Развитие нравственной и гражданской позиции личности
статья по теме
Хорошо известно, что гражданин Отечества начинается с гражданина школы. Ведь всё наиболее важное, чем обладает человечество – культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей – всё это закладывается в детстве, в процессе взаимного влияния воспитателя и воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_grazhdanina_v_sovremennoy_shkole.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ
Хорошо известно, что гражданин Отечества начинается с гражданина школы. Ведь всё наиболее важное, чем обладает человечество – культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей – всё это закладывается в детстве, в процессе взаимного влияния воспитателя и воспитанников.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил больше возможности реализовать себя как самостоятельная личность в разных областях жизни, в то же время выросла и ответственность за свою судьбу и судьбы других людей. Воспитать такого человека только с помощью знаниевого подхода невозможно. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданского воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправление можно достигнуть успехов в данном направлении. Для этого можно активизировать школьников в жизни села, помочь найти практическое применение знаниям.
В нашей школе учащимся предоставляется возможность проявить гражданские качества рачительного, заботливого хозяина через работу по благоустройству села, школы, очистке водоёмов, уходу за мемориальным комплексом и прилегающими территориями. Этой работой ребята успешно занимаются круглый год: в школьное время – на субботниках, в каникулярное – создаётся ремонтная бригада.
Ученическое самоуправление расширяет возможности гражданского и личностного самоопределения, личный опыт демократических отношений. Оно уместно при планировании воспитательной работы, при поддержании порядка в школе, организации досуга и трудовых дел, распределении заработанных денег, разрешении школьных конфликтов.
Воспитание гражданских качеств следует рассматривать в тесной связи с морально-нравственными качествами. Нравственная основа – тот стержень, на котором должна основываться жизнедеятельность любого человека. Совесть, достоинство, потребность в человеческом общении – нормы, без которых не может полноценно функционировать ни общество, ни государство, ни сам человек.
Особое место в системе воспитания гражданина занимает русская культура. Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса.. у нас накоплен значительный опыт приобщения подрастающего поколения к великим ценностям русской культуры. В систему внеклассной работы включены мероприятия, ознакамливающие учащихся русскими семейно-бытовыми традициями, с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами.
Русская культура позволяет привить учащимся нравственный иммунитет против волны аморализма, захлестнувшего страну. Высокое целомудрие, пафос добра и правды, поиски красоты вечной и непреходящей – всё это свойственно русской классической литературе, музыке, живописи, устному народному творчеству. И всё это позволяет омыть детские души от невиданного, беспрецендентного в истории России потока непристойностей, пошлости, садизма, который под лицемерным лозунгом свободы самовыражения вторгается в нашу обыденную жизнь.
Воспитывать учащихся на традициях отечественной культуры необходимо уже потому, что они в большинстве своём – русские. Без знания основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. Если выпускник школы не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.
Русский образ жизни во многом утрачен, а ведь он основан на гармоничном сосуществовании человека с природой, на взаимном уважении и ладе в семье, в отношениях между молодыми и пожилыми людьми, между верующими неверующими людьми. Раскрыть эти и другие секреты русского житейского уклада и передать их педагогическими средствами подрастающему поколению – также одна из важнейших задач воспитателя гражданина.
Важное место в воспитании человека-гражданина отводится природе. Природа – неистощимый источник эстетического наслаждения и духовного обогащения человека. Воспитание гражданина начинается с развития умения видеть природу. Общение с природой необходимо, но в разумных пределах добра.
Вопросы укрепления и сохранения здоровья являются неотъемлемой частью гражданского воспитания подрастающего поколения. Санитарно-просветительская работа не только знакомит школьников с достижениями науки в борьбе за здоровье, расширяет их кругозор по вопросам охраны здоровья, но и является важным фактором в повышении успеваемости учащихся.
Таким образом, гражданственность рассматривается как сложнейшее личностное образование, основными элементами которого являются гармонически сочетающиеся патриотические, интернациональные чувства, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству. Ведь будущее нашего общества, его сила целиком зависят от подрастающего поколения. А каким оно станет зависит от нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование гражданской позиции школьников с ОВЗ в контексте духовно- нравственного воспитания».
Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской пози...
Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.
Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...
сценарий педсовета « Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможностями здоровья в контексте духовно-нравственного воспитания»
Формирование гражданственности в настоящее время становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. В стране идет поиск потенциального возрождения России и обязател...
Описание опыта по теме "Развитие нравственной позиции личности через организацию социально – преобразующей добровольческой деятельности".
Реализация воспитательной работы в классе через социальный проект "От сердца - к сердцу"....
проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)
Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания. Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...
Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОС.
1,Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОСМедвежова Вера Зиновьевнапедагог-организатор ОБЖУ...
«Формирование гражданской позиции и воспитание патриотизма как один из факторов успешной самореализации личности выпускника»
Основным направлением современного урока должна быть неразрывность образовательной и воспитывающей функций. Химия как и любой учебный предмет средней школы формирует личность у...