Пути совершенствования методической работы в УДОД.
статья по теме
Эффективность методической работы в учреждении дополнительного образования детей во многом зависит от индивидуальной методической работы с педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_sovershenstvovaniya_metodicheskoy_raboty_v_udod.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути совершенствования методической работы в УДОД.
Потребность нашего времени — освоение нового содержания, новых форм и методов, поиска эффективных путей обучения и воспитания, а значит остро стоит вопрос о компетентности педагогов МБОУ ДОД « Ахтубинская СЮН МО «Ахтубинский район», поэтому одной из основных задач методиста является создание условий для профессионального роста педагога.
Методическая работа в учреждении дополнительного образования направлена на повышение профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение его актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также свойств и качеств личности.
Таким образом, целью моей деятельности как методиста является совершенствование содержания дополнительного эколого-биологического образования и воспитания, реализуемого в МБОУДОД «Ахтубинская станция юных натуралистов МО «Ахтубинский район» посредством развития профессионально-педагогической компетентности педагогов.
Цель по отношению к опытным педагогам: создание условий для активной исследовательской и наставнической деятельности.
Цель по отношению к молодым педагогам: развитие профессиональных умений, превышающих базовый стандарт педагогического образования.
Цель по отношению к начинающим и малоопытным педагогам: помощь в становлении профессиональных умений, расширение и углубление психолого-педагогических знаний.
Задачи:
исследование образовательных потребностей социума;
предоставление педагогическим работникам необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания;
выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в учреждении дополнительного образования;
обобщение и распространение передового педагогического опыта;
прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников;
выявление и поддержка учащихся, проявляющих интерес к эколого-натуралистическому направлению деятельности;
оказание поддержки педагогическим работникам в инновационной деятельности, организации и проведении исследовательской работы;
помощь в подготовке педагогов к аттестации.
Приоритетным направлением в моей методической работе является побуждение педагогов к изучению новой информации, опыта, создание условий для активизации приобретенных знаний, творческого их применения.
Эффективность методической работы в учреждении дополнительного образования детей во многом зависит от индивидуальной методической работы с педагогами. Главным принципом в ее организации является принцип строгой дифференциации, поскольку в коллективе нет двух одинаковых педагогов, одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении. Хорошая школа для педагога – квалификационный анализ занятия с позиций современных требований к учебному процессу с должным теоретическим обоснованием. Вместе с педагогом необходимо найти причины педагогических неудач, если таковые выявлены в результате анализа итогов работы педагога за определенный промежуток времени, продумать систему мер по их устранению, помочь выйти на новый уровень. Для этого необходимо познакомится с качеством подготовки педагога к занятиям, какими педагогическими средствами обеспечивается качество знаний, умений и навыков воспитанников. При анализе деятельности детей на занятии необходимо обратить внимание на уровень их познавательной активности, на наличие интереса к занятию, степень самостоятельности, навыки конкретной деятельности, уровень коллективной работы. Получив все необходимые данные о системе работы педагога, я как методист, намечаю план индивидуальной работы с данным педагогом.
Особое место в моей методической работе занимает организация методической помощи начинающему педагогу. В дополнительное образование приходит много людей, не имеющих базового педагогического образования. В связи с этим особую систематическую и помощь оказываю начинающему педагогу. Это индивидуальные беседы по вопросам организации учебно-воспитательного процесса, назначение наставника, выбор образовательной программы. Но только путем самообразования и творческих поисков педагог сможет прийти к своему мастерству. О положительной динамике развития творческого потенциала отдельного педагога и всего коллектива свидетельствует и рост методической культуры педагогов. Это выражается в использовании на занятиях широкого арсенала приемов, методов, образовательных технологий. Таких как: ролевые и деловые игры, методика эмоционально-творческого развития, интеграция. Например, интеграция экологии с предметами прикладного цикла и др. Рост методической культуры педагога выражается и в проведении различных мастер-классов для педагогов МБОУДОД АСЮН и для педагогов дополнительного образования района. Например, « Изготовление новогодних игрушек из соленого теста, бумаги»,(2009г.), семинар-практикум «Проектная деятельность как метод познавательной, творческой и коммуникативной деятельности учащихся»(2011г.), «Компетентностное обучение – ресурс качественного образования в УДО» (2012 г.),
участие педагогов дополнительного образования в конкурсе педагогического мастерства «Сердце отдаю детям», (2010г.),
В МБОУ ДОД АСЮН сложились разнообразные формы методической работы:
- целевые взаимные посещения занятий и мероприятий с последующим анализом;
-работа над единой методической темой;
-семинары;
-индивидуальные, групповые консультации;
- открытые занятия;
- доклады и сообщения из опыта работы;
- разработка рекомендаций, памяток, наглядных пособий;
- выставки тематических разработок и детских работ;
- организация наставничества;
- ознакомление с новинками методической литературы;
-заседания методического объединения;
- создание методической копилки, информационного банка учебно-методической литературы по дополнительному образованию;
- отчеты педагогов по самообразованию;
- составление положений конкурсов и критериев их оценки.
Особое внимание уделяю работе над единой методической темой.
Работа над единой методической темой позволяет педагогам решать частные методические задачи в рамках коллективной работы над единым проектом.
В начале учебного года на АСЮН проводится заседание Методического Совета, на котором выступают опытные педагоги с тем, что они уже сделали на этом этапе работы, планируется посещение открытых занятий с их дальнейшим анализом, организуется взаимопосещение занятий. В течение года методист и педагоги накапливают теоретический материал из различных литературных источников по единой методической теме. Я как методист разрабатываю методические рекомендации, накапливаю практические наработки - разработки занятий, дидактические материалы, разработки игр и т. д. Таким образом, каждый педагог сможет внести свой вклад в коллективное дело, поделиться результатом своей работы и получить заслуженное одобрение. Результаты работы над единой методической темой оформляются в виде методических папок, которые пополняют информационный банк учреждения и станут рабочим материалом для всех педагогов.
Кроме того, в методическом кабинете оформлен стенд «Методический вестник», на котором размещается сменная информация, востребованная среди педагогов, например «Формы проведения учебных занятий», «Формы воспитательной работы с детским коллективом», «Основные этапы учебного занятия», и др. Постепенно этот материал будет накапливаться в папке «В помощь педагогу дополнительного образования».
Также провожу индивидуальные (внутренние и внешние) и групповые (внутренние и внешние) консультации по различным темам: «Создание методических материалов», « Подготовка и проведение занятий в детских творческих объединениях», «Самоанализ занятий», «Разработка образовательных программ» и др.
Одна из активных форм пополнения теоретических знаний педагогов, позволяющая совершенствовать уровень педагогической компетентности- это семинары, семинары-практикумы и круглые столы. К каждому семинару разрабатываю методические рекомендации, памятки по теме семинара, которые хранятся у педагогов и могут использоваться при подготовке к занятиям, разработке мероприятий. Например, «О методах и методических приемах обучения на занятиях с учащимися в учреждениях дополнительного образования детей», « Первое занятие учебной группы», «Приемы активизации познавательной деятельности учащихся», памятка о типах и этапах занятий, тесты для родителей и обучающихся.
Необходимым условием профессиональной деятельности педагогов МБОУДОД АСЮН является самообразование, так как образование, полученное с опорой на свой профессиональный и личностный опыт, является наиболее эффективной формой повышения квалификации. Каждый педагог определил актуальную для себя тему по самообразованию, разработал индивидуальный маршрут изучения темы и в течение года работал над ней, периодически отчитываясь на заседаниях методического объединения.
Анализ тематики самообразования педагогов показывает, что над вопросами творческого развития работает 41% педагогов, над профессиональным вопросами 57%, над изучением новых информационных технологий 52% педагогов, над вопросами воспитания 69%.
Методическая служба ведёт инновационную деятельность через:
знакомство педагогов с достижениями педагогической науки и практики, оказание помощи педагогам в овладении педагогическими и компьютерными технологиями, разработке образовательных программ;
использование коллективных (работа в творческих группах, семинар, методическое объединение, дидактические, круглый стол, конференция и т.д.) и индивидуальных (индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование) форм работы с педагогами;
систему мер по повышению социальной и профессиональной активности педагогов (содействие в выдвижении на профессиональные конкурсы, обобщение опыта работы, публикации в СМИ).
Решение задач программного обеспечения осуществляется в соответствии с современными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ по дополнительному образованию детей. Так как образовательная программа является нормативно-правовым документом, то все программы, разработанные педагогами, рассматриваются на методическом совете и утверждаются педагогическим советом. Программы отвечают конкретным образовательным потребностям социума – заказчика образовательных услуг.
Одной из форм распространения опыта методической работы являются публикации в СМИ, например, «Творческая мастерская», «Неделя в защиту животных» (газета «Ахтубинская правда» №51(9395)-21-27декабря 2009г.),
«Секреты мастерства» (газета «Ахтубинская правда» №10(9406)-8-14 марта 2010г.)
Методическая работа способствует:
-осмыслению педагогами программно-методических требований, нормативных документов;
-изучению и системному анализу новых технологий и методик обучения;
-обобщению и распространению опыта;
-стимулированию группового педагогического творчества;
-развитию мотивов педагогической и профессиональной деятельности.
-формированию готовности к профессиональному самообразованию.
Таким образом, методическая работа в МБОУ ДОД АСЮН ориентирована на достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме, новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО
В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в цел...
Доклад на семинаре на тему: "Пути совершенствования коррекционной работы в процессе деятельности воспитателя школы-интерната"
Доклад на семинаре для воспитателей на тему: «Пути совершенствования коррекционной работы в процессе деятельности воспитателя»...
Организация методической работы в УДОД
В настоящих рекомендациях автор анализирует систему организации деятельности методической службы, ее составные элементы и функции, обобщая передовой опыт большого количества учреждений дополнительного...
Методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга на пути совершенствования работы школьных методических объединений в условиях реализации инновационной деятельности
В 2018-2019 учебном году методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга много внимания уделяло на развитие инновационного образования, на совершенствование образовате...
Организация методической работы в УДОД
В настоящих рекомендациях авторы анализируют систему организации деятельности методической службы, ее составные элементы и функции, обобщая передовой опыт большого количества учреждений дополнительног...
Информационно -образовательная среда для управления образовательными результатами и совершенствования методической работы в школе
Одним из условий эффективного функционирования школы является использование современных информационных технологий в управлении образовательными результатами и организацией методической работы в школе....
Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО
Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО...