МОТИВИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
статья по теме
Мотивация сама по себе не обеспечивает успеха в любой деятельности, в том числе и педагогической. Но добиться чего-либо без собственной заинтересованности данной деятельностью невозможно. Проблема в том, как работает мотивация и как ее стимулировать у себя самой?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivirovannaya11.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»
Городского округа Саранск
Республики Мордовия
СТАТЬЯ
МОТИВИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
подготовила
учитель физики
Ахметова Нязиля Джафяровна
Г.о.Саранск
2010
Мотивация сама по себе не обеспечивает успеха в любой деятельности, в том числе и педагогической. Но добиться чего-либо без собственной заинтересованности данной деятельностью невозможно. Проблема в том, как работает мотивация и как ее стимулировать у себя самой?
Работая в школе, я пытаюсь найти ответы на эти вопросы:
- какие условия необходимо создавать самой для мотивированного поведения;
- как, не смотря на психологические, умственные и физические перегрузки, быть постоянно в тонусе;
- как вовремя заметить и решить проблемы с собственной мотивацией на работе;
- как организовать трудовой процесс таким образом, чтобы собственный энтузиазм не угасал, несмотря на любые внешние факторы.
Каждый из нас начинает заниматься своей любимой деятельностью с очень высоким уровнем мотивации. И наша задача состоит в том, чтобы сохранить данный уровень как можно дольше. Необходимо стараться выявить и исключить все внешние факторы, способствующие снижению уровня собственной мотивации.
По собственному опыту я знаю, что мотивация – вещь непостоянная и зависит от многих факторов, с разной силой влияющих на нее. Мотивация «работает» лишь в том случае, когда в производственных отношениях доминируют честность и взаимное доверие. При этом поведение руководителя сильнейшим образом влияет на мотивацию сотрудников. Тут нет никаких особых хитростей – просто руководитель должен заботиться о том, чтобы у сотрудников была возможность профессионального роста, а в школе были созданы все условия для работы.
В любой момент времени, сила мотивации – результат предшествующих обстоятельств.
Результат процесса мотивации – это сумма различных факторов. К ним относятся:
- собственное желание и стремление работать добросовестно, плодотворно и с полной внутренней отдачей (внутреннее побуждение, которое должно быть сильнее любых негативных внешних факторов);
- самоэффективность ( нужно выстроить жизнь по собственному велению внутреннего голоса, стараясь полагаться только на себя);
- психологическая перспектива (она определяет, какие цели в жизни мы выбираем в зависимости от того или иного жизненного этапа);
- наши эмоции (во время принятия жизненно важного решения они служат нашим «внутренним советчиком»).
Все эти факторы складываются в достаточно сложный комплекс, где преобладают сила воли, профессиональная составляющая и благоприятные внешние условия.
На этих составляющих основаны наши успехи в педагогической деятельности.
В психологической литературе различают общую и специфическую мотивацию.
Общая мотивация – желание сделать что-либо, добиться чего-либо. Это желание, пусть выраженное у разных людей в разной степени, свойственно каждой из нас.
Специфическая мотивация – причина того, что человек с упорством стремится к какой-то конкретной цели. Обусловливается специфическая мотивация тем значением, которое данная цель имеет для личности. Им же определяется длительность стараний и затрата сил на достижение этой цели. Невероятное значение, на мой взгляд, имеет в нашей педагогической деятельности, насколько высока у каждой из нас специфическая мотивация, с каким стремлением и желанием мы возьмемся за выполнение профессиональной задачи.
Какие условия требуются для «переживания» педагогами специфической мотивации в школе?
Ни для кого не секрет, что материал, на который постоянно оказывают давление, очень быстро «устает». Он становится ломким, а затем ни на что не годным. Время, в течение которого материал может сопротивляться напряжению, ограничено, чего нельзя сказать о нас. Мы имеем перед ним замечательное преимущество: обладаем способностью к восстановлению. После сильной нагрузки (какой-либо психологической стрессовой ситуации) и следующего за ней периода восстановления мы становимся более выносливыми, хотя без душевных травм подобные жизненные ситуации не проходят. Небольшой опыт работы в школе показывает, что человек в состоянии вынести невероятные нагрузки и, более того, продолжая показывать определенные положительные результаты своей деятельности и продолжая работу с прежней заинтересованностью и огромным желанием. Это возможно только в случае, если человек исключительно заинтересован своей деятельностью. Также нам должны быть известны секреты расслабления и восстановления. Только сбалансированность напряжения и расслабления дает нам психическую и физическую энергию. Восполнить энергетические затраты могут помочь: общение с нашими воспитанниками или близкими взрослыми людьми, активный отдых на природе, уединение с собственными мыслями, чтение интересующей литературы, поход в кино или в театр и т.д.
Таким образом, степень вовлеченности в работу зависит от двух вещей: специфической мотивации, которую человек может проявить на пути к цели, и уровня активности, которого он может психически и физически достигнуть в данный момент.
Мы с полной отдачей «включаемся» в свою любимую педагогическую деятельность только тогда, когда это окупается, когда наша активная деятельность приносит плоды, дает результат. Каждый из нас убежден, что в силах влиять на окружающий мир и людей, добиваясь желаемого. Вопрос не в том, нужно ли что-то менять, а в том, как это сделать. Только этим определяется успешность нашей деятельности.
Осознать эффективность своей деятельности можно, ответив на вопросы приведенные ниже:
1)Результат будет иметь для меня большое значение?
2) Результат еще не ясен?
3) Я могу повлиять на результат?
4) Результат будет положительным?
Важно верить самой в свои собственные положительные результаты. Не менее важную роль играет в достижении высоких результатов, когда хочется оправдать надежды близких людей. Важно, когда в тебя верят и в полной мере доверяют со стороны. Исключительное значение имеет заинтересованность данной деятельностью своих воспитанников.
Если мы ответим на все выше приведенные вопросы «да», значит мы осознаем эффективность своей деятельности. Но это потребует от нас достаточно высоких затрат сил и энергии.
Ежегодно многие мои выпускники успешно сдают по физике ЕГЭ и поступают на технические факультеты ВУЗов.
Я благодарна судьбе за то, что она мне подарила учеников, которыми я горжусь особо. На сегодняшний день мои выпускники обучаются и преподают в разных технических ВУЗах Российской Федерации. Часть выпускников обучаются в высших военных училищах г. Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и т.д. Многие мои ученики успешно обучаются на различных технических факультетах МГУ им. Н.П.Огарева.
Огромную роль в процессе мотивации играют наши эмоции. Если нам постоянно необходимо действовать вопреки своим чувствам, результатом может быть полное разочарование от своей деятельности. Полное согласие с собой, внутренняя гармония нас окрыляют. Ставшая привычной двойственность – с одной стороны, разум, с другой – чувство – пагубна, если она долго не исчезает. Только гармония рационального и эмоционального начал обеспечивает наш успех.
Наши эмоции – важнейший фактор, влияющий на принятие тех или иных решений. Если мы научимся расшифровывать сигналы собственных и чужих эмоций, наши решения и последующие за ними действия станут более продуманными и удачными.
По сведениям психологов, к эмоциональной культуре относится:
1) Самосознание (способность управлять собственными эмоциями)
2)Самоуправление(способность понимать и объяснять себе собственные эмоции).
3) Самомотивация (использование собственных эмоции для достижения цели).
4) Эмпатия (способность чувствовать других людей).
Успех в нашей деятельности зависит не только от нашей заинтересованности и энтузиазма, но и от наших способностей и профессионализма. Большое значение имеет рабочее окружение. Возможно, нам и удастся в чем-то изменить рабочую атмосферу, в которой мы работаем, но создать ее мы не сможем: атмосфера, в которой можно реализовать свои цели, уже должна существовать. Психологи эти три составляющие успеха назвали: «хочу», «могу» и «имею возможность»
Главный гарант успеха – способность мотивировать самого, т.е. сосредоточиться на привлекательных и интересных целях и поддерживать в себе мотивацию, добиваясь их.
Чтобы суметь поставить себе цель и достичь ее, необходимы определенные знания и компетентность.
Третья составляющая успеха – благоприятные условия. Внешние условия всегда играют существенную роль в достижении цели (или в неудаче). В одних учебных заведениях нет никаких возможностей получить определенные результаты своей деятельности, а в других , наоборот, у педагогов есть все возможности для самореализации. В МОУ «Ялгинская СОШ» созданы современные условия для работы учителей. Во всех кабинетах, в том числе и в кабинете физики имеется компьютер, мультимедийный проектор, принтер, сканер. Компьютеры подключены к сети Интернет, что дает широкие возможности готовиться к урокам, отвечающие современным требованиям, используя при этом разные наглядные материалы в виде компьютерных презентации, видеороликов и т.д..
Мы можем в чем-то изменить атмосферу, в которой работаем, но в принципе на работе должны быть созданы такие условия, в которых есть желание у педагога работать в полную меру своих возможностей.
В заключении хочу предложить несколько вопросов, ответив на которые можно понять, обладаем ли мы всеми необходимыми качествами для достижения определенно высоких результатов в своей деятельности.
Фактор успешности | Вопрос |
Специфическая мотивация | Есть ли у вас конкретные цели, которых вы упорно добиваетесь? Что это за цели? |
Собственная эффективность | Вы верите, что можете что-то изменить? Как сильно, на ваш взгляд, вы можете повлиять на процесс движения к цели? |
Эмоциональная культура | Что говорят вам чувства? Ваша цель достижима? Есть ли у вас сомнения, страхи, опасения? Позитивно ли Вы настроены? Вступают ли Ваши чувства в противоречие? Как это может повлиять на Вас и на достижение Вашей цели? |
Напряжение и расслабление | Вы обращаете внимание на баланс напряжения и восстановления? Чувствуете, что нагрузки вам по плечу или иногда ощущаете себя истощенным? |
Способности и компетентность | Какими знаниями и способностями, необходимыми для достижения вашей цели, вы обладаете? Нужно ли вам совершенствоваться в определенных областях? Что конкретно вы можете для этого сделать? |
Внешние условия на работе | Позволяют ли вам внешние условия полностью реализоваться? Если нет, то что вы можете изменить? Может быть, в данных условиях смена места работы решила бы ваши проблемы? |
Только тот, кто имеет цели, может испытывать мотивацию. При соглосовании целей с самим собой у нас есть большое преимущество: мы можем сконцентрироваться на тех целях, которых и в самом деле хотим добиться. Только мы сами определяем, какие цели перед собой ставить.
Естественно, мы сами и несем ответственность за то, чтобы контролировать выполнение цели, похвалить себя или подстегнуть. Значит, нам необходимы самодисциплина и способность похвалить себя.
Очень трудно постоянно мотивировать себя.
Для этого необходимо уметь брать обязательства перед самим собой. Добровольно обязаться всеми силами добиться определенных результатов в своей деятельности.
Высокой степенью «обязательности» считается та, при которой мы испытываем настоятельную потребность «включиться» в работу; чувствуем острую личную заинтересованность в достижении цели и ответственность за ее достижение. Ясное понимание того, чего мы хотим, дает нам, как правило, четкие критерии для принятия решений. Но принимать решения всегда трудно. Если решили достичь какой-то цели, то необходимо уделять меньше внимания другим проблемам или, вообще не тратить на них силы, т.е. мы должны совершить осознанный выбор и принять осознанное решение.
Главные вопросы в ситуациях принятия трудного решения
- Какие области жизни затрагивает данное решение?
- Какими преимуществами обладают альтернативы?
- Эти преимущества обязательно появятся или толь ко могут появиться?
- Каких «издержек» и потерь можно ожидать?
- Эти минусы действительно будут, или мы только думаем, что они могут быть?
- Насколько сильно негативные последствия затронут мой дальнейший интерес к моей деятельности?
- Имеются ли возможности компенсировать негатив ные последствия, отложить на другое время или просто иначе сформулировать свои цели в данной области?
- Представим себе, что мы приняли решение. И как нам с ним живется? Эмоции — мои главные советчики — «согласна» с ним? Если нет, необходи мо еще раз все обдумать.
В заключении, хочу предложить вашему вниманию несколько упражнении на самомотивацию по методике Геннадия Павленко из статьи «Нематериальная мотивация. Мотивация учения. Самомотивация источник энергии».
Упражнение на самомотивацию.
- Представьте вашу деятельность, к которой стремитесь развить интерес, как источник энергии. Конкретно, ярко вообразите предмет вашей деятельности (конкретные тему, законы, закономерности и т.п.). Сконцентрируйтесь на теме, которая вам нравится, интерес к которой вы хотели бы развить.
- Вообразите, как этот предмет вашей деятельности согревает вас, дает энергию, вдохновляет на работу. Пытайтесь вообразить, как эта энергия влияет на ваш мозг, стимулируя его нервные центры.
- Вдыхайте, воспринимая эту энергию. Вообразите, как энергия из учебника, из формул и закономерностей вливается в ваш мозг. Вообразите, как лёгкие, приятные волны энергии накатываются на вас, пробуждая вашу активность.
- Поместите источник энергии с правой стороны (а потом с левой). Почувствуйте влияние энергии на правое полушарие вашего мозга.
- Вообразите источник энергии перед собой. Почувствуйте, как энергия влияет на мозг сверху, как энергия легко, непринужденно входит в ваш мозг.
- Теперь вообразите, что этой творческой энергии у вас так много, что вы хотите поделиться ею с окружающими (не со всеми, конечно). Вообразите, как вы направляете эту энергию определенному человеку, которого хотели бы вдохновить на деятельность и творчески поддержать.
Список использованной литературы
1. http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/12.html. Общая характеристика педагогической деятельности
2. http://works.tarefer.ru/64/100254/index.html. Мотивация педагогической деятельности
3. http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=694EA98B25A74432BBA55F86FE7FCF04 Исследование мотивации педагогической деятельности
4. http://unid.bsu.edu.ru/unid/teach/sbornik/detail.php?IBLOCK_ID=327&SECTION_ID=3197&ELEMENT_ID . Нравственно- педагогическая мотивация деятельности педагога.
5. Геннадий Павленко . Статья «Нематериальная мотивация. Мотивация учения. Самомотивация источник энергии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога
Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспект заседания методического объединения педагогов дополнительного образования "Траектория развития творческой деятельности педагога"
Данный материал может быть полезен при подготовке обучающих мероприятий для педагогов по вопросам повышения педагогического мастерства посредством построения индивидуальной траектории развития творчес...
Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....
Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....
Мотивированная деятельность и профессиональное выгорание педагога.
Из опыта последних лет работы, хотелось бы отметить, что внешние условия и микроклимат в коллективе создаваемые администрацией школы, играют немаловажную роль в мотивированной деятельности творческого...
Статья "Урок-экскурсия - как форма интерактивных технологий, способствующая эффективному решению образовательных задач, развитию коммуникативных умений и навыков, организацию личностно-мотивированной деятельности учащихся".
Данная статья содержит материал из опыта работы учителя по использованию интерактивных форм обучения в преподавания английского языка. Отдельно рассматривается урок-экскурсия как одна из самых эффекти...