Урочная и внеурочная деятельность школьных музеев во время ДО
учебно-методический материал
опыт работы в проведении урочных и внеурочных мероприятий в школьном музее во время дистанционного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urochn.i_vneurochn.deyateln.shkolnogo_muzeya_vo_vremya_do.docx | 41.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урочная и внеурочная деятельность школьных музеев во время ДО
(из опыта работы в школьном музее МБОУ Сунтарской СОШ №1)
Автор:
Тихонова Т.Д. учитель истории и обществознания высшей категории,
МОБУ "Средняя общеобразовательная школа № 1" городского округа "город Якутск"
секция: "Лучший проект школьного музея"
2022г.
Введение
Актуальность и проблема:
ДО (дистанционное обучение) привычная обыденность современной действительности постепенно вошел и в деятельность школьных музеев. Появилась проблема: проведения музейных мероприятий, экскурсий и т.д.в условиях ограничительных мер. На протяжении последних пяти лет популярным трендом остается геймификация музейного опыта. Квесты, викторины, паззлы сейчас являются непременным атрибутом большинства музейных интерактивных гаджетов-гидов. Таким образом ребенок с малых лет в своей естественной среде может начать изучение истории своего родного края.
Социокультурная ситуация: сегодня музейно-педагогической деятельность тесно связана с изменениями ее стратегии на различных этапах развития общества. В современных условиях она ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя. Музейная программа составляется с учетом психологических, социально-демографических и других характеристик музейной аудитории и социальной обстановки.
Цель проекта: Создать модернизированную, инновационную, привлекательную форму работы с целевыми аудиториями, способствующего повышении интереса учащихся к музейной деятельности, через изучение истории родного края, посредством применения информационно-коммуникационных технологий, которая не ограничено временем, пространством и социально-политической обстановкой в мире.
Задачи проекта:
1. Расширение знаний и развитие интересов у учащихся о малой Родине в целом: её истории, традициях, культурной среде, героях. Формирование у учащихся осознанного отношения к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества.
2. Обеспечение внедрения современных информационных технологий, инновационных форм методик работы с целевыми аудиториями в музейной педагогике.
3. Обеспечение непрерывного взаимодействия школы – социума – семьи, путем привлечения к исследовательской деятельности семей школьников, общественных организаций, предприятий и др.
Новизна. актуализация эффективных методов для реализации постоянной образовательной деятельности школьных музеев в данной ситуации во время ДО.
Урочная и внеурочная деятельность школьных музеев во время ДО.
Культурная и социальная значимость проекта: процессы глобализации в современном обществе затрагивают все его сферы, и в первую очередь – образование и просвещение, что свидетельствует об их важной роли в устойчивом развитии человечества. Неуклонно растет интерес к музеям, как активным центрам социокультурной и просветительско-образовательной жизни общества, что способствует развитию новых форм и методов музейной педагогики. Современное функционирование музейных комплексов можно охарактеризовать динамичным развитием интерактивных методов представления коллекций и применением всего обширного опыта мировой и российской музейной педагогики для непрерывного образования от дошкольного возраста до зрелых лет. В настоящее время музеи расширяют свою аудиторию благодаря многочисленным высокотехнологичным виртуальным средствам, интерактивным экспозициям для всех возрастных групп посетителей, формируя ценностное отношение к природному и культурному наследию.
Инновационные формы и продвижение: (полное описание форм и методов работы в презентации и не дублируются в докладе)
- интерактивные методы (интерактивная музейная квест-игра об истории школы, различные интернет платформы для создания сканвордов, ребусов, кроссвордов, заданий по карте и хронологии, мемо-игр и др.)
- виртуальные экскурсии (использование QR-кодов, интерактивных платформ, приложений, ютюба и др.)
- использование приложений (для виртуальных экскурсий, "оживи раритетный стенд", "из первых уст" - интерактивное оживление стендов и др)
- виртуальные викторины, конкурсы с моментальной выдачей не только результатов, но и сертификатов, что оперативно - не ограничено временем и пространством, эффективно для экономии бумаги и соответственно экологично и др.
- живая реклама музея для привлечения интереса подрастающего поколения к изучению истории родного края через исследование музейных экспонатов и др.
- облака для хранения информаций, составления онлайн викторин, сертификатов и др. (гугл, яндекс, мейл и др)
- социальные сети (ватсап, телеграмм, инстаграм, вконтакте и др.)
Постановка проблемы: идея создания "Социально - исторического проекта изучения истории родного края" была заложена еще с 2005 года (2005-2007гг. "История политических репрессий в Сунтарском улусе" Эльгяйская СОШ, 2010-2013гг. "Виртуальный музей моего села", "История Якутии в истории моего села" Крестяхская СОШ, с 2015г. Сунтарская СОШ №1- "Сунтаарым - мин дойдум"). Проект развивается в рамках программы по патриотическому воспитании молодёжи, ориентирована на учащихся школы и составлена на основе школьной программы по патриотическому воспитанию. Главной проблемой и целью проекта является убывание интереса к истории своего родного края, «Малой родины», краеведческой деятельности; усовершенствование методики проведения краеведческой деятельности; информатизация процесса образования, интеграция форм урочной и внеурочной и внешкольной деятельности, и соответствие новым образовательным стандартам. И самое главное установление связей между учащимся – родителями – школой – социумом в процессе деятельности краеведческого клуба.
Мы решили начать с самого малого - создать игру об истории школы приуроченный юбилею школы, затем виртуальный музей. Итогом должен стать школьный музей: начнем с истории школы, затем расширимся до формата краеведческого школьного музея.
Предмет, возраст учащихся:
- История, обществознание + информатика и ИКТ + краеведение + география + КНРС(Я)
-5 -11 классы
Продолжительность проекта: Долговременная. Не ограничено, то есть будет идти постоянное обновление истории родного края
Форма проекта: комплексный, коллективный, творческий;
Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение и сравнение, опрос и анкетирование, теоретический анализ, статистические методы, моделирование.
Механизмы реализации проекта:
Литература и источники: Сунтар: прошлое, настоящее, будущее. – Якутск, 2009; Сунтар в ракурсе времени. – Якутск, 2014.; 3. Сунтар от века к веку. – Якутск, 2014.; Добро пожаловать в Сунтар. – Якутск, 2014г. где написана краткая история до 2006 года нет полной информации, так как остальные книги автобиографического направления. Кроме того за 5 лет история наслега изменилась и постоянно обновляется.
Интернет источники: информацию об истории Сунтарского наслега Сунтарского улуса можно кратко найти по следующим ссылкам:
- Сунтарский улус (http://arktika.ykt.ru/ulusy/)
- Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 (ssosh1.clan.su)
- Сунтар — Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/)
- "Лучшие люди России" Международная энциклопедия. МОУ «СУНТАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ А.П.ПАВЛОВА» (http://bestpeople.name/book/face/)
- Село Сунтар (www.komandirovka.ru)
- Сунтарская центральная районная библиотека (http://suntarlib.ru/)
- Образовательные учреждения с.Сунтар (http://readik.ru/school/region14/str1_90_14_3963_4.php)
- Сунтар и Сунтарскаий улус (Сунтарский, Suntar.Ykt.Ru) (http://forum.ykt.ru/)
- ♥ СУНТАР ♥
(http://vkontakte.ru/ssuntar) - Сунтар это: (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1336879)
- http://ssosh1.clan.su/ - сайт МБОУ ССОШ №1
- http://suntar1.ucoz.net - виртуальный музей МБОУ ССОШ №1 - "Первая улусная школа Якутии".
Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение и сравнение, опрос и анкетирование, теоретический анализ, статистические методы, моделирование.
Механизмы реализации проекта:
Реализация данного проекта осуществлялась и осуществляется по следующим направлениям:
№ | Направление | Сроки | Содержание | Ответственные |
1 | Исследовательское | С 2015г. В течении года. | сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, работа над рефератами, участие в различных педчтениях, участие в интеллектуальных играх и конкурсах, работа с архивными документами в исследовательских целях | Все историки |
2 | Архивное | С 2015г. В течении года. | ведение летописи истории села, оформление и учёт собранных материалов, ведение архивной документации | Все историки Михайлов В.В. |
3 | Экспозиционная | С 2015г. В течении года. | оформление передвижных выставок, постоянных стендов и витрин | |
4 | Информационная | С 2016-2017 уч. года. В течении каждого учебного года. | создание информационного путеводителя по истории родного края «вчера» и «сегодня», создание виртуальной экскурсии по музею, ССОШ №1, создание проекта "Сунтаарым - мин дойдум" для учеников 5 класса (настольная игра, задачник); создание сайта "Первая улусная школа Якутии" | Тихонова Т.Д.. |
5 | Культмассовая работа | С 2015-2015 уч. года. В течении каждого учебного года. | проведение классных часов, праздников, мероприятий, творческих конкурсов, викторин, конкурсов проектов с использованием исследованных материалов | Евсеев А.В. |
6 | Туристическое | Каждый июнь учебного года. | походы, поездки, разработка новых маршрутов | Лидочен С.Н. |
7 | Экскурсионное | С 2015-2016 уч. года. Каждый год | экскурсии по культурным, историческим местам села, разработка новых экскурсий (в том числе фото, видео и 3D экскурсии) | Тихонова Т.Д. |
8 | Интерактивное | С 2020г. | Создание условий, выбор форм и методов работы школьного музея во время ДО | Все историки |
Формы организации работы с аудиторией:
• лекции (зум, вебинар, ютюб и др);
• виртуальные экскурсии;
• киносеансы (онлайн платформы, ютюб, социальные сети и др.);
• встречи с интересными людьм(зум, вебинар, прямой эфир - социаль.сети и др); и;
•интерактивные музейные исторические игры, викторины, квесты и др.;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий, приложений, платформ, приложений и др.;
• посещение школьных музеев, памятных мест (онлайн платформы, ютюб, социальные сети и др.);
• оформление интерактивных выставок, обновление экспозиций;
План проведения проекта:
Краеведческо – исследовательская работа учащихся будет осуществлена в 4 этапа, это:
1 этап. Организационно-подготовительный
• Формирование групп учащихся.
• Составление плана работы.
• Формулирование вопросов и тем для исследований.
• Введение в проблематику проекта с помощью вводной лекции учителя.
• Определение этапов работы над проектом.
• Изучение информации о школе, селе
2 этап. Исследовательский
- Сбор информации о школе
- письменная
- электронная
- видео и фотоматериалы
Сбор информации об истории школы «вчера и сегодня»: осуществляется в виде
- Воспоминаний, краткой информации
- Фотографий из личного архива и архива предприятий
- Электронная история (личные архивы, архивы предприятий)
- Интернет источники (о школе, селе)
- Сбор видеоматериалов и слайд презентаций
- Фотографирование исторических объектов школы, людей, природы и др.
- И др.
- Перевод: перевод текстов с якутского на русский язык, (воспоминания, информация из книг и статей, источников, документы, электронной информации).
Составление электронных заготовок
- составление электронных заготовок для музея на программах Microsoft Office Word, PowerPoint и др.
- отредактировать и перевести слайд презентации, электронные материалы
- составить анализ собранной информации (письменные источники и электронная информация)
3 этап. Практический.
- Составление интерактивных форм работы во время ДО "Виртуальной прогулки по ССОШ №1", игры, встречи, квесты, викторины и др.по перспективному плану.
- Оформление интерактивных выставок, постоянных стендов и витрин.
- Походы, поездки, разработка новых маршрутов для сбора материалов (по ограниченным составом групп).
- Экскурсии по культурным, историческим местам из истории школы, разработка новых экскурсий (в том числе фото, видео и 3D экскурсии) (по ограниченным составом групп).
- Проведение классных часов, праздников, мероприятий, творческих конкурсов, викторин, конкурсов проектов с использованием исследованных материалов с использованием интерактивных методов работы.
Основные цели создания интерактивных методов и форм работы:
• формирование чувства патриотизма и гордости за свою школу через привлечения внимания к исследовательской деятельности;
• повышение мотивации учащихся к изучению истории родной школы
• совершенствование навыков самостоятельной краеведческой, музейной работы учащихся, развитие их творческой инициативы;
• расширение интеграции, прежде всего с курсом информационных технологий, представление возможности конкретного применения полученных на уроках информатики знаний;
• формирование социальной активности;
• формирование информационной культуры.
Оформление интерактивных выставок, стендов и витрин.
Оформление стендов и витрин, интерактивных выставок осуществляется по следующим направлениям:
- Семейная реликвия (история семей, родовое древо и др.)
- Виртуальный музей СОШ№1
- Памятники и памятные места из истории школы
- Наша гордость (ученые, деятели культуры и искусства, заслуженные работники, ветераны и др.)
- Наши герои (участники войн и локальных конфликтов 20 века)
- История одной ложки (вещи с историей)
Экскурсии по культурным, историческим местам, разработка новых экскурсий (в том числе фото, видео и 3D экскурсии).
Маршрут экскурсий, по следующим направлениям:
- Музейная экскурсия
- Библиотечная экскурсия
- Памятные места
- Моя школа сегодня
Виды экскурсионной деятельности:
- Выездные
- Фото – экскурсии
- Видео экскурсии
- 3D экскурсии
Помощь в проведении уроков, классных часов, праздников, мероприятий, творческих конкурсов, викторин, конкурсов проектов с использованием исследованных материалов и интерактивных форм и методов работы.
Заключение.
Ожидаемая результативность проекта:
1. Повышение интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране через систему творческого участия в деятельности краеведческого кружка.
2. Повышение эффективности работы школьного музея за счет использования инновационных форм и методов для решения сложившихся задач во время ДО (ограничительных мер).
3. Освоение учащимися приемов музейной, проектной и ИКТ деятельности.
4. Расширение возможностей школьного музея за счет использования новых наиболее эффективных методов
5. Создание электронной базы об истории школы.
6. Презентация итоговых материалов проекта в перед общественностью (игра, стенды, виртуальный музей, школьный музей).
Ожидаемая результативность проекта для семей:
1. Привлечение родителей к школьной жизни за счет их участия на различных мероприятиях (классных часах, тематических неделях школы и др.)
2. Установление связей с семьями села за счет помощи родителей к краеведческим исследованиям
3. Помощь в составлении родословного семей, раскрытии нового не исследованного в их истории
Выводы:
- 1. в условиях ДО новые технологии помогают проводить музейные мероприятия
- 2. новые технологии привлекают современных детей своим визуальным контентом к самой традиционной музейной деятельности. Поэтому должен быть призыв, привлечение обзора исследователя к самим экспонатам, экспозициям
- 3. успешная социализация, способ игровым методом знакомства с экспонатами и экспозициями музея
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль школьного музея в урочной и внеурочной деятельности
В статье рассказывается о работе школьного музея Камышевской основной школе....
Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности музея-гостиной «А.С.Пушкин»
Межпредметные связи в урочной и внеурочной деятельности музея-гостиной «А.С.Пушкин». Беляева Т.В. ГБОУ №1467, МоскваНа современном этапе образования и воспитания школьный музей - это ...
Школьный проект, как интеграция урочной и внеурочной деятельности
Школьный проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкре...
Совершенствование внеурочной деятельности детей. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся по физической культуре и спорту.
Как помогает внеурочная деятельность детям не только на уроках физической культуры, но и в спорте....
Программа школьной экспериментальной площадки "Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного цикла"
Программа направлена на создание условий для формирования и развития проектной компетентности посредством метапредметных проектов....
"Медиаресурсы музеев Санкт-Петербурга в процессе самообразования учителя и организации урочной и внеурочной деятельности в предметных областях ОРКСЭ и ОДНКНР"
Аннотация. В статье в качестве эффективного решения проблемы недостатка предметных и цифровых компетенций учителей предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР предлагается использование медиаресурсов музе...
«Развитие креативного мышления во время урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета Технология».
В век, когда технологии быстро развиваются, общество претерпевает молниеносные изменения, нам необходимы люди, которые имеют креативный подход к любым вопросам, в том числе и в сфере образования. Люди...