Конспект урока по ОБЖ "Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях"
план-конспект урока по обж (10 класс) на тему
Урок в 10 классе по предмету ОБЖ "Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по ОБЖ | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: "Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях"
Класс: 10
Цели урока:
- Повторить cсовременные средства поражения
- Познакомить обучающихся с организацией оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера и природного характера.
- Выявить творческие способности обучающихся при анализе ситуации и нахождении выхода из неё.
- Воспитать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.
Наглядность: карточки с ситуативными задачами, презентация.
Формы и методы урока: беседа, работа в группах, блиц-опрос.
ХОД УРОКА
- Актуализация знаний
1.Уащиеся должны вспомнить и заполнить таблицу. (слайд 1,2,3)
Учитель:
II. Изучение новой темы
Учитель: Человека на протяжении всей жизни окружают разные опасности.
Вопрос: Какие опасности вы знаете?
Да, это опасности природного характера и опасности, возникающие в результате деятельности человека, т.е. опасности техногенного характера.
- Приведите примеры опасностей (природного: землетрясение, наводнение, бури, ураганы, извержение вулканов и т.д.; техногенного: пожары, аварии обрушение здания и т.д.)
Учитель: Древние греки говорили: «Предупрежден — значит вооружен». (слайд 4,5,6,7,8)
Вопрос: Как вы считаете, какая тема нашего урока?
Да, сегодня мы будем изучать тему«Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера». Запишите в тетради тему урока. При изучении данной темы вы узнаете, что такое оповещение, для чего оно необходимо в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также важность данных мероприятий.
Вопрос: Что вы понимаете под словом «оповещение»? Попробуйте сформулировать понятие, что такое оповещение (ответы обучающихся).
Оповещение – это своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях. Об опасных событиях, особенно если это связано с грозящей опасностью, обязано знать население. Если человек своевременно предупрежден, значит, он имеет возможность встретить и отразить угрозу его жизни и здоровью. В системе гражданской обороны для этого существует служба оповещения.
Система оповещения ГО и ЧС – это организационно – техническое объединение сил, специализированных средств оповещения и системы связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещения и информации о чрезвычайной ситуации. (слайд 10)
Задачи системы оповещения: (слайд 14)
1. Обеспечение своевременного доведения до органов управления ГОЧС и населения распоряжений о проведении мероприятий ГО и РСЧС.
2. Обеспечение своевременного доведения до органов управления ГОЧС и населения сигналов оповещения ГО и другой информации.
Система оповещения населения в чрезвычайных ситуациях входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.В настоящее время в стране 1 федеральная, 6 региональных и 88 территориальных систем централизованного оповещения.
Вопрос: Как происходит оповещение населения при возникновении ЧС? (радио, телевидение, звуковые и световые сигналы, сирены ГО, гудки на заводах, колокольный звон, школьные звонки).
Основным способом оповещения населения об угрозе радиоактивного, химического, бактериологического загрязнения, угрозе и возникновений стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф на объектах экономики и транспорта, угрозе нападения противника является передача речевой информации по местным линиям с использованием проводного, радио- и телевещания. Для привлечения внимания населения включаются сирены, производственные прерывистые гудки, транспортные и другие средства через установки громкоговорящей связи, в том числе установленной на автомобилях службы охраны общественного порядка и ГАИ, что означает передачу предупредительного сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». В годы Великой Отечественной войны люди знали: если звучит сирена – это сигнал «Воздушная тревога!». В конце 1988 г. был пересмотрен и изменен порядок оповещения. Теперь завывание сирен, прерывистые гудки означают сигнал гражданской обороны: «Внимание всем!» (сигнал).
Вопрос: Ваши действия при этом сигнале? (ответы обучающихся)
Услышав сирену, надо:
- Немедленно включить радио, телевизор, репродуктор радиотрансляции.
- Внимательно прослушать экстренное сообщение органов власти или органов управления по делам ГОЧС о сложившейся обстановке и порядке действий.
- Держать все эти средства постоянно включёнными в течение всего периода ликвидации аварий, катастроф или стихийных бедствий.
Передача сигналов оповещения осуществляется вне всякой очереди всеми службами связи и вещания. Информация передаётся в течение 5 мин после подачи звукового сигнала. В опасных районах сообщение дублируется подвижным громкоговорящим устройством.
Вопросы:
1. Как вы думаете, на территории нашего района есть объекты, способные создать угрозу техногенного характера?
2. Какие средства оповещения населения о ЧС есть в нашем районе?
На каждый случай вероятных чрезвычайных ситуаций местные органы ГОЧС имеют примерные варианты сообщений (запись сделана на русском и национальном языках), которые с учетом складывающейся обстановки корректируются.
Приведем варианты сообщений (слайд 17)
При аварии на химически опасном объекте: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС города. Граждане! Произошла авария на комбинате с выбросом сильнодействующего ядовитого вещества – аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении (указывается район). В зону химического заражения попадают объекты (перечисляются объекты). Населению улиц (перечисление улиц) рекомендуется находиться в зданиях. В квартирах необходимо произвести герметизацию всех помещений. Населению улиц (перечисление улиц) немедленно покинуть жилые дома, здания учреждений, предприятий, учебные заведения и выйти в район (называется район). Граждане! Сохраняйте спокойствие и в дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».
Вопрос:Ваши действия? (ответы обучающихся)
Просмотр видеоролика.
При аварии на атомных энергетических установках: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС района. Граждане! Произошла авария на атомной электростанции. В районе станции и в населенных пунктах (перечисление пунктов) ожидается выпадение радиоактивных веществ. Населению этих пунктов необходимо находиться в жилых домах. Срочно провести герметизацию жилых помещений и мест нахождения скота. Для защиты организма принять йодистый препарат. Граждане! Сохраняйте спокойствие. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».
Задание: опишите свои действия в данной ситуации.
Просмотр видеоролика.
При угрозе землетрясения: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС города. Граждане! В связи с возможным землетрясением отключите газ, воду, электричество, погасите огонь в печах. Возьмите необходимую одежду, документы, продукты питания, воду и выйдите на улицу. Займите место вдали от зданий, мостов и линий электропередач. Оповестите соседей о полученном сообщении. Находясь в помещении, при первом толчке встаньте в дверной (балконный) проем. Граждане! Сохраняйте спокойствие. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».
Выслушав сообщение, каждый человек должен действовать без паники, продуманно и быстро с учетом конкретных условий, в которых он оказался.
III.Блиц – опрос
Вопросы:
- Для чего предназначены сигналы оповещения? (для своевременного
доведения до населения сигналов опасности и порядке поведения в создавшихся условиях).
- Как передаются сигналы оповещения? (завывание сирен, прерывистые
гудки).
- Каков порядок проведения оповещения населения? (сирена,
сообщение)
- Какие технические средства применяются для передачи сигналов
оповещения? (радио-телевещание, подвижные громкоговорящие устройства).
- Кто занимается передачей сигналов оповещения? (службы оповещения
ГО и ЧС).
- Какие основные мероприятия осуществляются по защите населения от
чрезвычайных ситуаций техногенного характера? (оповещение, эвакуация, защита).
IV.Домашнее задание: п. 6.1
Объяснение проектного задания каждой группе:
1-ой группе: Составьте список потенциально опасных объектов, находящихся в районе, где вы проживаете. Укажите, источником, какой техногенной чрезвычайной ситуации может стать каждый из указанных объектов. Опишите порядок действия в этих ЧС.
2-й группе: Составьте список ЧС природного характера, наиболее вероятных для нашего района и опишите последовательность действий при их возникновении.
3- ей группе: Обследуйте нашу школу на наличие в ней опасных мест, охарактеризуйте их: чем опасны эти места, как обезопасить себя, как действовать при возникновении некоторых ЧС в школе.
Знание сигналов гражданской обороны, правильные действия по ним и при угрозе чрезвычайной ситуации помогут спасти жизнь вам и вашим близким.
Литература:
- Учебник «ОБЖ» 10 класс.
- Интернет-ресурсы.
- Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"КРАТКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ по действиям населения в чрезвычайных ситуациях"Под общей редакцией Воробьева Ю.Л.
Как помочь себе и своим близким, друзьям и знакомым в чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера, в бытовых экстремальных ситуациях? Как выжить, оказавшись наедине с дикой при...
Урок ОБЖ в 10 классе. "Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Урок ОБЖ в 10 классе. " Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени". Данная тема урока изучается в разделе 6 "Основы обороны государства" и главы 12 "Гражданская о...
Презентация к уроку ОБЖ "Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях"
Презентация с демонстративным материалом к уроку ОБЖ в 10 классе...
Разработка урока по ОБЖ 8 класс Организация инженерной защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Цели: 1. Создать условия для ознакомления учащихся с организацией инженерной защиты населения, классификацией средств коллективной защиты, с оборудованием укрытий простейшего типа, с правила...
§6.1__8кл_Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях
Презентация учебного материала урока по академическому школьному учебнику для 8 класса А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", издательство "Просв...
Конспект урока "Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера"
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвы...
Презентация к уроку "Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени", ОБЖ, 10 класс
Урок по предмету «ОБЖ» для 10 класса по теме «Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»....