«Использование в работе с семьей современных информационных ресурсов.»
статья
Одной из проблем современной школы сегодня стал разрыв отношений между учеником и учителем с одной стороны и родителями с другой стороны. - У вашего ребенка проблемы со здоровьем и трудности с обучением, и поэтому его не принимают в «нормальную» школу и направляют обучаться в коррекционную. А что если не принимают даже в коррекционную? И в одном случае со стороны педагога, и в другом случае родителям надо действовать! В настоящее время современные работающие педагоги, но и обеспокоенные родители, которые выступают за укрепление связей школы с семьей, за общее дело воспитания подрастающего поколения в современном мире и мире информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._opyt_ispolzovaniya_ikt_v_seme.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Название статьи: «Использование в работе с семьей современных информационных ресурсов.»
Введение. Одной из проблем современной школы сегодня стал разрыв отношений между учеником и учителем с одной стороны и родителями с другой стороны. - У вашего ребенка проблемы со здоровьем и трудности с обучением, и поэтому его не принимают в «нормальную» школу и направляют обучаться в коррекционную. А что если не принимают даже в коррекционную? И в одном случае со стороны педагога, и в другом случае родителям надо действовать! В настоящее время современные работающие педагоги, но и обеспокоенные родители, которые выступают за укрепление связей школы с семьей, за общее дело воспитания подрастающего поколения в современном мире и мире информационных технологий. И это актуально и справедливо для всех сфер деятельности: образование - не исключение. В настоящий момент в современном мире, современных реалиях, отношений педагога и семьи эффективное обучение подразумевает сплав технологий, педагогики и знаний. Первое – способ передачи, второе – правила работы, а третье – содержимое. Родитель, окружающие педагоги – обязаны пройти нелегкий, сложный путь обучения вместе с ребенком с ОВЗ, а именно чего начать и как научить пользоваться на современных этапах развития образования, который связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых сетью Интернет. Образовательные интернет-ресурсы сегодня являются неотъемлемой частью образовательного процесса и могут использоваться для достижения самых разных целей обучения. Грамотное использование возможностей современных информационных интернет-ресурсов способствует развитию навыков самообразования и самоконтроля, повышению уровня комфортности обучения, познавательной активности и инициативности школьников с ограниченными возможностями здоровья (дистанционное образование, долгое нахождение в лечение и реабилитация в больнице, ограничен доступ выхода из дома, ребенок находится за пределами РФ) формированию информационно-коммуникационной компетентности, созданию ситуации успеха, повышению мотивации и уверенности в себе, развитию познавательного интереса и, как следствие, повышению качества знаний ребенка в игровой форме на платформе UCHi.RU и помощь родителям в обучении, так как именно семья является для ребенка образцом восприятия окружающего мира.
Что в нашей ситуации и работе с детьми с ОВЗ кардинально меняет нашу реальность в работе с семьей? Технический прогресс, информационные ресурсы. Именно поэтому так важно обратить внимание на роль электронных устройств в жизни семьи.
Применение информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении.
В ГБОУ Школа №108 обучаются дети с особыми потребностями в развитии, дети с ментальными нарушениями и задача учителя в случае обучения болеющего ребенка с помощью информационных технологий очень нелегка. Учитель должен не просто обязать родителей следить за ходом выполнения домашних заданий, а принимать активное участие в организации обучения на платформе UCHi.RU. осваивать учебный материал, играя. Как показал мой опыт работы с детьми с особыми потребностями и не один год использования данной платформы, мы понимаем насколько важно наглядно, на простых примерах донести информацию так, чтобы она была воспринята и осознана учениками. В этом случае учитель предлагает ребенку и его родителям индивидуальное сопровождение, а также в помощь родителям увидеть и определить, трудности и пробелы неусвоенного материала – таким образом исключить ошибки в дальнейшем обучении и усвоении материала. Разработчики платформы позаботились о том, чтобы родителям и учителю приходило уведомление с сайта UCHi.RU о пробелах и частично усвоенном материале и предлагают дополнительные задания в успешном выполнении и контроля над обучением ребенка. Задания можно выполнить в удобное время.
В тяжелый период пандемии COVID -19, когда из-за пандемии начались нерабочие дни, пришла тотальная самоизоляция, учащимся не потребовалась специальная подготовка или специфические программы. Современный этап развития образования связан широким использованием современных информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей. Одна из ключевых особенностей данного веб-ресурса, предоставляемых сетью Интернет, - сайт UCHi.RU. Воспользоваться сервисом можно с абсолютно любого девайса, в любой точке земного шара, в любое удобное время - подключенного к Интернет – вся работа проходит в облаке. UCHi.RU – это онлайн – платформа, где не требуется больших усилий в освоении и изучении в пользовании. Платформа дала возможность каждому ученику осваивать учебный материал, играя и показало, что с точки зрения, как одного из видов дифференцированного подхода к обучению. За проведение занятий и подготовку учебных материалов отвечали разработчики платформы UCHi.RU, которые быстро сориентировались и по результатам организовали онлайн встречи учителя с учащимися, а также на этих занятиях могли присутствовать все члены семьи, что явилось не маловажным. На платформе предлагали учебный красочный материал, который можно было использовать на уроке, а также повторить и закрепить знания после урока. После «очных встреч» с учителем, дети легко выполняли дополнительные и домашние задания выданные учителем, а присутствующие родители могли помочь ребенку в выполнении и затруднении выполнения домашнего задания.
Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе – один из способов повышения мотивации обучения. Информационные компьютерные технологии способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. Они помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи с родителми.
Использование информационных компьютерных технологий открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.
Мультимедиа–системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.
Составной частью работы по разработке и внедрению в учебный процесс компьютерных обучающих средств является методика подготовки и проведения урока с использованием ИКТ. Основная часть урока – это изложение материала по вопросам в сопровождении видеослайдов – фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, таблицы, схемы, графики, диаграммы и пр.
Поскольку мы говорим об обучающихся вспомогательной школы, следует учитывать их интеллектуальные способности и способности к обучению. Развитие детей с нарушением интеллекта без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным.
Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально–волевая сфера этих учащихся тоже нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно–двигательная сфера учащихся с нарушением интеллекта, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, но их характеризует то, что у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря этому использование мультимедийных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат при введении их в различные части урока.
Специальная (коррекционная) школа следует тем же дидактическим принципам педагогики, что и общее образование. Только в коррекционной школе эти методы являются более дифференцированными: там, где в массовой школе мы имеем один определенный методический прием, в школе коррекционной на этот же материал обычно есть целая градация методических приемов в системе определенного метода. Коррекционная школа пользуется целой системой дополнительных средств и приемов, которые в итоге создают специфику методической работы.
У педагога коррекционной школы должен быть огромный запас методических приемов, и он должен ясно представлять себе, что он вправе ожидать от каждого из них. Особую важность в коррекционной школе приобретает умение педагога пользоваться разнообразными методами работы, комбинируя их как на одном уроке, так и в цепи уроков.
Дети с нарушением интеллекта недостаточно четко воспринимают окружающее, они не выделяют существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщают, строят отвлечения. Они снижают момент обсуждения, стараясь действовать по привычке и т.д. Все эти черты, характеризующие детей с нарушением интеллекта, заставляют соответствующим образом строить и учебно–воспитательную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимися учебный материал.
Использование информационных технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения. Такая программа, как Microsoft PowerPoint, чаще всего используется при создании презентаций.
Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую на уроке учителем и требующую его комментариев и дополнений. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуальна, т.к. именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса, конкретного курса, учебной темы. Актуальна и разработка методических принципов для них.
Эта программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в конкретном классе. При этом понадобится совсем немного времени для трансформации презентации, при необходимости и в ходе урока.
В ходе обучения они понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Все задания им, как правило, выполняются самостоятельно, но иногда нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия учащихся в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся недостаточно точны.
Ко второй группе, (3 человека), относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к первой группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Значительная помощь им нужна в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания.
К третьей группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне (2 человека). При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой специальной (коррекционной) школы.
Учащиеся не могут без стимулирующей помощи выполнить задания на изменение форм существительных в косвенных падежах, затруднено применение навыков словообразования и словоизменения, часто встречаются аграмматизмы. Сложность вызывает задание на составление предложения из слов, данных в начальной форме – дети допускают ошибки в согласовании слов, часто наблюдается инверсия.
Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе является необходимым условием эффективности коррекционно-развивающего обучения, позволяет проводить как фронтальную так и индивидуальную работу на уроке, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом.
Сегодня в школьной практике широко применяются информационные технологии. При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К. Д. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются .
Многолетняя практика показывает, что применение компьютерных технологий на уроках является одним из условий эффективного развития письменной и устной речи учащихся с нарушением интеллекта. У детей с нарушением интеллекта, страдает речь, ослаблены память, внимание, мышление, отмечается неправильность произношения, имеются трудности овладения грамотным письмом.
Заключение
Главная цель учителя – это душа ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.
Задачи эти предполагают, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Перед учителем, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
В результате проведенного исследования можно сделать выводы, что использование информационных технологий играет важную роль в процессе обучения детей в специальной (коррекционной) школе.
Во–первых, при изложении нового материала: визуализация знаний – демонстрационно–энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска.
Во–вторых, на этапе закрепления изученного материала – программы–тренажеры.
В–третьих, при контроле и проверке изученного – программы для тестирования и контроля.
В–четвертых, при самостоятельной работе учащихся – программы–репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы.
В–пятых, для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п.
Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
Невозможно обойтись сегодня и без компьютерной поддержки при организации и проведении внеклассной работы по русскому языку и литературе. Подготовка презентаций – это творческий процесс, результатом которого становятся электронные продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят, прививают интерес к предмету.
Литература
Аксенова А.К., Н.Г.Галунчикова Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М. «Просвещение», 2004 г.
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:ВЛАДОС, 1999 г.
Грабов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М.: Класcикс Стиль, 2005 г.
Жукова Н.Н. «Использование информационно–коммуникационных технологий на уроках в начальной школе» –
Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. М.: «Просвещение», 1988 г.
Кудрина С.В. Организация учебных и внеклассных занятий в коррекционной школе. – Санкт–Петербург. Издательство РГПУ им.А.И. Герцена, 2008, с. 97.
Лалаева Р.И. Нарушение устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л.,1988 г.
Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М. 1961.
Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. – М., 1956 г. – с.10.
Матрос Д.Ш. Информатизация процесса обучения – что это такое? // Журнал «Завуч» № 1, 2010 г., с. 109–114.
Матрос Д.Ш. Внедрение информатизации процесса обучения в школе. // Журнал «Завуч» № 3, 2010 г., с. 106–114.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 29.06.2011) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993) // «Российская газета», № 54, 16.03.2011.
Учащиеся вспомогательной школы. – Под ред. Певзнер М.С., Лебединской. – М., 1979 г.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – Т. 8. – С. 251
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные информационные ресурсы для учителя технологии
Современные информационные ресурсы для учителя технологии. Небольшой обзор сайтов в помощь учителю технологии....
Использование современных информационных ресурсов для эффективной подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии.
Использование современных информационных ресурсов для эффективной подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии. Презентация и коментарии выступления на педагогической конференции....
Использование информационных ресурсов сайта «Мемориал» в организации поисковой работы школьного музея
В материале описаны основные этапы работы с архивными данными, проблемы, выявленные в результате поиска и первые находки и открытия, которые были сделаны в ходе поисковой работы.К работе приложена пре...
Использование информационных ресурсов в работе учителя
Речь идет об активном использовании в работе информационных технологий. Владение информационными технологиями открывает учителю широкие возможности использования компьютера и Интернета на...
Мастер-класс «Работа учителя с современными цифровыми ресурсами»
Знакомство с сайтами yaklass.ru и triventy.com и технологией их применения на уроках....
Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.
Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...
Музыкальное воспитание дошкольников посредством использования интерактивных средств обучения и цифровых образовательных ресурсов в современной информационной образовательной среде
laquo;Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин (Руководитель международной Лаборатории технологий «Образовани...