История искусства бисероплетения
методическая разработка на тему
В наше время бусы, браслеты и другие украшения из бисера зачастую считают забавой для детей, не ведая, какие шедевры на самом деле скрываются за маленькими скрывающимися шариками. Эти шарики на самом деле имеют многовековую историю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekorativno.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Декоративно-прикладное искусство.
Тема: «Искусство бисероплетения».
Жирнова Елена Михайловна
педагог
дополнительного образования
Ванино,2012
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………….3
2. История бисера……………………………………………………..4-7
1.2 Из Египта в Европу…………………………………………4
2.2 Бисер в Венеции…………………………………………….5
3.2 Бисер в Германии и Чехии…………………………………6
4.2 Расцвет и упадок искусства плетения из бисера………….7
3. Бисер в России……………………………………………………..7-15
1.3 Производство бисера………………………………………7
2.3 Бисерное рукоделие………………………………………..8
4. Заключение…………………………………………………………15
5. Используемая литература…………………………………………18
Введение.
В наше время бусы, браслеты и другие украшения из бисера зачастую считают забавой для детей, не ведая, какие шедевры на самом деле скрываются за маленькими скрывающимися шариками. Эти шарики на самом деле имеют многовековую историю. Они украшали роскошные одежды королей, императоров, царей, фараонов, знатных людей и жрецов. Скромные изделия из бисера, бусин, раковин носили простые люди, и даже рабы. Бисер как замена украшениям из зубов, костей, раковин и так далее возник 6000 лет назад. Этот возраст достоин уважения.
До сих пор бисер пользуется огромной популярностью. В некоторых семьях хранятся старинные бисерные украшения и предметы быта. Они как реликвия передаются из поколения в поколение. Какое волнение охватывает, когда держишь в руках такую старинную вещицу! Кто ее создал? Может быть, какая-нибудь великосветская дама, которая, скучая, сотворила это чудо? А может, бедная крестьянка, которая темными зимними вечерами нашла время для рукоделия. А может быть, это робкий юноша, не смевший признаться девушке в любви, создал для нее милый подарок. Безусловно, старинные бисерные украшения могут о многом рассказать. Нужно только внимательно вглядеться в них. Бисер изменяется вместе со временем. Появляются новые материалы, технологии изготовления и даже новые виды изделий. Например, кому в прошлом мог бы понадобиться чехольчик для сотового телефона? А вот в наше время это один из самых желанных подарков. В старину плели чехольчики для зубочисток, а кто будет заниматься этим в наше время? Вот и получается, что бисер идет в ногу со временем, подстраиваясь и приспосабливаясь под него, оставаясь благодаря этому актуальным.
Не останемся в стороне и примем великое наследие предков. Окунемся во все великолепие бисера. Маленькая бисеринка способна о многом рассказать: о технологиях предков, об их образе жизни, о привычках и вкусах. В руках мастера изделия из бисера приобретают душу. Они несут в себе определенное настроение, чувство и могут даже согреть сердце. Бисер применяется не только для плетения украшений. Он используется и в вышивке, и в инкрустации.
История бисера.
Из Египта в Европу.
Родиной бисера принято считать Древний Египет. На протяжении многих веков там изготавливали искусственные бусинки из непрозрачного стекла. На арабском языке они назывались «бусра» (во множественном числе - «бусер»), отсюда и появилось нынешнее название бисера. Каирский музей хранит очень интересную одежду, материалом которой является сетка из голубого и зеленого непрозрачного крупного бисера. Бисеринки имеют цилиндрическую форму, на сетке выплетены изображения египетских божеств.
В Древнем Египте бисер и бусины были не только украшением, но и средством обмена на другие товары. Так бисер попал в страны Средиземноморья, а позже, во времена Римской империи и в эпоху Меровингов,- в самые отдаленные страны Европы.
С течением времени и развитием техники бусины, бисер и украшения из них разнообразились. Мастера нашли способы оживлять однотонный фон бусин и бисеринок орнаментами из полосок, зигзагов, колец, кружочков, пятнышек. Знаменитые стекольные фабрики Александрии славились в свое время на весь мир.
Александрийские мастера научились изготавливать пестрые ожерелья- на цветные бусины они наносили причудливые белые узоры. Именно на александрийские ожерелья позже стремились сделать похожими свои работы венецианские мастера.
В Венеции такой тип бусин был известен под названием «Millefiori».
С распространением классической Греко- римской культуры стекольные заводы появились почти по всей Европе. Европейские музеи хранят образцы бисера конца XI- начала XII века. Мелкий шлифованный бисер использовался в Европе для вышивки наряду с настоящим жемчугом и кораллами. Особенно часто его можно видеть на церковных одеждах и реликвиях того времени.
Бисер в Венеции.
Считается, что в еще молодую Венецию рецепт производства бисера пришел из Византии. Венеция- родина многих великих художников и скульпторов, тонких ценителей красоты - восторженно восприняла появление нового искусства. Здесь оно поселилось на целые века, не зная соперников. Венецианский бисер пленил собой весь мир, принося стране колоссальные прибыли.
К 1000 году в Венеции существовало уже множество стекольных заводов и мастерских. До XIII века они располагались непосредственно в самом городе. Но из-за частых пожаров в 1221 году их перевели на остров Мурано. Одним лишь производителям бисера было разрешено остаться в Венеции, с условием располагаться подальше друг от друга.
Понимая важность стекольного производства для города, в 1275 году власти ввели запрет на импорт стекла в Венецию и на экспорт сырья за границу.
Венецианцы выменивали свой бисер на пряности, ткани, золото.
Открытие Америки весьма способствовало расцвету производства бисера. Сын знаменитого стекольного мастера Николо, смелый мореход Марко Поло, понял, какой огромный успех при меновой торговле могут иметь бусы и бисер у туземцев тропических стран. Он красочно описал это в своих рассказах. Цветной искристый бисер и бусины казались туземцам настоящим чудом и использовались вместо монет.
Можно сказать, что до конца XVII века венецианский бисер властвовал безраздельно. Атмосфера секретности в его производстве сохранялась вплоть до 1704 года, когда, наконец, была издана книга образцов, один экземпляр которой хранится сегодня в Британском музее.
Со временем спрос на венецианский бисер начал падать. В Европе возникали все новые и новые мастерские. И хотя венецианский бисер по- прежнему считался лучшим, но, к примеру, датский уже практически не отличался от него по тщательности и искусности выполнения.
Бисер в Германии и Чехии.
Многие страны увидели огромный коммерческий потенциал бисера и стали развивать его производство на своей территории. Одной из первых среди таких стран стала Германия.
В конце XVII века началось фабричное производство бисера и бус в области Фихтель-Гебирге. Преимущество отдавалось изготовлению массовых, тяжелых видов. Экспорт шел главным образом в Россию, Азию, Африку.
В начале XVIII века производство бисера и легких дутых бус возникло в Тюрингии. На пороге XX века этот промысел трансформировался в производство елочных украшений из стекла.
Производство стекла издавна существовало и в Богемии (нынешняя Чехия). Чехи разработали технологию изготовления стекла, по которой вместо соды использовался древесный пепел (поташ). Этот материал придавал стеклу тугоплавкость и замечательные оптические свойства. Его можно было подвергать огранке, усиливающей игру света в изделии. Кроме толстостенных стеклянных сосудов гранились также бусины и бисер. В конце XVII-начале XVIII века чешское стекло имело большую популярность не только в Европе, но и в далеких заморских странах.
В начале XVIII века в Богемии начали делать бисер, который отчасти напоминал венецианский. Наряду с мелким бисером богемские фабриканты производили и стеклярус, и бусы, и искусственные драгоценные камни для вышивания.
Во второй половине XIX века богемский бисер начали производить машинным способом. Он стал более дешевым, чем венецианский, и начал пользоваться большим спросом. Постепенно богемский бисер распространился по всему миру. Но Богемии не суждено было стать единственной повелительницей всемирного бисерного рынка, которой когда-то была Венеция.
Расцвет и упадок искусства плетения из бисера.
Наибольшего расцвета производство бисера в Европе достигло в первой четверти XIX века, когда благодаря конкуренции между Венецией и Богемией рынок наполнился бисером разнообразных форм, цветов, степени прозрачности, размеров (от 0,5 до 5 мм ). Именно эта эпоха превзошла все предыдущие и в искусстве создания изделий из бисера. Можно сказать, бисер «пронизывал» все слои европейского общества- украшения из него носили и королевы, и крестьянки. Перечень предметов, которые расшивались, вязались и низались бисером, огромен: разных фасонов сумочки, кошельки и бумажники; сонетки; табачницы, кисеты, чубуки; подстаканники, бутылки, оплетенные бисером; коробочки и ящички разного назначения; диванные подушки и мелкие подушечки для булавок; чехольчики для карандашей, гусиных перьев, карточных мелков, ножей, ножниц, очков, карманных флакончиков с духами; кольца для салфеток; шнуры для крестов и часов; подвязки, подтяжки, ермолки и даже ошейники для собак. В Баварии женщины из народа расшивали бисером и стеклярусом чепчики.
К сожалению, до наших дней работ из бисера дошло намного меньше, чем можно было бы ожидать, учитывая их широкое распространение. Хотя бисер и является одним из прочнейших материалов, ткань, на которой делалась вышивка, и нитки с течением времени ветшали, и изделия приходили в негодность. В этом случае владелицы чаще всего отпарывали бисер и употребляли его для создания новых украшений. Его также покупали для переработки в эмалевые краски, которые изготавливались из бисерного стекла…
Со второй половины XIX века объемы производства бисера постепенно стали уменьшаться в связи с упадком моды на рукоделие.
Бисер в России.
Производство бисера.
Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670- 1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт- Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по-прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты – цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить а России еще одно направление стеклоделания- изготовление бисера.
По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть- Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого бисера и стекляруса значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть- Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.
Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стекольных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.
Бисерное рукоделие.
Начиная с XVIII века, бисер и стеклярус активно использовался в России для отделки народного костюма. Изделия из бисера имеют множество местных названий, которые давались либо по способу изготовления, либо по расположению украшения в костюме.
Бисером и стеклярусом расшивали одежду, из них плели разнообразные украшения. Женщины центральных и южных губерний любили носить на шее «монисто». Оно представляло собой нагрудное украшение в виде полукруглой сетки из разноцветного бисера, к верхнему краю которого пришивалась тесьма. Эта сетка застегивалась сзади на пуговицу.
Шейное украшение из бисера в виде ажурного воротника разной ширины украшало женскую рубаху. Такие украшения из очень крупного бисера, снизанные сеткой с большими ячейками в виде ромбов или квадратов, в России в XVIII- начале XX веков называли «борода», «ожерелок», «подшейник», «подгорлок», «ошейник», «зажельник», «разметка» и т. п.
В Тульской, Калужской и Рязанской губерниях женское население носили на шее «подгорловки»- узкие полоски с геометрическим орнаментом. Подгорловки плелись из разноцветного бисера и, как монисто, пришивались к узким лентам из ткани, застегивавшимся сзади на крючок. Весьма распространенными украшениями были также хлопчатобумажные шнуры, оплетенные разноцветным бисером, которые называли «колодочками». Еще одно нагрудное или наспинное народное украшение в виде ленты из разноцветного бисера, концы которой соединялись медальоном, носило название «гердан» («гайтан»). Такое же название имело нагрудное украшение в виде кольца из тканой ленты разной ширины и длины. В переводе с древнегреческого и древнелатинского «гайтан», «гердан» означает «плетешок, тесьма, шнурок». На гайтане носили нательный крест, его украшали монетами, ракушками, большими бусинами.
Украшения в виде нагрудников, шнуров, цепочек различной формы из бус, бисера, монет и раковин каури были распространены у многих народов Поволжья и Приуралья: чувашей, марийцев, удмуртов, татар, башкир. Особенно красочны и разнообразны бисерные шедевры мордовских женщин. Они украшали головные уборы вышивкой бусами и бисером, металлическими бляшками, сетками поднизей, налобников и позатыленей. Нагрудные украшения в виде больших круглых воротников из крупного бисера разноцветных орнаментов называли «цифкс», «тифкс», «комбоне» и др.
Интересными и красочными были поясные украшения, дополненные длинными нитками разноцветного бисера.
На Алтае одним из очень популярных украшений костюма была «ряска»- воротник, сплетенный сеткой из крупного стекляруса. В Воронежской губернии любили носить «прутики»- бусы, составленные из нескольких рядов нанизанных на конский волос блестящих бусин или крупного бисера. Самым праздничным украшением девушек и молодых замужних женщин были «перла»- нагрудные сетки, которые прикреплялись к очелью и закрывали лоб женщины почти до бровей или окружали верхнюю часть лица пышной оборкой. Очелье часто украшали «поднизью», которую плели из белого или прозрачного бисера.
Обязательным элементом народного костюма был пояс. Его носили женщины, мужчины и дети. Он выполнял некоторые обрядовые функции - должен был защищать человека от влияния злых внешних сил. Пояс украшали разнообразной вышивкой бисером, жемчугом, бусинами, пришивали к ним бахрому, сплетенную из разноцветного бисера.
В XVIII веке применение бисера и стекляруса стало более разнообразным. Кроме украшений и отделки одежды, появились чехлы, сплетенные из бисера или украшенные им, для предметов повседневного обихода. Бисерно-стеклярусные вышивки использовались в качестве картин, панно, настенных покрытий, заменяющих обивку.
Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля «стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом… В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом… и насыпаны стеклярусом по зеленой земле».
Стеклярус, модификацию бисера удлиненной цилиндрической формы, изобрели во Франции. Он не только насыпался на клеевую поверхность, но и пришивался на ткань. Основой подобных панно служил холст. На него углем наносился рисунок, по которому выкладывались одноцветные стеклярусные нити, набранные на прочную нитку или проволоку. Снизки стекляруса пришивались к основе рабочей нитью при помощи стежков- перехватов, располагавшихся в промежутках между несколькими бусинками стеклярусной снизки. Такой вид вышивки получил название шитья «вприкреп». Расположение стеклярусных нитей подчеркивало форму элементов изображения, а контуры рисунка обводились снизками черного цвета. Эти несложные приемы придавали настенному панно большую выразительность. Выполненные в такой технике сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получили название «французские обои». Этими «обоями» был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II.
Еще с XV века для изготовления церковных одежд и утвари, предметов для царского двора рукодельницы начали широко использовать венецианский бисер, соединяя его с драгоценными камнями и русским жемчугом, добываемым в многочисленных реках и озерах Российского государства. Из русского и привозного жемчуга низались женские украшения для знати и зажиточных крестьянок Русского Севера. Начиная с XVIII века бисер, ввозимый из Венеции и Богемии, стали применять в домашних рукоделиях и украшении как народного, так и городского костюма. Как отмечалось выше, бисер и стеклярус уже давно применялись для украшения предметов культового назначения, но именно в XVIII веке его использование в церковной сфере пережило настоящий бум. Бисером, жемчугом и стеклярусом расшивали оклады икон, книг, образки, ленты, на которые подвешивали лампады и паникадила, церковную одежду, появились бисерные четки.
Кроме бытовых вещей, одежды, головных уборов испокон веков почиталось на Руси женским «богоугодным делом» вышивание всевозможных церковных атрибутов. В древнерусской народной вышивке главенствующее место занимали произведения «лицевого» шитья, называемого так потому, что изображает лики, в отличие от шитья орнаментального.
Ассортимент культовых предметов, украшенных вышивкой бисером, жемчугом и драгоценными камнями, чрезвычайно богат. Вышивание в этой технике изделия могли быть весьма разнообразны. Пелерины и большие «воздухи» украшали алтарные преграды и стены храмов, подвешивались под иконы, а благодаря своей легкости брались даже в военные дальние походы. Искусство вышивки зачастую было коллективным, особенно когда речь шла об изготовлении больших изделий. У каждого мастера или мастерицы был свой фронт работ. Композиция, рисунок создавал иконописец- «знаменщик». Литургические или вкладные подписи делал другой мастер - «словописец», а «травники» придумывали узоры (травы) позамысловатей. Да и вышивальщицы разделяли свой труд: каждая делала ту работу, в которой была искусней всех.
Немалое количество вещей выходило из рук крепостных тружениц помещичьих мастерских и мастериц монастырей. Целый мир бисерных вещиц окружал в те поры человека. К ним относились всевозможные мелочи: шкатулочки и ящички для ювелирных изделий, чубуки, кошелечки, сумочки, подсвечники, лотки под флаконы, чернильницы, подстаканники, подносы для визиток, всевозможные чехольчики и футлярчики, выполненные из бисера. Выплетались и вышивались бисером также детали интерьера: экраны для каминов, вставки в шкафчики и секретеры, ширмы, столешницы, картины, подушки.
Поистине близка к живописи в то время была бисерная вышивка. Она предполагала очень нежные и тонкие переходы одного цвета бисера в другой с учетом тонов, полутонов и теней. Общее количество бисерных сортов было тогда более тысячи. Для изготовления одного изделия применялось 20-30 сортов бисера, а для вышивки одной стороны портмоне средних размеров требовалось около 10 тысяч бисеринок. Сам бисер тогда был гораздо мельче - диаметр его отверстия не превышал 0,2-0,3 мм. Специальные бисерные иглы, выпускавшие в Германии и Англии, были особо тонкими, а их ушки - широкими, при этом, пропуская через бисеринку, они могли чуть сжиматься, не ломаясь.
Для самого маленького бисера использовали не иголки, а щетинки с расщепленным кончиком и вложенной в него ниткой. Сложней всего было работать с самым мелким бисером. Подчас вышивальщице приходилось прокалывать иголкой с ниткой ткань-основу, затем снимать иголку, на нитку с вощеным кончиком нанизывать бусинку, вновь вдевать иголку, прокалывать ткань и … начинать все с начала.
В интерьер рукодельниц обязательно входил специальный ящик с отделениями, по которым бисер раскладывался по цвету в соответствии с рисунком. Затем изучался рисунок, каждая клеточка которого соответствовала одной бисеринке. Бисеринки нашивались по клеточкам канвы по счету, в соответствии с рисунком. Как можно заметить, секрет этой вышивки несложен, однако этот вид рукоделия требует бесконечно много внимания, времени и терпения.
В XIX веке бисерное рукоделие в России переживает новый период расцвета. Большого распространения и значительной высоты исполнения изготовления бисерных украшений достигло в конце XIX- начале XX веков в юго-восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, в отдельных районах Беларуси, Литвы, Украины.
Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты. Рисунки для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из узоров тканых, плетеных и вышитых изделий.
Крестьянские украшения из бисера многих народов Российской державы благодаря красоте и разнообразию форм в конце XIX- начале XX веков были известны далеко за пределами Родины. Они экспонировались на международных выставках и ярмарках, продавались в магазинах кустарных промыслов Австралии, Англии, Америки, Германии, Франции и других стран. На наших образцах обучались в рукодельных школах Европы.
После отмены крепостного права в России много народных искусств стало выходить за пределы «домашних». Начали появляться различные мелкие кустарные предприятия. Произведения народного искусства за бесценок стали приобретать торговцы- перекупщики, что привело к обнищанию мастеров. В результате качество изделий начало снижаться.
Такое положение вызвало беспокойство прогрессивных кругов общественности России. В защиту и поддержку народного творчества во второй половине XIX века выступали многие видные деятели культуры и науки: В.Стасов, И. Забелин, М. Горький, И. Репин и другие. Была развернута работа по сбору и изучению лучших образцов народного искусства, основаны первые музеи.
В начале XX века художественные изделия из бисера, очень разные по своему назначению, форме, размерам, цветовым сочетаниям, пользовались большой популярностью и у городского населения.
Светские дамы и купчихи, горожанки и крестьянки пробовали свои силы в этом виде народного творчества. Причем увлекались им не только женщины, но и мужчины.
Развитию народных художественных промыслов помогало земство. Они создавали кустарные мастерские, учебно-инструкторские школы, художественно-промышленные училища и склады, которые поставляли мастерам материал и продавали готовые работы. К сожалению, после 1917 года во время гражданской войны перестали существовать многие рукодельные мастерские и школы бисерщиц, но любовь к бисерным украшениям и умение их создавать сохранилось у многих народов и до настоящего времени. В предвоенные и послевоенные годы увлекались вышиванием бисером и стеклярусом платьев, сумочек, кошельков.
В 1960-е года своеобразную рекламу бисероплетению сделало движение хиппи, непременным атрибутом которых были украшения из бисера-разнообразные фенечки. Хиппи очень серьезно воспринимали как сами бисерные украшения, так и их цветовые сочетания. Ими была разработана глубокая символика форм и цветов бисерных изделий, которые могли много рассказать об их владельцах.
Начиная с 1979-х годов бисероплетение начало возрождаться и в нашей стране. Совершенствовались и развивались известные техники, создавались новые. К 1990 годам бисерное рукоделие стало одним из самых любимых и модных видов народного творчества. Именно в это время предпринималась одна из последних попыток наладить производство отечественного бисера. В Харькове организовали производство бисера хорошего качества, разных цветов и размеров, однако после распада Советского Союза производство было закрыто.
Заключение.
В последнее время интерес к бисероплетению и вышиванию бисером вспыхнул с новой силой. Искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь. Связано это, в первую очередь, с расцветом многих народных промыслов, как традиционных, так и совершенно новых. Следуя народным традициям, многие мастера создают украшения новых оригинальных форм, узоров, расцветок. Изготовленные ими современные украшения из бисера и стекляруса, как и старинные, прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее. Это длинные полосы гайтан и герданов, похожие на кружева ажурные сетки воротников, узкие полоски шейных украшений, витые объемные шнуры, разнообразные цепочки, пояса, браслеты, сережки, бретели к платьям-сарафанам, налобные повязки и многие другие. Наряду с бисероплетением начинает возрождаться и расцветать также древнее искусство бисерной вышивки.
Вся прелесть бисерного искусства в том, что в нем можно использовать практически все, что попадается под руку. Это могут быть различные ленточки, кусочки кожи, морские и речные раковины, перья и пух птиц и т. д. Главное – со вкусом сочетать материалы друг с другом. Кроме того, вряд ли можно встретить два абсолютно одинаковых бисерных изделия, а мы все хотим быть обладателями чего-либо единственного и неповторимого. Выполненные своими руками украшения и сувениры из бисера были и до сих пор остаются желанным подарком. Сделанные с любовью, они на долгие годы сохраняют тепло сердца своего создателя. На бисерных изделиях можно составить послание или пожелание тому, кому оно будет принадлежать. Такие надписи не стираются и сохраняются на много лет. Подтверждением этому могут служить несколько десятков таких изделий, хранящихся в музеях нашей страны. На них и сейчас легко можно прочесть слова из прошлого, которые намного пережили тех, кто их написал. Здесь как нельзя, кстати, будет известная фраза: «Жизнь коротка - искусство вечно!»
В наше сверхрациональное время особенно остро ощущается необходимость в создании некоего противовеса, выравнивающего крен в сторону прагматизма, безэмоционального расчета. Этот противовес- творчество. Сотворение прекрасного - удел не только профессионалов, каждый (было бы желание) может испытать свои силы на этом поприще. И не так уж важно, насколько велики окажутся успехи, сколь безукоризненно, с точки зрения специалистов, будут выполнены те или иные работы - главное в другом. Приобщаясь к процессу творчества, человек обретает новое ощущение жизни: более полное, радостное, многообразное. Увлеченный интересным делом человек нередко втягивает в избранное им занятие и окружающих.
Бисероплетение, сочетающее в себе относительную простоту приемов, доступность материалов и возможность достаточно быстро увидеть результат своей работы,- одно из увлекательных видов декоративных ремесел, позволяющих приобщиться к многоликому миру искусства, попробовать себя в роли творца прекрасного. Наверное, особый, завораживающий секрет плетения из бисера заключается в наглядности перехода от хаоса к упорядоченности, от раздробленности к цельности, от невзрачности к красоте.
Верьте в успех - и все обязательно получится!
Литература:
Артамонова Е. В. «Бисер».- М.: Издательство Эксмо, 2005.-272с., ил.
Бульба Н. С. «Скульптура из бисера: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия».- М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА.- 112с.:ил.- (Золотая библиотека увлечений).
Изотова М., Белякова О. « Все о бисере и бисероплетении. Бисер для всех. Удивительный мир подарков и игрушек». Ростов н/Д: Издательский Дом «Владис», М.: Издательский Дом «Рипол Классик», 2008.-416с., с ил.
Лукашова И. А. «Бисер».- Набережные Челны. Издательский Дом «Авеонт»,2006.-111с., ил.
Ляукина М. «Бисер. Энциклопедия.» - М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»
Цель урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...
"Применение электронной презентации на уроках истории искусств!
Моя работа представляет собой как обобщение собственного опыта по созданию и использованию мультимедийной презентации на занятиях, так и материалов, полученных из различных источников. Материал соправ...
Урок. Декоративно-прикладное искусство (бисероплетение)
Урок продолжает знакомить учащихся с огромными возможностями бисера и стекляруса....
Методическая разработка по предмету «История искусства» Раздел «Искусство Древней Передней Азии» Часть I. Искусство Шумера и Аккада. (автор: Никитина Д.А.)
Лекция содержит доступный и понятный материал по истории искусства Древней Месопотамии....
Термины в искусстве (кроссворд для учащихся 2 класса ДХШ) по истории искусств
Кроссворд, разработанный для учащихся 2 класса ДХШ по истории искусств. Дается так же толкование терминов, использованных в кроссворде....
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....
Конспект лекций по дисциплине «История искусства» (история русского искусства)
Изучения истории русского искусства позволит студентам получить представление об основных этапах и общих законах развития искусства, его видах, формах, направлениях и стилях, понять специфику отдельны...