Лекция "Возрождение в живописи Италии"
план-конспект по теме

Курилова Ксения Сергеевна

Лекция "Возрождение в живописи Италии" предназначена для широкого круга слушателей. В ней освещены две значительные фигуры в искусстве эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи и Рафаэль Санти. В материале содержатся как биографические данные, так и аналитического плана, а также иллюстративный материал, рассматриваемый в ходе лекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekciya_vozrozhdenie.docx420.29 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция «Возрождение в живописи Италии».

Подготовлена преподавателем теоретических дисциплин МБОУДОД Детская школа искусств п. Усть-Камчатск Куриловой Ксенией Сергеевной.

Лекция предназначена для широкого круга слушателей. В ней освещены две значительные фигуры в искусстве эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи и Рафаэль Санти).

Эпоха Возрождения – это время высочайшего художественного подъема, когда в Италии работало множество замечательных живописцев, скульпторов, архитекторов.

Великий итальянский художник и скульптор, исследователь, инженер-изобретатель, архитектор и механик, химик, ботаник и анатом, философ, поэт и музыкант. Ему принадлежат многочисленные открытия, проекты и исследования, намного опередившие эпоху (1 вариант).

2. Об этом художнике и изобретателе написаны тома научных исследований и хвалебных отзывов. Он один из тех универсальных гениев, которых природа щедро одарила талантами и чуткой интуицией ученого (2 вариант).

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) можно назвать художником, который воплотил образ человека Возрождения. Он родился в селении Винчи, близ Сант-Анкиано в Италии. Первым учителем Леонардо да Винчи был Андреа дель Вероккьо.

Переехав в Милан, Леонардо с 1482 года работает скульптором и военным инженером у миланского герцога Лодовико Сфорца. Первым большим произведением, которое он исполнил в Милане, была «Мадонна в гроте» (1508г). Композиция картины строго выверена: группа из четырех человек образует пирамиду, но жест руки Марии и указующий перст ангела создают внутри картины движение по кругу, и взгляд свободно переходит от одного к другому. От фигур Мадонны и ангела исходит покой, но вместе с тем они внушают и некое чувство таинственности, вызываемое видом самого грота и пейзажа.

Лучшей работой Леонардо в Милане была роспись стены трапезной монастыря Санта-Мария дела Грация «Тайная вечеря» (1495-1498). Христос во время ужина с учениками объявляет о предательстве одного из них. За столом сидят тринадцать человек. Они словно в реальном пространстве рядом со зрителями: перспективные линии зрительно продолжают стены трапезной. Фигура Христа помещена в центре, на фоне дверного проема. Глаза его опущены, на лице печаль, сознание неизбежности судьбы.

Остальные двенадцать человек разбиты на четыре группы. Все лица обращены ко Христу, кроме лица Иуды, отшатнувшегося от учителя, что отвечало замыслу Леонардо: выделить его среди остальных учеников, сделать почти физически ощутимой его предательскую суть.

Искусство и наука для Леонардо были неразделимы. Занимаясь искусством, он делал научные изыскания: посредством перспективы затрагивал вопросы оптики, в пропорциях – анатомии и математики. «Тайная вечеря» завершает целый период научных изысканий художника. Он достигает высшего совершенства в умении, по его собственному выражению, «в жестах передавать движение мысли».

С 1499 года начинаются годы скитаний Леонардо: Мантуя, Венеция. Во Флоренции Леонардо была начата еще одна живописная работа: портрет Моны Лизы, жены купца дель Джокондо (1503-1505).

На какие только ухищрения ни пускался Леонардо, лишь бы модель его не скучала во время сеансов. В красиво убранной комнате, среди цветов и роскошной мебели размещались музыканты, восхищая слух пением и музыкой, а красивый, изысканный художник подстерегал на лице Моны Лизы дивную улыбку. Он приглашал шутов и клоунов, но музыка не совсем удовлетворяла Мону Лизу. Она слушала известные мотивы со скучающим лицом, не очень-то оживил ее и фокусник-жонглер. И тогда Леонардо рассказал ей сказку.

(Сказка)

Жил-был один бедный человек, и у него было четыре сына: три умных, а один и так и сяк – ни ума, ни глупости. Да, впрочем, о его уме и не могли судить, как следует: он больше молчал и любил ходить в поле, к морю, слушать и думать про себя; любил и ночью смотреть на звезды.

И вот пришла за отцом смерть. Перед тем как расстаться с жизнью, он призвал к себе детей и сказал им:

«Сыны мои, скоро я умру. Как только вы меня схороните, заприте хижину и идите на край света добывать себе счастье. Пусть каждый чему-нибудь научится, чтобы мог кормить себя сам».

Отец умер, а сыновья, похоронив его, пошли на край света добывать свое счастье и сговорились, что через три года вернутся на полянку родной рощи, куда ходили за валежником, и расскажут друг другу, кто чему выучился за эти три года.

Прошло три года, и, помня уговор, вернулись братья с края света на полянку родной рощи. Пришел первый брат, что научился плотничать. От скуки срубил дерево и обтесал его, сделал из него женщину. Отошел немного и ждет. Вернулся второй брат, увидел деревянную женщину, и так как был портной, то решил одеть ее и в ту же минуту, как искусный мастер, сделал ей красивую шелковую одежду. Пришел третий сын, украсил деревянную девушку золотом и драгоценными камнями, ведь он был ювелир и сумел накопить огромное богатство.

И пришел четвертый брат. Он не умел ни плотничать, ни шить – он умел только слушать, что говорит земля, говорят деревья, звери и птицы, знал ход планет и еще умел петь чудесные песни. Он увидел деревянную девушку в роскошной одежде, в золоте и драгоценных камнях. Но она была глуха и нема и не шевелилась. Тогда он собрал все свое искусство – ведь он научился оживлять своей песне и камни… И он запел прекрасную песню, от которой плакали притаившиеся за кустами братья, и песней этой вдохнул в деревянную женщину душу. И она улыбнулась и вздохнула…

Тогда братья бросились к ней и закричали:

- Я тебя создал, ты должна быть моей женою!

-Ты должна быть моей женою, я тебя, голую и несчастную, одел!

-А я тебя сделал богатой, ты должна быть моей женою!

Но девушка отвечала:

-Ты меня создал – будь моим отцом. Ты меня одел, а ты украсил – будьте мне братьями. А ты, что вдохнул в меня душу  и научил радоваться жизни, ты один будешь мне мужем на всю жизнь…

И деревья, и цветы, и вся земля вместе с пташками запели им гимн любви…

Окончив сказку, Леонардо взглянул на Мону Лизу. Боже, что сделалось с ее лицом! Оно точно озарилось светом, глаза сияли. Улыбка блаженства, медленно исчезая с ее лица, осталась в уголках рта и трепетала, придавая ему изумительное, загадочное и  чуть лукавое выражение.

На зрителя льются золотистый свет итальянского вечера и колдовское очарование живописи Леонардо да Винчи. Пристально, все, понимая, смотрит на мир и людей «Джоконда»…

За спиной Моны Лизы – убегающий в бесконечную даль неземной пейзаж. Прекрасное лицо сияет внутренним светом. В ее улыбке и тихая радость, и легкая ирония, и нотка горечи – в ней вся полнота бытия. Человек предстает совершенным творением Господа.

Кто сегодня самый популярный художник эпохи Возрождения? Конечно же, Леонардо да Винчи, - ответите Вы, и будете абсолютно правы. Однако так было не всегда. Долгое время им считался Рафаэль Санти из Урбино.

Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений европейской культуры, которые не только овеяны мировой славой, но и обрели особое значение - высших ориентиров в духовной жизни человечества. На протяжении пяти веков его искусство воспринимается как один из образцов эстетического совершенства (1 вариант).

Гений Рафаэля раскрылся в живописи, графике, архитектуре. Произведения Рафаэля являют собой самое полное, яркое выражение классической линии, классического начала в искусстве Высокого Возрождения. Рафаэлем был создан "универсальный образ" прекрасного человека, совершенного физически и духовно, воплощено представление о гармонической красоте бытия (2 вариант).

Рафаэль (точнее, Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года в городе Урбино. Первые уроки живописи он получил у отца, Джованни Санти. (Когда Рафаэлю было 11 лет, Джованни Санти умер и мальчик остался сиротой (мать он потерял за 3 года до кончины отца)). Отец Рафаэля был придворным художником и поэтом герцога Урбинского. Мастер скромного дарования, но человек образованный, он привил сыну любовь к искусству.

Первые известные нам произведения Рафаэля исполнены около 1500 года, когда ему было 17 лет. Это миниатюрные по размерам композиции "Три грации", "Сон рыцаря". Эти простодушные, еще ученически робкие вещи отмечены тонкой поэтичностью и искренностью чувства. С первых же шагов творчества дарования Рафаэля раскрывается во всем своеобразии, намечается его собственная художественная тема.

К лучшим работам раннего периода принадлежит "Мадонна Конестабиле". Лирическому таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка, и не случайно она станет одной из главных в его искусстве. Композиции, изображающие мадонну с младенцем, принесли Рафаэлю широкую известность и популярность. На смену хрупким, кротким, мечтательным мадоннам пришли образы более земные, полнокровные, их внутренний мир стал более сложным, богатым по эмоциональным оттенкам. Рафаэль создал новый тип изображения мадонны с младенцем - монументальный, строгий и лиричный одновременно, придал этой теме невиданную значимость.

Лучшее творение Рафаэля – «Сикстинская Мадонна», хранящаяся ныне в Галерее Дрездена, в Германии. Это суть всех идеалов и мечтаний эпохи Возрождения. Это совершенное совершенство законченных форм, контуров и цветов. В ней нет таинственной напряженности и интриги, «Сикстинская Мадонна» - это бесконечная прекрасная божественная простота.

Написание «Сикстинской Мадонны» относится к 1512 году, когда Папа Юлий II, известный своей любовью к живописи, заказал молодому мастеру изображение Пресвятой Девы для главного алтаря церкви Святого Сикста в Пьяченце. Это был поразительный успех для автора – ему еще не было и 30, а успех и признание уже повсюду сопровождали его.

В отличие от всех последующих работ, «Сикстинская мадонна» работа исключительно самого Рафаэля, которую не коснулась кисть ни одного из его учеников. Особенным делает эту картину и то, что здесь использована техника написания на холсте, тогда как большинство произведений эпохи Рафаэля выполнены на дереве. Более того, не сохранилось ни одного эскиза к этому полотну, что как будто подтверждает версию о божественном озарении Рафаэля.

А в годы Второй мировой войны человечество навсегда могло бы потерять шедевр Рафаэля. Перед своим крахом гитлеровцы спрятали картины знаменитой Дрезденской галереи в сырых известняковых шахтах и готовы были вообще взорвать и уничтожить бесценные сокровища, лишь бы те не попали в руки русских. Но по приказу советского командования солдаты два месяца вели поиск величайших шедевров галереи. «Сикстинская Мадонна» великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. На дне ящика был укреплен толстый картон, а внутри ящика – рамка, обитая войлоком, на которой и покоилась картина.

Когда ящик открыли, перед людьми предстала, широко раскрыв лучезарные глаза, женщина дивной, неземной красоты с божественным младенцем на руках. И советские солдаты, и офицеры, несколько лет шагавшие тяжелыми дорогами войны, сняли перед ней фуражки и пилотки….

«Сикстинская Мадонна». 

… Из раскрытого занавеса сияют лазурно-голубые небеса. По облакам, как по снегу, легко ступает, приближаясь к нам, прекрасная Дева. На ее руках младенец Христос, лицо его охвачено болью и ужасом, но Мария задумчива и грустна. Печальное будущее открывается их взору – картины смертной казни Божьего Сына во искупление всех грехов человечества. На полотне присутствуют также Святой Сикст и Святая Варвара, которые простирают руки к Пречистой Деве и младенцу. Два беззаботных ангелочка на нижнем ярусе полотна, словно противоречат общему настроению картины, однако вплетены в сюжет настолько мастерски, что до сих пор пользуются популярностью у художников и дизайнеров всего мира. «Сикстинская Мадонна» находилась в церкви в Пьяченце до 1754 года, курфюрст Саксонии выкупил ее для музея в Дрездене, где она находится и по сей день.

1. Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: «Если бы мне показали картину Рафаэля, и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил».

2. Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать».

Просмотр отрывка фильма «Эрмитаж» о картине Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» («Мадонна Бенуа»).

Список литературы:

  1. http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_13.html
  2. http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/03/hm3_3_1.html
  3. Сто великих картин / автор-составитель Н.A. Иoнина. – М.: Вече, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рим завоевывает Италию

Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Рим завоевывает Италию"....

"Объединение Италии"

Урок для 8 класса с использованием ИКТ раскрывает основные этапы объединения Италии и позволяет рассмотреть личности главных участников этого процесса....

Каникулы в Италии.

Статья об экскурсионно-познавательной поездке "Клуба любителей путешествий в Италию"....

Рим: от его возникновения до подчинения Италии

ттттИтоговый тест. Повторение....

День Земли - страна Италия

Разработка шуточного выступления класса на общешкольном конкурсе ко Дню ЗемлиКлассы представляли различные страны....

Италия и ЕС, флеш ролик

очень познавательно. и с юмором сделан...

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...