конспект мастер-класса "Антресоли чудес"
план-конспект по теме
Мастер-класс: «Антресоли чудес».
Цель: расширить кругозор детей в области кукольного театрального искусства.
Задачи:
Развивающие:
Развитие воображения, речи, внимания, памяти и мышления, воображения;
Развитие интереса к творчеству, театру;
Развитие коммуникативных способностей обучающихся;
Обучающие:
Ознакомить детей с видами кукол;
Познакомить детей с элементами театральной техники;
Обучить их пальчиковой гимнастике, на примере упражнения «Цветок».
Воспитательные:
Воспитание чувства ответственности за свои поступки, уважительного отношения к окружающим людям.
Форма проведения занятия: познавательно-игровая.
Методы проведения:
Беседа;
Пластическая игра;
Артикуляционная гимнастика ( Скороговорки);
Пальчиковая гимнастика;
Игра-импровизация;
Дыхательная гимнастика;
Кукольное представление;
Оформление:ширма, куклы, декорации к спектаклю, схема видов кукол.
План мастер-класса:
- Организационный момент.
- Вступительное слово ведущего ( тезисы о театре).
- Рассказ о происхождении и видах кукол.
- Игра «Буратино и Папа Карло».
- Дыхательные, пластические и речевые упражнения.
- Выступление ребят творческого объединения «Кукольный театр» со спектаклем «Кот и Пёс».
- Подведение итогов занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_antresoli_chudes.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»
Шатурского муниципального района Московской области
Конспект занятия мастер - класса
творческого объединения «Кукольный театр»
на тему: «Антресоли чудес».
Педагог : Валежева С.А.
Шатура, 03/2009 г.
Мастер-класс: «Антресоли чудес».
Цель: расширить кругозор детей в области кукольного театрального искусства.
Задачи:
Развивающие:
- Развитие воображения, речи, внимания, памяти и мышления, воображения;
- Развитие интереса к творчеству, театру;
- Развитие коммуникативных способностей обучающихся;
Обучающие:
- Ознакомить детей с видами кукол;
- Познакомить детей с элементами театральной техники;
- Обучить их пальчиковой гимнастике, на примере упражнения «Цветок».
Воспитательные:
- Воспитание чувства ответственности за свои поступки, уважительного отношения к окружающим людям.
Форма проведения занятия: познавательно-игровая.
Методы проведения:
- Беседа;
- Пластическая игра;
- Артикуляционная гимнастика ( Скороговорки);
- Пальчиковая гимнастика;
- Игра-импровизация;
- Дыхательная гимнастика;
- Кукольное представление;
Оформление: ширма, куклы, декорации к спектаклю, схема видов кукол.
План мастер-класса:
- Организационный момент.
- Вступительное слово ведущего ( тезисы о театре).
- Рассказ о происхождении и видах кукол.
- Игра «Буратино и Папа Карло».
- Дыхательные, пластические и речевые упражнения.
- Выступление ребят творческого объединения «Кукольный театр» со спектаклем «Кот и Пёс».
- Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
Педагог. Здравствуйте, ребята, мы рады приветствовать вас в стенах нашего центра «Созвездие» в гостях у кукольного театра «Звёздочка».
Многие из вас были в театре, некоторые из вас видели кукольные представления.
Каким радостным, волнующим событием является для нас каждое посещение театра! Театральный спектакль полон движения, ярких чувств и мыслей, на нем мы познаем жизнь, искренне радуемся, огорчаемся и восхищаемся. Многие из вас любят театр и тайком мечтают стать артистами, но боятся в этом признаться.
Чтобы стать артистом кукольного театра надо иметь талант, актёрское дарование. Быть актёром кукольного театра так же, как и актёром просто театра – это кропотливый труд.
Актерское дарование — явление сложное. Его надо развивать с детства. К. С. Станиславский, выдающийся режиссер и актер, писал: «Талант — это счастливая комбинация многих творческих способностей человека в соединении с творческой волей... Нужны: наблюдательность, впечатлительность, память... темперамент, воображение, фантазия, вкус, ум... искренность, самообладание, находчивость ...»
Этот театральный час поможет вам больше узнать о театре, попробовать свои творческие силы.
Театр кукол – это вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актёрами – кукловодами, обычно скрытыми от зрителей ширмой. Куклы различаются устройством и системой их управления.
Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая в мире кукла. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.
Искусство кукольного театра по своей природе народное. Театры кукол сейчас есть везде: в школах, в ДК, в больших семьях, кружках.
Самый простейший кукольный театр – это настольный. Где декорации и герои выставляются на столе. Такой театр напоминает оживший детский рисунок.
От простейшего театра на столе теперь перейдём к более сложным формам кукольного театра.
По способу управления куклы делятся на два основных вида – ВЕРХОВЫЕ и НАПОЛЬНЫЕ.
К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы и зритель его не видит.
Напольные в отличии от верховых находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклы в движение прямо на глазах у зрителей
.
ПЕРЧАТОЧНЫЕ - На Руси издавна существовали петрушечники - актёры, выступавшие с куклами – Петрушками, надеваемыми на руку. Основой - туловищем, такой куклы служит перчатка, сшитая по руке актёра.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ – основой - туловищем, такой куклы служит пальчик. На каждом пальчике создаётся образ персонажа.
ТЕНЕВЫЕ - основой этих кукол является силуэт (показ контурного рисунка)
ТРОСТЕВЫЕ - куклы управляются специальными механизмами с помощью тростей. Основу таких кукол составляет деревянная конструкция-гапит. Трости для управления руками куклы крепятся к её кистям.
МАРИОНЕТКИ - куклы управляемые сверху, чаще всего с помощью нитей. Марионетки приводятся в движение при помощи ваг. Это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла.
Мы познакомились со многими интересными системами кукол для кукольного театра и убедились, что разнообразие их бесконечно. Но в этом разнообразии есть свои закономерности и прочные связи. Так, из перчаточной куклы родилась в своё время тростевая, а из марионетки – БОЛЬШАЯ НАПОЛЬНАЯ КУКЛА. Внешне эти куклы напоминают “родителей”, только они больше по размеру, и у них нет никаких нитей. Работать с такими куклами очень интересно. Их водит “в открытую” один, а чаще всего два исполнителя. Но вот на сцене появились огромные куклы. Большие кукольные головы, огромные ладони, здоровенные ботинки…. И что самое удивительное, кукловодов рядом с ними нет. Но куклы прыгают, танцуют, водят хороводы со зрителями. Это ЛЮДИ-КУКЛЫ, то есть РОСТОВЫЕ КУКЛЫ.. Актёр надевает на себя огромную голову-маску и превращается в живую куклу.
Вот мы с вами познакомились с различными видами кукол, а теперь хотите поиграть?
Игра «Буратино и Папа Карло». Представьте, что злой и коварный волшебник заколдовал вас, превратил в дерево. Сначала постепенно перестаёт двигаться голова, становясь «деревянной». Затем шея, руки, туловище, бёдра и ноги. Вы стали «деревянными» и в таком состоянии перемещаетесь по залу. Но вот появился Папа Карло, и благодаря ему, у вас начинает двигаться голова влево - вправо, вверх – вниз. Затем можете согнуть руки в локтях, сначала по очереди, потом обеими руками вместе, передвигаясь, таким образом, по залу. Далее сгибаете руки, следом сгибаясь в пояснице, а потом и в коленном суставе.
Молодцы! А теперь попробуйте поприветствовать друг друга таким образом.
Замечательные куклы у нас получились, а теперь вы можете вернуться в своё нормальное состояние и сесть на свои места.
Ребята, а вы знаете, что надо, чтобы стать настоящим кукольным артистом?
Чтобы стать настоящим актёром необходимо уметь говорить чётко, управлять своим дыханием, интонацией , эмоциями. Необходимо каждый день выполнять определенные упражнения:
- Дыхательные.
- Речевые.
- Голосовые .
- Интонационные.
- Упражнения на дикцию.
- Пластические упражнения для рук и пальцев.
- Артикуляционная гимнастика.
Давайте сейчас поупражняемся, а заодно и проверим, готовы ли вы стать артистами кукольного театра.
Первое упражнение, которое мы сейчас выполним – это речевое упражнение.
Попробуйте произнести на одном дыхании скороговорку чётко, в темпе и без запинок.
От топота копыт пыль по полю летит,
Пыль по полю летит от топота копыт.
Второе упражнение – дыхательное упражнение
«Снежинки»
(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)
Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.
Дровосек.
Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.
Игра «Ворона». Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить - выдох. На выдохе произнести: Карр!
Следующее упражнение - Мимические упражнения.
- Выразить состояние боли. Работали молотком и нечаянно стукнули по пальчику.
- Выразить удивление: «Какой высокий небоскреб!» Показать, как вы испугались высоты, попав на последний этаж небоскреба.
- Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.
- Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала.
- Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.
- Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.
Чтобы стать настоящим артистом, необходимо учится правильно говорить, делать мимические и речевые упражнения и зарядки для своего язычка. Одну из таких зарядок мы сейчас с вами и сделаем.
Зарядка Для Язычка
(тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)
Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.
Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
провести языкам по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)
Игра на тренировку мышц губ и щёк.
Круглые овощи и предметы – щёки надуваем. Тонкие –щёки втягиваем.
Пальчиковая гимнастика.
Домик
Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.
Под грибом - шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят
Пластические упражнения.
Покажи походку (показывают все поочередно) манекенщицы, солдата, балерины, старика, очень спешащего человека; человека, которому жмут ботинки; человека, который несет тяжелые сумки; мальчика-воображалы; обиженного человека.
Игра-пантомима.
Покажем, что умеют говорить наши части тела (показывают дети по словам взрослого):
- как наши плечи говорят: "Я гордый!",
- как спина говорит: "Я старый человек",
- как наш палец говорит: "Иди ко мне",
- как наш рот говорит: "М-мм, как вкусно!"
- как наша голова говорит: "Нет-нет-нет",
- как делает наше ухо, чтобы сказать: "Я хочу услышать, как поет птичка",
- как делают нос и рот, когда плохо пахнет,
- как глаза и рот говорят: "Мне хочется спать".
Настоящие артисты могут из вас получиться. Но а пока посмотрите спектакль «Кот и Пёс» в исполнении ребят из творческого объединения «Кукольный театр «Звёздочка» .
(просмотр спектакля)
Молодцы! Ребята, понравилось вам выступление?
Что нового и интересного вы узнали на нашем занятии?
Рефлексия.
Посмотрите внимательно на стенд. Здесь вы увидите индикаторы вашего настроения.
При помощи рук и определённых жестов вы покажете своё отношение к занятию.
Поднятая вверх одна рука - занятие понравилось.
Поднятые вверх обе руки – занятие заинтересовало и подняло мне настроение.
Опущенные вниз руки - ничего не изменилось в моём настроении.
Кто хотел бы стать юным артистом кукольного театра и заниматься в нашем творческом объединении?
Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и некоторые из вас способные актёры.
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории 5 класс "Семь чудес света "
Возможно использование игры для повторения материала по истории древнего мира в конце курса....
Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе. Игра «Поле чудес» Тема «Русские богатыри»
Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе СКОУ 8 вида в игровой форме. Игра "Поле чудес" на тему "Русские богатыри"...
Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе. Игра «Поле чудес» «По страницам истории России»
Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе СКОУ 8 вида в форме игры "Поле чудес" на тему "Постраницам истории России"...
Конспект урока "Поле чудес"
Тема урока: Урок-игра "Поле Чудес"Место урока в системе уроков: текущийЦели и задачи урока: · выявить наличие у учащихся более глубоких знаний в области...
Конспект ООД " Лесные чудеса"
Конспект ООД " Лесные чудеса"...
Конспект урока "Семь чудес света"
Конспект урока разработан для обучающихся, воспитанников для детей с нарушениями слуха. В доступной для детей уровне материалурока позволяет познакомить детей с основными достижениями в области ...
Конспект занятия Мастерская чудес"
Конспект занятия «Мастерская чудес» разработан для воспитанников областного государственного казенного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Асиновского района». Це...