Портфолио школьного библиотекаря: методические рекомендации, справочная информация.
материал на тему
Брошюра предлагается в качестве справочного пособия для школьных библиотекарей общеобразовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_bibliotekary.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио
школьного библиотекаря:
методические рекомендации,
справочная информация.
Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio-лист, страница) – досье, собрание достижений.
Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV-XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента. В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиями.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в Соединенных Штатах Америки. В конце прошлого века идея применения портфолио в школе становится популярной во всем мире, в том числе и в России.
В условиях модернизации российского образования возникла необходимость использования портфолио как технологии, позволяющей решить проблему, связанную с объективным оцениванием результатов деятельности школьников, учителей, библиотекарей. В последнее время все настойчивее в педагогическом сообществе идут разговоры об использовании портфолио не только для учителей, но и для школьных библиотекарей.
Портфолио – одна из наиболее приближенных к реальному состоянию форм, которая ориентирует библиотекаря на процесс самооценивания. Ведь не секрет, что в деятельности библиотекаря приходит такой момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он желает делать это.
Таким образом, портфолио может стать мотивационной основой деятельности библиотекаря и помочь формированию его личности. «Портфель» обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. Думается также, что план обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки.
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:
- это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости библиотекаря и отражающая его успехи (грамоты, дипломы, сертификаты детей и пр.);
- рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития библиотекаря, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, все, что делалось в течение определенного срока (напр., года, нескольких лет);
- проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции;
- методический, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, и которые собраны или созданы им самим;
- тематический, создаваемый в процессе работы по определенному проекту, теме, разделу;
ПОРТФОЛИО могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться на различных носителях: бумажном, цифровом, магнитном. Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен». Метод портфолио, отражая динамику нашего профессионального развития, позволяет самостоятельно проанализировать деятельность библиотеки и свои достижения, выявить результативность и сделать соответствующие выводы, увидеть перспективы собственного профессионального роста и дальнейшего развития школьной библиотеки. Очень хорошо, если это будет шагом для продвижения вперед. Из некоторых определений значения этого слова мы выберем наиболее подходящее для школьного библиотекаря: рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения. Можно еще добавить, что это способ организации и систематизации информации о деятельности библиотеки и библиотекаря.
Значение такой библиотечной папки пока трудно переоценить: мы можем профессионально осветить наши собственные достижения, творческие находки. Таким образом, портфолио поможет нам оперативно предоставлять информацию о деятельности библиотеки, квалифицированно представлять собственный опыт работы на педагогических конкурсах и мероприятиях, демонстрировать свой профессиональный уровень и достижения в ходе квалификационных испытаний (аттестации), во время районного смотра школьных библиотек, состояния плановой и тематической работы библиотеки. Портфолио состоит из восьми разделов, которые при необходимости можно совместить или, наоборот, раздробить.
Структура и содержание портфолио
Титульный лист
- Название образовательного учреждения.
- Название папки.
- Фотография.
- Фамилия, имя, отчество, должность.
Содержание
- Визитка сотрудника и библиотеки.
- Карта профессионального роста.
- Документы о повышение квалификации.
- Документы о результатах участия в педагогических мероприятиях.
- Поощрения и награды.
- Публикации.
- Авторские разработки.
- Отзывы.
- Визитка сотрудника и библиотеки.
- Визитка сотрудника.
- Фамилия, имя, отчество.
- Должность, школа.
- Дата рождения.
- Библиотечная и учебно-педагогическая деятельность. (Здесь – только краткое перечисление и отсылка к пункту 2, если он есть.)
- Дата прохождения предыдущей аттестации.
- Образование (что, где, когда закончил, специальность).
- Общий стаж работы.
- Стаж работы по должности.
- Награды и звания, год получения.
- Повышение квалификации (тема, где и когда проходили, количество часов). (Здесь – только краткое перечисление и отсылка к пункту 3, если он есть.)
- Тема самообразования.
1.2. Визитка библиотеки.
- Характеристика (площадь, этаж, читальный зал или зона, помещение для учебников, оборудование, технические средства).
- Особенности деятельности данной библиотеки (проект, эксперимент, программа, спецкурс).
- Контрольные показатели (количество учащихся, читателей, книжного фонда, учебников, процент охвата библиотечным обслуживанием, читаемость, книгообеспеченность, обращаемость фонда).
2. Карта профессионального роста
- Сведения об участии в работе методического объединения, педагогических советов, родительских собраний, в педагогических мероприятиях, детских литературных праздниках и конференциях в школе, районе, города, республике.
- Фотографии (альбом с фотографиями).
- Документы о повышении квалификации
- Удостоверения об окончании курсов.
- Фото.
- Отзывы.
4. Документы о результатах участия в педагогических мероприятиях
- Сертификаты.
- Грамоты, благодарности.
- Фотографии.
- Отзывы.
5. Поощрения и награды
- Дипломы, грамоты, благодарности, удостоверение о награде.
6. Публикации.
- Публикации о сотруднике, библиотеке, читателях.
- Ваши статьи, доклады, сценарии, опубликованные в СМИ, брошюрах.
7. Авторские разработки.
- Сценарии и интересные планы библиотечных мероприятий.
- Методические рекомендации.
- Разработки библиотечной продукции (плакатов, памяток, буклетов).
- Фактографический материал (списки книг, копии публикаций).
Примечание: если разработок много, то можно просто перечислить и указать: продукт, название (тема), адресат, год, составитель.
8. Отзывы.
- Отзывы.
- Рецензии.
- Предложения.
- Приглашения.
- Поздравления.
- Переписка.
- Справки о комплексной, аттестационной проверке.
- Размышления на тему, наброски, «неотправленное письмо».
Процедура презентации портфолио
Портфолио представляется библиотекарем в информационно-методический центр Алексеевского муниципального района не позднее, чем за две недели до проведения секции школьных библиотекарей в рамках августовской конференции педагогов. Комиссия в составе методиста ИМЦ, руководителя РМО школьных библиотекарей и одного из руководителей творческой группы рассматривает представленные материалы, и обращают внимание на следующие моменты:
- соответствие представленного материала требованиям к оформлению портфолио (содержание и структура);
- полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности деятельности библиотекаря;
- положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности;
- оценка работы;
- другие вопросы по усмотрению комиссии.
Защита портфолио проводится публично на секции школьных библиотекарей в рамках августовской конференции педагогов.
Защита портфолио проводится в несколько этапов:
- Презентация портфолио.
- Ответ на вопросы по существу представленных документов.
- Ознакомление библиотекаря с краткой оценкой работы.
- Пояснения библиотекаря по замечаниям комиссии.
- Обсуждение результатов защиты членами комиссии.
- Доведение до библиотекаря выводов и рекомендаций комиссии.
Презентация (от лат.рrezentatio – представление, предъявление) – официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц, публичная демонстрация чего-либо.
Презентация портфолио - форма испытания, в ходе которой библиотекарь представляет комиссии свидетельства своего профессионализма и результаты своей деятельности в форме структурированного портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций PowerPoint и др.
Для презентации портфолио библиотекарю отводится 7-8 минут. В ходе презентации библиотекарь должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности. Презентация – это не сокращенное изложение разделов портфолио. Основная цель презентации – в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени.
Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям:
- соответствие презентации содержанию портфолио;
- выделение основных результатов деятельности педагога;
- качество изложения материала.
Членами комиссии задаются вопросы по существу представленных в портфолио материалов ( не более 2-3 вопросов). Эта часть защиты очень важна, т.к. демонстрирует культуру мышления и общую эрудицию библиотекаря. Библиотекарь отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необходимости) материалами из портфолио. Ответы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса.
Обсуждение результатов защиты членами комиссии проводится на закрытом заседании без присутствия библиотекаря. В ходе заседания обсуждаются представленные материалы, и определяется степень их соответствия заявленным критериям.
Считается, что библиотекарь успешно выдержал защиту, если представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что:
- библиотекарь ведет активную работу внутри творческой группы, в методическом объединении, сотрудничает с сельской библиотекой, детским садом и другими учреждениями;
- использует в своей деятельности различные методы и формы работы;
- учитывает при взаимодействии с учащимися их индивидуальные особенности;
- знает современные технологии обслуживания, обучения и воспитания.
- применяет ИКТ в своей работе.
При оценивании портфолио необходимо обратить внимание на наиболее интересные по тематике и проблематике формы работы, а также оценить степень участия в них библиотекаря. А так же необходимо определить, использованы ли результаты работы библиотекаря в деятельности ОУ, на уровне района, республики. Есть ли отзывы о работе, то какие и от кого получены.
При наличии публикаций оценивается их актуальность, практическая направленность и использование в практике ОУ, района, республики.
По окончании обсуждения выводы и рекомендации членов комиссии, доводятся до библиотекаря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации. Кодирование текстовой информации
Первый урок в 8 классе. Конспект и домашнее задание....
Учебно-методическое пособие для учителей информатики: Информация. Виды и свойства информации. Представление информации в компьютере.
Информация. Виды и свойства информации. Представление информации в компьютере....
Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.
Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...
Викторина по теме "Информация: виды информации, действия с информацией"
Онлайн викторина для 5 класса «Миллионер», flash играhttp://vneuroka.ru/design/victorina.php?ct=6&sb=16&id=179971201184211...
Конспект урока по информатике для 5 класса на тему "Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации."
Данный конспект урока предназначен для учащихся 5 класса, спродвинутым уровнем обучения. Учащиеся уже имеют первоначальное представление о компьютере и его основных устройствах ввода и вывода информац...
Проверочная работа 10 класс «Кодирование и декодирование информации. Передача информации. Вычисление количества информации»
Работу можно использовать для проверки знаний учащихся по данной теме. Работа соотавлена по материалам ЕГЭ по информатике...
Презентация к уроку "Понятие информации. Свойства информации. Единицы измерения информации"
Тип урока: урок открытия новых знанийВид урока: комбинированный урокЦели урока:Образовательные:Сформировать представления о понятии «информация»Дать представление об основных свойствах инф...