"Игра, творчество, жизнь..." ( из опыта работы)
материал на тему
Я представляю материалы из опыта работы для начинающих педагогов и педагогов со стажем. Такими материалами без труда может воспользоваться педагог – организатор в школе, педагоги дополнительного образования, а также все желающие делать мир вокруг себя и детей ярким, познавательным и увлекательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.doc | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»
«Игра,
творчество,
жизнь…»
( из опыта работы)
Составитель: педагог
Чистякова Ольга Юрьевна
Содержание
1. Пояснительная записка------------------------------------------------3
2. Методические рекомендации по теме
«Приемы и формы в воспитании» (по В.М.Лизинскому)----------5
3. Ребенок-игра-культура------------------------------------------------------7
4. Программно-методическое обеспечение
(разноплановые мероприятия)---------------------------------------13
5. Примерный план воспитательных мероприятий в т/о
«Моделирование одежды»------------------------------------------------38
6. Модель сетевого взаимодействия по организации
учебно - воспитательного процесса
т/о «Моделирование одежды»---------- --------------------------------39
7. Список использованной литературы------------------------------------40
Пояснительная записка
Воспитание - общественная функция, посредством которой передаётся и усваивается социально ценный опыт.
т/о «Моделирование одежды» в своих мероприятиях объективно
объединяет в единый процесс воспитание, обучение и развитие учащихся.
Дети в процессе обучения и в результате, принимая участие в мероприятиях, не только приобщаются к миру прекрасного, но и посильно проявляют себя в художественном творчестве и деятельности, несущей людям красоту.
Большое внимание при составлении воспитательного и учебного планов уделяется оздоровлению детей. Проводятся физические минутки, активные игры на воздухе, спортивные эстафеты, аромотерапия, фито-чаепитие, экскурсии в конный спортивный клуб, занятия в тренажёрном зале, походы в лес. Физическое воспитание направлено на то, чтобы ребёнок сам активно заботился о своём здоровье.
Для достижения высоких результатов в работе с детьми разноуровнего возраста, что характерно для дополнительного образования, я ставлю такие цели и задачи:
Цель - способствовать сплочению и творческой самореализации детей.
Задачи
1. создать условие для удовлетворения потребности обучающихся в профессиональной и личностной самореализации;
2. развивать образное и логическое мышление у детей через игровую
деятельность;
3. прививавать чувство любви, заботливое отношение к ближнему;
4. развивать лидерские качества детей при проведении мероприятия, поручая им роль ведущего;
5. способствовать самовыражению детей, поощрять самостоятельность, активность, инициативу.
Я представляю материалы из опыта работы для начинающих педагогов и педагогов со стажем. Такими материалами без труда может воспользоваться педагог – организатор в школе, педагоги дополнительного образования, а также все желающие делать мир вокруг себя и детей ярким, познавательным и увлекательным.
Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения. В игры играют взрослые и дети. Сама природа игры уникальна: объединение в общем переживании, деятельном сотрудничестве, общей радости, которую приносит коллективный успех и горечи общего поражения. Как часто из-за отсутствия, прежде всего у взрослых, навыков игровой культуры сводятся на нет все начинания и инициативы ребят.
При подготовке любого мероприятия дети являются активными участниками. У учащихся, прежде всего, вырабатывается стремление и желание трудиться, отношение к труду как жизненно необходимой обязанности и духовной потребности человека. В итоге дети видят результат, зависящий от них, и всегда есть стимул «сделать лучше».
Главным средством формирования качеств достойного человека является коллектив. Огромное значение в работе по сплочению коллектива играют дети, которые занимаются в творческом объединении не первый год. Старшие помогают младшим. При участии в конкурсах или концертах за успехи и неудачи переживает весь коллектив, большинство детей приходят просто «поболеть».
Воспитание гуманных отношений между детьми в условиях нашего коллектива определяет и взаимопонимание личности и коллектива, основа которых девиз - «все за одного и один за всех».
Методические рекомендации по теме
«Приемы и формы в воспитании» (По В.М. Лизинскому)
Вместо предисловия:
!Крик нелюбимого и непрофессионального педагога убивает детей.
!Всякий раз, когда педагог обвиняет, подозревает, оскорбляет ребенка, он увеличивает число несчастных на земле.
!Если для тебя главное предмет, а не ребенок, то навсегда запомни, что и предмет должен быть вкусным, приятным, добрым, а потому не вреди детям посредством предмета.
• дарите детям мягкие игрушки. Хороший признак, если ребенок относится к игрушечному зверьку так же трогательно и заботливо, как к живому существу.
• Никогда не рукоприкладствуйте! Иначе ребенок будет злым и безжалостным. Иногда приходится слышать, что дети иного языка не понимают. Это заблуждение.
• Как бы вы не устали, выслушайте ребенка! Иначе может случиться, что у вас, наконец, появится время выслушать, а у него пропадет желание делиться с вами своими мыслями.
• дети должны гордиться родителями, уважать их. Не зря еще два тысячелетия назад римляне говорили: «Чтобы тебя любили, будь достойным любви!»
Воспитание - объективно-закономерный процесс подготовки людей к трудовой или иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций. Воспитание возникло вместе с возникновением человеческого общества, необходимость в нем будет всегда, пока существует общество.
Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленные на решение задач воспитания. Выделяют три основные группы:
1.Методы формирования сознания личности (понятий, суждений, оценок): рассказ, беседа, лекция, диспуты, показ наглядных пособий, кино- и видеофильмов.
2.методы организации познавательной и практической деятельности и поведения воспитуемых (слушателей): поручения, задания, упражнения, приучение, сознание специальных воспитывающих ситуаций в коллективе слушателей, направленных на формирование общественного мнения и т.д.
3. Методы стимулирования деятельности и поведения слушателей, соревнование и поощрение, порицание и др.
Методы обучения - способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленные на достижение учебно-воспитательных целей.
Выделяют три группы методов обучения:
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические)
2. Ее стимулирования (учебные дискуссии, деловые игры, поощрение и т.д.)
3. Контроля за эффективностью учебно-воспитательной деятельности.
( устная и письменная проверка знаний, умений, навыков)
Воспитание начинается на уроке, связано с учебной деятельностью и там же заканчивается. Задача всякого педагога и администрации — постоянно отслеживать и диагностировать воспитательную ценность образовательной деятельности.
Педагогический процесс — это целенаправленное, сознательно организуемое, развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются задачи образования и воспитания. П.п. представляет собой единство процессов обучения, воспитания (в узком, специальном смысле) и процесса развития воспитуемых.
Основные компоненты педагогического процесса: цель, задачи, содержание, методы, приемы и организационные формы воспитания.
Ребенок-игра-культура
Игра — одно из самых древних занятий людей.
Наверное, с появлением на земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта.
Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения. Как считает известный голландский исследователь игры Йохан Хейзинга, «всякая игра есть прежде всего и в первую голову свободная деятельность. Игра по приказу уже больше не игра». Игра есть «выход из рамок «обыденной» жизни во временную сферу деятельности, имеющую собственную направленность».
В игры играют взрослые и дети. Считалось долгое время, что взрослые играют во взрослые игры, а дети — в детские. Детские игры организуются самими детьми или организуются для них взрослыми. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики, его отношения с окружающими людьми и самим собой. Сама природа игры уникальна: объединение в общем переживании, деятельном сотрудничестве, общей радости, которую приносит коллективный успех и горечи общего поражения.
Как часто из-за отсутствия, прежде всего у взрослых, навыков игровой культуры сводятся на нет все начинания и инициативы ребят.
С самых ранних начал цивилизации игра стала мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в каких других видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизических, интеллектуальных ресурсов, как в игре. И взрослые и дети, в таких, к примеру, вечных игровых моделях, как футбол, хоккей, шахматы и т.п. действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на приделе преодоления трудности. Многие человеческие страсти достигают своего пика только в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовке людей. Философию явления «игра» поэтически и провидчески точно выразил в «Пиковой даме» А.С. Пушкин устами главного героя: «Что наша жизнь — игра!» Универсальная интрига любой игры - победа над собой: физическая, духовная, интеллектуальная, творческая, любая. Никакие другие победы ребенка не идут в сравнение с этой. Поэтому игры так любимы детьми. У каждой игры есть своя полезность.
Существует: игра-труд, игра-досуг, игра-праздник, игра-отдых, игра-тренинг, игра-развлечение, игра-воображение, игра-коррекция, игра-сообщение, игра-риск...
Существует игра, синтезирующая в себе многое из названного. В любом случае она есть свободное проявление разнообразных влечений индивида. Не случайно А.С. Макаренко и Л.С. Выготский видели возможность для человека почувствовать себя в игре «чем-то более высоким», подняться «на голову выше самого себя», приобрести «высшие нравственные достижения», которые завтра станут его средним уровнем, его привычной моралью.
Воспитательный потенциал игры исследован достаточно полно. Отмечается ее роль в познании мира, в развитии свойств интеллекта в накоплении опыта коллективных переживаний в физическом развитии ребенка, в приобретении опыта - нравственного поведения, в формировании трудовых навыков, навыков культуры межличностных, коммуникативных отношений (дружба, партнерство, совместимость), в развитии чувства юмора.
Функции игры:
1. Социокультурное назначение игры
Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийное, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка.
Процесс социализации ребенка в игре не сводится лишь к непосредственному взаимодействию индивидов, а включает всю совокупность общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных.
Вот как говорил об этом В.А. Сухомлинский «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка... Без сказки, без игры воображения ребенок не может жить... В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
2. Игротерапевтическая функция игры
Нередко дети сами прибегают к игре как психотерапевтическому средству снятия страхов, боязни, эмоционального напряжения. К примеру, те же считалки, дразнилки, страшилки, говорилки и т.д. являются трансляторами с одной стороны, культурной традиции, с другой стороны, мощным средством игротерапии.
Игротерапевтическая функция игры включает в себя релаксационную функцию, т.е. снятие или уменьшение эмоционального, физического, интеллектуального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему, к примеру, активным обучением, физическим трудом, сильными переживаниями и т.п.
З. Коммуникативная функция игры
Коммуникативное общение детей - важнейшая проблема педагогики. Но это общение включает в себя специфические нормы поведения: независимость, общность интересов и личные пристрастия, взаимопонимание и способность самому принимать решения, уступки и эмоциональную контактность. Желание действовать сообща, быть равным среди сверстников рождает такую общность,
Виды игр:
1. Физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные): экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры; лечебные игры (игротерапия).
2. Интеллектуальные - творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры; игровые методы обучения.
З. Социальные игры: творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельные, организационно-коммуникативные, имитационные).
4. Комплексные игры (комплексно-творческая, досуговая деятельность).
Двигательные игры - самые разнообразные и многочисленные во всем пространстве детских игр. Они обеспечивают физическое развитие и физическое здоровье детей и в значительной степени увеличивают физическую свободу растущего ребенка. Никакой самый увлекательный досуг не заменит детям радость движения, ощущения силы, удали, ловкости, гибкости, сноровки, координации, пластики. В этих играх ребенок показывает пределы своих физических возможностей, что он гораздо реже проявляет в учебной и трудовой деятельности.
Подвижные игры - в их основе - спортивная борьба, состязательность, конкуренция (кто выше, кто быстрее, кто дальше, кто результативнее). В данных играх реализуется активное развитие мышечной системы, выход накопленной энергии, снятие усталости.
Кроме физической силы, ловкости и других физических качеств подвижные игры развивают и психические качества личности — волю, выдержку, коллективизм, организованность и др.
Интеллектуальные игры - их называют также познавательные, дидактические, умственные, предметные, развивающие, обучающие. Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащение интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире, игры осмысленно ориентированные на обучение ребенка.
Бесспорно, учение не простой труд, но труд в сущности радостный, т.к. приобщает к новому, неизвестному, интересному: не случайно в последние годы возникло понятие «учение с увлечением».В игре ребенок с большим интересом выполняет то, что вне ее, ему кажется очень трудным и неинтересным. Одним из первых об этом сказал практик и реформатор школы педагог В.А. Сухомлинский:
«Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве...».
Почему именно в игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов? Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно.
Рассмотрим несколько групп игр, развивающих познавательный интерес, познавательную активность ребенка.
1 группа:
Предметные игры детей дошкольников как манипуляция с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
2 группа:
Игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Более показательные в этом плане игры-путешествия. Они особенно популярны среди младших подростков. Игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций»,совершаемых по книгам, картам, документам.
«Экспедиции», «походы», «поездки» совершаются детьми в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, метеоролога и т.д.
Учащиеся ведут дневник, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом.
Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности, В результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения создающего проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий.
З группа:
Используется как средство развития познавательной активности детей и подростков, это игры с готовыми правилами, обычно и называются дидактическими. Как правило, они требуют от детей умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное знать сам предмет. Чем искуснее составлена дидактическая игра, тем наиболее скрыта дидактическая цель.
4 группа:
Строительные, трудовые, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В строительных, технических играх школьники осваивают процесс созидания. Часто объект игры-труда (крепость, дом, ракета, подъемный кран и т.п.) необходим детям для ролевой или иной игры как обязательный ее аксессуар. Игры со строительным материалом, игры-конструкторы воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к будущему труду: они учатся планировать свою работу, подбирают необходимый материал, критически оценивают результаты своей и чужой деятельности, проявляют смекалку в осуществлении творческих задач.
5 группа:
Игры-упражнения, игры-тренинги воздействующие на психическую сферу. Игра - отличное дополнение к учебному процессу, в развитии важнейших психических свойств, необходимых для труда, приобретения высоких моральных качеств, формирования гражданского сознания и т.п.
Это игры на внимание: игры приучающие детей ценить время, развивающие глазомер, тренирующие наблюдательность.
Каждая группа своеобразна, но назначение одно — будить мысли ребенка, приобщать к миру познания, развивать познавательную активность.
Программно-методическое обеспечение
ВЫПУСКНОЙ СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
В актовом зале устраивается детское кафе, и каждая семья вывешивает свою плакат - газету со школьными воспоминаниями, фотографиями, секретами, письмами и поздравлениями, стихами и шутками, картинками и достижениями. Шефский педагогический отряд оформляет зал замечательными сцепками из самых разных сказок, шариками, живыми гирляндами, цветами и т.п.
Родители вместе с детьми и педагогическим отрядом готовят кукольный спектакль, монтаж-поздравление, загадки-отгадки, концерт песен и спортивных миниатюр, танцевальные номера, в которых обязательно должны быть заняты ВСЕ дети.
дети дарят школе самые разнообразные подарки, сделанные вместе с родителями секретным образом дома.
Затем дети пьют чай, соки и едят вкусные вкусности, приготовленные родителями. В финале вечера все участники фотографируются.
«ВЕНОК ОСЕНИ» ОБЩЕШКОЛЬНОЕ КТД
«ПРЕКРАСНОИ ОСЕНИ ПОРА»
Каждый класс, каждое объединение, каждый творческий коллектив готовятся
к двум дням, когда отменяются уроки и в школе проходят:
•• туристический слет;
•• ярмарка плодов, овощей;
•• парад кустарников и цветов;
•• концерт «Золотая осень»;
•• ярмарка кулинарных изделий;
•• выставка-продажа поделок из дерева, мхов, камней, цветов;
•• продажа дикоросов и лекарственных трав;
•• выставка творческих работ, сочинений, стихотворений;
•• выставка домашних животных;
•• игры, викторины и конкурсы.
ДИСПУТ « ДЛЯ ЧЕГО Я ПРИШЕЛ НА ЭТУ ЗЕМЛЮ ?»
Каждому тезису соответствуют утверждения, которые не являются истиной, а скорее их можно рассматривать как предположения или выражение одной из точек зрения.
Человек предназначения, человек случая, человек надежды, человек преодоления.
Можно просто жить и так живет подавляющее большинство людей, можно ставить амбициозные цели и добиваться их.
Человек для других и человек для себя.
ЛИТЕРАТУРНО-ЖУРНАЛИСТСКИЙ ПРОЕКТ
Конкурсное задание «Письмо другому».
Вы можете написать письмо политику, другу, природе, школе, учителю, герою, гению.
Письма будут опубликованы в газете, где будет специальный раздел, в котором каждый, кому понравилось письмо, поставит оценку плюс и свою фамилию - так можно будет определить лучшее письмо.
Конкурсное задание «Репортаж с места события».
Найдите в школе, в городе что-либо интересное или узнайте о каком-нибудь замечательном предстоящем событии и опишите его.
Конкурсное задание «Очерк о прекрасном, удивительном, невероятном»
Напишите о человеке, который вас удивил, обрадовал, поразил, сыграл важную роль в вашей жизни.
Конкурсное задание «Разработайте и в любой форме и виде
представьте шутливую антирекламу любого никчемного, вредного и подлого товара или события».
Это может быть антиреклама табака, наркотиков, двойки, пива, триллеров, детективов, бандитизма, потребительского сознания.
Конкурсное задание «Составьте рецензию на выступление какого-нибудь, извините за выражение, певца, кинофильм, спектакль».
Определите достоинства и недостатки, выскажите ваши пожелания на будущее.
Конкурсное задание «Проблемный анализ».
Возьмите любую социально значимую проблему, изучите ее, проанализируйте и составьте ваши предложения.
Конкурсное задание «Интервью».
Возьмите интервью на заданную тему и выпустите газету с текстами интервью.
Конкурсное задание «Портрет».
Напишите портрет человека или опишите цветок, шкаф, урок, птичку, море, поезд, грозу, электричество, мерседес и т.д.
Конкурсное задание «Экспромт».
В зале, находясь на сцене, напишите стихотворение на заданную тему. Таким образом, можно определить победителей по каждому конкурсу и определить «золотое перо», или победителя конкурса в целом, т.е. по сумме занятых мест во всех конкурсах.
1 Старинный бал.
2 Музыкальный показ мод.
3 Вечер вальса.
4 Русские и зарубежные марши.
5 Католическая и христианская духовная музыка.
6 Вечер КСП.
7 Вечер собственных произведений участников.
8 Вечер классической музыки.
9 Танцевальное кафе.
10 Вечер оперетты.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РИНГ
Игра проводится в три тура.
ТУР 1. Огораживается площадка, и вслед за ударом гонга на ринг выходят представители четырех или двух дружин, которые за определенное время должны ответить на 5 вопросов, которые им зададут противники. Жюри выставляет оценки за качество и красоту вопросов и ответов. Жюри также имеет право снять некорректные вопросы. Вторым критерием успешности является прибор, позволяющий определить шум в децибелах, отражающий удовольствие команд-болельщиц. Каждый участник имеет право с потерей очков обратиться за помощью к своей команде.
ТУР 2. Каждый участник выносит на обсуждение участников ринга проект, позволяющий решить социально-экономическую, педагогическую. техническую или общекультурную задачу. В ходе обсуждения проектов участники должны выявить все его достоинства и недостатки за короткий промежуток времени, затем соперники должны выставить оценки за проект друг другу, а жюри и болельщики вправе согласиться или не согласиться с этим решением. Окончательное решение о победе выносит главный судья соревнований, но его решение может быть обжаловано в специально созданной научной коллегии уже после соревнований.
ТУР 3. Каждый участник показывает сопернику и зрителям нечто сделанное своими руками: книгу стихов, газету. Эти предметы подлежат оценке публики путем поднятия любой руки в знак признания и одобрения. Победители получают звания и награды:
*чемпион школы.
*доктор или кандидат наук или искусств.
* победитель полуфинала.
*дипломант, лауреат, медалист.
Победители получают медали, дипломы, грамоты и ценные интеллектуальные, технические и кондитерские подарки.
- Дружба - это когда помогают друг другу, но разве бандиты не помогают?
- У нас в классе большая половина не хочет учиться, а рабочими не хочет быть никто. Тогда кто же будет работать, правда ли, что рабочим становится только тот, кто не хочет учиться?
- Как выглядит человек, который сочиняет анекдоты?
- Правда ли, что без лжи не может быть и правды?
- В армию идут неудачники и лентяи, поэтому у нас такая армия.
Р.S Некоторые утверждения неверны, поэтому важно, чтобы участники попробовали опровергнуть сами эти утверждения.
КОНКУРС «МЕНЕДЖЕР»
Каждой девушке (юноше) предлагается найти управленческое решение в ситуациях:
- Один рабочий копает яму, а двое смотрят, как он это делает.
- Что нужно сделать, чтобы повысить зарплату учителям?
- Вы решили выпускать новый вид минеральной воды, но рынок уже забит.
Что необходимо сделать, чтобы ваша продукция выдержала конкуренцию?
- Класс в полном составе не решил контрольную работу. Что делать?
- Вы решили с кем-то встретиться, а денег нет. Как выйти из этого
положения?
-Вы влюблены в девочку из соседнего класса, как сделать, чтобы перейти учиться в ее класс (ведь рассказать о своих чувствах вы никому не можете)?
- Ваша семья очень бедная, и вдруг вы нашли на улице уйму денег в
портмоне. Если вы возьмете их себе, никто не узнает. Возьмете?
- Ваш знакомый никак не может устроиться на работу. Что вы ему
посоветуете?
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ
Каждая встреча в гостиной может происходить без всякого плана, по велению души. Просто собрались несколько человек и решили провести время красиво и интересно. А может быть, инициативная группа детей и взрослых сначала придумает названия и возможное содержание этих встреч, а затем уже по плану будет с восторгом и интересом готовиться к этим удивительным вечерам, которые могут составить событие в жизни многих людей?
И тогда может быть выстроена гирлянда таких вечеров:
- Удивительные события в жизни замечательных людей.
- Любимые музыкальные произведения в жизни замечательных людей. Любимые музыкальные произведения наших учителей.
- Вечер любимых стихотворений.
- Вечера памяти поэтов, писателей, художников.
- Вечер романса.
- Вечер старинной русской песни.
Затем все желающие зачитывают свои ответы, задают вопросы на понимание и голосуют, называя две оценки - «верю» и «не верю». После этого все ответы сдаются архивариусу класса или классному руководителю на хранение.
МОЛОДЕЖНЫЙ КОНКУРС
«А НУ-КА ДЕВУШКИ»
И « А НУ-КА ЮНОШИ»
Задание 1
КОНКУРС «ЗНАКОМСТВО»
Каждая участница (или участник) должна разыграть сцену знакомства со случайно приглашенным из зал» юношей (девушкой). Для этого юноше и девушке выдаются микрофоны, и она (он) старается разговорить и заинтересовать его (ее).
Задание 2
КУЛИНАРНЬиЙ КОНКУРС
В кулинарном конкурсе выполняют задание одновременно пять участниц
(участников). Они должны приготовить обед под музыку, сообразовываясь с музыкальными ритмами. Если звучит блюз или вальс или любая другая
тихая, нежная, ласковая музыка, то и участницы должны выполнять работу медленно лирично, спокойно, если же зазвучал рок, то одновременно с выполнением работы участницы ритмично двигаются и т.д.
Задание З
КОНКУРС «КОНВЕРТ»
Каждая участница (или участник) тянет конверт, в котором записано персональное задание:
* сыграть или инсценировать стихотворный или прозаический текст, пригласив из зала помощников, если это необходимо;
* красиво съесть апельсин, лимон;
* сервировать стол и пригласить к столу гостей;
* культурно поговорить по телефону;
* напеть на караоке;
* успокоить плачущего ребенка (этюд);
* написать на доске лестницу вашей жизни, обозначить и объяснить этапы;
* за 5 минут сделать желающим, вышедшим на сцену, новую прическу
* рассказать маме, где была (был) вечером (этюд);
* рассказать о кандидате в депутаты.
Задание 4
КОНКУРС «ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ»
Каждой девушке (или юноше) дается для решения проблемная ситуация или вопрос:
- Ваш ребенок принес двойку. Что вы ему скажете?
-девушка (юноша) стесняется выходить к доске. Как ей (ему) помочь?
- Не пришел учитель, а класс его любит. Что делать?
- Учитель постоянно кричит на детей. Почему он кричит?
КЛАССНЫЙ ЧАС « ПОЧЕМУ МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ В ШКОЛЕ, ДОМА И НА УЛИЦЕ»
Уважаемые юноши и девушки, давайте попробуем ответить на следу вопросы (устно или письменно):
- Почему мы в присутствии юных дам, можем позволить себе употреблять бранные слова, унижая этим и их, и себя?
- Почему юные дамы позволяют в своем присутствии выражаться, курить, рассказывать пошлые истории и вести себя по-хамски?
- Почему часть молодежи считает, что любви не существует, и факт поддерживают теорию стакана воды, суть которой в том, что иметь близкие отношения с женщиной все равно, что выпить стакан воды? (По это поводу В.И. Ульянов заметил, что лично ему было бы неприятно пи щербленного и захватанного стакана.)
- Почему и с какой стати позволительно грубо, резко и недружелюбно относиться к родителям и родственникам?
- Почему в школе мы пишем и говорим о прекрасном, а, выйдя за ворота школы, издеваемся над этим?
- Почему мы смеемся над теми, кто любит учиться, стремится достигнуть благородной цели, душевно и тепло относится к хорошим учителям?
- Почему у многих из вас нет любимого учителя?
- Почему обязательно нужно курить и употреблять спиртные напитки, и почему этим особенно начинают увлекаться девушки?
- Почему мы не любим настоящую музыку и довольствуемся в основном грохотом, визгом и треском, когда есть и другие направления музыки, которые, по признанию настоящих и великих людей, играли важную подчас и решающую, роль в их жизни?
- Почему многих из нас чрезвычайно влечет форма, внешнее (одежд походка, чубчик), и почему мы так безразличны к внутреннему, содержательному?
- Почему многие из нас мучаются от одиночества и не могут решить проблему?
Способ работы на классном часу предполагает просто зачитывание без указания адресата письменных ответов или обсуждение устное, в том случае если класс созрел для этого.
КЛАССНЫЙ ЧАС: ФАН-ИГРА (ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ИГРА )
«МЫ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ»
Каждый ученик пишет ответ на вопросы:
1. Каким я буду через 10 лет (кем стану, чего достигну, какие проблемы решу?)
2. Что для этого нужно сделать?
3. Кого из своих одноклассников я возьму с собой в будущее и в каком
качестве?
КЛАССВЫЙ ЧАС: « БЕ3 БАШНИ и БЕЗ ТОРМОЗОВ - ГЕРОИЗМ
НАОБОРОТ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАНТИКА, ИЛИ РИСК РАДИ
РИСКА»
Без башни - на молодежном жаргоне: вперед не думая; где наша не пропадала; а нам плевать была, не была; у и ню ж, что посадят; я что, ботаник что ли?
Без тормозов - то же самое.
Физиологическая романтика вытекает из физиологического мышления, когда человек старается не думать вообще или думает не головой. Риск - хорошо вооруженный, подготовленный и продуманный маневр с не вполне ясным результатом.
Риск ради риска – проиграю - ка я все родительские деньги в автомате или выиграю (последнее встречается в одном случае из миллиона); разгонюсь на чужой машине, а в случае чего закрою глаза, может, пронесет; уколюсь на спор, может, не помру: не все же помирают?
Все эти и любые другие тексты наносятся на плакаты или пишутся на доске. В ходе классного часа ученики совместно с педагогом ищут ответы на острые проблемные вопросы и ситуации, которые они подготавливают письменно и устно и предлагают обсудить.
Возможные ситуации и проблемы:
- Пойду и скажу физику все, что я о нем, думаю и пусть выгоняют.
-Двухметровыми буквами на стенах школы напишу, кого я люблю и когда не люблю.
- Ночью проберусь в школу и наставлю во всех журналах море пятерок.
-Ну и что, что я в 8-м классе, я сказал, что женюсь значит женюсь.
- Я решил уйти из дома, потому что я не дрова, чтобы меня все время пилить: что им все время от меня нужно?
-И каждый день приходится решать одну и ту же проблему куда пойти, и всегда некуда, пошлость надоела, читать не приучен, от попсы трясет, цели нет, в общем - все как у всех.
Ученики в коде классного часа делятся на малые группы, в которых:
обсуждают предложенные проблемы, и затем представитель группы выступает перед классом, излагая согласованное мнение.
КЛАССНЫЙ ЧАС: « Характеристика »
Некоторое количество учащихся пожелало, чтобы товарищи по классу (каждый желающий) написали бы про них то, что думает, что помнится, т.е. своего рода человеческую характеристику. Затем все характеристики показывают объекту, и он либо соглашается зачитать эти документы, либо отказывается от этого. Характеристика может быть написана в две колонки: в одной представлены достоинства, характеристические черты, замечательные поступки, а в другой колонке дана критика, проблемы, недостатки, ошибки. И в этом случае можно зачитывать только левую сторону, так считает тот, о ком написаны эти документы. Цель здесь заключается в том, чтобы учащийся мог сравнить самооценку и внешнюю оценку: насколько он владеет искусством рефлексии, над чем стоит поработать.
КЛАССССНЫЕ ЧАСЫ «ПАРАДОКСЫ»
Берем известные мифы и парадоксы и обсуждаем вместе с учащимися, возможно и с родителями, происхождение заблуждений, доводы и контрдоводы, решаем логические задачки, ищем этическое обоснование своих представлений.
парадоксы:
= курение улучшает мысль;
= все русские таланты спиваются;
= отличники обычно становятся неудачниками в жизни;
= главное для тинэйджера - пиво, рок, нежелание учиться, презрение к взрослым и их культуре
= гений - тот, кто пришел, увидел, победил (на самом деле это не гений, а, может быть, герой);
= эгоизм - это хорошо;
= счастливы обычно красивые;
= гений - это вдохновение, остальным нужно мною работать;
= были бы деньги, остальное достану;
=экстрим - это желание погибнуть и этим насолить родителям и ближним;
= гулять - слово какое-то глупое и никчемное;
= мама постоянно просит, чтобы я что-то отремонтировал, починил, прибил, но посмотрите - в любом фильме люди выдающиеся, талантливые, скажем, профессора, никогда этим не занимаются, а мне в школе все говорят, что я талант;
= если бы я был большим начальником, я бы навел порядок.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ В КЛАССЕ
(Материалы для классных часов)
Задание №1
Опишете вслух кого-нибудь из присутствующих. Это должно быть не описание внешности, а указание на некоторые черты и свойства личности, выражения, реакции, поступки. Задача участников - узнать своего одноклассника по описанию.
Задание № 2
Цепочка дат, имен, отчеств и фамилий. Начинающий называет дату, а следующий участник или любой за ним по порядку должен назвать событие. Точно также по имени и отчеству нужно угадать фамилию, а по фамилии - имя и отчество. Участники получают соответствующие баллы и победителем становится тот, кто набрал наибольшее количество баллов.
Задание № З
Дайте вербальный или пантомимический образ чего-нибудь, но так, чтобы участники могли догадаться, что именно изображено или о чем рассказано.
Задание №4
На столе разложены билеты, а в них - самые разнообразные веселые
музыкальные, творческие, художественные, познавательные спортивные, хозяйственные задания. Учащийся, вытянув билет, осознал, что подобное задание он по какой-либо причине выполнить не может, тогда он тянет следующий билет, и так до трех раз. Выполнять задания нужно здесь и сразу, по возможности не задумываясь.
Задание № 5
Учащиеся, разбившись на малые группы, придумывают веселые анкеты и затем по часовой стрелке передают эти анкеты соседней группе. Задача соседней группы - доработать анкету и ответить на вопросы. После чего представитель каждой группы зачитывает вопросы и ответы перед всеми участниками, а в конце игры классный руководитель берет эти материалы для анализа, и, если материалы интересны, их можно опубликовать в «классной» газете.
Задание №6
Участники пишут письма и открытки по разным номинациям, получив разные задания, например: письмо врагу или преступнику, или наркоману, или курильщику, или несчастному человеку, или близкому человеку или писателю или политическому деятелю, или собаке, цветку, ветру, письмо- просьбу, письмо-совет, письмо учителю, поздравительную открытку, письмо или открытку-мистификацию, или письмо, выдержанное в восточном, французском, старославянском, строгом джентльменском жанрах.
Задание № 7
Замечательное занятие по развитию речи, выразительности, преодолению стеснительности заключается в том, что участник выбирает жанр поведения и показа текста, не имеющего смысла, т.е. он может высоким стилем экспромтом сочинить очевидную белиберду, или петь песни на тут же сочиненный мотив со словами и звуками, не имеющими никакого смысла, или воинственно спорить с кем-то на тарабарском языке.
Задание № 8
Провести без подготовки дискуссию по заданной тематике: два желающих участника вскрывают конверт, узнают тему и начинают дискутировать, а публика поддерживает того или другого разноцветными флажками, аплодисментами или улыбками. Победителя следует качать или подарить ему килограмм сахара. А так как победителями могут быть признаны оба, то и славы хватит на двоих.
Задание № 9
Каждый участник получает задание сочинить стихи на заданную или свободную тему непосредственно здесь и теперь и очень быстро. Смысл
задания в том, что это не будет настоящей поэзией, но это позволит при разборе увидеть особенности мыслительных конструкций и верификационные возможности учащихся.
Задание № 10
Игра «Пресс-конференция». Любой участник по желанию может стать персоной, которая дает пресс-конференцию. При этом важно, что он в ходе пресс-конференции должен будет исполнить определенную социальную роль, предположим, директора школы или министра иностранных дел, великого артиста или человека с улицы, писателя или олигарха, влюбленного или разведенного. Событие только тогда окажется успешным, когда зал захочет и сможет задавать интересные вопросы, и это неплохо бы отработать на предварительном этапе.
Задание № 11
Делаем газету. Класс делится на несколько малых групп и, получив задание, каждая группа приступает к изготовлению газеты. Здесь важно, чтобы учащиеся придумали форму (на бумаге, ткани, обоях, из гривы и цветов, шишек, камушков, на надувном шаре, в форме дома или корабля или ракеты или старинного дворца, а также в виде картины или скульптуры, мультика или комикса), оригинальные способы показа текста (пляшущие человечки, разноцветные фигурки, надрезы, конверты, перевернутые тексты и т.д.). Задания группы получают в форме названия или предполагаемого содержания газеты. Например, названия газет: «МЫ», «Родители», «Наше будущее», «А я бы съел», «Шутки нашего класса», «Да, мы хотим сказать», «Наши герои». Или темы для газеты: «Как вы писали сочинение в классе», «Что делать», «Кем и какими мы стаем?».
Задание№12
Операция «Социальная реклама». Нужно в микрогруппе придумать форму и содержание рекламы (живая, кино, рисованная, текстовая, музыкальная). Затем разработать сценарий и предъявить готовый проект на внутриклассном или школьном конкурсе социальной рекламы. Это может быть реклама класса, школы, столовой, образа жизни, отношения к людям и природе к т.д.
Задание № 13
Изучаем афоризмы и мысли умных людей дома, приходим в класс и
начинаем сочинять собственные афоризмы. Затем эти афоризмы вывешиваем в школе с указанием авторства.
Задание № 14
Игровая процедура «Ведение переговоров». Есть несовпадающие интересы участников. Нужно подобрать такой состав делегации, придумать такие аргументы, использовать такие обезоруживающие приемы, чтобы противная сторона согласилась на компромисс.
Задание № 15
Конкурс скороговорок. Кто быстрее всех по времени к без ошибок расскажет по тексту скороговорку, а потом сделает то же самое по памяти.
Задание № 16
Класс договаривается посмотреть какую либо аналитическую (С. Шустера, С. Сорокиной, В. Соловьева) передачу по телевидению и затем либо провести подобную, но «своими словами», либо обсудить то, что ребята услышали с экрана, высказать свои точки зрения и свои предложения. Точно также можно обсудить фильмы, развлекательные, молодежные, хозяйственные и конкурсные передачи.
КЛАССНЫЙ ЧАС: «ПОГОВОРИМ О 3ДОРОВЬЕ»
Сюжет первый «ГЛАВНОЕ НЕ КАК, А ЗАЧЕМ БРОСИТЬ КУРИТЬ»
Человек курит от безделья, вследствие отсутствия значимой цели, из соображений моды, попугайничества и несамостоятельности, вследствие мифологических представлений о том, что курение помогает думать, дабы наполнить безликие будни хоть каким-нибудь содержанием, для ухарства и геройства, чтобы нравиться девушкам и юношам определенного пошиба, вследствие лености мозга, чтобы заполнить томительные паузы во время застолья. Курение обычно связано также с преступностью - заглушает голос совести. Если молодой человек или девушка отнесут себя к любой (или нескольким) из названных причин, то каждый из них может задать себе вопрос о том, нужно ли мне бросать курить или нет.
Если у человека нет высокой задачи быть полезным себе и другим (а для этого нужно быть здоровым), то и курение из частного случая вырастает в атрибут бессмысленной жизни.
Но если вы решили бросить курить, то хорошо бы одновременно поставить и другие более сложные задачи для достижения цели: буду каждый день заниматься физической подготовкой, переводить страницу с английского, обливаться холодной водой, решать по две задачи из физики и математики, выучивать по одному стихотворению в неделю, учиться играть на гитаре и делать хотя бы одно полезное дело, И ЗАОДНО БРОСИТЬ КУРИТЬ - вот это действительно красиво!
Запад давно миновал высшую точку массового курения и там все более
побеждает культура здоровья (у нас 46% курящих, в США 22 %), рано или поздно мы пойдем тем же путем. Во всяком случае, уже сейчас можно заметить тенденции:
Х- курят обычно некрасивые девушки, чтобы обратить на себя внимание соответствующих молодых людей (интеллигенты женское курение не признают вообще);
Х- курят ленивые, безвольные и пользующиеся деньгами родителей молодые люди, лишенные сострадания к ближнему;
Х- курят те, кто никак не найдет своего места и генерального интереса в жизни.
Нельзя стать человеком для других, если ты не способен к чему-то такому, что может быть важно для других людей. Главное - нужно быть духовно и душевно богатым, чтобы именно вовремя оказаться в нужном месте. Биологический человек и социальный человек.
Есть, пить, заниматься сексом, работать, ничем не интересоваться, не читать, все и всегда делать тихо и правильно - таков биологический человек. Социальный человек живет проблемами общества, активен, способен любить, заниматься творчеством, любознателен — это человек для людей. Человек с деньгами и человек без денег.
деньги - это прекрасно, да еще, если есть разумные потребности, да еще, если есть умение их зарабатывать, а не добывать и если человек не преклоняется перед ними, а заставляет деньги служить себе и точно знает, что к деньгам еще бы талант, душу, интеллигентность.
Главное - это работа? Или главное - это что-то другое? Работа - это всегда ужасно и противно. другое дело - любимая работа, деятельность, творчество. И лакмус здесь: если тебя радуют люди рядом, если ты с удовольствием делаешь свое дело, тогда все в порядке.
КАЛЕНДАРЬ ШКОЛЬНИКА
В этом календаре прописаны с названиями все события, которые имеют место быть в течение года, все элективные курсы, факультативы, секции, кружки, клубы и время их работы. Все праздники, зачеты, контрольные, а также расписание.
БЮРО ДОБРЫХ УСЛУГ
Все желающие учащиеся, ученические коллективы, творческие объединения, родители, учителя, выпускники сообщают в бюро, какую пользу они могли бы принести людям. А затем все нуждающиеся в помощи или подают заявки, или бюро предлагает помощь нуждающимся.
Чем разные люди могли бы быть полезны:
-Я готов отдать игрушки, у меня их много, и я их перерос.
-У нас в семье много книг и журналов, мы могли бы их подарить. Я могу помогать младшим классам изучать английский язык или математику.
-Я могу подготовить отстающих по русскому языку и истории.
-У нас в семье много лишних вещей, много новых, и я могу их отдать нуждающимся.
- Мы приглашаем к себе на дачу 2 ребят, которые летом остаются в огороде.
- У меня есть банка варенья, я хотел бы с кем-нибудь ее съесть.
- Я могу помыть полы, убрать и приготовить обед для старого больного человека.
- Я могу отводить детей в школу и приводить их обратно -Я собираю группу вместе играть на гитаре.
-Если ты мучаешься от одиночества, то вот тебе мой телефон.
-Я могу сходить в магазин, погладить одежду, почитать книгу больному.
-Мы с другом подготовили подарки и несколько художественных номеров для больных и одиноких людей.
- Я могу читать книги вслух слепому человеку.
-Я хочу подарить свой карманный радиоприемник тому, кому он очень нужен.
Я хотел бы с кем-нибудь меняться компьютерными программами.
-Я хотел бы помогать дворнику убирать наш двор.
-У нас есть старинные вещи, старая мебель и кухонная утварь, мы готовы все это отдать в школьный музей.
-Я готов выделить деньги, чтобы платить стипендию хорошим ребятам, которые помогают другим.
ЧАС ЧТЕНИЯ
Иногда в школе объявляется общешкольный час чтения, и все, начиная с директора школы, в классах, в коридорах садятся поудобнее и целый час, в тишине, переворачивая страницы, наслаждаются единством общего дела я радостью от общения с интересной книгой. Книжки и журналы каждый приносит из дома или заранее заказывают в школьной библиотеке.
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ КОМНАТА
Если ученик, мягко говоря, расшалился на уроке, то его препровождают в дисциплинарную комнату, где он может читать книги, газеты и журналы, а если есть пара, то играть в шахматы или шашки, смотреть по телевизору специальные учебные, творческие, развивающие передачи, слушать в наушники прекрасную музыку. Это комната, где ученик может снять стресс, но пользоваться ей можно очень редко и не в часы контрольных работ.
ПРОГРАММА «7 ЧАСОВ УТРА»
Все желающие, попросив разрешения у классного руководителя, могут
приходить в школу в 7 часов утра, чтобы вместе делать домашние задания. Ведь для этого нужно научиться заставлять себя делать это. А отдохнувший мозг утром работает, как часы. Замечательно договориться всем классом или со всеми.
ВОВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 СПОСОБ
На доске или на плакатах написаны названия различных дел, которые могут быть проведены в классе, в параллели, в школе, в клубе. Там же сообщается, сколько организаторов и участников необходимо для реализации этого проекта. Учащиеся, выходя один за другим, заносят свои фамилии в тот или иной проект. Если же их не устраивают разработанные активом или педагогами предложения, тогда они вписывают свои варианты и предлагают участникам записываться. Точно так же участвовать в проектах могут педагоги и родители.
2 СПОСОБ
Учащиеся, находящиеся в аудитории, делятся на малые группы, и каждая группа выбирает себе раздел, предложенный устроителями для скоростной разработки какого-либо дела, провести которое им бы хотелось и в которое они хотели бы вовлечь побольше сверстников, и вообще желающих. А поэтому, разработав свои предложения, каждая группа должна их представить в весьма привлекательной рекламной манере, имея в виду привлечь присутствующих.
Разделы могут предлагаться разные, в том числе и такие:
Х учеба, внеклассная работа по предметам, интеллектуальные игры,
иностранные языки;
Х досуг, театр, концерт, творчество, сочинительство, оформление;
Х спорт, туризм, игры, достижения, тренировки, единоборства;
Х дисциплина, безопасность;
Х экология, зеленый мир, животные;
Х поддержка, помощь.
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ДЕНЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В день назначенный родители, предварительно записавшись, строго по времени приходят на прием к тем учителям, психологам, врачам, администраторам, которых они хотели бы посетить. Они могут прийти вместе со своим ребенком. Организационно это делается так. В рекреации выставляются елочкой столы, и каждый родитель подходит к первому специалисту, затем, следующему и т.д.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Приколы и подходы
- Повесить на ручку входной двери новорожденного гвоздику или розочку. Подготовить газету со смешными воспоминаниями, пожеланиями, фотографиями.
- Каждый желающий достает, печет или организовывает выпекание прямоугольного торта без крема и начинки, затем все торты или коржи соединяют вместе, и получается огромный торт. Теперь можно его украшать на свое усмотрение цукатами, орехами, кремом, шоколадом, надписями, свечками.
- Сфабриковать телеграмму и договориться с почтальоном о том, чтобы он доставил телеграмму по адресу.
- Хорошо бы записать на кассету любимые музыкальные произведения новорожденного или записать поздравления одноклассников.
ЛЕСТНИЦА ДОСТИЖЕНИЙ
Каждый учащийся может двигаться по лестнице достижений, выполняя определенные общественные поручения. После выполнения работ на первом этапе руководители (на других - все участники мероприятия или направления) дают оценку качества и успеха работы организатора мероприятия. В случае высокого процента проголосовавших за лидера того или иного дела ему присваивается очередной ранг, и выдаются удостоверение, звездочки (по одной за каждый уровень), которые он носит на плече или на рукаве, а также другие знаки, соответствующие рангу: значок, галстук, майку, портупею, аксельбанты. Количество ступенек лестницы - четыре: помощник руководителя, организатор деятельности, руководитель проекта или направления, лидер-инструктор (инструктор получает четыре звездочки).
1. Помощник руководителя
2.Организатор деятельности
З.Руководитель проекта или направления
4. Лидер-инструктор
ЛИЧНАЯ КНИЖКА ТВОРЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ
АКТИВНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
У наших родства не помнящих чиновников она еще на западный манер называется портфолио. Только предлагаемый нами вариант немножко разнится от книжки-фиксации. Это книжка проблем, успехов, целей.
1. Первый раздел книжки предполагает, что ученик секретно или понятно описывает те цели и задачи, которые он ставит перед собой в начале года, и оставляет пространство для того, чтобы в конце года посмотреть и проставить знак успеха: сбылось, получилось, удалось.
2. Второй раздел предполагает возможность записей, которые в эту книжку делают уважаемые и любимые учеником люди. И пишут они советы, предложения, идеи.
3. Третий раздел включает в себя те творческие работы и задания, которые ученик получает и выполняет.
4. Четвертый раздел - это раздел успехов и наград: в чем участвовал, чего добился. Речь может идти о любых достижениях, и записи в книжку делает любой руководитель любого дела и направления.
5. Пятый раздел - в каких акциях и волонтерских делах принимал участие в течение года.
6. Шестой раздел - в каких секциях, клубах, спортивных и иных учреждениях занимался и каких реальных успехов в секундах, метрах, килограммах и т.д. добился.
7. Седьмой раздел - заключительная запись классного руководителя с пожеланиями и оценкой прибавочного продукта: какие замечательные изменения и превращения произошли с учеником в течение года. ПРИМЕЧАНИЕ: в книжке нельзя записывать замечания, обвинения, наказания, высказывать обиды, подозрения.
ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА ШКОЛЬНОГО ПЛАНА ПО
ВОСПИТАНИЮ
Каждый раздел школьного плана или плана воспитания в классе, или плана (программы) по воспитанию, реализуемого любым педагогическим формированием, предлагается для изучения и оценки родителям, отличникам, хорошистам, нормальным детям, педагогически запущенным детям и детям риска, безразличным детям.
Каждая из этих групп в составе 5-.1О человек должна в плане найти те разделы и виды деятельности, которые непосредственно касаются ее, волнуют, интересуют, в которых захочется участвовать 5 в качестве участника или организатора.
Проведено подобное исследование на основе изучения тех работ, которые поступают на разнообразные педагогические конкурсы, и обнаружено, что, как правило, НИ ОДИН ПУНКТ ПЛАНА НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМ И БЕЗРАЗЛИЧНЫМ ДЕТЯМ. А некоторые разделы планирования не только профанируют идею воспитания детей, но и наносят существенный вред детям. Например, известные планы по предотвращению правонарушений и наркотизации и т.д, предполагают вербальные способы воздействия на детей, что само по себе мало продуктивно, и при этом бесконечные упоминания о преступном, запретном, как доказано психологами, разжигают нездоровый интерес и могут явиться причиной, порождающей противоположный планируемому эффект.
Поэтому весьма важно, чтобы каждая из названных групп поставила каждой строке плана соответствующую оценку по избранной шкале и внесла свои соображения по улучшению плана.
Примерный план воспитательных мероприятий в
т/о «Моделирование одежды»
Большое внимание в работе творческого объединения уделяется воспитательному аспекту. Дети, занимающиеся покроем и технологией пошива изделий трудолюбивы, терпеливы, аккуратны, работая руками, они мало говорят, иногда стесняются проявить себя на большой аудитории.
В связи с этим, в коллективе планируются воспитательные мероприятия, где уделяем большое внимание развитию ораторских, актёрских способностей детей, умению общаться со сверстниками и раскрытию индивидуальных способностей обучающихся.
Месяц Мероприятие
сентябрь Декоративно-прикладная выставка в школах города с цель
пропаганды швейного производства
октябрь « Стремление к красоте присуще всем людям» - беседа
ноябрь «День матери» - праздничный вернисаж
«День добрых дел»- день согласия и единства
декабрь «Новый 20... год, какой он будет?» - беседа за чашечкой чая
январь «Рождество — это сказка наяву» - игровая программа
февраль «Джинсовый бум» - молодёжная вечеринка
март «Для Вас дорогие...» - выставка — продажа швейных изделий
апрель «Пасха Христова!» - театрализовано - игровая программа
май «Были неумехами — стали мастерами!»- творческий отчет
Модель сетевого взаимодействия по организации учебно-воспитательного процесса.
Список литературы
1. Казенова, С.В. Школьная круговерть. Праздники, игры, викторины, классные часы / С.Ю.Казенова - Я.: Академия развития, 2005.-224с.
2. Кондакова, М.И.Краткий педагогический словарь пропагандиста / М.И. Кондакова- 2-е издание - М. : Политиздата, 1988. - 367 С.
3. Лизинский, В.М. Приемы и формы в воспитании детей / В.М.Лизинский - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.-16О с.
4. Сергеева, Н. А. Воспитание школьников №7. Анализируем педагогические ситуации / Н. А. Сергеева - М. : 2006.- С.1 1 -17
5. Газета « Последний звонок» ноябрь, 2002.- 224с.
6. Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию / С.А. Шмаков – М.: Педагогика, 1971.-104с.
Специальная коррекционная школа восьмого вида
Центр молодежной политики и спорта
Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
Учителя и кл. руководители, учащиеся т/о
Школа раннего развития «ЦРТДиЮ»
Городской краеведческий музей
Т/о «Моделирование одежды»
Родители учащихся т/о
Школы города
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Урок. Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Романтические произведения.
Урок литературы в 10 классе по учебнику Коровина. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Романтические произведения....
Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.
Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....
Презентация по теме "Игра - это творчество!" (из опыта работы)
Использование игровых технологий на уроках позволяет учащимся формировать основные умения учебной деятельности......
Компьютер на уроке: мода или жизнь? (Описание опыта работы)
Компьютерные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому становится понятным тот пристальный интерес, который проявляют к компьютерной грамотности учителя, и...
Методика обучения игре на гитаре (из опыта работы)
Методика обучения игре на шестиструнной гитаре для детей в возрасте 11-16 лет....
Художественные образы в изобразительном творчестве школьников. Из опыта работы.
В статье рассматривается моральное воспитание учеников через искусство, историю, культуру и сценические образы в театральном действии. Большую роль в этом играет участие школьников на олимпиадах и кон...
Школьный музей как источник вдохновения и творчества обучающихся (из опыта работы)
В статье описывается роль школьного музея в формировании чувства ответственности за сохранение народных традиций, гордости за свой край, школу, семью. Использование музейных экспонатов на уроках...