Методическая рекомендация по ознакомлению школьников с Государственными и региональными символами.
методическая разработка (7 класс) по теме
В данной разработке представлена методика работы по ознакомлению дошкольников школьников с государственной и региональной символикой в трех разделах: 1. Государственные символы России. 2. Региональные символы земли Белгородской. 3. Геральдика. Он может быть использован педагогами дополнительного образования, общеобразовательных и дошкольных учреждений для проведения занятий и внеклассных мероприятий. Педагог может в соответствии с возрастом обучающихся изменить объем и степень сложности материала, выбрать форму проведения занятия. После изучения всех тематических разделов как закрепление материала можно провести викторину, КВН, творческий конкурс: «Овеянные славою флаг наш и герб», на который дети представляют свои работы в различной технике. Ведь когда ребенок собственными руками изготовит герб, флаг, и когда труд оценят по достоинству, это оставит неизгладимый отпечаток в его душе, и он еще больше будет гордиться государственными символами нашей страны.
Изучение раздела Геральдика поможет обучающимся в составлении гербов семьи, класса, микрорайона и т.д.
Цель методической разработки:
оказание методической помощи педагогам по изучению и систематизации знаний о государственной и региональной символике.
Задачи:
сформировать у обучающихся понятие: «Я гражданин России»;
приобщать детей к краеведению,углублять знания о государственной символике, геральдике Белгородской области;
воспитывать у них любовь к родному краю, уважение атрибутов государственности страны (флага, герба, гимна).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit_zapiska.doc | 536.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЯ
Министерство образования и науки
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
администрации Старооскольского
городского округа Белгородской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ - НАША ГОРДОСТЬ!
Разработала: методист отдела краеведения МБОУ ДОД «ЦДЮТиЭ» Васильева Нина Александровна, город Старый Оскол, ул. Пролетарская 156. |
Старый Оскол – 2011.
Содержание:
Пояснительная записка…………………………………1-3
1 Раздел. Государственные символы России
(герб, флаг, гимн)…………………………………………4-7
2 Раздел. Региональные символы
Белгородской области (герб, флаг)……………………7-11
3 Раздел. Геральдика…………………………………………..11-14
Вопросы к разделам……………………………………………14-15
Список литературы……………………………….16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«У большинства людей чувство Родины
в обширном смысле – родной страны,
отчизны – дополняется еще чувством
родины малой, первоначальной, родины
в смысле родных мест, отчих краев,
района, города или деревушки…»
А.Т.Твардовский
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
В современных условиях, когда происходят радикальные изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. На наш взгляд наибольшего успеха в этом можно достичь, развивая интерес учащихся к краеведению. Такой подход соответствует и социальному заказу общества. Чем полнее и глубже будут знания учащихся об истории, культуре, природе родного края, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к своей земле, уважения к традициям своего народа, чувства патриотизма. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».
Краеведческое образование в настоящее время признано приоритетным направлением в Белгородской области и включено в его региональный компонент. История и культура родного края, судьбы соотечественников, атрибуты государственности (флаг, герб, гимн) страны, геральдика области, города, района, отношение детей и молодежи к использованию государственной символики в повседневной жизни, повышение статуса символики России в глазах юных защитников Родины – все это и многое другое должно стать предметом познания детей, источником их социального, личностного и духовного развития.
Каждая страна, область имеет свою символику - герб, флаг, гимн. «В этих объединяющих символах, как в зеркале, отражается многовековая и полнокровная история края. Прослеживаются наши истоки и родовые корни. Символы земли белгородской несут в себе уважение современников к богатым традициям Белгородчины, их гордость за великие свершения многих поколений её жителей на долгом и плодотворном пути к дню сегодняшнему. Возрождая историческую символику, мы тем самым закрепляем все лучшее, что было в нашем прошлом, есть в настоящем, продолжится в будущем.
«Я верю, что отныне герб и флаг нашей области станут предметом гордости и почитания всех жителей Святого Белогорья!» ( Е.С. Савченко)
Знакомство с государственными символами необходимо начинать с дошкольного возраста.
Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой предполагается в старшей группе (5-6 лет) познакомить детей с флагом и гербом нашей страны, мелодией гимна, а в подготовительной к школе группе (6-7 лет) - закрепить знания о флаге, гербе и гимне. Мы считаем, что в детском саду ознакомление детей с государственной симво ликой целесообразно проводить в течение всего периода дошколь ного детства, начиная со второй младшей группы (с 3 до 4 лет).
Задачи ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой:
- воспитание интереса к государственным символам нашей Родины;
- развитие чувства сопричастности к истории и современной жизни нашей страны;
- воспитание положительного отношения к гербу, флагу и гимну России:
- формирование элементарных представлений о функциональ ном назначении и символическом смысле государственных символов;
- воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
В данной разработке представлена методика работы по ознакомлению дошкольников и обширный материал о государственной и региональной символике в трех разделах: 1. Государственные символы России.
2. Региональные символы земли Белгородской. 3. Геральдика. Он может быть использован педагогами дополнительного образования, общеобразовательных и дошкольных учреждений для проведения занятий и внеклассных мероприятий. Педагог может в соответствии с возрастом обучающихся изменить объем и степень сложности материала, выбрать форму проведения занятия. После изучения всех тематических разделов как закрепление материала можно провести викторину, КВН, творческий конкурс: «Овеянные славою флаг наш и герб», на который дети представляют свои работы в различной технике. Ведь когда ребенок собственными руками изготовит герб, флаг, и когда труд оценят по достоинству, это оставит неизгладимый отпечаток в его душе, и он еще больше будет гордиться государственными символами нашей страны.
Изучение раздела Геральдика поможет обучающимся в составлении гербов семьи, класса, микрорайона и т.д.
В приложении к методической разработке имеются нормативные документы, глоссарий, практические задания для детей в форме: викторины, кроссворда, тестов для проверки знаний, карта Белгородской области, схема административных районов. На диске CD-RW имеется наглядный материал по геральдике, запись Государственного гимна РФ. Материал методической разработки можно использовать в работе с детьми от 3 до 16 лет.
Цель методической разработки:
оказание методической помощи педагогам по изучению и систематизации знаний о государственной и региональной символике.
Задачи:
сформировать у обучающихся понятие: «Я гражданин России»;
приобщать детей к краеведению, углублять знания о государственной символике, геральдике Белгородской области;
воспитывать у них любовь к родному краю, уважение атрибутов государственности страны (флага, герба, гимна).
Формы реализации:
занятие – беседа, классный час, музейный урок, игра-викторина, КВН, практические занятия.
Методы реализации:
словесный, наглядно-практический, игровой.
Педагогические принципы:
- целостности - в методической разработке соблюдены единство обучения, воспитания и развития;
- гуманизации - личностно-ориентированный подход в воспитании предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания;
- деятельного подхода – знания приобретаются обучающимися во время активной деятельности;
- культуросообразности, который основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры;
- принцип прочности - повторение и закрепление полученных знаний, умение применять их на практике.
Практическая значимость данной методической разработки состоит в том, что она может быть использована в образовательном процессе для повышения эффективности патриотического воспитания школьников, в качестве материала для проведения классного часа, музейного урока, уроков краеведения, Белгородоведения, краеведческих конкурсов.
Актуальность методической разработки.
Наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу, чувство гордости и почитания своей Родины, её символов, достижений.
Приобщение детей к общегосударственным ценностям, изучение и популяризация государственной символики ведется в данное время достаточно успешно, но требует систематического включения в учебный процесс на разных ступенях обучения.
В настоящее время на государственном уровне этой проблеме уделяется важное внимание. Разработана программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы", которая направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Таким образом, разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России, на наш взгляд входит в систему мер по развитию патриотического воспитания детей.
Оборудование: компьютер, оборудованный СD-ROM, наглядный материал: флаг, герб РФ, флаг, герб Белгородской области, карта Белгородской области, гербы городов и районов Белгородской области.
Методика ознакомления детей младшего и среднего дошкольного возраста с государственной символикой
В детском саду ознакомление детей с государственной симво ликой целесообразно проводить в течение всего периода дошколь ного детства, начиная со второй младшей группы. Знакомство младших дошкольников с государственными символами осуще ствляется в процессе непосредственных наблюдений в повседнев ной жизни. Например, малышам доступно наблюдение вывешенных на зданиях государственных флагов России в предпраздничные дни. Развевающиеся на ветру флаги привлекают внимание ребенка. Важно обратить внимание детей на то, какие флаги красивые и яркие. В процессе наблюдений малыши постепенно запоминают цвета и расположение полос на российском флаге. Воспитателю также необходимо ответить на вопросы, которые могут возник нуть у детей, не оставив их без внимания. Например, если ребе нок, заметив изображение государственного герба, спрашивает о том, что это? В таком случае следует объяснить, что это изображение, рисунок является очень важным, называется гербом, что к нему нужно относиться с уважением.
Основная задача в работе с детьми четвертого и пятого годов жизни - формирование положительного, эстетического отношения к государственным символам нашей страны. Психологические особенности детей дошкольного возраста – любознательность, интерес к познанию окружающего мира позволяют уже целенаправленно знакомить их с российским гербом и флагом.
В средней группе необходимо продолжать наблюдения в повсе дневной жизни, можно обратить внимание детей на то, что изобра жение государственного герба можно увидеть на денежных знаках, конвертах или марках; герб города или района - на фасадах зда ний; изображение государственного флага - на автомобилях.
Основу символических значений цвета в геральдике составляют краски природы, что позволяет построить ознакомление детей среднего дошкольного возраста с государственными симво лами на основе образов природы, подвести ребят к пониманию того, что цвета герба и флага России (отражают красоту природы нашей страны). В работе с детьми среднего дошкольного возраста важную роль играют эмоционально насыщенные впечатления. Накоплению впечатлений, развитию эстетического восприятия окружающей природы способствуют занятия по изобразительной деятельности, на которых ребята создают образы солнца, белой березы, синего неба и весенних ручейков, красной рябины и др.
Наличие этнокультурных особенностей также позволяет осу ществлять ознакомление детей с гербом и флагом нашей страны, используя фольклор и народное искусство. Дошкольнику близки и доступны сказочные, песенные фольклорные образы. Их яркость и красота помогают сформировать положительное восприятие Государственного герба и флага. При этом следует избегать упро щений. Например, не стоит объяснять, что двуглавый орел - это сказочная птица с двумя головами. И у детей, и у взрослых сказоч ные существа с несколькими головами, как правило, устойчиво ассоциируются со Змеем Горынычем и прочими чудищами, что отнюдь не способствует формированию уважительного отношения к российскому гербу.
Начиная со средней группы, целесообразно использовать в работе с дошкольниками для проведения занятий иллюстративно-дидактический мате риал «Государственные символы России», а также картинки с изображением государственных символов для индивидуальной работы с детьми вне занятий. Чтобы каждый ребенок мог на занятии по конструированию вырезать и склеить флажок, изготовить изображение российского флага, желательно иметь иллюстративный материал для всех детей группы.
Рассматривая герб России, можно спросить у ребят:
- Что это? (Герб нашей страны, герб России.)
- Кто изображен на гербе нашей страны? (Орел, всадник.)
- Какого цвета орел? (Золотого, желтого.)
Особое внимание следует уделить цветовой гамме — красному, белому, синему, золотому цветам, что способствует формирова нию у дошкольников эстетического восприятия государственных символов. Использовать раскраски в работе с детьми пятого года жизни нецелесообразно, поскольку они довольно слож ные, а технические изобразительные навыки у ребят еще недоста точно хорошо развиты.
Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой
Ребенку старшего дошкольного возраста, при поступлении в школу, необходимо уметь узнавать и называть герб, флаг и мело дию гимна России. Хотелось бы обратить внимание на то, что в детском саду дошкольники только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они выучат его уже и начальной школе. С помощью педагога дети определяют характер музыки гимна как величавой, торжественной. Ребята старшего дошкольного воз раста понимают, что гимн нашей страны исполняется во время |праздника или другого торжественного события. Когда он звучит, всем присутствующим на празднике нужно встать, мужчинам к мальчикам снять головные уборы, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Детям 6-7 лет доступно понимание того, для чего стране нужен флаг, герб и гимн: государствен ные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными зна ками. Старшие дошкольники довольно легко усваивают представ ления о том, что изображения на гербе, цвета герба и флага России означают добро и красоту.
В практике работы дошкольных образовательных учреждений ознакомление с государственными символами нашей страны осу ществляется в основном на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Накоплению у ребенка впечатлений, повторению и закреплению знаний, представлений способствуют беседы с воспитателем, наблюдения в повседневной жизни, игровая и творче ская деятельность, праздники и развлечения,
В процессе разработки планов и конспектов занятий, подго товки наглядно-дидактических материалов и пособий, дидак тических игр и упражнений необходимо учитывать юридическую основу государственной символики России. В связи с этим не сле дует использовать различного рода «разрезные картинки» с изо бражением государственных герба и флага России, т.е. любые пособия, нарушающие целостность их рисунка. Не стоит также предлагать детям даже старшего дошкольного возраста раскраски с изображением герба и флага. Ребята в этом возрасте далеко не всегда могут точно передать цвета государственных символов. Раскрашивая рисунок, они руководствуются не столько правилами, сколько собственными представлениями о красоте. Однако такого рода ограничения не должны распространяться на самостоятель ное детское изобразительное творчество. Рисуя, например, улицу родного города, ребята украшают дома изображением бело-сине-красных флагов. Мальчики пытаются нарисовать двуглавого орла на милицейской машине или военном самолете. Стремление детей изобразить герб или флаг воспитателю следует поощрять, учиты вая задачи развития у дошкольников интереса к государственной символике страны. Если рисунок содержит ошибки необходимо указать на них ребенку, объяснить, в чем они заключаются, помочь их исправить.
Принципиально важным для ознакомления детей дошколь ного возраста с гербом и флагом России является сочетание позна вательной деятельности с игровой и продуктивной. Для ребенка в силу возрастных психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке или какой-либо другой продуктивной деятельности. Представ ления о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и флага более эффективно формируются у детей в процессе практической, творческой деятельности. Старший дошкольный возраст имеет особое значение для при общения ребенка к прошлому и настоящему культуры нашего оте чества, частью которого является государственная символика, что, в свою очередь, содействует воспитанию любви к Родине. Дети стар шего дошкольного возраста начинают проявлять интерес к истори ческим событиям, к выдающимся историческим личностям, а также к таким объектам материальной культуры, как марки, значки, монеты, флаги, гербы, имеющим знаково-символическое содержание.
На дошкольной ступени образования у детей формируются некоторые элементарные представления об истории. Хотелось бы подчеркнуть, что ребенок даже старшего дошкольного возраста не воспринимает глубины времен, что необходимо учитывать. Его жизненный опыт ограничен 5-7 годами, которые представляются ему целой «исторической эпохой», отрезок в 20-30 лет уже имеет огромную, почти невероятную временную глубину, а «сто лет» - являются синонимом понятия «давным-давно», относящим воображение в незапамятные, сказочные, былинные времена.
У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представление о том, что государственная символика изменяется, как и все, что нас окружает. Такой подход отвечает современным требованиям, предъявляемым к методике ознакомления детей с окружающим миром. Также у ребят можно сформировать некото рые элементарные представления об истории российского флага, о происхождении гербов, эмблем, знамен и флагов. После занятия, на котором ребята знакомятся с историей флага, детям необходимо предоставить возможность самим сделать стяги, используя ленты, искусственные и засушенные растения, ткань, перья. Изготовив вместе с воспитателем несколько таких прообразов флагов, дошколь ники смогут играть в подвижную игру «Соберись у стяга». Опыт работы показал, что ребята с удовольствием играют в эту игру, возможно, потому, что атрибуты для нее они смастерили сами.
Старшие дошкольники с огромным интересом воспринимают исторические сведения о государственных символах нашей страны. Однако знакомить детей дошкольного возраста с версиями проис хождения двуглавого орла, на наш взгляд, слишком рано. Чтобы ребенок смог понять смысл какой-либо из версий, у него должны быть определенные представления не только об истории, но и о географии. Конечно, можно добиться результата и путем зубрежки, но вряд ли это будет способствовать развитию интереса у детей к госу дарственным символам и формированию уважительного к ним отно шения. Любое же упрощение при освещении версий происхождения двуглавого орла искажает смысл и суть исторических событий.
Ребенок 5-7 лет уже способен устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, системати зировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют познакомить детей с различными видами гербов и эмблем, их основным назначением.
Детям старшего дошкольного возраста можно объяснить, что герб, флаг и гимн нашей страны объединяют граждан России и всех ее жителей. Праздничное оформление улиц в дни государст венных праздников призвано создать атмосферу единения народа, вызвать у каждого чувство сопричастности событию. Тот - же смысл имеет исполнение Государственного гимна страны на торжествен ных собраниях и мероприятиях, во время встречи Нового года. Объединительная функция наиболее понятная и доступная для дошкольников. Ребята хорошо усваивают представления о том, что символика города объединяет горожан, эмблема детского сада - детей, их родителей, а также его сотрудников.
Старшим дошкольникам доступно понимание отличительной функции государственных символов, функции принадлежности. Герб изображают на монетах, он служит отличительным симво лом, помогающим нам отличить денежные знаки нашей страны от зарубежных. В качестве отличительного знака на автомобилях, самолетах помещают изображение государственного флага. Очень важно, чтобы ребята поняли, хотя бы на элементарном уровне, зачем нужна стране государственная символика.
В подготовительной к школе группе можно попытаться объяснить детям, что символика государства отражает луч шие нравственные качества его граждан. Например, изображение всадника, поражающего копьем дракона, на гербе России символизирует победу добра над злом, готовность народа защищать свою Родину, его цвета - чистоту души, верность, правду, любовь, мужество. Соответственно мы можем сделать вывод о том, что граждане России должны быть добрыми, отстаивать справедли вость, быть честными и правдивыми, любить свою Родину, муже ственно защищать ее. К сожалению, эти понятия слишком сложны и абстрактны, далеко не все дети 6-7 лет способны их усвоить. Мышление дошкольников конкретно. Гораздо лучше ребята понима ют нравственный смысл региональной символики - своего родного города, микрорайона, в котором они живут.
Государственная символика имеет еще одну важную функ цию - властную. Развевающиеся флаги над зданиями Правитель ства, Государственной Думы, помещенные на них изображения государственного герба, штандарт Президента России - все это символы власти. По нашему мнению, не стоит дошкольников зна комить с этой функцией. Анализ занятий, проведенных с детьми старшего дошкольного возраста, показал, что представления об этом назначении государственных символов слишком сложны для дошкольников.
Так, например, обращая внимание детей во время прогулок и экскурсий на флаги, вывешенные па зданиях город ской администрации или городского законодательного собрания, достаточно ограничиться наблюдением того, что это за флаги, а также сделать вывод о том, что различные знаки и символы окру жают нас в повседневной жизни.
Хотелось бы отметить, что, когда мы затрагиваем столь слож ную и серьезную тему, как ознакомление с государственными символами нашей страны, роль воспитателя особенно велика. Ребенок нуждается в руководстве и сотворчестве с педагогом. Однако заня тие не должно превращаться в монолог воспитателя. Очень важен отклик детей, их высказывания, их размышления. Так, например, старшие дошкольники дают довольно интересные ответы на вопросы о значении цветов полос российского флага. Белый цвет, как правило, в один голос определяют как цвет чистоты.
Можно услышать неожиданные, но по-своему верные высказывания, например белый - цвет молока, красный - цвет сердца. Педагогу необ ходимо суметь выслушать ответы детей, проанализировать их, помочь ребятам сделать выводы.
Несмотря на серьезность и сложность тема тики - ознакомление с государственной символикой, педагогам необходимо стремиться к тому, чтобы на занятиях использовались как можно больше игровые методы и приемы, творческие задания, потому что именно они помогают сформировать основу уважи тельного отношения к символам нашего государства - позитив ное восприятие, интерес к ним и их истории.
Необходимым условием патриотического воспитания явля ется работа педагогов с родителями. Их тоже нужно заинтересовать, увлечь изучением российской символики. На начальном этапе в этом может помочь проведение анкетирования среди родителей
Анкета для родителей
«Что вы знаете о государственных символах России?»
Уважаемые родители!
Предлагаем вам ответить на вопросы анкеты. Ваши ответы помогут воспитателям лучше организовать работу по патриотическому воспита нию и ознакомлению с государственными символами России.
Форма ответа: да, нет, затрудняюсь ответить.
- Нужно ли знакомить детей с гербом и флагом страны?
2. Влияет ли ознакомление с государственными символами на раз витие личности ребенка?
- Назовите государственные символы Российской Федерации.
- Опишите герб России (что изображено, какого цвета).
5. Опишите флаг России.
6. Что означают изображения двуглавого орла, всадника на гербе России?
7.Что означают цвета государственного флага?
8. Как Вы считаете, нужно ли знать историю происхождения и разви тия герба и флага своей страны?
9. Хотели бы Вы узнать о происхождении и истории развития госу дарственных символов России?
10. Хотели бы Вы получить информацию о различных видах гербов и
эмблем, знамен и флагов?
11. Как Вы считаете, нужно ли знать символическое значение
цветов, форм, изображений гербов, эмблем?
12. Хотели бы Вы иметь родовой герб или создать эмблему своей семьи?
Благодарим Вас за ответы.
В соответствии с результатами анкетирования, учитывая интересы и пожелания родителей, воспитатель готовит материалы консультаций для членов семей воспитанников, например, «Исто рия государственных символов РФ», «Как создать эмблему своей семьи», «Эмблемы и символы, окружающие нас в повседневной жизни». Далее можно предложить родителям принять участие в семейных проектах по теме «Эмблема моей семьи», после чего организовать выставку семейных эмблем в группах или в детском саду.
Важную роль играют родители в таких видах деятельности, как сбор иллюстративных материалов и литературы, посвященных государственной и региональной символике, а также подготовка занятий и досугов в рамках данной тематики. Наряду с информационными и консультационными материалами необходимо про водить фотовыставки для родителей по результатам проведения различных мероприятий в детском саду, предоставлять родителям возможность просмотра видеозаписей занятий, различных досуговых мероприятий, что способствует усилению интереса к работе дошкольного образовательного учреждения в целом и к деятель ности по ознакомлению детей с государственной символикой в частности.
В процессе взаимодействия воспитателя с членами семей вос питанников иногда возникают вопросы, можно ли проводить заня тия по ознакомлению с российской государственной символикой в группах, которые посещают дети разных национальностей, осо бенно, если их родители не являются гражданами России, и как лучше это сделать. И детям, и их родителям необходимо объяснить, что государственные символы объединяют всех людей, живущих в стране. Кроме того, и для детей, и для их родителей важно иметь возможность познакомиться с историей и культурой страны, в которой они сейчас живут.
- РАЗДЕЛ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ.
Во все времена в разных странах и землях существовали определенные знаки символы, с помощью которых люди общались друг с другом, показывали, к какому племени или народу они принадлежат. Один из таких знаков - флаг. С давних времен и до наших дней он считается символом независимого государства или народа. Недаром подъем государственного флага - первая торжественная церемония после провозглашения нового государства.
Флаг всегда символизировал национальную честь. Когда начиналась война, мужчины становились «под знамена» и приносили присягу на верность своей стране. Быть знаменосцем в бою считалось очень почетным, а захватить вражеское знамя значило совершить настоящий подвиг. А если знамя оказывалось в руках противника, позор ложился на все войско. Государственному флагу как святыне отдаются высшие государственные почести. Достоинство его защищается внутри страны и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести государства и нации.
Государственный флаг Российской Федерации - официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства. Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской федерации» принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года, 20 декабря он одобрен советом Федерации, а 25 декабря того же года подписан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
Закон установил описание Государственного флага и порядок его официального использования. В статье 1 говорится: «Государственный флаг российской федерации представляет собой прямоугольное полотнище из равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Исторические судьбы России сделали возможным возвращение бело-сине-красного флага, который «подарил» России флот Петра [15].
Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, а в дни государственных праздников Российской Федерации Государственный флаг вывешивается на зданиях органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах. Использование Государственного флага с нарушением правил, указанных в Федеральном законе, надругательство над флагом ведет к наказанию в соответствии с законодательством РФ.
Государственный флаг Российской Федерации |
Государственный герб Российской Федерации - официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т. п. Государственный герб принимается особым законом или описывается в конституции государства.
В современной России в качестве герба с изменениями принято изображение времен Александра II. В Федеральном конституционном законе «О государственном гербе Российской Федерации», принятом Государственной думой 8 декабря 2000 года, дается следующее описание государственного герба РФ: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона». Рисунок герба выполнен художником И. Ухналевым. [15].
Двуглавый орел – символ вечности России, символ сохранения в чистоте в русском народе веры православной, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними символизируют кровное братство и единство трех восточнославянских народов. Скипетр и Держава – образное выражение незыблемости государственных устоев. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия, указывает на державную преемственность России от Руси Московской, и на Москву как собирательницу и защиту земель русских.
С изображением герба дети встречаются с самого раннего детства. Ведь он изображен на их первом документе – свидетельстве о рождении, на паспорте родителей, на дипломе брата, наградах дедушки, почтовых марках. Также изображение Государственного герба мы можем увидеть на фасадах тех зданий, где работают руководители нашего государства. На официальных документах. Его помещают на пограничных столбах, тем самым, обозначая государственную границу нашей Родины.
Боевые знамена воинских частей также украшает российский герб. Современный государственный герб свидетельствует о том, что наша страна - независимое государство, а мы все - граждане новой, демократической России.
Государственный герб Российской федерации |
Государственный гимн так же как герб и флаг, является официальным символом любой страны.
Гимн (от греческого слова hymnos – торжественная песнь в честь божества) – хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. Слова государственного гимна, как правило, патриотичны, прославляют державу, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема [15].
Государственный гимн Российской Федерации был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Текст гимна утвержден указом президента России В.В. Путина 30 декабря 2000 года. Авторами главного музыкального символа страны стали С.В. Михалков (слова) и А.В. Александров (музыка) (Приложение № 7).
Порядок официального использования государственного гимна установлен особым законом. Гимн должен исполняться в точном соответствии утвержденной музыкальной редакцией и текстом, звучать в особо торжественных случаях. Например, при вступлении в должность президента Российской Федерации и руководителей органов Государственной власти. При открытии и закрытии заседаний Совета Федерации и Государственной Думы. Во время церемоний встреч и проводов глав или официальных представителей иностранных государств.
Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.
В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения её представителям.
Гимн является официальным государственным символом. Он как бы музыкально-поэтическое воплощение страны и её народов, и поэтому всегда надо помнить, что гимн государства – одна из святынь Отечества и к нему должно быть самое уважительное отношение.
2 РАЗДЕЛ. РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Белгородская область образована 6 января 1954 года. Входит в состав Центрального федерального округа. Площадь 27,1 тыс. км2. Численность населения на 1 января 2008 года составила 1 миллион 519 тысяч человек (1,1% от населения России), средний возраст которого - около 40 лет. Административный центр - город Белгород с населением 353 тысячи человек, расположен в 695 километрах к югу от Москвы.
Расположена Белгородская область на юго-западе Среднерусской возвышенности (высота до 276 м). На севере граничит с Курской областью, на востоке — с Воронежской областью, на западе и на юге проходит государственная граница с Украиной. Поверхность — пологоволнистая эрозионная равнина. Главные реки относятся к бассейну Дона (Северский Донец, Оскол, Тихая Сосна) и Днепра (Ворскла). Полезные ископаемые: железные руды (Курская магнитная аномалия).
Климат умеренно континентальный. Средние температуры января -8 °C, июля ок. 20 °C. Осадков до 500 мм в год. Вегетационный период 180-190 дней. Белгородская область расположена в зоне лесостепи, на юге — степи. Леса (в основном, дубравы) занимают около 10% площади. На левобережных песчаных террасах Северского Донца, Оскола и других рек встречаются сосновые боры.
Конституция Российской федерации предусматривает определенные права субъектов Российской федерации, среди которых имеется право на обладание собственной символикой. Устав Белгородской области определяет воссоздание символики области специальным законом, основная цель которого – законодательно закрепить исторические, культурные, духовные и природные особенности Белгородского края. (Приложение № 1).
Герб Белгородской области |
Важнейшим символом Белгородской области является герб (Приложение № 4). Он был воссоздан и утвержден 15 февраля 1996 года на основе герба Белгородской губернии 1730 года и внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного № 100. Как старейший герб белгородской земли, данный герб и был взят в качестве официального символа сегодняшней Белгородской области и разработан временным творческим коллективом комиссии по геральдике при главе администрации области, в состав которой вошли: А.В. Колабухов, заместитель председателя комиссии по геральдике, начальник управления культуры администрации области; В.П. Легеза, эксперт-консультант комиссии по геральдике, член Союза художников России; В.М. Пальваль, председатель комиссии по геральдике, руководитель ВТК, автор идеи, геральдического описания, соавтор графического изображения герба, автор положения о гербе; А.В. Рябчиков, член комиссии по геральдике, кандидат педагогических наук, соавтор идеи и графического изображения герба. (Приложение № 3)
Описание герба: современный герб Белгородской области представляет собой следующее изображение: в лазоревом (синем, голубом) поле черный орел с серебряными глазами и золотым клювом, языком и когтями над лежащим на зеленой земле золотым львом с серебряными глазами, зубами, когтями и червленым (красным) языком. В гербе области большое внимание уделено изображению естественных фигур (льва и орла) в соответствии с существующими в русской и европейской практике геральдическими правилами, согласно которым все живые существа должны быть изображены не вполне согласно с их природным видом, то есть они изображаются «орнаментально». При составлении герба, было, также учтено правило, согласно которому все живые существа должны изображаться обращенными в правую геральдическую сторону (сторона считается от держателя щита).
Лежащий лев в Белгородском гербе олицетворяет побежденную шведскую армию, а взлетевший над ним орел символизирует победителя - армию российскую. Поверженный лежащий золотой лев в гербе области является символом христианских добродетелей, веры, справедливости, милосердия, смирения. Золотой цвет льва, языка, клюва и когтей орла является геральдическим символом любви, великодушия, а также смелости, храбрости, мужества и неустрашимости.
Орел - одна из наиболее распространенных древних эмблем, является символом храбрости, силы, победы, веры, божественности, величия, власти, прозорливости, вдохновения, духовного подъема, гордости, великодушия. Черный цвет орла в гербе области является геральдическим символом власти, благоразумия, осторожности, постоянства, мудрости, скромности, печали, покоя. Серебряный цвет глаз орла и льва, а также зубов и когтей льва является геральдическим символом чистоты, невинности, непорочности, мудрости, радости (безмятежности), мира, правдивости, откровенности, благородства.
Лазоревое (синее, голубое) поле в гербе области обозначает небо и является геральдическим символом славы, чести, верности, искренности, безупречности, целомудрия, мягкости, красоты.
Зеленая земля (трава) в гербе области является геральдическим символом свободы, надежды, радости (ликования), здоровья и обозначает изобилие и плодородие полей и лесов Земли Белгородской.Герб Белгородской области (многоцветный вариант) может быть помещен на бланках областных законов, постановлений и распоряжений главы администрации области. Герб может быть также помещен на бланках областной Думы; главы администрации области; органов местного самоуправления административно-территориальных единиц Белгородской области; официальных и иных представительств Белгородской области в Российской Федерации и за границей. (Приложение № 1).
Флаг Белгородской области |
Флаг Белгородской области разработан с учетом отечественных и международных геральдико - правовых норм и в своей основе воспроизводит цвета и фигуры исторических полковых и ротных знамен Белгородских армейского пехотного и гарнизонного полков, пожалованных Петром 1 в 1712 году, а также с учетом исторического (первоначально крестового) флага России.
Современный флаг Белгородской области представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное синим крестом на четыре равные части, - из которых первая (верхняя у древка) - белая, вторая (нижняя у древка) - красная, третья (верхняя у свободного края полотнища) - зеленая, четвертая (нижняя у свободного края полотнища) - черная. Цветной герб Белгородской области, воссозданный и утвержденный 15 февраля 1996 года на основе герба Белгородской губернии 1730 года, помещен в пределах крыжа - первой (белой) четверти флага. При поднятии, вывешивании флага на древке - цвет бронзовый, наконечник древка бронзового цвета, в форме пики [2] (Приложение № 4).
Крест один из наидревнейших символов человечества. Он возник как символ Солнца и произошел от изображения перекладин, спиц солнечного колеса (то есть двух перпендикулярных друг другу диаметров круга). В солнечных культах крест или перекрещенное колесо служат знаками Солнца, символами жизни, ибо Солнце, свет - это жизнь. Круг, включающий в себя крест, или круг, описываемый около средоточия перекладин, стали символом Древа Жизни (Древа Миров). Крест является одним из основных символов и в православии.
Синий цвет креста ротных знамен белгородских армейского пехотного и гарнизонного полков, как и креста флага Белгородской области, геральдически символизирует, согласно классической традиции, такие качества-значения, как: слава, честь, верность, искренность, безупречность, целомудрие, мягкость, красота.
Белый цвет одного из полей флага Белгородской области, на котором помещен цветной герб области, передает цвет полковых знамен белгородских армейского пехотного и гарнизонного полков XVIII века и геральдически символизирует такие качества-значения, как: чистота, невинность, непорочность, мудрость, радость (безмятежность), мир, правдивость, откровенность, благородство. В условиях Белгородской области белый цвет дополнительно символизирует, богатые залежи и добычу мела, значительное производство в крае молока и сахара.
Красный цвет одного из полей флага Белгородской области символизирует кровь, пролитую защитниками Отечества на Земле Белгородской в XVI-XX веках: от воинов-ратников до бойцов-красноармейцев, участников ожесточенных сражений на Огненной Дуге в грозном 1943 году. Красный цвет геральдически символизирует такие качества-значения, как: право, сила, мужество, храбрость, неустрашимость, смелость, любовь, великодушие.
Зеленый цвет одного из полей флага Белгородской области передает один из цветов ротных знамен белгородских армейского пехотного и гарнизонного полков 1712 года и геральдически символизирует такие качества-значения, как: свобода, надежда, радость (ликование), здоровье. В условиях Белгородской области зеленый цвет символизирует изобилие и плодородие белгородской земли, ее полей и лесов.
Черный цвет одного из полей флага Белгородской области передает один из цветов ротных знамен белгородских армейского пехотного и гарнизонного полков 1712 года и геральдически символизирует такие качества-значения, как: благоразумие, осторожность, постоянство, скромность, печаль, покой. Для Белгородской области черный цвет дополнительно символизирует основное богатство края - чернозем, значительный промышленный потенциал и богатство недр Земли Белгородской.
Флаг Белгородской области поднимается: на зданиях Белгородской областной думы, администрации Белгородской области, на зданиях областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах – в дни праздников и памятных событий.
Белгородским флагом отмечены и экзотические места планеты. Так белгородский альпинист Сергей Шевченко установил флаги области на гималайском пике Чо-Ойю и на самом северном шеститысячнике мира – горе Мак-Кинли (Аляска), пике Ленина (Памир), а также на одном из кавказских пиков (3650 м), который так и назвали «Белгород». А экспедиция из шести альпинистов спортивного общества «Динамо» с двумя белгородцами в составе установила областной флаг и на легендарном Эльбрусе в июне нынешнего года [7].
Уже в течение 8 лет 14 октября область отмечает праздник собственного флага, успевшего стать символом возрождения региона на рубеже ХХ - ХХI веков. День Флага Белгородской области – праздник молодой. И совпадает с большим православным праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Что тоже не случайно. Богородица издавна считается покровительницей России. Её цвет – голубой - тоже присутствует на белгородском флаге. В этот день торжества, посвященные главному символу Белгородчины проходят во всех городах и районах.
В настоящее время в Белгородской области 11 городов: Белгород, Бирюч, Алексеевка, Валуйки, Губкин, Грайворон, Короча, Новый Оскол, Старый Оскол, Строитель, Шебекино и 21 район: Алексеевский, Белгородский, Борисовский, Валуйский, Вейделевский, Волоконовский, Губкинский, Грайворонский, Ивнянский, Красногвардейский, Красненский, Корочанский, Краснояружский, Новооскольский, Прохоровский, Ровеньской, Ракитянский, Старооскольский, Чернянский, Шебекинский, Яковлевский.
Район | Административный центр |
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С СИМВОЛАМИ ЗЕМЛИ БЕЛГОРОДСКОЙ.
ГЕРБЫ ГОРОДОВ И РАЙОНОВ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Алексеевский район расположен на востоке области вдоль границы с Воронежской областью, на юге он граничит с Ровеньским и Вейделевским районами, на западе - с Красногвардейским, на севере с Красненским районом. Площадь территории 1765,1 кв. км. Сорвеменный герб Алексеевского района Описание: в зеленом поле один золотой подсолнух. В вольной части – герб Белгородской области. Автором герба Алексеевки является художник и архитектор В.Н. Ковалев. Герб символизирует впервые в мировой практике полученное подсолнечное масло в слободе Алексеевка крепостным Даниилом Семеновичем Бокаревым в 1829 году. Дата принятия: утвержден постановлением главы администрации Алексеевского района и города Алексеевка № 1995 30. 10. 1995 г. |
Белгородский район расположен в юго-западной части области, граничит с Борисовским, Яковлевским, Корочанским и Шебекинским районами, а также с Харьковской областью Украины. Площадь территории 1400,0 кв.км. Современный герб Белгородского района Описание: в разбитом начетверо черном и зеленом поле золотой лев и над ним обращенный вправо серебряный орел. В основе герба лежит герб г. Белгорода и Белгородского уезда, утвержденный 21.07.1893 г. Авторы герба: Легеза В.П., Пальваль В.М., Пархоменко И.Г. Дата принятия: утвержден постановлением главы администрации Белгородского района № 931 от 01.11.95 г. |
Борисовский район расположен на юго-западе области. На севере он граничит с Ракитянским районом, на востоке - с Яковлевским и Белгородским, на западе - с Грайворовским. Соседом с юга является Харьковская область Украины. Площадь территории 650.4 кв.км. Современный герб Борисовского района Описание: в червленом (красном) поле отвлеченный золотой дуб, увенчанный золотой закрытой короной о пяти видимых листовидных зубцах и пяти дугах, с державой наверху, и сопровожденный по сторонам серебряными уширенными крестами. В вольной части герб Белгородской области. Дата принятия: утвержден постановлением главы администрации Борисовского района №342 от 0 8.12.95 г. |
Валуйский район расположен на юге области. На севере он граничит с Волоконовским и Красногвардейским районами, на востоке - с Вейделевским, на юге и западе граница является государственной - за ней Харьковская и Луганская области Украины. Площадь территории 1709,6 кв.км. Современный герб города Валуйки и Валуйского района Описание: в зеленом поле пирамида из золотых яблок. В вольной части герб Белгородской области. Утвержден: постановлением главы администрации Валуйского района и города Валуйки № 1515 от 7 декабря 1995 года. |
Волоконовский район расположен на юге области. На севере он граничит с Новооскольским районом, на востоке - с Красногвардейским, на юге - с Валуйским, на северо-западе - с Шебекинским. Западная граница является государственной, за ней Харьковская область Украины. Площадь территории 1267.7 кв.км. Современный герб Волоконовского района Описание: геральдический щит, на золотистом фоне которого расположены три красных (червленых) тюльпана с зелеными стеблями и листьями: один и два. В вольной части герб Белгородской области. Идея герба: Щербаченко В.И. Дата принятия: утвержден решением Волоконовского районного Совета депутатов № 29 от 01. 02. 1997 г. Золотистый фон символизирует основное богатство края - хлеб. Три тюльпана - символы красоты местной природы. В Волоконовском парке еще встречаются дикие тюльпаны. Считается, что в бутоне тюльпана заключено счастье. |
Вейделевский район расположен в юго-восточной части области. На севере он граничит с Алексеевским и Красногвардейским районами, на востоке - с Ровеньским, на западе - с Валуйским районом. Южная граница является государственной, за ней - Луганская область Украины. Площадь территории 1356,0 кв.км. Современный герб Вейделевского района Описание: геральдический щит, на серебряном фоне которого расположены три красных (червленых) пиона с зелеными стеблями и листьями: один и два. В вольной части герб Белгородской области. Дата принятия: положение о гербе утверждено решением Вейделевского районного Совета депутатов № 1 от 19.06.98 г. Герб свидетельствует об уникальном реликтовом растении, произрастающем в вейделевских степях в основном по склонам балок, где сохранилась растительность "сниженных Альп» |
Губкинский район расположен на севере области. На востоке он граничит со Старооскольским районом, на юге - с Чернянским и Корочанским, на северо-западе - с Прохоровским. Площадь территории 1526,7 кв.км. Современный герб г. Губкин и Губкинского района Описание: в зеленом поле черный треугольник, окоймленный серебром, сопровождаемый слева золотой расторгнутой на зерна головкой колоса, а внизу – нижней половиной расторгнутого и тонко окаймленного золотого кольца, рассеченного червленью (красным) и лазурью (синим, голубым). Поверх нижнего края треугольника – ромб в левую перевязь, пересеченный сообразно своему наклону серебром и червленью; Червленная часть тонко окаймлена серебром. В вольной части герб Белгородской области Дата принятия: утвержден решением Губкинского территориального Совета депутатов от 03.10 .96 г. Отклонившаяся стрелка компаса, символическое изображение магнита и черный треугольник террикона символизируют гигантские запасы железных руд в районе, а также горнодобывающее, горно-обогатительное производство города Губкина. Зеленый щит и золотой колос олицетворяют развитое сельскохозяйственное производство района. |
Грайворонский район расположен на юго-западе области. На севере он граничит с Ракитянским районом, на востоке - с Борисовским, а около половины его границы приходится на Сумскую область соседнего государства Украины. Площадь территории 853,8 кв.км. Современный герб Грайворона и Грайворонского района Описание: в золотом поле летящий вправо черный ворон с крыльями, распростертыми в левую перевязь. В вольной части герб Белгородской области. Дата принятия: утвержден решением Грайворонского районного Совета депутатов № 2 от 20. 12. 96 г. |
Ивнянский район расположен на северо-западе области. На юго-западе он граничит с Ракитянским районом, на юге - с Яковлевским, на востоке - с Прохоровским, а северным соседом является Курская область. Площадь территории 871,1 кв.км. Современный герб Ивнянского района Описание: в рассеченном серебряном и лазоревом поле отвлеченная плакучая ива, переменяющая цвета с зеленого на золотой. В вольной части герб Белгородской области. Дата принятия: утвержден постановлением главы администрации Ивнянского района №260 15.12.95 г. |
Красногвардейский район расположен в восточной части области. На севере он граничит с Красненским районом, на юге - с Валуйским и Вейделевским, на востоке - с Алексеевским, на западе с Волоконовским и Новооскольским районами. Площадь территории 17,62,6 кв.км. Современный герб Красногвардейского района Описание: в червленом (красном) поле серебряный бирюч. В вольной части герб Белгородской области. Дата принятия: утвержден постановлением главы администрации Красногвардейского района №437 от 01.10.96 г. Авторы герба: Н. Принцевский, И. Пархоменко, В. Легеза, В. Пальваль. Освящен 16 ноября 1996 года. Герб Красногвардейского района повторяет исторический герб Бирюча. |
Краснояружский район расположен на западе области. В 1991 г. он выделился из состава Ракитянского района. Краснояружский район клином врезается между Курской и Сумской областями. Площадь территории 479,2 кв.км. Современный герб Краснояружского района Описание: В лазоревом (синем, голубом) щите над серебряной волнообразной оконечностью изображена золотая ветряная мельница о четырех крыльях на крутояре - золотой земле с червлёными (красными) обрывами; с обеих сторон от мельницы помещены по золотой дубовой веточке из трех листьев с желудями. Можно предположить, что красный обрыв является «говорящим символом», раскрывающим название Красной Яруги, а две золотых дубовых веточки символизируют память о краснояружских меценатах - отце и сыне Харитоненко. Дата принятия: утвержден постановлением главы администрации Краснояружского района № 212 от 12. 06. 01 г. |
Корочанский район расположен в центре области. Северная часть граничит с Губкинским и Чернянским районами, восточная - с Новооскольским, южная - с Белгородским и Шебекинским, а западная - с Яковлевским и Прохоровским. Площадь территории 1464,1 кв.км. Современный герб г. Короча и Корочанского р-на Современный герб создан на основе герба, предложенного в 1993 году художником Битюковым. Авторы: Н. Т. Битюков, С. С. Ильяев, Н. П. Поченаев Описание: в серебряном поле три червленых (красных) яблока с зелеными черенками и листьями: два и одно. В вольной части герб Белгородской области. Дата принятия: утвержден постановлением главы администрации Корочанского района №477. от 07.12.95 г. Современный герб Корочи повторяет исторический герб 1780 г. Изображение на гербе символизирует знаменитые корочанские сады. |
Ракитянский район расположен на западе области. Современные границы района созданы в 1991 году после выделения из его состава Краснояружского района. Ракитянский район граничит с Борисовским, Яковлевским, Ивнянским и Краснояружским районами, а также с Курской областью и Сумской областью Украины. Площадь территории 900,9 кв. км Современный герб Ракитянского района. Описание: в серебряном поле на зеленых берегах прямо текущей лазоревой (синей, голубой) реки - две наклоненные друг к другу зеленых с золотыми тройными стволами ракиты. В вольной части герб Белгородской области. Дата принятия: утвержден постановлением главы администрации Ракитянского района №291 от 28.07.95 г.
Герб "говорящий" - две ракиты (белых ивы) на берегу реки Ракита. Герб освящен настоятелем Николаевской церкви отцом Николаем 26 июля 1996 года. Авторы герба: Ильин А..И., Легеза В.П., Пальваль В.М., Пархоменко И.Г. |
Красненский район расположен на востоке области. На северо-западе он граничит со Старооскольским районом, на западе – с Красногвардейским, Чернянским и Новооскольским районами, а на юге – с Алексеевским. Больше половины границ района приходится на соседнюю Воронежскую область. Площадь территории 852,0 кв.км. Современный герб Красненского района Описание: червленом (красном) поле три строенных золотых лесных ореха: два и один. В вольной части герб Белгородской области. Дата принятия: принят постановлением главы администрации Красненского района №249 от 13.12.95 г. Символ Красненского района - золотистые грозди лесного орешка, расположенные на красном поле в углах равностороннего треугольника; именно ими красненцы платили дань в царскую казну. |
Новооскольский район расположен в центральной части области. На севере он граничит с Чернянским районом, на востоке - с Красногвардейским, на юге - с Волоконовским, на юго-западе - с Шебекинским, на западе - с Корочанским. Площадь территории 1401,6 кв.км. Современный герб г. Новый Оскол и Новооскольского района Описание: в золотом поле три серебряных рыбы, называемые вырезуб. В вольной части герб Белгородской области. Дата принятия: утвержден постановлением главы администрации Новооскольского района №382 от 11.09.95 г. Современный герб Нового Оскола повторяет исторический герб 1780 г. |
Прохоровский район расположен на севере области. С запада он граничит с Ивнянским районом, с юга - с Яковлевским и Корочанским районами, с востока - с Губкинским районом, а с севера - с Курской областью. Площадь территории 1378 кв. км. Современный герб Прохоровского района Описание: в зеленом поле между двумя серебряными (белыми) волнистыми поясами золотой (желтый) меч в пояс, острием влево. В вольной части герб Белгородской области. Дата принятия: утвержден решением Прохоровского районного Совета депутатов № 102 от 23 01.1999 г. Волнистые пояса на гербовом щите символизируют реки Псел и Северский Донец, берущие начало на прохоровской земле и входящие в бассейны рек Днепра и Дона. Изображенный на водоразделе меч символизирует ратные подвиги русских воинов со времен станично-сторожевой службы на историческом Муравском шляху в XVI-XVII веках до битвы на Прохоровском поле в июле 1943 года. |
Ровеньский район расположен на юго-востоке области. Это самый удалённый район области. На западе он граничит с Вейделевским районом, на севере - с Алексеевским, на востоке - с Воронежской областью, а южная граница является государственной, за ней - Лугансая область Украины. Площадь территории 1369,2 кв.км. Современный герб Ровеньского района Описание: в зеленом поле золотой сноп пшеницы. В вольной части герб Белгородской области. Дата принятия: утвержден решением Ровеньского районного Совета депутатов от 17 .08.98 г. Можно предположить, что герб символизирует плодородие и черноземы - богатство района. |
Старооскольский район расположен на северо-востоке области. На западе он граничит с Губкинским районом, на юге - с Чернянским и Красненским районами. Северная и восточная части района граничат с Курской и Воронежской областями. Площадь территории 1693,5 кв.км. Современный герб г. Старый Оскол и Старооскольского района Описание: червленый (красный) и зеленый щит скошен слева; в червлении серебряное (белое) ружье, обращенное косвенно влево; в зелени обращенная прямо золотая (желтая) соха. В вольной части - герб Белгородской области. Дата принятия: Принят решением территориального совета депутатов города Старый Оскол и Старооскольского района №43 от 27.11.1997 г. Современный герб Старого Оскола повторяет исторический герб 1780 г. «…Ибо жители суть старинные воины, упражняющиеся в свободное время в хлебопашестве, для чего и военное орудие с орудиями тщательного землепашца соединены". |
Чернянский район расположен в северо-восточной части области. На севере его соседями являются Губкинский и Старооскольский районы, на западе - Корочанский район, на юге - Новооскольский, на востоке - Красненский район. Площадь территории 1227,5 кв.км. Современный герб Чернянского района Описание: в черном поле серебряная тройная гора и в ней черные врата с золотыми открытыми створами и порталом, завершенные вверху золотым восьмиконечным крестом. В вольной части герб Белгородской области. Дата принятия: утвержден постановлением главы администрации Чернянского района № 340 11.09.95 г. |
Шебекинский район расположен на юге области. На севере он граничит с Корочанским районом, на востоке - с Новооскольским и Волоконовским, на западе - с Белгородским районом, а южная граница является государственной - за ней Харьковская область Украины. Площадь территории 1866,0 кв.км. Современный герб города Шебекино и Шебекинского района Описание: в червленом (красном) поле золотая бревенчатая башня с закрытыми воротами и прапором, сопровождаемая по сторонам двумя серебряными подковами. В вольной части герб Белгородской области. Дата принятия: утвержден решением Совета депутатов Шебекинского района и города Шебекино №8 от 26.01.2001 г. Золотая башня символизирует ратные подвиги русских воинов по защите южных рубежей Русского государства со времен сторожевой и оборонительной службы на Нежегольском участке Белгородской черты в XVII веке до сражений на землях современного Шебекинского района в период Великой Отечественной войны. Две серебряные подковы символизируют развитые в последние века на территории района земледелие и промышленность. Авторы: Пальваль В.М., Пальваль СВ., Шаповалов В.А. |
Яковлевский район расположен в западной части области. На западе он граничит с Ракитянским районом, на севере - с Ивнянским и Прохоровским, южная часть примыкает к Белгородскому району. Площадь территории 1089,8 кв.км. Современный герб Яковлевского района Описание: в серебряном поле вверху - два лазоревых (синих, голубых) меча один над другим, при этом второй меч обращен влево; внизу гора из лазоревых глыб. В вольной части герб Белгородской области. Дата принятия: утвержден решением Яковлевского района Совета депутатов № 4 от 06. 12. 96 г. Можно предположить, что два меча в гербе района символизируют память о тяжелых боях в ходе Курской битвы 1943 года, а лазоревые глыбы - технологию замораживания пород на большие глубины, впервые в мире примененную на Яковлевском руднике. |
3 РАЗДЕЛ. ГЕРАЛЬДИКА.
ГЕРАЛЬДИКА (от ср.- век. лат. heraldus — глашатай) - гербоведение. Со 2-й половины 19 века - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы; ранее, в 1-й половине 19 веков, — составление дворянских, цеховых и земельных гербов. В наиболее распространенном понимании геральдика занимается гербами, появившимися в европейском средневековье.[1]
Зарождение рыцарской геральдики
Рыцарская геральдика — это искусство и система использования геральдических символов. Восходят они к временам крестовых походов и возникли в середине 12 века как средство идентифицировать средневекового рыцаря, который в доспехах и с опущенным забралом не мог быть опознан ни врагом, ни товарищами по оружию. С этой целью рыцарские щиты стали отмечаться специальными знаками, или гербами. Описание гербов стали осуществлять специальные лица – герольды. Отличительные знаки рыцарей стали передаваться по наследству, то есть они превратились в родовые и наследственные. Таким образом, возникла необходимость в систематизации гербов, и герольды стали уже составлять специальные справочники о гербах - гербовники.
Геральдика в России
В России становление геральдики было связано с именем Петра 1. В его царствование геральдике стало уделяться большое внимание. По мысли Петра I, в первую очередь надлежало упорядочить государственную и территориальную символику. Это было поручено Коллегии иностранных дел. В 1722 году была учреждена герольдмейстерская контора, впоследствии Герольдия. Первым русским герольдмейстером стал С. А. Колычев, а в помощь ему был выписан пьемонтский дворянин Франциск Санти. Герольдмейстеры занимались и упорядочением старых гербов, и обновлением новых. Санти привнес в русские гербы много несвойственных им французских элементов. Первое в России руководство по теоретической геральдике было издано в 1731 году на латыни, французском и немецком языках.
В СССР делались попытки разработать свои геральдические правила для гербов городов. Активно использовались индустриальные символы. После 1991 года в России были восстановлены должности герольдмейстеров на государственном уровне, появились и свои герольдмейстеры в воинских подразделениях.
Сейчас в нашей стране территориальные гербы создаются в основном по традиционным правилам российской геральдики. С небольшими изменениями, разрабатываемыми в государственной геральдике при Президенте Российской Федерации
Составляющие герба
Полный герб
Полный герб состоит из щита и внешней части. В основном элементы герба произошли от экипировки рыцаря. Щит для герба обязателен, а внешней части или некоторых ее деталей может и не быть. Весь герб делится на правую и левую стороны зеркально по отношению к зрителю.
Формы щитов
Щит может иметь различную форму. Основные виды щитов: готический (варяжский), французский (в России и многих других странах это самая распространенная форма), немецкий, английский (2 вида), византийский (круглый), итальянский (овальный), испанский, ромбический, квадратный. (Приложение № 5). В большинстве случаев щит бывает разделён на несколько частей, каждая из которых называется полем. Это деление образуется раскраской щита несколькими тинктурами, вследствие чего и образуются геральдические фигуры - почётные и простые. Основных делений четыре: рассечение, пересечение, скошение справа и скошение слева. Эти деления могут сочетаться разнообразными способами.
На щите выполняются изображения (тинктура) с помощью металлов, цветов (финифтей) и мехов. Геральдических мехов всего два: белка и горностай. Из металлов употребляются золото (ор, соответствует желтому цвету) и серебро (арджент, соответствует белому цвету). К финифтям относятся красный (червлень или польз), синий или голубой (лазурь), зеленый (верт), фиолетовый (пурпур), черный (траур или чернь). По основному правилу геральдики финифть не накладывают на финифть, металл на металл, а мех на мех [17].
Кроме меха щит могут покрыть чешуей, перьями или крыльями бабочек. Все металлы, цвета и меха, а также их сочетания имеют сложное символическое значение. Для передачи геральдических цветов и мехов в черно-белом изображении используется штриховка (шраффировка). Дополнительный узор, который наносится тонкими линиями поверх цветов и металлов, называется дамаскировкой. Кроме геральдических цветов используются и естественные, что оговаривается особо.
Части поля щита имеют иерархию: наиболее почетна центральная часть, затем правая, центральная верхняя и т. п. Сечения возникают чаще всего при соединении нескольких гербов в один и в тех случаях, когда обладатель герба получал почетный титул.
Геральдические фигуры
Более мелкие выделения частей поля создают геральдические фигуры: главные (почетные) и второстепенные. Среди главных фигур наиболее распространены кресты, которых насчитывается около 200 разновидностей от трех основных форм: прямого, Андреевского (косого), св. Антония (трехконечного или костыля).
Второстепенных фигур более 300. Наиболее распространены геометрические фигуры, особенно всевозможные круги (роундели), ромбы, квадраты.
Гербовые фигуры
Помимо геральдических, широко используются негеральдические (гербовые) фигуры. Условно они делятся на три группы: естественные, искусственные и мифические.
К естественным фигурам относятся животные, растения, человек и природные элементы (пейзаж, луна, звезды, радуга и др.). Наиболее распространены орел, лев (леопард), медведь, конь, журавль, дельфин, змея и пчелы. Из растений наиболее часто изображаются розы, лилии (считается, что лилия Капетингов символизировала когда-то наконечник копья), листья дуба, виноград, колосья злаков, оливковые ветви. В Японии самое популярное растение - хризантема.
Мифические фигуры: единорог, крылатый змей, дракон, крылатый змей, грифон, василиск, феникс, симплициссимус и др. Очень распространено сочетание частей тела разных животных. К древним мифическим животным относится и двуглавый орел. Практически все фигуры имеют сложное символическое значение, нередко разное в разных странах. В геральдике для гербовых животных оговаривается их строгое расположение. Птицы чаще изображаются без ног.
Кроме гербовых фигур изображают (особенно в гербах русских городов) и натуральные фигуры, символизирующие изобилие животного или растения, какое-то памятное событие.
Искусственными считаются все предметы, сделанные человеком. Наиболее часто изображают оружие, сельскохозяйственные орудия.
Весь ряд изображений может быть ребусом, в скрытой форме рассказывающим о фамилии владельца, роде его занятий. Это особенно типично для новых гербов. ( Приложение на диске).
Вопросы к разделу:
Государственные символы России
Вопрос №1. Что олицетворяет собой Государственный флаг России?
Вопрос №2. Символом чего он является?
Вопрос №3. Где поднимается, устанавливается Государственный флаг России?
Вопрос №4. Когда в России отмечается день Государственного флага?
Вопрос №5. Что символизирует собой двуглавый орел на Государственном гербе РФ?
Вопрос №6. Что символизирует Скипетр и Держава на Государственном гербе РФ?
Вопрос № 7. Где изображается Государственный герб РФ?
Вопрос № 8. Кто автор слов современного Государственного гимна России?
Вопрос № 9. Какими знаками наивысшего уважения сопровождается исполнение Государственного гимна РФ?
Вопросы к разделу: Региональные
Символы земли Белгородской
Вопрос №1. Что представляет собой современный герб Белгородской области?
Вопрос №2. Что представляет собой современный флаг Белгородской области?
Вопрос № 3. Где изображается герб Белгородской области?
Вопрос № 4. Где поднимается флаг Белгородской области?
Вопрос № 5. Когда отмечается День флага Белгородской области.
Вопрос №6. Сколько в настоящее время городов в Белгородской области, и какие?
Вопрос № 7. Сколько в настоящее время административных районов в Белгородской области, и какие?
Вопросы к разделу: Геральдика.
Вопрос № 1. Что такое геральдика?
Вопрос № 2. В каком веке зародилась рыцарская геральдика?
Вопрос № 3. С чьим именем связано развитие геральдики в России?
Вопрос № 4. Из каких элементов состоит полный герб?
Вопрос № 5. Какие существуют формы геральдических щитов?
Вопрос №6. Какие вы знаете главные и второстепенные геральдические фигуры?
Вопрос № 7. Какие вы знаете гербовые фигуры?
Для закрепления и проверки знаний обучающихся
предлагаются примерные формы работы:
Для дошкольников: Дидактические игры: «Найди герб», «Собери флаг», «Раскрась флаг».
Сюжетно-ролевые игры: «Таможня», «Пограничники».
Рисование, аппликация, чтение художественных произведений, выставка рисунков и поделок.
Для обучающихся младшего звена: игра-викторина, решение и составление кроссвордов, рисование, аппликация, составление гербов семьи. Класса, рассказов на тему: «Моя малая родина», дидактическая игра «Назови герб», «На каком гербе эта фигура?» и т.п.
Для обучающихся среднего звена: тестовые задания, викторина, КВН, составление и решение кроссвордов, творческий конкурс, выпуск плакатов и стенгазет, составление герба своей семьи, класса, школы, микрорайона.
Для обучающихся старшего звена: тестовые задания, викторина, КВН, составление и решение кроссвордов, творческий конкурс на тему: «Государственные символы- наша гордость», выпуск плакатов и стенгазет, сочинение на тему: «Овеянные славой герб наш и флаг» составление герба своей семьи, родной школы, класса, микрорайона проведение музейной экскурсии, музейного урока и т п.
Список литературы для обучающихся и педагогов:
1.Белгородская энциклопедия / Сост. А.В. Овчинников – Белгород, 2000.
2. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В. А. Шаповалова. - Белгород: БелГу, 2002.
3. Белгородский краеведческий вестник // Вып. 1-4. - Белгород, 2001-2006.
4. Белгородской области – 50 лет / Под ред. Тарановой О.С. – Белгород, 2004.
5. Белгородской области – 50 лет. Юбил. Стат. Сб. / Белгород: Белгородский облкомстат. - 2003.
6. Белгородская область вчера и сегодня. Материалы региональной научно-практической конференции. - Белгород, 1999.
7. О. Быковская. Белгородчина отметила День флага. // Большая руда. – 2008. – 16 октября.
8. География Белгородской области. Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы. Часть вторая. – М.: Изд-во Московского университета, 2006.
9. Дегтярев А. Я. История Российского Флага. – М.: «Военный парад» 2000.
10. Иванов П. В. Научные основы школьного краеведения.- Петрозаводск, 1987.
11. Моя Родина - Белгородский район 1928-1998 гг. / Под ред. А. И. Склярова. Белгород, 1998. – 320 с.
12. Новиков В. С. Орлы Российской империи. – М., 1991.- 108 с.
13.Пархоменко И. Г. Белгородская губерния. (Социально-экономический и историко-культурологический очерк). – Белгород, 2002. – 309 с.
14. Собровин В, Осыков Б. Белогорье России. – Белгород, 2004.
15. Соболева Н. А. Российская государственная символика: история и современность. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 208 с.
16. Соболева Н. А., Артамонов В. А. Символы России. М., 1993.
17. Использованы материалы сайтов cтудии "Лобачев" "Герб.Бел.Ру., Гербы и символы Белгородской области", интернетресурсы :// www.belregion.ru., //www. 5 ballow. ru
18. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия . – М.: Кирилл и Мефодий: Рос. энцикл, 2000. http:// www.VIP. KM. Ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации родителям младших школьников с речевыми недостатками
Методические рекомендации родителям младших школьников с речевыми недостатками...
Методические рекомендации "Всероссийская олимпиада школьников в образовательных организациях Северо-Западного округа МОН СО"
Информационно-аналитические материалы с рекомендациями для педагогов, заместителей директоров и директоров образовательных организаций по работе с одаренными детьми...
Приказ о проведении республиканского этапа Всероссийского конкурса на знание государственных и региональных символов и атрибутов Российской Федерации 2019 г. (состою в оргкомитете)
Вхожу в состав огкомитета конкурса...
Приказ об итогах республиканского этапа Всероссийского конкурса обучающихся на знание государственных и региональных символов и атрибутов Российской Федерации 2020 (вхожу в состав жюри)
Приказ об итогах конкурса 2020 г....
Диплом обучающейся детского объединения Кириенко Диане за активное участие в республиканском этапе Всероссийского конкурса обучающихся на знание государственных и региональных символов 2020 г.
Диплом обучающейся детского объединения "Юный краевед" Кириенко Диане за активное участие в республиканском этапе Всероссийского конкурса обучающихся на знание государственных и региональных...
Методические рекомендации для учителей к Единому Государственному Экзамену по обществознанию
Методические рекомендации предназначены для учителей обществознания при подготовке учащихся к ЕГЭ...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по математике по теме «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»
Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образо...