Программа "Мы любим спорт"
рабочая программа по теме

Адаптированная образовательная программа дополнительного образования детей «Мы любим спорт» по легкой атлетике для групп начальной подготовки детско-юношеской спортивной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc829.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по вопросам образования ЩМР МО

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеская спортивная школа

«Литвиново»

      Рассмотрено на                                                                                    Утверждаю. педагогическом совете                                                                     Директор ДЮСШ                 .Пеньшшина А.Н.

      ________2012г. протокол № ____                                           ___________________________

Образовательная программа  

дополнительного образования детей

«Мы любим спорт»

по легкой атлетике

для групп начальной подготовки детско-юношеской спортивной школы

Программа ориентирована на детей от 7до 11лет

Срок реализации – 3 года

Составитель– тренер-преподаватель

по легкой атлетике

Азарова Юлия Алексеевна

поселок Литвиново

2012г

Пояснительная записка

        Данная программа имеет физкультурно - спортивную  направленность и предназначена для организации учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки по легкой атлетике детско-юношеской спортивной школы (далее – ДЮСШ). Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»  №3266-11 от 10.07.1992г., Типовым положением об образовательных учреждениях дополнительного образования детей №233 от07.03.1995г., Письмом Министерства Образования и Науки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» №06-1844 от 11.12.2006г. с учетом базовых требований типовых учебных программ  по легкой атлетике для ДЮСШ . 

        Типовые комплексные программы для ДЮСШ по легкой атлетике позволяют начинать работать с детьми 9-10 лет на этапе начальной подготовки. Данная программа адаптирована для работы с детьми 7-9 лет. Это позволяет раньше заинтересовать детей в необходимости систематически заниматься физкультурой и спортом, учиться организовывать свое время и укреплять здоровье. А это, в свою очередь, обеспечивает большее количество детей, способных и желающих заниматься в дальнейшем в учебно-тренировочных группах после прохождения этапа начальной подготовки, лучшее выполнение ими контрольных нормативов в возрасте, «традиционном» для начала занятий в группах начальной подготовки (ГНП) по легкой атлетике.

         К числу достоинств обучения по данной программе  относится возможность дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся, гибкого дозирования объема нагрузок с учетом состояния здоровья и интеллектуального уровня детей, а также возможность проводить занятия в увлекательной, игровой форме, вызывая у обучающихся положительный эмоциональный настрой, интерес к легкой атлетике и желание достичь поставленную перед ними цель.

        Благодаря тому, что поселок Литвиново имеет необходимую материально-техническую базу, в раздел «Общая физическая подготовка» добавлено обучение скольжению и бегу на коньках. Эта подготовка способствует укреплению мышц ног, столь необходимых легкоатлетам. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит чередование напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свода стопы. Занятия конькобежным спортом и фигурным катанием на коньках значительно повышают устойчивость вестибулярного аппарата. Благодаря  влиянию холодного воздуха улучшаются терморегуляционные процессы в организме, происходит общее закаливание, повышается сопротивляемость простудным заболеваниям и сокращается их продолжительность. Кроме того, дети учатся дышать через нос и не задерживать дыхания. Занятия на коньках способствуют развитию выносливости и увеличению скорости бега. Так, в конце зимы средняя скорость бега на 30м у обучающихся в ГПН первого года обучения возрастает в среднем на 20%.

          Целью  программы является:

-  поддержание  и  развитие  потребности  детей  в движении через правильную форму физического воспитания,

- организация досуга,

- популяризация   легкой  атлетики  среди  школьников  младшего  возраста и

  участие их в соревнованиях  различного уровня.

       

         Выполнение программы обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:

        Образовательных –

  1. знакомство с видами легкой атлетики;
  2. овладение основами техники бега, прыжков и метаний;
  3. развитие физических качеств – быстроты, силы, выносливости, ловкости и гибкости.

Воспитательных –

  1. овладение жизненно необходимыми двигательными навыками и умениями, применение их в различных по сложности условиях;
  2. воспитание морально-волевых качеств (смелости, честности, умение считаться с коллективными интересами);
  3. выявление задатков и способностей;
  4. воспитание устойчивой психики.

Оздоровительных –

  1. содействие нормальному развитию организма, укрепление здоровья;
  2. закаливание,
  3. повышение работоспособности и уровня физического развития,
  4.  формирование правильной осанки;

               -  воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, стремление к физическому совершенствованию.

           

  В ГНП принимаются дети, достигшие 7-летнего возраста, не имеющие медицинских противопоказаний и желающие заниматься легкой атлетикой.

        Обучение детей в ГНП  рассчитано на 3 года и включает в себя физическую, техническую, теоретическую и психологическую подготовку.

Организация учебно-тренировочной работы

Этап подготовки

Возраст учащихся

Колич. учащихся в группе

Колич. учебных часов в неделю

     Колич. учебных занятий в неделю

Требования по спортивной подготовке

ГНП 1г.обучения

7-9 лет

15-22

6

3

Выполнить контроль-но-нормативные тре-бования

ГНП 2и3г.обуч.

8-11 лет

14-20

9

3

Формой занятия является учебно-тренировочное занятие, проводимое групповым методом.

По окончании курса обучения по данной программе обучающиеся должны

Знать:

-   историю развития легкой атлетики, ее основные виды;

-   правила соревнований;

-   основы техники выполнения основных движений в легкой атлетике;

-   влияние физических упражнений на организм человека;

-   основы самоконтроля;

-   способы предупреждения травм.

Уметь:

-   соблюдать режим дня;

-   выполнять  основные  виды движений  в  легкой атлетике;

-   организовывать специальную самостоятельную разминку;

-   уметь управлять своими эмоциями и противостоять утомлению;

-   применять полученные знания и умения в соревнованиях с разными противниками.

         

        Критериями оценки деятельности группы являются:

-  стабильность состава обучающихся, посещаемость ими занятий;

- выполнение контрольных нормативов обучающимися;

-   динамика    индивидуальных    показателей    физического    развития    и основных физических качеств обучающихся;

-   уровень   освоения   основ   техники легкой атлетики,   навыков   гигиены   и самоконтроля;

-   освоение  объемов  учебно-тренировочных  нагрузок, предусмотренных учебно- тематическим планом данной программы;

- количеством участников, победителей и призеров соревнований различного уровня;

- количеством обучающихся, выполнивших требования юношеских спортивных разрядов .

 

 Учебно-тематический план годичного цикла подготовки.

Группа начальной подготовки 1 года обучения (6 часов в неделю)

Разделы подготовки

час

Месяцы года

сен

окт

ноя

дек

янв

фев

мар

апр

май

июн

авг

1

Теоретическая подготовка

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Общая физическая подготовка

152

12

15

15

15

14

13

18

15

15

10

10

3

Специальная физическая.подготов

104

6

6

10

10

12

10

6

12

12

10

10

4

Контрольные испытания

6

2

2

2

5

Психологическая подготовка.

4

1

1

1

1

6

Участие в соревнованиях

Согласно календарному плану соревнований

Всего часов

276

19

24

27

26

28

24

26

28

30

24

20

Группа начальной подготовки 2,3 года обучения (9 часов в неделю)

Разделы подготовки

час

Месяцы года

сен

окт

ноя

дек

янв

фев

мар

апр

май

июн

авг

1

Теоретическая подготовка

16

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Общая физическая подготовка

252

24

24

24

24

24

24

24

24

24

24

12

3

Специальная физическая.подготов

120

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

10

4

Контрольные испытания

8

2

2

2

2

5

Психологическая подготовка.

8

1

1

1

1

1

1

2

6

Восстановительные мероприятия

10

4

1

1

1

1

1

1

7

Участие в соревнованиях

Согласно календарному плану соревнований

Всего часов

414

39

39

39

39

39

39

39

39

39

39

24

Содержание образовательной программы дополнительного образования

Теоретическая подготовка

1.Физическая культура и спорт в ДЮСШ, В России и в мире:

  1. история ДЮСШ, традиции, достижения лучших спортсменов;
  2. результаты выступлений Российских спортсменов на международных соревнованиях;
  3. рассказы о знаменитых спортсменах.

2.История и развитие легкой атлетики.

3.Сведения о строении и функциях организма человека.

4.Изучение техники выполнения специальных упражнений легкой атлетики, ее значение в достижении высокого результата. Тактическая подготовка.

5.Правила спортивных соревнований, их варианты, особенности подготовки к ним.

6.Беседы о вреде курения.

7.Вопросы гигиенического режима спортсмена:

  1. режим дня, питания, сна;
  2. утренняя зарядка;
  3. водные процедуры;
  4. закаливание;
  5. спортивная форма и обувь.

8.Прохождение медицинского осмотра, его задачи.

9.Поведение на занятии, техника безопасности при занятиях в спортивном зале, на стадионе, при поездках на соревнования.

10.Оказание первой помощи при травмах.

                     

Практические занятия

1.Общая физическая подготовка:

               -    строевые упражнения;

  1. общеразвивающие упражнения, способствующие укреплению отдельных групп мышц (упражнения для мышц плечевого пояса, для мышц ног и мышц туловища);
  2. упражнения на укрепление мышц брюшного пресса;
  3. элементы гимнастики и акробатики (кувырки, упоры, висы, лазание по канату, подтягивание);
  4. упражнения для равновесия;
  5. полоса препятствий;
  6. кроссовый бег;
  7. обучение скольжению на коньках;
  8. бег на коньках на 100, 200м;
  9. игры на льду;
  10. передача баскетбольного мяча, броски в кольцо;
  11. передача волейбольного мяча;
  12. подвижные игры и игровые задания с бегом, прыжками, лазанием,
  13. подвижные игры и игровые задания с метанием и ловлей мяча,
  14. подвижные  игры и игровые задания с построением и перестроениями;
  15. спортивные игры (баскетбол, пионербол, гандбол).

2.Специальная физическая подготовка:

               -    медленный бег  с соблюдением указанного темпа, умением быстро

                     изменять темп;

  1. ускоренный бег на отрезках 20-100м;
  2. задания скоростной направленности;
  3. бег с высоким подниманием бедра;
  4. бег с захлестыванием голени назад;
  5. многоскоки;
  6. круговая тренировка;
  7. повторный бег 3-4 х 20-60м, 2-3 х100м;
  8. бег на отрезках свыше 100м интенсивн.60-70%;
  9. переменный бег 3-4 х 50-60м;
  10. задания на координацию и гибкость;
  11. обучение технике бега с высокого старта;
  12. знакомство с техникой бега с низкого старта;
  13. старты из различных положений;
  14. бег на 20м с ходу;
  15. бег 30м,60м с учетом времени;
  16. бег 200м,300м с учетом времени;
  17. задания на выносливость;
  18. передача эстафеты;
  19. задания силовой направленности;
  20. специальные прыжковые упражнения,
  21. прыжки в длину с места;
  22. прыжки в длину с разбега;
  23. тройной прыжок в длину с места;
  24. прыжки в высоту способом «перешагивание»;
  25. метание теннисного мяча в цель, на дальность, на дальность отскока от стены;
  26. экспресс-тесты;
  27. контрольные тесты.

     

                                Психологическая подготовка

        На этапе начальной подготовки основной упор в занятиях спортивных групп должен делаться на  формирование:

  1. интереса к спорту;
  2. трудолюбия в тренировке и дисциплинированности при соблюдении режима;
  3. чувства ответственности за результаты выступления;
  4. уважения к тренеру и товарищам;
  5. требовательности к самому себе и другим;
  6. хорошей моральной обстановки в коллективе;
  7. навыков самоконтроля.

В процессе специальной психологической подготовки к конкретному соревнованию:

  1. используется общественное мнение коллектива для уверенности и поощрения хорошего выступления;
  2. моделируются условия предстоящих соревнований и тактики борьбы с соперниками;
  3. проводятся беседы.

               Восстановительные мероприятия  

        Неотъемлемой составной частью каждого плана тренировочного занятия должно быть использование средств восстановления. Их можно разделить на две большие группы: психолого-педагогические и медико-биологические.

        Из средств первой группы на этапе начальной подготовки нужно:

  1. творчески использовать тренировочные и соревновательные нагрузки;
  2. применять средства  общей физической подготовки с целью переключения форм двигательной активности и создания благоприятных условий для протекания процесса восстановления;
  3. варьировать интервалы отдыха между упражнениями.

Медико-биологические средства применяются, в основном, на более поздних этапах подготовки. На этапе начальной подготовки могут использоваться:

  1. водные процедуры;
  2. воздушные и солнечные ванны;
  3. дыхательные упражнения зимой на открытом воздухе;
  4. распорядок дня (продолжительность ночного сна после значительных тренировочных нагрузок может быть увеличена за счет более раннего отхода ко сну, особенно в осенне-зимний сезон).

                    Контрольные испытания

        В целях контроля за результативностью специальной подготовки и оценки средств и методов тренировки  3-4 раза в год проводится контрольное тестирование учащихся (стартовое, промежуточное, итоговое).

Итоговые нормативные требования  по общей и специальной физической подготовке для ГНП 1 года обучения (дети 7-9 лет)

Норматив

Бег 20м с ходу,с

Прыжок в длину с места, см

Кросс 300м,мин.с

Мальчики

3,0-3,4

150-170

1.10-1.16

Девочки

3,2-3,6

140-160

1.14-1.20

Итоговые нормативные требования по общей и специальной физической подготовке для ГНП 2,3 года обучения (дети 8-11 лет)

Норматив

Бег 20м с ходу,с

Прыжок в длину с места, см

Кросс 300м,мин.с

Пробег за 6 мин,м

Мальчики

2,8-2,9

180-190

1.05-1.08

1200

Девочки

2,9-3,0

170-180

1.08-1,12

1000

Учитывая возраст детей, разрешается перевод их в ГНП следующего года обучения в случае невыполнения ими 1-2 контрольных нормативов при положительной динамике результата за время учебного года.

                            Воспитательная работа

        Целью тренировочного процесса наряду с достижением высокого спортивного результата должно быть всестороннее и гармоничное развитие личности. Воспитательная работа в ДЮСШ практически связана с общеобразовательной школой и воспитательной работой с семьями учащихся.

        Главными воспитательными факторами являются:

  1. личный пример и педагогическое мастерство тренера-преподавателя;
  2. четкая творческая организация тренировочной работы;
  3. формирование и укрепление коллектива;
  4. правильное моральное стимулирование;
  5. пример и товарищеская помощь более опытных учеников.

Эффективными формами воспитательной работы могут быть торжественное празднование дня приема новичков в ДЮСШ, подведение итогов учебного года и награждение особо отличившихся учеников на общем родительском собрании, встречи с известными спортсменами и выпускниками ДЮСШ, походы, прогулки, вечера отдыха и концерты самодеятельности.

План воспитательной работы необходимо четко скоординировать с тренировочным процессом. Разрабатывая его, тренер должен предусмотреть особенности бытового поведения учащихся, их успеваемость в общеобразовательной школе, факторы влияния на их поведение и убеждения. Это позволит максимально использовать, координировать, а в некоторых случаях и нейтрализовать это влияние.

Примерный план воспитательной работы на учебный год приведен в Приложении №2.

План-схема годичного цикла подготовки.

Группа начальной подготовки первого года обучения.

           Месяцы

Сентябрь

Октябрь

>

 Недели                                       1              2            3         4           5

         1       2           3         4

5

6            7          8      9

8

9

Структура

годичного цикла

Периоды                     Подготовительный

Этапы                        Общеподготовительный

тельный

Основные задачи по этапам подготовки

подготовки

    Повышение уровня общей физической подготовки

                       Основные объемы тренировочных нагрузок по неделям

1

Количество                         тренировочных занятий

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

Количество  тренировочных часов

\

         тренировочных

часовчасов

       6

6

6

6

6

6

6

6

6

3

Медленный бег и его разновидности, мин

11

11

11

11

11

11

11

11

11

4

Общеразвивающие

упражнения, мин

12

12

12

12

12

12

12

12

121:

5

Ускорения на отрезках 20-50м,мин

10

10

10        

10

10

10

10

10

|10

6

Задания скоростной направленности, мин

ннн

направленности, мин

29

29

29

29

29

29

29

29

29

7

Задания скоростно-силовой направленности, мин

29

29

29

29

29

29

29

29

29

8

Задания на выносливость, мин

28

28

28

28

28

28

28

28

28

9

Задания силовой направленности, мин

28

28

28

28

28

28

28

28

28

10    

Задания на координацию и                гибкость, мин

28

28

28

28

28

28

28

28          

28

11

Элементы гимнастики и акробатики,  мин                                            

7

7

7

7

7

7

7

7

7

12

Изучение техники видов легкой атлетики и других видов спорта, мин

28

28

28

28

28

28

28

28

28

13      

Игры и игровые                                задания, мин                                    

25

25

26

26

26

26

26

26

26

14      

Спортивные игры, мин                    

17

17

17

17

17

17

17

17

17

15      

Участие в

горевнованиях и испытаниях, ч        

16      

Теоретическая подготовка, мин        

5

5                                

   5

5

5

        1

5

5

5

5

Месяцы

Ноябрь               Декабрь

Декабрь

Январь

Февраль

нелели

1000001112 | 12|13    14    15116117

11

12

13

14

15

16

17

18_|19120|21 |22

22

23124125126

Структура годичного цикла

Периоды

Подготовительный

Этапы

Общеподготовительный

Основные задачи по этапам подготовки

Повышение уровня общей физической подготовки

Основные объемы тренировочных нагрузок по неделям

1

Количество

Тренировочн.

занятий

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

Количество

Тренировочн.

часов

6

6

б

б

6

6

6

6

6

6

6

б

6

6

6

6

6

3

Медленный бег и его разновидности, мин

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

10

10

10

10

10

10

4

Общеразвивающие

упражнения,

мин

12

12

12

12

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

5

Ускорения на отрезках 20-50 м, мин

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

10

10

10

10

10

10

6

Задания скоростной направленности, мин

29

28

28

28

28

28

25

28

28

28

28

29

29

29

29

29

29

7

Задания

скоростно-силовой

направленности, мин

29

28

28

28

28

28

28

28

28

28

28

29

29

29

29

29

29

8

Задания на

выносливость,

мин

28

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

9

Задания силовой направленности, мин

29

29

29

29

29

29

29

29

29   -

29

29

29

29

29

29

29

29

10

Задания на координацию и гибкость, мин

28

29

29

29

29

29

29   .

29

29

29

29

29

29

29

29

28

28

11

Элементы гимнастики и акробатики, мин

7

7

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

12

Изучение техники видов легкой атлетики и других видов спорта, мин

28

28

28

28

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

13

Игры и игровые                задания, мин

26

26

26

26    

26      

26      

26

26    

26

26

26

26

26      

26

26

26

26

14    

Спортивные игры, мин    

17

17

17

17

18

18

18

18      

18

18

18

18

18

18

18

18

18

15  

Участие в соревновамиях и испытаниях, ч

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

16

Теоретическая

подготовка, мин

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

Месяцы

Март

Апрель

Май                      Июнь

Недели

27    28 |29  30 30      30

31  | 32 33  34 34

35 | 36  37  38 | 39 [ 40 41  42  43

3143

Структура годичного цикла

Периоды

Соревновательный

Этапы

Соревновательный

Основные задачи по этапам подготовки

Повышение уровня общей физической подготовки

Основные объемы тренировочных нагрузок по неделям

1       Количество тренировочных занятий

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2      Количество тренировочных часов

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

3      Медленный беги его разновидности, мин

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

4      Общеразвивающие упражнения, мин

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

5      Ускорения на отрезках 20-50 м, мин

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

6      Задания скоростной направленности, мин

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

28

28

28

28

7       Задания

скоростно-силовой направленности, мин

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

28

28

28

28

8       Задания на выносли-вость, мин

28

28

28

28

28

28

28

28

28'.

28

28

28

28

29

29

29

29

9  Задания силовой

направленности, мин

29

29

29

28

28

28

28

28

28

28

28

28

28

28

28

28

28

10     Задания на координацию и гибкость, мин

28

28

28

28

28

28

28  .

28

28

28

28

29

29

29

29

29

29    

11      Элементы гимнастики и акробатики, мин

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

12     Изучение техники видов легкой атлетики и других видов спорта, мин

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

29

28

13   Игры и игровые                  задания, мин

26,

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

14     Спортивные игры, мин      

18

18

18

17

17

17

17

17

17

17

17

17

17

17

17

17

17

15 Участие в соре-                 внованиях и испытаниях, ч

0,5      

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

16 Теоретическая                   подготовка, мин

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

6

Месяцы

Июль

Август

Всего за год, час

.

Недели

44      45     46

Структура годичного цикла

Периоды

Соревновательный

Этапы

Соревновательный

Основные задачи по этапам подготовки

Повышение уровня общей физической подготовки

Основные объемы тренировочных нагрузок по неделям

1

Количество

тренировочных

занятий

3

3

3

138

2

Количество тренировочных часов

6

6

6

276

3

Медленный бег и его разновидности, мин

10

10

10

8

4

Общеразвивающие упражнения, мни

11

11

11

9

5

Ускорения на отрезках 20-50 м. мин

11

11

11

9

6

Задания скоростной направленности, мин

28

28

28

30

7

Задания скоростно-силовой направленности, мин

28

28

28

30

8

Задания па выносливость, мин

29

29

29

30

9

Задания силовой направленности, мин

29.

29

29

30

10

Задания на координацию и гибкость, мин

29

29

29

30

11

Элементы гимнастики и акробатики, мин

8

8

8

8

12

Изучение техники видов легкой атлетики и других видов спорта, мин

28

28

28

30

13

Игры и игровые задания, мин

26

26

26

27

14

Спортивные игры, м

мин

17

17

17

18

15

Участие в соревнованиях и испытаниях. ч

12

16

Теоретическая  подготовка, мин

6

б

6

5

Группа начальной подготовки второго и третьего года обучения.

Месяцы

Сентябрь

Октябрь

Недели

1             2          3         4

5         6       |   7     |   8     |   9

Структура годичного цикла

Периоды

Подготовительный

Этапы

Общеподготовительный

Основные задачи по этапам подготовки

Повышение уровня общей физической подготовки

Основные объемы тренировочных нагрузок но неделям

1

Количество

тренировочных

занятий

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

Количество тренировочных часов

9

9

9

9

о

9

9

9

9

3

Медленный бег и его разновидности, мин

11

11

11

11

11

11

11

11

11

4

Общеразвивающие упражнения, мин

12

12

12

12

12

12

12

12

12

5

Ускорения на отрезках 20-50 м, мин

10

10

10

10

10

10

10

10

10

6

Задания скоростной направленности, мин

42

42

42

42

42

42

45

45

45

7

Задания скоростно-силовой направленности, мин

45

45

45

45

45

45

45

45

45

8

Задания на выносливость, мин

45

45

45

45

45

45    

45

45

45

9

Задания силовой направленности, мин

45

45

45

45

45

45

45

45

45

10

Задания на координацию и гибкость, мин

45

45

45

45

45

45

45

45

45

11

Элементы гимнастики и акробатики, мин

10

10

10

10

10

10

10

10

10

12

Изучение техники видов легкой атлетики и других видов спорта, мин

45

45

45

45

45

45

45

45

45

13

Игры и игровые задания, мин

55

55

56

56

56

56

56

56

56

14

Спортивные игры, мин

27

27

27

27

28

28

28

28

28

15

Участие в соревнованиях и испытаниях, ч

16

Теоретическая подготовка, чин

10

10

10

10

10

10

10

10

10

Месяцы

Ноябрь                                  Декабрь

Декабрь

Январь               Февраль

Недели

10  |11|12 13     14|15  |16  17   18 19      20    21   22 23 24  25   26

18  19      20   21 22 23 24 25  26

Структура годичного цикла подготовки

Подготовительный

Общеподготовительный

Основные задачи по этапам подготовки

Повышение уровня общей физической подготовки

Основные объемы тренировочных нагрузок по неделям

1

Количество тренировочных занятий

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

Количество

тренировочных

часов

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

3

Медленный бег и его разновидности, мин

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

10

10

10

10

10

10

4

Общеразвивающие упражнения, мин

12

12

12

12

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

5

Ускорения на отрезках 20-50 м, мин

11

11

11

11

11

11

И

11

11

11

11

10

10

10

10

10

10

6

Задания скоростной направленности, мин

45

45

45

45

45

45

45

45

45

45

45

45

45

45

45

45

45

7

Задания скоростно-силовой направленности, мин

45

45

45

45

45

45

45

45

45

45

45

36

36

45

45

45

45

8

Задания на выносливость, мин

45

45

45

45

45

45

45

45

45

45

45

36

36

45

45

45

45

9

Задания силовой направленности, мин

45

45

45

45

45

45

45

45

45

45

45

36

36

45

45

45

45

10

Задания на координацию и гибкость, мин

45

45

45

45

45

45

45

45

45

45

45

36

36

45

45

45

45

11

Элементы гимнастики и акробатики, мин

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

5

5

10

10

10

10

12

Изучение техники видов легкой атлетики и других видов спорта, мин

45

45

45

45

45

45

45

45

45

45

45

36

36

45

45

45

45

13

Игры и игровые задания, мин

56

56

56

56

56

56

56

56

56

56

56

45

45

56

56

56

56

14

Спортивные игры, мин

28

28

28

28

28

28

28

28

28

28

28

20

20

27

27

27

27

15

Участие в соревнованиях и испытаниях,ч

2

2

16  

Теоретическая подготовка, мин

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

Месяцы

Март

Апрель

Май

Июнь

Недели

27|

28   129     ! 30

311 32 | 33 | 34

35 | 36 |  37 |  38 |  39

40 141 |42 |

43

Структура

годичн. цикла подготовки

Периоды

Соревновательный

Этапы

Соревновательный

Основные задачи по этапам подготовки

Повышение уровня обшей физической подготовки

1

Количество

тренировочных

занятий

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

Количество

тренировочных

часов

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

3

Медленный бег и его разновидности, мин

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

4

Общсразвива-ющие упражнения, мин

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

5

Ускорения на отрезках 20-50 м, мин

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

6

Задания скоростной направленности, мин

45

45

45

45

45

36

36

36

36

36

36

36

36

45

45

45

45

7

Задания скоростно-силовой

направленности, мин

45

45

45

45

45

36

36

36

36

36

36

36

36

45

45

45

45

8

Задания на

выносливость,

мин

45

45

45

45

45

36

36

36

36

36

36

36

36

45

45

45

45

9

Задания силовой направленности, мин

45

45

45

45

45

36

36

36

36

36

36

36

36

45

45

45

45

10

Задания на координацию и гибкость, мин

45

45

45

45

45

36

36

36.

36

36

36

36

36

45

45

45

45

11

Элементы гимнастики и акробатики, мин

10

10

10

10

10

5

5

5

5

5

5

5

10

10

10

10

10

12

Изучение техники видов легкой атлетики и других видов спорта, мин

45

45

45

45

45

36

36

36

36

36

36

36

36

45

45

45

45

13

Игры и игровые задания, мин

56

56

56

56

56

45

45

45

45

45

45

45

45

56

56

56

56

14

Спортивные игры, мин

27

27

27

27

20

20

20

20

20

20

20

20

20

27

27

27

27

15

Участие в соревнованиях  испытаниях, ч

2

2

2

2

2

2

2

2

16    

I

Теоретическая                       Подготовка, мин

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

Месяцы

Июль

август

Всего за год, час

Недели

44    45     46

Структура годичного

цикла

Периоды

Соревновательный

Этапы

Соревновательный

Основные задачи по этапам подготовки

Повышение уровня общей физической подготовки

Основные объемы тренировочных нагрузок по неделям

1

Количество

тренировочных

занятий

3

3

3

138

2

Количество тренировочных часов

9

9

9

414

3

Медленный бег и его разновидности, мин

10

10

10

8

4

Общеразвиваюшие упражнения, мин

11

11

11

9

5

Ускорения на отрезках 20-50 м, мни

11

11

11

9

6

Задания скоростной направленности, мни

45

45

45

    45

7

Задания скоростно-силовой направленности, мин

45

45

45

45

8

Задания на выносливость, мин

45

45

45

45

9

Задания силовой направленности, мин

45 .

45

45

45

10

Задания на координацию и гибкость, мин

45

45

45

45

II

Элементы гимнастики и акробатики, мин

10

10

10

10

12

Изучение техники видов легкой атлетики и других видов спорта, мин

45

45

45

45

13

Игры иигровые задания, мин

56

56

56

54

14

Спортивные игры, мин

27

27

27

27

15

Участие в соревнованиях и испытаниях, ч

20

16

теоретическая  подготовка, мин

10

10

16

Методика построения учебно-тренировочного занятия

        

        Учебно-тренировочное занятие в ГНП  проводится групповым методом.

          Занятие планируется  по дням на основе месячного цикла. Цикловое планирование позволяет выполнить большую тренировочную работу и, в то же время, иметь достаточный отдых за счет целесообразного чередования и сочетания различных тренировочных работ.

        Циклы делятся на тренировочные и соревновательные. Тренировочные циклы строятся таким образом, чтобы обеспечить наибольшее повышение уровня тренированности и развитие спортивной формы. Соревновательные циклы направлены на обеспечение наилучшей подготовки к определенному состязанию.

        Соединяясь, циклы образуют этапы и периоды круглогодичной и многолетней тренировки.

Тренировочный (подготовительный) цикл

Начальной подготовки

                     

Соревновательный цикл

Этапы  многолетней подготовки легкоатлетов

Учебно-тренировочный

Спортивно-  го совер-шенствова-ния

Преобладающей тенденцией динамики нагрузок на этапе начальной подготовки должно быть постепенное увеличение их объема без форсирования общей интенсивности тренировочного занятия. При планировании занятия важно правильно распределить тренировочные задания, рационально размещая и чередуя их, определив величину нагрузки и ее последовательность. Эффективна организация учебного процесса с использованием индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся в соответствии с их способностями, интересами и возможностями.

Любое занятие делится на три части.

        Первая часть  - подготовительная, или разминка. Как говорит само название, задача этой части – ввести группу детей в занятие, организовать, создать бодрое настроение, подготовить организм к последующим  более интенсивным физическим упражнениям. Содержанием этой части являются упражнения в построениях, перестроениях, медленный бег, общеразвивающие упражнения, а, начиная со 2 года обучения, и некоторые специальные упражнения. Продолжительность первой части занятия -15-20 минут.

        Вторая часть – основная, во время которой осуществляется решение основных задач, изучение техники спортивного упражнения, обеспечение общей и специальной подготовки. Чтобы научить детей самостоятельно применять усвоенные навыки, в конце второй части надо обязательно вводить игру большой подвижности. В игре должен повторяться тот вид движения, в котором только что упражнялись дети. После этого дается игра с мячом – «Вышибалы», «Зайцы белые и серые», пионербол, баскетбол и др. Продолжительность второй части занятия – около 2\3 общей продолжительности занятия.

        Третья часть - заключительная  –  это процесс восстановления. Ее задача урегулировать состояние организма ребенка, подготовить к последующему режимному моменту. Содержание и продолжительность третьей части зависит от нагрузки предыдущих частей, на нее может быть отведено 10-15 минут.  Лучшими физическими упражнениями, регулирующими работу организма после сравнительно больших нагрузок, полученных во второй части, являются  различные виды ходьбы, медленный бег и упражнения на дыхание.

При проведении учебно-тренировочных занятий в ГНП наиболее приемлемыми можно считать фронтальный, поточный, посменный и групповой способы организации учащихся.

Фронтальный способ применяется, когда одно и то же упражнение выполняется всеми детьми одновременно. Он обеспечивает высокую плотность занятия, но тренер может давать оценку и указания только в общей форме, всем детям.

При поточном способе все дети выполняют движение «потоком», когда один ребенок еще не закончил выполнение задания, а другой уже приступил к нему.

Посменный способ заключается в том, что дети выполняют упражнения сменами по несколько человек, а остальные в это время наблюдают за товарищами. Плотность занятия при этом способе организации невысокая, но положительным моментом является возможность наблюдения и оценки движений каждого ребенка.

При групповом способе тренер распределяет детей на 2-3 группы. Одна под наблюдением тренера разучивает новое упражнение, другие – самостоятельно по заданию тренера выполняют знакомые упражнения или играют. Использование технологий групповой деятельности развивает активность детей, создает условия тренеру для индивидуальной работы с детьми.

Дети младшего школьного возраста обладают еще недостаточно окрепшими мышцами и связками (особенно это относится к мышцам спины и брюшного пресса). Они быстро устают, но также быстро восстанавливают способность к движению. Особенно быстро их утомляют однообразные движения. Внимание у таких детей недостаточно устойчивое, мышление, в основном, образное, предметное.  Овладение навыками и умениями в этом возрасте более эффективно проходит на уровне непроизвольного запоминания. Поэтому на каждом занятии необходимо активно использовать игровые технологии обучения.  Это касается и разминки, и обучения основам техники бега, прыжков и метаний. Большее время по сравнению с типовой программой  должно быть отведено и на традиционные подвижные игры, способствующие развитию скорости бега, силы, ловкости, быстроты реакции. Следует учесть, что дети 7 лет владеют всеми видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания)  еще недостаточно совершенно, поэтому большее место в их подготовке должны занимать игры, связанные с естественными движениями.

        

Нельзя забывать, что учебно-воспитательный процесс должен проходить без

ущерба для здоровья  школьников.  Планируя занятие,  нужно  помнить,  

что все  занятие в целом и каждое отдельное  упражнение должно  оказывать    

определенную  нагрузку— заранее предусмотренное воздействие  на  

организм  ребенка.

Недостаточные нагрузки не      обеспечивают      должного      физи ческого

развития    и     формирования двигательных навы ков.  Чрезмерные  нагрузки

отрицательно   отражаются   на здоровье детей. Наиболее доступный,

объективный, но не единственный способ  определения  нагрузки — подсчет

частоты пульса. Нагрузка должна нарастать внутри занятия  по степенно.

Если представить нагрузку графически по данным  подсчета   пульса   (но

нельзя  забывать,  что на частоту пульса влияет не только физическая

нагрузка,  но и  эмоциональное состояние и другие факторы), то она  будет

иметь  вид кривой, постепенно повышающейся  в водной части занятия, с

дальнейшим    повышением    в основной  и  снижением  до уровня,

близкого  к исходному,     в заключительной   части.

                

На   частоту    пульса  влияет не только нагрузка   данного   упражнения,   но  и  

предыдущего,   поэтому    сочетание    и последовательность  упражнений   в  

занятии  должна быть строго продумана. Влияние  количества  повторений

(дозировки)  на частоту пульса вряд ли требует пояснения.  Изменить  нагрузку

можно  разными способами, например, меняя темп проведения  упражнений.

Более   быстрый темп,   особенно ходьбы    и    бега, увеличивает нагрузку.

Общеразвивающие упражнения, особенно упражнения для   крупных

мышечных   групп   туловища   (спины,     брюшного     пресса),

рекомендуется   давать   детям   в   темпе  их дыхания. У детей оно чаще ,

чем у взрослых – 20- 24 дыхательных движения в минуту.

Как отмечалось выше, в целях контроля за результативностью специальной подготовки проводятся контрольные испытания для обучающихся. Стартовое контрольное испытание – в октябре,  промежуточное – в марте, итоговое – в мае и июне. Контрольные нормативы приведены в разделе «Содержание образовательной программы дополнительного образования».

Теоретическая подготовка проверяется с помощью специально подготовленной викторины (Приложение1), проводимой в конце учебного года.

Материально-техническое обеспечение

Место проведения:

  1. Спортивная площадка;
  2. Футбольное поле с беговой дорожкой;
  3. Спортивный зал.
  4. Каток.

Инвентарь:

  1. Волейбольные мячи;
  2. Баскетбольные мячи;
  3. Набивные мячи;
  4. Канат;
  5. Скакалки;
  6. Теннисные мячи;
  7. Гимнастическая стенка;
  8. Гимнастические скамейки;
  9. Сетка волейбольная;
  10. Щиты с кольцами;
  11. Секундомер;
  12. Маты;
  13. Обручи.

Литература.

1.Алабин В.Г. Организационно-методические основы многолетней тренировки юных легкоатлетов. – Учебное пособие. – Челябинск,1977.

2.ВолковВ.М. Восстановительные процессы в спорте. – М.:Физкультура и спорт, 1983.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании» 10.07.1992 №3266-11

4. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждении дополнительного образования детей. Пособие для педагогов и руководителей. – М., 2003.

5.Легкая атлетика. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР. Под ред. Столова И.И. – М.:Советский спорт, 2005.

6.МатвеевЛ.П. Основы спортивной тренировки. – М.:Физкультура и спорт, 1977.

7.Педагогические технологии в дополнительном образовании. Методическое пособие. / Под ред. Д.Е. Яковлева. – Сергиев Посад, 2004.

8.Письмом Министерства Образования и Науки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» №06-1844 от 11.12.2006г.

9.Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культуры. – М.:Физкультура и спорт, 1982.

10.Положение о ДЮСШ и СДЮСШОР. – М.:Советский спорт, 1987.

11.Типовое положением об образовательных учреждениях дополнительного образования детей №233 от07.03.1995г.

12.ФилинВ.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.:Физкультура и спорт, 1974.

13.ХолодовГ.К., КузнецовВ.С., КолодинскийГ.А. Методические рекомендации по формированию навыков в основных видах легкой атлетики. – М, 1991.

14.ХрущевС.В., КруглыйМ.М. Тренеру о юном спортсмене. – М.:Физкультура и спорт, 1982.

Литература для обучающихся.

  1. АндросовГ., ВодопьяновО., ЗайковА. С добрым утром! – Екатеринбург: АРСИС, 1993.

  1. Геллер Е.М. Игры: обучение , тренинг, досуг. М.:Новая школа, 1994.

  1. Козак О.Н. Путешествие в страну игр. С.-П.:Союз, 1997.

  1. Коротков И.М.  Подвижные игры детей. М.:Советская Россия, 1987,.

  1. Медведев В.А. Олимпийские тигры. М.:Советский спорт, 1987.

  1. Сосновский И.Ю., Чайковский А.М. Энциклопедический словарь юного спортсмена. – М. Педагогика, 1979.

  1. Чайковский А.М. Валерий Борзов . – М.:Физкультура и спорт, 1981.

  1. Штейнбах В.Л. От Афин до Москвы. – М.:Физкультура и спорт, 1983.

  1. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. М.: Детская литература, 1990.

Приложения

Приложение№1.Викторина. Проверка теоретических знаний.

  1. Какая страна является родиной Олимпийских Игр?
  2. Как возникли Олимпийские игры? Кто возродил современные Олимпийские игры?
  3. Какие вы знаете летние Олимпийские виды спорта? Зимние Олимпийские виды спорта?
  4. Назовите имена Олимпийских чемпионов российских и зарубежных.
  5. Назовите виды легкой атлетики.
  6. Почему легкую атлетику называют королевой спорта?
  7. Каких вы знаете чемпионов Европы, мира и Олимпийских Игр по легкой атлетике?
  8. В чем заключается польза физических упражнений для организма человека?
  9. Для чего нужно делать утреннюю гимнастику? Какие упражнения могут в нее входить?
  10. В чем преимущество низкого старта перед высоким? Когда используется низкий старт, а когда высокий?
  11. Как называют бегуна на короткие дистанции? Бегуна на длинные дистанции?
  12. Как спринтер должен правильно финишировать?
  13. Для чего нужен разбег перед прыжком? Почему прыжок с разбега длиннее, чем с места?
  14. Как правильно распределять силы при беге на длинные дистанции?
  15. Чем опасно курение для человека и для спортсмена?
  16. Что такое гигиена? Почему нужно соблюдать гигиену?
  17. Расскажите о своем режиме дня. Почему спортсмен должен соблюдать режим дня?  Часто ли вы нарушаете режим дня? Как этому противостоять?
  18. Что такое безопасность? Как правильно вести себя в спортзале и на стадионе?
  19. Что нужно делать, если у вас случилась травма руки или ноги? Чем вы можете помочь пострадавшему?
  20. Почему нужно вовремя обедать и ужинать?
  21. Почему нельзя заниматься спортом сразу после еды?

Приложение №2. План воспитательной работы на учебный год.

1.Инструктаж по ТБ – ежеквартально

2.Беседа о вреде курения - раз в 1-2 месяца

3. Беседы о важнейших спортивных событиях в России и в мире –

    ежемесячно

4.Поздравление именинников – ежемесячно

5.Субботник по уборке школьного стадиона – сентябрь, октябрь,

  апрель, май, июнь, июль, август

6.Оформление стенда «ДЮСШ»Литвиново» в СОШ – в течение

  учебного года.

7.Показательное занятие УТГ или ГНП 3 года обучения для будущих

   учеников и их родителей - сентябрь.

8.Товарищеская встреча по пионерболу между учащимися 3 и 4 классов

   – октябрь.

9.Родительское собрание. Награждение лучших спортсменов по итогам

   учебного года – октябрь.

10. Подготовка и участие в конкурсе сказок в Литвиновской СОШ –

     ноябрь, декабрь.

11.Беседа о правилах поведения на льду водоемов – декабрь.

12.Новогодние «Веселые старты» и чаепитие – конец декабря.

13.Лыжная прогулка и катание на санках с горки – январь (каникулы).

14.Участие в празднике Букваря 1 класса – февраль.

15. Катание на коньках, игры на льду – февраль, март.

16.Участие в митинге, посвященном Дню Победы – 9мая.

17.Поход, костер. Подведение итогов учебного года – июнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное мероприятие "Спорт любить - сильным и здоровым быть!"

Открытое внеклассное мероприятие "Спорт любить - сильным и здоровым быть!" (сценарий)...

Открытое внеклассное мероприятие "Спорт любить - сильным и здоровым быть!"

Открытое внеклассное мероприятие "Спорт любить - сильным и здоровым быть!" (сценарий)...

Мы любим спорт

выступление агитбригады по здоровому образу жизни...

Технологическая карта урока во 2 классе по УМК Биболетовой М. З. "Enjoy English" по теме "А ты любишь спорт?"

Данный технологическая карта урока была разработанна как зачетная работа по курсу «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения».  Данный урок первый в теме "Виды спорта", где вво...

Программа проведения спортивного праздника «Спорт-всегда, спорт-везде, спорт в твоей, моей душе!» под девизом «Спорт любить - здоровыми быть!»

Программа проведения спортивного праздника«Спорт-всегда, спорт-везде, спорт в твоей, моей душе!»под девизом «Спорт любить - здоровыми быть!» 1.  Цель- пропаганда здорового образа жизни,...

Конспект спортивного досуга в средней группе «Гномики» «Мы любим спорт»

Цель: Воспитывать внимание, целеустремленность, воспитывать умение действовать в коллективе, чувство товарищества, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение дружить, уступать, б...