Программа здоровье
рабочая программа по теме
Муниципальное образовательное учреждение
«Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2»
«Утверждаю»
Директор МОУ «МСОШ№2»
Л.Б.Шагдарова _____________
«___»________________2010г.
Программа «Здоровье»
Педагог-валеолог;
Цыренжапова Д.Д.
2010-2011г
Пояснительная записка
Актуальность программы в школе заключается прежде всего в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный полезный эффект оздоровления и укрепления здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перезагрузки и сохраняющих здоровье школьников
Цель программы:
- Сохранение и укрепление здоровья учащихся обеспечение правильного физического и психического развития, формирование здорового образа жизни.
- Создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально- дифференцированного подхода к работе с учащимися.
- Создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи:
1.Научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира
2. Дать знания о собственном здоровье и факторах, влияющих на состояние здоровья
3. Научить ребенка профилактическим методам самостоятельного восприятия решений, ориентированных на свое здоровье
Участники программы:
- учащиеся;
- классные руководители;
- учителя-предметники;
- врач-педиатр, закрепленный за учреждением;
- врачи-специалисты;
- родители;
- медицинские работники школы.
Педагогические средства:
- Пакет диагностик состояния здоровья учащихся. Анкета склонности к вредным привычкам.
- Методические рекомендации классным руководителям по формированию у учащихся гигиенических навыков.
- Программа учебных предметов (ОБЖ, экология, «Окружающий мир»), формирующих основы здорового образа жизни;
- Районные мероприятия, школьные программы спортивно-массовой, оздоровительной работы.
Критерии:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- критичное отношение к людям, наносящим ущерб своему здоровью и здоровью окружающих;
- сознательное участие в формировании здоровьесберегающей среды.
План-сетка
№ п/п
| Содержание работы | Сроки | Ответственные | Формы организации работы |
1 | Поддержание санитарно-гигиенического режима в школе (световой и тепловой режим, проветривание, состояние мебели, окон и т.д.); организация работы дежурства | В течение года | Валеолог, администрация школы |
|
2 | Эстетическое оформление интерьера класса и школы (разведение цветов, живые уголки, информационные центры и др.) | Постоянно
| Заведующие кабинетами
|
|
3 | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок | Ежегодно сентябрь январь | Завуч координатор валеолог |
|
4 | Смотр кабинетов (аттестация рабочих мест); их соответствие требованиям (санитарно-гигиеническим, психофизическим, эстетическим) | Ежегодно
| Администрац. школы, заведующий кабинетом, Валеолог |
|
5 | Организация активного отдыха на переменах (подвижные игры, настольные игры) | Постоянно | Заместитель директора школы по ВР, учителя физической культуры, военрук, кл. руководител валеолог | Динамическая перемена
|
6 | Введение учебных предметов, непосредственно формирующих здоровый образ жизни: ОБЖ, экология, «Окружающий мир». | Постоянно | Администрация школы Классные руководители
|
|
7 | Проведение «здоровых уроков»; на классных часах | По запросу | Администрация школы, учителя-предметники психолог валеолог, фельдшер, мед.сестра |
|
8. | Гигиеническая оценка уроков по здоровьесбережению | В течении учебного года | Администрация школы, валеолог | Уроки |
9. | Психологическая подготовка учащихся к экзаменам | 2 полугодие | Психолог | МО классных руководителей |
10. | Проведение мероприятий по профилактике зрения учащихся | В течении уч. года | Учителя-предметники, медсестра, валеолог | Физкультминутки, мед.осмотр |
11. | Организация горячего питания | В течении уч. года | Администрация школы валеолог, социолог, зав.столовой
|
|
12. | Профилактическая работа во время эпидемий | Во время эпидемий | Администрация школы, валеолог, мед.сестра, фельдшер |
|
13. | Оздоровительная работа с детьми в летний период | лето | Мед.сестра, социолог, валеолог, учителя-предметники
|
|
14. | Организация постоянно действующих лекториев для учащихся, учителей, родителей по пропаганде ЗОЖ |
| Классный руководител валеолог социолог психолог |
|
Профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)
| Содержание работы | Сроки | Ответственные | Формы организации работы |
1 | Результаты тестирования учащихся (5- 9 кл.) по выявлению склонностей учащихся к вредным привычкам. | Ежегодно | Заместитель директора по воспитатель ной работе, классные руководители, Психолог Валеолог | Вопросы и анкеты
|
2 | Участие в проведении: Международного дня борьбы со СПИДом; Международного дня борьбы с курением | 01.12 16.05 07.04 | Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагоги- организаторы | Выпуск статьи в газете «Алый парус» «СПИД-чума века». • Конкурс плакатов и др. • Выпуск бюллетеней Тест «Что мы знаем о курении». • Информационный бюллетень «Курение и организм». • Беседа врача нарколога, дерматолога
|
3 | Проведение школьной акции «Мы – против наркотиков» | ежегодно | Заместитель директора по воспитательной работе педагог организатор, психолог, социолог, валеолог. | · Беседы · Конкурс рисунков, сочинение
|
Физкультурно –массовая оздоровительная работа
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные | Формы организации работы |
1 | Анализ занятости учащихся физкультурой и спортом: • определение группы здоровья; • занятость в спортивных секциях | 1 четверть | Зам. директора по ВР, учитель физкультуры Фельдшер Валеолог | Расписание работы спорт. секций на базе школы. |
2 | Школьные программы спортивно-массовой оздоровительной работы | Учебный год | Валеолог, учителя физической культуры | Дни здоровья. Работа школьных спорт, секций, Школьные спорт. соревнования. Подвижные игры, конкурсы. Турслеты, походы
|
3 | Летняя оздоровительная программа |
| Зам. директора по ВР, фельдшер, мед. сестра, валеолог, социолог. | Школьная оздоровительная площадка. |
План медико-валеологического сопровождения
№ | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственные | Отметки о выполнении |
Организационно- подготовительные мероприятия | ||||
1 | Проверка санитарного состояния школы перед началом учебного года (исправность вентиляции; вентиляция; освещение; наличие оборудования в физкультурном зале, столовой, расстановка мебели в классах) и определить готовность школы к приёму учащихся. В случае необходимости составить акт и предъявить его администрации школы с указанием срока выполнения предъявленных требований. | Август | Администрация школы, Фельдшер медсестра школы, валеолог, районная СЭС, Зам.директора поХЧ |
|
2 | Подготовка медицинского кабинета, обеспечение его необходимым инвентарём (весы, ростомер, кушетка, аптечка, таблицы для определения остроты зрения учащихся, тонометр и др.) | Июнь - июль | Медицинская сестра, фельдшер, валеолог, |
|
3 | Составление плана работы медицинского персонала школы на год, утверждение его у главного врача и согласование его с директором школы. На основании этого плана составление плана работы на месяц | сентябрь | Медицинская сестра школы, Фельдшер |
|
Лечебно-профилактические мероприятия | ||||
1 | Анализ результатов медицинского осмотра, доведение результатов осмотра до родителей, учителей, заполнение документации (данные о состоянии здоровья учащихся и рекомендации врачей вносят в ф.№026/у) | Декабрь | Фельдшер, Медицинская сестра школы, Валеолог |
|
2 | Организация и проведение санации полости рта всех учащихся (результаты занести в ф. №026/у) | В течение учебного года | Стоматолог, медицинская сестра, валеолог |
|
3 | Профилактика травматизма среди учащихся | В течение учебного года | медицинская сестра школы, фельдшер валеолог |
|
4 | Витаминизация 3 блюда | В течение учебного года | медицинская сестра школы, фельдшер |
|
5 | Организация щадящего питания для детей, страдающих заболеванием желудочно-кишечного тракта | Сентябрь- Май | Медицинская сестра, фельдшер валеолог, социальный педагог, зав. столовой |
|
6 | Проведение амбулаторного приёма в школе | В течение учебного года | фельдшер, медицинская сестра |
|
7 | Осуществление контроля за физическим воспитанием учащихся (посещение занятий физкультуры) | Октябрь | Фельдшер, медицинская сестра, валеолог |
|
Санитарно-противоэпидемические мероприятия | ||||
1 | Составление плана профилактических прививок. | Декабрь - январь | Фельдшер, медицинская сестра |
|
2 | Осуществление медицинского контроля детей перед профилактическими прививками | В течение учебного года | Фельдшер, медицинская сестра |
|
3 | Осуществление контроля за санитарно-гигиеническими условиями обучения и воспитания учащихся (санитарное состояние помещение, освещение, температурный режим, соблюдение перемен перерывов между сменами; правильная расстановка парт, организация самообслуживания | Ежедневно | Администрация школы, зам. директора по ХЧ, медицинская сестра, валеолог, классные руководители, зав.кабинетами |
|
4 | Проведение контроля над технологией приготовления пищи, мытья посуды, сроками реализации продуктов и готовой пищи | Ежедневно | Администрация школы, дежурный учитель, медицинская сестра, фельдшер, валеолог |
|
5 | Проведение осмотра персонала пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний, фиксируя результаты в журнале | Ежедневно | Фельдшер, медицинская сестра |
|
6 | Организация учёта и изоляция заболевших инфекционными заболеваниями школьников, проведение осмотра контактируемых. | В течение учебного года | Фельдшер, Медицинская сестра, валеолог |
|
Санитарно–просветительные мероприятия | ||||
1 | Составление плана санитарно-просветительной работы на год и на каждый месяц, обеспечение его выполнения | Сентябрь | Фельдшер, медицинская сестра, валеолог,
|
|
2 | Проведение классных часов бесед о здоровом образе жизни для школьников (по плану), включая вопросы антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды. | По запросу классных руководителей | Фельдшер, медицинская сестра зам директора по ВР, валеолог Узкие специалисты МЦРБ |
|
3 | Выпуск санбюллетеней и оформление уголка здоровья | 1 раз в четверть | Фельдшер, Медсестра, валеолог |
|
4 | Работа с родителями: Беседы, лекции на темы профилактики заболеваний, гигиены школьника;
| По запросу | Медицинская сестра, валеолог, узкие специалисты МЦРБ |
|
5 | Проведение просветительных лекций и бесед с педагогами и техническим персоналом школы: О санитарном состоянии школьных помещений, пришкольного участка воздушно-тепловой режим, освещённость, уборка; О профилактике инфекционных заболеваний у школьников; О личной гигиене технического персонала. | В течении учебного года | Зам.дир.по Х.Ч, фельдшер, медицинская сестра школы, валеолог
|
|
|
|
|
|
|
6 | Проведение методических занятий с учителями школы: Лекции по вопросам гигиены и охраны здоровья школьников; Выступление на педагогическом совете по внедрению здоровье сберегающих технологий; Результаты диспансеризации детей и практические выводы, гигиеническая организация трудового и производственного обучения и т.д. |
1 лекция в полугодие 1 раз в учебную четверть В конце учебного года | Фельдшер, Медицинская сестра, валеолог
Медицинская сестра, валеолог
Медицинская сестра школы, валеолог
|
|
План по профилактике гриппа, ОРВИ
№ | Мероприятия | Цель | Сроки исполнения |
I.В период до наступления эпидемии | |||
1 | Подготовка школы к проведению противогриппозных мероприятий: Наблюдение за температурным режимом; Обеспечение дезинфицирующими средствами; Закупка витамина С, дибазола, поливитаминов Вакцинация учащихся «Гриппол» | Предупредить массовое распространение заболевания гриппом и ОРЗ учащихся и педагогов, технического персонала школы | Октябрь- ноябрь, Март- апрель
|
2 | Проведение закаливающих процедур: Прогулки на открытом воздухе в соответствующей одежде в любую погоду; С-витаминизация; Динамические перемены, Витаминизация; Дибазолопрофилактика в течение 10 дней дозах для детей соответствующего возраста; Экстракт элеутерококка;
| Повысить неспецифическую резистентность организма к инфекциям | В течение всего учебного года
Ежедневно (ноябрь – март)
Iтур – сентябрь IIтур – ноябрь IIIтур - февраль |
3 | Организация санитарных уголков с оформлением наглядных памяток, бюллетеней по профилактике гриппа, ОРЗ, других инфекций; Проведение внеклассных занятий с учащимися по профилактике гриппа (о закаливающих процедурах, о профилактических прививках, о применении витаминов) |
Повысить уровень знаний учащихся о мерах профилактики |
Ноябрь - январь |
II. В период эпидемии (массовых заболеваний) | |||
1 | Раннее выявление больных; «фильтрация»- изоляция заболевших из классов до полного выздоровления; принятие детей в классы после болезни только при наличии справок от лечащего врача, установление медицинского наблюдения за контактными по классу | Не допустить проникновения и распространения гриппа и ОРЗ в школе | Во время подъёма заболеваемости Во время эпидемии В течении регистрации заболеваний |
III. Санитарно- гигиенические мероприятия | |||
| Ежедневная влажная уборка классов, коридоров с применением дезинфицирующего раствора; Облучение воздуха бактерицидными ультрафиолетовыми лампами (в отсутствие детей); на пищеблоке дезинфекция посуды раствором хлорсодержащих препаратов | Соблюдение санитарно- гигиенических норм во время распространения эпидемии гриппа и ОРЗ | Во время эпидемии гриппа и ОРЗ |
Примерный учебно- тематический план
Классы | Темы | Описание тем | Сроки |
1-2 | 1.Умывание и купание | Что случается с грязнулей, зачем человек моется. Правила личной гигиены | Сентябрь |
| 2.Забота о глазах | Как беречь глаза, гимнастика для глаз | Октябрь |
| 3.Уход за ушами | Как устроено ухо человека, как беречь уши | Ноябрь |
| 4.Уход за зубами | Молочные и постоянные зубы. Болезни зубов, Чем и как надо питаться, чтобы зубы оставались здоровыми | Декабрь |
| 5.Уход за руками и ногами | Где больше всего скапливается грязь, гигиена рук и ног | Январь |
| 6. Забота о коже | От чего защищает кожа. Травмы и заболевания кожи: ожоги, пыль, воспаления, грибковые заболевания. Уход за кожей | Февраль |
| 7.Как следует питаться
| Устройство системы пищеварения. Отчего зависит количество потребляемой пищи. | Март |
| 8.Как сделать сон полезным | Зачем человеку сон. Как изменяется настроение и поведение человека в зависимости от качества сна. Сколько надо спать. Чего ненадо делать перед сном | Апрель |
| 9.Поведение в школе | Как можно проанализировать свое поведение. От чего оно зависит | Май |
3-4 | 1.Осанка | Правильная осанка. Сколиоз и другие искривления позвоночника | Сентябрь |
| 2.Почему мы болеем | Признаки болезни: высокая температура, озноб, головная боль, насморк , потеря аппетита, тошнота и рвота. Причины болезней. | Октябрь |
| 3.Кто и как нас предохраняет нас от болезней | Как организм защищает сам себя. Здоровый образ жизни. | Ноябрь |
| 4.Кто нас лечит | Какие есть врачи, и какие они лечат болезни. | Декабрь |
| 5.Прививки от болезней | Защитные функции организма и как их укрепить. Опасные инфекционные заболевания. Вакцины и их введение в организм. Реакции организма на прививки. | Январь |
| 6.Что нужно знать о лекарствах | Где хранить лекарства. Антибиотики. Аллергия на лекарства. | Февраль |
| 7.Как избежать отравлений | Признаки отравления. Кишечные расстройства. Срок годности продуктов питания. | Март |
| 8.Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте | Беспорядок в доме (комнате) – причина многих травм. Правила поведения с электроприборами, правила дорожного движения. | Апрель |
| 9.Правила общения с огнем | «Детям спички не игрушка». | Май |
|
|
|
|
5-6 |
1.Здоровье | Здоровье как состояние полного благополучия. Компоненты здоровья | Сентябрь |
| 2.Организм | Органы и системы, входящие в состав, их основные функции. Что определяет нормальное развитие организма( отношение к умственным и физическим занятиям. | Октябрь |
| 3.Клетки | Строение клетки. Старение и рост заболеваний как процесс уменьшения числа живых клеток. | Ноябрь |
| 4.Обмен веществ | Что такое обмен веществ. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины. К чему приводит переедание и привычка есть много сладкого. | Декабрь |
| 5.Мозг и нервы | Условные и безусловные рефлексы. Что расшатывает нервную систему. Стрессы, и их предупреждения. Способы выхода из стрессовых ситуаций. Влияние алкоголя и курения на растущий организм. | Январь |
| 6.Иммунитет | Что такое иммунитет. Что ослабляет иммунитет (энергетическое истощение, стрессы, вредные привычки, малоподвижный образ жизни) | Февраль |
| 7.Эмоции | Эмоции как реакция психики на внешние воздействия. Эмоции и их классификация: страх-бесстрашие, гнев-стыд, грусть - радость | Март |
| 8.Желудок и кишечник Курс «Формула правильного питания» | Устройство системы пищеварения. Отчего зависит количество потребляемой пищи. | Занятия по программе “Разговор о правильном питании”, М.М.Безруких, Т.А.Филиппова |
| 9.Курс «Две недели в лагере здоровья» |
| Май |
7-8 | 1.Здоровье и его формирование | Компоненты здоровья. Школьная валеология: цели,задачи. |
|
| 2. Физическая культура и закаливание | Значение физической культуры и закаливания для сохранения здоровья Укрепление здоровья школьников | Соблюдение двигательной активности учащихся. - Конкурс “Папа, мама, я – спортивная семья”.
|
| 3. Основы рационального питания | Формирование у школьников культуры питания, как составляющей здорового образа жизн | Занятия по программе “Разговор о правильном питании”, М.М.Безруких, Т.А.Филиппова |
| 4. Антиалкогольное и антитабачное воспитание | Профилактика вредных привычек | Родительский и детский лекторий “Вредные привычки и его профилактика”с привлечением врачей. Анкетирование учащихся |
| 5. Днь борьбы со СПИДом | 1 декабря
| Беседа «Что такое ВИЧ инфекции»
|
| 6.Психическое благополучие | Психическое благополучие как составная часть здоровья, человека. Что влияет на психику | Беседа |
| 7. Половое созревание | Физиологические закономерности полового созревания мальчиков и девочек. | Беседа гинеколога, уролога «Твое здоровье», «Половое воспитание» |
| 8. Что нужно знать о лекарствах | Реакции организма на прием лекарств. Аллергия на лекарства | Беседа |
| 9.Первая помощь при отравлениях жидкостями, пищей, парами, газами, дымом | Первая помощь при отравлении щелочными и кислотными газами | Беседа |
9-11кл | 1.Физическое и духовное здоровье | Физическое здоровье, личная гигиена и физическая культура. Духовное здоровье | Беседа |
| 2 .Закаливание | Закаливание и профилактика простудных заболеваний | Беседа |
| 3. Развитие психических возможностей | Игры и упражнения развивающие память, наблюдательность, способность к сосредоточению на экзаменах. | Беседа |
| 4.Что такое ПАВ? | Выступление с лекциями о вреде употребления ПАВ совместно с наркологом, гинекологом. Подготовка презентаций на значимую тему и выступление с их демонстрацией на тематических классных часах.
| Беседа |
| 5. Днь борьбы со СПИДом | 1 декабря
| Беседа «Что такое ВИЧ инфекции»
|
| 6.Обмен веществ | Что такое обмен веществ. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины. К чему приводит переедание и привычка есть много сладкого. |
|
| 7.Осанка | Правильная осанка. Сколиоз и другие искривления позвоночника |
|
| 8. Половое воспитание | Физиологические закономерности полового созревания мальчиков и девочек. | Беседа гинеколога, уролога «Твое здоровье», «Половое воспитание» |
| 9.Двигательная активность как средство психосаморегуляции | Эмоции и двигательная активность. Двигательная активность как средство снижения эмоционального возбуждения | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конкурсной программы «Здоровым быть здорово!»
Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, связанных с формированием навыков здорового образа жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Проблема сохранения здоровья остае...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/03/picture-261964-1370248064.jpg)
Игровая программа "Здоровому - все здорово"
Пропаганда ЗОЖ, формирование активной жизненной позиции, потребности быть здоровыми...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/07/picture-123768-1352286374.jpg)
Игровая программа "Здоровым быть здорово!"
Игровая программа "Здоровым быть здорово!", которую могут провести ученики старших классов для младших....
конкурс "самый здоровый класс" в рамках программы Здоровье
ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, НУЖНЫ СОБСТВЕННЫЕ УСИЛИЯ, ПОСТОЯННЫЕ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ, ЗАМЕНИТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ НИЧЕМ.Н.М.АмосовЦель конкурса: Создать в Гимназии условия для формирования у ребёнка установки на здоровый ...
Образовательная программа «Здоровое питание детей – здоровое будущее» (для родителей или лиц их заменяющих)
Образовательная программа "Здоровое питание – здоровое будущее» (далее –Программа) разработана в целях совершенствования системы питания детей в учреждении и орг...
Программа «Здоровые дети –здоровая нация» 7 "Б" класса МБОУ СОШ №34 г. Ставрополь
По программе «Здоровые дети – в здоровом городе» учащиеся 7-Б класса МБОУ СОШ № 34 работают первый год. Основная цель этой программы – внедрение форм здорового образа жизни, привитие любви...