Справочный материал. В помощь педагогу.
занимательные факты (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Музей театральных кукол ГАЦТК имени С.В.Образцова
Говорят, что театр начинается с вешалки. А театр Образцова начинается с Музея театральных кукол. Зрители приходят сюда перед спектаклем, чтобы увидеть уникальную коллекцию.
Датой основания музея принято считать 16 сентября 1937 г., когда театр расстался с бродячей жизнью и получил собственное здание на площади Маяковского. Здесь было всё необходимое для работы: зрительный зал, мастерские.
помещения для репетиции - и, кроме того, балкон. именно на отгороженном от зрителей балконе и расположилась первая выставка кукол: работы создателей профессионального кукольного театра И. С. и Н. Я. Ефимовых, куклы первых спектаклей ГАЦТК, куклы и реквизит И. А. Зайцева, марионетки из балаганного представления «Цирк на сцене», персонажи народной кукольной комедии «Петрушка».
Первым заведующим и активным собирателем музея стал актер и режиссер театра Андрей Яковлевич Федотов, знаток и страстный коллекционер кукол.
Театр рос, рос и музей, всё многочисленнее и разнообразнее становились его фонды. К1970 г., ко времени переезда театра в новое здание на Садовой-Самотёчной, музей стал одним из крупнейших в мире по количеству и разнообразию экспонатов. В нем собрана богатейшая коллекция театральных кукол и атрибутов кукольных представлении из более чем пятидесяти стран мира. Сегодня его фонды насчитывают около четырёх тысяч театральных кукол всех известных систем от античности до наших дней. В музее хранятся ценнейшие архивные документы, специальная литература, афиши, плакаты, программы спектаклей, эскизы декораций и костюмов, рукописи, фотографии, кинофильмы - всего более 150 тысяч экспонатов, позволяющих проследить зарождение и развитие мирового кукольного искусства.
Экспозиция музея построена по историческому принципу: от античного театра кукол и ритуальных мистерий Востока через вертеп и традиционные сатирические представления к кукольному искусству XX-XXI вв. Бесценны фрагменты античных марионеток куклы монгольского буддистского обряда цами мусульманской поминальной мистерии таазие, алтарные криппы Италии XIV-XVII вв., и украинский вертеп, шарманка и персонажи народных комедий.
Богата и интересна коллекция кукол - героев традиционных caтирических представлений XVII—XIX вв. Это Полишинель и Гиньоль из Франции, Пульчинелла из Италии, Панч и Джуди из Великобритании, Кашпарек из Чехии, Чанчес из Бельгии, Ян Классен из Голландии, Пал-ван-Качаль и Бичахон из Узбекистана. Многие из этих персонажей
Среди других раритетов музея - куклы и декорации И. С. и Н. Я. Ефимовых, В. А. Фаворского, П. Я. Павлинова, Е. С. Деммени, куклы русского Серебряного века, всемирно известные Спейбл и Гурвинек великого чешского кукольника И. Скупы, куклы сольной программы С. В. Образцова, куклы фронтовой самодеятельности времён Гражданской и второй мировой воин, куклы из спектаклей ГАЦТК.
Филиалом Музея театральных кукол является Музей-квартира С.В. Образцова, в которой всё сохранилось практически так же, как и при жизни великого кукольника.
Сергиевопосадский музей кукол
Создателем крупнейшего в России музея игрушки был Николай Дмитриевич Бартрам (1873-1931), талантливый художник, педагог, исследователь искусства игрушки, коллекционер. Игрушкой он увлёкся еще в 90-х гг. XIX в. По рисункам и эскизам Бартрама в усадьбе Семёновке было создано множество оригинальных игрушек в русском стиле: волчки, копилки, щелкушки и пр. Тогда же начала складываться коллекция Бартрама. С1904 г. он заведовал Кустарным музеем в Москве, при котором существовала собственная мастерская. В музейном магазине наравне с изделиями московских мастеров продавались произведения кустарей со всех концов России. По образцам, разработанным Бартрамом е 1900-х гг., изготовлялись куклы в костюмах губерний и в исторических костюмах XVI—XVII вв. В стенах Кустарного музея в 1909 г. зародилась идея создания специализированного музея игрушки. Бартрам ездил за границу и в центры игрушечного производства России и, по словам современников, «не зная устали), собирал интереснейшие образцы игрушек и болвашек, разысканных на чердаках, чуланах или купленных у старых, доживающих свой век мастеров».
Музей игрушки открылся в 1918 г. в Москве, сперва на Смоленском бульваре, за¬тем в здании усадьбы Хрущёвых-Селезнёвых на Пречистенке. В 1932 г. он был переведён в Сергиев Посад и получил статус Hayчно-педагогического музея Академии педагогических наук.
Петербургский музей кукол
Музей открыл свои двери для посетителей в мае 1999 г. Создателем и директором музея стала педагог и художник Галина Николаевна Варенюк. Именно её коллекция, наряду с другими частными собраниями, легла в основу формирования фондов. Ныне экспозиция музея насчитывает около пяти тысяч экспонатов. Большую её часть составляют авторские куклы современных петербургских художников. Это интерьерные, театральные куклы, а также куклы, выполненные по этнографическим образцам. Собрание сувенирных кукол разных стран мира насчитывает более четырёхсот экспонатов. Музей изучает и реставрирует антикварных кукол XVIII-X1X вв., хранящихся в фондах, В ближайшем будущем они пополнят постоянную экспозицию музея, размещённую в восьми залах.
Экспозиция аванзала посвящена русским традиционным обрядам и праздникам: встрече Рождества, Пасхи, обрядам колядования, святочным играм, традиционной русской ярмарке. Эта тема находит продолжение в зале традицией ной восточнославянской куклы. Зал сказок и литературных персонажей объединил произведений художников разных стилей и направлений. Все экспонаты, представленные здесь, тесно связаны со знакомыми сюжетами любимых сказок. Три зала «Лесного царства» вызывают у детей особый восторг: фантастические, забавные существа - театральные куклы и маски Марины Орловой: леший Вася, кикимора, Дракодил, Кракодраки многие другие окружены атмосферой таинственности и волшебства.
С легкой руки Наполеона
Кто придумал цирк? Кто был тем веселым умницей, подарившему миру праздничную роскошь цирковых представлений?
…Давным давно люди пытались поразить воображение друг друга отвагой, силой ,юмором, а из скучной работы сделать веселое занятие. Поэтому в древние времена в восточных странах ремесленники, чтобы продемонстрировать крепость изготовленного ими каната, натягивали его и принимались на нем ходить или даже прыгать.
А в древней Персии ловкий сильный воин, чтобы оглядеть окрестности , взбирался на длинный шест, который другой воин- не менее сильный и ловкий- держал на плече и за поясом…
Так что ответ прост - цирк придумал сам народ.
Само название цирк происходит из латинского языка и означает «круг». Сейчас всем понятно, что цирк-это здание для цирковых представлений.
В Риме Испании, Мексике и ряде других стран цирком была большая арена, окруженная местами для зрителей, которые собирались для того, чтобы вкусить страстей от боя быков, конных скачек, в перерывах выступали акробаты, жонглеры, дрессировщики, комики. Самый большой римский цирк, по словам знаменитого историка Плиния Старшего, вмещал около 250000 зрителей.
А в том, что однажды цирк стал ареной только для цирковых представлений «виноват» французский император Наполеон Бонапарт.
В конце 18 века в Лондоне жил кавалерийский капрал в отставке Астлей. Он очень любил лошадей, что в 1770 году он открыл школу верховой езды, а через 10 лет он построил амфитеатр ( его- то и считают первым в мире стационарным цирком) и начал давать представления. Вместе с ним публику веселили наездники, акробаты, клоуны, дрессировщики.
Астлей хотел большего, чтобы весь мир полюбил цирк так, как любил его он. Поэтому позже он выстроил еще один цирк в Париже. Среди прочих артистов в нем выступали замечательные циркачи- отец и сыновья Франкони. Скопив денег от выступлений , Франкони решили выстроить еще 1 здание. Но вот беда, Вскоре Наполеон издал приказ ограничить количество театров. Но семейство Франкони решили, что новое здание будет называться не амфитеатром, а Олимпийским цирком.
Вот так с легкой руки Наполеона и цирковых артистов Франкони цирк стал зданием для представлений.
Современного цирка не было бы и без народных бродячих артистов. Везде их называли по- разному: в Германии- шпильманы, в России- скоморохи, во Франции- жонглеры, в Польше – франты, во Франции жонглеры… все они старались подарить зрителям радость и смех.
Если заглянуть в словарь, то можно узнать , что слово «клоун», обозначает в переводе с латинского «деревенщина» и «грубиян».
Клоун- это амплуа циркового артиста, который исполняет комические , сатирические и юмористические номера. Обычно тот или иной артист- клоун в течение всей своей творческой жизни не меняет свое амплуа и свой образ, а выходит из года в год на арену цирка , играя один и тот же персонаж с узнаваемыми чертами, характером. Поэтому публика отлично знает своего любимца и ждет от него новых шуток и реприз. Клоуны непринужденно общаются с залом, нередко втягивают зрителей в свою игру.
Существует много версий клоунских «прародителей» В 5 веке до нашей эры - конце 7 века западная Европа знала античных мимов, затем идут персонажи итальянской комедии дель арте (сер.16 в-нач.18 веков, шуты в пьесах Шекспира; паяцы старинных балаганных и площадных представлений( 17-18 вв.), русские скоморохи. Но как самостоятельные артисты клоуны утвердились в цирке лишь в начале 19 веке.
А в конце прошлого века произошло великое событие, переворот в клоунском царстве: в Германии родилась клоунская маска( образ) Августа, в России – Рыжего.
Август выходил на арену между номерами программы и изображал неловкого помощника, но все усилия которого невпопад. Костюм Августа представлял также нечто нелепое , напоминающее фрак. Августа исполняли разные артисты и каждый из них вносил нечто новое: интонацию, походку, смех , плач и т.д. Сегодня образ августа таков: толстый или длинный нос, рыжий парик, широкие или наоборот узкие брюки, укороченный пиджак, гигантские ботинки.
В конце 19 века партнером Августа стал Белый клоун.
Белый клоун- персонаж традиционных клоунских выходов с характером заносчивого насмешника. Первоначально Белый клоун был придуман как образ крестьянина – мукомола: вот откуда у него набеленное лицо, а под мышкой – традиционный батон хлеба. Затем постепенно Белый клоун превращался в Педролино - персонаж итальянской комедии дель арте, а затем и в героя ярмарочного театра Пьеро.
В начале 20 века костюм белого клоуна стал необыкновенно пышным, начал украшаться блестками , камнями, появились крахмальное жабо, манжеты, на голове- кокетливый колпачок, на ногах- золотые или лакированные туфли. Все чаще Белый клоун выступал без грима, и артист, игравший этот персонаж, стал изображать умника, который много и занудно говорит, хочет казаться окружающим великим и благородным.
Российское изобретение - Рыжий клоун- мог выступать и в паре с Белым, и один. Название Рыжий стало привычным для русского уха в конце 19 века, вытеснив прежнее - Иван- кирпич. Появился Рыжий клоун в цирке довольно просто: у комиков в моду вошли рыжие парики. О характере Рыжего говорить сложно: сколько артистов его играет , столько у него и характеров. Постепенно к клоунаде стали относиться серьезнее , выход клоуна уже не напоминал легкое светлое мелькание- появились уже целые номера Почему? А все потому, что в цирке увеличилось количество номеров, появилась специальная аппаратура, которую необходимо было разбирать и собирать во время представления. Короткие паузы уже не годились. Так началась «серьезная карьера» в цирке.
Шапито. 19 век. Париж. Елисейские поля. Установили летний цирк с шатром из просмоленной парусины. Кто-то остроумный разглядывая это сооружение сказал:»Шапито!» что в переводе с французского означает «колпак».
В 20 веке выстроен самый крупный цирк- Шапито, в котором дрессировщик Саразини показывал своих слонов. В Москве первое Шапито было открыто в 1830 году.
Слово «арена» пришло к нам из латинского языка и переводится как «песок»
На площадке , усыпанной песком , раньше проходили цирковые представления. Сейчас на наших аренах укладывают толстый слой пористой резины.
Первый стандартный манеж появился в 1807 году, в легендарном цирке Франкони. И вот уже почти два века площадка для представлений представляет круг диаметром 13 метров. Оказывается именно на 13 метрах удобнее всего выступать во время конно- акробатических и конно- жонглерских номеров, наезднику – удерживать равновесие и выполнять трюки, а дрессировщику, управлять лошадьми с помощью шамбарьера- хлыста на длинной рукоятке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ В ПОХОДЕ"
Материал содержит следующие разделы:1.Первая доврачебная помощь в условиях похода.личная гигиена туристаподготовка к походусамомассажсамоконтроль туристапотёртости и мозолиожогисолнечный и тепловой уд...
Учебно-методический материал в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ..."
Часть 1. Содержит:обеспечение безопасности в путешествиивыбор стоянки для приваланеподготовленность туристов, некачественное снаряжение, питаниеслабая физико-психологическая и техническая подготовка у...
Картинный материал в помощь педагогам по лексическим темам "Фрукты", "Овощи" (интернет-подборка)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5298557","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]Наглядность- один из важных способов развития детской памяти. Я...
Картинный материал в помощь педагогам по лексическим темам: "Грибы", "Ягоды"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5298503","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"317","width":"480"}}]]Предлагаю интернет-подборку картинного материала по темам: "Гри...
В помощь педагогам дополнительного образования. Дидактический материал по вокалу.
вокальные упражнения....
Методический материал в помощь педагогам "Здоровый образ жизни"
Великая ценность каждого человека – здоровье, оно немыслимо без систематических занятий физическими упражнениями. В современном обществе особо остро стоит проблема оптимизации здоровья, психомот...
Битва за Москву. Методический материал в помощь педагогу.
Методический материал предназначен для педагогов. Материал изложен кратко. Поможет провести внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию детей....
Комментарии
****