Программы дополнительного образования
статья по теме

Доклад на семинаре директоров школ Подольского района. 2011г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_obr.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

                               Выступление на семинаре директоров «Программы второго поколения»

                        25.01.2011    Травкиной О.В.

 Программы дополнительного образования.

        Прежде, чем говорить о программах дополнительного образования, мне бы хотелось несколько слов о выборе УМК по иностранному языку в этом году. Если по немецкому и французскому языкам наблюдается единообразие, и альтернатив практически нет, то в английском языке имеется достаточно широкий выбор программ, чем и воспользовались наши учителя (см. приложение 1). В таблице различные авторы представлены разным цветом. В итоге получилась довольно пестрая картинка. Все учебники имеются в перечне допущенных или рекомендованных министерством, а потому криминала в этом нет. Стандарты нового поколения предусматривают наличие альтернативы, как для ребенка, так и для учителя. Более того, в некоторых школах обучение в младшем, среднем и старшем звене ведется по различным линиям учебников. Объясняется это тем, что некоторые линии еще не завершены. Либо учитель находится в поиске, поскольку большинство линий новые, и имеют как свои положительные, так и отрицательные моменты.

        Программы дополнительного образования требуются, чтобы устранить эти минусы. Функции курсов дополнительного образования, их назначения и цели представлены на слайдах.  

        Реализация этих целей и задач направлена на  приобретение речевой, языковой или социо  – культурной компетенций. Речевая компетенция является основной при изучении иностранного языка, т.к. главная наша цель – научить ребенка общению. Именно проверку наличия данной компетенции у выпускника и решают различные задания ЕГЭ. До того, как по иностранному языку ЕГЭ стал реальностью, многие учителя считали, что самым сложным в нем будет аудирование. С целью научить слушать, выбирать нужную информацию, игнорировать лишнюю, не бояться избыточности новой или незнакомой лексики в нашей школе в различные годы проводились факультативные занятия по аудированию. Они были разработаны на базе следующих учебников:

- Болдман А. «Живой английский», Москва, ГЛОССА,1997

- Веер Д. «Intermediate English Course», Лондон, ЛОНГМАН, 1999

-Панова И.И., Карневская Е.Б., Мисуно Е.А. «Тесты по грамматике, аудированию и чтению», Минск, «Аверсев», 2001.

        При изучении этих курсов одновременно решалась задача приобретения навыков устной речи, т.к. эти два вида речевой деятельности неразделимы.

        Чаще всего факультативные курсы направлены на развитие языковой компетенции у учащихся. Это курсы по углублению или систематизации грамматических знаний, которые многие учащиеся усваивают с трудом. Проводились также курсы по определенным грамматическим темам, которые, по – нашему мнению, даются в школьной программе не глубоко, однако, могут быть полезны в определенных ситуациях. В качестве примера можно привести факультативные курсы или индивидуальные занятия по темам «Неличные формы глагола», «Модальные глаголы», «Особые трудности английского языка » (фразовые глаголы и идиомы). Каждый раз при планировании курса в старшем звене приходится изучать вопрос, что нового может встретиться учащимся при поступлении в ВУЗы, особенно, если занятия нацелены на тех, кто в дальнейшем собирается изучать иностранный язык. Основными пособиями, на которых базировались эти курсы, являются, конечно же,

  1. Мерфи Р. “English Grammar in Use”, Cambridge University Press, различные годы издания (средний уровень),
  2. Редман Стьюарт “English Vocabulary in Use”, Cambridge University Press, различные годы издания (средний уровень),
  3. Свон М. “How English Works”, Оксфорд

И ряд учебников наших авторов, таких как Голицынский Ю., Павлоцкий В., Дроздова Т. И т.д. сейчас самыми актуальными являются пособия по подготовке к ЕГЭ издательства МАКМИЛЛАН.

        Социокультурная компетенция приобретается, в первую очередь, на различных курсах страноведения. Это, пожалуй, одно из наиболее благодатных и любимых детьми направлений. При построении этих курсов за основу мы выбирали пособие Ю.Голицинского «Великобритания». Однако сейчас существует множество книг, фильмов и другого материала, который можно использовать на занятиях по страноведению. Учащиеся с большим удовольствием создают презентации и сайты по истории, достопримечательностям, королевской семье, которые в дальнейшем можно использовать как демонстрационный материал.

Польза  от факультативных, индивидуальных и кружковых занятий несомненна. На диаграмме показаны в сравнении результаты ЕГЭ по английскому языку выпускников 2009 и 2010 года. Выпускники 2009 года, это класс, в котором я была классным руководителем, имели дополнительные занятия, чего были лишены выпускники 2010 года, более того, группа английского языка выпуска 2010 года насчитывала более 20 человек. В результате средний балл ЕГЭ в 2009 году – 83, в 2010 году -35,5. Максимальный балл в 2009 году – 89, в 2010 году – 58.

В условиях оптимизации школы еще больше возрастает роль проектной работы, которая может являться как частью плановой учебной работы, так и дополнительной работой с одаренными или просто желающими детьми. Проектная работа также очень выгодна учителю, поскольку созданные работы в дальнейшем можно использовать на уроках. На многих презентациях, которые мы создаем на фестивали или конкурсы, ставим дополнительный гриф «В помощь учителю». Если раньше мы создавали презентации и сайты просто для себя, сейчас мы их выкладываем в интернет, дети получают сертификаты и имеют уже печатные работы. Подобная работа активно ведется также в Остафьевской, Куриловской и Сынковской МОУ.

        В пункте 6 требований и рекомендаций к программе дополнительного образования сказано: «Программы дополнительного образования, реализуемые в свободное от основной учебной нагрузки время, должны исключать общее повышение учебной нагрузки* и утомляемости детей». Проекты, которые не обязательны и выполняются детьми по желанию, мы выполняем большей частью летом. Весной ребенок определяется с темой, получает от меня ориентировки и некоторые материалы, в мае – июне, когда у ребенка закончены экзамены и имеется свободное время, встречаемся для обсуждения стратегий и построения работы. Летом ребенок работает самостоятельно, имея мой телефон на случай возникновения вопросов. В сентябре  - грубая проверка работы, где, в основном, обсуждаются вопросы построения, даются советы, что можно добавить или что следует убрать. В октябре – ноябре (по мере готовности) встречаемся для доскональной проверки и оформления в соответствии с требованиями.

        Практически не занимает времени учителя участие детей в интернет – олимпиадах игровых конкурсах. Однако не все школы откликаются на такие призывы. На слайде 13 приведена таблица участия 5 – классников в интернет – олимпиаде издательства Макмиллан. У меня из 12 участников, 10 учатся в классе, который считается слабым, и качество знаний в котором по результатам полугодия составило 25%. Однако они с большим интересом отнеслись к данной олимпиаде и тренировочный тур проходили по несколько раз.

        В программах второго поколения  также делается акцент на формирование гражданской позиции и социализации ребенка. С этой точки зрения возможны и актуальны дополнительные занятия по работе с газетным текстом. У меня был опыт работы в данном направлении. Это достаточно сложный вид работы для неспециализированных школ. Я брала его для профильных классов. Наряду с текстами о частных школах в Британии, был выбран материал о войне в Ираке, экологической ситуации на Сахалине, выборах на Алтае, продвижению НАТО на восток (см. приложение 2).

        Однако главным направлением дополнительного образования остается подготовка к ЕГЭ, как бы оно не называлось. По моим наблюдениям, ученик, даже очень хорошо понявший текст при чтении или аудировании, может неправильно расставить соответствия, если ему не разъяснить, что от него требуется и, если у него мало опыта подобной работы. Много вопросов возникает при выполнении грамматических заданий, особенно на словопостроение. До автоматизма следует довести выполнение письменных заданий С1 и С2.

        Таким образом, программы дополнительного образования могут быть разнообразны и должны способствовать ликвидации тех пробелов и недочетов, которые возникают при изучении основного курса.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...