Занятие "Мировая проблема утилизации бытовых отходов"
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс)
Конспект занятия включает описание проблемы утилизации бытовых отходов, опыт разных стран в решении данной проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_sots._zan._26._utilizatsiya_bytovyh_othodov.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие № 26. Мировая проблема утилизации бытовых отходов
Цель занятия: изучение нового теоретического материала и формирование понятийного аппарата обучающихся.
Задачи:
1) ознакомление обучающихся со следующими понятиями: утилизация отходов, способы ликвидации бытовых отходов (компостирование, сжигание, переработка);
2) формирование навыков работы с информацией, выполнения проектной работы;
3) воспитание интереса к охране природы родного края, своей страны, планеты.
Оборудование:
- тетради, ручки;
- дополнительная литература по теме занятия.
Ход занятия.
- Организационная часть занятия. Приветствие.
- Основная часть занятия.
Теоретическая часть занятия
В настоящее время на каждого из жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год, без учета старых автомобилей. Если весь накопившийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы года высотой с Эльбрус (высочайшую вершину Европы).
Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:
- рост товаров массового потребления одноразового использования;
- увеличение количества упаковки;
- повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
Мусор сваливают в совершенно не предназначенных для этого местах. Такие территории не огораживают, с этих несанкционированных свалок ветер разносит бумагу и легкие отходы на значительные расстояния вокруг. Несанкционированные («дикие») свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья людей. Вещества, образующиеся при разложении отходов. Загрязняют атмосферу. Дождевая вода вымывает ядовитые вещества разложившихся отходов, что приводит к заражению открытых водоемов и грунтовых вод.
В настоящее время используется несколько способов утилизации бытовых отходов. Наибольшее распространение получили:
1) устройство специально оборудованных свалок;
2) компостирование мусора;
3) утилизация мусора на мусороперерабатывающих заводах.
Специально оборудованную свалку можно устроить не в любом месте. К решению этой задачи привлекаются специалисты разных направлений: геологи, гидрологи, экологи.
При выборе местоположения городской свалки должны учитываться:
- роза ветров в районе свалки;
- расстояние от населенных пунктов, водоохранных и природоохранных зон;
- водопроницаемость грунтов;
- площадь территории, отводимой под свалку, т.е. площадь должна быть достаточной для приема мусора в течение длительного времени;
- расположение, удобное для подъезда транспорта.
Специально оборудованные свалки – это не лучший способ утилизации мусора, но без них решить проблему не удается.
Компостирование мусора – способ обезвреживания и использования отходов. Способом компостирования можно перерабатывать только органические вещества. В бытовом мусоре пищевые отходы составляют менее половины их массы. Органические вещества, имеющие естественное растительное и животное происхождение под действием бактерий и кислорода воздуха, разлагаются. При компостировании, как правило, бытовые отходы смешиваются с отходами, образующимися при переработке сточных вод на очистных сооружениях. Отходы перегнивают и образуют компост. Используемый как удобрение. Аналогично компост получают в сельском хозяйстве, смешивая навоз с растительными остатками.
Таблица №1. Сравнительная характеристика различных способов ликвидации мусора
Способ ликвидации мусора | Стоимость утилизации 1 т мусора (в долларах) | Степень уменьшения массы мусора | Возможность повторного использования мусора |
Специально оборудованная свалка | 35 | 1/3 | - нет |
Компостирование мусора | 35-70 | 1/2 | + в форме удобрений |
Переработка мусора | 55-70 | 9/10 | + для получения энергии |
В последнее время большое значение приобретает переработка и вторичное использование отходов, так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты. Ежегодно в городах России образуется примерно 130 млн. м³ твердых бытовых отходов, что составляет около 0,2 т на одного человека. На территории России действуют несколько мусоросжигательных заводов (7-10 по разным данным). Сжигается примерно 3% твердых бытовых отходов, 9% вывозится на переработку (компостирование) в 1000 полигонов бытовых отходов. Остальная масса отходов поступает на свалки.
Особо опасные для окружающей среды и здоровья людей отходы, которые по разным причинам нельзя уничтожать вместе с бытовым мусором, называют спецотходами.
К спецотходам отнесено примерно 600 особо опасных веществ:
- пестициды, содержатся в основном в отходах производства химических средств защиты растений;
- радиоактивные отходы;
- ртуть и ее соединения;
- мышьяк и его соединеия;
- соединения свинца.
Каждый человек ежедневно пользуется множеством вещей, которые после их использования становятся спецотходами:
- батарейки;
- неиспользованные медикаменты и ртутные термометры;
- остатки химических средств защиты растений;
- остатки красок, лаков, антикоррозийных средств и клеев;
- неиспользованная косметика;
- остатки средств бытовой химии (средства для чистки, пятновыводители, аэрозоли).
Утилизация жидких и твердых спецотходов регламентируется строгими правилами и нормами. Часть спецотходов сжигается в специальных установках, часть размещается на полигонах спецотходов. Большую часть спецотходов хранят на водонепроницаемой платформе толщиной до 3 метров, все стоки и грунтовые воды постоянно контролируются.
Твердые отходы используют как вторичные ресурсы, что дает значительный экологический эффект. Например, при производстве бумаги или картона из макулатуры выбросы в атмосферу снижаются на 85%, загрязнение воды – до 40% по сравнению с производством бумаги из древесины. Утилизация отходов позволяет экономнее расходовать природные ресурсы.
Изношенные автомобильные покрышки в настоящее время перерабатывают до дисперсного состояния резиновой крошки с размерами частиц от 0,63 до 5 мм, и этим не только ликвидируют покрышки, но и изготавливают из них новые резиновые изделия. Среди них гидроизоляционные блоки, которые используются в строительстве.
Довольно остро стоит проблема утилизации отработанных люминисцентных ламп, широко используемых для освещения производственных помещений и учебных учреждений.
Таблица 2. Ежегодное потребление ресурсов и выбросы современного города
с населением 1 млн. человек
Потребление ресурсов | Выбросы в окружающую среду | ||
Название | Количество, млн. т | Название | Количество, млн. т |
Вода | 625 | Сточные воды | 500 |
Пища | 2 | Твердые отходы | 2 |
Уголь | 4 | Газовые выбросы | 0,8 |
Нефть | 2,8 | ||
Газ | 2,7 | ||
Моторное топливо | 1 |
Практическая часть занятия: выполнение творческих заданий.
3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема утилизации бытового мусора
Мастер класс....
Утилизация бытовых отходов
Урок для учащихся 6 класса по проблеме утилизации бытовыых отходов...
"Проблема утилизации различных отходов деятельности человека"
Исследовательская работа, выполнена ученицей 8 класса....
Исследовательская работа на тему:«Проблемы и решения утилизации бытовых отходов на территории района Капотня».
Исследовательская работа...
Исследовательская работа по теме: "Проблемы и решения утилизации бытовых отходов на территории района Капотня".
Исследовательская работа...
Практико-ориентированный семинар «Проблемы утилизации бытовых отходов. Экологическая культура в быту»
Практико-ориентированный семинар «Проблемы утилизации бытовых отходов. Экологическая культура в быту» проходил в рамках проведения предметной недели в АУ "Нефтеюганский политехнический колледж", 2016 ...
Занятие "Мировая проблема утилизации промышленных отходов"
Конспект занятия содержит описание проблемы утилизации промышленных отходов и некотороые пути решения данной экологической проблемы....