Авторская рабочая программа каникулярного финансового лагеря Умная сова
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Захарова Ольга Владимировна

Рабочая программа каникулярного Финансового лагеря «Умная сова» для 5-9 классов разработана для организации занятий по финансовой грамотности  в рамках дистанционного обучения посредством создания сообщества в социальной сети в ВК, а также организации конференций на платформе  ZOOM. Здесь занятия рекомендуется проводить в таких формах, как  онлайн - викторины, квесты, квизы, командные игры с помощью работы в сессионных залах  ZOOM, просмотр обучающих видеороликов, участие обучающихся в виртуальных экскурсиях, выполнение заданий в виде Гуглформ и т.д. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бобровский

образовательный центр «Лидер» имени А.В. Гордеева

г. Бобров

Воронежская область

Авторская рабочая программа

каникулярного финансового лагеря

«Умная сова»»

для  5- 9  классов

Захарова Ольга Владимировна

учитель математики ВКК

МБОУ Бобровский образовательный

центр «Лидер» им. А.В. Гордеева

г. Бобров, 2021 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа финансового лагеря «Умная сова» для 5- 9 классов в области основного общего образования  разработана на основе следующих нормативных документов:

1.Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. «Об образовании РФ»;

2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;

3. ФГОС ООО.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».  

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 №40937)

Программа является прикладным курсом, который реализует интересы учащихся в сфере экономики и финансов. Рассчитана на 21 час.

        Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Проблема: непрерывное формирование финансовой грамотности учащихся, ответственности за принятие финансовых решений с учетом личной безопасности и благополучия в условиях, предусматривающих дистанционную форму занятий.

Новизна данной разработки заключается в возможности дистанционного проведения занятий посредством общения на платформе ZOOM и в социальном сообществе во ВКонтакте.

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.  

Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания участников лагеря об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно- деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Цели:

  • удовлетворение потребностей обучающихся в финансовой сфере, формирование финансово грамотного поведения;
  • приобретение финансового опыта при решении элементарных экономических вопросов, отработка навыков поиска и изучения информации в области финансов;
  • повышение интереса к дальнейшему получению знаний, повышающих финансовую грамотность.

Задачи:

  • усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
  • формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
  • развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
  • выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
  • освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
  • формирование информационной культуры школьников, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке;
  • воспитание ответственности за экономические решения.

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты 

  • выделять источники доходов семьи (реальные и номинальные) и основные виды расходов семьи;
  • составлять личный финансовый план;
  • правильно выбирать кредит, понимать, что такое инвестиции и как из0бежать финансовых махинаций;
  • выявлять принципы организации и эффективного ведения домашнего хозяйства в условиях рыночной экономики;
  • определять роль и функции семьи в условиях экономического кризиса, безработицы, рассчитать бюджет семьи.

Метапредметные результаты  

  • проводить комплексный поиск социальной информации в источниках различных типов, классифицировать социальные источники по типу информации;
  • использовать при поиске и систематизации социальной информации методы электронной обработки, отражения информации в различных знаковых системах (текст, таблица, схема, график, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
  • различать в предлагаемой для анализа информации факты и мнения, объяснения, суждения и интерпретации;
  • -  презентовать результаты собственной деятельности.

Личностные результаты 

  • - воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Виды и формы проведения занятий по данному учебному курсу:

Дискуссия, круглый стол, квест – игры, исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, познавательная беседа, интерактивная игра, мини-олимпиада, творческая работа, викторина, сюжетная игра, интерактивное путешествие, решение кейсов, работа с документами и сайтами финансовых организаций, конференция, конкурсы. Основная деятельность реализуется в формате видеоконференций.

Преподавание курса опирается на межпредметные связи с курсами экономики, математики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.

Содержание программы

Раздел/Блок

Кол-во часов

Вводное занятие.

1

Денежный оборот.

Деньги. Выпуск денежной массы. Виды денег. Валюта России. Валюты иностранных государств. Курсы валют. Фальшивые деньги. Карманные деньги.

4

 Семейный бюджет.

Доходы. Расходы. Понятие «семейный бюджет». Структура бюджета. Составление и анализ бюджета. Потребительская корзина. Прожиточный минимум.

5

Товары и услуги. 

Торговля. Типы магазинов. Способы оплаты товаров и услуг.

5

 Человек в мире финансов. Финансовые организации.

Банки. Виды банковских услуг.  Микрофинансовые организации. Пенсионная система РФ. Налоговая система РФ. Страхование.

5

 Защита проектов и исследовательских работ, выполненных за время участия в работе лагеря.

1

Перспективно-тематическое планирование

№ занятия

Тема

Вид деятельности

Количество часов

Организация деятельности. Подбор символики лагеря.

Представление участников в режиме конференции ZOOM. Проведение конкурса на лучший символ и девиз лагеря на странице сообщества.

1

Деньги. Виды денег. Выпуск денежной массы. Валюта России.

Денежный мультипликатор.

Командная игра на платформе ZOOM «Погружение в океан финансов»

1

Валюты иностранных государств. Курсы валют.

 Проектная работа «Поменяй на рубли» Работа с сайтом razvivashka.online.  

1

Фальшивые деньги.

Фильм «Сказка о деньгах. Если купюра фальшивая» Видеолекция о способах определения фальшивки.  

1

Карманные деньги.

Диспут «Карманные деньги: за и против» Презентация проекта старших школьников о карманных деньгах.

1

Понятие «семейный бюджет». Доходы. Расходы.

Просмотр видеоролика «Бюджет семьи».

Решение кейсов. Онлайн – викторина по произведениям русской литературы.

1

Составление и анализ семейного бюджета.

Просмотр видеоролика «Заработная плата»

Проектная работа «Составление семейного бюджета».

2

Прожиточный минимум.

Видеолекция, беседа

1

Потребительская корзина.

Работа над практико - ориентированным проектом «Потребительская корзина: реальный расчет»

1

Информация о товарах и услугах. Скидки.

Мастер - класс «Удачная покупка»

Подготовка к исследовательской работе «Ищем выгодные скидки»

2

Способы оплаты товаров и услуг. Платежные средства.

Видео - лекция «Пластиковая карта», просмотр видеоролика «Как пользоваться банкоматом»

Онлайн – квест «Финансовые будни»

1

Торговля. Типы магазинов.

Онлайн - чемпионат «Назад в монополию»

1

Интернет – покупки.

Просмотр видеоролика «Мы потребители финансовых услуг», кейс – игра на платформе ZOOM «Прими решение» ( с разделением на сессионные залы)

1

Банки. Банковские услуги.

Знакомство с сайтами ЦБ РФ, ФСС, ФНС, ПФ РФ, Банки.ру, Вашифинансы,ру, финлагерь.рф.

Виртуальные экскурсии по ссылкам.

1

Микрофинансовые организации.

1

Пенсионная система РФ

1

 Налоговая система РФ

1

 Страхование.

1

Завершение работы над итоговыми проектами и исследовательскими работами. Презентация работ.

Оформление результатов, подготовка презентаций.  Выступление.

1

Список источников:

  1. Материалы недели финансовой грамотности (vashifinancy.ru)
  2. Анимированные презентации для школьников 2–11 классов и СПО | ХочуМогуЗнаю (xn--80afmshcb2bdox6g.xn--p1ai)
  3. Сценарии уроков по финансовой грамотности https://vashifinancy.ru/upload/iblock/b08/b08a50e91fffb60088a3df6967b427b1.pdf
  4. Электронный учебник по финансовой грамотности (xn--80aaeza4ab6aw2b2b.xn--p1ai)
  5. Смешарики/мультсериал 6+ https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s&t=131s
  6. Онлайн - игра https://abc.smeshariki.ru/
  7. Сериал «Моя семья и другие проблемы» - финансовый ромком для старшеклассников https://www.youtube.com/playlist?list=PLdfibXRdj0U4RXbFapgbdMBot_ssZVbpV
  8. Финансовые услуги | ХочуМогуЗнаю (xn--80afmshcb2bdox6g.xn--p1ai)
  9. Онлайн-уроки финансовой грамотности (dni-fg.ru)
  10. Финлагерь_архив (xn--80aggjplzz3f.xn--p1ai)
  11. Центральный банк РФ https://cbr.ru/
  12. Налоговая служба РФ https://www.nalog.ru/
  13.  Пенсионный фонд РФ https://pfr.gov.ru/
  14. Фонд социального страхования РФ https://fss.ru/
  15. Банки.ру — финансовый супермаркет. Вклады, кредиты, ипотека, страховые и инвестиционные продукты (banki.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...

Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность" 7 класс

Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов...

рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа курса Основы финансовой грамотности для 9 класс....

Рабочая программа курса Финансовая грамотность 11 класс

Главная цель образовательной школы воспитание гармоничной личности, а гармоничная личность  должна быть всесторонне развитой, т.е.  владеть различными знаниями, умениями и навыками, обладать...

Презентация для дистанционного занятия каникулярного финансового лагеря "Скидки в нашей жизни"

Презентация для дистанционного занятия  каникулярного финансового лагеря "Скимдки в нашей жизни"...