Информационно – аналитическая справка о деятельности волонтерского отряда «Экоград»
статья по биологии (5, 6 класс)

Калачева Анна Викторовна

Лето – великолепная возможность для получения новых и закрепления имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного образования, это время для развития творческого потенциала, приобщения к социокультурным и нравственным ценностям, удовлетворения индивидуальных интересов, развлечений, игр, а также непрерывность образования, которую возможно, осуществить через деятельность дневного оздоровительного лагеря.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно – аналитическая справка о деятельности волонтерского отряда «Экоград»

Лето – великолепная возможность для получения новых и закрепления имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного образования, это время для развития творческого потенциала, приобщения к социокультурным и нравственным ценностям, удовлетворения индивидуальных интересов, развлечений, игр, а также непрерывность образования, которую возможно, осуществить через деятельность дневного оздоровительного лагеря.

На базе летнего лагеря дневного пребывания «Сюрприз» был организован волонтерский отряд экологического направления, реализующийся в научно-исследовательской и творческой деятельности.

Воспитание экологической культуры параллельно с оздоровлением детей стало основополагающим в составлении программы для профильного отряда. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках экологического отряда, позволило детям уйти от стереотипов обучения, что сделало его более увлекательным, мобильным и повысило образовательный потенциал. Работа экологического отряда при школе способствовало расширению и углублению знаний о природе.  Дети научились оценивать состояние окружающей среды, самостоятельно составили план  природоохранной деятельности.

Реализация целей и задач лагеря осуществлялась в форме исследовательской деятельности. Работа нашего отряда была организована на базе кабинета биологии, что позволило превратить лагерь в большую экологическую лабораторию.

Все чаще и чаще люди говорят о проблемах пресных водоемов. Некогда полноводные реки мельчают, загрязнены сточными водами, бытовым мусором, агрохимией и пестицидами. Сложно сказать, остались ли на планете водоемы, воду которых можно использовать без предварительной очистки.

Для экологии планеты загрязнение рек - это серьезная проблема. Поэтому важно уже на этапе взросления ребенка говорить о бережном отношении к окружающей его природе. И поэтому работа профильного отряда была выстроена на изучении экологического состояния ручья Ржавец с Бокино.

В отряде были созданы научные сообщества. Каждое сообщество вело свою исследовательскую работу:

«Растительный мир» - дети вели работу над изучением растительного мира водоема;

«Животный мир» - дети изучали фауну водоема.

«Забота» - дети занимались исследованием и оценкой экологического состояния водоема.

В отряде  также действовали органы самоуправления, отвечающие за разные направления работы (спортивное, экологическое, творческое и т.д.).

В программе уделено большое внимание пропаганде здорового образа жизни, девиз этого направления «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Цель занятий: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться укрепить свое здоровье, применяя навыки и умения в согласии с законами природы.

Каждый день проводились утренние зарядки. Дети часто выходили на экскурсии к водоему. Походы совершались пешком, что способствовало укреплению и оздоровлению организма ребенка.

Основные направления работы отряда: 

Интеллектуально-познавательное

Интеллектуально-познавательное направление в профильном отряде «Экоград» сосредоточено на воспитании у ребенка стремления к знанию, к пониманию процессов жизнедеятельности живых организмов, взаимосвязях в природе, умению оценивать состояние природного объекта, анализировать и делать выводы. Работа в этом направлении осуществлялась на базе познавательных бесед, лабораторных работ, исследований, викторин.

Перечень основных мероприятий:

  • рекогносцировочное обследование объекта;
  • познавательная беседа «Круговорот воды в природе»;
  • лабораторные работы «Вода в ручье Ржавец», «Почва», «Мир в капле воды»;
  • экологический ликбез «Биоценоз водоема»;
  • сбор и закладка гербария.

Экологическое направление

Данное направление включает теоретические занятия, учебные экскурсии, проведение исследовательской работы. Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.

Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, защиту рефератов, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение школы, работа на пришкольных участках.

Перечень основных мероприятий:

  • «Экологический калейдоскоп».
  • игра «Экологическое лото».
  • экскурсия «Растительный и животный мир водоема»
  • концертная программа «Зеленая планета».
  • экологическая операция «Родник».
  • конкур «Красота природы».
  • круглый стол «Экология водоемов».
  • просмотр и обсуждение кинофильма по экологической тематике.

Экскурсии в лагере «Экоград» проводились непосредственно в природу, на исследуемый объект.

Содержание экскурсий было различным. Методы и виды работ тоже. Это - беседа, рассказ экскурсовода, наблюдения, практическая работа, самостоятельная работа, обработка собранного материала.
Работа в лагере строилась в два этапа:

  • 1-я половина дня – исследовательская работа.
  • 2-я подготовка отчета о проделанной работе, представление своих работ, выступление с результатами исследований на мини-конференции.

Во время работы лагеря обязательно соблюдался четкий режим дня. Определяется время прихода, завтрака, обеда, проведение мероприятий (экспедиции, экскурсии), подвижных игр и спокойных занятий (рисование, изучение природных объектов, чтение биологической литературы и т. п.), время личного отдыха и др. В дни дальних походов послеобеденное время отведено для спокойных занятий – обработки собранного материала, рисования, отдыха.

Перед любой экскурсией проводился инструктаж по правилам поведения, соблюдению осторожности, мерам профилактики, способам оказания первой помощи.

Во время проведения экспедиций дети знакомились с жизнью водоема, его  растительным и животным миром, учились  собирать материал для исследования, запоминали ядовитые растения и меры профилактики отравлений. Учились защищаться от укусов кровососущих насекомых, узнали правила защиты от укуса энцефалитного клеща, пчелы, осы; знают, как вести себя при встрече со змеёй. В походах учились ориентироваться на местности, находить нужные приметы, что немаловажно для формирования навыков сохранения здоровья в дикой природной среде и при чрезвычайных ситуациях.

В лагере были организованы подвижные игры на воздухе, в жаркую погоду – экологические акции, экскурсии и т.п.

Особенно ребята полюбилась  работа с микроскопами, причем младшие следят за химическими исследованиями старших, рассматривают книги, журналы, энциклопедии, атласы по биологии, экологии. Это время для свободных, доверительных бесед, интересных рассказов детей о встречах с природой, для духовно-нравственного становления личности. Важно сохранение и укрепление не только физического, но и духовного здоровья. Открывая для себя мир природы, дети учатся любить и не обижать слабых.

Подобная организация летнего досуга позволяет не только обеспечить познание детьми природы, но и сформировать навыки исследования окружающей среды. Деятельность летнего экологического лагеря в полной мере способствует сохранению и укреплению физического и нравственного здоровья ребят, формирует навыки здорового образа жизни, а также выживания в природной среде, учит понимать природу и не бояться ее.

C:\Users\вова\Desktop\конкурс лагерь\фото\IMG_20190627_104312_HDR.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о работе профилактического отряда "Школьный дозор"

Анализ работы профилактического отряда за 2011-2012 учебный год...

Самооценка результатов педагогической деятельности в форме информационно – аналитической справки.

Самооценка результатов педагогической деятельности в форме информационно – аналитической справки....

Отчет о деятельности волонтерского отряда "Улыбка" в 2014-2015 учебном году

В 2014-2015 учебном году в МОУ гимназии №1 продолжил работу волонтерский отряд "Улыбка", созданный в апреле прошлого учебного года. В отчете анализируются некоторые направления деятельности воло...

Самооценка результатов педагогической деятельности Е.Д. Адаменко за 2010-2015 г.г. в виде информационно-аналитической справки

Материал содержит самооценку результатов педагогической деятельности учителя французского языка в виде информационно-аналитической справки  по новым требованиям к аттестации педагогических кадров...

Информационно-аналитическая справка о результатах деятельности учителя английского языка 1 Пересыпкинского филиала МБОУ 2 Гавриловской сош Витютневой Ольги Егоровны в качестве классного руководителя 11 класса

Информационно-аналитическая справкао результатах деятельностиучителя английского языка1 Пересыпкинского филиала МБОУ 2 Гавриловской сошВитютневой Ольги Егоровны в качестве классного руководителя 11 кл...

Аналитическая справка о деятельности отряда профилактики правонарушений “Дневной дозор” в ГБОУ “Актанышская КШИ

В настоящее время в школе особое внимание уделяется организации и проведению ранней профилактики правонарушений среди учащихся. Одним из звеньев школьной системы профилактики правонарушений и преступл...