занятие -тренинг "Все в твоих руках
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие-тренинг "Все в твоих руках" | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
«Все в твоих руках»
Занятие – тренинг
Возраст 7-9 класс
Актуальность темы
Тема о вреде наркомании, актуальна, т.к. сегодня наркотики – это страшное оружие направленное против нас. 70% детей в детский дом попадают уже с девиантным поведением, имеют негативный опыт воспитания, общения, вредные привычки: курение, токсикомания, почти все пробовали алкоголь, некоторые употребляли наркотики. Приобщению к наркотикам способствуют и психологические факторы: низкая самооценка, неуверенность в себе, неспособность выражать свои чувства и реагировать на ситуацию, низкий уровень самоконтроля и самодисциплины ребёнка, непонимание и неприятие им социальных норм и ценностей, неумение планировать своё будущее и делать правильный выбор в жизни.
Поэтому проблема наркомании на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Цель: Формировать представления о негативном воздействии наркотиков
на физическое здоровье человека.
Задачи:
1. Формирование у подростков ценностного, ответственного
отношения к своему здоровью.
- Формирование умения противостоять давлению сверстников.
- Воспитывать положительное отношение к сохранению своего здоровья;
- Воспитывать дружелюбие, тактичность в общении, умение работать в группах.
Форма проведения мероприятия: занятие - тренинг
Формы взаимодействия педагога с воспитанниками: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы:
- словесные (информационная беседа, вопросы, указания, объяснения);
- наглядные (показ);
- игровые (игровая ситуация),
- практические (упражнения, создание ситуаций).
Ожидаемый результат:
Положительный:
- формирование у подростков негативного отношения к наркотическим
веществам,
- повышение общей культуры и формирование образа социально успешно
молодого человека,
- отстаивание и защиты своей точки зрения,
- регулировать свое эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях,
- конструктивно решать конфликтные ситуации.
Оснащение: проектор мультимедио, ноутбук, карточки с заданием,
памятки для воспитанников, рулон бумаги.
Подготовка: подбор материала о наркомании, презентация о наркомании,
Время:45 минут
Технологическая карта
взаимодействия педагога и воспитанника
№ п/п | Время | Этап | педагог | воспитанники |
I | 2 мин | Орг. момент | -сообщает тему мероприятия | слушают |
II | 2 мин | Вводная часть | Рассказывает | слушают |
III
| 28 мин 10 мин 10 мин. 5 мин 3 мин | Основная часть 1.Инфор. беседа 2. Задание (выявление причин наркомании) 3. Игра «Выход» 4. Игра «Мумия» | Рассказывает Показ слайдов Задает вопросы Рассказывает Объясняет Контролирует Объясняет Контролирует | Слушаю смотрят отвечают слушают слушают выполняют слушают выполняют |
IV | 8 мин | Практическая часть
сказать Нет!» | Объясняет Контролирует Задает вопросы | Слушают Выполняют отвечают |
V | 5 мин | Итог занятия 1.«Притча о бабочке» 2.Рефлексия | Рассказывает Показывает Задает вопросы | Смотрят отвечают |
Ход мероприятия
Человек – если он Человек,
должен уметь противостоять
дурным качествам, мыслям
поступкам и делам.
I. Орг. Момент
Добрый день, ребята! Сегодня, я хочу провести с вами наше занятие вот в такой неформальной обстановке. - А кто знает, почему мы сели вкруг?
(в кругу нет ведущей фигуры, все равны)
Сегодня мы поговорим о проблемах наркомании. Тема нашей встречи: “Все в твоих руках”.
II. Вводная часть.
XX век - век полный событиями. Но события эти не всегда носили позитивный характер. Именно в этот период наряду с открытиями и новообразованиями, появляются серьезные и неизлечимые заболевания, такие как СПИД, РАК, наркомания. Самое страшное, что вместе с нами эти заболевания перешли в XXI век.
Я попрошу вас встать, взяться за руки. Один человек не справиться с серьезными болезнями, но вместе мы сила, вместе мы все преодолеем. Садитесь.
Но, перед тем, как начать, давайте установим правила, которыми мы все будем пользоваться в течение следующих 45 минут.
Это -
- Искренность,
- Активность,
- Открытость,
- Не перебиваем,
- Можем дополнять,
- Помогаем любому в сложной ситуации.
Воспитатель: Этим правилам мы сегодня следуем все.
III. Основная часть
слайд
1. Информационная беседа
Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Зачитывается стихотворение)
Нажмите кнопку «стоп»
Абсолют сойдется в точке…
Распадается полет… Километры, лягут в строчки…
и оскалится душа,
Микрокосмос свой теряя…
А я буду умирать,
На осколках псевдо рая…
И теперь с объятий ада,
Я прошу тебя: не надо…
Воспитатель: О чем здесь идет речь?
Ответы детей (о наркомании)
Воспитатель: Мы сегодня с вами собрались для того, чтобы поговорить о наркомании. Наверняка, каждый из вас знает об этой проблеме. Наркомания — страшное зло, которое все больше проникает в нашу жизнь.
Все вы конечно знаете о вреде наркомании, я не буду сегодня говорить много об этом, скажу лишь, что: наркотики - это оружие страшной убойной силы. Сейчас оно направлено на каждого из вас. Каждый год оно убивает миллионы людей.
• 91 % ВИЧ – инфицированных – наркоманы;
• к окончанию школы 40 % детей пробовали наркотики, “сидят на игле” – 9% мальчиков, 5 % – девочек;
• 1 наркоман за год втягивает в “порочный круг” до 4 человек.
Способ защиты - это правда, это знание.
слайд
Ответьте на вопрос:
Люди, пробующие наркотик особенные или такие же как мы?
(Ответы детей)
2. Воспитатель:
Так давайте попробуем теперь разобраться в причинах, которые толкают человека к наркотикам: (Ответы детей)
Воспитатель:
а) - Из любопытства.
У каждого человека в жизни должна быть цель, каждый из нас должен к чему-то стремиться. Я хочу рассказать вам одну историю:
Одна пловчиха, решила переплыть самую бурную реку, чтоб попасть в книгу рекордов Гиннеса. Никто еще не совершал такого подвига. Заплыв был намечен на определенное число, собрались журналисты. На землю опустился сильный туман, но переносить мероприятие было невозможно. И вот девушка взяла старт. Рядом плыла страховочная лодка. Она старалась изо всех сил, но достигнув середины, подала знак, вытаскивать ее.
На следующий день спортсменка с легкостью преодолела бурную реку, на удивление всем. И первый вопрос, который ей задали журналисты, был о том, почему же вчера ей не хватило сил? На что девушка ответила – « Я не видела цели».
И, ведь, действительно, живя бесцельно человек, ничего не может добиться, он даже не знает, в какую сторону надо двигаться.
Воспитатель:
Я предлагаю вам выбрать из списка человеческих стремлений пять, которые важны для вас.
(Дети выбирают цели и объясняют свой выбор)
слайд (На экране показаны цели)
К чему стремятся люди в жизни.
• Хорошее образование.
• Хорошая работа и карьера.
• Счастливая семья.
• Слава.
• Деньги, богатство.
• Дружба.
• Достижения в искусстве, музыке, спорте.
• Уважение и восхищение окружающих.
• Наука как познание нового.
• Хорошее здоровье.
• Уверенность в себе и самоуважение.
• Хорошая пища.
• Красивая одежда, ювелирные украшения.
• Власть и положение.
• Хороший дом, квартира.
• Сохранение жизни и природы на земле.
• Счастье близких людей.
• Благополучие государства.
Воспитатель: Не забывайте, что имея впереди цель, вы будите двигаться в нужном направлении.
б) - От одиночества
Воспитатель: Давайте постараемся выяснить: Одиночество, это хорошо или плохо?
Я предлагаю вам список позиций одиночества. Тот пункт, который не несет в себе ничего хорошего, мы будем обозначать «-». Тот, из которого можно извлечь пользу «+»
Слайд
Состояние депрессии,
Возможность разобраться в себе, своих чувствах, мыслях ,
Не с кем поговорить,
Не к кому прикоснуться,
Возможность разобраться в своих ошибках.
Возможность приобретения нового опыта.
Возможность раскрытия определенных склонностей.
Понижение самооценки
Возможность саморазвития
Возникновение страха, апатии и других губительных ощущений
Возможность для творчества.
Воспитатель: Какой из этого мы можем сделать вывод?
Вывод: От нас самих зависит, как мы воспримем одиночество. Как используем это время: для саморазвития или саморазрушения.
в) - В знак протеста. Чтоб снять напряжение, злость.
Очень часто в нашей жизни происходят конфликты, в том числе и с родителями и с любимыми. В знак протеста уничтожать себя, просто глупо, можно придумать массу других возможностей высказать свое возмущение.
Я предлагаю разбиться всем по четыре человека.
3. Игра «ВЫХОД».
Задание каждой группе, найти выход из данной ситуации:
1. Девушка рассталась с парнем. Ей больно, обидно, одиноко. Как можно избавиться от этих ощущений?
2. Неля не заметила днем на улице соседку и не поздоровалась, вечером та наговорила ей всяких гадостей. Как девочке сохранить духовное равновесие?
3. Ваня поругался с семьей и ушел из дома. Извиняться он считает ниже своего достоинства. Каким образом можно решить эту проблему?
4. Лене всегда в пример ставят ее старшую сестру, ее это уже бесит. Какой она может найти выход?
КАК ЖЕ СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ???
(Рассуждение детей)
Послушать музыку.
Пойти подышать свежим воздухом. Жизнь прекрасна вокруг!
Принять ванну, вода расслабляет. (желательно с настоем мяты)
Пошуметь, покричать.
Поплакать, это помогает, но не более 10 минут.
Почитать, посмотреть телевизор – переключить внимание
Посчитать до 30 мысленно
Сконцентрировать внимание на постороннем объекте
Постараться не думать ни о чем, в течении 20-30 сек.
Заняться спортом (качать пресс), отличный выход для злости.
Заняться творчеством (писать, рисовать, вышивать и т.д.)
Заглянуть в глубины себя, осознать свою вину.
Обратиться к психологу, родителям, или к любому старшему человеку, которому ты доверяешь. Ведь эти люди уже прошли через это.
Обратиться к друзьям за поддержкой.
4. Игра «Мумия».
Участники делятся на 3 группы
От каждой группы нужен один доброволец.
оставшиеся члены групп, встают, тесно прижавшись, друг к другу. (Доброволец обматывает всю группу туалетной бумагой)
Вопрос: Удобно ли вам так стоять? Можете освободиться.
Вывод: Человек всегда может избежать зависимости, главное – сделать выбор и принять решение. Все почувствовали, какое неудобство доставляет зависимость. Вредные привычки – это зависимость.
Как вы поняли, чтобы не поддаться уговорам надо уметь вовремя сказать «Нет!». Сейчас мы попробуем ответить «Нет» в некоторых ситуациях.
IV. Практическая часть
Игра «Умей сказать «Нет!»
Воспитатель: Итак, ребята, всегда есть способ отказать, если вы не хотите что-то делать. А как научиться говорить «нет» тем, кто предлагает вам наркотики?
Давайте попробуем сказать «нет» на практике.
Работа идет в парах. Один из воспитанников предлагает попробовать наркотик, другой отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Затем воспитанники в паре меняются ролями.
Варианты отказа:
“Спасибо, нет. Я знаю, что это опасно для меня”
“Спасибо, нет. Я уже пробовал, и это мне не понравилось”.
“Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями”
“Спасибо, нет. Это не в моем стиле”
“Спасибо, нет. Мне надо на тренировку”
“Спасибо, нет. Если я это сделаю, потеряю власть над собой”.
Умей сказать “Нет”!
После завершения упражнения следует обсудить два вопроса:
- Как чувствовали себя участники в ролях?
Легко ли подбирать достойные отказы?
Ребятам предлагается высказать свои варианты, которые записываются на плакате. Затем воспитатель предлагает свои формулировки, например:
1. Назови причину, скажи тем, кто тебе предлагает, почему не хочешь принимать наркотик: «Я знаю, что это опасно для меня», « Я уже пробовал, и это мне не понравилось».
2. Будь готов к различным видам давления. Люди, предлагающие наркотики, могут быть дружелюбны или агрессивны. Будь готов уйти или сделать что-нибудь, что могло бы уменьшить давление. Например, пригласи друзей принять участие в беседе. Соблазнители, скорее всего, уйдут.
3. Сделай это просто для себя. Ты не должен объяснять всем свои причины.
4. Имей какое-нибудь дело. Если ты занят, это уже будет причиной для отказа от наркотиков. Даже если ты скажешь, что всего-навсего собираешься пойти поесть, то это уже возможность избежать ситуации, когда ты под «нажимом».
5. Избегай ситуаций. Ты ведь можешь знать, кто употребляет наркотики, в каких местах они собираются. Старайся быть подальше от этих мест, от этих людей.
6. Дружи с теми, кто ведет здоровый образ жизни. Твои настоящие друзья не будут заставлять тебя принимать наркотики, и не будут делать этого сами.
V. Итог занятия
А в заключении, я хочу вам рассказать еще одну интересную историю:
Притча о бабочке.
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».
Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.
Рефлексия
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие, и мне бы хотелось знать:
Что нового вы сегодня для себя открыли? Что вам понравилось?
Заключительное слово
Воспитатель:
А сейчас мы встанем в круг, возьмемся за руки и повторим за мной то, что я скажу. Ни под каким видом, ни под каким предлогом, ни из любопытства, ни из чувства товарищества, ни в одиночку, ни в группе, мы не будем принимать, нюхать и пробовать наркотики, мы не будем принимать, нюхать и пробовать наркотики.
Мы за здоровый образ жизни. Все в наших руках!
В конце занятия детям раздаются памятки.
Список литературы
- Шапцева, Н.Н. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2009. - 184с.
- Кулинич,Г.Г. вредные привычки: Профилактика зависимостей: 5-7 классы. – М.:ВАКО, 2011.-208 с.-(Педагогика. Психология. Управление).
- Подхватилин, Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: Практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. - М.:ТЦ Сфера, 2002.
- Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости/ П/ред. А.Н.Гаранского – М: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
- Интернет-ресурсы http//pedsovet.su/ интернет – сообщество учителей
Приложение
Игра «Выход»
ситуации
1. Девушка рассталась с парнем. Ей больно, обидно, одиноко. Как можно избавиться от этих ощущений? |
2. Неля не заметила днем на улице соседку и не поздоровалась, вечером та наговорила ей всяких гадостей. Как девочке сохранить духовное равновесие? |
3. Ваня поругался с семьей и ушел из дома. Извиняться он считает ниже своего достоинства. Каким образом можно решить эту проблему? |
|
Приложение
КАК ЖЕ СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ???
Послушать музыку.
Пойти подышать свежим воздухом. Жизнь прекрасна вокруг!
Принять ванну, вода расслабляет. (желательно с настоем мяты)
Пошуметь, покричать.
Поплакать, это помогает, но не более 10 минут.
Почитать, посмотреть телевизор – переключить внимание
Посчитать до 30 мысленно
Сконцентрировать внимание на постороннем объекте
Постараться не думать ни о чем, в течении 20-30 сек.
Заняться спортом (качать пресс), отличный выход для злости.
Заняться творчеством (писать, рисовать, вышивать и т.д.)
Заглянуть в глубины себя, осознать свою вину.
Обратиться к психологу, родителям, или к любому старшему человеку, которому ты доверяешь. Ведь эти люди уже прошли через это.
Обратиться к друзьям за поддержкой.
Приложение
Причины отказа
1. Назови причину, скажи тем, кто тебе предлагает, почему не хочешь принимать наркотик: «Я знаю, что это опасно для меня», « Я уже пробовал, и это мне не понравилось».
2. Будь готов к различным видам давления. Люди, предлагающие наркотики, могут быть дружелюбны или агрессивны. Будь готов уйти или сделать что-нибудь, что могло бы уменьшить давление. Например, пригласи друзей принять участие в беседе. Соблазнители, скорее всего, уйдут.
3. Сделай это просто для себя. Ты не должен объяснять всем свои причины.
4. Имей какое-нибудь дело. Если ты занят, это уже будет причиной для отказа от наркотиков. Даже если ты скажешь, что всего-навсего собираешься пойти поесть, то это уже возможность избежать ситуации, когда ты под «нажимом».
5. Избегай ситуаций. Ты ведь можешь знать, кто употребляет наркотики, в каких местах они собираются. Старайся быть подальше от этих мест, от этих людей.
6. Дружи с теми, кто ведет здоровый образ жизни. Твои настоящие друзья не будут заставлять тебя принимать наркотики, и не будут делать этого сами.
Приложение
Прочти и запомни!
1. Многовековой опыт человечества доказал, что ни запреты, ни свобода потребления наркотиков не спасают от заболевания наркоманией. Только сам человек не допустит его, если найдет в себе мужество сказать наркотику «Нет».
2. Лжец тот, кто делит наркотики на сильные и слабые, утверждая при этом, что последние безвредны.
3. Первая доза наркотика доставляет 3-4-минутное удовольствие. Спустя месяц для достижения «кайфа» доза многократно возрастает.
4. Эйфория от приема наркотиков длится несколько минут, а состояние безразличия, душевной опустошенности, вялости, дремоты и горячечного бреда - несколько часов.
5. Организм наркомана без новой дозы не может обходиться более 9-10 часов. Начинается «ломка», причиняющая неописуемые страдания.
6. Редкий наркоман доживает до 30-35 лет. Продолжительность его жизни при постоянном потреблении наркотика от первой до последней дозы - от 7 до 10 лет.
7. Наркотическая дурь самого пылкого влюбленного делает абсолютно безразличным и равнодушным. Она лишает интереса к жизни, доводя до одиночества и часто до самоубийства.
8. Наиболее частые причины смерти наркоманов: передозировка, сердечно-сосудистая недостаточность, самоубийства, драки и криминальные разборки.
9. В настоящее время наркодельцы, чтобы втянуть подростка или молодого человека в наркозависимость и сделать его постоянным покупателем зелья, часто предлагают 1-2 раза попробовать его бесплатно.
10. Подумай: надо ли тебе это делать? Ведь бесплатным бывает только сыр в мышеловке.
11. Творить наркоман не может, а натворить может сколько угодно.
12. У наркомана жизнь настолько «хороша», что ему быстро и жить надоедает.
13. Лучше отказаться от наркотиков один раз, чем пытаться это делать всю свою короткую жизнь.
14. Тот, кто начинает потреблять наркотики, думает, что пользуется свободой. Наоборот, он начал ее терять, предавая себя в рабство.
Запомни эти заповеди:
1. Прежде, чем взять в руки наркотик, подумай: а зачем тебе это надо? Кроме дополнительных проблем ничего хорошего не получишь.
2. Допустим, в силу обстоятельств, в твои руки попал-таки наркотик. Будь мужественным, не поленись и донеси его до унитаза.
3. Если, попробовав наркотик, тебе захотелось повторить, знай, ты - в начале пути к своей безвременной смерти. Но еще до ее прихода ты испытаешь такие муки и страдания, какие не пожелаешь своему злейшему врагу.
4. Наркодилеры хитры и коварны. Они могут подстерегать тебя в школе, не дискотеке, даже в подъезде дома. Они - враги! Будь бдителен.
Итак, где бы, в какой ситуации ни оказался - скажи сам себе твердо и решительно: НАРКОТИКУ - НЕТ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект демонстрационного занятия «Все в твоих руках»
Цель: - активизация внутренних резервов; - анализ собственных источников негативных переживаний;- снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций; - обучение способам ...
Занятие по формированию ЗОЖ "Твое здоровье - в твоих руках!" (ФГОС)
Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Занятие разработано в соотсе...
Тренинговое занятие "Здоровье в твоих руках"
Тренинговое занятие продолжает цикл мероприятий, связанных с формированием здорового образа жизни учащихся. Здоровье - самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здор...
Занятие "Всё в твоих руках"
Занятие направлено на снятие депрессивного состояния у подростков....
Тематическое занятие: "Все в твоих руках"(профилактика ВИЧ/СПИД)
Есть вещи, которые способен сделать любой. Когда человек не хочет заболеть зимой, он тепло одевается и принимает витамины. Когда человек не хочет обгореть на солнце, он пользуется защитными крем...
Конспект занятия «Твоя рука в моей руке»
Данное занятие является развивающим, в нём используются элементы игротерапии.Основной целью является: формирование конструктивного, доверительного отношения и уважения подростков друг к другу....
Внеурочное занятие «ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ В ТВОИХ РУКАХ»
Внеурочное занятие «ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ В ТВОИХ РУКАХ» ...