классный час "Суд над сигаретой"
классный час (7 класс) по теме
Как трудно порой приходится современному подростку, когда вокруг столько соблазнов. Запреты взрослых уже не оказывают какого-либо воздействия. Средства массовой информации, рекламные проспекты и герои боевиков предстают в совершенно ином свете. Задача педагога-воспитателя заключается в том, чтобы не повторять всем известные истины, а попытаться вместе прийти к какому-либо выводу. Судебный процесс, воспринимаемый многими детьми, как нечто взрослое, реальный шанс примерить на себе взрослые роли. Участие в данном мероприятии специалистов-взрослых (медицинского врача, стоматолога, а возможно просто учителя) позволяет подросткам почувствовать себя наравне со взрослыми.
Наше учебное заведение расположено на территории поселка городского типа с населением около 13 тысяч человек. Наличие в школе нескольких параллелей классов дает возможность проведения открытого мероприятия среди различных параллелей с дальнейшим обсуждением данной проблемы. Очень важно позволить детям высказать свою точку зрения на ту или иную проблему, даже если она не совсем совпадает с точкой зрения родителей или учителя. Это будет более эффективно, чем прописные истины, услышанные подростком неоднократно в форме запретов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sud_nad_sigaretoy.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2»
«СУД НАД СИГАРЕТОЙ»
Разработка классного часа в виде судебного заседания
для учащихся 7-9 классов по теме:
Разработано:
Темежниковой Ольгой Сергеевной,
учителем истории и обществознания
МБОУ «ОСОШ № 2», стаж работы – 16 лет.
адрес школы: 165210, Архангельская область,
Устьянский район, пос. Октябрьский,
ул. Ленина, дом 26-А
Октябрьский, 2012.
Пояснительная записка.
Современное российское общество находится на этапе трансформационного перехода от одной общественно-политической системы к другой. Создаются основы демократического правового государства, происходят значительные изменения во всех сферах общественной жизни общества, меняются человеческие ценности. Изменения затрагивают каждого человека. Многие прекрасно понимают, что здоровый образ жизни – это основа долголетия и процветания. Но как трудно порой приходится современному подростку, когда вокруг столько соблазнов. Запреты взрослых уже не оказывают какого-либо воздействия. Средства массовой информации, рекламные проспекты и герои боевиков предстают в совершенно ином свете. Задача педагога-воспитателя заключается в том, чтобы не повторять всем известные истины, а попытаться вместе прийти к какому-либо выводу. Судебный процесс, воспринимаемый многими детьми, как нечто взрослое, реальный шанс примерить на себе взрослые роли. Участие в данном мероприятии специалистов-взрослых (медицинского врача, стоматолога, а возможно просто учителя) позволяет подросткам почувствовать себя наравне со взрослыми.
Наше учебное заведение расположено на территории поселка городского типа с населением около 13 тысяч человек. Наличие в школе нескольких параллелей классов дает возможность проведения открытого мероприятия среди различных параллелей с дальнейшим обсуждением данной проблемы. Очень важно позволить детям высказать свою точку зрения на ту или иную проблему, даже если она не совсем совпадает с точкой зрения родителей или учителя. Это будет более эффективно, чем прописные истины, услышанные подростком неоднократно в форме запретов.
СУД НАД СИГАРЕТОЙ
Цель: развитие у подростков осознанного неприятия сигарет; воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности. Что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым; дает ему силы делать осознанный выбор во всем, развитие умения отстаивать свою точку зрения, видеть главное в суждениях оппонентов; воспитание культуры ведения дискуссии; развитие умения анализа и самоанализа, оценки и самооценки.
Участники:
«Судья» - ведет судебное заседание.
«Секретарь» - записывает основные аргументы «за» и «против», высказанные в ходе обсуждения проблемы.
«Прокурор» - государственный обвинитель, выносит обвинение, перечисляет все факты и аргументы, подтверждающие опасность, вред осуждаемого явления, качества, пристрастия и т.д.
«Адвокат» - защитник, находит факты, аргументы, оправдывающие осуждаемое явление, качество, пристрастие и т.д.
«Обвиняемый» - сигарета, как негативное явление общественной жизни.
«Свидетели обвинения» - это роли людей, пострадавших от курения.
«Свидетели защиты» - роли людей, чьи отзывы об использовании курения положительны, но все они знают последствия длительного курения.
«Присяжные заседатели»
1 свидетель обвинения – учащийся
2 свидетель обвинения – стоматолог школы или медицинский работник
3 свидетель обвинения – учащаяся
1 свидетель защиты - историческая личность – Петр I (учащийся в костюме)
2 свидетель защиты – учащийся, увлекающийся или увлекавшийся курением
3 свидетель защиты – учащийся
ЗРИТЕЛИ
ПРОКУРОР ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ
СУДЬЯ
СВИДЕ-
ТЕЛИ
СЕКРЕТАРЬ
АДВОКАТ ОБВИНЯЕМЫЙ
Все рассаживаются в зале судебного заседания. Входит судья.
Секретарь: Встать, суд идет! (Все присутствующие встают).
Судья: Здравствуйте, садитесь! (садится сам). Слушается дело Сигареты по обвинению ее во влечении малолетних детей и подростков в антиздоровый образ жизни. Дело слушается под председательством судьи…(судья представляет всех участников судебного процесса). Слово для обвинения представляется государственному обвинителю – Прокурору.
Прокурор: В последнее время большинство детей попали под негативное и пагубное влияние госпожи сигареты. Статистика утверждает: ежегодно люди выкуривают 3600 миллиардов сигарет, 3,5 миллиарда жителей планеты пропускают через легкие ядовитый дым 5 миллиардов килограммов табака. Каждая сигарета сокращает жизнь на 5-6 минут. Человек, выкуривающий в день по 9 сигарет, уходит в мир иной на 5 лет раньше, выкуривающий 20-30 сигарет – на 7-8 лет. Куренье коварно разрушает здоровье день за днем, месяц за месяцем, год за годом, а беззаботные курильщики продолжают совершать свои ритуальные действия. Это заблуждение, что курить модно, что это раскрепощает человека, делает его более свободным. Курение – уродливая привычка. Она разрушает важнейшие системы организма. Некоторые ученые полагают, что многие народы долгое время не знали табака и прекрасно без него обходились.
Судья: Ваши обвинения понятны. Что на это скажет сторона защиты? Слово предоставляется адвокату.
Адвокат: Курение возникло в глубокой древности. В Египте при раскопках могил фараонов (в XXI - XVIII веках до нашей эры) были найдены глиняные курительные трубки. Греческий историк Геродот (в V веке до нашей эры) описывая быт и жизнь скифов упоминал о том, что они вдыхали дым сжигаемых растений. На древних индийских и китайских картинах можно увидеть изображения курительных трубок. Широкое распространение табак получил в 15 веке после открытия Америки Христофором Колумбом. Местное население индейцы поднесли Колумбу трубку «табако». Такие трубки подносили гостям в знак уважения, дружбы и мира, Жан Нико в 1560 г. (французский посол в Португалии) преподнес в подарок своей королеве Екатерине Медичи измельченные листья табака для нюханья, т.к. это избавляло от головной боли. Во Франции табак даже продавали в аптеках, как лечебное средство.
Судья: Спасибо, ваши аргументы приняты. Слово предоставляется свидетелю обвинения. Все присутствующие здесь свидетели предупреждаются об ответственности за дачу ложных и заведомо ложных показаний.
1-й свидетель обвинения: Табак – лечебное средство? А известно ли вам, что в конце XVI в. в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. В Турции злостных курильщиков сажали на кол. В Персии – отрезали губы и нос, В Италии римский папа Урбан VII отлучал от церкви католиков, курящих или нюхающих табак. В России во время царствования Михаила Романова курильщиков подвергали телесным наказаниям – палочным ударам по подошвам, при повторном курении отрезали нос. Алексей Романов за курение велел пороть кнутом, а торговцам табака «пороть ноздри, резать носы» и ссылать их в дальние места. Он запретил ввоз табака в Россию.
Адвокат: И это имело силу? Неужели табак перестали ввозить в Россию?
1-й свидетель обвинения: к сожалению это было выгодно для казны и табак по-прежнему доставлялся контрабандой из Англии через Архангельск.
Адвокат: Я очень прошу пригласить важного свидетеля защиты.
1-й свидетель защиты: Меня зовут Петр Алексеевич Романов. Да, отец был человеком старых нравов и многого не понимал. Россия стала империей, она не могла не равняться на Европу, которая уже давно ушла вперед. В 1697 году я побывал в составе «великого посольства» в Голландии и впервые узнал вкус табака. Я был в восторге. По возвращении в Россию я отменил все запреты своего отца: табак разрешилось ввозить в Россию, была разрешена свободная продажа табака. Я сам стал заядлым курильщиком. Как приятно было собраться на Ассамблее в доме графа Шереметьева, поговорить, потанцевать и конечно же затянуть пару другую сигарет…Да кстати, а выгода-то какая государственной казне: были установлены специальные пошлины на табак, которые приносили немалый доход государству Российскому. А вскоре было отдано распоряжение выращивать табак в России, в южных губерниях – в Крыму и на Украине.
Адвокат: А как же тогда говорят, Ваше величество, что табак пагубно влияет на здоровье? Как вы к этому относитесь?
1-й свидетель защиты: Посмотрите на меня, разве я не яркое опровержение ваших слов? Я ростом 2 метра 4 сантиметра, а силушки дак у меня не занимать – подковы гну голыми руками.
Прокурор: Но не будем забывать, что курить уважаемый Петр Алексеевич начал уже в 25 лет, когда он уже сформировался физически и это не могло оказать столь пагубного влияния. Детство его прошло на лоне природы в занятиях военными играми с деревенскими мальчишками, поэтому нисколько не странно, что он настолько силен и крепок. Но все же этот здоровый и сильный мужчина проживет всего лишь 52 года и умрет в самом рассвете сил. А сейчас мы просим пригласить нашего свидетеля обвинения – врача-стоматолога.
2 свидетель обвинения: (стоматолог с медицинской точки зрения дает анализ последствий для детского организма курения).
Судья: У сторон есть вопросы к свидетелю? (Если возникают вопросы, то адвокат и прокурор по очереди задают вопросы).
Прокурор: Из истории известно: в середине XVIII в. состоялся судебный процесс над графом Бокарме, отравившим своего шурина настоем из табачных листьев. В мозге, печени и других органах отравленного было обнаружено большое количество никотина, что, по заключению врачей, явилось причиной смерти. Бокарме был осужден на 3 года. Этот процесс окончательно подорвал веру в целебную силу никотина.
Адвокат: Защита просит вызвать еще одного свидетеля.
2 свидетель защиты: Курить вредно, курить вредно! А что делать, если не курить? Приходишь в школу раньше девяти, что делать? Сходишь за сарайку – покуришь, с друзьями пообщаешься, настроение поднимется. Сейчас почти все курят. Вообще сигареты – великая вещь. Закуришь так, со значением, и все видят, что у тебя умное лицо! А если без сигареты? Какое было бы выражение?...вот именно. Если это вообще можно назвать выражением. Еще говорят, детям курить вредно. А что им спрашивается делать? На уроках неинтересно, дома предки заели, тошно. А уйдешь с друзьями – выкуришь сигаретку и так клево становится. Да, кстати, а когда я на уроке истории как-то был, то слышал, что там мужик один такой был…дак он все время не расставался с этой … как его…- а, сигарой, что у него даже прикид такой был, вот?!
Судья: Вы наверное имеете в виду Черчилля? Премьер-министра Великобритании?
2 свидетель защиты: Ага, только не Великобритании, а Англии, кажись. Ладно, можно мне выйти, а то мне очень надо?! (уходит)
Прокурор: Да, зависимость от курения - страшная сила, а если курят дети, то это опасно вдвойне. Замечено, что после выкуренной сигареты мозг восстанавливает работоспособную функция только через 40 минут, а урок длится 45 минут. Вот и стоит задуматься. А мы приглашаем еще одного свидетеля обвинения.
3 свидетель обвинения: Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) гибнут, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Никотин включается в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становится необходимым. Однако, если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи известны: нашим ученым фармакологом Кравковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару. Во Франции в Ницце в итоге конкурса «Кто больше выкурит?» двое «победителей» выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелыми отравлениями попали в больницу. В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40-летний мужчина ночью, во время трудной тяжелой работы, выкурил 14 сигар. Утром ему стало плохо, и, не смотря на оказанную медицинскую помощь, он умер в больнице. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках и в порошке, положили спать 5 летнюю девочку, и она через несколько часов умерла. Курящий человек – враг окружающих: табачный дым наносит еще больший вред человеку, который не курит.
3 свидетель защиты: Я не оспариваю пагубного влияния сигареты на организм человека, но курильщики – это богатство страны. Почему спросите вы? Государство облагает сигареты высоким обязательным налогом- акцизом, процент этого налога может быть очень большой, ведь его устанавливает государство. Отсюда делаем вывод: чем больше курят – тем богаче страна, тем больше пополняется бюджет государства!
Судья: Деньги или здоровье? Да, ситуация крайне сложная и противоречивая. Выслушав все доводы мы переходим к судебным прениям. Пожалуйста, слово предоставляется прокурору.
Прокурор: ???
Судья: Спасибо, а теперь слово защите.
Адвокат: ???
(речь прокурора и адвоката готовится заранее и дополняется в ходе судебного слушанья).
Судья: А теперь слово за присяжными заседателями. Вам предстоит вынести свой вердикт.
(Присяжные заседатели выносят вердикт «виновен», «не виновен», судья подводит итог голосования и озвучивает решение)
Судья: суд присяжных установил, что обвиняемая сигарета – «виновна». На основании этого суд выносит решение: приговорить обвиняемую к изгнанию из стен данного учебного заведения. Решение окончательное и обжалованию не подлежит. Суд также предупреждает сигарету, что в случае не выполнения данного решения к сигарете будут применены более строгие меры наказания, такие как пожизненное лишение свободы или даже смертная казнь (в исключительном случае).
ЛИТЕРАТУРА:
- Анонимный опрос учащихся школы.
- Деларю В. В. Губительная сигарета. – М.: Медицина, 1987.
- Подборка газетных статей по курению.
- Табачное зелье. М.: Знание. – 1983.
- Школа здоровья. М., 1999, № 1.
- Материал Интернет-сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа "Губительная сигарета"
Цель: На доступных примерах рассказать детям о вреде курения; Сознание учениками реальных последствий от курения сигарет....
Классный час по теме: “Скажи сигарете НЕТ!” 9 класс
Классный часпо теме: “Скажи сигарете НЕТ!”9 класс...
Брось сигарету! -классный час о последствиях курения
Факты и иллюстрации данной презентации-это то, что шокирует, но заставляет задуматься о своем здоровье!...
Классный час "Брось сигарету"
Более 40% населения Земли курит; в год от курения умирает 2500000 человек; активное курение сокращает жизнь на 8-10 лет, каждая сигарета - на 8-15 минут....
Классный час "Губительная сигарета"
Классный час...
Классный час «Губительная Сигарета»
1. Выработка знаний о вреде курения табака, о болезнях, вызываемых курением и их последствиях. 2. Пропаганда здорового образа жизни....
Классный час "Электронные сигареты"
Классный час "Электронные сигареты...
Комментарии
классный час "Суд над сигаретой"