Пути совершенствования методической работы в УДОД.
статья по теме

Эффективность методической работы в учреждении дополнительного образования детей  во многом зависит  от индивидуальной методической работы с педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_sovershenstvovaniya_metodicheskoy_raboty_v_udod.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пути совершенствования методической работы в УДОД.

Потребность нашего времени — освоение нового содержания, новых форм и методов, поиска эффективных путей обучения и воспитания, а значит остро стоит вопрос о компетентности педагогов  МБОУ ДОД « Ахтубинская СЮН МО «Ахтубинский район», поэтому одной из основных задач  методиста  является создание условий для профессионального роста педагога.

Методическая работа в учреждении дополнительного образования направлена на повышение профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение его актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также свойств и качеств личности.

Таким образом, целью  моей  деятельности  как  методиста является совершенствование содержания дополнительного эколого-биологического образования и воспитания, реализуемого в МБОУДОД «Ахтубинская станция юных натуралистов  МО «Ахтубинский район»  посредством развития профессионально-педагогической компетентности педагогов.

Цель по отношению к опытным педагогам: создание условий для активной исследовательской и наставнической деятельности.

Цель по отношению к молодым педагогам: развитие  профессиональных умений, превышающих базовый стандарт педагогического образования.

Цель по отношению к начинающим и малоопытным педагогам: помощь в становлении профессиональных умений, расширение и углубление психолого-педагогических знаний.

Задачи:

исследование образовательных потребностей социума;

предоставление педагогическим работникам необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания;

выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в  учреждении дополнительного образования;

 обобщение и распространение передового педагогического опыта;

прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников;

выявление  и поддержка  учащихся, проявляющих интерес к эколого-натуралистическому направлению деятельности;

оказание поддержки педагогическим работникам  в инновационной деятельности, организации и проведении исследовательской  работы;

 помощь в подготовке педагогов к аттестации.

Приоритетным направлением  в моей методической работе является побуждение педагогов к изучению новой информации, опыта, создание условий для активизации приобретенных знаний, творческого их применения.

Эффективность методической работы в учреждении дополнительного образования детей  во многом зависит  от индивидуальной методической работы с педагогами. Главным принципом в ее организации является принцип строгой дифференциации, поскольку в коллективе нет двух одинаковых педагогов, одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении.  Хорошая школа для педагога – квалификационный анализ занятия с позиций современных требований к учебному процессу с должным теоретическим обоснованием. Вместе с педагогом необходимо найти причины педагогических неудач, если таковые выявлены в результате анализа итогов работы педагога за определенный промежуток времени, продумать систему мер по их устранению, помочь выйти на новый уровень. Для этого необходимо познакомится с качеством подготовки педагога к занятиям, какими педагогическими средствами обеспечивается качество знаний, умений и навыков воспитанников. При анализе деятельности детей на занятии необходимо обратить внимание на уровень их познавательной активности, на наличие интереса к занятию, степень самостоятельности, навыки конкретной деятельности, уровень коллективной работы.  Получив все необходимые данные о системе работы педагога,  я как методист, намечаю план индивидуальной работы с данным педагогом.

Особое место в  моей методической работе занимает организация методической помощи начинающему педагогу. В дополнительное образование приходит много людей, не имеющих базового педагогического образования. В связи с этим особую систематическую и помощь оказываю начинающему педагогу. Это  индивидуальные беседы по вопросам организации учебно-воспитательного процесса,  назначение наставника, выбор образовательной программы. Но только путем самообразования и творческих поисков педагог сможет прийти к своему мастерству.  О положительной динамике развития творческого потенциала отдельного педагога и всего коллектива свидетельствует и рост методической культуры педагогов. Это выражается в использовании на занятиях широкого арсенала приемов, методов, образовательных технологий. Таких  как: ролевые и деловые игры, методика эмоционально-творческого развития, интеграция. Например, интеграция экологии  с предметами прикладного цикла и др.  Рост методической  культуры  педагога выражается  и в проведении  различных мастер-классов для педагогов  МБОУДОД АСЮН  и для педагогов дополнительного образования района. Например,  « Изготовление новогодних игрушек из соленого теста, бумаги»,(2009г.), семинар-практикум «Проектная деятельность  как метод познавательной, творческой и коммуникативной  деятельности учащихся»(2011г.), «Компетентностное обучение – ресурс качественного образования в УДО» (2012 г.),

 участие педагогов дополнительного образования в конкурсе  педагогического мастерства «Сердце отдаю детям», (2010г.),

В  МБОУ ДОД  АСЮН   сложились разнообразные формы методической работы:

- целевые взаимные посещения занятий и мероприятий с последующим анализом;

-работа над единой методической темой;

-семинары;

-индивидуальные, групповые консультации;

- открытые занятия;

- доклады и сообщения из опыта работы;

- разработка рекомендаций, памяток, наглядных пособий;

- выставки тематических разработок и детских работ;

- организация наставничества;

- ознакомление с новинками методической литературы;

-заседания методического объединения;

- создание  методической копилки,  информационного банка       учебно-методической литературы по дополнительному образованию;

- отчеты педагогов по самообразованию;

 - составление положений конкурсов и критериев их оценки.

Особое внимание уделяю работе над единой методической темой.

Работа над единой методической темой позволяет педагогам решать частные методические задачи в рамках коллективной работы над единым проектом.

В начале учебного года на АСЮН проводится заседание Методического Совета, на котором выступают опытные педагоги с тем, что они уже сделали на этом этапе работы,  планируется посещение  открытых занятий с их дальнейшим анализом, организуется взаимопосещение занятий. В течение года методист и педагоги накапливают теоретический материал из различных литературных источников по единой методической теме. Я как методист разрабатываю  методические рекомендации, накапливаю практические наработки - разработки занятий, дидактические материалы, разработки игр и т. д. Таким образом, каждый педагог сможет внести свой вклад в коллективное дело, поделиться результатом своей работы и получить заслуженное одобрение. Результаты работы над единой методической темой  оформляются  в виде методических папок, которые пополняют информационный банк  учреждения и станут рабочим материалом для всех педагогов.

Кроме того, в методическом кабинете оформлен стенд «Методический вестник», на котором размещается сменная информация, востребованная среди педагогов, например «Формы проведения учебных занятий», «Формы воспитательной работы с детским коллективом», «Основные этапы учебного занятия», и др. Постепенно этот материал будет накапливаться в папке «В помощь педагогу дополнительного образования».

Также провожу индивидуальные (внутренние и внешние) и групповые (внутренние и внешние)  консультации по различным темам: «Создание методических материалов», « Подготовка и проведение занятий в детских творческих объединениях», «Самоанализ занятий», «Разработка  образовательных программ» и др.

Одна  из активных форм  пополнения теоретических знаний педагогов, позволяющая совершенствовать уровень педагогической компетентности- это  семинары, семинары-практикумы  и круглые столы. К каждому семинару  разрабатываю методические рекомендации, памятки по теме семинара, которые хранятся у педагогов и могут использоваться при подготовке к занятиям, разработке мероприятий. Например, «О методах и методических  приемах обучения на занятиях с учащимися в  учреждениях дополнительного образования детей», « Первое занятие учебной группы», «Приемы активизации познавательной деятельности учащихся», памятка о типах и этапах занятий, тесты для родителей и обучающихся.

Необходимым условием профессиональной деятельности педагогов  МБОУДОД АСЮН является самообразование, так как образование, полученное с опорой на свой профессиональный и личностный опыт, является наиболее эффективной формой повышения квалификации. Каждый педагог определил актуальную для себя тему по самообразованию, разработал индивидуальный маршрут изучения темы и в течение года работал над ней, периодически отчитываясь на заседаниях  методического объединения.

Анализ тематики самообразования педагогов показывает, что над вопросами творческого развития  работает 41% педагогов, над профессиональным вопросами 57%, над изучением новых информационных технологий 52% педагогов, над вопросами воспитания 69%.

Методическая служба ведёт инновационную деятельность через:

знакомство педагогов с достижениями педагогической науки и практики, оказание помощи педагогам в овладении педагогическими и компьютерными технологиями, разработке образовательных программ;

использование коллективных  (работа в творческих группах, семинар, методическое объединение, дидактические, круглый стол, конференция и т.д.) и индивидуальных  (индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование) форм работы с педагогами;

систему мер по повышению социальной и профессиональной активности  педагогов (содействие в выдвижении на профессиональные конкурсы,  обобщение опыта работы, публикации в СМИ).

Решение задач программного обеспечения осуществляется в соответствии с современными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ по дополнительному образованию детей. Так как образовательная  программа является нормативно-правовым документом, то все программы, разработанные педагогами, рассматриваются на методическом совете и утверждаются  педагогическим советом.   Программы отвечают конкретным образовательным потребностям социума – заказчика образовательных услуг.

Одной из форм распространения опыта методической работы являются публикации в СМИ, например, «Творческая мастерская», «Неделя в защиту животных» (газета «Ахтубинская правда» №51(9395)-21-27декабря 2009г.),

«Секреты мастерства» (газета «Ахтубинская правда» №10(9406)-8-14 марта 2010г.)

Методическая работа способствует:

-осмыслению педагогами программно-методических требований, нормативных документов;

-изучению и системному анализу новых технологий и методик обучения;

-обобщению и распространению опыта;

-стимулированию группового педагогического творчества;

-развитию мотивов педагогической и профессиональной деятельности.

-формированию готовности к профессиональному самообразованию.

Таким образом,   методическая  работа  в  МБОУ ДОД АСЮН  ориентирована на достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме, новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО

В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в цел...

Доклад на семинаре на тему: "Пути совершенствования коррекционной работы в процессе деятельности воспитателя школы-интерната"

Доклад  на семинаре для воспитателей на тему: «Пути совершенствования коррекционной работы в процессе деятельности воспитателя»...

Организация методической работы в УДОД

В настоящих рекомендациях автор анализирует систему организации деятельности методической службы, ее составные элементы и функции, обобщая передовой опыт большого количества учреждений дополнительного...

Методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга на пути совершенствования работы школьных методических объединений в условиях реализации инновационной деятельности

В 2018-2019 учебном году методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга много внимания уделяло на развитие инновационного образования, на совершенствование образовате...

Организация методической работы в УДОД

В настоящих рекомендациях авторы анализируют систему организации деятельности методической службы, ее составные элементы и функции, обобщая передовой опыт большого количества учреждений дополнительног...

Информационно -образовательная среда для управления образовательными результатами и совершенствования методической работы в школе

Одним из условий эффективного функционирования школы является использование современных информационных технологий в управлении образовательными результатами и организацией методической работы в школе....

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО...