Разработка интегрированного урока по изо и прикладному творчеству
методическая разработка (5 класс) по теме
урок направлен на повторение пройденного материала по изобразительному искусству и изучению материала по прикладному творчеству " Изготовления цветка из ракушек"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный УРОК
изобразительного и декоративно-прикладного творчества
в Изостудии «Радужный мир» детско- юношеского центра
Пояснительная записка
Ракушки – один из наиболее доступных материалов для творчества, это приятный на ощупь, экологически безвредный и не вызывающий аллергии материал. Из него можно сделать всевозможные украшения и сувениры. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если вы почувствуете его красоту, узнаете его свойства и научитесь работать с ним. При создании композиции из ракушек нужно подумать, для какого помещения она предназначена, выбрать тему композиции, его цветовое и стилистическое решение. Поделками из ракушек можно украсить интерьер ванны, прихожей, гостиной. Сборная композиция из природных материалов – отличная возможность проявить фантазию.
Радость, которую испытывает ребёнок, научившийся создавать прекрасное, желание в свободную минуту сделать что-то своими руками способствует формированию духовного мира, трудолюбия, нравственности, художественного вкуса. В процессе работы появляется красота труда учащихся, прежде всего в высоком качестве изготовляемых предметов. Под этим качеством подразумевается, наряду с добротностью изделия, его эстетичность и привлекательность.
Данное занятие рассчитано для детей 2 и3 года обучения, продолжительность занятия 90 минут. Тип занятия №2 – это закрепление и совершенствование ЗУН. Занятие используется как итоговое при закреплении знаний полученных ранее.
План учебного занятия
Продолжительность: 90 мин.
Тема программы: 2-г, Пластика, керамика, природный материал- 60 часов.
Тема занятия: Сувенир «Кувшинка».
Тип занятия: №2. закрепление и совершенствование ЗУН при работе с ракушками.
Вид урока: смешанный (конференция, экскурсия, аукцион, практическая работа)
Цель занятия: Формирование навыков работы детей в изготовлении изделий из ракушек. Развитие интереса у детей к изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Воспитание добросовестного отношения к труду. Содействие руководителя и создание условий для развития правильных взаимоотношений. Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе старших групп с младшими.
Задачи занятия:
- Сформировать знания и умения в области изобразительного искусства и прикладного творчества;
- Развивать творческую смекалку и культуру труда;
- Воспитывать добросовестное отношение к труду;
- Воспитывать стремление к достижению поставленной цели, стремление к самосовершенствованию;
- Создавать обстановку для творческого общения и сотрудничества;
- Создавать условия для правильных взаимоотношений детей на основе взаимной творческой деятельности;
- В процессе работы развивать у воспитанников образное мышление, креативность.
- В ходе занятия воспитывать аккуратность, умение видеть красоту и многообразие природных форм.
Методическая цель: Отработка методики подготовки и проведения занятий с применением методов активного обучения, работа в малых группах и смешанных по возрасту.
Материально-дидактическое оснащение:
Наглядные пособия – иллюстрации, коллекции ракушек, раздаточный материал.
Технические средства: проектор, компьютер, экран.
Учебное пособие – книги «Поделки из природного материала»;
Инвентарь- клей, ножницы, проволока, бисер.
Межпредметные связи: природоведение, окружающий мир, история, Цитата Дж. Родари, загадки»
Ход занятия
Структурные элементы занятия | Время прохождения этапа | Методические особенности, краткие указания по проведению занятия | |
1. Организационный момент. | 1 мин. | Приветствие, проверка готовности группы к занятию | |
2. Настрой воспитанников на работу. | 3 мин. | Сообщение темы, цели занятия, плана работы, создание положительной мотивации. | |
3. Закрепление ЗУН по изобразительному искусству и декоративно- прикладному творчеству | 80 мин. | Закрепление знаний проходит в виде конференции, экскурсии, аукциона и прак. работы в 4 этапа: 1-й этап: Пресс конференция Физ. минутка. 2-й этап: Экскурсия 3-й этап: Аукцион 4-й этап: Практическая работа | |
4. заключительный этап. | 6 мин. | Подведение итогов занятия. Выставка работ и коллективное обсуждение. |
|
Ход занятия
Сегодня мы проверим теоретические знания ребят старшей и младшей группы по изобразительному искусству и убедимся в практическом навыке выполнения сувенира по декоративно-прикладному искусству.
Итак, мы начинаем пресс-конференцию на тему: Творчество И.К. Айвазовского. На конференции присутствуют:(участники конференции ученики групп изостудии «Радужный мир»)
- Редакторы журнала «Искусство детям» учащиеся изостудии
- Редакторы журнала «Искусство в школе» учащиеся изостудии
- Редакторы журнала «Изобразительное искусство» изостудии
А так же возможность принять участие в нашей конференции представляется уважаемым гостям.
На вопросы прессы будут отвечать:
Дважды лауреат краевых конкурсов учащаяся лицея №4
Будущий модельер ученик лицея №4
- Неоднократная победительница городских конкурсов учащаяся СШ №5
- Будущий дизайнер ученица лицея №4
- И обладательница награды гран-при, бывшая ученица СШ №7
Теперь, когда я закончила представление, начинаем конференцию.
Вопрос №1 задает редактор журнала «Искусство детям» «Где родился и учился Айвазовский?»
Ответ: «Айвазовский родился в Феодосии 17 июля 1817г. в семье мелкого служащего. Учился в Петербургской Академии художеств, учился хорошо, срок обучения сократили и послали на 2 года в Крым для самостоятельных работ. Много принимал участия в учебных плаваниях военных кораблей Балтийского флота, кораблей Черноморского флота к берегам Кавказа. Благодаря этому он стал любимым художником на флоте»
Вопрос №2 задает редактор журнала «Искусство в школе» «В какую эпоху Иван Константинович начал свой творческий путь, кто направлял его в искусстве?»
Ответ: «Иван Константинович Айвазовский родился на берегу моря, детство протекало в близком общении с морской стихией, и вполне естественно, что основное место в его творчестве заняло изображение моря. Айвазовский начал свой путь в искусстве в пушкинскую эпоху. Гений великого русского поэта озарил творчество начинающего художника. Глинка, Крылов, Жуковский, Гоголь, Иванов, Брюллов направляли его первые шаги в искусстве»
Вопрос №3 задает редактор журнала «Искусство детям» «Чем, по вашему мнению, привлекают произведения Айвазовского?»
Ответ: «Многие произведения Айвазовского привлекают необычностью и неожиданностью содержания. Грохот бушующего моря, залпы орудий, вой ветра, удары волн бушующей стихии, молнии ночной мглы, а наряду с этим – поэтические лунные ночи на море, пламенеющие восходы и закаты солнца – все эти явления редко встречались тогда в живописи» (показывает картины)
Вопрос №4 (задают гости) «Всегда ли Айвазовский писал морские произведения? Изменял ли он своей теме?»
Ответ: «В молодости его влекло к себе изображение безмятежной ясности и тишины моря, залитого золотом солнечных лучей и серебристым светом луны. Позже его увлекают образы могучей разыгравшейся стихии, трагической гибели и катастроф на море. В старости он прославляет бушующий океан, противопоставляет ему мужество человека. Айвазовский никогда не изменял теме, его пример показывает, что внутри одной темы художник может найти бесконечное богатство и разнообразие содержания и исполнения» (показывает картины)Вопрос №5 задает редактор журнала «Изобразительное искусство» «Как об Айвазовском отзывались другие художники? Был ли он удостоен каких-либо званий?»
Ответ: « В 1840г. поехал в командировку за границу. Рим, Неаполь, Венеция, Лондон там он приобрел европейскую славу. Был близок в Н.В. Гоголем, художник Иванов одобрял живопись Айвазовского, он говорил что «Воду здесь никто не пишет так хорошо, как Айвазовский». Французский живописец Орас Верне выражал мнение творческих кругов Франции «Ваш талант прославляет Ваше Отечество». В Париже в 1843г. Айвазовскому присуждена золотая медаль. Путешествие по Европе завершилось в 1844г. в Амстердаме – где он был удостоен звания академик. За 4 года пребывания за границей он из талантливого молодого академика вырос в первоклассного мастера, что сделало его одним из самых популярных художников 40-х годов и закрепило славу одного из лучших маринистов Европы. Его картины были приобретены в Италии, Англии, Франции, Африке, Америке»
Вопрос №6 (задают гости) «Где были написаны самые основные картины Айвазовского?»
Ответ «В 1844г. вернулся в Петербург, писал на заказ все укрепленные города на Балтийском море. Ушла на эту работу зима 1844-1845 годов. Весной 1845г. отправился в плавание к островам Греческого архипелага, побывал в Турции, Малой Азии, успешно работал, вернулся, а приехав в Феодосию, решил поселиться в ней навсегда. В 1845г. приступил к постройке на берегу моря дома и мастерской. В этом доме прошла творческая жизнь художника. Здесь написаны его основные картины: «Черное море», «Штиль», «Буря на море», «Ницца ночью», «Перед бурей», «Лунная ночь», «9 вал». (Показывает картины через проектор)
Вопрос №7 задает редактор журнала «Искусство детям» «Какая самая известная картина художника?
Ответ «В 1850г. писал «9 вал». Первые лучи солнца осветили бушующий океан, и громадную волну, готовую обрушиться на группу людей, ищущих спасения на обломках мачт погибшего корабля. Зритель понимает, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля, как гибли моряки. Тем острее и тепло солнца вселяющее уверенность в победном исходе борьбы. Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Несмотря на драматизм сюжета, она не оставляет мрачного впечатления наоборот, она полна света и воздуха, пронизана лучами солнца, сообщающим ей оптимистический характер. Этому способствует и колористический строй картины. Она написана самыми яркими красками палитры, колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, лилового цвета в небе в сочетании с зеленым, синим, фиолетовым в воде. Яркая мажорная гамма звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающую страшную, но прекрасную в своем грозном величии стихию. Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одним из самых популярных произведений русской живописи» (показывает картину)
Вопрос №8 задает редактор журнала «Искусство детям»«Почему Айвазовский не писал другие картины?»
Ответ: «Айвазовского не привлекало обыденное состояние природы. Яркие образы произведений Айвазовского, выразительность и блеск их воплощения захватывали настолько, что даже люди, которым чужда была такая форма выражения чувств, примирялись с ней, покоренные силой искусства замечательного мариниста»
Вопрос №9 (задают гости) «Как удавалось художнику так естественно передавать всю красоту моря?»
Ответ: «Фантазия художника и виртуозная легкость его кисти казались неисчерпаемыми, он обладал развитой зрительной памятью обогащенной длительными и систематическими упражнениями. Он говорил: «Человек не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком – живым фотографическим аппаратом, но истинным художником никогда».
Вопрос №10 задают гости (Вологжанина Екатерина): «Где выставлялись работы Айвазовского?»
Ответ: «Выставки проходили не только в Петербурге и Москве, но и в других городах. Все денежные поступления от выставок он передавал в фонд местных благотворительных обществ. Поэтичность живописных образов Айвазовского была сродни и созвучна с произведениями русских поэтов, писавших о море. В первой половине XIX века Айвазовский воплотил на полотне жизнь моря во всей ее капризной изменчивости и многообразии. Он ощущал неуловимый ритм движения волн, в его маринах чувствуется пульсация морского прибоя»
Ну вот, я думаю, наша пресса получила исчерпывающую информацию о творчестве Ивана Константиновича Айвазовского. А теперь я приглашаю вас на нашу экспозиционную выставку, которую будет представлять наш экскурсовод Швед Виктория.
«На экспозиции представлены работы различных жанров искусства. Перед вами работы иконописной живописи на тему «Рождество Христово». Одна из этих работ получила диплом лауреата I степени на краевом конкурсе, автор этой работы Швед Юлия. Выше иконопись в графике автор работы получила диплом гран-при – ею стала Голубничая Алиса, тема работы Рождество.
Рядом пейзажная работа выполнена маслом на бархате. Темно изумрудная река озарена прощальными лучами угасающего дня. Автор работы получила диплом лауреата III степени – ею стала Острикова Олеся.
Ниже работа выполненная пластилином в анималистическом жанре. Автору удалось показать преданность и внимание друга.
Следующие работы выполнены на спилах: 1. «Родные березки» Здесь видна великолепная игра колорита, магическое сочетание 3-х тонов. Следующие две работы декоративно-прикладного искусства на тему Рождество. Авторы этих работ Швед Вика и Кудрявцева Татьяна получили дипломы лауреата II степени.
Следующие работы выполнены маслом. Авторы перенесли на холст задушевный (немного грустный), но бесконечно родной рассказ о том, как на русскую землю пришла зима.
Эта работа зимнего колорита выполнена насыпной техникой. О ней можно сказать: «Зима мила красой своей суровой»
На этой работе автор создал образ одинокого царственно величавого дуба. Образ, который символизирует силу русских людей, запечатленный в песне: «Среди долины на гладкой высоте цветет, растет высокий дуб в могучей красоте».
Следующая работа «Осень» выполнена маслом. Здесь не только полотно в целом, но и отдельные его части, изображения каждого дерева, полны классического совершенства.
Эта картина выполнена в насыпной технике по репродукции художника Щербакова «Домик Шолохова».
Перед вами картина «Цветущий сад» выполненная насыпной техникой. Автору удалось показать сочную весеннюю зелень деревьев, мягкий аромат цветущих яблонь. Грамотно выполнена удаляющая перспектива.
Следующая работа выполнена по репродукции художника Куинджи «Березовая роща», кстати, Архип Иванович является нашим земляком, он родился и вырос на побережье Азовского моря. Автор этой работы показал светлую, переходящую чуть-чуть в розовую, белизну березовых стволов и, наконец, светлую, солнечно-зеленую траву поляны. От такого сочетания весь колорит получается мажорно-зеленоватым, дальний план занимают благородные темно-зеленые купы деревьев. Они сливаются в одно целое – влекущую своей свежестью белоствольную рощу, которая тихо-тихо звенит.
И завершают нашу экспозицию две работы растительного жанра. Верхняя работа выполнена пластилином, причем цветовое решение получилось путем смешивания цветов. И нижняя работа «Весенние цветы» выполнена маслом, автор Шевченко Наталья»
Спасибо, Виктория. Вы, наверное, обратили внимание, что возле некоторых картин висят цифры. Это значит, что эти работы будут сейчас проданы. Я предлагаю провести аукцион, тем самым мы проверим теоретические знания ребят младшей группы, хотя в аукционе могут принимать участие и другие ребята.
Аукцион начинается.
Картина под №1 оценивается в 4 вопроса, тот, кто ответит на последний вопрос, станет обладателем этой картины.
- Изображение фигуры предмета вспомогательными линиями – набросок.
- Как влияет на человека красный цвет? - вызывает прилив сил
- Изображение природной среды, окружающей человека и привлекающей своей простотой и эстетикой – пейзаж
- Граница и плавный переход от света к тени – полутень
Картина продана
Картина под №2 оценивается в 5 вопросов
- Самое освещенное пятно на поверхности предмета, куда падают прямые лучи – блик
- Вид предмета сбоку – профиль
- Как называется черный, белый, спектр серого цвета – ахроматический ряд
- К какому жанру относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства изображающее животных – анималистический жанр.
- Что такое диорама?
Картина продана
Картина под №3 оценивается в 7 вопросов
- Античное искусство - …
- Как влияет синий цвет?
- Кто открыл спектр цветов?
- Художественный стиль конца XVI – XVIII веков, связанный с церковно-дворянской культурой.
- Что такое батальный жанр?
- Что такое свет?
- Что такое исторический жанр?
Картина продана
Картина под №4 оценивается в 8 вопросов
- Что такое графика?
- Что такое панорама?
- Что такое орнамент?
- Писание икон – это…
- Вид предмета спереди
- Перечислите главные цвета.
- Как располагаются цвета в спектре?
- Композиция – это…
Картина продана
Итак, у нас 4 обладателя прекрасных работ. Я поздравляю вас, ребята.
Ну а теперь я вас приглашаю в нашу мастерскую, здесь ребята выполняют поделки из различного материала. Вы видите расписанные рамки для фотографий, барельефные работы из гипса, срезы, так же вы видите работы, выполненные из глины, расписанные камни и спилы, поделки-сувениры из природного материала – шишек, косточек и семян. Кроме этого ребята выполняют поделки из ракушек (включить клей)
Сегодня мы говорили о маринисте Айвазовском, и материал, который будем использовать для работы, будет морской – ракушки. А вот что мы будем, выполнять я хочу, чтобы вы догадались сами! Речь пойдет о цветке
Проплывает светлым месяцем
В темной заводи одна
И вода под нею светится
От поверхности до дна.
Пруд от краешка, до краешка
В озаренье дивно чист
Каждый листик, каждый камушек
Светит словно аметист
И не знает ночь унылая
В затуманенном чаду
То ли месяц, то ли ….
Тихо плещется в пруду.
Да, сегодня мы будем выполнять цветок лилии или кувшинки. В природе эти цветы встречаются на реке, озере, в прудах, цветут все лето. Чем отличаются кувшинка и лилия друг от друга?
Цветки отличаются не только цветом, но и количеством листьев входящих в состав венчика и количеством тычинок.
А теперь посмотрите на наглядность и скажите, какие ракушки можно использовать для изготовления этой поделки? (положить коллекцию ракушек)
Для белой лилии:
- гребешки
- мидии
- венусы
- донаксы
- Для желтой кувшинки:
- верши
- каурдимы
- мидии
- донаксы
Практическая работа.
А теперь, ребята, когда мы разобрали какие мы, будем использовать ракушки, давайте перейдем к изготовлению, но для этого я прошу разделиться на 3 группы. 1 группа – младшая, 2 – средняя, 3 - уважаемые гости, двое ребят из старшей группы будут консультантами. Садитесь за рабочие столы, здесь уже приготовлены необходимые материалы для сувенира. Скреплять детали вы будете клеем. Давайте перед началом работы вспомним о ТБ при работе.
- Во время работы с места не вставать
- Острые предметы держать в месте назначения
- Ножницы передавать сомкнутыми и только кольцами вперед.
- Включать и выключать клей сухими руками
- Во время работы клей должен стоять на подставке.
- Выдавливать клей минимальными порциями
На столах лежать инструкционные карты сборки кувшинки и лилии. Выберите, какой цветок вы будете выполнять, и подберите для него ракушки. (Во время работы рассказать о целебных свойствах кувшинок, обращая внимание на длину выбранных ракушек, тычинок и их последовательность сборки) (в это время на экране появляется вопрос)
Когда работа завершена, консультанты собирают цветы и ставят на подставку, рассматривают сделанные работы и делают анализ. Консультанты упаковывают сувениры в коробки, в это время ребятам задаются вопросы. Сегодня мы потрудились на славу, но вот на экране появился вопрос, а он спрашивает «Что каждый из вас узнал нового на сегодняшнем занятии?».
- Кто был Айвазовский?
- Его знаменитая картина?
- Где он родился и жил?
- Чем кувшинка отличается от обычных цветов?
- Лечебные свойства кувшинки?
- Как выполнить сувенир?
Теперь я полностью убедилась в том, что вы сегодня потрудились не зря и в память о сегодняшнем занятии мы с вами подарим уважаемым гостям эти сувениры (ребята раздают подарки).
Спасибо, ребята. Все свободны.
Литература
1.Айвазовский И.К. «128 картин Ивана Константиновича Айвазовского»- DeAgostini , 2002
2.Вагнер Л., Григорович Н.«Повесть о художнике Айвазовском» -Москва, 2000
3. Дикт Д. « Цветы из природного материала». – Москва, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока английского языка по теме "Шекспир.Краткие сведения об авторе. Обзор творчества драматурга."
Методическая разработка интегрированного урока английского языка и литературы в 8 классе по биографии и творчеству Шекспира нацелена на развитие навыков аудирования и чтения с полным пониманием содерж...
Методическая разработка интегрированного урока-погружения ««Решение задач с прикладным содержанием»
Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. В настоящее время большое число будущ...
Методическая разработка интегрированного урока-погружения ««Решение задач с прикладным содержанием»
Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. В настоящее время большое число будущ...
Программа интегрированного кружка краеведения и декоративно - прикладного творчества "Народная жемчужина"
Данная программа разработана мной лично, ориентаруясь на предыдущие годы работы по данному направлению....
Методическая разработка интегрированного урока по УД «Иностранный язык (английский)» и УД «Литература» Тема: Жизнь и творчество В.Шекспира (1564-1616). Трагедия «Гамлет».
Данная методическая разработка представляет собой конспект интегрированного урока по УД Иностранный язык и литература. Новизна разработки в ее двуязычии. Урок проводиться на английском и руском яязыка...
разработка урока по теме: Декоративно-прикладное творчество. Лоскутное шитье", 5 класс ФГОС
Урок для 5 класс из раздела "Декоративно- прикладное творчество"...
Разработка урока по теме "Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком."
Тема из раздела "Декоративно-прикладное творчество" 6 класс ФГОС...
Комментарии
урок
урок