Методическая разработка по теме: "Изготовление кубышки - травницы"
методическая разработка (5 класс) по теме

Евланова  Светлана Анатольевна
Занятие "Изготовление кубышки - травницы" - одно из занятий цикла "Возрождение народных традиций. Куклы" студии декоративно - прикладного творчества "Сувенир"

Воспитанницы студии  не только сами приобщаются к истории, изготавливая своими руками кукол прабабушек, но и узнают много интересного о предназначении каждой  из кукол, традициях пошива одежды, об истории народных  праздников на Руси. Путешествие в глубину веков - познавательно и увлекательно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izgotovlenie_kubyshki_-_travnicy..doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

СТУДИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «СУВЕНИР»

г. Зарайск Московской области

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

«Кубышка – травница».

( раздел образовательной программы – «Возрождение народных традиций. Куклы»)

                                                                                         

                                                                                  РАЗРАБОТЧИК ЗАНЯТИЯ

                                                                                          ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                             ЛЫСОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

   

г. Зарайск

ноябрь 2011 года

       

      Цель занятия:

  1. научить изготовлению обрядовых кукол.

Задачи занятия:

    обучающие:

  1. расширить знания обучающихся о различных видах декоративно – прикладного творчества,
  2. учить применять полученные знания и умения в своей практической деятельности;
  3. познакомить детей с обрядовой куклой и ритуалами, которые связаны с ней;

    воспитательные:

  1. прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа;
  1. приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;
  2. прививать любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты, усидчивость, терпение, аккуратность, трудовую культуру;

   развивающие:

  1. развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления;
  2. способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук;
  3. способствовать формированию и развитию познавательного  интереса  обучающихся к ремеслу.

Методическое оснащение занятия:

Материально – техническая база:

технические средства обучения (ПК); материалы (ткань хлопчатобумажная, тесьма, клей, нитки «мулине»  красного цвета,  синтепон,  душистые травы), инструменты (ножницы).

Дидактическое обеспечение: презентация, образцы изделий, технологические карты .

Методы обучения:

  1. рассказ педагога;
  2. практическая работа воспитанниц под контролем педагога;
  3. выставка работ.

 Тип занятия:  комбинированное.

Конспект занятия.

  1. Организационный момент.

Дети собираются в кабинете студии, рассаживаются по местам и готовятся к занятию.

  1. Вступительная беседа. Рассказ педагога.

Звучит музыка.

- Здравствуйте, девочки!

  Во все времена девочки любили играть в куклы. Традиционной игрушкой в русских деревнях даже в самых бедных крестьянских семьях была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Пока дети были маленькие, кукол им шили матери, бабушки, старшие сёстры. С 5 лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Игрушки никогда  не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.

 -Часто куклу делали безликой. Как вы думаете, почему?

( Да, у тряпичных кукол  нет лица. В старину куклам приписывали магическую силу: кукла должна была охранять от порчи того, кто с ней играл, а если сделать кукле лицо, в нее может вселиться злой дух и тогда она оживет и погубит ребенка).

        

  -Большинство кукол на Руси были оберегами.

- Как вы думаете, для чего нужны были куклы  - обереги?

 ( Да, они охраняли жилище от злых духов, защищали своих хозяев от болезней и недоброжелателей).

-У каждой куколки – оберега было своё предназначение.

слайды c комментированием педагога.

 -Кубышка-травница наполнена душистой лекарственной травой: душицей, валерианой, пустырником и другими травами. Кубышка - Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Еще её ставили в изголовье  около кровати младенца или взрослого человека, и сон был спокойный и глубокий.

-Девочки, какой праздник будет очень скоро отмечаться в России?

(День Матери)

-Этих куколок вы можете подарить своим мамам. Кубышки – травницы помогут мамам отдохнуть после рабочего дня, успокоят нервы.

3.Объявление темы занятия. Правила ТБ.

-Именно такую куклу – «кубышку – травницу» мы сегодня попробуем с вами сделать.

- Давайте посмотрим, что нам потребуется для изготовления травницы.

Дети рассказывают о том, что лежит на столе:

- белая (белоземельная) х/б ткань – квадрат со стороной 20 х 20 см – голова

 - квадрат ткани 40см х 40см – юбка – мешочек;

-полоска ткани 20см х 8 см – рукава;

-2 квадрата  20см х 20см – грудь;

-2 квадрата 8 см х 8 см – маленькие мешочки;

-светлая канва 8 см х 10 см – фартук;

-треугольник со стороной 15 см – платок;

-тесьма нескольких видов;

-синтепон;

- душистые травы ( на столе педагога);

-  красные нитки «мулине» ;

-Почему использовался красный цвет?  (он  обережный).

- У вас на столах есть и технологические карты изготовления кукол – травниц. Они вам помогут правильно изготовить кубышку - травницу.

- Каждую деталь куклы мы будем формировать при помощи витков красных ниток .

_ Давайте вспомним, как надо обращаться с колющими и режущими инструментами, которые сегодня нам пригодятся для работы.

-Куклу будем делать поэтапно. Помогайте друг другу, спрашивайте, если что – то не поняли.

звучит лёгкая музыка

4. Практическая работа. Поэтапное изготовление куклы.

  1. Голова.

Берём белый квадрат и немного синтепона. Формируем из синтепона шарик, перегибаем по диагонали квадрат и закладываем в его середину шарик синтепона выполняем тугую ровную голову без морщинок, закрепляем нитью на шее.

  1. Руки – ладошки.

Расправляем ткань по диагонали. На концах делаем подгиб ткани, формируем ладошку, перевязывая её.

Вторую ладошку делаем аналогично. Перевязываем куколку на поясе.

  1. Грудь.

Берём квадрат 20см  х 20 см.Формируем из синтепона шарик. перегибаем по диагонали квадрат и закладываем в его середину шарик синтепона. Выполняем грудь. Закрепляем витками нити. Размер каждой груди чуть меньше головы (пышная грудь считалась признаком плодородия). Каждую грудь (можно 2 сразу) привязываем к туловищу.

  1. Юбка – мешочек.

Берём большой кусок синтепона и формируем из него шар. В нём делаем отверстие, которое заполняется душистыми травами.

(педагог проходит по рядам и насыпает каждому 2 столовые ложки травы). Откладываем в сторону.

Берём большой квадрат ткани, заправляем нитку в иголку и смотрим на карту, которая перед вами. В центр квадрата надо положить наш душистый шар из синтепона. Каждый уголок квадрата подворачиваем внутрь и всё соединяем по кругу обычным намёточным швом.

Затягиваем немного – получается мешочек.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ПАРЯЩАЯ БАБОЧКА» ( упражнение для глаз).

  1. Сборка куклы.

Сажаем в мешочек верхнюю часть куклы, затягиваем мешочек, а закрепляя, соединяем швом 2 части куклы.

  1. Фартук.

Выворотным способом повязываем куколке передник. Приматываем  его шнуром к туловищу куклы. Концы шнура – пояса должны быть одинаковой длины – если концы равны, то хозяйка хорошая.

  1. Мешочки.

Из 2-х квадратов формируем мешочки (по  принципу изготовления головы). Приматываем их к ладошкам куклы.

В мешочки можно насыпать травы.

  1. Оформление куколки.

Повязываем платок кукле. Закрепляем кусок тесьмы на голове. Украшаем тесьмой и вышивкой фартук. Пришиваем заплатки на юбку.

5. Заключение. Рефлексия.

Девочки! Вы – молодцы! Потрудились на славу.

- Что нового вы для себя узнали? Чему научились?

- Сложно было?

-Давайте поставим наши работы на выставку и посмотрим, что у кого  что получилось!

6. Анализ работ детьми и педагогом.

7. Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме :"Изготовление декоративных и отделочных цветов из ткани".

Методическая разработка урока производственного обучения (мастер-класс) для открытого мероприятия по программе « Молодые дороги в Европе»....

Мастер-класс "Народная игрушка. Кубышка-травница"

Поэтапный показ с подробными коментариями по изготовлению народной игрушки "Кубышки-травницы". Чтобы воздух в избе был чистый, на Руси  изготавливали полезную куколку «Кубышку-Травницу». Подвешив...

Мастер – класс преподавателя живописного отделения Гуськовой Эллы Николаевны. Изготовление традиционной русской народной куклы-оберега «Кубышка-травница».

Мастер – класс преподавателя живописного отделения Гуськовой Эллы Николаевны 31 октября 2014 года в детской художественной школе №4 преподаватель живописного отделения Гуськова Элла Николаев...

Методическая разработка занятия Тема: Изготовление объёмной игрушки «Осьминог»

Приводится описание занятия «Изготовление объёмной игрушки «Осьминог» по программе «Рукодельница». Предлагается содержание занятия, формы и методы его проведения, прикладываются необходимые материал...

Методическая разработка по теме: «Изготовление пасхального яйца из фетра»

Цель - развитие творческих способностей учащихся  через изготовление пасхального сувенира. Познакомить с технологией пошива яичка петельными стежками.Задачи: -Формировать умение, необходимое...

Методическая разработка по изготовлению русской народной игрушки-оберега «Кубышка-травница»

Данная методическая разработка предназначена для детей и взрослых кто любит рукодельничать. Обучая детей в кружковом объединении, я применяю различные техники пошива мягких игрушек в процессе изготовл...