программа дополнительного образования детей "Праздничные перезвоны""
рабочая программа по теме

Сташко Екатерина Алексеевна

Эта программа была разработанна мной ещё в 2006 году. С тех пор она перетерпела значительные изменения, но основа осталась такой же. Каждый год я провожу мероприятия по данной программе с участием наших воспитанников и педагогов, с прошлого года, как дополнение к беседам,  я стала применять мультимедийные презентации, так как у нас в ЦДТ появилось необходимое оборудование. Данные материалы я добавлю позже. Эта программа представленна в неизменненом виде, как была составленна еще в 2006 году. По моим наблюдениям и опыту работы - программа нужная и интересная. Все зависит от того, как вы представите беседы и мероприятия: чем интререснее и нагляднее, тем дети будут лучше воспринимать и запоминать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_prazdnichnye_perezvony.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

п. НОВОШАХТИНСКИЙ

МИХАЙЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА   ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Утверждаю

                                                       Директор ЦДТ

п. Новошахтинский

        _________И.В.Муравьёва

        «___»_____________2006г.

 Утверждена Педагогическим советом ЦДТ

        п. Новошахтинский

«___»_____________2006г.

протокол №____________

ПРОГРАММА

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ

В НРАВСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

«ПРАЗДНИЧНЫЕ ПЕРЕЗВОНЫ»

Педагог дополнительного образования -

Сташко Екатерина Алексеевна

п. Новошахтинский

2006г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из главных показателей становления личности является эстетическое развитие ребенка, которое включает  в себя две составляющие: первое – формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе – художественное развитие – приобщение к искусству и художественной деятельности. Поэтому, важное значение в нравственно-эстетическом воспитании детей имеет русская народная культура, которую следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования нравственных качеств личности.

Народная культура интересна детям школьного возраста, так как воплощена в доступных для них формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Мир народной культуры яркий и выразительный, он открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле, к предкам, - в этом и состоит его воспитательное значение.

В настоящее время в нашей стране повышается интерес к национальным особенностям страны, нации, к истокам культурного наследия. Задача современного человека – сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. При знакомстве детей с обычаями, традициями праздничной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. Чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, надо стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.

Целесообразно в первую очередь знакомить детей с народными традициями, и только потом – с православными праздниками, так как детям иногда недоступен смысл обрядов, они воспринимают только внешнюю сторону вопроса, а тот смысл, который придавался нашими предками, истолковывается по-своему.

Данная программа дает возможность детям почувствовать целостность мира культуры русского народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления, разделить духовную и материальную культуру.

Актуальность данной программы обуславливается повышением интереса к народной культуре в СМИ и в повседневной жизни, в общеобразовательных учреждениях вводятся уроки православия, поэтому педагоги ЦДТ, учитывая  интересы современного общества, ведут работу в данном направлении.

Программа «Праздничные перезвоны» рассчитана на 20 часов работы в течение полного учебного года с детьми разного возраста, посещающими ЦДТ. Основная форма работы – групповая. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную коррекцию времени и режима занятий. Количество детей определяется численным составом кружка, так как основная работа ведется на группах, входящих в состав кружков ЦДТ. Периодичность занятий зависит от календарной даты проведения праздников.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. познавательно – развлекательные и праздничные мероприятия;
  2.  тематические беседы;
  3.  занятия в творческих мастерских;
  4. совместные мероприятия с другими общеобразовательными учреждениями, с детской библиотекой;

Предлагаемая программа охватывает лишь часть накопленного опыта в данном направлении  и позволяет по мере поступления нового материала изменять и дополнять основное содержание программы.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Формирование духовно-нравственного отношения к окружающему миру путем приобщения к истокам русской народной культуры и духовным традициям.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;
  2. формирование духовно – нравственных качеств личности путем ознакомления детей с народным творчеством;
  3. приобретение основных знаний о традициях и обычаях народных и православных праздников;
  4. создание условий для формирования уважительного отношения к коллективу, друг к другу, к педагогам.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

  1. познавательные беседы;
  2. творческие работы;
  3. праздничные представления;
  4. сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В результате освоения программы «Праздничные перезвоны» у  детей формируются более полные знания по народной культуре, воспитывается уважение к традициям русского народа.

 Дети должны:

  1. знать даты проведения основных праздников народного и православного календарей;
  2. ориентироваться в традициях народной культуры; знать календарные и семейные обряды, обычаи;
  3. научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;
  4. овладеть навыками общения, чувствовать себя комфортно в любой остановке.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Количество часов

Всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

30 мин

30 мин

-

2.

Праздники осеннего народного и православного календарей

2ч.

30 мин

1ч 30мин

3.

Праздники зимнего народного и православного календарей

4ч.

1ч.

3ч.

4.

Праздники весеннего народного и православного календарей

13ч.

3ч.

10ч.

5.

Заключительное занятие

30 мин

30 мин

-

Итого:

20ч.

5ч 30мин

14ч 30мин

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. Вводное занятие: знакомство с праздниками народного и православного календарей. Основные отличия традиции, символы. История возникновения – 30 мин.
  2. Праздники осеннего народного и православного календаря:
  1. Беседа «Покрова»: история праздника, дата проведения, основные обычаи и традиции – 10 мин.
  2. Праздничная программа «Покрова» - 1ч 30мин;
  3. Беседа «Что такое Пост?»: традиции, виды, значение – 20 мин.
  1. Праздники зимнего народного и православного календаря:
  1. Беседа «Рождество Христово»: исторические факты, дата проведения, традиции – 20 мин;
  2. Познавательно- развлекательная программа «Рождественские посиделки» - 1ч 30мин;
  3. Беседа «Святки»: содержание, традиции, дата проведения – 20 мин;
  4. Беседа «Крещение»: содержание, традиции, дата проведения – 10 мин;
  5. Беседа «Масленица»: история возникновения, дата проведения, символы, обряды, традиции – 10 мин;
  6. Праздничная программа «Здравствуй, Масленица широкая!» - 1ч 30 мин;
  1. Праздники весеннего народного и православного календаря:
  1. Беседа «Авдотья Плющиха»: содержание, традиции, народные приметы, дата проведения, обряды – 20 мин;
  2. Праздничная программа «Авдотья Плющиха»: 1ч 30мин;
  3. Беседа «Герасим – Грачевник»: содержание, дата проведения, традиции, обряды, символы – 20 мин;
  4. Праздничная программа «Герасим – Грачевник» - 1ч 30 мин;
  5. Беседа «Пасха»: история, значение, традиции, обряды, символы – 20 мин;
  6. Познавательная программа «Пасха – светлый праздник» - 1ч 30 мин;
  7. Познавательно- развлекательная программа «Красная горка» - 1ч 20 мин;
  8. Беседа «Вознесение»: содержание, значение, календарное время проведения – 20 мин;
  9. Беседа «Радуница» - история, значение, обряды, традиции – 20 мин;
  10. Беседа «Сёмик» - история, значение, обряды, традиции – 20 мин;
  11. Беседа «Егоров день»: история, календарное время проведения, значение праздника, обряды и традиции – 20 мин;
  12. Познавательная игровая программа «Егорьев день» –1ч 30 мин;
  13. Беседа «Троица»: содержание, значение, традиции – 20 мин;
  14. Познавательная игровая программа «Троицына берёзка» - 1ч 30мин;
  15. Познавательная игровая программа «Никита Гусятник» - 1ч 30 мин;
  16. Заключительное занятие – 30 мин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Батурина Г., Лисова К., Суворова Г. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М., Народное образование, 2002г.
  2. Православные праздники, Минск, изд. АСТ, 2006г.
  3. Бармина З.И. Русский дом, изд. Нижний Новгород, 1994г.
  4. Зацепина М.Б., Антонова Т.В., Народные праздники в детском саду, М., Мозаика - Синтез, 2006г.
  5. Журнал «Дополнительное образование и воспитание» № 1, 2007г.
  6. Журнал «Классный руководитель» № 5, 2003г.
  7. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации», М., Айрис – пресс, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...