Доклад по ОПК "Иконография Воскресения Христова"
статья (11 класс) по теме
Доклад по Основам православной культуры "Иконография Воскресения Христова: особенности выражения в образе Евангельского свидетельства" является зачётной работой на курсах повышения квалификации для преподавателей ОПК (блок "Священная история Нового Завета"). Информация, изложенная в докладе, может быть использована преподавателями ОПК на уроках в старших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_ikonografiya_voskreseniya_hristova.doc | 860 КБ |
Предварительный просмотр:
Работу выполнила: преподаватель ОПК Котуранова Наталья Николаевна
Иконография Воскресения Христова(особенности выражения в образе евангельского свидетельства)
Изображение Бога на иконах. Создание каких-либо изображений Бога и появление икон стало возможным только после того, как Бог явил себя людям видимым образом, то есть в новозаветное время. В ветхозаветный период Сам Господь предостерёг людей от изображения Творца в видимом образе чего-либо сотворённого Им «на небе вверху, на земле внизу, в воде ниже земли». И только когда на землю пришёл Сын Божий, воплотившийся от Пресвятой Богородицы в человеческое тело, люди впервые смогли увидеть, а впоследствии и изобразить Бога в Его доступном человеческому восприятию Образе, как свидетельствует Евангелие от Иоанна: «…Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1.18). В раннем христианстве Христа изображали виде агнца, в виде рыбы, в виде доброго пастыря, несущего на плечах овцу. Каноническое изображение Христа - воплотившегося Бога Слова - было утверждено только в IX веке.
Особенности канонической иконографии. При всём многообразии изображений Спасителя, в том числе и события Его Воскресения как в древних, так и в современных образах, в данной работе речь пойдёт, прежде всего, о православных иконах. Православная икона – это живописное отображение Священного Писания и Священного Предания: как Священные тексты являются словесным изображением Священной истории, так и иконы составляют её изображение, но не словами, а линиями и красками. Поэтому, в отличие, скажем, от картин или западноевропейского стиля изображения евангельских сюжетов, икона имеет свои особенности:
- Для иконы характерна подчёркнутая условность изображения. Изображается не сам предмет, а идея предмета; всё подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда «деформированные» (удлинённые) пропорции фигур – идея преображённой плоти, обитающей в мире горнем.
- Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке – идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Да и самого пространства как такового нет. Передний и задний планы имеют не перспективное, а смысловое значение.
- На иконе отсутствует внешний источник света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их. Нимбы, как символ святости, напоённости Божественным светом, составляют единое целое с фигурой святого, что символизирует соединение двух воль: воли человека, стремящегося к святости, и воли Бога, откликающегося на это стремление и возрождающего в человеке тот негасимый свет, который дан каждому.
- Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию.
- Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. Это говорит о том, что события Священной истории, происходившие в нашем реальном времени и пространстве, имеют другой образ в пространстве духовном.
Таким образом, каноническая икона не имеет случайных деталей или украшений, лишенных смыслового значения.
История иконографии Воскресения Христова. Говоря об иконографии Воскресения Христова, следует отметить, что изображение самого непостижимого и главного момента евангельской истории – Воскресения Христова – обычно отсутствует. Это чудо недоступно человеческому пониманию – его не описывают святые евангелисты, о нем не говорят церковные песнопения. По сравнению с другими праздниками, иконография Воскресения Христова формировалась в течение длительного периода; изображение видоизменялось на протяжении III-XVII вв. В основе изображения Воскресения Христова лежат тексты Священного Писания, святоотеческие творения, гимнография, а также апокрифы, главной темой которых является победа воскресшего Христа над адом и смертью. Создание иконографии таинственного события, очевидцев которого на земле не было, представляло сложную задачу. В связи с тем, что в Евангелиях нет описания Воскресения Иисуса Христа, в раннехристианском искусстве оно изображалось символически через прообразы, содержащиеся в Ветхом Завете (например, в росписях римских катакомб встречается сюжет о чудесном спасении пророка Ионы). Позже появляются иконы, где Воскресение Христово представлено в виде исторических евангельских сюжетов: спящие воины у храма-ротонды Воскресения Христова; явление Ангела женам-мироносицам; явление Воскресшего Христа двум Мариям; уверение Фомы и т.д. В V-VI веках этот тип иконографии распространяется весьма широко, используется он в русской Православной Церкви и поныне. Но, тем не менее, иконография исторического типа не могла отразить богословское содержание Воскресения Господа – Его победу над адом и смертью. Раскрыть эту тему позволило новое иконографическое решение — «Сошествие во ад». Основным литературным источником для этого типа иконографии послужило апокрифическое «Евангелие от Никодима», оказали влияние на неё и тексты псалмов и пророчеств. К Х веку иконография Сошествия во ад получила ту форму, которая в качестве образа Воскресения Иисуса Христа и праздника Пасхи принята в Православной Церкви сегодня в различных вариантах её отображения. Долгий исторический путь формирования иконографии Воскресения Христова дает примеры неожиданных художественных решений, связанных с богословским осмыслением не только текстов Священного Писания, но и его святоотеческих толкований, а также богослужебных текстов.
Особенности выражения иконографии Воскресения Христова в образе евангельского свидетельства. Духовный смысл зафиксированных в Четвероевангелии событий, относящихся к Воскресению Христову непостижимо глубок, и его нельзя выразить однозначно. Этим объясняется множество иконографических вариаций темы. Чаще других в иконографии встречается событие «Жены-мироносицы у Гроба Господня», и это вполне объяснимо: жены-мироносицы, нашедшие Гроб пустым, являются первыми свидетелями Христова Воскресения. Икона отображает победу над смертью и радость совершившемуся, которую благовествует Ангел мироносицам. Достаточно распространён также сюжет «Уверение Фомы». Сюжет иконы восходит к тексту Евангелия от Иоанна, повествующему о явлении Христа ученикам и уверении Фомы, дотронувшегося до ран Спасителя и тем самым уверовавшего в истинность Его Воскресения. Менее известны сюжеты, объединённые общей темой «Явления Воскресшего Христа»: «Явление Воскресшего Господа ученикам на пути в Эммаус», «Явление Воскресшего Господа ученикам при море Тивериадском», «Явление Воскресшего Господа ученикам на горе в Галилее». Рассмотрим эти типы иконографии на примерах.
Пример иконы | Евангельское свидетельство | Особенности выражения евангельского свидетельства в иконографии |
Мф. 28:1-8; Мк. 16:1-8; Лк. 24:1-12 Ин. 20:1-10) | Иконография - «Жены-мироносицы у Гроба Господня». Евангельский сюжет - приход жен-мироносиц ко Гробу и явление им Ангела. На знаменитой фреске в сербском монастыре Милешева (ок. 1236 г.) Ангел в сияющих белых одеждах сидит у открытого входа в гробную пещеру и указывает на лежащую там плащаницу. Изображение Ангела соответствует описанию, приводимому евангелистом Матфеем: «Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28:2, 3). Описанная композиция вполне соответствует и составленному на основе евангельского свидетельства богослужению Святой Пасхи, где мы слышим: «Предварившия утро яже о Марии и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго с мертвыми что ищете, яко человека? Видите гробныя пелены: тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть…» Этот текст вполне объясняет и то, что в православной традиции момент Воскресения Христова считался неизобразимым. На различных иконах этого иконографического типа могут быть изображены как одна Мария Магдалина, так и двое-трое мироносиц, один или два Ангела. В данном сюжете раскрываются слова Евангелия «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришли Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф. 28: 1) – и мы видим двух женщин, несущих ароматы для помазывания тела. Обращает на себя внимание и изображение Гроба в виде темницы – но эта темница уже пуста, и только погребальные пелены свидетельствуют от том, что свершилось Воскресение как освобождение всего человеческого рода из темницы греха и смерти. Таким образом, можно сделать вывод, что насыщенность иконы массой тонких деталей не только иллюстрирует, но подчас и комментирует евангельский рассказ, она является для верующего человека своеобразным посредником между осязаемым чувственным миром и миром недоступным для обыденного восприятия, миром, который познается только верой. | |
Ин.20:24-31 | Иконография - «Уверение Фомы». Евангельский сюжет - явление Воскресшего Господа одиннадцати ученикам в осьмыи день по Воскресении и рассеяние неверия Фомы. Сюжет иконы соответствует следующему евангельскому повествованию: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». (Ин. 20:26-29). Евангельское свидетельство раскрывается и в иконописных деталях. Положение уверившего Фомы по отношению ко Христу свидетельствует о признании Его Божественного величия. Воскресший Спаситель изображён облачённым в красный хитон и синий гиматий: красный цвет символизирует земную и человеческую, синий — небесную и Божественную природы Спасителя. | |
Лк. 24:13-35 Мк. 16:12 | Иконография - «Явления Воскресшего Христа». Евангельский сюжет - «Явление Воскресшего Господа ученикам на пути в Эммаус» Сюжет иконы соответствует следующему евангельскому повествованию: «И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его» (Лк. 24:28-31). На данной иконе мы прослеживаем сюжет, характерный для иконографии исторического типа - соблюдение деталей евангельского повествования: действие преломления хлеба, жестикуляцию оживлённого разговора. И непременное присутствие деталей, раскрывающих смысл происходящего – Крестчатый нимб Христа, в который вписаны три греческие буквы, передающие слова Бога «Я есмь Сущий», одежда Спасителя (красный хитон и синий гиматий), Его местоположение за трапезой.
| |
Мф. 28:16-20 Мк. 16:15-18 Лк. 24:46-49 | Иконография - «Явления Воскресшего Христа». Евангельский сюжет - «Явление Воскресшего Господа ученикам на горе в Галилее» Сюжет иконы соответствует евангельскому повествованию: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28:16-20). Помимо описанных ранее символов, в сюжете данной иконы обращает на себя внимание изображение горы: здесь прослеживается символ духовного восхождения, восхождения к личностному и Единому Богу. Тщательно выписанные «горки»-лещадки – своего рода стилизованные ступени, благодаря которым гора приобретает смысл лестницы. | |
Ин. 21:1-24 | Иконография - «Явления Воскресшего Христа». Евангельский сюжет - «Явление Воскресшего Господа ученикам при море Тивериадском» Евангельское повествование: «После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. (…) Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. (Ин. 21:1-9). В иконописном сюжете приведена масса значимых деталей: это и сеть, заброшенная по правую сторону лодки — её безуспешно пытаются вытащить апостолы-рыболовы. Это и «препоясавшийся епендитом» апостол Пётр, плывущий к берегу - ко Христу, это и предлагаемая Христом пища (только ли материальная?), и гора духовного восхождения. | |
Ин. 20:30 | Иконография - «Сошествие во ад». Несмотря на то, что о схождении Спасителя во ад прямые евангельские свидетельства отсутствуют, обойти этот сюжет, говоря об иконографии Воскресения Христова, было бы неверным. В данном случае уместно будет применить к нему сказанное в Евангелии от Иоанна: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей» (Ин.20:30)
|
Таким образом, в традиционной иконографии Воскресения Христова в наибольшей степени открывается нам то, без чего вера наша тщетна — реальность и действенность Светлого Воскресения Христова.
Источники:
1. Квливидзе Н.В. Воскресение Иисуса Христа. Иконография. — Православная энциклопедия. Т. IХ. М., 2005.
2. С. Липатова. К иконографии Воскресения Христова. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/499.htm
3. Протоиерей Николай Погребняк. Воскресение Христово в иконографии. http://www.mepar.ru/library/vedomosti/35/129/
4. Икона и картина. http://azbyka.ru/tserkov/ikona/ikona_i_kartina-all.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Пасха - светлое Христово Воскресение"
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов Оно способствует формированию знаний уч-ся об истории возникновения христианского праздника – Пасхи, о традициях празднования его на Руси, о...
Светлое Христово Воскресение
Данный материал знакомит учащихся 5-7 классов с русскими традициями. Классный час проводился в 6 классе. Ребята готовили к этому празднику рисунки, изготавливали пасхальные яички , куличики. ...
Светлое Христово Воскресение презентация к внеклассному мероприятию
Презентация к празднику Пасхи. Христос Воскресе!Это всегда праздник соборный, очень радостный, совпадающий с началом весны, когда всё оживает и ликует....
Презентация "Светлое Христово Воскресение"
Рассказывается о библейских событиях, которые произошли перед Пасхой...
Исследовательский групповой проект по предмету ОПК "Воскресение Христово"
Методический паспорт проекта. Проект: «Воскресение Христово» Предмет: История, ОПКТип проекта: Краткосрочный (1 месяц), групповой, исследовательский проект.Участники проекта: группа учащихся...
Светлый праздник - Воскресение Христово
Разработка сценария с презентацией для проведения внеклассного мероприятия по разделу "Духовное воспитание"...
"Воскресение Христово"
Методическая разработка открытого общешкольного мероприятия....