Методические рекомендации для учителей к Единому Государственному Экзамену по обществознанию
методическая разработка по обществознанию (11 класс)
Методические рекомендации предназначены для учителей обществознания при подготовке учащихся к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации для учителей обществознания для подготовки к ЕГЭ | 44.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Иркутская область
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ШЕЛЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
Зейналова Гюльназ Али кызы, учитель истории и обществознания
Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка методических рекомендаций»
Методические рекомендации для учителей
к Единому Государственному Экзамену по обществознанию
г. Шелехов
2021
Содержание:
- Пояснительная записка…………………………………………………3
- Нормативно-правовые документы……………………………………..5
- Статистические данные ЕГЭ по обществознанию за 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годы………………………………………………………….8
- Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ГИА
по обществознанию…………………………………………………..10
- Список рекомендуемой литературы и ресурсов…………………..16
- Пояснительная записка
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) с 2009 года является основной формой государственной итоговой аттестации выпускников XI классов школ Российской Федерации, а также формой вступительных испытаний в ВУЗы в Российской Федерации. Статистика показывает, что ежегодно около 60% выпускников 11 класса выбирают учебный предмет «обществознание» для прохождения итоговой аттестации. Это объясняется двумя причинами. Первая причина заключается в том, что этот предмет необходим и востребован для поступления в ВУЗы. Вторая причина объясняется тем, что выпускники уверены в простоте данного экзамена и в успешной ее сдаче, а потому с легкостью останавливают свой выбор на этом учебном предмете. Забывая или не зная о том, что это единственный учебный предмет, по которому минимальный пороговый балл достаточно высокий, составляет 42 тестовых балла (для сравнения, минимальный порог по истории – 35; физике – 33; русскому языку – 34).
Анализ результатов экзаменационных работ позволяет сделать вывод о том, что большинство учащихся испытывают затруднения в выполнении работы, особенно в части 2 (развернутые ответы). Это означает, что только эффективная организация и планирование образовательного процесса, систематическая работа учителя, и личная мотивация учащихся может привести к высокому качеству сдачи государственной итоговой аттестации учащихся по этому предмету.
В структурировании рабочего процесса учителю помогут представленные в данной работе методические рекомендации, на основе которых разработан «План работы с учащимися по подготовке к ЕГЭ». Цель предлагаемых рекомендаций - оказать методическую помощь учителям-предметникам для составления алгоритма подготовки выпускников к Единому Государственному Экзамену. План выстроен на весь учебный год по месяцам, в виде таблицы. План работы достаточно гибок: в течение образовательного процесса может корректироваться и дополняться. Это является несомненным преимуществом методических рекомендаций. Хочется верить, что овладение предлагаемой методикой может стать рабочим навигатором учителя, выступят основой в подготовке и для учителей разных предметных областей. Методические рекомендации будут актуальны для учителей, которые готовят учащихся к ЕГЭ, что позволит повысить качество и успеваемость результатов сдачи ЕГЭ по всем 18 учебным предметам.
- Нормативно-правовые документы
Государственная итоговая аттестация (ГИА) по обществознанию проводится в соответствии с нормативно правовыми актами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора № 190/1512 от 07.11.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России № 1274 от 17.12.2013 г. «Об утверждении Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»
- Приказ Минпросвещения РФ и Рособрнадзора от 12 апреля 2021 г. № 161/470 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения ЕГЭ по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2021 году»;
- Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 16 марта 2021 г. № 105/307 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году»;
- Постановление Правительства РФ от 26 .02.2021г. №256 Об особенностях проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году;
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 июня 2018 г. № 831 «Об утверждении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы»;
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.06.2020 № 10-286 "О направлении разъяснений по отдельным вопросам, касающимся организации единого государственного экзамена с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических рекомендаций, правил и нормативов";
- Приказ Министерства просвещения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15.06.2020 г. № 298/656 “Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2020 году”;
- Распоряжение министерства образования Иркутской области от 30.11.2020 год №914-мр «Об определении мест регистрации на ГИА в 2021 году»;
- Приложение 2 к приказу №28-мпр «Положение о конфликтных комиссиях по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Иркутской области»;
- Методические документы, рекомендуемые при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году (направлены письмом Рособрнадзора № 10−99 от 12.04.2021 г.);
- Приказ Министерства образования от 06 октября 2009г. № 413 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего общего образования;
- Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ ШР «СОШ № 4», приказ № 48 от 15.05.2015г.
- Статистические данные ЕГЭ по обществознанию за 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годах по Иркутской области и Шелеховскому району
Сведения о количестве участников ЕГЭ по обществознанию
Показатели | Количество участников | ||||
2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019г. | 2020г. | |
Обществознание | 7930 | 7368 | 7557 | 7205 | 6380 |
Сведения о результатах ЕГЭ в 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годах
(Иркутская область)
Предмет, год | Количество Участников ЕГЭ | Процент не набравших минимальное количество тестовых баллов | Средний балл |
Обществознание, 2017 | 7368 | 23,5 | 49 |
Обществознание, 2018 | 7148 | 23,8 | 50,7 |
Обществознание, 2019 | 6828 | 28 | 49,4 |
Обществознание, 2020 | 6014 | 30,4 | 49,8 |
Обществознание, 2021 |
Сведения о результатах ЕГЭ в 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годах
(Шелеховский район)[2]
Предмет, год | Количество Участников ЕГЭ | Процент не набравших минимальное количество тестовых баллов | Средний балл |
Обществознание, 2017 | 164 | 22 | 47,4 |
Обществознание, 2018 | 178 | 27,5 | 51,3 |
Обществознание, 2019 | 174 | 22,4 | 52,04 |
Обществознание, 2020 | 170 | 28,8 | 49,9 |
Обществознание, 2021 | 170 | 20,6 | 54,1 |
Сведения о результатах ЕГЭ МБОУ ШР «СОШ №4» в 2021 году
Предмет, год | Количество Участников ЕГЭ | Процент не набравших минимальное количество тестовых баллов | Средний балл |
Обществознание, 2021 | 14 (47% от класса) | 7,14 | 58,9 |
- Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ГИА по обществознанию
Подготовка к ГИА происходит в соответствии с рекомендациями, ежегодно разрабатываемыми Федеральным институтом педагогических измерений (сайт http://www.fipi.ru). Для успешного выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию необходимо познакомить старшеклассников с демоверсией, кодификатором, спецификацией. Предпочтительно начать подготовку в 10 классе, а в 11-м классе, в сентябре вернуться к ним, чтобы актуализировать информацию.
В школьном кабинете обществознания подготовлен стенд с необходимой информацией для учащихся: Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора № 190/1512 от 07.11.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»; демонстрационный вариант КИМ 2021 года; инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков регистрации; образцы бланков для ответов; спецификация экзаменационной работы по обществознанию единого государственного экзамена; кодификатор экзаменационной работы по обществознанию единого государственного экзамена; примерное расписание экзаменов.
По учебному плану на предмет «обществознание» отводится 2 часа в неделю. Дополнительно введен факультативный курс по подготовке к ЕГЭ – 1 час в неделю. Позже, во втором полугодии, усиливается подготовка к ЕГЭ и добавляется еще 2 часа факультативных занятий. Причем, учащихся целесообразно объединить в две разные группы для возможности усиления индивидуальной работы с учащимися во время занятий (Приложение 1 «План работы с учащимися 11 класса, проходящими ГИА по обществознанию на 2020-2021 учебный год» – СЕНТЯБРЬ, п.5; НОЯБРЬ, п.5).
В сентябре учитель знакомит учащихся со статистикой результатов ЕГЭ по обществознанию за прошлые годы по школе, району, области (см. Приложение 1, СЕНТЯБРЬ, п.7). Учителю стоит
показывать и положительный и отрицательный опыт выпускников
предыдущих лет. А также организовывать встречи учащихся с выпускниками прошлых лет для передачи опыта (см. Приложение 1, НОЯБРЬ, п.10).
По мере погружения в процесс подготовки к Государственной Итоговой Аттестации учитель уделяет особое внимание знанию понятийного аппарата. Среди планируемых результатов освоения учебного предмета важным является овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей. В задании 25 экзаменационной работы необходимо, используя обществоведческие знания, раскрыть смысл обществоведческого понятия. В связи с этим с ноября по май учителем вводится система зачетов по терминам (всех разделов обществознания поэтапно: «Человек и общество», «Социальные отношения», «Экономика», «Политика», «Право»). Таким образом, учитель планирует 5 зачетов за учебный год: в ноябре, декабре, феврале, апреле, мае ( см. Приложение 1). Зачёты принимаются учителем в устной форме по заранее выданным для подготовки терминам (Приложение 3 «Термины по обществознанию к зачёту»).
Крайне необходимо для учащихся понимать, в каком направлении им необходимо двигаться, что улучшить в подготовке. В этом помогает тематический контроль в формате ЕГЭ, и так называемые «репетиционные экзамены», когда работа выполняется 3 часа 55 минут в КИМах. Такая затратная по времени работа проводится в сентябре, декабре, марте, мае. Проведение таких работ оправдано их оцениванием, работой над ошибками, сравнительным анализом. Оценивание работ очень важно – это обратная связь, которая проводится с каждым учащимся по итогу выполненной работы. Она дает информацию о том, чему учащиеся подготовились и как готовы к экзамену в данный период, а также о том, в какой степени учитель реализовал поставленные учебные цели. Иногда используется во время факультативных занятий самопроверка работ первой части экзаменационной работы (тестовой) учащимся. Благодаря этому учащиеся лучше запоминают критерии и особенности оценивания работы. Так, при подготовке к экзамену применяются инструменты формирующего оценивания. В Плане работы за май представлены другие примеры, основанные на технологии формирующего оценивания: сравнительный анализ результатов репетиционных работ (на основе 4-х работ); индивидуальная обратная связь учащимся; работа с конкретными «трудными» темами по предварительным заявкам-просьбам учащихся; промежуточные рефлексии деятельности по каждому разделу учебного предмета. Напомню, что ведущими векторами современного образования стало образование, инициатором которого является тот, кто учится, вариативность и индивидуализация обучения, которые обеспечивают его запросы и возможности. «Новое лицо педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов» - это уже цитата из отечественного доклада «Модель для инновационной экономики: российское образование – 2020», подготовленного А.Волковым, Я.Кузьминовым, И.Реморенко, И.Фруминым, Л.Якобсоном. [3] Детальный, индивидуальный, сравнительный анализ четырех репетиционных работ позволяет учащемуся увидеть свои затруднения в конкретных типах заданий, что позволяет скорректировать дальнейший процесс подготовки к экзамену. Такой подход, основан на помещении личности ученика в центр образовательного процесса. Далее у учащегося есть возможность выстроить для себя неясные, «западающие» темы не только для личной работы, но и для работы совместно с учителем, во время факультативных занятий, консультаций (см. Приложение 1, МАРТ, п.1).
Дополнительным мотивационным стимулом для учащихся может стать рейтинг по результатом трёх пробных репетиционных письменных работ в феврале (см. Приложение 1, ФЕВРАЛЬ, п.10) и на заключительном этапе в мае по результатам уже четырёх письменных работ (см. Приложение 1, МАЙ, п.9). Рейтинг результатов (Приложение 4) «включает» соревновательный дух у выпускников и может стать дополнительной мотивацией учащихся в улучшении личных образовательных результатов.
Вторая часть экзаменационной работы традиционно вызывает трудности у учащихся. Особого внимания в подготовке требует 28 задание. В нем необходимо составить сложный план развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. При выполнении заданий данного типа выявляются умения: систематизировать и обобщать социальную информацию; устанавливать и отражать в структуре плана структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов. План должен состоять минимум из трех пунктов, два из которых, детализированы в трех подпунктах. Целесообразно научить учащихся выполнять данное задание с помощью создания опорных конспектов по темам в виде сложного плана по типу задания №28 (см. Приложение 1, ЯНВАРЬ, п.4; МАРТ, п.5). Дополнительно в план работы включены три устных зачета по выборочным (вызывающим трудности у учащихся) темам. Учащиеся рассказывают содержание тем в форме сложного плана по типу задания №28 (см. Приложение 1, ЯНВАРЬ, п.5; МАРТ, п.6; АПРЕЛЬ, п.6).
Действенной формой работы на заключительном этапе подготовки к ЕГЭ (апрель, май) может стать работа в мини-группах с заданиями: 28, 25, 26,27 (см. Приложение 1, АПРЕЛЬ, п.5; МАЙ, п.10). Такая форма работы была предложена самими выпускниками. Задание 26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс. Задание-задача 27 требует анализа представленной информации; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических суждений. Участвуя в дискуссиях группы по актуальным социальным проблемам, учащиеся на практике применяют обществоведческие знания. Получение практического опыта деятельности, предшествует профессиональному, в основе которой лежит данный учебный предмет. Работа учащихся в группе с данными заданиями помогает не только в освоении предметных результатов, но и формирует включенность в личностное взаимодействие, инициативное сотрудничество, продуманное управление коммуникацией.
Участниками образовательного процесса являются также родители учащихся, которых необходимо информировать о процессе подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену. На родительских собраниях учитель может в индивидуальном порядке ознакомить родителей с подготовленным уведомлением (Приложение 5) с результатами пробных репетиционных экзаменов, а также с данными о посещаемости учащимися факультативных занятий, консультаций по подготовке к экзамену. Учитель может в течение учебного года приглашать родителей по итогам каждой из четырёх репетиционных работ или по итогам каждой четверти, чтобы аналогично проследить и проанализировать успехи и неудачи учащегося.
Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении заданий – самоподготовка (см. Приложение 1, НОЯБРЬ, п.9; МАРТ, П.7). Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из учебных пособий, тренажеров, тем больше у них будет опыта и уверенности перед экзаменом. О разных информационных ресурсов необходимо учащихся познакомить в начале учебного года (см. Приложение 1, ОКТЯБРЬ, п.3). Основная подготовка должна сводиться к решению
заданий, и чем больше, тем лучше. Еще одним средством подготовки может быть самостоятельное «нарешивание» учащимися отдельных заданий из КИМов (см. Приложение 1, МАРТ, п.8; АПРЕЛЬ, п.7)
В заключение хотелось бы привести в пример слова известного, успешного человека – российского финансиста Д. В. Брейтенбихера: «Планы – это только набор намерений. Если они тут же не перерастают в конкретные действия, направленные на достижение ваших целей. Но важно помнить, что каждая минута, потраченная на планирование, будет потом экономить огромное количество времени …». Планы – ничто, действия – всё!
Список рекомендуемой литературы и ресурсов:
- https://coko38.ru
- https://fipi.ru
- https://synergy.ru
- http://imoc.sheledu.ru
- Чирикова М. В., Анисимова М. А. Результаты государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена по обществознанию в Иркутской области в 2019 году. Методические рекомендации / Чирикова М. В., канд. ист. наук; Анисимова М. А. Иркутск: ГАУ ДПО ИРО, 2019
- ЕГЭ-2020. Обществознание. 15 типовых вариантов экзаменационных работ ЕГЭ 2014 по обществознанию. Котова О.А., Лискова Т.Е.
- Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. 2018 Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В.
- Формирующее оценивание: оценивание для обучения Практическое руководство для учителей. Пинская М.А., 2009
- 3. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Модульный триактив-курс.
Обществознание, 11 класс. М., Изд-во «Национальное образование», 2019 - Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года по обществознанию, М., ФИПИ, 2021
[1] https://coko38.ru/documents/gia11/stats/overall/overall_stats_2020_gia11.pdf
[2] http://imoc.sheledu.ru/index.php/ege1/174-statistika-2
[3] Формирующее оценивание: оценивание для обучения Практическое руководство для учителей. Пинская М.А., 2009, с.2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
Подготовка выпускников к единому государственному экзамену по обществознанию в условиях личностно-ориентированного подхода.
В данной работе предсталены методы, приемы, технологии, а также способы подготовки выпускников к Единому государственному экзамену, а также результаты подготовки, обобщенные за 3 года....
Методические рекомендации по проблеме единого государственного экзамена по русскому языку и литературе
Сегодня наш с Вами разговор будет не о результатах ЕГЭ (об этом сказано довольно на всех уровнях), а о тех дальнейших совместных шагах, которые необходимо предпринять, чтобы в Год Учителя не стоять на...
Психологические рекомендации для учителей, готовящих детей к государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену.
Психологические рекомендации для учителей, готовящих детей к государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену....
Формирование информационной и коммуникативной компетенций учащихся в процессе подготовки к единому государственному экзамену по истории и обществознанию
Из опыта работы...
4.Рекомендации педагогам По психологической подготовке к единому государственному экзамену выпускников и их родителей
ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образов...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по математике по теме «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»
Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образо...