Формирование гражданской позиции волонтёра
статья на тему

Статья для руководителей волонтёрских обединений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_grazhdanskoy_pozicii_volontyora.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование гражданской позиции волонтёра

Сегодняшняя жизнь стремительна. Любому человеку, даже ребенку за короткий промежуток времени нужно успеть многое: многому научиться, многое познать, найти занятие по душе...  

        Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общечеловеческих ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

      Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в современном обществе можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил Д.И. Фельдштейн.

 Первый этап – осознание своего «Я».

 Второй этап становления качеств личности – готовность к выбору.

 Третий этап – готовность к проявлению «Я».

 Четвертый этап – использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап находит отражение в социальных проектах.

       Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств. В последние годы развитие волонтёрского движения набирает силу во всем мире. Особое внимание привлечено к добровольчеству как форме вовлечения молодых людей в социальную практику, развитие ее созидательной активности, возможности реализации своего потенциала, активно включиться в социальные процессы, обрести цель в жизни, вселить уверенность в себе, в свое будущее.

      В сентябре 2011 года в Уренском районе на базе МБОУ ДОД Дома детского творчества было создано волонтёрское объединение «Инициатива», которое было внесено в реестр некоммерческих общественных объединений Нижегородской области.  Это 36 школьников 8-11 классов объединенных стремлением к социальному  служению, умеющих работать творчески и качественно, доводить начатое до конца.

    Осенью в рамках проекта была организована и проведена профильная смена, в которой приняли участие лидеры и активные подростки из 5-ти школ района (УСОШ № 1, УСОШ № 2, Устанской СОШ, Б.Терсенской СОШ, Арьёвской СОШ), которая проходила на базе детского образовательного центра «Звездный». Смена была организована с целью создание образовательно-развивающих условий для развития волонтёрского движения в районе, осуществление оздоровления и активного отдыха детей во время осенних каникул.

Основа содержания смены подразумевает чередование учебно-практических  и тематических дней, в ходе которых происходит обучение и воспитание подростков ненавязчиво, различными игровыми формами. Профильная смена подразумевает ознакомление и обучение подростов волонтёрской деятельности.

Данные опроса, проведенного в конце смены показали, что самыми интересными мероприятиями стали: праздничный концерт посвященный Дню пожилого человека в доме милосердия в с. Карпуниха, учебные занятия по социальному проектированию и разработке таких социальных проектов, как: «Мы за чистое село», «Помоги бабушке, не забывай о дедушках», проведении игровой программы в детском садике «Улыбка» с. Карпуниха, а так же   создание социальной акций в центре г. Урень: «Быть здоровым – это классно!», посещение ФОКа.

Такие мероприятия (по результатам анкетирования) помогли ребятам раскрыться, раскрепоститься, проявить фантазию и креатив, помогли в свободной форме общаться со сверстниками.

Полученный опыт организации подобной смены необходимо использовать в дальнейшем.

И поэтому познакомить с волонтерством учеников 7-11 классов была призвана профильная смена «Добровольцам нет границ» в лагере с дневным пребыванием на базе Уренской средней школы №1, которая состоялась в период весенних каникул. Обучать детей, передавать им свой опыт наряду с педагогами стали участники волонтерского объединения «Инициатива». Цели и дела были более понятны и близки подросткам, если они звучали из уст их сверстников.

      Наше «молодое» волонтерское объединение живет активной жизнью. За неполный год работы мы также провели:

- Акцию «Дарим добро детям», состоящую из сбора и раздачи вещей детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- Конкурс рисунков «Быть здоровым здорово» для детей детского отделения Уренской ЦРБ;

- помогли пожилым людям в очистке снега, переносе и складировании дров, очистке канавок от мусора и др.

- «Пасхальные дни милосердия» для детей детского отделения Уренской ЦРБ; социального приюта в д. Б. Арья.

       В местной газете «Уренские вести» напечатали телефон нашей «горячей линии» и он не умолкает: пожилые люди обращаются с просьбами о помощи, а значит труд волонтёров востребован.

      Формирование гражданской позиции - это длительный процесс и происходит не вдруг, не в один час.  Участие в волонтерском движении  дает ребятам навыки организаторской работы, взаимодействия с людьми, предполагает выработку активной жизненной позиции, способствует личностному росту.  Сегодня многие обучающиеся пытаются оказывать посильную помощь своему городу в решение различных социальных проблем.

     Достойная жизнь возможна только в той стране, которую любят ее граждане, на той земле, которую украшают и берегут, знают и гордятся ее историей  и готовы  взять ответственность и заботу на себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

The Greenhouse Enterprise (Формирование гражданской позиции на уроках иностранного языка)

В последние годы в педагогической науке широко обсуждается проблема обновления содержания образования в средней школе. Этот процесс охватил все школьные дисциплины, в том числе и иностранные языки....

«Формирование гражданской позиции школьников с ОВЗ в контексте духовно- нравственного воспитания».

Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской пози...

Роль семьи в формировании гражданской позиции обучающихся

Невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться, он не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому...

Формирование гражданской позиции в контексте личностно-ориентированного обучения и воспитания

В статье изложена оценка уровня работы по реализации программы формирования у детей убеждения в ценности образования на уроках литературы. Приведены примеры проблемных ситуаций на разных этапах изучен...

Обобщение опыта по теме " Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности"

В данной статье обобщен опыт работы по теме "Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности". Данный материал был представлен на краевом уровне и пполучил олож...

сценарий педсовета « Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможностями здоровья в контексте духовно-нравственного воспитания»

Формирование гражданственности  в настоящее время становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. В стране идет поиск потенциального возрождения России и обязател...

проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)

Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания.  Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...