Статья ИКТ технологии в образовательном процессе
статья

малова марина валентиновна

Статья в сборнике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_malova-_shilenkova_maou_187_1.docx495.4 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ технологии в образовательном процессе

Малова М.В.

Учитель биологии

МАОУ «Школа №187»,

Шиленкова О.М.

Учитель физики

МАОУ «Школа №187»

В отечественной дидактике сложился ряд образовательных технологий, которые подтвердили свою результативность, в том числе, как развивающие технологии. Развивающий характер образовательных технологий проявляется в следующих эффектах и результатах:

- повышение учебных результатов, в том числе успеваемости;

- достижение положительной мотивации к обучению, повышение познавательного интереса;

- достижение эффекта взаимообучения;

- формирование культуры мышления;

- повышение личностной активности;

- развитие способности к кооперации и сотрудничеству при решении задач/проблем;

- развитие способности к продуктивной коммуникации;

- формирование исследовательских навыков и самостоятельности.  

При дистанционном обучении возник ряд проблем, связанных с использованием привычных технологий. Тем не менее, эти затруднения могут быть успешно преодолены посредством использования ИКТ технологий.

В отечественной дидактикетехнология группового (бригадного) обучения получила распространение в начале 20-х гг. ХХ в. В настоящее время применяется в учебном процессе для выработки коммуникативных УУД наряду с прочими. Основные этапы реализации технологии:

- структурирование учебного материала в виде заданий для групп обучающихся;

- обучающиеся разделяются на группы (бригады) по тем или иным признакам, которые определяет преподаватель, исходя из поставленных на занятии задач (слабые исильные ученики, группа сильных, группа отстающих); целесообразное количество человек в группе – не более 5;

- выбор лидера/бригадира/модератора в группе (может выбрать группа или назначить преподаватель);

- распределение заданий по группам (распределяет задания преподаватель; можно предложить группам выбрать задание из предложенных вариантов самостоятельно);

- выполнение заданий в рамках отведенного времени, обсуждение в группах;

- отчет групп о выполнении заданий (от группы выступает лидер; возможно распределенное выступление – выступает каждый член группы с некоторой частью общего ответа);

- оглашение оценки.

Варианты оценивания:

- все члены группы оцениваются преподавателем одинаково, на основании выступления лидера (применяется, например, при разработке групповых проектов);

- оценивается выступление каждого (при распределенном ответе), оценка выставляется по минимальной или максимальной оценке членов группы; в данном случае преподаватель может учитывать или не учитывать мнение группы по поводу общей оценки;

-   оценку каждого члена группы может предложить лидер группы;

- оценка выставляется индивидуально каждому члену группы с учетом вклада каждого в решение задачи, на основе предварительного обсуждения в группе; в этом случае преподаватель соглашается с предложенными оценками.  

При организации бригадного обучения предлагается обеспечить работу групп необходимым материалом – информационным, методическим, наглядным (журналы, иллюстрации, документы). Трудоемкость данной технологии связана с необходимостью представлять учебную информацию в виде заданий для работы в группах, иметь большой массив информационного/методического/раздаточного материала.

При дистанционном обучении важность групповых форм работы возрастает в связи с дефицитом общения. Для групповой работы и для проектной деятельности онлайн во время урока можно использовать сервис Google презентация. В нём можно работать совместно и при этом удаленно. Чтобы создать Google  презентацию, учителю достаточно иметь аккаунт в Google и Google Диск. В Google  презентации много различных шаблонов и дизайнов. Своим пользователям Google предлагает возможности для совместной работы над презентациями. Google  Презентации – это удобный инструмент для создания презентаций, редактирования и совместной работе над ними, который позволяет учащемуся и тем, кого он выбирает в качестве соавторов, редактировать файлы в реальном режиме времени со своих домашних компьютеров, смартфонов, планшетов, ноутбуков. Каждый документ, электронную таблицу или презентацию можно открыть для совместного чтения и редактирования и опубликовать в сети как html документ. Читатели могут только просматривать документ, но не могут его редактировать. Соавторы могут изменять документ и, если разрешено автором документа, приглашать других пользователей.

Необходимо сделать несколько слайдов, сколько будет нужно для работы. На каждом слайде разместить задания или вопросы по изучаемой теме. Во время урока каждая группа оформляет свой слайд, с этого момента начинается самостоятельная онлайн работа каждого члена группы над вкладом в конечный продукт.

Все участники группы работают в онлайн режиме.  Все их действия отражаются на экранах каждого участника команды.  Это дает возможность видеть, что уже сделано другими партнерами, и в каком объеме. Каждый из соавторов может делать в этом документе свои исправления – редактировать фрагменты текста по своему усмотрению. В процессе работы над документом можно видеть соавторов, которые одновременно редактируют материал в режиме реального времени. При этом за каждым из них закреплен определенный цвет. Именно это и помогает распознать, кому из соавторов и какие правки принадлежат. Именно эти замечательные возможности и стали главными помощниками в решении поставленной задачи.

 Некоторые группы вместе обсуждают задания, ищут материал и одновременно заходят в сервис и заполняют слайды. Другие обучающиеся распределяют вопросы между собой и размещают в презентации ответы в удобное для них время, а руководитель группы только организует, направляет, контролирует выполнение задания. В конце урока готовую презентацию видят все обучающиеся, и можно провести обсуждение полученного результата со всеми обучающимися.

Игровая образовательная технология– технология комплексного характера, допускающая, в отличие от прочих технологий, момент условности, фантазии, перевоплощения; моделирующая реальность для ее освоения в условиях школьного обучения; маскирующая дидактические цели и трудности и, соответственно, повышающая положительную мотивацию в процессе обучения.

В результате изучения игры как дидактического феномена сложилась классификации игр в обучении по разным основаниям:

- наличию и отсутствию ролей – ролевые игры;

-  наличию взаимодействия – интерактивные игры;

- организации – групповые (игра в команде), индивидуальные (каждый за себя), коллективные игры;

- приближению к реальной/профессиональной ситуации – имитационные игры, симуляции;

-  характеру игрового процесса – игры-соревнования;

- динамике процесса: – игры с ограниченным и неограниченным числом ходов;

Наиболее общее, объединяющее все классификационные группы определение дидактической игры – деловая игра, поскольку игру в обучении можно рассматривать и как область профессиональной деятельности, и как область научного знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решения практических задач. Главное значение игры, по общему мнению, состоит в том, что она позволяет обучающимся освоить качественно новый подход к осуществлению учебно-познавательной деятельности, суть которого заключается в интеграции мышления, коммуникации и профессиональной деятельности, в переводе обучающегося с позиции ученика на позиции деятеля (исследователя, специалиста, коммуникатора и проч.).

В условиях дистанционного обучения, удаленно, можно организовать деловую игру с использованием ресурсов ИКТ, виртуальных сред, компьютерных игр и т.п. Примером такого интернет – ресурса может служить сайт LearningApps.org. Он создан для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей- упражнений. Данные упражнения создаются онлайн и в дальнейшем могут быть использованы в образовательном процессе. Для создания таких упражнений на сайте предлагается множество шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т. д.). Эти упражнения не являются законченными учебными единицами и должны быть интегрированы в сценарий обучения. Одни шаблоны позволяют конструировать задания на соответствие, перемещая по экрану картинки, с помощью других можно создать открытый тест, есть возможность имитировать проверку чужой работы, выделяя замеченные ошибки.

Некоторые из таких шаблонов выполнены в виде знакомых обучающимся популярных игр. Среди них можно увидеть игру «Кто хочет стать миллионером?». Шаблон позволяет провести тестирование под видом игры. Вопросы удобно проектируются в диалоговом окне.

Есть шаблон,

имитирующий скачки, в нем можно провести опрос в игровой форме. Можно провести опрос онлайн и играть как в одиночку, так и соревноваться друг с другом. Конструирование доставит удовольствие самим обучающимся и позволит достигнуть положительной мотивации к обучению, повысить познавательный интерес и личностную активность, и, что особенно важно, достигнуть эффекта взаимообучения.

Таким образом, ИКТ технологии позволяют оптимизировать процесс обучения, используя привычные, хорошо зарекомендовавшие себя методы, технологии и приемы, даже удаленно.

Список использованной литературы:

  1. Ванюшин В.Н., Гвоздиков СВ., Лаврентьев А.Р., Орлова Л.А. Деловая игра в обучении, научно-практическое пособие / 2015. – https://obuchalka.org/20200326119574/delovaya-igra-v-obuchenii-nauchno-prakticheskoe-posobie-vanushin-v-n-gvozdikov-sv-lavrentev-a-r-orlova-l-a-2015.html
  2. Дрешер Ю.Н. Андрагогика. Современные технологии в подготовке и проведении учебного процесса. 2017. – https://obuchalka.org/2017012192741/andragogika-sovremennie-tehnologii-v-podgotovke-i-provedenii-uchebnogo-processa-dresher-u-n-2017.html
  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
  4. LearningApps.org, Создание интерактивных мультимедийных приложенийhttps://learningapps.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"

Статья посвящена актуальной проблеме - сохранению здоровья школьников и важном значении использования здоровьесберегающих технологий на уроках...

статья "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"

Статья посвящена актуальной проблеме - сохранению здоровья школьников и важном значении использования здоровьесберегающих технологий на уроках...

Статья «Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций»

«Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций»Автор: Дорохина Ольга Николаевна      Под инновациями в образовании поним...

статья на тему «Инновационные технологии в образовательном процессе. Концентрированное обучение в процессе преподавания татарского языка»

Материалы данной статьи могут быть использованы не только учителями татарского языка и литературы, так как в статье дано определение  понятия «педагогическая технология», раскрыты причины их появ...

статья "Педагогические технологии в образовательном процессе"

статья раскрывает понятие "педагогические технологии", и помогает внедрить их в систему образования...

Статья "Современные образовательные технологии в образовательном процессе обучения физическая культурв"

Для современной школы уже недостаточно обеспечивать выпускника знаниями на десятилетия вперед. На рынке труда и с точки зрения жизненных перспектив более востребованными становятся способность и готов...