Весна 2020 г.: что произошло с системной дистанционного обучения в России? Разработка модельного решения организации СДО на случай чрезвычайной ситуации
статья
Аналитическая статья об организации дистанционного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sdo.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Весна 2020 г.: что произошло с системной дистанционного обучения в России? Разработка модельного решения организации СДО
на случай чрезвычайной ситуации
Весной 2020 года, в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции, школы, учреждения среднего профессионального образования и университеты были вынуждены переходить на формат нового непривычного дистанционного обучения. В связи с тем, что технические возможности всех учебных заведений слишком различались, а в предыдущие годы в среднестатистической школе не было потребности в дистанционном образовании, дистанционное обучение было организовано совершенно по-разному.
Вначале речь шла о не столько дистанционном обучении, сколько, по сути, заочном. Педагог давал задание, например, прочесть параграф учебника, ответить на вопросы, выслать фотографию выполненного задания на проверку. В разных школах пользовались разными каналами передачи информации: кто-то использовал социальную сеть Вконтакте, кто-то – Ватсап, кто-то – электронную почту. Кроме того, активно использовался электронный журнал и гугл-формы для проведения тестирований.
Чуть позже пришло осознание того, что школа не предполагает заочного обучения. Именно поэтому было принято решение отойти от системы «прочитай учебник, выполни задание, отправь на проверку», учителя начали вести уроки с помощью новых технологий. К примеру, начали пользоваться таким программами, как Зум, Дискорд, чуть позже – Майкрософт Тимс.
Однако это привело к другой проблеме: СанПиНы не разрешают проводить школьникам столь много времени у экрана электронного устройства (кроме того, не редкостью являются ситуации, когда в семье один ноутбук и несколько детей), поэтому одним из выходов из положения стал переход к комбинированной системе: и проведения уроков через программы конференц-связи, и выдача заданий для самостоятельной работы.
Можно сказать, что учащиеся и учителя Москвы были сразу в более выгодной ситуации: МЭШ (Московская электронная школа) давала больше возможностей. Облачная интернет-платформа содержала необходимые образовательные материалы, инструменты для их создания и редактирования, конструктор цифровой образовательной программы.
Одновременно с этим в глубинке ситуация была куда менее радостная: из-за отсутствия интернета некоторые ученики были вынуждены «ловить» сеть за пределами населенного пункта или забираться на возвышенности. В некоторых школах дистанционное обучение было распространено иначе: ученики просто приносили в школу листы или тетради с выполненными работами, оставляли их у охранника, а учителя забирали их и проверяли.
Учителя, школьники и их родители после введения в России дистанционного обучения в школах из-за пандемии коронавируса больше всего жаловались на технические сбои, а также неготовность оборудования и самих педагогов к работе онлайн, показало исследование Института прогрессивного образования, с результатами которого ознакомились РИА Новости.
Рекомендацию перевести школьников на дистанционное обучение Минпросвещения дало регионам 14 марта. Позже о введении каникул в школах с 23 марта по 12 апреля заявил министр просвещения России Сергей Кравцов. В этот период министерство и Рособрнадзор обеспечат методическую поддержку учителей и родителей по вопросам дистанционного образования.
Эксперты Института прогрессивного образования решили изучить мнения рунет-сообщества о первых итогах такого перехода. Рабочая группа аналитиков провела экспресс-мониторинг интернета и систематизировала основные жалобы на онлайн-уроки от учителей, школьников и их родителей. В дайджест исследования вошли запросы поисковой выдачи ведущих систем (Яндекс, Google, Рамблер и Mail.ru), а также социальные сети, наиболее популярные среди россиян (ВКонтакте, Одноклассники и Facebook).
«В период с 23 по 25 марта в социальных сетях было обнаружено более 18 тысяч сообщений с негативной интонацией, связанных с переходом на дистанционную форму получения образовательных услуг. Институт прогрессивного образования выделил в круге референтных откликов пять типов наиболее распространенных жалоб», – говорится в результатах исследования.
В первую очередь пользователи оказались недовольны техническими сбоями во время дистанционной работы. Как сообщают общественники, чаще всего пользователи жаловались на техническую неготовность интернет-ресурсов, рекомендованных школами, к дистанционному формату работы с большой нагрузкой. Общие сбои по регионам фиксировались даже на агрегаторах типа «Электронной школы» или на важнейших площадках уровня «Электронного дневника».
«В этой связи у всех участников образовательного процесса возникали сложности с авторизацией и личным кабинетом, отправкой и проверкой домашнего задания. С серверов периодически пропадали выставленные ранее оценки, отмечали пользователи из разных субъектов РФ», – говорится в материалах.
Претензии высказывались в отношении цифровых навыков педагогов. По данным экспертов, свыше 25% комментариев были посвящены цифровым компетенциям учителей. При этом авторы сообщений отмечают, что у работников школ зачастую отсутствует понимание методик онлайн-преподавания и навыков удаленной передачи знаний, в связи с чем дистанционные занятия превращаются в систему самообразования.
До марта 2020 г. считалось, что обучение в дистанционном формате выбирают: высоко мотивированные люди, которые нуждаются в дополнительном образовании, повышении профессионального уровня и/или переподготовке; студенты, обучающиеся заочно или географически удалённые от места учёбы (например, находящиеся на обучении за рубежом); обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Однако после объявления пандемии СОУГО-19 дистанционное обучение стало массовым.
Сейчас идет активное обсуждение того, что изменится в школе после тотального дистанционного обучения в условиях пандемии. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Одна из точек зрения состоит в том, что в дистанционном обучении нет ничего положительного. Дети портят свое здоровье, а качество образования ухудшается. Возрастает психологическое напряжение родителей, вынужденных в определенной степени руководить образовательным процессом своего ребенка, становиться по сути дела «учителями». Эта точка зрения сводится к тому, что организовывать образовательный процесс надо только в школе, за партами, и места дистанционному обучению нет. Поэтому баланса очного и дистанционного школьного образования быть не может.
Другая, противоположная точка зрения сводится к полному одобрению дистанционных форм обучения и стопроцентному полному переходу от традиционных форм обучения к дистанционному. Отмечается масса достоинств дистанта, в том числе, индивидуализация учебного процесса с помощью качественного контента, особенно в старшей школе. А функции учителей сводятся, в основном, к тьюторству.
Стоит отметить, что у этих двух точек зрения есть свои преимущества и определенные угрозы. В идеале, каждая школа, будь то городская или сельская, большая или маленькая, должна будет принять свое управленческое решение о соотношении очной традиционной классно-урочной системы обучения и дистанционного школьного обучения. Это решение возможно только на основе анализа практики дистанционного обучения в условиях пандемии, с учетом материальной обеспеченности образовательного процесса, уровня ИКТ-компетенций, профессионального мастерства педагогов, степени взаимодействия и взаимопонимания педагогического коллектива и родителей. Все это необходимо учитывать при организации образовательных практик, разумно сочетая традиционное и дистанционное обучение.
Вне всякого сомнения, дистанционное обручение сегодня - это одна из реальностей, без которой трудно представить организацию образовательной деятельности в школе. Наступает эпоха разных возможностей, и дистанционные технологии организации учебного процесса займут особое, более значимое место в образовательной практике школ, чем ранее, до пандемии.
Задача активного использования дистанционного обучения в школе - задача комплексная, она определяет направления управленческой деятельности от внутришкольного уровня до федерального. Эффективность реализации дистанционного обучения зависит от целенаправленной, технологически вооружённой и обеспеченной необходимыми ресурсами управленческой деятельность в каждой школе, где есть необходимость, целесообразность в организации такой технологии, такой формы обучения.
При организации дистанционного обучения важно понимать и руководствоваться определенными принципами, такими, как принцип системности; учета специфики предметной области обучения и контингента обучаемых; интерактивности; гибкости, маневренности учебного процесса; корпоративности, командного подхода к организации дистанционного обучения и принципом информационной и психологической безопасности.
Для того, чтобы правильно организовать процесс дистанционного обучения администрации школы необходимо решить ряд вопросов. В первую очередь, подготовить педагогический коллектив, предоставить условия для повышения квалификации, развития их компетенций, профессионального совершенствования, как в области педагогики (методика разработки и проведения дистанционного курса) и психологии (специфика организации учебного процесса в виртуальной среде в соответствии с возрастом учащихся), так и в области информационно-коммуникационных технологий ( уверенное использование сервисов интернета и т.д.). Во вторую очередь, администрация должна решить не менее важные технические вопросы организации дистанционного обучения (интернет, оборудование, платформа для размещения курса). Кроме того, директору для эффективной работы школы в дистанте важно разработать локальные нормативные документы, которые бы регламентировали условия реализации образовательного процесса, оплаты труда педагогов, а для этого актуальным становятся знания в области организации дистанционного обучения (нормативы, экономическая схема, контроль). Таким образом, мы полагаем, что составляющие успешности дистанционного обучения это кадровый потенциал, содержание и средства обучения.
Весной 2020 года в России произошел переход к тотальному дистанционному обучению, который стал, по мнению некоторых исследователей, шоковой инновацией в образовании, имевшей принудительный, вынужденный характер. Ни учителя, ни ученики не были готовы к организации образовательной деятельности в таком формате, не имели такого опыта. Переход осуществлялся быстро, были разработаны организационно-методические мероприятия для проведения учебных занятий, скорректирован порядок применения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Введение дистанционного обучения являлось вынужденным, одним из сдерживающих факторов распространения пандемии.
Новые практики были адаптированы почти одновременно всеми педагогами, от «новаторов», активно использующих дистанционные технологии, до «отстающих», тех, кто никогда не использовал и не планировал раньше делать это. Фактически, те технологии цифровой дидактики, которые ранее планировались лишь для небольшой группы 5-7-10% наиболее мотивированных школьников, способных все эти технологии применять и осваивать, во время пандемии пришлось применять в работе со всеми учащимися практически всеми педагогами.
Эти образовательные практики показали значимость изменения роли учителя в организации образовательного процесса. Главное для учителя сегодня - это умение организовать взаимодействие, общение, способность мотивировать учащихся, осуществлять навигацию и коммуникацию. Конечно, учителя все это должны были делать всегда, но просто сегодня они не могут этого не делать. Система дистанционного обучения предусматривает проведение систематических занятий с учащимися с использованием средств коммуникаций сети Интернет ( форумы, чаты, e-mail, видеоконференцсвязь, группы в социальных сетях, виртуальная реальность), использование новых технологий представления информации (инфографика, интеллект-карты и т.д.). Преподаватели могут использовать образовательные ресурсы сети Интернет (веб-квесты, телеконференции), а текущий и итоговый контроль организовывать в виде заданий со свободно конструированным ответом (дискуссии в форуме, резюме в блогах, ролевые игры и т.д.).
Учителя, работающие в системе дистанционного обучения, должны обладать компетенциями в области педагогики, такие как готовность к разработке педагогической системы дистанционного обучения; способность к овладению педагогическими технологиями дистанционного обучения (методиками и соответствующими им технологиями), а также компетенции в области информационных технологий (свободное владение средствами общения в сети Интернет; стремление к изучению новых средств, сервисов сети; овладение сетевым инструментарием).
Особого внимания заслуживают компетенции в области психологии. Это знание психологических особенностей общения в виртуальной среде; понимание особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения и готовность использования принципов дистанционного обучения детей и подростков.
В условиях удаленного обучения особо проявилась психологическая неготовность участников образовательных отношений, при отсутствии регламентов, директив очень часто приходилось принимать самостоятельные решения. В тех школах, где господствовала атмосфера доверия, взаимопонимания, где акцент делался на воспитание самостоятельности и ответственности учащихся процесс дистанционного обучения проходил более эффективно, занятия проходили в психологически комфортной среде.
После опыта дистанционного обучения в условиях пандемии, школа несомненно изменится. Все те проблемы, которые существуют в традиционной школе, обострились и стали очевидными и, не решая их сегодня, школа не может развиваться дальше. Эти изменения будут направлены, прежде всего, на создание атмосферы доверия, взаимопонимания, диалога, на воспитание самостоятельности участников образовательных отношений, которая предполагает ответственность, а ответственность - свободу.
Если не будет профессионального осмысления необходимых школе изменений, связанных с организацией дистанционного обучения через возникновение новых смыслов к развитию мотивации руководителей школ, учителей, родителей, учащихся, то и говорить о влиянии новых технологий на повышение качества образования не приходится. Такое профессиональное осмысление возможно осуществить, если базироваться на методологии системно-деятельностного подхода, на ценностно-смысловом, целевом, технологическом и ресурсном уровнях. Именно такая позиция профессионального осмысления позволит нам перейти к вдумчивому выделению проблем предстоящей деятельности. Только переоснащением оборудования школ, сменой программ и технологий минимизировать риски расширения доли дистанционного обучения в школе невозможно. Важно понять, что речь идёт о другом образовании, которое развивает личность как индивидуальность, самостоятельную в проектировании жизненных и профессиональных задач, способную мыслить и действовать самостоятельно и ответственно.
Но самой важной проблемой многих учебных заведений стала нехватка техники. Как ни крути, школ, которые оборудованы достаточным количеством техники, в которых у каждого учителя есть персональный компьютер или ноутбук, крайне мало. Учителя вынуждены или покупать технику на свои деньги, или использовать свою технику, или проводить занятия из компьютерного класса, будто из колл-центра.
Одним из решением проблемы может быть полное техническое оснащение школ и, что самое главное, единая общероссийская облачная сеть с возможностью проведения видеоконференций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная тестовая работа по ОБЖ для 9-х классов «Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера»
Проверочная тестовая работа по ОБЖ.......
Конспект урока по ОБЖ "Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях"
Урок в 10 классе по предмету ОБЖ "Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях"...
Презентация к уроку ОБЖ "Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях"
Презентация с демонстративным материалом к уроку ОБЖ в 10 классе...
Статья "Роль ОБЖ в организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени"
Роль ОБЖ в организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени...
§6.1__8кл_Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях
Презентация учебного материала урока по академическому школьному учебнику для 8 класса А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", издательство "Просв...
Проблемы дистанционного обучения и возможные пути их решения
Данная статья является результатом личных наблюдений и размышлений о дистанционном обучении школьников французскому языку....
Конспект урока "Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера"
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвы...
- Мне нравится (1)