программа по народному пению "Калинушка" ПДО Барабаш Виктории Валерьевны
рабочая программа по теме
Столетиями летят над Россией народные песни. Именно они помогают питать наши души любовью к родной земле, они формируют уважение к традициям и обрядам наших предков. Нынешнее поколение мало знает об истории своего народа, его традициях и обрядах,мало знает народных песен. А ведь пение - это хорошее средство воспитания и обучения учащихся в духе патриотизма, нравственности и гордости за свою малую Родину.
Цель программы: возрождение обычаев, традиций, песеннного богатства Кубани. Программа расчитана на 3 года обучения. Систематические занятия по данной программе позволяют учащимся развить свои вокальные и художественно- творческие способности, раскрыть себя как творческую личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kalinushka_na_144_chasa.docx | 42.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Калинушка»
Тип программы: модифицированная
Продолжительность освоения: 3 года
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Педагог дополнительного образования:
Барабаш Виктория Валерьевна
Ст. Холмская, Абинский район
Пояснительная записка.
В России трудно найти более песенный край, чем Кубань. Столетиями летят над краем, над хуторами и станицами народные песни. Народные песни – это река времени, питающая наши души, нашу добрую память. С годами эта река поиссякла, юное поколение не знает многих традиций, обрядов и песен, а пение – хорошее средство воспитания и обучения школьников в духе патриотизма, нравственности и гордости за свою малую Родину.
Такие вопросы: человек и природа в народной песне, значение обряда, история народа в его песнях, патриотизм и нравственность – все эти темы найдут отражение в данной программе.
Цель :
возрождение обычаев, традиций, песенного богатства Кубани.
Задачи :
1. Познакомить учащихся с музыкальной грамотой.
2. Научить петь в унисон и чисто интонировать.
3. Посредством слушания и разучивания песен изучать историю
казачества.
4. Воспитывать у детей любовь к родному краю, развивать
патриотические и нравственные качества, такие как верность, храбрость, трудолюбие, добро; научить уважать историю и культуру своего народа.
Основной формой работы являются учебные занятия. Во время обучения дети знакомятся с музыкальной грамотой, историей казачества, песенным фольклором и песнями, имеют возможность творческого самовыражения.
По окончании первого года обучения учащиеся должны:
Знать:
Азы теории музыки (мелодия, лад, ритм, темп, динамика, звуковедение);
Считалки, дразнилки, игровые припевки;
- Песенные жанры (лирические, хороводные, походные, свадебные, исторические, трудовые)
- Посевные, жнивные песни.
Уметь:
- определять на слух лад;
- повторить ритмический рисунок;
Исполнить колыбельные песни и потешки («чукыкалки») кубанских казаков;
Исполнять считалки, дразнилки, игровые припевки;
Исполнять детские колядки и щедровки, посеванки;
Исполнять масленичные песни;
Исполнять русские народные песни и казачьи песни.
- Исполнять песни летнего и осеннего сезона;
По окончании второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
- Кубанских композиторов и кубанских поэтов, их творчество;
Основные календарные праздники;
Рождественские песни;
Хороводные песни;
Пасхальные хороводы и игры;
- Песни о Родине;
- Народные песни и народные игры.
Уметь:
Исполнять фольклорные тексты Ой, здравствуйтэ вам (Мы ны самы йдэм – вождение козы; Мыланка ходыла и Ой, учора из вэчора – вождение Мыланки и Васыля,;
Исполнять пасхальные песни и игры, фрагменты народно-театральных представлений;
Исполнять песни о Родине;
Исполнять народные песни и народные игры;
Исполнять песни кубанских поэтов и композиторов.
- Исполнять движения игровых хороводов и хороводных песен.
По окончании третьего года обучения учащиеся должны:
Знать:
- Походные песни, песни о боях и сражениях;
- Бытовые, лирические и плясовые песни кубанских казаков;
Обрядовые песни и обряды кубанских казаков;
Уметь:
Воспроизводить песни, исполнявшиеся при проводах на службу кубанского казака;
Исполнять песни с историческими сюжетами кубанских казаков;
Исполнять лирические и плясовые песни кубанских казаков;
- Показать один из обрядов кубанских казаков.
Данная программа рассчитана на детей от 7 до 14 лет, музыкальный материал подбирается с учётом возрастных особенностей групп:
младший школьный возраст 7-10 лет
средний школьный возраст 11-14 лет.
Программа рассчитана на 3 учебных года, по 144 часа на каждый год. Основой содержания данной программы является фольклор, к которому относятся песни, сказки, пословицы и поговорки, попевки, дразнилки, народные игры, а также обряды, обычаи, праздники. Но помимо практических занятий (изучение песен, дразнилок, игр) учащиеся знакомятся и с теорией (композиторы и поэты Кубани, жанры песен, русская народная песня и казачья песня и т.д.) На занятиях используются различные формы обучения: разучивание песен, закрепление песен, повторение музыкального материала, опрос, беседа, рассказ, открытое занятие, концерт, игра.
Методами достижения цели являются разучивание казачьих песен,
встречи с народными фольклорными и образцовыми коллективами, просмотр фото и видеоматериалов, участие в концертных программах, организация и проведение народных праздников, обрядов.
Отчет о работе проходит в форме открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
Занятия по данной программе помогают учащимся развить вокальные и художественно-творческие способности, раскрыть себя как личность.
Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, часов | Количество часов учебных занятий | ||
Теоретические | Практические | Выездные (индивидуальные) | |||
1 | 1 год обучения Введение в программу. |
2 |
2 |
- |
- |
2 | Роль песенного творчества в жизнедеятельности человека. | 6 | 2 | 4 | - |
3 | Знакомство с русскими народными и казачьими песнями. | 74 | 4 | 70 | - |
4 | Разучивание народных попевок, прибауток, игр. | 18 | 2 | 16 | - |
5 | Календарные песни. | 40 | 2 | 38 | - |
6 | Занятие- концерт. | 4 | - | 4 | - |
Итого часов | 144 | 12 | 132 | ||
II год обучения | |||||
1 | Введение в программу. | 2 | 2 | - | |
2 | Календарные песни. | 32 | 2 | 30 | |
3 | Знакомство с творчеством кубанских композиторов и кубанских поэтов. | 62 | 6 | 56 | |
4 | «Люблю тебя, моя Кубань» - песни о Родине. | 24 | 2 | 22 | |
5 | Взаимосвязь между народными песнями и народными играми. | 20 | 2 | 18 | |
6 | Занятие – концерт. Итоговое занятие. | 4 | - | 4 | |
Итого часов | 144 | 14 | 130 | ||
III год обучения | |||||
1 | Введение в программу. | 2 | 2 | - | |
2 | «Засвысталы, казаченькы» - походные песни, песни о боях и сражениях. | 38 | 2 | 36 | |
3 | «Ой, нам весело жить» - бытовые, лирические, плясовые песни. | 50 | 4 | 46 | |
4 | Обрядовые песни и обряды на Кубани. | 50 | 4 | 46 | |
5 | Концерт – обряд. | 4 | - | 4 | |
Итого часов | 144 | 10 | 134 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.
I год обучения
Введение в программу: рассказ о том, чем учащиеся будут заниматься в течении года. Знакомство с песенным творчеством Кубанского казачьего хора, прослушивание записей песен. Инструктаж по охране голоса и технике безопасности.
Роль песенного творчества в жизнедеятельности человека: выяснить,
что же такое песня, на какие жанры она делится (историческая, лирическая, бытовая, свадебная, походная и т. д.). С какого возраста нас окружает песня. Роль песни в жизни человека.
Знакомство с русскими народными и казачьими песнями:
Теория: песни бывают народными, т.е. из народа и композиторскими.
Прослушивание записей песен, просмотр иллюстраций к песням (например: репродукция «Бурлаки на Волге» - песня «Эх, ухнем»). Знакомство с хоровыми коллективами. Отличительная манера пения на Кубани и в Сибири.
Практика: в начале каждого занятия – распевание – подготовка голосового аппарата к пению ( распевки на звукообразование, звуковедение, дикцию.); работа над ритмом: повторить заданный ритмический рисунок, разучивание мелодии с элементами сольфеджио. Именно в «распевках» приобретаются навыки и умение правильно формировать звук, исполнять скачки в мелодии на кварты, квинты и т.д. При работе над песнями (разучивание мелодии) приобретённые навыки помогают легко разучивать мелодию песни.
4. Разучивание попевок, дразнилок, игр. Детям очень нравятся небольшие песенки, иногда со смешным содержанием, а музыкальные игры: неотъемлемая часть развития и раскрытия личности ребёнка – учащегося.
5. Календарные песни: к ним относятся новогодние песни (щедровки, колядки..), масленичные песни (песни к народному празднику «Широкая Масленица»), весенние заклички, посевные песни, жнивные и покосные.
6. Занятие – концерт. Проводится 2 раза в год. На концерте дети показывают всё, чему научились за полгода.
II год обучения
Введение в программу: рассказ учащимся о планах работы на 2 год обучения, проведение инструктажа по технике безопасности и охране голоса.
Календарные песни:
Теория: роль календарных песен в кубанских традициях и обрядах.
Практика: распевание – средство развития музыкального и ритмического слуха, неотъемлемая часть каждого занятия. Распевки используются на:
а) звукообразование
б) мягкую и твёрдую атаку звука
в) звуковедение
г) динамические (от пиано к форте и наоборот)
д) ритмические
е) дикционные
К календарным песням относятся колядки и щедровки, масленичные песни, жнивные, покосные, свадебные. Разучиваются они к конкретным календарным датам.
Знакомство с творчеством кубанских композиторов и кубанских поэтов.
Теория: рассказ о известных кубанских композиторах: В.Г.Захарченко,
Г.Ф.Пономаренко, Г.М.Плотниченко. Знакомство с литературным творчеством И.Ф.Варравы, С.М.Хохлова, В.С.Подкопаева, В.С.Носенко. Использование иллюстраций и прослушивание музыкальных фрагментов из их песенного творчества.
Практика: разучивание песен этих композиторов.
Этапы: 1) показ и исполнение песни руководителем
2) начало разучивания песни по фразам и предложениям
3) работа над трудно исполняемыми местами
4) впевание в мелодию
5) создание художественного образа, эмоциональность
исполнения музыкального произведения.
«Люблю тебя, моя Кубань».
Песни о Родине, о любви к своей Отчизне. Эти песни развивают чувство патриотизма и являются связующей нитью между Родиной и человеком. При разучивании песен желательно использовать элементы сольфеджио.
Взаимосвязь между народными песнями и народными играми.
Теория: игра и дети – два неотъемлемых понятия друг от друга.
Если игра может развивать мыслительную активность, моторику действий и т. д., то музыкальная игра (т.е. игра под музыку или песню) развивает творческое мышление, является «продуктом», который полностью восполняет образ или действие кого-либо.
Таковы игры: «Сидит Дрёма», « У медведя во бору», «Глиняные горшки» и другие.
Практика: разучивание и использование этих игр в учебном процессе.
Занятие – концерт: проводится 2 раза в год. Учащиеся показывают и раскрывают свои творческие способности, знания, умения.
III год обучения
Введение в программу. Разъяснить учащимся задачи на 3 год обучения.
«Засвысталы, казаченькы» - походные песни, песни о боях и сражениях..
Теория: рассказ о том, какие песни исполнялись раньше при боевых сражениях, на войне. Не важно, было ли это при Суворове или во времена Великой Отечественной войны, военные песни всегда давали солдатам, казакам нужный заряд энергии и бодрости, что и слышно из этих песен.
Практика: разучивание походных песен, песен о боевых действиях , исторических песен.
«Ой, нам весело жить» - бытовые, лирические, плясовые песни.
Теория: Кубань – славных дел запевала, и народ на Кубани очень любит петь о жизни, о любви, о быте кубанского народа, пусть иногда и в шуточной форме.
Ведь как сказано:
« На Кубани мы живём,
На родной Кубани.
Песни звонкие поём,
Славимся делами!»
вот и прославляет кубанский народ себя в своих песнях.
Практика: распевание на каждом занятии. При разучивании песни использовать сольфеджио с элементами дирижирования.
Если в песне имеется 2-ой голос, то сначала разучивается партия альтов (II голос), а затем – сопрано (I голос). При уверенном исполнении учащимися своей партии, следующим пунктом является соединение партии I и II голосов. Работа над песней должна завершиться созданием правильного художественного образа и эмоциональным исполнением.
Обрядовые песни и обряды на Кубани – главная ступень сохранения традиций своего народа. Необходимо найти и подобрать литературу или материал, создать сценарий и приступить к трудной работе. Ведь при показе обряда учащиеся должны не только показать умение петь, но и уметь показать своё актёрское мастерство (сценическая речь, движения и т.д.) Учащиеся должны показать себя настоящими артистами.
Концерт – обряд. Итоговое занятие по полугодию.
Формы и виды контроля.
1 год обучения
Вид искусства | Вид контроля | Форма контроля | Срок контроля | Что контролируем | Вид контрольной работы |
Народное пение | Вводный Текущий Итоговый | Исполнение песни Опрос Выступление | Сентябрь Во время изучения темы Апрель | Уровень владения голосовыми данными и музыкальным слухом Знание мелодии и текста песен Чистота исполнения песен и артистические данные | Занятие Устный ответ Участие в концерте |
2 год обучения
Вид искусства | Вид контроля | Форма контроля | Срок контроля | Что контролируем | Вид контрольной работы |
Народное пение | Вводный Текущий Текущий Итоговый | Опрос Викторина Опрос Выступление | Сентябрь Во время изучения темы Во время изучения темы Март-Апрель | 1.Знание жанров песен. 2.Развитие музыкального слуха(лады, ритм, движение мелодии.) Знания о кубанских композиторах и поэтах, их творчестве. Исполнение мелодии песни в унисон с элементами сольфеджио Чистота мелодического строя, развитие творческого потенциала. | Занятие Устный ответ Занятие Участие в празднике или концерте. |
3 год обучения
Вид искусства | Вид контроля | Форма контроля | Срок контроля | Что контролируем | Вид контрольной работы |
Народное пение | Вводный Текущий Итоговый | Исполнение песни Опрос Выступление | Сентябрь Во время изучения темы Апрель | Владение голосовыми данными и музыкальным слухом Ансамблевое пение, исполнение песен с элементами 2-х голосья. 1.Знание кубанских обрядов и обрядовых песен. 2.Артистические способности учащихся. | Занятие Занятие Обряд |
Методические рекомендации.
Первый год обучения является для учащихся базовым. Именно на первом году обучения учащиеся познают базовые понятия такие как мелодия, музыкальный лад, ритм, темп, но всё это происходит в процессе игры. Игра – любимое занятие детей, и потому прекрасная форма обучения как для младшей группы, так и для группы среднего школьного возраста.
Обучение с помощью игры способствует более быстрому усвоению новых знаний и умений, раскрывая при этом певческие возможности детей. Попутно игра создаёт благоприятные условия для развития искреннего чувства, необходимого в исполнительстве, раскрывая артистическую свободу. Для младшей группы используются подвижные игры с исполнением песенок, попевок, для группы среднего школьного возраста используются ролевые игры с исполнением песен.
На некоторых занятиях необходимо использование аудиозаписей песен в исполнении профессиональных хоровых коллективов, просмотр видеоматериалов (обряды, праздники, хоровые коллективы), иллюстрации к песням (репродукция «Бурлаки на Волге» - песня «Эх, ухнем») и народным праздникам (Кустодиев «Масленица»).
Темы 2-го и 3-го года обучения способствуют расширению знаний и умений учащихся , а также совершенствованию вокально-исполнительского мастерства.
Разучивая, воспроизводя в игровых или сценических формах культурные тексты, участвуя в праздниках и обрядах, дети познают культуру тех времён и историю казачества, развивая патриотические и нравственные качества.
Список литературы рекомендуемой для детей.
Праздничные детские песни и музыкальные рассказы.
О.Г. Спаринский. О.А. Маринцова.
2. Русские народные сказки. Сборник.
3. Колыбельные песни (Весна, Зима, Лето, Осень). Сборник.
Издательство Росмэн. Сказки для самых маленьких.
Большой подарок для самого маленького. Стихи, сказки, песни.
Сборник. Издательство. ТВИК- Лирек.
Литература Кубани. Хрестоматия для учащихся 5-11 классов. Учебное пособие. Составитель Панаэтов О.Г. – Краснодар. Издательство «Советская Кубань», 304 с.
Список литературы рекомендуемой для педагога.
1. Нам нельзя без песен. – Смоленск: Русич, 2004 - 448 с – (книга – помощница)
2. Такун Ф.И. Жемчужины России. – М.: «Современная музыка», 2005 – 480с.-
3. Т.Крошилина. Мы – птицы – игровые упражнения и детские фольклорные игры.
4. Зарецкая Н.В., Роот З.Я. Праздники в детском саду: Сценарии, песни и танцы. – 4-е издание – М.: Айрис – пресс, 2005 – 256с.: ил. – (Внимание: дети!)
5. Ф.И. Такун, А.Т.Шершунов. Розовый слон.
Песенник / -М.: «Современная музыка», 2002, 120с.
6. Бирюков Ю.Е. Казачьи песни. М.: «Современная музыка», 2004, 320с.
7. С.Иванов. Песни кубанских станиц. Краснодар 1995, 148с.
8. Г.Науменко. Жаворонушки: русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки, игры.- Вып.4 – М.: «Советский композитор» 1986, 104 с.
9. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. – Краснодар: Т.II.- 1996 – 512с.
10. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. – Краснодар: Сов. Кубань. Вып.2: Песни черноморских казаков.- 1997 – 586с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Русские народные игры"
Русские народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоцио...
Презентация к проекту "Создание фотоальбома в программе Windows Movie Maker" Телятниковой Виктории, 6 класс
ссылка на ролик http://www.youtube.com/watch?v=8TSuglooFIw&feature=youtu.be...
Дополнительная образовательная программа "Русский народный танец" объединения "Хореография"
Программа рекомендована детям 7-12 лет. Направленность художественно - эстетическая.Уровень образования основное общее. Срок реализации 3 года....
Методическая разработка по обществознанию на тему: "Реклама - двигатель торговли". 7 кл. Автор - Вихорева Виктория Валерьевна
Урок первичного предъявления новых знаний по обществознанию на тему: "Реклама - двигатель торговли" позволит сформировать представление у учащихся о роли и видах торговли, о рекламе, как основном спос...
Программа по народно-сценическому танцу
Данная учебная программа представляет информацию о дисциплине "Народно-сценический танец" и создана для хореографических отделений детских школ искусств. Программа определяет объём...
Игровая программа « Жемчужины народной мудрости»
Для данного материала использовала готовую разработку "Жемчужины народной мудрости", из пособия для классных руководителей. Кое - что изменила с учетом возраста и возможностей учащихся. И т. к. ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности ВПК "Виктория"
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности по курсу «ВПК «Виктория» Актуальность программы: в реализации данной программы нуждаются подростки 10-17 лет, так как она п...