Краткосрочный курс "Дискуссионные форматы"
методическая разработка (8 класс) по теме

Димарчук Альбина Рафиковна

Дискуссионные форматы - 8 часовой курс. Данная программа способствует развитию аргументации, коммуникативной компетенции учащихся, отстаиванию своей точки зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskussion.formaty_kk.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г.Перми

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 84»

СОГЛАСОВАНО                                                                 УТВЕРЖДАЮ

на Методическом совете                                                     Директор школы______________

Протокол №_____от__________2011 г.                                                          В.В.Никольская

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

краткосрочных курсов

«Дискуссионные форматы»

рассчитана на детей 14-15 лет

срок реализации — одна четверть

                                                                                       Составитель: Димарчук А.Р.

Учитель истории и обществознания

Пермь  2012г.

Пояснительная записка

Актуальность:

Подростковый возраст считается особо благоприятным периодом для развития  коммуникативной компетентности обучающихся: умение рассуждать, спорить, делать выводы, самостоятельно мыслить;  все это основные линии качественного изменения в коммуникативной деятельности личности подростка. Формирование коммуникативной компетентности способствует  обучение  дискуссии, которая понимается как  обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.

Практическая значимость: В процессе изучения тем курса у учащихся должна быть в целом сформирована способность высказывать собственную точку зрения на рассматриваемые проблемы и аргументировать ее, рассматривать аргументы, приводимые другими, оценивать степень доказательности того или иного мнения

Связь программы с уже существующими по данному направлению. Курс имеет интегративный характер. Его содержание определяют не основы общественных наук (философии, экономики, социологии, права, религиоведения и др.), а проблемы общественной жизни, которые являются предметом изучения этих наук. В центре курса — гражданин, личность человека как участника сложнейших общественно-политических процессов переходного периода. Это позволяет наполнять занятия эмоционально насыщенным материалом.

Вид программы: модифицированный

Цель курса: Умение учащихся аргументировать свою точку зрения, спорить отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом, научить дискутировать на заданную тему, переводить конфликтную ситуацию в  логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий.

Задачи курса: 

  1. развить у подростков социальную активность, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни и в социально значимых акциях;
  2. воспитать качества гражданина-патриота, ответственности, уважения к другим и самому себе, чувства собственного достоинства;
  3. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Отличительные особенности программы:

  1. опора на содержание других учебных дисциплин, изучаемых в том или ином классе;
  2. обращение к острым проблемам современности, к тем их аспектам, которые близки подросткам и не оставляют их равнодушными;
  3. усиление практической направленности курса.

Курс дополняет программу по истории, поддерживает изучение смежных предметов, таких как география, экономика, МХК, ОБЖ. Курс также направлен на удовлетворение специфических, познавательных интересов в областях, способствующих  их разностороннему развитию.

Возраст детей, участвующих в реализации программы и сроки реализации программы 

Программа рассчитана  одну четверть и направлена на работу с детьми в возрасте  от 14 до 15 лет.

Программа рассчитана на 8 часов в год. Занятия будут проходить раз в неделю.

Предполагаются различные формы дискуссий: аквариум, снежный ком, симпозиум, дебаты и др.

Занятия могут проходить как со всем коллективом, так и парами.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Результатом реализации программы краткосрочных курсов является формирование у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Формы подведения итогов реализации программы 

Учащиеся выступят на открытой дискуссионной площадке, кроме этого напишут статью в школьную газету либо выступят на школьном радио со своей позицией.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

1.1 Вводное  занятие

1.2 Приемы дискуссий

1.3 Практика приемов дискуссии

1.4 Виды дискуссий. Судебное заседание

1.5. Дискуссия Круглый стол

1.6 Дискуссия «Аквариум»

1.7 Дискуссия «в два круга»

1.8 Дискуссия «Шкала»

теоретических

1

1

     

Практических

1

1

1

1

1

1

всего

Итого часов

2

6

Содержание программы

  1. Водное занятие. Понятие дискуссии, виды дискуссии. Правила дискуссии.
  2. Приемы дискуссий (аквариум, колесо,карусель,роли,речевой этикет, микрофон,диспут).
  3. Практика приемов дискуссии. Обрабатывание на практике различных приемов дискуссии.
  4. Виды дискуссии. Знакомство с различными видами дискуссий. Применение их на практике (на примере судебного заседания)
  5. Дискуссия круглый стол. Круглый стол — беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа обучающихся (обычно около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией.
  6. Дискуссия аквариум (особый вариант организации обсуждения, при котором, после непродолжительного группового обмена мнениями, по одному представителю от команды участвуют в публичной дискуссии. Члены команды могут помогать своему представителю советами, передаваемыми в записках или во время тайм-аута.).
  7. Дискуссия «в два круга» . Формируются мини-группы с четко выраженной позицией. Вначале в мини-группе участники вырабатывают позицию и обсуждают аргументы в защиту этой позиции. Затем представители от группы ведут переговоры. Остальные являются активными наблюдателями: по их решению представитель группы может быть отозван и заменен другим участником. Существуют специальные тайм-ауты, во время которых представитель может совещаться со своей группой.).
  8. Дискуссия «шкала». Применяется по отношению к проблемам, имеющим альтернативные варианты решения. В начале дискуссии на полу рисуется линия или раскладывается веревка. Один ее конец обозначается табличкой «ДА», другой — табличкой «НЕТ». В центре — «НЕ ЗНАЮ». После оглашения темы каждый участник, самостоятельно обдумав свою точку зрения, занимает на этой линии определенное место, соответствующее его ответу. Участники, занявшие четкую позицию «ДА» или «НЕТ» (или очень близкую к ним), выдвигают свой аргумент. После обмена аргументами (2–3 с каждой стороны) всем остальным предлагается вернуться к анализу собственной позиции и, возможно, ее пересмотреть. Дискуссия заканчивается, когда все участники четко заняли одну из двух позиций. Ведущий занимает внешнюю позицию.

Методическое обеспечение программы.

Занятия предполагают групповые, парные, индивидуальные формы работы.

Материально-технические условия:  компьютерное и мультимедийное оборудование,  трибуна, видео-камера, часы.

Список используемой литературы:

1. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.

2. Ондрошек Д. Воспитание в духе прав человека. Братислава, 1994.

3. Преподавание прав человека в 5 – 9 классах средней школы: Сборник. М., 1997.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 2006. .

5. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учеб. пособие. Кемерово, 2003.

6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. Москва, 2008.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект на занятиях по страноведению

Данная статья посвящена использованию краткосрочного проекта по  страноведению на базе выездного языкового семинара для осуществления информационной, познавательной и практической деятельности уч...

«Что рассказал нам о Петербурге Ф.М.Достоевский?» (Краткосрочный веб-квест для обучающихся 10 класса по роману «Преступление и наказание"

Веб-квест по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" рассчитан на несколько уроков. Учащиеся делятся на группы, выбирают роли и выполняют задания. Это позволяет учащимся шире поз...

«В гостях у Сальвадора Дали в Каталонии». Краткосрочный веб-квест по МХК для учащихся 9 класса по теме «Творчество Сальвадора Дали в истории и культуре Каталонии»

Целью веб-квеста - знакомство с историей и культурой Каталонии и творчеством великого каталонского художника Сальвадора Дали....

Учебный тренажёр задания В3 формата ГИА и задания А9 формата ЕГЭ по теме "Грамматическая основа предложения".

Экзамены не за горами. Предлагаю  Учебный тренажёр задания В3 формата ГИА и задания  А9 формата  ЕГЭ по теме «Грамматическая основа предложения».Потренируйтесь в тестах подчеркивать осн...

Учебный тренажёр задания В5 формата ГИА и В5 формата ЕГЭ по теме: «Обособленные члены предложения»

Учебный тренажёр задания В5 формата ГИА и В5  формата ЕГЭ по теме:«Обособленные члены предложения». Материал  с ключами, выплывающими после второго щелчка....

Особенности содержания урока в он-лайн формате. Способы оценивания обучающихся при дистанционном формате обучения

Статья, рассказываяющая об особенностях содержания урока в он-лайн формате и способах оценивания в рамках таких занятий....