Портфолио школьного библиотекаря: методические рекомендации, справочная информация.
материал на тему

Байбуз Наталья Михайловна

 

Брошюра предлагается в качестве справочного пособия для школьных библиотекарей общеобразовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_bibliotekary.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио

 школьного библиотекаря:

методические рекомендации,

справочная информация.

Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio-лист, страница) – досье, собрание достижений.

        Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV-XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента. В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиями.

        Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки. В конце прошлого века идея применения портфолио в школе становится популярной во всем мире, в том числе и в России.

В условиях модернизации российского образования возникла необходимость использования портфолио как технологии, позволяющей решить проблему, связанную с объективным оцениванием результатов деятельности школьников, учителей, библиотекарей. В последнее время все настойчивее в педагогическом сообществе идут разговоры об использовании портфолио не только для учителей, но и для школьных библиотекарей.

        Портфолио – одна из наиболее приближенных к реальному состоянию форм, которая ориентирует библиотекаря на процесс самооценивания. Ведь не секрет, что в деятельности библиотекаря приходит такой момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он желает делать это.

        Таким образом, портфолио может стать мотивационной основой деятельности библиотекаря и помочь формированию его личности. «Портфель» обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. Думается также, что план обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки.  

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:

  1. это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости библиотекаря и отражающая его успехи (грамоты, дипломы, сертификаты детей и пр.);
  2. рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития библиотекаря, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, все, что делалось в течение определенного срока (напр., года, нескольких лет);
  3. проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции;
  4. методический, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, и которые собраны или созданы им самим;
  5. тематический, создаваемый в процессе работы по определенному проекту, теме, разделу;

ПОРТФОЛИО могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться на различных носителях: бумажном, цифровом, магнитном. Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен». Метод портфолио, отражая динамику нашего профессионального развития, позволяет  самостоятельно проанализировать деятельность библиотеки и свои достижения, выявить результативность и сделать соответствующие выводы, увидеть перспективы собственного профессионального роста и дальнейшего развития школьной библиотеки. Очень хорошо, если это будет шагом для продвижения вперед. Из некоторых определений значения этого слова мы выберем наиболее подходящее для школьного библиотекаря: рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения. Можно еще добавить, что это способ организации и систематизации информации о деятельности библиотеки и библиотекаря.

Значение такой библиотечной папки пока трудно переоценить: мы можем профессионально осветить наши собственные достижения, творческие находки. Таким образом, портфолио поможет нам оперативно предоставлять информацию о деятельности библиотеки, квалифицированно представлять собственный опыт работы на педагогических конкурсах и мероприятиях, демонстрировать свой профессиональный уровень и достижения в ходе квалификационных испытаний (аттестации), во время районного смотра школьных библиотек, состояния плановой и тематической работы библиотеки. Портфолио состоит из восьми разделов, которые при необходимости можно совместить или, наоборот, раздробить.

Структура и содержание портфолио

Титульный лист

  1. Название образовательного учреждения.
  2. Название папки.
  3. Фотография.
  4. Фамилия, имя, отчество, должность.

Содержание

  1. Визитка сотрудника и библиотеки.
  2. Карта профессионального роста.
  3. Документы о повышение квалификации.
  4. Документы о результатах участия в педагогических мероприятиях.
  5. Поощрения и награды.
  6. Публикации.
  7. Авторские разработки.
  8. Отзывы.
  1. Визитка сотрудника и библиотеки.
  1. Визитка сотрудника.

                         - Фамилия, имя, отчество.

                         - Должность, школа.

                         - Дата рождения.

                         - Библиотечная и учебно-педагогическая деятельность. (Здесь – только краткое перечисление и отсылка к пункту 2, если он есть.)

                         - Дата прохождения предыдущей аттестации.

                         - Образование (что, где, когда закончил, специальность).

                         - Общий стаж работы.

                         - Стаж работы по должности.

                         - Награды и звания, год получения.

                         - Повышение квалификации (тема, где и когда проходили, количество часов). (Здесь – только краткое перечисление и отсылка к пункту 3, если он есть.)

                         - Тема самообразования.

                         1.2. Визитка библиотеки.

                         - Характеристика (площадь, этаж, читальный зал или зона, помещение для учебников, оборудование, технические средства).

                         - Особенности деятельности данной библиотеки (проект, эксперимент, программа, спецкурс).

                         - Контрольные показатели (количество учащихся, читателей, книжного фонда, учебников, процент охвата библиотечным обслуживанием, читаемость, книгообеспеченность, обращаемость фонда).

                 

                   2. Карта профессионального роста

                       - Сведения об участии в работе методического объединения, педагогических советов, родительских собраний, в педагогических мероприятиях, детских литературных праздниках и конференциях в школе, районе, города, республике.

                       - Фотографии (альбом с фотографиями).

  1.       Документы о повышении квалификации

            - Удостоверения об окончании курсов.

                      - Фото.

            - Отзывы.

         4. Документы о результатах участия в педагогических      мероприятиях

                      - Сертификаты.

                      - Грамоты, благодарности.

                      - Фотографии.

                      - Отзывы.

                          5. Поощрения и награды

                      - Дипломы, грамоты, благодарности, удостоверение о награде.

                          6. Публикации.

                     - Публикации о сотруднике, библиотеке, читателях.

                     - Ваши статьи, доклады, сценарии, опубликованные в СМИ, брошюрах.

                          7. Авторские разработки.

                     - Сценарии и интересные планы библиотечных мероприятий.

                     - Методические рекомендации.

                     - Разработки библиотечной продукции (плакатов, памяток, буклетов).

                    - Фактографический материал (списки книг, копии публикаций).

                       Примечание: если разработок много, то можно просто перечислить и указать: продукт, название (тема), адресат, год, составитель.

                           8. Отзывы.

                    - Отзывы.

                    - Рецензии.

                    - Предложения.

                    - Приглашения.

                    - Поздравления.

                    - Переписка.

                    - Справки о комплексной, аттестационной проверке.

                    - Размышления на тему, наброски, «неотправленное письмо».

Процедура презентации портфолио

        Портфолио представляется библиотекарем в информационно-методический центр Алексеевского муниципального района не позднее, чем за две недели до проведения секции школьных библиотекарей в рамках августовской конференции педагогов. Комиссия в составе методиста ИМЦ, руководителя РМО школьных библиотекарей и одного из руководителей творческой группы рассматривает представленные материалы, и обращают внимание на следующие моменты:

  1. соответствие представленного материала  требованиям к оформлению портфолио (содержание и структура);
  2. полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности деятельности библиотекаря;
  3. положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности;
  4. оценка работы;
  5. другие вопросы по усмотрению комиссии.

Защита портфолио проводится публично на секции школьных библиотекарей в рамках августовской конференции педагогов.

Защита портфолио проводится в несколько этапов:

  1. Презентация портфолио.
  2. Ответ на вопросы по существу представленных документов.
  3. Ознакомление библиотекаря с краткой оценкой работы.
  4. Пояснения библиотекаря по замечаниям комиссии.
  5. Обсуждение результатов защиты членами комиссии.
  6. Доведение до библиотекаря выводов и рекомендаций комиссии.

    Презентация (от лат.рrezentatio – представление, предъявление) – официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц, публичная демонстрация чего-либо.

Презентация портфолио - форма испытания, в ходе которой библиотекарь представляет комиссии свидетельства своего профессионализма и результаты своей деятельности в форме структурированного портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций PowerPoint и др.

Для презентации портфолио библиотекарю отводится 7-8 минут. В ходе презентации библиотекарь должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности. Презентация – это не сокращенное изложение разделов портфолио. Основная цель презентации – в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени.

Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям:

  1. соответствие презентации содержанию портфолио;
  2. выделение основных результатов деятельности педагога;
  3. качество изложения материала.

Членами комиссии задаются вопросы по существу представленных в портфолио материалов ( не более 2-3 вопросов). Эта часть защиты очень важна, т.к. демонстрирует культуру мышления и общую эрудицию библиотекаря. Библиотекарь отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необходимости) материалами из портфолио. Ответы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса.

        Обсуждение результатов защиты членами комиссии проводится на закрытом заседании без присутствия библиотекаря. В ходе заседания обсуждаются представленные материалы, и определяется степень их соответствия заявленным критериям.

        Считается, что библиотекарь успешно выдержал защиту, если представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что:

  1. библиотекарь ведет активную работу  внутри творческой группы, в методическом объединении, сотрудничает с сельской библиотекой, детским садом и другими учреждениями;
  2. использует в своей деятельности различные методы и формы работы;
  3. учитывает при взаимодействии с учащимися их индивидуальные особенности;
  4. знает современные технологии обслуживания, обучения и воспитания.
  5. применяет ИКТ в своей работе.

При оценивании портфолио необходимо обратить внимание на наиболее интересные по тематике и проблематике формы работы, а также оценить степень участия в них библиотекаря. А так же необходимо определить, использованы ли результаты работы библиотекаря в деятельности ОУ, на уровне района, республики. Есть ли отзывы о работе, то какие и от кого получены.

        При наличии публикаций оценивается их актуальность, практическая направленность и использование в практике ОУ, района, республики.

        По окончании обсуждения выводы и рекомендации членов комиссии, доводятся до библиотекаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.

Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...

Викторина по теме "Информация: виды информации, действия с информацией"

Онлайн викторина для 5 класса «Миллионер», flash играhttp://vneuroka.ru/design/victorina.php?ct=6&sb=16&id=179971201184211...

Конспект урока по информатике для 5 класса на тему "Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации."

Данный конспект урока предназначен для учащихся 5 класса, спродвинутым уровнем обучения. Учащиеся уже имеют первоначальное представление о компьютере и его основных устройствах ввода и вывода информац...

Проверочная работа 10 класс «Кодирование и декодирование информации. Передача информации. Вычисление количества информации»

Работу можно использовать для проверки знаний учащихся по данной теме. Работа соотавлена по материалам ЕГЭ по информатике...

Презентация к уроку "Понятие информации. Свойства информации. Единицы измерения информации"

Тип урока: урок открытия новых знанийВид урока: комбинированный урокЦели урока:Образовательные:Сформировать представления о понятии «информация»Дать представление об основных свойствах инф...