Авторская рабочая программа каникулярного финансового лагеря Умная сова
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Рабочая программа каникулярного Финансового лагеря «Умная сова» для 5-9 классов разработана для организации занятий по финансовой грамотности в рамках дистанционного обучения посредством создания сообщества в социальной сети в ВК, а также организации конференций на платформе ZOOM. Здесь занятия рекомендуется проводить в таких формах, как онлайн - викторины, квесты, квизы, командные игры с помощью работы в сессионных залах ZOOM, просмотр обучающих видеороликов, участие обучающихся в виртуальных экскурсиях, выполнение заданий в виде Гуглформ и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_rabochaya_programma_kanikulyarnogo_finansovogo_lagerya_umnaya_sova.docx | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бобровский
образовательный центр «Лидер» имени А.В. Гордеева
г. Бобров
Воронежская область
Авторская рабочая программа
каникулярного финансового лагеря
«Умная сова»»
для 5- 9 классов
Захарова Ольга Владимировна
учитель математики ВКК
МБОУ Бобровский образовательный
центр «Лидер» им. А.В. Гордеева
г. Бобров, 2021 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа финансового лагеря «Умная сова» для 5- 9 классов в области основного общего образования разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. «Об образовании РФ»;
2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
3. ФГОС ООО.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 №40937)
Программа является прикладным курсом, который реализует интересы учащихся в сфере экономики и финансов. Рассчитана на 21 час.
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Проблема: непрерывное формирование финансовой грамотности учащихся, ответственности за принятие финансовых решений с учетом личной безопасности и благополучия в условиях, предусматривающих дистанционную форму занятий.
Новизна данной разработки заключается в возможности дистанционного проведения занятий посредством общения на платформе ZOOM и в социальном сообществе во ВКонтакте.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания участников лагеря об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно- деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Цели:
- удовлетворение потребностей обучающихся в финансовой сфере, формирование финансово грамотного поведения;
- приобретение финансового опыта при решении элементарных экономических вопросов, отработка навыков поиска и изучения информации в области финансов;
- повышение интереса к дальнейшему получению знаний, повышающих финансовую грамотность.
Задачи:
- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
- освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
- формирование информационной культуры школьников, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке;
- воспитание ответственности за экономические решения.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты
- выделять источники доходов семьи (реальные и номинальные) и основные виды расходов семьи;
- составлять личный финансовый план;
- правильно выбирать кредит, понимать, что такое инвестиции и как из0бежать финансовых махинаций;
- выявлять принципы организации и эффективного ведения домашнего хозяйства в условиях рыночной экономики;
- определять роль и функции семьи в условиях экономического кризиса, безработицы, рассчитать бюджет семьи.
Метапредметные результаты
- проводить комплексный поиск социальной информации в источниках различных типов, классифицировать социальные источники по типу информации;
- использовать при поиске и систематизации социальной информации методы электронной обработки, отражения информации в различных знаковых системах (текст, таблица, схема, график, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
- различать в предлагаемой для анализа информации факты и мнения, объяснения, суждения и интерпретации;
- - презентовать результаты собственной деятельности.
Личностные результаты
- - воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Виды и формы проведения занятий по данному учебному курсу:
Дискуссия, круглый стол, квест – игры, исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, познавательная беседа, интерактивная игра, мини-олимпиада, творческая работа, викторина, сюжетная игра, интерактивное путешествие, решение кейсов, работа с документами и сайтами финансовых организаций, конференция, конкурсы. Основная деятельность реализуется в формате видеоконференций.
Преподавание курса опирается на межпредметные связи с курсами экономики, математики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.
Содержание программы
№ | Раздел/Блок | Кол-во часов |
Вводное занятие. | 1 | |
Денежный оборот. Деньги. Выпуск денежной массы. Виды денег. Валюта России. Валюты иностранных государств. Курсы валют. Фальшивые деньги. Карманные деньги. | 4 | |
Семейный бюджет. Доходы. Расходы. Понятие «семейный бюджет». Структура бюджета. Составление и анализ бюджета. Потребительская корзина. Прожиточный минимум. | 5 | |
Товары и услуги. Торговля. Типы магазинов. Способы оплаты товаров и услуг. | 5 | |
Человек в мире финансов. Финансовые организации. Банки. Виды банковских услуг. Микрофинансовые организации. Пенсионная система РФ. Налоговая система РФ. Страхование. | 5 | |
Защита проектов и исследовательских работ, выполненных за время участия в работе лагеря. | 1 |
Перспективно-тематическое планирование
№ занятия | Тема | Вид деятельности | Количество часов |
Организация деятельности. Подбор символики лагеря. | Представление участников в режиме конференции ZOOM. Проведение конкурса на лучший символ и девиз лагеря на странице сообщества. | 1 | |
Деньги. Виды денег. Выпуск денежной массы. Валюта России. | Денежный мультипликатор. Командная игра на платформе ZOOM «Погружение в океан финансов» | 1 | |
Валюты иностранных государств. Курсы валют. | Проектная работа «Поменяй на рубли» Работа с сайтом razvivashka.online. | 1 | |
Фальшивые деньги. | Фильм «Сказка о деньгах. Если купюра фальшивая» Видеолекция о способах определения фальшивки. | 1 | |
Карманные деньги. | Диспут «Карманные деньги: за и против» Презентация проекта старших школьников о карманных деньгах. | 1 | |
Понятие «семейный бюджет». Доходы. Расходы. | Просмотр видеоролика «Бюджет семьи». Решение кейсов. Онлайн – викторина по произведениям русской литературы. | 1 | |
Составление и анализ семейного бюджета. | Просмотр видеоролика «Заработная плата» Проектная работа «Составление семейного бюджета». | 2 | |
Прожиточный минимум. | Видеолекция, беседа | 1 | |
Потребительская корзина. | Работа над практико - ориентированным проектом «Потребительская корзина: реальный расчет» | 1 | |
Информация о товарах и услугах. Скидки. | Мастер - класс «Удачная покупка» Подготовка к исследовательской работе «Ищем выгодные скидки» | 2 | |
Способы оплаты товаров и услуг. Платежные средства. | Видео - лекция «Пластиковая карта», просмотр видеоролика «Как пользоваться банкоматом» Онлайн – квест «Финансовые будни» | 1 | |
Торговля. Типы магазинов. | Онлайн - чемпионат «Назад в монополию» | 1 | |
Интернет – покупки. | Просмотр видеоролика «Мы потребители финансовых услуг», кейс – игра на платформе ZOOM «Прими решение» ( с разделением на сессионные залы) | 1 | |
Банки. Банковские услуги. | Знакомство с сайтами ЦБ РФ, ФСС, ФНС, ПФ РФ, Банки.ру, Вашифинансы,ру, финлагерь.рф. Виртуальные экскурсии по ссылкам. | 1 | |
Микрофинансовые организации. | 1 | ||
Пенсионная система РФ | 1 | ||
Налоговая система РФ | 1 | ||
Страхование. | 1 | ||
Завершение работы над итоговыми проектами и исследовательскими работами. Презентация работ. | Оформление результатов, подготовка презентаций. Выступление. | 1 |
Список источников:
- Материалы недели финансовой грамотности (vashifinancy.ru)
- Анимированные презентации для школьников 2–11 классов и СПО | ХочуМогуЗнаю (xn--80afmshcb2bdox6g.xn--p1ai)
- Сценарии уроков по финансовой грамотности https://vashifinancy.ru/upload/iblock/b08/b08a50e91fffb60088a3df6967b427b1.pdf
- Электронный учебник по финансовой грамотности (xn--80aaeza4ab6aw2b2b.xn--p1ai)
- Смешарики/мультсериал 6+ https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s&t=131s
- Онлайн - игра https://abc.smeshariki.ru/
- Сериал «Моя семья и другие проблемы» - финансовый ромком для старшеклассников https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U4RXbFapgbdMBot_ssZVbpV
- Финансовые услуги | ХочуМогуЗнаю (xn--80afmshcb2bdox6g.xn--p1ai)
- Онлайн-уроки финансовой грамотности (dni-fg.ru)
- Финлагерь_архив (xn--80aggjplzz3f.xn--p1ai)
- Центральный банк РФ https://cbr.ru/
- Налоговая служба РФ https://www.nalog.ru/
- Пенсионный фонд РФ https://pfr.gov.ru/
- Фонд социального страхования РФ https://fss.ru/
- Банки.ру — финансовый супермаркет. Вклады, кредиты, ипотека, страховые и инвестиционные продукты (banki.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.
Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...
Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность" 7 класс
Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов...
рабочая программа по финансовой грамотности
Рабочая программа курса Основы финансовой грамотности для 9 класс....
Рабочая программа курса Финансовая грамотность 11 класс
Главная цель образовательной школы воспитание гармоничной личности, а гармоничная личность должна быть всесторонне развитой, т.е. владеть различными знаниями, умениями и навыками, обладать...
Рабочая программа по финансовой грамотности. 7 класс 2018 г.
РП по финграмотности 2018 7 кл....
Презентация для дистанционного занятия каникулярного финансового лагеря "Скидки в нашей жизни"
Презентация для дистанционного занятия каникулярного финансового лагеря "Скимдки в нашей жизни"...