновационной обстановки в школе, инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста

Анализ и оценка инновационной среды и потенциала  ОУ.

Прогноз отношения к изменениям со стороны работников  ОУ и его партнеров.

Данные анализа и оценки.

Выводы о возможности развития  ОУ, «точках роста», о силах поддержки изменений в  ОУ  и силах сопротивления новому.

Действия руководителя  ОУ по расширению сил поддержки нововведений в  ОУ.

Расширение базы для успешного развития ОУ.  

Статистический анализ деятельности ОУ

оценка состояния педагогического процесса и условий для его развития; ;

Описание инновационных процессов в учреждении и экспериментальной деятельности.

SWОТ - анализ потенциала развития ОУ;

Проблемно-ориентированный анализ состояния  УДОД,  ключевые проблемы  и их причины

Использование метода проблемно- ориентированного анализа:  чтобы обеспечить нужные, полезные, устойчивые изменения (изменения к лучшему), необходимо прежде всего знать:

1)что мы понимаем как необходимое, желаемое требуемое будущее что для нас является требуемым в будущем результатом жизнедеятельности школы, научно-методической работы в школе)?

2)каковы реальные результаты жизнедеятельности пашей школы (научно-методической работы) сегодня в свете этих требуемых будущих результатов?

Разрывы между РЕЗУЛЬТАТАМИ ОУ (научно- методической работы), ТРЕБУЕМЫМИ В БУДУЩЕМ, И ЕЕ РЕАЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ понимаются в контексте стратегического планирования как ПРОБЛЕМЫ.

развитие школы, научно-методической работы в школе, их движение к прогрессу есть не что иное, как выявление и решение проблем.

  логика анализа проблем


       Анализ проблем ОУ или уже — научно - методической работы проводится от конца (то есть результатов как следствий) к началу (то есть к процессам и условиям как причинам).  

    В ходе анализа действующие лица ищут ответы на  следующие основные вопросы:

1.Какие реальные результаты школы (научно- методической работы в школе) не удовлетворяют нас в свете завтрашних требований и должны быть изменены (в итоге выявляются разрывы между требуемым и реальным, то есть собственно проблемы)?

2.Из-за каких дефектов процессов, протекающих в школе (в научно-методической работе), возникли эти проблемы? Что надо изменить в этих процессах, в их качествах, содержании, методах, средствах, формах, чтобы обеспечить достижение требуемых результатов?

3.Недостаток, каких условий и ресурсов объясняет выявленные дефекты процессов, происходящих в нашей школе (научно-методической работе)? Что необходимо изменить в ресурсах и в деятельности по ее ресурсному обеспечению, чтобы обеспечить требуемое качество процессов школы (научно- методической работы) и ее результатов?

4.Какими недостатками в управлении школой (научно-методической работой) можно объяснить существующие дефекты в ресурсном обеспечении и образовательном процессе, a laK'e irum>sn>te проблемы? Что надо изменить в управлении, чтобы  устранить выявленные дефекты и решить проблемы?


     Итогом этой напряженной и нелинейной («челночной») работы является выстраивание первичного комплекса проблем школы (научно-методической работы) и  их причин, с которыми затем идет большая работа вплоть до перехода от проблем к стратегии изменений в школе с научно-методической работе).

     

 В результате анализа должен быть очерчен список   важнейших проблем результатов деятельности школы (научно -методической службы) и главных причин, объясняющих существование этих проблем. Если анализ проведен правильно, то от его результатов легко перейти к определению необходимых управленческих решений и  планированию дальнейшей работы


Если этих ошибок удается избежать, можно рассчитывать на то, что происходит именно анализ проблем, который может быть более или менее близок к идеалу — в зависимости от того, удается ли:

избежать сумбурного перечисления проблем (проблемного месива);

выстроить их структуру;

приоритетность;

последовательность решения.

       Результаты проблемного анализа в виде ранжированного перечня приоритетных проблем школы вносятся в соответствующий раздел текста программы.


проблемы в развитии ОУ и возможность их решения.

выделение проблем, на которые направляются усилия по их разрешению

Проблемный анализ состояния дел в  ОУ.

Система ключевых проблем  ОУ и их причин в виде упорядоченного перечня.

результаты проблемно-ориентированного анализа  ОУ;

совокупность приоритетных проблем школы.

Всякая программа развития  ОУ в конечном итоге ориентирована на решение одной общей проблемы  - повышение качества образования Но в таком абстрактном виде  проблему решать нельзя.

В каждом случае её надо конкретизировать и структурировать, т.е. представлять в виде совокупности связанных между собой частных проблем, решая которые можно получить решение общей проблемы.

Задача анализа состоит в том, чтобы конкретизировать и структурировать общую проблему. Обеспечивая тем самым возможность её решения по частям.

Схема анализа предполагает движение «от конца к началу»        т.е. выявление того, что не удовлетворяет в результатах работы школы, к недостаткам учебно-воспитательного процесса, порождающего недостатки в результатах, а затем к недостаткам в условиях, определяющих дефекты  учебно-воспитательногго процесса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО АНАЛИЗА  МОУ ДОД ДТД И М.

СОВОКУПНОСТЬ ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОБЛЕМ

Блок

Проблемы

Цель, задачи

Пути решения

Ожидаемые результаты 

1

2

3

4

5

Система управления

Кадровая политика

Научно-методическая деятельность и

воспитательно-образовательный процесс

Финансово-экономическая политика и материально-техническая база МОУ ДОД ДТД и М

6.Реализация Государственных образовательных проектов

III. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МОУ ДОД ДТД и М КАК СИСТЕМЫ

  Концепция должна представлять собой структурированную совокупность идей, описывающих и обосновывающих новую модель ОУ (которую предполагается построить с помощью реализации программы  развития).  

Концептуальный проект) желаемого будущего состояния школы как системы:

Концепция  - это система взглядов на развитие своего образовательного учреждения. Концепция развития ДОУ рассматривается как совокупность мер по его обновлению в результате развития

Идея:

Изложение базовых ценностей коллектива школы, его философии.

  Четко сформулированные ценности школы могут быть источником ее привлекательности для будущих учеников и родителей. Задачи культивирования ценностей, воплощения их в традициях школы могут быть выделены как специальные задачи при развитии школы

Базовые ценности школы, ее философия — сфера   интимная, тонкая и индивидуальная,  предлагать по этому элементу концепции жесткие рекомендации просто невозможно.

В основе школьной философии обязательно лежат – общие представления о        человеке и его предназначении, на основе которых выстраивается образ ребенка, детства. Исходя из представлений об этом, школа пытается определить место и роль образования и школы в становено и развитии ребенка.

Базовые ценности школы конкретизируются во всех последующих частях ее концепции (и всей программы).Самое главное и самое трудное  - это обеспечение соответствия реального наполнения образовательной системы школы и ее образовательной среды заявляемым ценностям, так как в противном случае они остаются пустой декларацией.

приоритеты дополнительного образования;

Формулировку миссии, предназначения школы.

        Миссия учебного заведения

- это  обоснованное, добровольно принятое  коллективом и согласованное с органами управления образованием решение:

о предназначении школы;

о приоритетных образовательных потребностях, на удовлетворение которых она работает;

о характере контингента учащихся;

уровне и спектре предлагаемых образовательных услуг.

Школа может определить свою миссию – не только по отношению к учащимся, но и по отношению:

к обществу,

микросоциуму,

педагогическому

и вспомогательному персоналу.

Миссия во многом предопределяет

общую направленность развития школы;

характер и тематику осуществляемых инноваций (например, адаптивной школе с весьма разнообразным контингентом детей и разными потоками приходится продумывать и пути работы с одаренными детьми, и пути организации компенсирующего обучения для наименее подготовленных).

Переход школы к определению своих индивидуальных миссий

- является одним из значительных проявлений развития разнообразия в образовании, а значит – общего роста его потенциала.

Самодеятельность в выборе миссии

- не должна наносить ущерб образовательным интересам населения и самих школьников

Образ (ы) подготовки выпускника школы, качества его образования

Образ (подготовленность) выпускника

- это еще не цель обучения. Конкретные цели  следует ставить (по возможности совместно с учащимися) не «до и помимо» взаимодействия с ребенком, а именно в ходе педагогического диалога, с учетом индивидуальных потребностей и реальных учебных возможностей школьников.

На уровне общего образа выпускника  

- принципиально важные для школы, вытекающие из ее базовых ценностей и миссии, свойства подготовленности выпускника,      его воспитанности, развития, состояния здоровья   смогут послужить основанием для проектирования образовательной политики школы, отказа от подходов, явно противоречащих общей линии развития школы.

     Если реальные возможности образовательной системы в новой школе в главном будут обеспечивать выход на ориентиры модели (или разных для разных учебных потоков моделей) подготовки ученика, можно говорить об успехе проектирования.

      Для того чтобы модели выпускника могли выполнить свою ориентирующую и координирующую роль по отношению к школьному сообществу, следует учесть некоторые рекомендации:

  Проектируемый уровень подготовленности питомца школы полезно бывает соотнести

с действующим образовательным стандартом (в

      целом и по отдельным циклам и областям знаний);

с уровнем, достигнутым школой в прежние годы;

с уровнем школ аналогичного типа и вида;

для школ «повышенного типа» - с уровнем

      обычной массовой школы.

Не избегая (там, где это возможно и уместно) количественного представления будущих результатов (когда, например, школа указывает процент учащихся, которые по проекту смогут поступить в вуз сразу по окончании школы)

- следует сделать акцент на качественной стороне предлагаемого образования: говорить не о полном перечне предлагаемых к усвоению сведений, а   о качествах (важнейших свойствах, характеристиках) знаний и умений, которые должны развиваться у школьников.

-  сформулировать приоритеты школы в развитии воспитанности, психических способностей, креативности, здорового образа жизни.

Основные «параметры» подготовленности выпускника школы излагаются исходя из приоритетности тех или иных функций, определяемой миссией школы

Если главными считаются не знания и умения, а, например, способности к свободному самоопределению, способности и умения творческой деятельности, развитие теоретическою мышления, навыки социального поведения и общения, это, естественно, отразится в описании образа выпускника.

Помимо образа выпускника школы, полезно спроектировать также аналогичные модели для начального и основного образования.


Изложение и обоснование главных принципов жизнедеятельности новой школы, ее функционирования и развития.

Ясность миссии школы, желаемого уровня качества образования позволяет перейти к формулированию основных принципиальных подходов к образовательной деятельности, способных привести к осуществлению намеченного. Эти подходы выступают также как конкретизация общих педагогических ценностей коллектива.

     При формулировании принципов организации жизнедеятельности школы советуем   избежать декларативности и неконкретности. Если, например, мы читаем в программе развития, что школа строит образовательный процесс на демократических принципах, то это еще мало, о чем говорит, так как эти принципы допускают весьма широкое и неоднозначное толкование и понимание.


Обоснование индивидуальной модели школы, ее важнейших особенностей, преимуществ и соотнесение ее с имеющимися типовыми моделями общеобразовательных учреждений.

       Рассмотренные до сих пор структурные элементы концепции новой школы уже достаточны для того, чтобы «нарисовать» общий образ создаваемой модели школы. На следующем шаге важно «озвучить» этот образ, обосновать выбор индивидуальной модели школы, соотнести его с имеющейся номенклатурой типов и видов образовательных учреждений.

     Так, например, школа может утверждать, что для реализации ее миссии должна быть создана модель школы, имеющая какую-то принципиальную направленность. Эти ее качественные особенности соответствуют многопрофильной гимназии. В принципе, конечно, возможен и иной путь, когда школа сразу строится под определенный законодательно утвержденный тип (вид) учебного заведения. Однако в этом случае очень часто собственная творческая проектировочная деятельность уступает место «подгонке» своего видения под имеющиеся нормативные положения.

    Возможно, через какое-то время у нас в стране сформируется более широкая и разумная (т.е. опирающаяся скорее на реалии жизни и потребности населения, чем на создание удобств для инстанций, принимающих решения в условиях хронического дефицита средств на образование) номенклатура видов школ. Пока же мы видим, как лучшие школы, не вписывающиеся в рамки имеющихся типовых положений, вынуждены всячески исхитряться при определении собственного статуса и уставного наименования.


      Выбор того или иного вида школы желательно обосновать, с одной стороны, имеющимися потребностями, социальным заказом населения и мнениями самих школьников, а с другой — возможностями, прежними достижениями школы.

6.Концепцию образовательной системы школы:

концепцию контингента учащихся и порядка его набора, приема;









концепцию структуры образовательной системы;




концепцию значения и взаимодействия подсистем обучения и внеучебной работы, основного и дополнительного образования в образовательной системе школы;











концепцию образовательной среды школы;








концепцию задач, содержания, организации, технологии обучения;







концепцию задач, содержания, организации, технологии внеучебной воспитательной работы.



Имеется

Предполагается


При формулировании концепции образовательной системы школы особого внимания заслуживают следующие моменты:

При описании контингента будущих учащихся  ОУ необходимо:

раскрыть процедуры, порядок прием учащихся (что особенно важно, если набор

      идет по конкурсу);

типы и характер потоков, на которые разбиваются учащиеся;

показать, что будет происходить с детьми, не  освоившими полный курс школы, как они

       смогут продолжить образование;

если при поступлении в школу происходит  установление договорных отношений с семьей

      школьника, это тоже стоит  отметить.

Структура новой школы дается

- с кратким обоснованием, а также с указанием назначения каждой из ступеней и необходимой связи, преемственности между ними.

отнесение школы к тому или иному типу и виду образовательных учреждений, исходя из ее миссии и моделей выпускника;

Во избежание упреков в невнимании к вопросам воспитания, либо   переоценке значения воспитательной  системы школы

- необходимо с опорой на миссию школы четко обозначить, какую роль играют в новой модели подсистемы обучения и внеурочной воспитательной работы, а также показать их взаимосвязь в решении педагогических задач.


Концепция новой образовательной системы, включающая характеристику главных свойств, направленности образовательного процесса и среды, подходы к содержанию, технологии, структуре и организации образования в обучении и внеучеб-ной воспитательной работе; . Характер будущего образовательного учреждения:

- структура нового и модернизированного ОУ;

- новые или модернизированные образовательные программы основного и дополнительного образования;

- новые подходы, способы, схемы, организации учебного процесса;

        - описание новых технологий, методик обучения, воспитания и развития учащихся;

        - характеристика дополнительных услуг.

Если в коллективе школы осознали, что для развития личности ребенка образовательная среда играет не меньшую роль, чем образовательные процессы

 - в концепции будут заданы важнейшие характеристики такой развивающей, воспитывающей, свободной, комфортной, гибкой, многообразной и т.д. образовательной среды. В качестве иллюстрирующих приложений могут быть приведены проекты нового оформления школьных интерьеров, кабинетов и т.д.

концепция школьного сообщества, его важнейших свойств и характеристик, социально-психологического климата и организационной культуры в новой школе;

При описании концепций обучения и воспитания в новой школе важно помнить, что здесь важны не подробности, а принципиальные подходы

важно идти от общих принципов организации обучения к главным характеристикам его содержания;

к ключевым технологиям и организационным решениям;

прежде чем приводить новые варианты учебного плана школы, важно дать характеристику принципов его построения, отбора содержания, его распределения между областями знаний и годами обучения.

в концепции важны общие подходы к составлению новых учебных программ, а не сами тексты программ (последние могут быть даны в приложениях к программе развития).

При описании концепций обучения и воспитания в новой школе важно помнить, что здесь важны не подробности, а принципиальные подходы

важно идти от общих принципов организации обучения к главным характеристикам его содержания;

к ключевым технологиям и организационным решениям;

прежде чем приводить новые варианты учебного плана школы, важно дать характеристику принципов его построения, отбора содержания, его распределения между областями знаний и годами обучения.

В концепции важны общие подходы к составлению новых учебных программ, а не сами тексты программ (последние могут быть даны в приложениях к программе развития).

7.Концепцию ресурсов, необходимых новой школе:

концепцию учителя новой школы;









концепцию педагогического коллектива;


концепцию инфраструктуры;



концепцию материальной базы;



концепцию финансовых ресурсов.

Ресурсы новой школы

       Описание в концепции необходимых ресурсов предостережет от нереальности при проектировании новых моделей образования. Важно не упустить из вида нацееность ресурсов на создание благоприятных внутренних условий жизнедеятельности школы:

организационно-педагогических,

социально-психологических,

бытовых,

материальных,

санитарно-гигиенических,

эстетических, пространственных

и временных.







8.Концепцию внешних связей.

9. Концепцию обеспечения школы необходимыми ресурсами (она включает кадровую, методическую, исследовательскую, экспериментальную, экспертную, разработческую, снабженческую, финансовую, предпринимательскую и другие важные для данной школы виды обеспечивающей деятельности, а также образ субъектов, участвующих в ней).

Что может содержать концепция методической, исследовательской, разработческой деятельности с учетом того, что конкретные направления и задачи предстоящей деятельности относятся к следующему разделу программы развития — стратегии перехода к новой школе? По-видимому, речь может идти только о значении и месте тех видов деятельности в политике школы, об их субъектах, участниках и организационной структуре, а также главных принципах, подходах.


Наиболее массовая ошибка – это прямой переход к структуре новой школы без предварительного определения типа нового образовательного учреждения, его миссии (конкретного предназначения).

В характеристике нового управляемого объекта, когда приводят новый учебный план, новые или модернизированные программы, необходимы специальные объяснения, где четко названы все элементы новизны, то есть ответ на вопрос: “Чем новый план и программы отличаются от традиционных?”.

Во всех концепциях просматривается тенденция к расширению и углублению содержания образования, что требует дополнительного времени

Но ничего не говорится о способах ликвидации перегрузки учащихся, очень редко используется такое эффективное, хотя и трудоемкое средство, как “лист согласований”, которое позволяет обеспечить межпредметную координацию учебного материала, убрать повторяющиеся в разных предметах темы.


концепция ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения и функционирования новой школы, систем ресурсообеспечивающей (финансовой, материально-технической, кадровой, программно-методической, исследовательской, нормотвор-ческой, информационной и др.) деятельности и внешних связей школы;

10.Концепцию системы управления новой школой:

концепцию принципов, общей ориентации управления;


















концепцию функций, содержания управления;

концепцию организационной, структуры управления;

концепцию технологии управления, механизмов управленческой деятельности.

Проект новой системы управления


 Вместе с другими руководителями школы и активом  учителей ЗПН предварительно проводит изучение  мактериалов о деятельности системы управления и с учетом этих  исследований (а также проблемного анализа результатов управленческой деятельности) организует проектирование новой системы управления,

    В первую очередь определяется общая ориентация системы управления, те свойства, которыми она будет  отличаться от других. Набор этих свойств должен быть нацелен на обеспечение реализации идей новой модели управляемого объекта, которая к тому времени будет уже  сформирована.

    Затем на основе коллективного анализа потребностей новой школы в управлении, с учетом создаваемых в ней новых субъектов, структурных подразделений, новых партнеров во внешней среде и т.д. коллективно определяется конкретный набор приоритетных функций системы управления (по обеспечению функционирования и развития школы); пример такого набора предложен нами ранее.

     Исходя из необходимых функций, определяется состав управляющей системы школы, необходимые должностные посты и коллегиальные органы, связи между ними, их взаимоподчинение, обязанности, сферы компетенции, полномочия и ответственность, порядок их взаимодействия и необходимые для работы ресурсы ; (логика этой работы описана нами применительно к должности самого ЗПИ в предыдущей главе). После , этого «прописываются» наиболее важные для управленцев приоритетные технологии управленческой деятельности. В качестве приложений к программе развития можно привести различные схемы, характеризующие новую модель управления школой.


Концепция новой управляющей системы школы, включающая характеристику ключевых свойств управления, его функций (содержания), технологий (логики, методов, средств, инструментов) и организационных 

Проект новой системы управления создается на основе уже полностью разработанного проекта нового (модернизированного) учреждения и содержит:

- новую или модифицированную организационную структуру системы управления, где показаны все субъекты управления;

- новый или обновленный, обязательно соответствующий новой структуре управления  перечень всех персональных и коллективных органов управления;

- новые методы управления, в т.ч., управления инновациями.

IV.СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПЕРЕХОДА МОУ ДОД ДТД и М В НОВОЕ СОСТОЯНИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ

Цель:

Задачи:

Этапы:

Стратегия и тактика перехода (перевода)  УДОД  в новое состояние


Цели и задачи программы развития 


ЦЕЛЬ ЭТО НЕ ТОЛЬКО ОБРАЗ ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА, НО И РЕЗУЛЬТАТА ВОЗМОЖНОГО.


  ЦЕЛЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ  ТОЛЬКО ТОТ  ОБРАЗ ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА, КОТОРЫЙ ЗАДАН ОПЕРАЦИОНАЛЬНО:
-
Результат сформулирован, назван, представлен настолько конкретно ( т.е.охарактеризован количественно или описан качественно),  что  его достижение можно проверить, сравнить цель и результат;

- Названо время достижения цели.

- Если хотя бы одно из названных  требований  отсутствует, значит, используемое понятие целью не является, а является намерением,  направлением стремления, приложения сил и тп.


стратегия перехода, основные направления, этапы, задачи осуществления инноваций и достигаемые рубежи;

описание конкретных целей школы на первых шагах цикла развития;

конкретный (тактический и оперативный) план действий по реализации программы.


Стратегия перехода


   Итак, теперь из трех важнейших два момента программы развития (образ нынешнего состояния школы и образ ее желаемого будущего состояния) налицо. Остается самое главное и трудное: определить стратегию (а за тем и тактику) перехода от первого ко второму. Мысленное вычитание из модели новой школы того, что мы имеем на сегодняшний день, помогает составителям  программы увидеть поле будущей инновационной, преобразовательной деятельности: что необходимо демонтировать, что перестать делать, что возродить, что создать  заново, что делать иначе, чем прежде? При этом желательно избежать сумбура, «навала», бессистемности: надо  выстроить все необходимые нововведения, инновационные проекты по значимости, определить основные направления развития, этапы движения, главные рубежи, т.е. стратегию развития школы.        

        Здесь же в качестве основных задач уже появляются конкретные новые учебные программы, которые надо разработать и апробировать, учебные пособия, педагогические технологии, вновь создаваемые подразделения (в том числе, управленческие), конкретные шаги по развитию ресурсного обеспечения школы и т.д. Здесь же могут быть определены важнейшие темы методической, исследовательской, разработческой, экспериментальной деятельности.

   Впоследствии при составлении операционального плана действий все эти задачи должны будут «обрасти» конкретными действиями, получить своих исполнителей, нормативные сроки выполнения, необходимые средства (ресурсы).



НАЛИЧИЕ ТАКОЙ МОДЕЛИ ДАЕТ  УВЕРЕННОСТЬ, РУКОВОДИТЕЛЮ, ЧТО  ОН ЗНАЕТ:

какой конечный результат должен быть получен    к определенному моменту времени;

 какие действия, кто и когда для этого должен совершить;

 что этих действий достаточно будет для достижения желаемого результата.

Задачи 

Условия 

Организацио

нные 

Кадровые 

Научно

методические 

Материально-

технические 

Финансовые 

Мотивацион

ные 

Нормативные 

1 

2 

3 

4 

5 

6 

7 

8 

Направления

 и задачи

что? 

Действия

(мероприятия)

как? 

Место

проведения

где? 

 Сроки

проведения

Ответственный

исполнитель

кто?

Объем

финансирования

сколько средств?

начало

окончание

когда? 

1

2

3

4

5

6

I этап (2012 – 2013 гг.) – подготовительный

Система управления 

Кадровая политика

 

 

Материально-техническая база

Социальный заказ

Методическая служба. Инновационная деятельность

Воспитательно-образовательный процесс

II этап (2014 – 2015 г.г.) – организационно-внедренческий

Система управления

 

 

Кадровая политика

Материально-техническая база

Социальный заказ

Методическая служба. Инновационная деятельность.

Воспитательно-образовательный процесс 

III этап (2016 г.) – аналитико-обобщающий

1.Анализ и оценка эффективности  реализации программы развития МОУ ДОД ДТД и М г. Волжска за период 2012 – 2016 гг.

2.Корректировка и завершение моделирования системы развития МОУ ДОД ДТД и М г. Волжска.

3.Разработка Программы развития учреждения на новый период. 

ИТОГО сумма внебюджет

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложения.

Инструментарий

Средства достижения целей и реализации задач.

Под каждую задачу составляется своя целевая программа или проект.

Учебный план учреждения, регламентирующий образовательный процесс.

Описание особенностей организации образовательного процесса, преемственности уровней содержания образования, форм организации деятельности, педагогических технологий, системы промежуточной и конечной аттестации детей.

Психолого-педагогическое и методическое обеспечение реализации в учреждении образовательных программ дополнительного образования детей.

Управление реализацией программы через мониторинг.

Задачи 

Условия 

Организацио

нные 

Кадровые 

Научно

методические 

Материально-

технические 

Финансовые 

Мотивацион

ные 

Нормативные 

1 

2 

3 

4 

5 

6 

7 

8 

ЛИТЕРАТУРА  

Лазарев В. С, Поташник ММ. Как разработать программу развития школы: Методические рекомендации. - М.: Новая школа, 1993.

Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. ММ. Поташника и Л.С. Лазарева. — М.: Новая школа, 1995.

Поташник ММ. Инновационные школы России: Опыт программно-целевого управления. — М.: Новая школа, 1996.

Моисеев А М., Моисеева ОМ. Заместитель директора школы по науке. Новая должность в современной школе: предназначение полномочия, технология деятельности: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника. — М.: Новая школа, 1996.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методичесая разработка «Вводное занятие» по программе «Развитие вокально-хоровых навыков у детей среднего хора»

Цель методической разработки: Создание условий, способствующих развитию у детей интереса к хоровому пению и повышению их эмоциональной и музыкально-творческой активности.Занятие ориентировано на...

Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития двигательной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью.

В разработке индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития двигательной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью предложен материал  для учителей физической культуры , котор...

Конспект обучающего семинара для методистов, учителей, ПДО на тему «Методическая продукция в образовательной организации: типы, виды, алгоритм разработки, требования к оформлению»

Развитие современной педагогики невозможно без создания новых методик. Расширение спектра образовательных услуг в сфере общего и дополнительного образования детей, разработка новых общеразвивающих про...

Технология разработки концепции дополнительной общеразвивающей программы

В статье раскрываются важные вопросы составления и оформления дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Цели и задачи программ, принципы, на которых строится составление программ, д...

Технология разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА-это нормативный документ, отражающий целевые установки учебного курса, объем, содержательную характеристику курса, логику его построения, а...

Методическая разработка "Технология разработки и оформления дополнительной общеразвивающей программы"

Описание технологии разработки и оформления дополнительной общеразвивающей программы для педагогов дополнительного образования...

Презентация: Технология разработки и оформления дополнительной общеразвивающей программы

Презентация:  Технология разработки и  оформления дополнительной  общеразвивающей программы для педагогов дополнительного образования...