Анализ рассказа "После бала" Л.Н. Толстого
консультация (8 класс)

Ралдугина Наталья Николаевна

Текстовый документ содержит анализ рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_rasskaza_posle_bala.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ рассказа «После бала» (Л. Н. Толстой)

Мастерство Льва Николаевича Толстого нельзя не оценить по достоинству. Он прославился на весь мир своими произведениями. Самыми культовыми и цитируемыми до сих пор остаются «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство» и т.д. Но рассказ «После бала» — не менее интересный пример изложения авторской мудрости и художественного слова Льва Николаевича Толстого. 

История создания

Рассказ «После бала» — это реальная история, которая произошла с братом Льва Толстого, С. Н. Толстым. Сергей Николаевич познакомился с Варварой Корейш, дочкой казанского воинского начальника. Сергей Толстой был увлечен барышней, но увлеченность юноши прошла после произошедшей позднее встречи с ее отцом. Притяжение молодых людей так и не переросло в любовь, потому что дворянину было противно каждый раз возвращаться воспоминанием в ту отвратительную сцену, но и забыть о ней он не мог. Замысел книги был порожден самой действительностью.

Сергей Николаевич Толстой, будучи на бале у отца Варвары, встретил его через несколько часов после торжества. Однако увиденное ему не понравилось: отец девушки распоряжался жестокой экзекуцией солдата. Эта история послужила сюжетом для Льва Толстого, который написал рассказ в 1903 году.

Жанр, направление, композиция

«После бала» написан в жанре рассказа. В произведении присутствует ограниченное количество персонажей, автор поднимает одну проблему. Рассказ имеет одну сюжетную линию. Направление творчества Толстого – реализм. Он описал случай из жизни, не выходя за рамки данности.

Как построен рассказ «После бала»? Композиция называется «рассказ в рассказе»: герой рассказывает слушателям историю из прошлого, будучи участником действия в настоящем времени. Также книгу можно разделить на две части по содержанию: сказочный вечер на балу (заблуждение героя во тьме) и промозглое туманное утро – время прозрения. Лев Толстой использует художественный прием композиционной антитезы — это помогает автору создать эффект контраста. Композиционная антитеза представлена в рассказе в виде сцен во время и после бала, когда главный герой испытывает горькое разочарование после только что чувствовавшейся эйфории. Писатель показал, как отличается будничная жизнь высокопоставленных лиц от их поведения на пышных вечерах. Особенности композиции позволяют автору донести главную мысль, не прибегая к обильным описаниям и объемным сюжетным поворотам. Он выразил сложную идею лаконично и точно.

Экспозиция рассказа усиливает контраст — читатель не подозревает, что сюжетная линия может измениться совсем в другую сторону. Сначала Толстой описывает, как Иван Васильевич, главный герой, преисполнен нежности и пылкости по отношению к Вареньке — он надеется, что женится на столь прекрасной девушке. Тем более, герою улыбается удача — полковник Петр Владиславович благосклонен к нему, он дарит ему танец с дочерью, которую уже пригласил другой кавалер. Экспозиция рассказала изображается в светлых, легких тонах. Далее на читателя обрушивается жестокая реальность, которая разрушает все светлые чувства, ранее жившие в сердце Ивана Васильевича.

Смысл названия

Название рассказа «После бала» имеет важный смысл в произведении. Сначала Лев Николаевич Толстой рисует перед читателем идеальный мир, где царят любовь, роскошь, балы, светское общество и всеобщее счастье людей, которые в этот мир попали. Но Иван Васильевич, который «вытянул счастливый билет» и наслаждался такой жизнью, не подозревал о ее обратной стороне.

Бал — это роскошная маска, которая укоренилась в обществе. Бал дарит иллюзорное ощущение влюбленности, страсти, благородства и изящных манер. В душном и пышном зале нет места для реальности. Сцена после бала — это переломный момент всего рассказа. Именно он изменил ход жизни Ивана Васильевича. После бала герой понимает, что не сможет смириться с жесткостью людей, которая прикрыта манерами и статусом.

Конфликт

Лев Толстой создал острое столкновение обстоятельств, взглядов и жизненных позиций, которые не нашли взаимного компромисса. В рассказе противостоят друг другу две России: одна для богачей, другая для бедняков. В одной вызывающе искусственно поддерживается веселье и довольство, а в другой любыми способами добываются средства для поддержания роскоши.

Иван Васильевич увидел полковника Петра Владиславовича в жизненных условиях, где он не мог спрятать свою жестокость и холодность под маской доброжелательного хозяина. Главный герой понял, что не сможет смириться с жизненными позициями Петра Владиславовича.  Он не может забыть, как манерный дворянин, весело танцевавший мазурку на бале, может так равнодушно избивать беглого солдата. В этой сцене Иван Васильевич понимает, что его с Варенькой судьбы разошлись.

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Ивана Васильевича. Рассказ основан на истории юноши, влюбленного в Вареньку, дочку известного полковника. Он постоянно посещает балы, где она бывает, любуется ею, борется за право как можно больше с ней потанцевать. Иван уверен, что его чувства взаимны, и он уже красочно представляет свою дальнейшую судьбу. Но сцена после бала яснее раскрывает характер героя. Читатель видит не только слепо влюбленного юношу, но и сочувствующего, искреннего и совестливого человека. Иван не может прогнать из мыслей сцену, где хладнокровный отец его возлюбленной наказывает беглого татарина. Нравственные качества юноши затмевают горячую влюбленность. Он олицетворяет сознательную и твердую в своих убеждениях молодежь.
  2. Образ рассказчика в произведении — это уже взрослый, мудрый Иван Васильевич, который рассказывает о случае, круто изменившем его жизнь. Он верит в настоящую, благородную любовь, где нет места пошлости и лишь физической влюбленности. Опытный мужчина пытается убедить молодое поколение, что духовная связь намного ценнее физической. Невозможно жить с человеком, который не разделяет твоих убеждений и даже явно противоречит им.
  3. Образ Вареньки. Девушка играет в рассказе, скорее, второстепенную роль. Она — субъект влюбленности Ивана Васильевича. Она по праву рождения вошла в высшее общество и не видит другой жизни, кроме накрахмаленной и кружевной. Рассказчик описывал Вареньку как стройную, высокую, грациозную барышню, в которой чувствовалась величественность. Она всегда держалась прямо: ее царственный вид мог отпугнуть, но ласковая, всегда веселая улыбка располагала к ней все общество. Рассказчик упоминает, что и в пятьдесят лет женщина был неописуемой красавицей. Характер героини почти не раскрывается в рассказе, Лев Толстой делает акцент на ее отце, Петре Владиславовиче.
  4. Образ полковника. Он предстает в рассказе в качестве ключевого персонажа. Именно его поступок меняет судьбу Ивана. Петр Владиславович — высокий, статный и моложавый старик. Он был воинским служакой «николаевской» выправки. Сначала автор представляет образ полковника как воплощение заботливого семьянина, достойного человека, служащего на благо государства. Герой позиционирует себя как истинного христианина, который пытается всячески угодить Богу. Однако читатель видит, что он слеп и двуличен — старик обожает свою семью, выступает в качестве добродушного отца, но совершенно жестоко и равнодушно ведет себя по отношению к простым солдатам. Духовные качества героя делятся надвое: для семьи он готов на самопожертвование (он экономил на себе, чтобы больше позволить дочери), но для подчиненных мог оставить лишь гнев и презрение. Лицемерие и двойные стандарты являются основными чертами этого дворянина, готового щедро осыпать недостойных ударами шпицрутена сразу после того, как осыпал дочь и жену поцелуями.
  5. Хозяева бала — это Варенька, Петр Владиславович и его жена в брильянтовой фероньерке. Семья производила на всех самый положительный эффект: стройная, величественная Варенька, статный высокий Петр Владиславович и добродушная, в плюсовом бархатном платье жена, похожая на «портреты Елизаветы Петровны». Все трое были как на подбор, Иван Васильевич восхищался семьей и подчеркивал свое с ней родство. Но их благополучие иллюзорно и держится на штыках и шпицрутенах. Женщины разгуливают в шелках и украшениях, купленных ценой крови того избитого татарина. Такое приданое Иван Васильевич принять не мог.

Темы

Тематика рассказа богата и многогранна, но Многомудрый Литрекон обратил внимание лишь на главные содержательные доминанты.

  1. Основная тема рассказа – двуличие светской жизни, которая делится на парадный выход и будничную грязь, которая и обеспечивает вечерний банкет. Ради блеска и пафоса на балу люди ведут себя бесчеловечно на службе, идут на немыслимые жертвы. Неслучайно автор указал, что ради пышных приемов полковник экономит на необходимых вещах. Героя затянула трясина выходов напоказ, и он живет ради того, чтобы казаться, а не быть. Наблюдая за избиением татарина, он не видит кровавое месиво на его спине, ведь жизнь самого военного искусственна, и в ней нет места суровой действительности. Сочувствие не доходит до его ума, помраченного ярким светом высшего общества.
  2. Тема любви в рассказе «После бала» раскрывается с двух сторон. С одной стороны, любовь представлена больше как сильная увлеченность, а не серьезное чувство. Иван испытывал восхищение, страсть, трепет к Вареньке, но автор не описывает эмоции героя как взвешенные и достаточно обдуманные. С другой стороны, рассказчик призывает молодое поколение к духовным, возвышенным чувствам. Он сетует на то, что в современное время все обращают внимание лишь на физические достоинства. Моральная и принципиальная сторона вопроса для автора играет решающую роль, а красота – второстепенную.
  3. Тема крушения мечты. Однако сам герой, будучи молодым, был восхищен и поглощен происходящим — он забывал узнать саму Вареньку. Иван не знал ни истинный характер девушки, ни ее привычек, ни мыслей. Торжественный бал и танцы с Варенькой были вроде красочного спектакля, который прекратился в одно утро. Когда веселье закончилось, все сняли свои маски и начали жить будничной рутиной, мечты Ивана разбились.
  4. Разрыв шаблона. Иван не смог принять поступок Петра Владиславовича, ранее бывшего весьма ему симпатичным. В тот день он чувствовал ужасную тоску от всего увиденного, задавался вопросом, за что беглый татарин был награжден такой жестокостью. Ивану было стыдно, когда он встретился глазами с полковником, он пытался оправдать статного старика, но так и не нашел ответа на свой вопрос. Влюбленность Ивана пошла на убыль, он больше не посещал бальных вечеров в доме Петра Владиславовича.
  5. Пейзаж. Стоит обратить внимание на пейзаж, который был вокруг Ивана во время его встречи с полковником. Лев Николаевич Толстой делает акцент на тумане, который навис над местностью в то утро. Автор сравнивает туман с состоянием героя во время его общения с Варенькой и ее семьей. Иван не мог ясно увидеть настоящую сущность этой семьи, он был будто в тумане, когда его завлекла эта веселая, чувственная увлеченность. После бала герой слышит звуки мазурки, но и они уже кажутся ему «жесткой и нехорошей» музыкой.

Проблемы

Лев Николаевич Толстой поднимает в рассказе «После бала» острые социально-нравственные проблемы.

  1. Лицемерие и криводушие. Автор показывает, как уважаемый полковник добр и учтив с высокопоставленными гостями на балу, и как он жесток к низшему классу, к своим подчиненным. Герой готов любезничать с людьми из своего круга, строить из себя патриота и верующего человека, но на деле он демонстрирует презрение к народу и тем моральным устоям, которые образуют христианское мировоззрение.
  2. Равнодушие. Петр Владиславович не прислушивается к беглому солдату, который умоляет его «помилосердствовать». Ему все равно, что его подчиненный испытает адскую боль, от которой может и умереть. Главное для него – железная дисциплина, на которой застынет любая пролитая кровь. В образе полковника нет и сотой доли того, что церковь предписывает каждому прихожанину, ведь герою безразлична сущность учения, и важнее всего благовидная внешняя сторона любого дела.
  3. Жестокость. Когда же один из солдат, бивший татарина плетью, делает удар слабее, то тут же нарывается на пощечину от полковника. Петр Владиславович чувствует гнев от того, что молодой солдат недостаточно сильно ударил беглого татарина, спина которого уже превратилась в окровавленное мясо. Значит, он не только выполняет свой долг, но и с усердием допытывается до осужденного, как будто получая удовольствие от его унижения.
  4. Безнравственность. Автор поднимает проблему нравственно-духовных качеств дворянства, погрязшего во лжи. Петр Владиславович сам позиционирует себя как истинного христианина, в то же время читатель не наблюдает в герое ни капли нравственности. Он является примером бесчеловечной жестокости и равнодушия — ему не становится жалко беглого солдата, он не просит офицеров ослабить удары. Двуличие и холодность полковника пугают Ивана Васильевича, он отказывается от такого родства.

Проблематика рассказа «После бала» весьма многогранна и вмещает в себя даже политические аспекты, ведь в образе полковника современники увидели Николая Первого – императора России. Жестокость и двуличие режима стало мишенью писателя. Вот, против чего был направлен рассказ.

Основная идея

Рассказ «После бала» описывает события, происходившие в России во время правления Николая Первого. Это была одна из наиболее суровых эпох. Напуганный восстанием декабристов, он вел более жестокую политику, чем его предшественники. Очевидно, почему Лев Николаевич Толстой описывает усы Петра Владиславовича, и пишет, что они подобны усам Николая Первого. Это достаточно ясный намек на всеобщее нравственное омертвение страны из-за кровавой тирании «жандарма Европы». Смысл рассказа заключается в том, чтобы в одном эпизоде описать характер правления и правителя страны, разделенной на две России: для богатых и для бедных.

Толстой разоблачает фальшь и пустоту общества, срывает добродушные маски, под которыми кроется жестокость. Картина бала, а потом истязания беглого солдата раскрывают главную мысль произведения. Первая часть рассказа показывает красивую жизнь, полную наигранного благонравия, вторая же часть показывает реальность, где каждый герой представлен таким, какой он на самом деле есть. Одни и те же действующие лица контрастируют в первой и второй части рассказа — влюбленность Ивана сменяется на растерянность и тоску, а радушие Петра Владиславовича уступает место холодности, гневу и безразличию. Контраст между одной и другой Россией поражает читателя в самое сердце. Но таковы были исторические взгляды писателя: он не видел единой страны в России, ведь сограждане из разных социальных слоев мнили друг друга врагами.

Психологизм и детали

Чтобы донести свою мысль с предельной ясностью, автор использует художественные детали, противопоставляя наигранную веселость праздной толпы и пышную роскошь бала реальному положению дел. Читателю бросается в глаза искусственность жизни высшего общества, построенной на страданиях бедняков. Мы видим, как меняются декорации при переходе из одной России к другой.

  1. Красота становится искусственной и натянутой: «бал прекрасный» — «что неестественно»;
  2. Музыка приобретает противный и ужасающий ритм: «музыканты знаменитые» — «неприятная, визгливая мелодия»;
  3. Человеческие лица выражают эмоции, близкие к отчаянию и гримасе боли: «разрумянившееся с ямочками лицо» — «сморщенное от страдания лицо»;
  4. Белый цвет бала противопоставляется черному и бесцветному тону существования обычных солдат: «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» — «что то большое, черное, … это черные люди», «солдаты в черных мундирах».

Состояние героя до и после бала тоже детально описано:

«Я обнимал в то время весь мир своей любовью» — но утром он думает: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Вывод и актуальность

Произошедшее с Иваном Васильевичем в корне изменило его жизнь. Полковник заставил его посмотреть на все с другой стороны, оценить все стороны человеческой натуры.  В заключении Толстой не дает никаких моральных выводов, он заканчивает рассказ мыслями Ивана Васильевича, который заставляет себя думать, что военный, очевидно, знает что-то такое, чего не знает главный герой. Тем не менее, юноша не может смириться с отсутствием духовной составляющей у полковника. Сцена избиения меняет его жизнь, однако он сам не понимает: хорошо ли то, что он увидел, или плохо. И все же именно это событие остановило его и не дало поступить на военную службу, к которой он стремился раньше. Показывая перемены в судьбе героя, писатель учит нас чутко реагировать на увиденную несправедливость и ни в коем случае не поощрять ее равнодушием. Книга заставляет задуматься о важности отзывчивости и чуткости, которые позволяют людям жить в мире со своей совестью.

Тематика рассказа актуальна и сегодня. Все так же общество сталкивается с двуличием и безнравственностью. Сегодня все еще много таких «полковников», под маской которых лишь холодность и бесчеловечность. Тем не менее, мораль автора остается только угадывать. Он предлагает читателю делать выводы самостоятельно. Он не пишет, «хорошо» все-таки было то, что сделал полковник, или «плохо», но, судя по реакции главного героя, смысловые акценты все же были расставлены, то есть писатель осуждает криводушие высшего света и его готовность закрыть глаза на страдания тех, кто не «вытянул счастливый билет» происхождения и не стал его частью.

Критика

Произведение Льва Толстого «После бала» было воспринято положительно. Большинство критиков высказали свое восхищение мастерством Толстого. Характеристика рассказа позволяет установить, как современники поняли замысел автора.

Литературный критик Дьёрдь Лукач сказал, что если судить только лишь с формально-художественной стороны, то «После бала» — это самый «формально законченный» рассказ, который не встретишь в литературе на Западе. Он назвал Толстого «величайшим» и «несравненным» художником своего времени.

Рецензент Н.К. Гудзий выразил основную мысль произведения, проведя литературные параллели с другими книгами писателя:

Деспотический характер царствования «Николая Палкина» нашел отражение, помимо «Хаджи-Мурата», также в рассказах «После бала» (1903) и «За что?» (1906).

Он писал также, что особенности поздней прозы Толстого заключались в резкой критической направленности книг и лаконичности писателя. Автор начал сочинять короткие, но весьма хлесткие и острые произведения на злобу дня, чтобы выразить свое отношение к политике, дворянству, войне и другим актуальным (а, впрочем, вечным) темам.

Авторы «Литературной энциклопедии» 1939 года так же написали хвалебный отзыв о рассказе Толстого, признавая его талантливым писателем, умеющим обличать истинную натуру:

Противоречие между внешностью и подлинным содержанием действительности, явлением и сущностью выступает в разительной форме — маска сорвана. Выражением этой замечательной особенности творческого метода Толстого явился рассказ «После бала». (Попов П., Юнович М.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.Н.Толстой "После бала"

Урок литературы. Мастер-класс. Цель урока: Выявить, при помощи  каких средств автор раскрывает главную мысль рассказа: каждый человек несет ответственность за все происходящее вокруг. Задач...

Урок-презентация. Л.Н. Толстой "После бала"

Презентация представляет собой набор иллюстраций и информационных сносок, касающихся биографии писателя и истории создания произведения "После бала"....

Л.Толстой "После бала". Анализ рассказа на основе святоотеческого наследия.

Основополагающий вопрос "Что значит быть человеком?". Урок построен на материале  евангельских текстов, высказываний Святых Отцов при использований презентации и видеороликов....

Литературный анализ рассказов Л.Н. Толстого

Настоящая методическая разработка представляет собой описание педагогического опыта литературного анализа текста.  В качестве примера приведены конспекты уроков,  на которых анализируются ра...

К вопросу изучения «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо в школе: методика сопоставительного анализа текстов Л.Н. Толстого.

Отдел классических литератур Запада и сравнительного литературоведения Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН под эгидой Посольства Швейцарии в России 13-14 ноября 2012 года проводит между...

Л.Н. Толстой «После бала». История создания. Анализ рассказа.

Л.Н. Толстой «После бала». История создания. Анализ рассказа....