Программа этнохудожественного образования на эстетическом отделении ДШИ.
Пояснительная записка. С 90-х годов российское общество стало испытывать острый дефицит духовных побудителей исторического развития. Массы людей лишились привычных ориентиров, регулировавших процесс их социализации. Образовавшаяся пустота быстро стала заполняться технологиями разрушения национального самосознания. В их числе и «массовая культура» с её культом насилия; система давления на общественное мнение, вызывающая безразличие. Низкий уровень национального самосознания населения, в том числе и школьников, привёл к появлению потребности, связанной с сохранением единого культурного и духовного пространства. Кризис культуры в стране является отражением современного состояния общества, фактов экономической и политической жизни страны. Он проявляется в противоречивости социокультурной ориентации людей. Михайловой Л.И. представлены результаты исследования, которые показывают существенные изменения в распространении в современном российском обществе определённых нравственных качеств, норм, традиций. Идёт процесс «размывания» в сознании людей таких нравственных норм, как доброта, милосердие, порядочность, честность, ответственность. По самооценкам опрошенных не более 30 % по-настоящему отзывчивы, совестливы. Примерно столько же не выделяются ни в сторону добра, ни в сторону зла и 40% - черствы, агрессивны, способны на нечестный поступок. По исследованиям же 70-х гг., опрошенные считали, что бессовестных, чёрствых, немилосердных людей в их окружении не более 10 % (статистические данные приводятся по работе: Михайлова Л.И. Социология культуры, 2004. - С. 54). Традиционная русская культура сохраняет идеи и смыслы ценностных ориентаций этноса, помогающих восстановлению культурной преемственности и национально-культурной идентификации; также является условием толерантности. В современной ситуации многих педагогов и психологов интересует – как построить учебно-воспитательный процесс, целью которого было бы формирование национального самосознания, развития у ребёнка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Именно сейчас в тяжёлых экономических и социальных условиях, в период падения духовности и нравственных принципов народная педагогика, традиционная культура воспитания должны стать для подрастающего поколения стержнем, который может спасти и наших детей, и будущее России. Предлагаемая программа направлена на раскрытие содержания этнохудожественного воспитания в системе дополнительного образования. Воспитание у детей таких качеств, как добро, благородство, любовь, равенство не может быть определено словом «рано». Ведь только личность, воспитанная на идеалах истины, добра и красоты, может сделать правильный выбор. Качественное и эффективное воспитание детей на идеях народной педагогики возможно только при соблюдении принципа преемственности, начиная от дошкольного возраста, начальной школы – до зрелого возраста человека. Этот факт является обоснованием выбора аудитории программы – младшие школьники (6-10 лет). Исследование (анкетирование), проведённое среди родителй и учителей детской школы искусств п. Озёрный, показало, что 87% опрошенных педагогов считают, что в современной социокультурной ситуации необходимо приобщение детей к культурному наследию через изучение народно-художественной культуры. 11% согласны с мнением, что для развития более разносторонней личности можно знакомить детей с народно-художественным творчеством; 2% педагогов считают изучение народных традиций необязательным. Среди родителей, к сожалению, гораздо больший процент (46%) считают необязательным приобщение детей к народному творчеству и даже вовсе ненужным (1%). Но всё же и большинство родителей, как и педагоги, понимают важность, необходимость этнохудожественного образования детей. Поэтому весьма актуальным представляется разработка механизмов трансляции традиций и ценностей культуры на основе использования потенциалоа ДШИ. Данная программа этнохудожественного образования на эстетическом отделении школы искусств п. Озёрный является одним из примеров такого механизма. Детские музыкальные, художественные, хореографические школы, школы искусств, аналогичные кружки и студии, призваны формировать будущих творцов художественных ценностей, настоящих ценителей искусства, активных участников художественного и социально-культурного процесса.
- Концепция проекта.
Программа предусматривает формирование личности ребёнка, развитие творческих способностей на основе традиций народной культуры через организацию этнохудожественной деятельности школьников. - Описание проекта.
Цель: Этнохудожественное воспитание, формирование духовной культуры личности младшего школьника через освоение культурного наследия. Задачи: 1. Приобщение младших школьников к богатому миру народной культуры; 2. воспитание у младших школьников интереса к традиционному народному творчеству; 3. раскрытие творческого потенциала младших школьников, развитие их художественно-творческих способностей.
Содержание программы. Программа рассчитана на три года и состоит из шести частей – шесть составляющих роста человека, его взглядов на себя и окружающую действительность:
Я → Семья → Род→ Народ→ Родина →Земля
1-й год 2-й год 3-й год
Занятия проводятся по трём дисциплинам: - музыка (хоровое и сольное пение, музицирование на инструментах); - хореография; - изобразительное искусство. В программу включены экскурсии, встречи с интересными людьми, внешкольные мероприятия, проводимые совместно с библиотекой, образовательной школой, родителями. На занятиях проводятся беседы (вводная, текущая, заключительная), направленные на осмысление учащимися выполняемой работы, формирование знаний и умений, приёмов работы. Важным условием является создание на уроках атмосферы радости, соучастия детей в процессе восприятия и усвоения материала, что способствует активизации творческой деятельности детей.
Первый год обучения. - Часть – «Я».
Тематика | Формы, методы | Содержание занятий |
|
|
|
| ИЗО | Музыка | Хореография | Рождение и воспитание ребёнка, народные традиции (ожидание ,приметы и др.), значение народной педагогики и Домостроя | собственно занятия по предметам; -классный час; родительское собрание. Методы: беседы, объяснительно-иллюстративный, деятельность по образцу, концерт ,выставка. | -изготовление кукол; -рисунок: «Я в детстве», «Цвет детства»; «Малыш в люльке», «Тепло материнских рук»; -работа с глиной. | Изучение колыбельных песен; Потешки, попевки, частушки; загадки, скороговорки; поговорки; -знакомство с музыкальным инструм.: рожок, гудочки. | Основы ритмики, хореографии; хороводы;элементы русского народного танца; |
Итоговые мероприятия: - Музыкальная программа «Волшебный мир народного инструмента».
- Коллаж с использованием детских фотографий и рисунков.
- Часть – «Семья».
Тематика |
Формы и методы | Содержание программы |
|
|
|
| ИЗО | Музыка | Хореография | Связь ребёнка с отцом и матерью ,семья; семейный быт крестьян, смешанные традиции и праздники; мальчик (девочка) в семье.
| Собственно занятия по дисциплинм; классный час; тематический вечер. Методы: беседы, выставка, семейный праздник, викторина.
| Рисунок на тему: «Дети в семье», «Работа в поле и дома»,; натюрморт из предметов быта крестьян; «Наш семейный вечер»
| Продолжение знакомства с музыкальными инструментами: домра, балалайка, гитара, гармонь.
| Музыкально-ритмические игры, хороводы, основные элементы движений танца.
|
Итоговые мероприятия: - Семейный праздник «Милости просим» (совместная работа по отделению, приглашение родителей, стол из семейных блюд).
- Выставка работ «Семь – я».
- Отчётный концерт отделения.
Второй год обучения. III. Часть – «Род». Тематика | Формы и методы | Содержание работы |
|
|
|
|
| ИЗО |
| Музыка | Хореография | Онятие рода, традиции нашего рода от поколения к поколению, значение рода в традициях народной культуры. | Занятия по предметам, классный час, театрализованное представление, экскурсия в краеведческий музей. Методы: беседы, выставка работ. Цикл занятий по театрализации «Архитип – Земля» | Рисунок на тему: «Розовое дерево» (в цвете), «Старость и юность», «Наши корни» (графика), основы работы в графике и цвете. | Цикл занятий по театрализации «Архитип – Земля»: 1ч. «Живая земля» - формирование представления о славянах; 2ч. «Земля – матушка» - знакомство с обычаями и нравами древних славян. |
|
|
Итоговые мероприятия: - театрализованное представление;
- выставка работ.
IV. Часть – «Народ». Тематика | Формы и методы | Содержание программы |
|
|
|
| ИЗО | Музыка | Хореография | Особенности народной культуры, особенности региона. История родного края. | Классный час, цикл классный часов по хореографии и изо (о народном костюме), экскурсии (особенности местной природы, экскурсии в г.Смоленск,г.Духовщина_. Методы: беседы, объснит.-иллюстратив., занятия на свежем воздухе(ИЗО),игровой метод. | Сказки по теме. Иллюстрации к ним, экскурсии, костюмы (праздничный, бытовой), символы узоров, орнамент, работа с глиной, натюр.-ты: «Хлебосольный стол», «Домашня утварь». | Народные песни, из значение в жизни человека; подготовка к концерту и музыкальной программе «Узоры песен», изучение смоленских народных песен. | Народные танцы, особенности региона, хороводы, классные часы (цикл о народном костюме), различия в различных регионах. |
Итоговые мероприятия: - музыкальная программа «Узоры песен»;
- отчётный концерт отделения;
- выставка работ учащихся.
Третий год обучения. V. Часть – «Родина». Тематика | Формы и методы | Содержание занятий |
|
|
|
| ИЗО | Музыка | Хореография | Богатство народной культуры, знакомство с произведениями народного творчества( по теме). | Собственно занятия, классные часы, (изо), экскурсии в библиотеку, цикл занятий по изо. Методы: беседы, викторины, игры. | Рисунки на тему: «Деревенские гулянья», «Пляски». Изготовление оберегов, роспись досок, ложек, глиняных игрушек. | Народные песни, игры, песни региона, игры на инструментах. | Народные танцы, танцы – игры. |
|
| Цикл комплексных занятий « Архитип – Вода». «Живая вода. Пробуждение природы» -передача бережного отношения крестьян к природе. «Святая вода. Подготовка к Пасхе» - знакомство с пасхальными традициями народа. «Святки», «Летний солнцеворот». |
|
|
Итоговые мероприятия: - школьный праздник «Забытые народные игры» (игры, конкурсы);
- концерт отделения «В мире танца»;
выставка работ учащихся.
VI. Часть – «Мать- Земля».
Тематика | Формы | Методы | Содержание занятий |
|
|
|
|
| изо | музыка | хореография | Земное устройство у славян. Мифы и легенды на тему части. Отношение к земле предков. | -классные часы; - собственно занятия по предметам; - посещение библиотеки.
| беседы, объяснительно-иллюстративный метод, деятельность по образцу, музыкально-литературная композиция, просмотр видеозаписи. | - рисунки по теме части; - плакат «Моя земля» (групповая работа) | - песни разных народов (культура различных народов). | - знакомство с танцами других народов мира; - основные элементы танцев различных народов мира; - постановка танцев. |
Итоговые мероприятия: - музыкльно-литературная композиция «Сказки птицы Гамаюн»;
- выставка работ;
- концерт отчётный на отделении с выставкой работ разных лет.
|
- Механизмы управления.
Программа реализуется на базе детской школы искусств п. Озёрный Духовщинского района. Программа должна быть утверждена в областном методическом управлении. Контроль за внедрением и проведением этой программы возлагается на вышеуказанный орган и администрацию (директор, завуч) школы искусств. Идеи программы воплощают в реальную жизнь ведущие педагоги школы: хореограф, хоровик и преподаватель изо. Темы уроков, успеваемость учащихся преподаватели фиксируют в журналах, также они (педагоги) должны иметь поурочные планы, сценарии, программы проводимых мероприятий, протоколы родительских собраний.
- Социально-педагогическая результативность.
Претворение проекта в жизнь приведёт к расширению знаний о традиционной культуре, будет способствовать самоидентификации детей младшего школьного возраста, обеспечит их инкультурацию через приобщение к культурному наследию, приобщит к творчеству детей и их родителей. К концу трёхгодичного обучения дети должны пробрести знания основных традиций народной культуры (обряды, праздники, ремёсла, устное народное творчество, поэзия, музыка); основ народной художественной культуры и промыслов региона, его особенностей; знания видов и жанров изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества, видов и жанров народной песни и танца. Ребята должны научиться использовать полученные знания в различных видах деятельности (художественной, празднично-игровой, концертной); школьники приобретают умения и навыки хорового и сольного пения, движения на сцене, танца, работы с различными материалами. Полученные умения и навыки, знания демонстрируют в различной отчётной концертной деятельности, выставках, викторинах и т.д.
Заключение В центре этнокультурного образования стоит проблема сохранения народных традиций, так как они наиболее эффективно способствуют духовному становлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего. Однако практика показывает, что многие наши современники имеют слабое представление о культурной истории своего края. Во многих селах, городах утеряны и преданы забвению местные традиции и обычаи. В то же время в обществе в целом наблюдается повсеместный интерес к возрождению местных народных обычаев, праздников и обрядов. Многое из того, что происходит в нашем обществе, вселяет надежду. Свидетельство тому - возрастающий интерес молодежи к подлинным этнографическим образцам народного творчества. Элементы старинной обрядности все активнее включаются в сегодняшние обычаи и ритуалы. Одним из ведущих средств формирования гражданской позиции и высоких морально-этических качеств личности выступают культурное наследие, ввиду чего возрастающее значение приобретает традиционная культура в процессах инкультурации детей и подростков. Важным вопросом, освящению которого в данной работе было отведено достаточно места, является разнообразие тех форм и методов этнокультурного образования и воспитания, а также тех функций, которые эти формы выполняют. Ключевое мест в системе этнохудожественного воспитания младших школьников занимают народные праздники, ибо они объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность и др. Каждая же из перечисленных форм имеет свою специфическую направленность в процессе воспитания. В воспитательной работе с детьми для выработки правильной, фоненически чистой речи можно использовать и другие малые формы фольклора: скороговорки, чистоговорки, считалки, завывалки (последние формируют у детей положительное отношение к природе). Небылички применяются для воспитания находчивости, сообразительности. Загадка, как жанр народного творчества, способствует сохранению народных традиций, празднично-игровой культуры. Большое место в народной педагогике занимают художественное изобразительное творчество и архитектура, она способствует не только нравственному воспитанию личности, но и активному развитию его творческих: изобразительных и декоративно-прикладных способностей. Младший школьный возраст по сравнению с дошкольным связан со значительными изменениями в психологическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии, поэтому педагогические и психологические разработки в процессе этнохудожественного воспитания данной возрастной группы советуют активное использование сказки. Сказка развивает внутренние силы ребёнка, приобщает ребёнка к общечеловеческому и этническому опыту, обогащает его личный опыт. Совместный труд (изготовление игрушек, подготовка и проведение праздников и т.д.) также имеет большое развивающее и воспитательное значение. Программа предусматривает формирование личности ребёнка, развитие творческих способностей на основе традиций народной культуры через организацию этнохудожественной деятельности школьников. Программа способствует приобщение младших школьников к богатому миру народной культуры; воспитанию у младших школьников интереса к традиционному народному творчеству; раскрытию творческого потенциала младших школьников, развитию их художественно-творческих способностей.
|