Информационно-аналитический аспект деятельности волонтера
учебно-методический материал
ВВЕДЕНИЕ
Волонтерская деятельность – в разных ее проявлениях – является сегодня приметой времени. Массовые всероссийские мегапроекты и социальные катаклизмы, стихийные бедствия и возникающие с пугающей регулярностью гуманитарные проблемы, целый ряд факторов, связанных с развитием экономики страны в целом, – все это делает волонтерскую деятельность весьма востребованной. Ежедневно нам приходится сталкиваться с множеством проблем, некоторые из них мы в состоянии решить сами, а в некоторых требуется помощь. Человек оказывает и получает помощь ежедневно, будь то поддержка ощущаемая или просто одобрение. Помощь необходима людям хотя бы потому, чтобы почувствовать себя уверенным, знать, что тебя любят, интересуются и переживают за тебя. Особенно она нужна тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Таких людей не малое количество, и, быть может, мимо тебя ежедневно проходят десятки людей, кому нужна поддержка. У многих людей зачастую складывается ситуация, когда помощь со стороны близких родственников им не оказывается, и поэтому они нуждаются в посторонней помощи, которую им могут оказать волонтеры. Таким образом, волонтерская деятельность носит гражданский характер. Опыт деятельности показывает благотворительную направленность работы. Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождения в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких, как гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость.
В зависимости от мотивации такого рода социальной активности, результаты могут быть разными. Стремление помочь – одно из базовых человеческих отличий – соседствует порой с ощущением человеком собственной невостребованности и, как следствие, – со стремлением эту невостребованность восполнять. Возможность и умение быть полезным, проявляя свои профессиональные качества, подчас пересекаются с карьерными интересами. В итоге волонтерское движение, основываясь на целях высоких и благородных, на уровне общества в целом выглядит, как «мода» на волонтерство. Прежде всего, доброволец не должен заниматься волонтерской деятельностью с целью получения финансовой прибыли. Волонтерская деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
Как любое явление, обретающее более или менее массовый характер, добровольческое движение в Европе было поставлено на законодательную базу. Документы такого рода возникали сначала в отдельных государствах, а затем – и на межгосударственном уровне. Наиболее показательной в этом плане выглядит принятая на 11-й Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий специальная «Декларация добровольцев» (14.09.1990, Париж). Следующим шагом на этом пути стала известная Резолюция 55/57 Генеральной Ассамблеи ООН (от 24.09.2002), в которой правительствам всех стран, в том числе нашей, настоятельно рекомендовано оказывать системное содействие развитию добровольчества.
Безвозмездный труд волонтеров в нашей стране используется в различных областях — ликвидация последствий стихийных бедствий, проведение спортивных мероприятий, поиск людей, помощь социально незащищенным слоям населения и в других сферах, где государство не имеет возможности в полной мере удовлетворить потребности граждан. В волонтерской деятельности заинтересовано и государство, и общество в целом, что выражается в принятии соответствующих мер поддержки волонтерства. Это предоставление, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7 «О некоммерческих организациях» (ст. 31), льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям; полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом.
Таким образом, государству следует уделять больше внимания развитию волонтерского движения в России. Закон «О добровольчестве (волонтерстве)» нужен для того, чтобы социальное и благотворительное волонтерство было законным, эффективным и развивающимся, благодаря такому закону, волонтер наделяется правами и гарантиями. Этот закон будет призван представлять и защищать права наших добровольцев в России и за рубежом.
Меня очень заинтересовала эта тема. Сегодня перед законодателями стоит задача на федеральном уровне устранить имеющиеся пробелы в законе, разработать и принять базовый закон "О волонтерстве". Но Государственная Дума, на сегодняшний день, так и приняла закон. По этому поводу в обществе продолжаются острые дискуссии. Я решила разобраться, в чем же дело? Почему до сих пор Закон «О волонтерстве» в стадии разработки?
В связи с этим цель нашего исследования: изучение правовых основ волонтерского движения в РФ. Объект исследования:государственная молодежная политика и волонтерское движение в России. Предмет исследования: законопроект «О добровольчестве (волонтерстве)». Исходя из поставленной цели, выделенного объекта и предмета исследования, были определены следующие задачи:
1. Изучить законодательную базу деятельности волонтерского движения в РФ.
2. Проанализировать действующую нормативно-правовую базу деятельности волонтерского движения и правовые основы законопроекта «О волонтерстве».
3. Провести социологический опрос, изучить и проанализировать общественное мнение «за» и «против» принятия закона «О волонтерстве».
4. По результатам исследования внести предложения по законодательному регулированию волонтерской деятельности в РФ.
В работе использовались общенаучные методы исследования: теоретический (методы исторического анализа и синтеза публикаций и Интернет-источников); эмпирические (сравнение, сопоставление, социологический опрос).
ГЛАВА 1. Теоретический анализ.
-
Действующие нормативно-правовые основы деятельности волонтеров в РФ.
В настоящее время практика благотворительной деятельности граждан и организаций, а также добровольческая деятельность осуществляются на основании положений Федерального закона от 11.08.1995 № 135 (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; Распоряжения Правительства РФ от 30.07.2009 № 1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации».
На сегодняшний день общие правовые основы деятельности волонтеров регулируются следующими документами: Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.), Международная Конвенция о правах ребенка (1989 г.); Конституция РФ (1993 г., ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19).
Статус добровольцев в различных сферах деятельности регулируется следующими законодательными актами: Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (статья 5 – определение понятия «доброволец» в контексте благотворительной деятельности (виды такой деятельности – статья 2); Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».
Законодательные акты, регулирующие отдельные вопросы деятельности добровольцев:
Гражданский кодекс РФ (статья 582 «Пожертвование», с учетом Письма Минфина РФ от 29 декабря 2009 г. № 03-03-06/4/112); Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (определяет возможные организационно-правовые формы деятельности волонтерских объединений); Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (статья 31.1 – обучение и подготовка добровольцев государством, как одна из форм поддержки социально ориентированных НКО); Налоговый кодекс РФ (пункты 3, 4 статьи 217 – освобождение от налогообложения компенсаций добровольцам и выплат донорам).
На основании вышеперечисленных законов и законодательных актов, можно сделать вывод, что законодательно урегулированы следующие понятия деятельности добровольцев:
Общее определение: физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (статья 5 ФЗ «О благотворительной деятельности»). Благотворительная деятельность определяется в статье 2 того же ФЗ.
Правовая основа деятельности добровольцев: договор (статья 7.1 ФЗ «О благотворительной деятельности»). Его заключение допустимо, но не является обязательным, возможно его заключение в устной или простой письменной форме. Стороныдоговора: доброволец и благополучатель (адресат помощи добровольцев), доброволец и благотворительная организация.
Предмет договора – безвозмездное выполнение добровольцем работ (оказание услуг) благополучателю или благотворительной организации в рамках ее деятельности, компенсация расходов, в частности, на проезд, питание, жилье, СИЗ (средства индивидуальной защиты), страхование.
4. Организационно-правовая форма деятельности добровольцев – благотворительная организация, общественная организация без образования юридического лица.
Не урегулированы: Стандарты помощи, оказываемой волонтерами /добровольцами; Особый порядок допуска добровольцев к сферам помощи, требующим специальной подготовки — пока есть только в отношении добровольной пожарной охраны, в стадии подготовки - в отношении народных дружин.
Основы государственной политики в отношении волонтерства в России сформулированы в «Концепции развития благотворительной деятельности и добровольчества» от 30.07.2009 № 1054р.
Действующее законодательство использует термины «добровольцы» и «волонтеры», вкладывая в них не совсем идентичное содержание.
Добровольцы — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности), а волонтеры — граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность. Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что законодатель рассматривает волонтерство, как разновидность добровольчества в строго определенной сфере.
Таким образом, государство дало право гражданам заниматься волонтерской деятельностью, но не создало для этого должных условий. Российские волонтеры обделены гарантиями. Нет четкого законодательного регулирования таких вопросов как: кто должен оплачивать проезд, питание, проживание добровольцев, кто должен наделять волонтеров орудиями труда, нет обязательного страхования от несчастных случаев и материального ущерба, согласно настоящему законодательству работа волонтера не может быть записана в трудовой стаж. Законы России не предусматривают какие-либо поощрения и льготы для добровольцев. Как следствие, мы видим крайне низкую заинтересованность наших сограждан заниматься волонтерской деятельностью.
-
Изучение, анализ проекта закона «О добровольчестве (волонтерстве)».
В декабре 2016 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин призвал Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Общественную палату России предметно поддержать волонтерские движения и некоммерческие организации. В послании Федеральному собранию глава государства отметил, что волонтерство в РФ активно развивается в самых разных сферах. По итогам послания Президент поручил этим организациям до 30 апреля 2017 года разработать план мероприятий по развитию волонтерского движения1. Глава государства обратил внимание, что сегодня в волонтерских проектах участвует много школьников и студентов, а в целом подобные движения развиваются в таких важных сферах, как поисковые движения (30%), уход за больными (25%), забота о природе и животных (18%), образование (13%), поддержка больных людей с ограничениями по здоровью (5%), краеведение (4%), спорт (3%).
Разработка нормативно-правовой базы волонтерской деятельности названа одним из приоритетов работы на 2017 год. На сегодняшний день есть разные виды регулирования добровольческой деятельности, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Проект закона «О добровольчестве» был внесен в Госдуму членами Совета Федерации летом 2013 года. Цель законопроекта заключается в создании правовой основы функционирования в России добровольчества, структуры, механизмов работы волонтерских институтов и организаций, определении полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в данной области. Летом 2013 года на законопроект было получено заключение правительства, в котором ряд положений документа подвергся критике. В частности, указывалось, что законопроект фактически сводит волонтерскую деятельность лишь к добровольческому труду и не предусматривает регулирование деятельности, направленной на поддержку общественных объединений и ассоциаций, корпоративное добровольчество. Кроме того, проект предусматривает освобождение организаторов волонтерской деятельности и членов добровольческих организаций от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом, но не раскрывает механизм оказания такой поддержки. На сегодняшний день движение проекта остановилось в Государственной Думе, но Совет Федерации обратил свое внимание в сторону законопроекта. Этот закон — позиция государства, которая показывает, что доброволец нужен.
Но упомянутый законопроект вызвал оживленную дискуссию. Критике подверглись не только отдельные положения документа, высказывались и мнения, что этот проект закона может навредить всему волонтерскому движению. Мнение сводилось к тому, что те, кто желает помогать, в состоянии всегда осуществить задуманное и без специальных правил. Активная критика отдельных позиций закона велась, прежде всего, в связи с идеей ведения реестра волонтеров, а также выдачей им личных учетных книжек. Законодатель предлагает данные вопросы до конца проработать в регионах.
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование.
2.1. Сравнительный анализ.
Проведем сравнительный анализ действующих правил организации и осуществления волонтерской деятельности, а также изменений, предлагаемых законопроектом «О волонтерстве». Так, например, перечень видов волонтерской деятельности, установленных ст. 2 действующего ФЗ «О благотворительной деятельности», носит закрытый характер, а законопроект «О волонтерстве» приводит основные виды деятельности, при этом их перечень остается открытым (ч. 2 ст. 5) (см. приложение 1). Посмотрев прилагаемую таблицу приложения 1, мы видим, что порядок осуществления добровольческой деятельности в действующем ФЗ «О благотворительной деятельности», для всех категорий добровольцев не определен, а в законопроекте «О волонтерстве» закреплены определения и статус организатора добровольческой деятельности (ст.10). В настоящее время учет деятельности волонтеров на федеральном уровне не установлен, а в предлагаемом законопроекте будет введена система учета регистрации волонтеров и их объединений, причем зарегистрированные в ней субъекты получат доступ к информации о планируемых и осуществляемых, добровольческих акциях и программах (ст. 7). Информационная поддержка добровольчества на сегодняшний день не закреплена законодательно, а законопроект «О волонтерстве» предусматривает создание информационной системы добровольчества. Она будет содержать сведения сведений о волонтерских организациях, волонтерах, волонтерских проектах и акциях в ходе их реализации, государственных и муниципальных программах поддержки и стимулирования добровольчества и иных сведений, касающихся добровольчества (ст. 2).
Как видим, существуют некоторые противоречия между Федеральным законом «О благотворительной деятельности» и законопроектом «О волонтерстве» — например, в части сферы действия законодательства о волонтерстве. Переходные положения законопроекта (гл. 4), а также общие положения (гл. 1) не содержат указания на его приоритетное применение в случае противостояния с другими нормативными актами, в отличие от Федерального закона «О благотворительной деятельности» (ч. 2 ст. 3). Из этого следует, что в случае принятия законопроекта в таком виде, многие его положения не получат реализации.
Сравнительный анализ показывает, что законопроект «О волонтерстве» носит рамочный характер — многое оставлено на усмотрение самих волонтеров, их объединений и организаторов, что логично, учитывая добровольный и инициативный характер добровольческой деятельности.
2.2. Социологический опрос.
В рамках исследовательской работы был проведен социологический опрос населения, занимающихся различными видами деятельности, разных по полу и возрасту. В опросе приняли участие 150 респондентов в возрасте 12 – 40 лет: обучающиеся средних общеобразовательных учебных заведений, студенты, молодежь, военнослужащие, жители города. Опрос проводился посредством анкетирования в общеобразовательных школах, учреждениях города и Интернет-анкетирования через социальные сети.
Целью проводимого социологического опроса является изучение общественного мнения по вопросу законодательного регулирования волонтерской деятельности в нашей стране. Было разработано два вида анкет, согласно возрасту опрошенных участников (см. приложение 2 и 3). Переходя к детальному изучению данных, полученных в ходе исследования, можно отметить, опрошенные респонденты разделились на возрастные категории, что видно на графике (см. приложение 4). Стоит отметить, что анкета анонимна. Результаты по первой предлагаемой анкете:
1. На вопрос о волонтерской деятельности ответили все, но, что удивительно: не знают, что такое волонтерская деятельность, 5% опрошенных. Как ни странно, это военнослужащие. Очевидно, данная категория респондентов недостаточно знакома с молодежными движениями в нашей стране (результаты вопроса № 1 представлены в приложении 5). 2. Как видно на представленной диаграмме (см. приложение 6), 84% опрошенных представляют себе содержание волонтерской деятельности, как безвозмездный труд во благо других людей, 8% - как частично оплачиваемый труд во благо других, и только 3% - как любой другой оплачиваемый труд, 5% респондентов считают, что волонтерский труд – это бесполезное занятие, и не следует тратить свое время, на эту деятельность.
3. Большая часть граждан (61%) считает, что волонтерство в нашей стране набирает популярность, и только 7% опрошенных утверждают, что волонтерское движение совсем не распространено (см. приложение 7). 4. Как видно на диаграмме (см. приложение 8), большинство опрошенных (45%) указывают на то, что решающим фактором при принятии решения стать волонтером является наличие свободного времени.
5. По вопросу «Каким образом государство должно поддерживать волонтерскую деятельность?» мнения опрашиваемых разделились: 34% считают, что это должно быть премирование, 29% считают, что государство должно предоставлять льготы волонтерам, а 18% считают, что должны выдаваться бесплатные билеты в театры, на концертные площадки и волонтеры должны обеспечиваться путевками в дома отдыха. 14% считают, что государство должно присваивать определенные звания за волонтерскую деятельность, и только 5% респондентов считают, что государственная поддержка нецелесообразна (см. приложение 9).
6. И, наконец, на главный вопрос по исследуемой работе «Должно ли быть законодательное регулирование волонтерского движения» почти 90% опрошенных респондентов дали положительный ответ.
Таким образом, следует вывод, что дети и подростки, принимавшие участие в анкетировании, лучше осведомлены о волонтерской деятельности, чем взрослые. При этом как дети, так и взрослые считают, что добровольческое движение в нашей стране должно быть законодательно урегулировано.
ГЛАВА 3. Предложения по законодательному регулированию волонтерского движения в рамках исследовательской работы.
Разработка проекта Федерального Закона «О добровольчестве (волонтерстве)» была направлена на систематизацию и устранение пробелов действующего законодательства о волонтерстве, а также упорядочение добровольческой деятельности. По итогам соцопроса выяснилось, что большинство респондентов выступают за регулирование вопросов добровольческого движения в России на законодательном уровне. В связи с тем, что законопроект, вступает в коллизии и противоречия с действующими федеральными законодательными и подзаконными актами и правоприменительной практикой, необходимо урегулировать их действие с помощью внесения поправок. В рамках данного проекта предлагаю внести следующие поправки в законопроект «О добровольчестве (волонтерстве)»:
1) Гл. 1 ст. 2 п. 5. В Проекте закона указано, что получателем помощи добровольца (волонтера) является, в том числе, юридическое лицо. Полагаю, необходимо уточнить статус получателей помощи добровольца: не просто юридическое лицо, а именно некоммерческая негосударственная организация, за исключением политических партий. Безвозмездный труд в пользу юридических лиц - коммерческих организаций, имеющих основной целью получение и распределение прибыли между учредителями (участниками), исключает общественную пользу и противоречит основным принципам добровольчества, по существу являясь неосновательным обогащением узкой группы лиц, согласно нормам ГК РФ.
2) Гл. 1 ст. 2. По результатам опроса основополагающим фактором участия в волонтерском движении респонденты считают наличие свободного времени. Между тем в ст. 2 п. 2 обсуждаемого закона указано, что добровольчество (волонтерство) – совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно, в свободное от работы (учебы) время деятельности, в интересах получателей помощи добровольца (волонтера). Отсюда можно сделать вывод, что в качестве добровольца нельзя будет зарегистрировать временно не работающего или безработного, а также пенсионеров, то есть граждан именно из той категории населения, которая обладает неограниченным запасом свободного времени, тогда как в законопроекте речь идет о физических лицах, свободных от работы (учебы). Думаю, что надо дополнить ст. 2 п. 2 перечнем категорий граждан, способных осуществлять волонтерскую деятельность (например, безработные, пенсионеры и т.д.).
3) Из пункта выше следует, что в случае расширения перечня лиц, способных стать участниками добровольческого движения (волонтерами), а именно - после включения в данный перечень пенсионеров, безработных и т.д., то есть в большинстве своем граждан, относящихся категории малообеспеченных, возникает острая необходимость в их поддержке со стороны государства. Эту же мысль поддерживает и большинство опрошенных в результате анкетирования. Исходя из вышеизложенного, предлагаю Гл. 2 ст. 11 п. 5изложить в следующей редакции: Доброволец (волонтер) имеет право на:
п. 5. получение спецодежды и возмещение расходов на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов, страхование жизни и здоровья и прочих затрат, в случае, если это предусмотрено заключенным с добровольцем (волонтером) в письменной форме гражданско-правовым договором, а также в обязательном порядке в случае привлечения добровольцев (волонтеров) к выполнению опасных видов работ.
4) Гл. 2 ст. 16 п. 2 и п. 3 также изложить в следующей редакции: п.2 полное или частичное освобождение добровольцев (волонтеров) от оплаты государственных или муниципальных услуг при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проанализировав нормативно-правовую базу волонтерского (добровольчества) движения в Российской Федерации, законодательные материалы, данные соцопроса, публикации в средствах массовой информации, можно сделать вывод, что волонтерское движение в нашей стране сегодня приобретает массовый характер, с каждым годом привлекая все больше людей различного возраста и социального статуса. Между тем, кто давно участвует в добровольческом движении, и новички отмечают, что имеющаяся в настоящее время законодательная база несовершенна и работает не в полной мере.
Среди причин, препятствующих развитию добровольчества, является отсутствие соответствующих норм, процедур, механизмов режима благоприятствования процессам создания волонтерства и другим формам проявления социально полезной общественной жизни (льготы, налоги, аренда помещений, статус и т.д.). До сегодняшнего дня не создана нормативно-правовая база, регулирующая деятельность добровольцев, отсутствие свода правил и обязанностей, кодекса добровольцев, регулирующего взаимоотношения между субъектами и объектами добровольчества. Отсутствие государственных программ (на федеральном и региональном уровне), стимулирующих участие молодежи в социально значимой добровольческой деятельности. Для поддержки и развития волонтерского движения необходимо на государственном уровне формирование позитивного имиджа волонтера как важного фактора социально-экономического развития страны. Эффективное развитие волонтерства невозможно без государственных программ поддержки структур, занимающихся подготовкой и обучением волонтеров, проведение форумов, слетов, мастер-классов и т.п.
Подводя итог, необходимо акцентировать внимание на том, что в основе волонтерства всегда лежит какая-то нерешенная социальная проблема, а цель законотворчества - устранение проблем. Закон должен облегчать волонтерам решение социальных проблем и в тоже время служить "лифтом" для подъема этих проблем на федеральный уровень для их последующего устранения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_i_praktika_volonterstva.ppt | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности жизни европейских государств, в которых развито волонтерство - политика государства, включающая поощряющее налоговое законодательство, организационную и финансовую поддержку НКО, развитую правовую базу деятельности общественных объединений; - уровень развития частно-предпринимательского сектора, являющегося основным источником различных ресурсов для деятельности волонтеров по собственному желанию, спонсоров и чиновников; - развитый средний класс, имеющий традиции непосредственной и опосредованной благотворительности; - уровень развития организаций добровольческого сектора, имеющего знания и навыки по привлечению и организации труда добровольцев; - семейные ценности и традиции активного служения обществу, альтруизма, заботы и социальной инновации; - гражданские ценности и осознанное служение обществу, а не персонам со стороны СМИ; - стратегии гражданского образования и воспитания, реализуемые системой государственного образования; - осознанная активная позиция по развитию гражданского общества со стороны сообщества ученых и педагогов.
Особенности добровольчества в России 1) не определен статус добровольца в обществе; 2) не разработаны системные методы привлечения населения к добровольческой деятельности; 3) добровольческое движение отличается стихийностью, спонтанностью, нестабильностью; 4) недостаточно развита положительная пропаганда добровольчества.
Удовлетворение первичных потребностей: приготовление и раздача пищи; пошив одежды; работа на свежем воздухе; работа, связанная с различными спортивными мероприятиями и непосредственным участием в них.
Удовлетворение потребности в безопасности: распространение экологически чистых продуктов; работа в коллективе (расширение круга безопасного общения); работа с правоохранительными организациями; работа для улучшения уже имеющихся умений и навыков, что поможет укрепить свои позиции в коллективной деятельности, или получение новых знаний.
Удовлетворение социальных потребностей: организация и участие в публичных мероприятиях; консультирование или выполнение работы администратора, воспитателя или диспетчера; совместная работа лиц противоположного пола.
Удовлетворение потребности чувства гордости и престижа: работа представителем организации во время контактов с внешними лицами; работа в качестве руководителя группы, ответственного за ход и результаты коллективной деятельности.
Самореализация: творческая деятельность с ненормированным графиком работы; работа преподавателя.
Наиболее часто встречаемые мотивы для деятельности добровольцев знакомство с новыми людьми; борьба с одиночеством; одобрение со стороны окружающих; ощущение нужности обществу; для развлечения; ощущение причастности к важным социальным проблемам; выражение своего творческого начала; приобретение практических навыков и знаний; расширение собственного кругозора;
возможности для личностного роста; завязывание новых связей и появление новых контактов, которые в дальнейшем помогут в трудоустройстве; возможность для карьерного роста; получение рекомендаций для карьерного роста или учебы; заполнение свободного времени; развитие навыков и умений, которые не используются на оплачиваемой работе; выражение религиозных убеждений и приверженностей; выражение сострадания и солидарности нуждающимся людям.
Работа с подростками требует учета нескольких важных правил: работа не должна мешать основному обучению; не стоит поручать им однообразную работу; в каждом деле обязательно должно быть место для проявления собственной инициативы и персональной ответственности; их участие должно быть согласованно с родителями и учителями; работа должна быть безопасной (строгий контроль со стороны взрослых), в т.ч., для детской психики, без психологического прессинга для них; необходимо четко определять средства поощрения; нужно демонстрировать по возможности перспективы деятельности в организации и обсуждать с ними планы на будущее не переоценивать способности детей, особенно вслух, перед широким кругом людей.
Направления работы волонтеров: формирование здорового образа жизни, пропаганда антитабачного, антиалкогольного и анти-наркотического поведения, развитие патриотических движений, работа с людьми ограниченных возможностей, помощь в организации общественно-значимых мероприятий , организация досуга детей, подростков, престарелых, а также социально незащищённых групп населения, адресная шефская помощь, экологическая защита; спортивная, туристическая и военная подготовка; трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады); благотворительные акции по сбору пожертвований; профилактика правонарушений и работа с лицами, находящимися в социально опасном положении; медицинская помощь (службы милосердия в больницах);
Возможные формы волонтерской деятельности: мероприятия и акции; проекты и программы; конференции; круглые столы; фестивали; конкурсы; лагеря; благотворительные аукционы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА результатов профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы Козловой Елены Валентиновны
Анализ результатов работы за пятилетний период для аттестации...
Самооценка результатов педагогической деятельности в форме информационно – аналитической справки.
Самооценка результатов педагогической деятельности в форме информационно – аналитической справки....
Информационно-аналитический проект "Загадочные соседи: экологические аспекты динамики популяции рыжего таракана"
Работа направлена на популяризацию смежных дисциплин - биологии и экологии в общем и этномологии в частности....
Информационно-аналитическая записка о деятельности лагеря труда и отдыха «КРУТО» (Команда Ребят, Умеющих Трудиться и Отдыхать) при НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»
Проблема организации летнего досуга всегда остро стояла и стоит перед администрацией школы и родителями. Нет гарантий того, что пассивный, неорганизованный отдых подростков не приведет к проявлению ас...
Информационно-аналитическая записка о деятельности лагеря труда и отдыха «КРУТО» (Команда Ребят, Умеющих Трудиться и Отдыхать) при НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»
Проблема организации летнего досуга всегда остро стояла и стоит перед администрацией школы и родителями. Нет гарантий того, что пассивный, неорганизованный отдых подростков не приведет к проявлению ас...
Информационно-аналитический аспект деятельности волонтера
Проблемы и трудности волонтерской деятельности Во все времена волонтерская деятельность была важна для развития будущего гражданского общества, пропагандируя человечность, патриотизм. Рассмотрим ...
Информационно – аналитическая справка о деятельности волонтерского отряда «Экоград»
Лето – великолепная возможность для получения новых и закрепления имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного образования, это время для развития творческого потенциала, приобщ...